Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_kl.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу

«География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира»

для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль) и составлена на основе следующих документов:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии (углубленный уровень)

- Рабочей программы по географии для 10-11 классов. Углублённый уровень / авт.-сост. Н.Е. Бургасова, М.И. Подболотова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — 152 с.- (Образовательный стандарт).

- Положением  о структуре, порядке  разработки, экспертизы  и утверждения рабочей программы учебных предметов, курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №1 им.Ю.К.Намитокова» а.Понежукая от 09.04.16г. №21/2.

    Планируемые результаты освоения  учебного предмета

В результате изучения географии в 10 классе на профильном уровне ученик научится:

  понимать:

  • особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
  • смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, географическое разделение труда;
  • применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
  • характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
  • решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.

Содержание  учебного  предмета

Преподавание ведется по учебнику: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский

       География: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Углублённый уровень. Количество часов в году – 102

Оценочных практических работ – 18 часов

Контрольных срезов –3  часа

Резерв – 3 часа

Общая характеристика мира

Тема 1. Страны современного мира (4 часа)

Содержание темы

Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального устройства. Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.

Основные образовательные идеи

• Современный мир — это мир большого разнообразия стран.

• Развитые и развивающиеся страны — два полюса современного мира.

Тема 2. География населения мира (20 часов)

Содержание темы

Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Теория демографического перехода. Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Классификация языков. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское население. Урбанизация.

Основные образовательные идеи

• Быстрый рост населения мира — причина серьёзной глобальной проблемы.

• Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества.

• Конфликты на этнической и религиозной почве, как правило, возникают в силу экономических причин.

• Современный рисунок размещения населения мира — результат длительного исторического процесса.

• Городская форма расселения — основная в современном мире.

Практические  работы

Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности.

Определение на основании демографических параметров типа страны.

Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.

Составление рейтинга стран с наибольшим и наименьшим этнорелигиозным составом населения.

Защита авторских моделей размещения городов.

Тема 3. Мировые природные ресурсы (25 часов)

Содержание темы

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Проблема исчерпания минеральных ресурсов. Исчерпаемые возобновимые ресурсы. Земельные ресурсы. Лесные ресурсы. Водные ресурсы. Проблема опустынивания. Проблема нехватки воды и её загрязнения. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические. Рекреационные ресурсы. Всемирное наследие.

Основные образовательные идеи

• Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития человека и цивилизации.

• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.

• Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

Практические  работы

Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов.

Выявление особенностей размещения минеральных ресурсов  возможности их использования. По каждому виду ресурсов определение: состава (видов), назначения (использования), размещения и оценки запасов, удобства для использования (освоения), форм использования и путей защиты (от истощения, загрязнения).

Составление таблицы «10 стран — мировых лидеров по запасам разных видов природных ресурсов»

Составление краткой аналитической справки о природно-ресурсном потенциале отдельных регионов мира и презентация авторских материалов.

Решение географических задач на основе формул расчёта  ресурсообеспеченности.

Тема 4. Природа и человек (10 часов)

Содержание темы

Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Ноосфера. Географическая оболочка и окружающая среда. Природопользование. Экология и экологические проблемы. Загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы и атмосферы. Проблема истощения природных ресурсов. Пути решения экологических проблем.

Основные образовательные идеи

• Взаимоотношения человека и природы развивались и изменялись по мере развития человека и цивилизации.

• Воздействие хозяйственной деятельности на природу приобрело глобальный характер.

• Экологические проблемы связаны с исчерпанием запасов природных ресурсов и загрязнением окружающей среды.

• Человек обладает богатым набором разнообразных природных ресурсов, часть из которых — неисчерпаемые.

• Всё возрастающие объёмы использования природных ресурсов привели к возникновению проблемы истощения запасов исчерпаемых ресурсов.

Практическая работа

Составление картосхемы «Природные условия жизни населения планеты» и краткой аналитической записки о влиянии природных условий и ресурсов на экономику и жизнедеятельность человека в крупном регионе мира.

Тема 5. Мировое хозяйство и научно-техническая революция  (8 часов)

Содержание темы

Разделение труда. Виды разделения труда. Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Виды стран по их роли в мировом хозяйстве. Экономическая интеграция, глобализация. Научно-техническая революция. Характерные черты современной НТР. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.

Основные образовательные идеи

• Мировое хозяйство объединило национальные хозяйства стран мира в единый хозяйственный организм, существующий на основе взаимосвязи и взаимозависимости стран.

• Научно-техническая революция изменила облик современного мира, повлияв на все стороны жизни общества.

Практическая работа

Обозначение на контурной карте и составление характеристики главных центров современного мирового хозяйства

Тема 6. Отрасли мирового хозяйства (25 часов)

Содержание темы

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Современные тенденции в развитии отраслей мировой промышленности. Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство, «зелёная революция». Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе, транспорт развитых и развивающихся стран. Международные экономические отношения. Мировая торговля и открытая экономика. Мировая торговля. Товарная структура мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Меж-дународные  услуги. Международный туризм.

