Рабочая программа по учебному курсу "География материков и океанов" 7 класс.
методическая разработка (география, 7 класс) по теме
Курс географии материков и океанов второй по счету школьный курс географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.doc | 278.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
учебного курса
«География материков и океанов»
в 7 классе
Составитель: Янгляева А.Н., учитель географии
первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Основные цели и задачи курса:
-создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану, рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- примерная программа по географии, сборник нормативных документов. География /составители Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В.Овсяниковой. – М.: Дрофа, 2009
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Учебный план МОУ «Лямбирская СОШ №1» с.Лямбирь Лямбирского района РМ
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Место предмета в базисном учебном плане.
Общее количество часов преподавания географии составляет 306.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68. Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Распределение часов по разделам и темам является примерным.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы: Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
1.Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Тематическое планирование по дисциплине
«География материков и океанов»
7класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максималь-ная нагрузка учащегося, ч. | Из них | ||
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Раздел 1.Как открывали мир | 2 | 2 | ||
3. | Раздел 2. Географическая карта - величайшее творение человечества | 2 | 1 | 1 | |
4. | Раздел 3. Земля - уникальная планета | 8 | 5 | 3 | |
5. | Раздел 4. Материки и океаны | 51 | 35 | 12 | 4 |
6. | Раздел 5. Земля-наш дом | 3 | 2 | 1 | |
7. | Контроль знаний за год | 1 | 1 | ||
Итого | 68 | 46 | 17 | 5 |
Содержание курса и требования к уровню подготовки учащихся.
Введение
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны?». Практическое значение географических знаний. Как люди открывали мир. Методы географических исследований. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и мире. Современные научные исследования космического пространства
-Знать предмет изучения географии; основные группы карт и их свойства. Показывать материки, океаны, части света, острова. Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий
РАЗДЕЛ I
Земля - уникальная планета.
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.
Гипотезы происхождения и теории литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения литосферных плит. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа.
Тема 2.Атмосфера и климаты Земли.
Климатообразующие факторы. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатические пояса и области.
Тема 3.Гидросфера. Роль гидросферы в жизни Земли. Мировой океан-главная часть гидросферы. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Тема 4.Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Закономерности географической оболочки. Географическая зональность.
Земля – планета людей. Население Земли.
-Знать строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия: «платформа», «рельеф». Прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит
-Называть и показывать климатообразующие пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха. Уметь объяснять циркуляцию воздушных масс, определять ГП климатических поясов и давать их характеристику
-Знать части гидросферы, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана и вод суши. Уметь описывать примеры взаимодействия океана с сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений, различия в природе отдельных частей Мирового океана
-Называть границы распространения живого вещества, источники энергии и процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговороты (воды, биологический, геологический, круговорот веществ в сообществе живых организмов). Схему строения природного комплекса.
РАЗДЕЛ II Материки и океаны.
.
Африка.
Географическое положение .История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население и страны.
Австралия и Океания.
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Органический мир.
Австралия. Океания.
Южная Америка.
Географическое положение.
История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые Климат .Внутренние воды. Природные зоны. Население и страны.
Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование. Природа материка.
Океаны:
Тихий океан. Краткая история исследования. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана природы океана
Индийский океан. Краткая история исследования. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана природы океана
Атлантический океан. Краткая история исследования. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в океане. Охрана природы океана
Северный Ледовитый океан. ГП. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана
-Уметь показывать океаны и их части на карте. Знать особенности природы каждого из океанов Земли. Рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Будущее океанов.
Северная Америка.
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население и страны.
Евразия.
Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Население и страны. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Страны Восточной Европы. Украина. Страны Южной Европы. Страны Юго-Западной Азии. Страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Страны Южной Азии. Страны Юго-Восточной Азии.
