Конспект урока природоведения «Животные морей и океанов»
методическая разработка по природоведению (5 класс) на тему
Цель:
Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии.
Развивать познавательный интерес, активность, логику мышления, умение излагать свои мысли связным рассказом. Работать над воспитанием бережного отношения к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp.morskie_zhiv.docx | 35.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока природоведения
Тема: «Животные морей и океанов»
Цель:
Способствовать закреплению знаний о растениях и животных пресных водоёмов; сформировать общее представление о морских животных, населяющих мировой океан, их особенностях, разнообразии.
Развивать познавательный интерес, активность, логику мышления, умение излагать свои мысли связным рассказом. Работать над воспитанием бережного отношения к живой природе.
Оборудование:
Макет водоёма: «Какое растение заблудилось?», презентация «Животные морей и океанов», глобус, рабочие тетради, карточка- задание.
Новые понятия и термины:
Мировой океан, дафнии, медузы, скаты, крабы
Ход урока.
I .Организация урока.
II. Повторение изученного материала.
1.О чём говорили на прошлом уроке?
Задания на проверку знаний.
Карточка №1
Задание:
подчеркни растения пресного водоёма:
багульник, стрелолист ,ряска, росянка, клюква, белая кувшинка, мох-сфагнум, телорез, жёлтая кубышка.
Учитель:
1.Что представляет собой водоём? Водоём –это природное углубление, заполненное водой.
2.Какие вы знаете водоёмы? Реки, озёра, ручьи, пруды, водохранилища.
3.Какая вода на вкус в них?
В водоёмах растут определённые растения и живут животные. Вашему вниманию я предлагаю «Водоём с растениями». Вы внимательно посмотрите на растения, которые я поместила в пресный водоём, а некоторые из них растут в другом месте. Ваша задача: «Найти растения, которые заблудились?»
элодея жёлтая кубышка
мох сфагнум камыш рогоз багульник
телорез Водоёмклевер
ряска росянка укроп белая кувшинка
тростник пшеница
Учитель: мы с вами знаем,что в водоёме не только растут растения, но и живут животные у водоёмов или прямо в них.
Узнайте некоторых животных пресного водоёма по описанию.
Игра «Узнай по описанию»
1.Мелкие насекомые тучами кружат в воздухе, могут в кровь искусать лицо, шею, руки.(мошка)
2.Насекомое, легко летает над водой, иногда неподвижно зависает на месте, нарядна и безобидна. Она хищник, питается мошкой и комарами, которых стремительно ловит, очень прожорлива. (стрекоза)
3.Насекомое, легко скользит по воде, как на коньках. Она хищник, питается насекомыми. Всё тело и лапы покрыты мелкими волосками, смоченными жиром, не намокает. Бегает быстро, умеет летать но поднимается в воздух только когда пересыхает водоём..
(водомерка)
4.Тело животного сплюснуто с боков, гибкое, покрыто чешуёй, передвигается с помощью плавников, хвост служит рулём.(рыбы)
5.Прыгает зверюшка, не рот, а ловушка Попадает в ловушку и комар и мушка. (лягушка)
6.Под водой живёт народ Ходит задом наперёд (рак)
7. Есть на речке лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (бобры)
8. Сумеречное животное, даже ночное, часто живут бок о бок в одном водоёме с бобрами, ведут сходный образ жизни. Не случайно её называют маленьким бобром. Неуклюжая на берегу, зато отлично плавает быстро, совершенно бесшумно. Она –грызун, питается растительной пищей. У неё ценится мех. (ондатра)
Ребята, в игре не все известные вам животные водоёма упоминались. Каких животных я пропустила?
Это: выдра, утки, гуси, лебеди.
Слайд. «Животные водоёма»
Комары стрекозы водомерки мошка
рыбы Водоём лягушки
гуси лебеди утки
выдры бобры ондатра
Учитель: Ребята, сегодня вы правильно говорили о растительном и животном мире пресных водоёмов и болот.