Основные образовательные идеи

• Современная тенденция развития мировой промышленности связана с сохранением значения развитых стран при возрастающей роли развивающихся.

• Промышленность, сельское хозяйство и транспорт развитых и развивающихся стран имеют глубокие исторически сложившиеся различия.

Практические работы

Составление картосхемы «География мировой химической и лесной промышленности».

Определение групп стран, лидирующих по производству сельскохозяйственной продукции.

• Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов.

Составление общей характеристики транспорта (автомобильного, водного, трубопроводного).

• Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.

• Определение основных направлений международной торговли.

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (6 часов)

Содержание темы

Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития. Принципы стратегии устойчивого развития.

Основные образовательные идеи

• Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с рядом проблем, решение которых усилиями отдельно взятой страны невозможно.

• У человечества есть возможности, силы и ресурсы для решения глобальных проблем.

Практическая работа

       Анализ материалов, опубликованных по теме «Проблемы глобального изменения окружающей среды человеком и пути их решения»

     

   Перечень обязательной географической номенклатуры

Природные ресурсы:

Страны мира, богатые:

Нефтью

Газом,

Каменным углем,

Железными рудами,

Земельными ресурсами,

Водными ресурсами,

Лесными ресурсами северного и южного пояса.

Страны мира:

Крупнейшие по численности населения.

С наибольшей продолжительностью жизни.

Страны с наиболее высоким естественным приростом.

Страны с отрицательным естественным приростом.

Крупнейшие городские агломерации мира:

Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.

Десять мировых центров:

Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.

Страны – лидеры по промышленному производству в мире:

США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.

Великие горнодобывающие страны мира:

США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.

Страны с узкой специализацией по добыче сырья:

Медные руды: Чили, Перу, Замбия.

Олово: Малайзия.

Бокситы: Гвинея, Ямайка.

Фосфориты: Марокко.

Страны-лидеры:

По выработке электроэнергии.

По производству алюминия.

По добычи нефти, газа, угля, железных руд.

По выплавке стали.

По производству алюминия.

По производству автомобилей.

По производству станков.

По производству химических волокон.

По производству хлопчатобумажных тканей.

По производству пшеницы, кукурузы, риса, сахарной свеклы, сахарного тростника, хлопка, чая, кофе, какао, крупного рогатого скота, овец, свиней.

По размерам торгового флота.

Морские порты:

Лондон, Роттердам, Шанхай, Токио, Осака, Нью-Йорк, и др.

Все данные даны на страницах учебника (в тексте и приложении)

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов (всего)

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Контрольные работы

Контрольные срезы

1

Страны современного мира

4

2

География населения мира

20

4

3

Мировые природные ресурсы

25

6

2

4

Природа и человек

10

5

Мировое хозяйство и научно-техническая революция  

8

1

6

Отрасли мирового хозяйства

25

6

7

Глобальные проблемы человечества

5

1

1

8

Резерв

3

                         Итого:

102

18

3

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

проведения

план

факт

Страны современного мира  (4 часа)

1

Типы стран современного мира

1

2

Развитые и развивающиеся государства

1

3

Классификации стран мира. Типы стран мира

1

4

Тестирование по теме: « Страны современного мира»

1

География населения мира  (20 часов)

5

Численность и динамика населения мира

1

6

П/р №1  Определение на основании демографических параметров типа страны

1

7

Теория демографического перехода

1

8

Расчёт основных демографических показателей

1

9

П/р №2  «Расчёт демографических параметров: естественного прироста, рождаемости, смертности»

1

10

Половозрастной состав населения и трудовые ресурсы

1

11

П/р №3 «Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран»

1

12

Расовый и этнический состав населения

1

13

Религиозный состав населения.

1

14

Этнорелигиозные конфликты

1

15

Этнорелигиозное разнообразие мира — источник культурного и интеллектуального богатства человечества

1

16

П/р №4 «Составление рейтинга стран с наибольшим и наименьшим этнорелигиозным составом населения»

1

17

Размещение населения и его миграции

1

18

Сельское и городское население

1

19

Современные международные миграции населения: плюсы и минусы

1

20

Урбанизация в развитых и развивающихся странах. Модели размещения городов

1

21

Всемирное культурное и природное наследие как одно из доказательств общности народов мира

1

22

Подготовка мультимедийных презентаций на тему «Всемирное культурное и природное наследие как одно из доказательств общности народов мира»

1

23

Тестирование по теме: «География населения мира»

1

24

Урок обобщение пройденного материала

1

Мировые природные ресурсы  (25 часов)

25

Природные ресурсы

1

26

Минеральные ресурсы

1

27

П/р №5«Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов»

1

28

Рудные и нерудные полезные ископаемые ресурсы

1

29

П/р №6  «Выявление особенностей размещения минеральных ресурсов  возможности их использования. По каждому виду ресурсов определение: состава (видов), назначения (использования), размещения и оценки запасов, удобства для использования (освоения), форм использования и путей защиты (от истощения, загрязнения)»

