Конспект открытого урока по биологии 5 класс. Жизнь в морях и океанах
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_v_moryah_i_okeanah.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №65 г. Томска
Тема урока:
«Жизнь в морях и океанах»
5 класс
Учебник: Н.И. Сонин, А.А. Плешаков
Биология. Введение в биологию
Учитель биологии
Дымова Людмила Ивановна
2018
Технологическая карта.
Класс | 5 класс | |
Предмет | биология | |
Тема урока | Жизнь в морях и океанах | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цели | Сформировать представления о разнообразии организмов в морях и океанах, а также о приспособлении их к среде обитания | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов, иметь представление о их разнообразии; Выявлять черты приспособленности к среде обитания; | |
Метапредметные | - создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (умение работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); - создать условия для формирования познавательных универсальных действий (формулирование познавательной цели, анализ объектов с выделением существенных признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) | |
Личностные | Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | планктон, свободноплавающие организмы, донные организмы, глубоководные организмы |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Орг. момент | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. Приветствует обучающихся. Сегодня мы совершим небольшое путешествие. Разгадав загадки, узнаем куда мы совершим путешествие. | Приветствуют друг друга | Коммуникативные: умение выражать свои чувства. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
2. Мотивационный Постановка цели и задач урока | Учитель зачитывает загадки Кругом вода, А с питьём беда (море) Царство рыб, китов, кальмаров, Звезд морских, медуз, кораллов. (океан) То легка, то трудна, Но у каждого – одна. (жизнь) Задает вопрос: Как вы думаете, что мы можем узнать совершив это путешествия | Обучающиеся определяют тему урока из слов море, океан, жизнь. Учащиеся определяют цели урока. Какие обитатели населяют океан, и как они приспособились к среде обитания | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Регулятивные: - умение определять цели и задачи урока |
3. Первичное усвоение знаний | Море – родной дом для многих обитателей. Дом не простой, многоэтажный. Давайте, назовем этажи. Работа с учебником Создает игровую ситуацию. Организует работу в группах (4 группы. Задание: Расселить животных по этажам. Животные взяты из альбома-задачника. На листах нарисовано море) Учитель создает затруднение. Обучающиеся не могут выполнить задание, так как не знают, о приспособлениях животных | Работа с учебниками: Обучающиеся называют сообщества В океане можно выделить следующие сообщества: поверхность воды, сообщество кораллового рифа, сообщество толщи воды, донное, глубоководное сообщество Работа в группах Расселить морских животных по этажам | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Коммуникативные: сотрудничество в поиске информации Личностные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию |
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала | Организация работы в группе по решению проблемы. Как морские организмы приспособились к жизни на разных этажах? (В каждой группе имеется лист изучения нового материала). Группам дается 10 минут, в течение которых они находят приспособления организмов к среде обитания | Работа в группах 1 группа – ищет информацию Как морские обитатели поверхности воды решают свою проблему: способность удержаться на поверхности воды 2 группа – какие приспособления имеются у организмов, чтобы удержаться в толще воды 3 группа – какие приспособления имеются у донных обитателей, чтобы передвигаться по дну 4 группа – какие приспособления имеются у глубоководных организмов, чтобы ориентироваться в темноте | Познавательные: - определять существенные признаки объекта. - работать с информационными текстами - объяснять значения новых слов. - сравнивать и выделять признаки обитателей морей и океанов, Коммуникативные: - уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группе; - работать в группах по обсуждению проблемы -слушать товарища и обосновывать свое мнение; - выражать свои мысли и идеи. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. |
Физкультминутка | |||
Что там чудится в тумане? (Вытягиваем руки вперед) Волны плещут в океане. (Руками изображаем волны) Это мачты кораблей. (Машем руками) Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, (Ходьба на месте) Мореходов поджидаем, Ищем ракушки в песке (Наклоны вперед) И сжимаем в кулаке. (Сжимаем пальцы рук) Чтоб побольше их собрать, – Надо чаще приседать. (Приседания) Вверх потянемся, пройдемся, (Потягивания – руки вверх, ходьба на месте) И на место вновь вернемся. (Садимся) | Обучающиеся выполняют упражнения | ||
5. Первичная проверка понимания | Заслушивает отчет групп, корректирует знания, задает вопросы После отчета учитель предлагает прослушать доклад ученицы о сообществе кораллового рифа | Выступление групп Оценка работы группы Сообщение сопровождается показом, фотографий кораллового рифа, взятых из интернета | Познавательные: владеть таким видом изложения текста, как повествование; Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
6. Первичное закрепление | 1. Каким образом приспособлены к жизни обитатели поверхности воды? 2. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды? (планктон и активно плавающие организмы) 3. Приведите примеры обитателей дна? 4. Какое сообщество особенно богато видами? | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: оценка качества усвоения пройденного материала |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | § 25, вопросы на стр. 124 Творческое задание на выбор: 1. Нарисовать плакат «Охрана морей и океанов». 3. Составьте кроссворд на тему: Морские обитатели | Слушают учителя, записывают в дневник домашнее задание, выбирают творческое задание. | |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) | Мы совершили удивительное путешествие. Вы прекрасно поработали. Оцените свою работу. Заселите аквариум рыбками красного цвета, если материал урока усвоен на отлично и вы принимали активное участие в работе группы, рыбками зеленого цвета, если вы работали на четыре и рыбками синего цвета, если вы считаете, что материал урока усвоен недостаточно | На доске вывешивается лист, на котором нарисован аквариум. Обучающиеся приклеивают рыбки разных цветов | Личностные: Самооценка своей деятельности. Понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Коммуникативные: Умение выражать свои мысли Регулятивные: Рефлексия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов
Открытый урок ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...
Конспект урока по географии 6й класс Жизнь в морях и океанах
Жизнь в морях и океанах, Что такое планктон, нектон и бентос? Как он выглядит? Какие приспособения имеет?...
Учебное занятие по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"
Учебное занятие предполагает урок по ФГОС ООО (система учебников И.Н.Пономарёвой). Занятие проходит в виде виртуального морского путешествия. По ходу путешествия ребята знакомятся с устройством научно...
урок биологии в 5 классе Жизнь в морях и океанах
подробный конспект урока по теме Жизнь в морях и океанах с разнообразными заданиями по закреплению изученного материала...
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"
Использование приемов смыслового чтения на уроке биологии 5 класс .Технологическая карта конспекта урока биологии 5 класс «Жизнь в морях и океанах»...
Урок по биологии 5 класс "Жизнь в морях и океанах"
Урок по биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах"...