-Называть имена исследователей материка и результаты их работы, показывать элементы береговой линии; определять ГП материка, координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Оценивать влияние ГП на особенности природы материка
-Актуализация знаний и умений Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых
-Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов
-Знать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать внутренние воды на карте
-Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка
-Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь определять по карте ГП страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Знать состав территории и ее регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию; крупные города
РАЗДЕЛ III
Земля - наш дом.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Роль географии в рациональном использовании природы
-Знать этапы развития ГО. Уметь называть состав ГО и объяснять связи между ее компонентами. Знать как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь объяснять значение природных богатств для человека, влияние человека на природу
Календарно - тематическое планирование
№ | Содержание учебного материала | Тип урока | Вид самостоят. деятельности | Планируемая дата проведения | Фактическая Дата проведения. | |
I четверть | ||||||
1 | Введение (1ч.) Что изучают в курсе географии материков и океанов. | ИНМ | Практич. задания | 03.07 | ||
Как открывали мир (2ч.) | ||||||
2,3 | Как люди открывали мир. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | 06.09 10.09 | ||
Географическая карта - величайшее творение человечества (2ч.) | ||||||
4 | Методы географических исследований и источники географических знаний. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте.арте. | 14.09 | ||
5 | Практическая работа №1. Определение по картам расстояний между точками в градусной мере | УП | Практикум | 17.09 | ||
Земля – уникальная планета (8ч.) | ||||||
6 | Литосфера. Практическая работа №2 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет. | КУ | Практикум. | 21.09 | ||
7 | Рельеф. Практическая работа №3 .Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. | КУ | Практикум | 24.09 | ||
Атмосфера и климаты Земли-2 ч. | ||||||
8 | Климатообразующие факторы. | ИНМ | Объяснит. иллюстр, работа по карте. | 28.09 | ||
9 | Климатические пояса. | ИНМ | Объяснит. иллюстр, работа по карте. | 01.10 | ||
Гидросфера-1ч. | ||||||
10 | Роль гидросферы в жизни Земли. Мировой океан – главная часть гидросферы. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | ИНМ | Работа с атласами. | 05.10 | ||
Географическая оболочка-2ч. | ||||||
11 | Строение и свойства географической оболочки. Закономерности географической оболочки. | ИНМ | , | 08.10 | ||
12 | Географическая зональность. | ИНМ | Работа с атласами. | 12.10 | ||
Земля – планета людей-1ч. | ||||||
13 | Население Земли. Практическая работа №4 «Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения». | КУ | Практикум | 15.10 | ||
Материки и океаны (51ч.) | ||||||
Африка-12ч. | ||||||
14 | Географическое положение. История исследования. Практическая работа №5.Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах. Обучение определению Г П материка.(Обучающая) | КУ | Практикум | 19.10 | ||
15 | Природа материка. Рельеф и полезные ископаемые. Практическая работа №6.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | КУ | Практикум | 22.10 | ||
16 | Климат. Пр. работа №7.Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. | КУ | Практикум | 26.10 | ||
17 | Внутренние воды. | ИНМ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | 29.10 | ||
18 | Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Пр. работа №8.Определение причин разнообразия природных зон материка. | КУ | Частично-поисковый, практикум. | 12.11 | ||
19 | Тропические пустыни. Влияние человека на природу. | ИНМ | 16.11 | |||
20 | Народы и страны. Население и политическая карта. | ИНМ | Работа с атласами. | 19.11 | ||
21 | Страны Северной Африки. | ИНМ | Работа с атласами. | 23.11 | ||
22 | Страны Судана и Центральной Африки. | ИНМ | Работа с картами. | 26.11 | ||
23 | Страны Восточной Африки. | ИНМ материала | 30.11 | |||
24 | Страны Южной Африки. Практическая работа №9.Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | КУ | Практикум | 03.12 | ||
25 | Обобщение и контроль знаний по теме «Африка». | УПЗ | Работа с тестами | 07.12 | ||
Австралия и Океания Австралия и Океания-5ч. Австралия и Океания. | ||||||
26 | Географическое положение. История открытия и исследования. Практическая работа№10. «Сравнение ГП Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материка». Рельеф и полезные ископаемые.(Обучающая) | КУ | Практикум | 10.12 | ||
27 | Климат. Внутренние воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира. | ИНМ | Работа по карте. | 14.12 | ||
28 | Австралия. | ИНМ | Работа по карте. | 17.12 | ||
29 | Океания | ИНМ | Работа по карте. | 21.12 | ||
30 | Обобщение и контроль знаний по теме «Австралия и Океания». | УПЗ | Фронтальный опрос | 24.12 | ||
Южная Америка-8ч. | ||||||
31 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Практическая работа № 11.Определение черт сходства и различий ГП Африки и Южной Америки. | КУ | Практикум | 28.12 | ||
32 | Природа материка. Рельеф, полезные ископаемые. | ИНМ | Работа по карте. | |||
33 | Климат. Внутренние воды. Практическая работа №12. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки. Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. | КУ | Практикум. | |||
34 | Природные зоны. Изменение природы человеком. | ИНМ | Работа по карте. | |||
35 | Народы и страны. Население и политическая карта. | ИНМ | Работа по карте. | |||
36 | Страны востока материка. Бразилия. Аргентина. | КУ | Работа по карте. | |||
37 | Страны Анд. Перу. | КУ | Частично-поисковый | |||
38 | Обобщение и контроль знаний по теме «Южная Америка». | УПЗ | Тесты | |||
Антарктид-2ч. | ||||||
39 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
40 | Природа Антарктиды. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
Океаны Океаны-3ч. | ||||||
41 | Северный Ледовитый океан. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
42 | Тихий и Индийский океаны. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