III. Изучение нового материала.
Слайд. Тема урока: «Животные морей и океанов»
Сейчас вам предстоитпознакомимся с животными, которые живут в морях и океанах.Моря и океаныотличаются от пресных водоёмов: рек, озёр, прудов своими размерами, глубиной. Океаны и моря, сливаясь вместе образуют Мировой океан(показ на глобусе). Вода в морях и океанах на вкус солёная. Океаны и моря населены множеством живых существ. Основу жизни многих морских животных составляют мельчайшие животные, обитающие в толще океанских вод. Это водоросли, мелкие рачки, дафнии, медузы,черви, мальки рыб.
Слайды. Медузы. Тело медузы похоже по форме на зонтик. Медузы-хищники. Они убивают свою добычу стрекательными клетками. При соприкосновении с некоторыми медузами человек может получить ожог.
Слайд. Рачки. Дафнии. Эти животные по своим размерам малы, но их общее количество огромно, именно они служит главным источником питания разным животным – от небольших креветок до огромных китов.
Слайд. Креветки. Крабы.Креветки и крабы – ближайшие родственники наших речных раков. Эти десятиногие существа являются активными хищниками. В поисках пищи креветки перемещаются в толще воды.
Моря Дальнего Востока богаты промыслом Камчатского краба. Краб – хищник, он ползает по дну моря на глубине 250м и поедает мелких морских животных-червей, ракообразных, морских ежей. Живут крабы до 20лет. Растёт медленно. Их ценят за вкусное . питательное мясо клешней и брюшка.
Слайд. Рыбы. Мировой океан можно назвать царством рыб. Они живут практически всюду, но большинство их держится в верхних слоях воды .Посмотрите сейчас несколько видов промысловых рыб. Это ценные рыбы: океаническая сельдь, которую вы любите есть, треска –крупная морская рыба, весом до35-40кг, лосось, кета, горбуша. Среди рыб есть и крупные, гиганты- это акулы, которые обитают во всех морях ,кроме Северного Ледовитого океана
Слайд. Китовая акула. Самая крупная из ныне живущих рыб – китовая акула, длиной 15-18м, а весом до 10тонн. У неё мощное тело, но она не опасна для человека. Аквалангисты приближаются к ней , прикасаются руками и даже усаживаются на неё верхом. Питаются мелкими рыбами, ракообразными, кальмарами.
Слайд. Скаты. Настоящие гиганты встречаются и среди скатов. В водах Тихого океана обитает скат тихоокеанскаяманта. Его тело часто достигает в длину 6м, а вес-4тонны. Крупные скаты ведут хищнический образ жизни, поедая рыб и кальмаров. Мелкие скаты питаются червями, мелкими рачками, креветками. Скаты держатся вблизи дна; плавают при помощи плавников, тело уплощённое. У электрического ската развиты особые электрические органы. Он способен давать электрические разряды напряжением до 200вольт, парализуя добычу и отпугивая врагов.
Среди морских животных есть такие, у которых ноги превратились в ласты . Это –моржи, тюлени. Большую часть жизни они проводят в воде . В воде они прекрасно передвигаются, на льдинах и суше двигаются медленно. Неуклюже.
Слайд. Морж. (сообщение ученика)
Самые крупные ластоногие – моржи. Длина тела достигает 3-4м, а вес -900кг. Живёт морж в морях Северного Ледовитого океана. У моржа огромное туловище и небольшая голова. Изо рта торчат огромные клыки. Ими он разрывает песок в поисках пищи, защищается от врагов .Клыки помогают ему выбраться из воды на льдины, сушу. Под кожей находится толстый слой жира, который спасает его от холода. Моржи живут большими стадами вблизи морских берегов, на мелководье; питаются мелкими животными.
Слайд. Тюлень. (сообщение ученика)
Тюлени всю жизнь проводят в воде. Только для для отдыха и сна, а также, чтобы погреться на солнце, он выходит на сушу и льдины. По льдинам и берегу моря тюлени передвигаются с большим трудом. Под кожей, как и у моржей находится слой жира, который защищает тело от сильного охлаждения. Тюлени дышат воздухом, поэтому через несколько минут всплывает к поверхности воды и вдыхает воздух. Питаются тюлени в основном рыбой.
Слайд. Синий кит.
