Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka_khimiya_dunaeva_l.a.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конструкт  урока

Предмет: химия

Класс: 9

Тема: «Реакции   ионного  обмена »

Технология: личностно-ориентированная

Тип урока: урок открытия  новых  знаний

УМК: 1. Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Учебник химии 9 класс. 12-е переработанное, изд.       М. «Просвещение», 2010г.

          2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 класс., изд.  М. «Просвещение», 2010г.

         3. Князева М.В. Поурочные планы для преподавателей. Химия 9 класс. По учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., изд. «Учитель» г.Волгоград 2013г.

         4.Рабочая программа для 9 класса.

Цель: познакомить с понятием реакции  ионного обмена, с условиями, при которых они протекают, формировать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений.

Ресурсы: учебник, таблица растворимости, карточки-инструкции  по правилам техники  безопасности  и  к  лабораторной  работе, компьютер, слайды,  химические  оборудование  и  реактивы .

         Задачи  урока:         

  1. Образовательные: 

-научить учащихся составлению реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и сокращенных видах;

-выявить условия реакций ионного обмена, при которых они протекают до конца.

  1. Развивающие:

-совершенствовать умения и навыки учащихся работы с лабораторным

оборудованием и химическими  реактивами;

-обеспечить развитие всех видов мышления;

-формировать культуру организации умственного труда;

-развивать у школьников умение оценивать работу одноклассников

     3. Воспитательные:

             - формировать познавательный  интерес  к химии;

            -способствовать формированию научного мировоззрения;        

            -выполнение лабораторных опытов с соблюдением правил техники безопасности;

            -экономное расходование химических реактивов;

           -аккуратное заполнение в рабочих тетрадях учащихся результатов опытов.

На уроке используются следующие методы:

           -фронтальная беседа;      

           -исследовательский;

           -объяснительно-иллюстративный;  

           -частично-поисковый.


                                      Планируемые  результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1.В познавательной сфере:

  • знать условия  реакций ионного обмена (РИО);
  • уметь записывать РИО в молекуляр- ном, полном, сокращенном видах.

1.Регулятивные УУД:

  • уметь формулировать тему, цели урока  и добиваться  их достижения;
  • прогнозировать ситуацию будущих событий (о возможности протекания химической  реакции, образовании осадка, газа или воды, как малодиссоциирующего вещества)
  • умение управлять своей познавательной деятельностью;
  • оценивать свои
  • достижения  на уроке;

2.В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать и оценивать  какая реакция будет протекать до конца, а какая реакция практически не пойдет;

2.Познавательные  УУД:

  • осуществлять поиск  и анализ информации с помощью различных источников (лабораторных опытов, слайдов, таблицы растворимости, таблиц учебника );
  • формулировать и решать познавательные задачи;
  • устанавливать причинно-следственные связи.
  • применять  знания в использовании РИО в  практике, соблюдая ПТБ.
  • определять качественные реакции на определенные ионы.

3.Коммуникативные  УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группе;
  • умение вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою позицию.

               

                      План  урока

Этапы  урока

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

УУД

1.Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Выявление  отсутствующих.

Проверка  химического оборудование и инструктивных  карт  на столах.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1)Многие видные ученые того времени  не понимали и не признавали ТЭД(1887г.)

С.Аррениуса, за которую  и ему в   была присуждена  Нобелевская  премия (1903г.).

  Так, например, академик П.Клеве говорил: «Это чистая фантазия! Возможно ли, чтобы калий самостоятельно существовал в растворе? Ведь любой ученик знает, что калий бурно реагирует с водой».  В  чём заблуждения  академика  П. Клеве?!

1)Вспоминают  заслуги С. Аррениуса в данной теме, анализируют слова академика П. Клеве.  

Личностные: смыслообразование,

самоопределение

3.Актуализация знаний.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1) Проанализируйте слова  академика П.Клеве и докажите, что ТЭД- это не фантазия?!

2) Проанализируйте  свойства ионов  по таблице №3,  стр. 14  учебника.

3)Обсудите в парах, где можно использовать  знания о  химических свойствах ионов?

1)Изображают  электронные формулы атома и иона калия и делают вывод: « Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам».

2) По таблице приходят к выводу: « Ионы отличаются по химическим свойствам»

3) Свойства ионов можно использовать для их определения в  продуктах, в  лекарствах, в ядах

и тд. с помощью качественных реакций.

Познавательные: уметь анализировать

табличную информацию, делать выводы.

Личностные: осознавать полезную  и вредную  роль  качественных  реакций  на ионы   в жизни.

4.Постановка  учебной темы и цели урока.

Цель.

Определение  темы и  цели  урока.

1)Предлагает учащимся проделать  2 опыта  по инструктивной карте ( работа в парах), повторив необходимые правила техники безопасности при работе с хим.веществами.

2) Что наблюдали, сделайте выводы.

3) Сформулируйте  тему  урока.

4) Обсудите проблему  РИО и сформулируйте в парах цель урока.

1) Проговаривают ПТБ при работе с кислотами и щелочами.

2) Проделывают  в парах 2 опыта и делают выводы:

- между  ионами  идут реакции;

- реакции между ионами идут, но не всегда, что можно определить по видимым признакам

 ( выпал осадок или нет).

 3)Тема: «Реакции ионного  обмена (РИО) » (запись в тетради)

4)Цель: « Определить условия протекания  реакций ионного  обмена»

Познавательные: уметь сравнивать, анализировать результаты опытов, определять проблему.

