Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_uroka_khimiya_dunaeva_l.a.docx | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока
Предмет: химия
Класс: 9
Тема: «Реакции ионного обмена »
Технология: личностно-ориентированная
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: 1. Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Учебник химии 9 класс. 12-е переработанное, изд. М. «Просвещение», 2010г.
2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия 8-9 класс., изд. М. «Просвещение», 2010г.
3. Князева М.В. Поурочные планы для преподавателей. Химия 9 класс. По учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., изд. «Учитель» г.Волгоград 2013г.
4.Рабочая программа для 9 класса.
Цель: познакомить с понятием реакции ионного обмена, с условиями, при которых они протекают, формировать навыки составления полных и сокращенных ионных уравнений.
Ресурсы: учебник, таблица растворимости, карточки-инструкции по правилам техники безопасности и к лабораторной работе, компьютер, слайды, химические оборудование и реактивы .
Задачи урока:
- Образовательные:
-научить учащихся составлению реакций ионного обмена в молекулярном, полном ионном и сокращенных видах;
-выявить условия реакций ионного обмена, при которых они протекают до конца.
- Развивающие:
-совершенствовать умения и навыки учащихся работы с лабораторным
оборудованием и химическими реактивами;
-обеспечить развитие всех видов мышления;
-формировать культуру организации умственного труда;
-развивать у школьников умение оценивать работу одноклассников
3. Воспитательные:
- формировать познавательный интерес к химии;
-способствовать формированию научного мировоззрения;
-выполнение лабораторных опытов с соблюдением правил техники безопасности;
-экономное расходование химических реактивов;
-аккуратное заполнение в рабочих тетрадях учащихся результатов опытов.
На уроке используются следующие методы:
-фронтальная беседа;
-исследовательский;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично-поисковый.
Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
1.В познавательной сфере:
| 1.Регулятивные УУД:
|
|
2.В ценностно-ориентационной сфере:
| 2.Познавательные УУД:
|
|
| 3.Коммуникативные УУД:
| |
| ||
План урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Проверка химического оборудование и инструктивных карт на столах. | |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1)Многие видные ученые того времени не понимали и не признавали ТЭД(1887г.) С.Аррениуса, за которую и ему в была присуждена Нобелевская премия (1903г.). Так, например, академик П.Клеве говорил: «Это чистая фантазия! Возможно ли, чтобы калий самостоятельно существовал в растворе? Ведь любой ученик знает, что калий бурно реагирует с водой». В чём заблуждения академика П. Клеве?! | 1)Вспоминают заслуги С. Аррениуса в данной теме, анализируют слова академика П. Клеве. | Личностные: смыслообразование, самоопределение |
3.Актуализация знаний. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1) Проанализируйте слова академика П.Клеве и докажите, что ТЭД- это не фантазия?! 2) Проанализируйте свойства ионов по таблице №3, стр. 14 учебника. 3)Обсудите в парах, где можно использовать знания о химических свойствах ионов? | 1)Изображают электронные формулы атома и иона калия и делают вывод: « Ионы отличаются от атомов по строению и свойствам». 2) По таблице приходят к выводу: « Ионы отличаются по химическим свойствам» 3) Свойства ионов можно использовать для их определения в продуктах, в лекарствах, в ядах и тд. с помощью качественных реакций. | Познавательные: уметь анализировать табличную информацию, делать выводы. Личностные: осознавать полезную и вредную роль качественных реакций на ионы в жизни. |
4.Постановка учебной темы и цели урока. Цель. Определение темы и цели урока. | 1)Предлагает учащимся проделать 2 опыта по инструктивной карте ( работа в парах), повторив необходимые правила техники безопасности при работе с хим.веществами. 2) Что наблюдали, сделайте выводы. 3) Сформулируйте тему урока. 4) Обсудите проблему РИО и сформулируйте в парах цель урока. | 1) Проговаривают ПТБ при работе с кислотами и щелочами. 2) Проделывают в парах 2 опыта и делают выводы: - между ионами идут реакции; - реакции между ионами идут, но не всегда, что можно определить по видимым признакам ( выпал осадок или нет). 3)Тема: «Реакции ионного обмена (РИО) » (запись в тетради) 4)Цель: « Определить условия протекания реакций ионного обмена» | Познавательные: уметь сравнивать, анализировать результаты опытов, определять проблему. Регулятивные: уметь с помощью учителя или самостоятельно формулировать тему, цель урока. Коммуникативные: уметь организовывать работу в парах, определять свои цели, функции, принятия решения. |
5.Открытия нового знания. Цель. Формирования умения писать ионные уравнения и определение всех условий протекания РИО. | 1) Предлагает уч-ся написать молекулярные уравнения (МУ) к проделанным двум опытам. 2) Осуществите взаимопроверку МУ в парах. 3) Учитель включает слайд с правильно написанными МУ. 4) Предлагает сделать вывод, ответив на вопрос в инструктивной карте.
