Конспект Путешествие по морям по океанам
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8»
Методическая разработка урока географии
6 класс
«Путешествие по морям по океанам»
Учитель географии
Кумаритова Т.А.
2013уч.год
Тема: Путешествие по морям по океанам Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мировой океан».
Задачи:
Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
- повторить и закрепить ранее усвоенные знания;
- систематизировать и обобщить новые знания;
- применить знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний
- Формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами.
- Проверить и оценить знания учащихся по данной теме.
- Воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
- Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи компонентов природы. Развивать интерес к предмету.
Форма урока: урок- путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: карта полушарий, атласы, штурвал, УМК, презентация, сигнальные карточки, песок, камни, фонарик, пробирки, ведёрки с водой, прозрачное блюдо.
План урока Сетка времени
1.Оргмомент 2-3 мин.
2. Просмотр видеофрагмента 3-5 мин.
3. Повторение и систематизация знаний
Ролевая игра 15-20 мин.
4. Цифровой диктант 6-8 мин.
5. Подведение итогов 2-4 мин.
6. Домашнее задание 2-3 мин
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, у вас хорошее настроение и вы настроены на серьёзную работу.
- Работа с записью числа
Учитель записывает на доске, а дети в тетради
2. Просмотр видеофрагмента « Приключение капли воды».
Учитель: Итак, океан зовёт нас в увлекательное путешествие. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: переплыть Мировой океан, а для этого нам необходимо вспомнить всё, что мы знаем о нём, его частях, его единстве. Каждый из вас будет вести судовой журнал (тетрадь), наносить маршрут на контурную карту. Желаю вам успеха!
3. Повторение, обобщение, систематизация знаний. Ролевая игра.
Учитель: - «Спросил на днях Иван-сосед у струйки, льющейся из крана: «Откуда ты?» - Вода в ответ «Из Мирового океана». Потом Иван гулял в лесу, росой искрилась вся поляна. «Откуда ты?» - спросил росу -«Из Мирового океана». На поле лёг туман седой. Сосед спросил и у тумана: «Откуда ты? Кто ты такой?» - «И я, дружок, из океана» «Ты, газировка, что шипишь?» И из бурлящего стакана донёсся шёпот: «Знай, Иван, и я пришла из океана».
Учитель: Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле. И в дождинке и в росинке нам откликнется всегда. Океанская вода!
- Докажите единство Мирового океана (по карте полушарий в атласе)
(Учитель, по мере доказательства, выливает в прозрачное блюдо воду из ёмкостей – океанов). Учащиеся делают вывод- океан един!
Учитель: А я, прошу вас атласы открыть,
По карте полушарий будем плыть.
И сейчас моря я буду называть,
А вы готовьтесь продолжать.
Азбука Морзе. Расшифруйте предложение
Ответ:Полный вперед!
Наше путешествие начинается из порта с координатами 60 с.ш. 31 в.д. (презентация, слайд №3)
Определите, какой это порт?
Дети: «Санкт- Петербург» (слайд №4, презентация)
Учитель: Итак, дорогие друзья, в путь! Семь футов под килем! (крутим штурвал) Через Финский залив, переплываем Балтийское море, и вот мы в просторах Северного моря. А впереди Атлантический океан. Что вы знаете об этом океане?
Дети: Он занимает второе место по площади. Вытянут с севера на юг. Самый молодой из всех океанов.
Учитель: Вот и первая наша стоянка. В каком море мы находимся? (учащиеся прокладывают маршрут по контурной карте до Средиземного моря)
Плывём дальше. Через Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив попадаем в Индийский океан. (названия объектов учащиеся называют сами). Подводные рифы встали на пути, и чтобы преодолеть этот участок определите среднюю и максимальную глубину Индийского океана. (работа с шкалой высот и глубин).
Учитель: Решите задачу: Какова глубина океана, если звук, посланный с корабля, возвратится в виде эха за 8 сек?
Дети: 6 тыс. м
Каков же рельеф дна Мирового Океана? (практикум, УМК-6 класс, гидросфера, практикум) При правильном выполнении кораблик поплывёт.
А теперь посмотрим в бинокли.
Гимнастика для снятия утомления глаз
Учитель:
Моря есть разные на свете,
Я хочу спросить о цвете.
Покажите без труда,
Каким цветом бывают моря.