Синий кит - самое крупное животное из всех животных , когда-либо живших на Земле. Длина тела синего кита достигает 33м, а вес-150тонн. Синий кит - гигант моря. Киты –это не рыбы, а млекопитающие; они рождают детёнышей и вскармливают молоком. Китёнок рождается длиной 8м. У синего кита зубов нет. Во рту у него находится цедильный аппарат – китовый ус. Когда кит плывёт , то он открывает рот, в него вместе с водой попадают мелкие рачки, ложась на бок, закрывает рот. Сквозь китовый ус кит процеживает несколько тонн воды, а оставшуюся густую кашу из мелких рачков проглатывает. Язык у кита мягкий, шарообразный массой до1,5 – 2 т; желудок – 3,5 м; печень весом-500кг; кишечник-200м. Не все киты питаются планктоном. Зубатые киты – кашалоты питаются кальмарами, осьминогами; сельдяные киты едят сельдь.
Слайд.Дельфины.
Дельфины – лучшие пловцы из всех животных , которые живут в воде. Скорость их движения иногда превышает скорость самых быстроходных судов. Дельфины - это не рыбы, как и киты они – млекопитающие. Длина тела достигает до 10м. Дельфины питаются рыбой, кальмарами, осьминогами. У них есть зубы, ими они схватывают добычу и глотают целиком. Дышат воздухом. На голове у дельфинов расположено дыхало(отверстие), через которое делает вдох и выдох. Живут дельфины до 25-30лет. Дельфины вызывают большой интерес у учёных своими умственными способностями и дружелюбием друг к другу, по отношению к человеку. Они быстро привыкают к людям, берут пищу из рук, отзываются на кличку, отличаются любознательностью.
Физкультминутка
- подняться, потянуться
- согнуться,разогнуться
3- в ладоши 3 хлопка
Головою три кивка
На четыре –руки шире
5- руками помахать
6 – на стульчик сесть опять
Работа с тетрадью.
Морские животные
дафнии моржи
рачки тюлени
медузы акулы
креветки скаты
крабы синий кит
рыбы дельфины
IV. Закрепление изученного материала.
Отгадайте, о ком идёт речь?
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
3. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
Зубы в пасти: в три ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он – «морской бандит».
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
5. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)
6. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
Вопрос: Где же живут эти организмы? (моря, океаны).
V.Задание на дом.
Прочитать текст на стр.145-147, Ответить на вопросы в конце статьи, запомнить название морских животных.
VI. Рефлексия .Подведение итога урока.
. Морж. (сообщение ученика)
Самые крупные ластоногие – моржи. Длина тела достигает 3-4м, а вес -900кг. Живёт морж в морях Северного Ледовитого океана. У моржа огромное туловище и небольшая голова. Изо рта торчат огромные клыки. Ими он разрывает песок в поисках пищи, защищается от врагов .Клыки помогают ему выбраться из воды на льдины, сушу. Под кожей находится толстый слой жира, который спасает его от холода. Моржи живут большими стадами вблизи морских берегов, на мелководье; питаются мелкими животными
.
. Тюлень. (сообщение ученика)
Тюлени всю жизнь проводят в воде. Только для для отдыха и сна, а также, чтобы погреться на солнце, он выходит на сушу и льдины. По льдинам и берегу моря тюлени передвигаются с большим трудом. Под кожей, как и у моржей находится слой жира, который защищает тело от сильного охлаждения. Тюлени дышат воздухом, поэтому через несколько минут всплывает к поверхности воды и вдыхает воздух. Питаются тюлени в основном рыбой.
телорез
Карточка №1
Задание:
подчеркни растения пресного водоёма:
багульник, стрелолист ,ряска, росянка, клюква, белая кувшинка, мох-сфагнум, телорез, жёлтая кубышка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока" Тайны "пленённого моря"
Конспект содержит необходимые методические разработки к уроку биологии 8 класса о внутренней среде организма человека....
Урок : "Жизнь в морях и океанах"
Урок изучения нового материала, частично-поисковый, проблемный, игровой.Цели и задачи урока: Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении. ...
Урок - путешествие: Хрящевые морей и океанов
Данная презентация показывает разнообразие хрящевых рыб и места их обитания....
Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.
Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
Дидактический материал к уроку "Жизнь в морях и океанах"
Размещаю дидактический матриал к уроку "Жизнь в морях и океанах", который представляет собой иллюстрации с подписями, используемые во время урока....
Презентация к уроку "Жизнь в морях и океанах"
Презентация к уроку "Жизнь в морях и океанах"...