Рабочая программа к учебному курсу география 5класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Пономарева Елена Владимировна

Рабочая программа, пояснительная записка, планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_6_klass_2016.docx41.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района

Погребская  средняя общеобразовательная школа

Согласовано                                                                                                                                        Утверждено

Зам.директора по УВР                                                                                                                       Директор школы

_______Борисова С.М.                                                                                                                     ____Цыганкова М.В.

Протокол МС №____                                                                                                                        Приказ №_________

от___________2018 г.                                                                                                                       от__________2018 г.

Рабочая программа к учебному курсу

География

6 класс

Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. География Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа, 2016.

  Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост.

  С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2012

Авторская программа по географии основного общего образования 5- 9 класса   авторы

И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин                                                            

Учитель географии

Пономарева Елена Владимировна

Погребы

2018 – 2019  учебный год

                                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

6 класс ГЕОГРАФИЯ

Рабочая программа по географии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ – М., Просвещение - (Стандарты второго поколения с изменениями);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г, регистрационный номер 19993);
  • Учебного плана  МБОУ Брасовского района Погребской средней общеобразовательной школы на 2016-2017 учебный год
  •  Рабочих программ. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. М.: Дрофа, 2012

УМК:

  1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2016 г. ФГОС
  2. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2016 ФГОС 
  3. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013. ФГОС.
  4. Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016
  5. Атлас. «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2016

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа линии УМК издательского центра «Дрофа» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс.

Построение содержания курса географии для основной школы опирается на природоведческий курс «Окружающий мир» в начальной школе и «География. Начальный курс. 5 класс», при разработке курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений.

Курс «География. Начальный курс» в 6 классе рассчитан на 35 учебных часов за год обучения (1 час в неделю).

Цели и задачи географии в основной школе:

             

Основная цель «Начального курса географии» - развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

       Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • формирование представлений о единстве компонентов природы, объяснение их взаимосвязей;
  • формирование представлений о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей;
  • развитие знаний о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
  • формирование практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
  • развитие знаний о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях такого взаимодействия;
  • воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.

        География -  единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и  естественно - научного знания. Курс  «География. Начальный курс» является частью целостного учебного предмета «География». Начальный курс географии – это второй по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 ГЕОГРАФИИ В 6 КЛАССЕ

Введение

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля – планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Виды изображений поверхности Земли

План местности.

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

Практические работы № 1, 2, 3.

Географическая карта.

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин. Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Практическая работа № 4.

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера.

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин во времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

Практическая работа № 5.

Гидросфера.

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

Практическая работа № 6.

Атмосфера.

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

Практические работы № 7, 8, 9.

Биосфера. Географическая оболочка.

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

Практическая работа № 10.

Население Земли

Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

Программой предусмотрено выполнение в данном курсе десяти обязательных практических работ:

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

5. Составление описания форм рельефа.

6. Составление описания внутренних вод.

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Введение».

Предметные результаты обучения.

Обучающийся должен уметь:

– называть методы изучения Земли;

– называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

– объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

– приводить примеры географических следствий движения Земли.

Раздел «Виды изображений поверхности Земли».

Предметные результаты обучения.

Обучающийся должен уметь:

– объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

– называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

– приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

– находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

– читать план местности и карту;

– определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

– производить простейшую съемку местности;

– классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

– ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

– определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

– называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Раздел «Строение Земли. Земные оболочки».

Предметные результаты обучения.

Обучающийся должен уметь:

– объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

– называть и показывать основные географические объекты;

– работать с контурной картой;

– называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

– приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

– определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

– классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

– объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;

– измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

– составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

– описывать погоду и климат своей местности;

– называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

– называть меры по охране природы.

Раздел «Население Земли».

Предметные результаты обучения.

Обучающийся должен уметь:

– рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

– приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

– составлять описание природного комплекса;

– приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

Метапредметные результаты обучения.

Обучающийся должен уметь:

– ставить учебную задачу под руководством учителя;

– планировать свою деятельность под руководством учителя;

– работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

– работать в соответствии с предложенным планом;

– участвовать в совместной деятельности;

– сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

– оценивать работу одноклассников;

– выделять главное, существенные признаки понятий;

– определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

– сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

– высказывать суждения, подтверждая их фактами;

– классифицировать информацию по заданным признакам;

– искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

– работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

– классифицировать информацию;

– создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Личностные результаты обучения.

Обучающийся должен обладать:

– ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

– опытом участия в социально значимом труде;

– осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

– коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

– пониманием ценности здорового образа жизни;

– основами экологической культуры.

Тематическое планирование

по географии в 6 классе (35 часов)

№ п\п

Наименование раздела программы, тема урока

 

Кол - во часов

Дата

проведения

План.

Факт.

Раздел 1. Введение.

1

1

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Земля – планета Солнечной системы.

1

Раздел 2.

Виды изображений поверхности Земли

Тема1. План местности

9

4

   

2

Понятие о плане  местности. Масштаб. П.р. №1 «Изображение здания школы в масштабе»

1

3

Стороны горизонта.

Ориентирование.  П.р. №2 «Определение направлений и азимутов по плану местности»

1

4

Изображение на плане неровностей земной поверхности

1

5

Составление простейших планов местности. П.р. №3 «Составление  плана местности методом маршрутной съемки»

1

Тема 2. Географическая карта

5

6

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

1

7

Градусная сеть на глобусе и картах

1

8

Географическая широта.

1

9

Географическая долгота. Географические координаты. Пр.р. №4 «Определение

географических координат объектов и объектов по их географическим координатам»

1

10

Изображение на физических картах высот и глубин.        

1

Раздел 3 Строение Земли. Земные оболочки.

22

Тема 1. Литосфера        

5

11

Земля и ее внутреннее строение

1

12

Движение земной коры. Вулканизм.

1

13

Рельеф суши. Горы.

1

14

Равнины суши П.р. №5 «Составление описания форм рельефа»

   

1

15

Рельеф дна Мирового океана.

1

Тема 2: Гидросфера

6

16

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

1

17

Движение воды  в  океане.

1

18

Подземные воды.

1

19

Реки

1

20

Озера. П.р. №6 «Составление описания внутренних вод»

1

21

Ледники.

1

Тема 3. Атмосфера

7

22

Атмосфера: строение, значение, изучение.

1

23

Температура воздуха П.р. №7 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры».

1

24

Атмосферное давление. Ветер. П.р. №8 «Построение розы ветров»

1

25

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. П. р. №9 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным»

1

26

Погода

1

27

Климат

1

28

Причины, влияющие на климат

1

Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка.                        

29

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

1

30

Распространение организмов в Мировом океане.

1

31

Природный комплекс  П. р.  №10 «Составление характеристики природного комплекса (ПК)»

1

32

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки»

1

Раздел 4.  Население Земли

3

33

Население Земли

1

34

Итоговая контрольная работа.

1

35

Человек и природа. Обобщающий урок.

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "География материков и океанов" 7 класс.

Курс географии материков и океанов второй  по счету школьный курс географии....

Рабочая программа к учебному курсу «География 6-9 классов»

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс

  Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель про...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...