5) Предлагает учащимся написать ещё два уравнения, используя алгоритм написания ионных уравнений (на слайде). 6) Предлагает проверить правильность написания, включив следующий слайд с ионными уравнениями (беседа по затруднениям уч-ся при написании РИО). 7) Какие ещё могут быть условия РИО?! Это вам предстоит также выяснить, проделав остальные опыты и выполнив все требования по инструкции. | 1) Пишут молекулярные уравнения. 2) Проверяют друг у друга правильность МУ, анализируют ошибки. 3) Самоконтроль написанных МУ. 4) Вывод: РИО идут в том случае, если выпадет осадок ( ВаSО4↓), без видимых признаков РИО не идут. 5) Один ученик на доске, а остальные в тетрадях пишут по алгоритму полное и сокращённое ионные уравнения, используя знания о диссоциации веществ. 6) Осуществляют самоконтроль, выявляя свои ошибки ( вопросы учителю или товарищу по парте). 7) Учащиеся проводят лабораторные опыты, самостоятельно пишут уравнения в трёх видах, осуществляют взаимоконтроль в парах. | Регулятивные: уметь осуществлять самооценку и взаимооценку по предложенным критериям. Коммуникативные: умение общаться, осуществлять контроль. Познавательные: уметь выполнять лабораторный эксперимент, самостоятельно решать познавательные задачи, анализировать полученную информацию, устанавливать причинно- следственную связь. |
6. Закрепление изученного материала. Цель. Закрепить знания о РИО, их условиях протекания. Подведение результатов лабораторного эксперимента. | 1)Предлагает ещё раз осуществить самопроверку написанных РИО, используя § 4. 2) Напоминает проблемный вопрос, который является целью урока: при каких условиях идут РИО? ( стих. для запоминания - творческое дом.задание ). 3) Предлагает проверить результаты лабораторной работы. 4) Предлагает еще раз обобщить: какие вещества не диссоциируют на ионы в РИО? | 1) Осуществляют самоконтроль по написанным уравнениям ионных реакций, используя данные учебника - таблицы № 4. 2) Вывод: РИО протекают до конца, если выполняются три условия: 1. выпадает осадок; 2.выделяется газ; 3.образуется малодиссоциирующее вещество, например, вода (записывают в конспект). 3)Подводят итоги лабораторной работы : - результат 3 опыта – выделение углекислого газа СО2 и воды Н2О, которые не диссоциируют на ионы; - результат 4 опыта- образование малодиссоциирующего вещества – воды Н2О; - результат 5 опыта – признаков химической реакции нет, значит РИО не идёт. 4) Вывод: на ионы не диссоциируют осадки, газы, слабые электролиты (вода) и неэлектролиты (записывают в конспект). | Познавательные: уметь находить, сопоставлять нужную информацию, находить, исправлять свои ошибки выделять главное, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе нужной информации, умение выражать свои мысли, слушать, вступать в диалог. Личностные: осознавать свой вклад в решении проблемы, цели урока, проявлять доброжелательность, аргументировано оценивать свои и чужие действия, соблюдать ПТБ для сохранения здоровья. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель. Подвести итог урока. Самооценка результатов деятельности. | 1)Подводит итог урока и просит проанализиро- вать и оценить индивидуальную работу на уроке, а также работу в парах. 2)Выставление оценок за урок некоторым учащимся. | Обсуждают проблемные моменты в практической и теоретической частях работы , оценивают свою деятельность. | Личностные: способность к личностной саморефлексии, самооценке своих результатов. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности (выявление слабо усвоенных моментов, определение целей дальнейшей деятельности). |
8.Домашнее задание. Цель. Дать дифференцированное домашнее задание | 1)Задает и комментирует дифференцированное домашнее задание: 1уровень сложности- написать МУ и ионные уравнения для предложенных веществ; 2уровень сложности – написать МУ и ионные уравнения, используя предложенное сокращенное ионное уравнение. 3 уровень сложности – творческое задание: составить опорную схему, кластер, слайды, стихи и др. по данной теме, например, Химик «правила обмена» Не забудет никогда: В результате – непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок- Вот тогда порядок! | 1) Осознанно фиксируют домашнее задание и выбирают уровень сложности. | Личностные: мотивация к обучению, необходимости выполнения домашней работы. Регулятивные: определять уровень усвоения нового знания и успешности домашней работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции замещения"
8 класс урок химии по теме : "Реакции замещения"...
Разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме "Реакции обмена"
тип урока: урок изучения нового материала.Цели урока:Образовательная.В результате урока ученики узнают:что такое реакция обмена;как отличить реакцию обмена от других химических реакций;что такое реакц...
Урок на тему "Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена"
Урок в 11 классе...
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Реакции обмена»
Конспект урока по химии в 8 классе на тему:«Реакции обмена»...
Урок в 8 классе "Условия протекания реакций ионного обмена до конца"
Данная разработка содержит в себе:- Технологическую карту-конспект урока,- Дидактические материалы....
Поурочная разработка урока 9 класс по теме:"Реакции ионного обмена"
Тема урока: «Реакции ионного обмена». Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протеканияЗадачи:Обучающие:1. Формирование знаний об обрати...
Презентация к уроку химии в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"
Презентация дополняет конспект урока в 8 классе по теме "Реакция нейтрализации"...