43 | Атлантический океан. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
Северная Америка-7ч. | ||||||
44 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования. | КУ | Практикум | |||
45 | Природа материка. Рельеф и полезные ископаемые. | ИНМ | Объяснит.иллюст,работа по карте. | |||
46 | Климат. Практическая работа №13.Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. Внутренние воды.(Обучающая) | КУ | Практикум | |||
47 | Природные зоны. Изменение природы человеком. | ИНМ | ||||
48 | Народы и страны. Население и политическая карта. Канада. | ИНМ | ||||
49 | Соединенные Штаты Америки. Практическая работа №14 «Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием соременных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования». | КУ | Практикум | |||
50 | Обобщение и контроль знаний по теме «Северная Америка». | УПЗ | Письменный фронтальный опрос | |||
Евразия-14ч. | ||||||
51 | Географическое положение. История открытия и исследования. | КУ | Практикум | |||
52 | Природа материка. Особенности рельефа Евразии, его развитие. Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых. | КУ | Объяснит.иллюст,работа по карте | |||
53 | Климат. | КУ | ||||
54 | Практическая работа №15. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. | УП | Практикум | |||
55 | Внутренние воды. | ИНМ | Частично-поисковый | |||
56-57 | Природные зоны Евразии. | ИНМ | Частично-поисковый | |||
58 | Народы и страны. Население и политическая карта. | ИИНМ | Частично-поисковый, работа по карте | |||
59 | Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. | ИНМ | Частично-поисковый, работа по карте | |||
60 | Страны Восточной Европы. Украина. Страны Южной Европы. | ИНМ | ||||
61 | Страны .Юго-Западной Азии. | ИНМ | ||||
62 | Страны Центральной Азии. | ИНМ | ||||
63 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония. Практическая работа №16 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран Зарубежной Азии»». | КУ | Практикум | |||
64 | Страны Южной Азии. Страны Юго-Восточной Азии. | КУ | Частично-поисковый, работа по карте | |||
Географическая оболочка-3ч. | ||||||
65 | Взаимодействие человеческого общества и природы. | ИНМ | Объяснит.-иллюстрат. | |||
66 | Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. | КУ | Частично-поисковый | |||
67 | Практическая работа №17 «Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия». | УП | Практикум | |||
68 | Обобщение учебного материала всего курса. Контроль знаний за год. | УПЗ | Зачет |
Материально-техническое обеспечение
1.Дидактический материал по всем разделам .
2.Мультимедийная программа: География 6-10 кл.
3.Мультимедийный комплекс, кабинет №4.
Учебно-методическое обеспечение
1.Программа курса география для 6-11 классов общеобразовательных учреждений /Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев-М.: Дрофа, 2007.
2.Авторская программа по географии для 6-11 классов под редакцией Е.В.Овсяниковой,-М.:Дрофа,2009
3И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев . География .Материки, океаны, народы и страны. М. Дрофа. 2011г.
4.Контурные карты 7 класс.
5.Атлас. Физическая география, . 7 класс.
6..Рабочая тетрадь,7 класс Саратов: Лицей,2007г
7.Поурочные разработки по географии, Н.А. Никитина,
8.Сборник олимпиадных заданий по географии, Мин.обр. РМ, Саранск,2008
9.Тесты по географии, Г.Н. Элькин, Санкт-Петербург «Паритет»,2005.
10.Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 6-10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003
11.Контрольно-измерительный материал, М. «ВАКО»
12.Тесты по географии. С.Е. Дюкова, изд-во «Экзамен», М. 2006г.
13.Методическое пособие по географии материков и океанов, М. Просвещение,1997г.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
- хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
- Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
- Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
- Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- Не приступал к выполнению работы;
- Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Материки, части света, крупные острова, архипелаги.
Маршруты важнейших путешествий
Самые крупные литосферные плиты
Вулканы : Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма
Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.
Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения)
Крупные порты, районы добычи.
Моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Африка:
М. Игольный, М. Альмади, М.Рас-Хафун, М. Рас-Энгела
Средиземное море, Красное море
Персидский залив, Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,
О. Мадагаскар
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье
Ливийская пустыня,Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения
Горы Атлас,Драконовы горы, Камерун
П-ов Сомали,о. Мадагаскар
Реки: Нил, Конго
Озера: Чад, Таганьика, Виктория
Водопад Виктория
Природные зоны
Страны:Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.
Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.
Австралия:
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт
Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Южная Америка:
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Страны: Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.
Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго
Антарктида:
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Полярные станции.
Северная Америка:
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана
Евразия:
Мысы: Челюскин, Дежнева.
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.
Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.
Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны материка, их столицы.
Страны, столицы и крупные города.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). Русский язык в школе - важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию
Рабочая программа к учебному комплексу для 5-9 классов (Бабайцева В.В., Еремеева А.П. и др). Программа рассчитана на 6 ч. в неделю (210 часов). ....
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год
Рабочая программа по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...
Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...