1

30

Директорский контрольный срез (тестирование)

1

31

Земельные ресурсы

1

32

География  размещения земельных ресурсов мира и перспективы их использования

33

Лесные ресурсы

1

34

Творческая работа по теме: «Роль лесов в жизни человека»

1

35

Водные ресурсы

1

36

География  размещения водных ресурсов мира и перспективы их использования

1

37

П/р №7 Составление и анализ таблицы «Страны — лидеры по запасам водных ресурсов»

1

38

Неисчерпаемые ресурсы

1

39

Ресурсы Мирового океана

1

40

Особенности размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана и перспективы их использования

1

41

Рекреационные ресурсы

1

42

Природно-рекреационные ресурсы, культурно-исторические ресурсы.

1

43

География важнейших видов природных ресурсов, современная обеспеченность ими мира и отдельных его регионов и стран

1

44

П/р №8 Составление таблицы «10 стран — мировых лидеров по запасам разных видов природных ресурсов»

1

45

Природно-ресурсный фактор развития современного общества

1

46

Контрольный срез (тестирование) за I полугодие

1

47

Анализ контрольного среза. П/р №9  «Составление краткой аналитической справки о природно-ресурсном потенциале отдельных регионов мира и презентация авторских материалов»

1

48

 Мировые природные ресурсы

1

49

П/р №10 «Решение географических задач на основе формул расчёта ресурсообеспеченности»

1

Природа и человек  (10 часов)

50

Взаимоотношения между природой и обществом

1

51

Природопользование и экологические проблемы

1

52

Географическая  экспертиза  разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов

1

53

Загрязнение окружающей среды

1

54

Диспут  на тему «Человек раб или господин природы?»

1

55

Пути решения экологических проблем

1

56

Современные решения проблемы природопользования

1

57

Природа и человек

1

58

Основные направления рационального природопользования

1

59

П/р №11«Составление картосхемы «Природные условия жизни населения планеты» и краткой аналитической записки о влиянии природных условий и ресурсов на экономику и жизнедеятельность человека в крупном регионе мира»

1

Мировое хозяйство и научно-техническая революция  (8 часов)

60

Формирование мирового хозяйства

1

61

Современная эпоха НТР

1

62

География  размещения мирового хозяйства в эпоху НТР

1

63

НТР и мировое хозяйство

1

64

НТР в международном географическом разделении

1

65

Мировое хозяйство и научно-техническая революция

1

66

Характеристика главных центров современного мирового хозяйства

1

67

П/р №12 «Обозначение на контурной карте и составление характеристики главных центров современного мирового хозяйства»

1

Отрасли мирового хозяйства  (25 часов)

68

Топливно-энергетический комплекс

1

69

Тенденции и направления развития ТЭК

1

70

Электроэнергетика

1

71

Металлургия. Черная  металлургия

1

72

Металлургия. Цветная  металлургия

1

73

Машиностроение

1

74

География мировых центров машиностроения

1

75

Современные особенности развития и размещения топливной промышленности, металлургии и машиностроения

1

76

Химическая и лесная промышленность

1

77

П/р №12 Составление картосхемы «География мировой химической и лесной промышленности»

1

78

Сельское хозяйство. Земледелие

1

79

Сельское хозяйство. Животноводство

80

Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран

1

81

П/р №13 «Определение групп стран, лидирующих по производству сельскохозяйственной продукции»

1

82

Транспорт мира

1

83

Мировая транспортная система

1

84

П/р №14 «Составление общей характеристики транспорта (автомобильного, водного, трубопроводного)»

1

85

Современные проблемы в отраслях химической и лесной промышленности, сельского хозяйства и транспорта

1

86

Мировая торговля и открытая экономика

1

87

П/р №15 «Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов»

1

88

Международные экономические отношения

1

89

Отрасли мирового хозяйства

1

90

П/р №16  «Характеристика главных центров современного мирового хозяйства»

1

91

П/р №17 «Определение основных направлений международной торговли»

1

92

Тестирование по теме: «Отрасли мирового хозяйства» 

1

Глобальные проблемы современности  (6 часов)

93

Глобальные проблемы человечества

1

94

Стратегия устойчивого развития

1

95

Глобальные проблемы современности

1

96

П/р №18 Анализ материалов, опубликованных по теме «Проблемы глобального изменения окружающей среды человеком и пути их решения»

1

97

Итоговый контрольный срез (тестирование)

1

98

Анализ контрольного среза. Итоговое обобщение

1

99-102

Резерв

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "География материков и океанов" 7 класс.

Курс географии материков и океанов второй  по счету школьный курс географии....

Рабочая программа к учебному курсу «География 6-9 классов»

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» на основе типовой программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/

Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...

Рабочая программа по учебному курсу «География. Начальный курс» 6 класс

  Программа  полностью реализует Федеральный компонент по географии на ступени основного общего образования. За основу взята программа курса «География»,  автор - составитель про...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и ...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...