Регулятивные: уметь с помощью  учителя или самостоятельно формулировать тему, цель  урока.

Коммуникативные: уметь  организовывать работу в парах, определять свои цели, функции, принятия решения.

5.Открытия нового знания.

Цель. 

Формирования умения писать ионные уравнения и   определение  всех условий протекания РИО.

1) Предлагает уч-ся написать молекулярные уравнения (МУ) к проделанным  двум  опытам.

2) Осуществите  взаимопроверку МУ в парах.

3) Учитель включает слайд с правильно  написанными  МУ.

4) Предлагает сделать  вывод, ответив на вопрос в инструктивной карте.

 

5) Предлагает учащимся   написать  ещё два  уравнения, используя алгоритм написания ионных уравнений (на слайде).

6) Предлагает проверить правильность написания, включив  следующий слайд с ионными уравнениями (беседа по  затруднениям уч-ся при написании РИО).

7)  Какие ещё  могут быть условия РИО?!

Это вам предстоит  также  выяснить, проделав  остальные   опыты   и выполнив все требования по инструкции.

1) Пишут молекулярные  уравнения.

2) Проверяют друг у друга  правильность МУ, анализируют  ошибки.

3) Самоконтроль  написанных МУ.

4) Вывод: РИО идут в том случае, если выпадет осадок ( ВаSО4↓), без видимых признаков РИО не идут.

5) Один ученик   на доске,  а остальные в тетрадях  пишут по алгоритму  полное  и сокращённое ионные уравнения, используя знания о диссоциации  веществ.

6) Осуществляют  самоконтроль, выявляя свои  ошибки  ( вопросы учителю  или  товарищу по парте).

7)  Учащиеся проводят  лабораторные опыты, самостоятельно пишут уравнения в трёх видах, осуществляют взаимоконтроль в парах.

Регулятивные: уметь осуществлять

самооценку и  взаимооценку  по предложенным критериям.

Коммуникативные: умение общаться, осуществлять контроль.

Познавательные: уметь выполнять лабораторный эксперимент, самостоятельно решать познавательные задачи, анализировать полученную информацию, устанавливать причинно- следственную связь.

6. Закрепление изученного материала.

Цель.

Закрепить  знания о РИО, их условиях протекания.

Подведение результатов

лабораторного эксперимента.

1)Предлагает  ещё раз  осуществить  самопроверку  написанных РИО, используя   § 4.

2) Напоминает  проблемный вопрос, который является  целью урока: при каких условиях идут

РИО? ( стих. для  запоминания - творческое дом.задание ).

3) Предлагает проверить результаты  лабораторной работы.

4) Предлагает  еще раз обобщить: какие вещества не  диссоциируют на ионы в РИО?

1) Осуществляют  самоконтроль по написанным уравнениям ионных реакций, используя данные  учебника - таблицы № 4.

2) Вывод:  РИО протекают до конца, если выполняются  три  условия: 1. выпадает осадок;

2.выделяется газ; 3.образуется малодиссоциирующее  вещество, например, вода (записывают в конспект).

3)Подводят итоги  лабораторной работы :

- результат 3 опыта – выделение  углекислого газа СО2  и воды Н2О, которые не диссоциируют на ионы;

- результат 4 опыта- образование малодиссоциирующего  вещества – воды Н2О;

- результат 5 опыта – признаков химической реакции нет, значит РИО  не идёт.

4) Вывод: на ионы не диссоциируют осадки, газы, слабые электролиты (вода) и неэлектролиты (записывают в конспект).

Познавательные: уметь находить, сопоставлять нужную информацию,

находить, исправлять свои ошибки выделять главное, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе нужной информации, умение выражать свои мысли, слушать, вступать в  диалог.

Личностные: осознавать свой вклад в решении проблемы, цели урока, проявлять  доброжелательность, аргументировано оценивать свои и чужие действия, соблюдать ПТБ для сохранения здоровья.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель.

Подвести  итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

1)Подводит итог урока и  просит  проанализиро-

вать   и оценить  индивидуальную   работу на уроке,  а также работу  в парах.

 2)Выставление оценок за урок некоторым учащимся.

Обсуждают  проблемные  моменты  в  практической и теоретической  частях  работы , оценивают  свою деятельность.

Личностные: способность к личностной саморефлексии, самооценке  своих результатов.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности  (выявление слабо усвоенных моментов, определение целей дальнейшей деятельности).

8.Домашнее задание.

Цель.  Дать дифференцированное домашнее задание

1)Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание:

1уровень сложности- написать МУ и ионные уравнения для предложенных веществ;

2уровень сложности – написать МУ и ионные уравнения, используя предложенное сокращенное ионное уравнение.

3 уровень сложности – творческое  задание: составить опорную схему, кластер, слайды, стихи и др. по данной теме, например,

Химик «правила обмена»

Не  забудет  никогда:

В  результате – непременно

Будет  газ  или  вода,

Выпадет  осадок-

Вот  тогда  порядок!

1) Осознанно фиксируют домашнее задание и выбирают уровень сложности.

Личностные: мотивация к  обучению,  необходимости выполнения домашней  работы.

Регулятивные: определять уровень усвоения нового знания  и успешности домашней работы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции замещения"

8 класс урок химии по теме : "Реакции замещения"...

Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"

тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...

Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»

Конспект  урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...

Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"

Данная разработка содержит в себе:- Технологическую карту-конспект урока,- Дидактические материалы....

Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"

Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1.      Формирование знаний об обрати...

Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"

Презентация дополняет конспект урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"...