Этап урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | ФОУД | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)
| Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
| Ф | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Актуализация и пробное учебное действие
| 1).Найди термин (учитель читает определение, а учащиеся поворачиваются в нужную сторону): Среда обитания, факторы среды, приспособленность, местные виды
2) задания 1 и 2 группам (Распределите местные виды животных по материкам, дополните растениями (1 группа). Определите, на каком материке можно встретить подобную цепь питания (2 группа) 3). Ответьте на вопросы: - Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии? - Почему в Южной Америке очень богатый Животный мир, а в рядом расположенной Антарктиде животный мир очень беден? - Чем удивителен палочник? - Назовите интересные живые организмы различных материков. Ответ одним предложением.
4) Проверка работ 1и 2 групп
2) Распределите местные виды животных по материкам, дополните растениями: (1 группа) (Слайд 3) 1. Евразия 2. Африка 3. Южная Америка 4. Северная Америка 5. Австралия 6. Антарктида Ответы (1-Д, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Е) 3). Определите, на каком материке можно встретить подобную цепь питания, выделите местные виды материков (2 группа) (Слайд 4) 1. Баобаб - жираф- лев - бактерии 2. Эвкалипт – коала - бактерии 3. Арахис - шиншилла - андская лиса - бактерии. 4. Одуванчик – кузнечик – скунс – койот - бактерии. 5. Берёза - берёзовая листовёртка – синица – ястреб - мертвоеды. 6. Планктон – рыбы – пингвины - морской лев - бактерии. 7. Простейшие водоросли - мельчайшие рачки - рыба – дельфин Ответы (1-Б,2-Г,3-В,4-Д,5-А,6-Е)
| Учащиеся поворачиваются в сторону, где прикреплён термин
Работа в группе
Отстаивание своей точки зрения
Самооценка | Ф
Г
И
| Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ.
Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция, оценка действий партнёра.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. |
Выявление места и причины затруднения
| - Почему 7 цепь питания оказалась лишней? (Слайд4) Наша планета из космоса выглядит голубой. Почему? Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. - Одинаковы ли условия во всех точках морей и океанов? Почему? Гипотеза: Живые организмы на разных территориях морей и океанов будут разными.
| Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения
|
Ф | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Тема: Жизнь организмов в морях и океанах (Слайд 5) Цель: Задачи урока: выяснить: - экологические зоны можно выделить в морях и океанах;
- познакомиться с приспособленностями живых организмов различных подводных территорий.
| Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д. |
Ф | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Реализация построечного проекта. | 1. Как люди узнали о подводном мире морей и океанов? (океанолог) - Мы для получения знаний тоже воспользуемся путешествием в глубины морей и океанов, но путешествие будет заочным. - Перед вами 3 предмета: маска и ласты, акваланг, батискаф. (Слайд 6) Как вы думаете, какие участки моря или океана мы сможем исследовать? 2. Океанические зоны 3. Условия различных зон (Слайд 7)
Условия | мелководье | толща воды | глубоководье | Свет |
|
|
| Кислород |
|
|
| Пища |
|
|
| Опасность |
|
|
|
4. Изучение многообразия живого мира по маршрутным листам: Маршрутный лист №1(Слайд 8) Составьте рассказ по плану: - Организмы, ведущие прикреплённый образ жизни. Объясните причину этой особенности.
- Организмы, которые живут, зарывшись в морской грунт. Объясните причину этой особенности.
- Организмы, имеющие плоскую форму тела. Объясните причину этой особенности.
Маршрутный лист №2 (Слайд 9) Составьте рассказ по плану: - Свободноплавающие организмы. Объясните причину их высокой скорости передвижения.
- Какие организмы называются планктоном. Почему наличие планктона - главное условие жизни более крупных морских обитателей?
Маршрутный лист №3 (Слайд 10) Составьте рассказ по плану: - Какие особенности строения позволяют выжить некоторым видам в экстремальных условиях глубоководья?
- Приведи примеры.
Маршрутный лист №4 (Слайд 11) - Познакомьтесь с раковинами морских моллюск.
- Выясните их названия по справочнику.
- Познакомьтесь с образом жизни рапана.
Физкультминутка | беседа
Чтение стр. 103 Заполнение таблиц
Самостоятельная работа в группах с учебником
Представление результатов своей работы | Ф
И П
Г
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | - Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой? - Почему скат имеет плоскую форму тела? - Почему форма тела и плавников похожа у акулы и дельфина? - Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищами»? - Почему среди глубоководных нет рыб, которые питались бы водорослями? | Ответьте на вопросы |
Ф | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Составьте цепь питания обитателей: - глубин;
- мелководий;
- толщи воды.
| | И | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
Включение в систему знаний и повторение. | К какой группе принадлежит организм: Бычёк, ропан, медуза - португальский кораблик, мешкоглот, сельдь, конёк-тряпичник, рыба-капля. |
| Г | Регулятивные: прогнозирование |
Итог урока | Возвращаемся к задачам урока |
|
|
|
Информация о домашнем задании | изучить текст § 23 учебника и выполнить задания в конце параграфа. Творческое задание: подготовить информацию о морских обитателях, о которых вы хотели бы узнать больше.(Слайд13 ) |
|
|
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | - Достигнуты ли цель и задачи урока? - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что… (Слайд 14)
Оценка деятельности учащихся. | Анализируют выполнение цели и задач урока. | Ф | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |