Конспект урока и презентация по теме"Жизнь организмов в морях и океанах"
план-конспект урока (биология, 5 класс) по теме

Шинкарь Лидия Ивановна

Материал содержит технологическую карту урока, построенную в рамках требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_organizmov_v_moryakh_i_okeanakh.rar744.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Жизнь организмов в морях и океанах.

Цель:

образовательная:  создать условия для знакомства с жизнью организмов в морях и океанах,.

развивающая: работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания

воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края; оценивать роль человека в сохранении флоры и фауны морей и океанов

Средства обучения: презентация «Жизнь организмов в морях и океанах», иллюстрации животных различных глубин, географическая карта Земли.

 Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Этап урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.  Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга («Ладошка к ладошке»). (Слайд 1)

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие 

1).Найди  термин (учитель читает определение, а учащиеся поворачиваются в нужную сторону):

Среда обитания, факторы среды, приспособленность, местные виды

2) задания 1 и 2 группам

(Распределите местные виды  животных   по материкам, дополните  растениями (1 группа). Определите,  на каком материке можно встретить подобную цепь питания   (2 группа)                   

3).   Ответьте на вопросы:

- Почему растения и животные Африки отличаются от растений и животных Австралии?

- Почему в Южной Америке очень богатый Животный мир, а в рядом расположенной Антарктиде животный мир очень беден?

- Чем удивителен палочник?

- Назовите интересные живые организмы различных материков. Ответ одним предложением.

4) Проверка работ 1и 2 групп

2) Распределите местные виды  животных   по материкам, дополните  растениями: (1 группа)                   (Слайд 3)

1. Евразия    

2. Африка

3. Южная  Америка

4. Северная Америка

5. Австралия

6. Антарктида

Ответы (1-Д, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Б, 6-Е)

3). Определите,  на каком материке можно встретить подобную цепь питания, выделите местные виды материков   (2 группа)                   (Слайд 4)

1. Баобаб - жираф- лев - бактерии

2. Эвкалипт – коала - бактерии

3. Арахис - шиншилла  - андская лиса

 - бактерии.

4. Одуванчик – кузнечик – скунс

 – койот - бактерии.

5. Берёза - берёзовая листовёртка

 – синица – ястреб - мертвоеды.

6. Планктон – рыбы – пингвины

 - морской лев - бактерии.

7. Простейшие водоросли - мельчайшие рачки - рыба – дельфин

Ответы (1-Б,2-Г,3-В,4-Д,5-А,6-Е)

Учащиеся поворачиваются в сторону, где прикреплён термин

Работа в группе

Отстаивание своей точки зрения

Самооценка

Ф

Г

И

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; контроль. коррекция,  оценка действий партнёра.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения

- Почему 7 цепь питания оказалась лишней? (Слайд4)   

Наша планета из космоса выглядит голубой. Почему?

Большую  часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан.

-   Одинаковы ли условия во всех точках морей и океанов? Почему?

Гипотеза: Живые  организмы на разных территориях морей и океанов будут разными.

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Ф

Познавательные: умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Тема: Жизнь организмов в морях и океанах (Слайд 5)

Цель:

Задачи урока:

   выяснить:

  • экологические зоны можно выделить в морях и океанах;
  • познакомиться с приспособленностями живых организмов различных подводных территорий.

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Ф

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

1.  Как люди узнали о подводном мире морей и океанов? (океанолог)

- Мы для получения знаний тоже воспользуемся путешествием в глубины морей и океанов, но путешествие будет заочным.

- Перед вами 3 предмета: маска и ласты, акваланг, батискаф. (Слайд 6) Как вы думаете, какие участки моря или океана мы сможем исследовать?

2. Океанические зоны 

3. Условия различных зон (Слайд 7)

Условия

мелководье

толща воды

глубоководье

Свет

Кислород

Пища

Опасность

4. Изучение многообразия живого мира по маршрутным листам: 

Маршрутный лист №1(Слайд 8)

Составьте рассказ по плану:

  1. Организмы, ведущие прикреплённый образ жизни. Объясните причину этой особенности.
  2. Организмы, которые живут, зарывшись в морской грунт. Объясните причину этой особенности.
  3. Организмы, имеющие плоскую форму тела. Объясните причину этой особенности.

Маршрутный лист №2 (Слайд 9)

Составьте рассказ по плану:

  1. Свободноплавающие организмы.  Объясните причину их высокой скорости передвижения.
  2. Какие организмы называются планктоном. Почему наличие планктона - главное условие жизни более крупных морских обитателей?

Маршрутный лист №3 (Слайд 10)

Составьте рассказ по плану:

  1. Какие особенности строения позволяют выжить некоторым видам  в экстремальных условиях глубоководья?
  2. Приведи примеры.

Маршрутный лист №4 (Слайд 11)

  1. Познакомьтесь с раковинами морских моллюск.
  2. Выясните  их названия по справочнику.
  3.  Познакомьтесь с образом жизни рапана.

Физкультминутка

беседа

Чтение  стр. 103

Заполнение таблиц

Самостоятельная работа  в группах с учебником

Представление результатов своей работы

Ф

И

П

Г

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Каким образом некоторые моллюски приспособлены к жизни в зоне, где есть прибой?

- Почему скат имеет плоскую форму тела?

- Почему форма тела и плавников похожа у  акулы и дельфина?

- Объясните, почему скопление планктона называют «пастбищами»?

- Почему среди глубоководных нет рыб, которые питались бы  водорослями?  

Ответьте на вопросы

Ф

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Составьте цепь питания обитателей:

  • глубин;
  • мелководий;
  • толщи воды.

 

И

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Включение в систему знаний и повторение.

К какой группе принадлежит организм:

Бычёк, ропан, медуза - португальский кораблик, мешкоглот, сельдь, конёк-тряпичник, рыба-капля.

Г

Регулятивные: прогнозирование

Итог урока

Возвращаемся к задачам урока

Информация о домашнем задании

изучить текст § 23 учебника
и выполнить задания в конце параграфа.

   Творческое задание: подготовить информацию о морских обитателях, о  которых вы хотели бы узнать больше.(Слайд13 )                                                        

 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

- Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                (Слайд 14)

 Оценка деятельности учащихся.

Анализируют выполнение цели и задач урока.

Ф

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах

методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...

Презентация "Жизнь организмов в морях и океанах"

Презентация "Жизнь организмов в морях и океанах"может быть использована на уроке биологии в 5 классе к главе "Жизнь организмов на планете Земля" по теме "Жизнь организмов в морях и океанах" по пр...

Конспект урока и презентация на тему "Жизнь египетского вельможи"

Конспект предназначен для изучения  темы "Жизнь египетского вельможи" в 5 классе, который сопровождается презентацией...

Презентация "Жизнь организмов в морях и океанах" 5 класс

Презентация Биология 5 класс Пономарева...

Жизнь организмов в морях и океанах

Представлен систематизированный материал о живых обитателях морей и океанов....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....