Работа с цветными карточками. (Дети показывают и называют названия морей с помощью цветных карточек: Красное море, Жёлтое море, Чёрное море, Белое море).
Следующая стоянка уже в Тихом океане - Филиппинские острова. (прокладываем маршрут до Филлипинских островов на контурной карте)
- Нигде не видно покоя. Всё в движении. Всё колышется. В чём же причина?
УМК-6 класс, гидросфера, движения воды в океане ( волны, цунами, приливы и отливы (видео), течения)
Учитель: Наш корабль приближается к Гавайским островам. Стоп машина. (штурвал, колокол) Здесь мы поговорим о свойствах воды.
Сказка.
Было это давно. Так давно. Что уже никто не помнит. Создал Бог океан. (ангелы наливают воду в аквариум) И была вода в океане вкусная, холодная, прозрачная. И повадились черти воровать воду. (черти черпают воду из аквариума). Рассказали ангелы Богу об этом. Разгневался тот и молвил: «Пусть океанская вода содержит 35 промилле соли» Ангелы посолили воду. (бросают соль и мешают ложкой) Стала вода горько- солёная. Но соль растворилась в воде неравномерно: на тропиках больше, на полюсах меньше. А зависит это от разных факторов. Чтобы в океане не погибло всё живое, растворили ангелы в воде азот, кислород, углекислый газ. Вот пришли черти за водой, зачерпнули её, и чуть не отравились. Рассердились они и решили отомстить. Бросили в воду камни, песок, обломки и замутили воду так, что луч света не проникал (светят фонариком). Утром увидели ангелы, забеспокоились, обратились к Богу. Он успокоил воду. Песок осел, вода снова стала прозрачная. Издал Бог указ: «Пусть плотность воды океана с повышением солёности увеличивается, поскольку растёт содержание вещества в каждом литре»
Учитель: Но всё же. Отчего зависит солёность? В чём она измеряется?
Дети: Солёность зависит от внешних условий таких как, реки, тающие льды, количество осадков, испарение. Соленость выражают в промилле.
Физкультминутка. (профилактика нарушений опорно-двигательной системы)
Учитель предлагает всем детям сцепить руки в «замок»:
«Все вместе! Повторяйте за мной».
«Полный штиль!» - руки без движения;
«Волны!» - лёгкое волнообразное движение сцеплёнными руками;
«Волны сильнее!» - движение более сильное;
«Шторм!» - волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту.
Комментарий учителя: «А как движутся цунами? Покажем вместе!»: совсем другое движение – руки движутся от себя, «набегают на берег»
Мы в Тихом океане и чтобы попасть на следующую стоянку необходимо нам выполнить «немой» диктант, молча учитель показывает объекты, а дети записывают в «судовой журнал» На экране появляется ответ.
(презентация, 1) Мексиканский залив
слайд №8) 2) Аравийский полуостров
3) Берингов пролив
4) о.Гренландия
5) Южная Америка.
(взаимопроверка, результат учащиеся показывают сигналами)
Учитель: Внимание! На корабле пробоина. Какой корабль быстрее придёт на помощь? Координаты кораблей на экране. (слайд №9)
Дети: Стремительный
Чтобы пройти через Северный Ледовитый Океан необходимо исправить ошибки в рассказе (Раздаточный материал), (групповая работа)
Заполняем судовой журнал. Наносим на контурную карту маршрут. Возвращаемся в Санкт-Петербург.
4. Цифровой диктант
1) Узкое водное пространство, которое соединяет части Мирового океана?
2) Часть суши окружённая водой?
3) Часть океана, отличающаяся от него своими свойствами?
4) Часть океана вдающаяся в сушу.
5) Часть суши выдающаяся в океан?
На экране: 1.остров 2. полуостров 3. залив 4. море 5.пролив (слайд №5, презентация)
Ответ: 5, 1, 4, 3, 2 (слайд №6)
5. Подведение итогов.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти. Тем более, что человек знает об океанах лишь малую часть.
Давайте подведём итог нашего путешествия у вас на листочках нарисованы смайлы. Отметьте тот, который наилучшим образом соответствует вашему настроению на уроке.
настроение после проведенного урока.
6. Д/З Подписать географические объекты по пройденному маршруту на контурной карте и проложите свой маршрут кругосветного плавания.
Литература:
- Учебник «География. Природа и люди» 6 класс. Под ре. А.И.Алексеева. Москва, «Просвещение», 2007 год.
- Поурочные разработки по географии 6 класс. Н.А.Никитина. Москва, «Просвещение», 2007 год.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 классы. С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова, «Глобус», Москва – 2007 год.
- Газета «География» №10, 1996 год.
- Я иду на урок географии (http://geo.1september.ru/).
Пояснительная записка
Цели:
Образовательные:
- углубить и закрепить знания о Мировом океане;
- задуматься о проблемах гидросферы, высказать собственное мнение о путях их решения.
Воспитательные:
Формирование у учащихся навыков совместной деятельности, культуры общения, уважения чужого мнения.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования;
- развитие интереса к географическим знаниям, а также к другим наукам;
- развитие обще учебных умений и навыков;
- развитие умения самостоятельно работать с атласом, картой, текстом, с сигнальными карточками, таблицами.
Задачи:
Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
- повторить и закрепить ранее усвоенные знания;
- систематизировать и обобщить новые знания;
- применить знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
сформировать умения и навыки;
- находить информацию и готовить сообщения.
Срок освоения данной методической разработки рассчитан на 1 урок учащихся 6 класса.
Актуальность проведения данного урока-путешествия состоит в знании фактического материала. В течение урока учащиеся знакомятся со всеми океанами Земли, которые и составляют один большой Мировой океан, узнают о каждом океане отдельно - где находится, свойства вод, его площадь и "достопримечательности", например, для Тихого океана это остров Пасхи и Марианская впадина. Все свои знания они отражают в контурных картах.
Рецензия на урок географии в 6 классе.
Урок разработан и проведен Козенко Татьяной Александровной, учителем географии, образование высшее, стаж педагогической деятельности – 3 года.
Тема урока: «Путешествие по морям и океанам» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мировой океан».
Задачи:
1. Формировать умения и навыки работы с атласом, контурной картой, тестами.
2. Проверить и оценить знания учащихся по данной теме.
3. Воспитывать умение учащихся работать в группах, развивать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
4. Развивать логическое мышление на основе взаимосвязи компонентов природы. Развивать интерес к предмету.
Форма урока: урок- путешествие.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Во время учебного занятия реализуется цель урока: обобщение и систематизации знаний по теме «Мировой океан».
Учителем выбран оптимальный план урока, рационально распределено время. Поставленные задачи успешно реализуются на каждом этапе. Кратковременный оргмомент, быстрое включение всех учащихся в деловой ритм, полная готовность класса и оборудования к уроку – все это говорит о том, что учитель умеет правильно активизировать деятельность класса, сконцентрировать внимание ученика на изучаемом материале.
Татьяна Александровна систематизирует и обобщает знания учащихся через игровую форму урока. В ходе систематизации знаний используется работа в группах, беседа и работа с контурными картами.
Во время урока учитель использует вопросы, требующие мыслительной и практической активности учащихся. По ходу ответов детей на экране воспроизводятся слайды с изображением и комментариями их ответов. Такое включение зрительной памяти способствует более прочному усвоению материала. Можно отметить и качество изображения слайдов на экране: слайды появляются поэтапно, используются приятные оттенки неброских цветов. Здесь учитель привлекает внимание учащихся стихотворениями и сказками, соответствующим поставленной цели.
При работе с контурной картой по данной теме учитель обеспечивает высокую мотивацию учения, смену видов деятельности, а так же степень сложности заданий. Татьяна Александровна умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда: логическая связь, определение координат.
Беседа о связи живой и неживой природы, о значении воды для всего живого на планете воспитывает в детях бережное отношение к природе. Учитель учит детей ориентироваться по картам, логически мыслить и развернуто давать ответы на поставленные вопросы. Татьяна Александровна владеет методами исследования познавательной сферы ученика, умеет устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с сильными, средними, слабыми учащимися, ориентируясь при этом на конечный результат собственный проект – электронную презентацию, которая соответствует требованиям к такого рода пособиям, и делает его более продуктивным в плане усвоения знаний.
Зам. Директора по УМР Симоненко Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...
Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"
Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС....
Урок - путешествие: Хрящевые морей и океанов
Данная презентация показывает разнообразие хрящевых рыб и места их обитания....
Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс
Конспект и презентация урока музыки " Океан море синее" 3 класс...
Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»
Цель: Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии....
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Представлена технологическая карта, прописаны деятельность учителя, ученика, универсальные учебные действия...