Кружок по географии " Мы открываем мир"
план-конспект занятия по географии (6 класс) на тему
Кружок по географии "Мы открываем мир"5-6 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная работа
по географии
кружок «Мы открываем мир»
в рамках реализации ФГОС ООО 5-6 класс
Учитель географии Тихонова Н.А.
- Пояснительная записка
География – интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само словo «география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее.
Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота. До них нужно дойти, обследовать. А вон там в море, на горизонте – остров. До него нужно доплыть, а, значит, построить корабль, лодку или плот…
Что двигало людьми, покидавшими обжитые места в поисках новых земель? Наверное, прежде всего- любопытство, любознательность, стремление к новому. Этот инстинкт принимал форму поиска средств существования, источников удовлетворения все возраставших потребностей. В путешествиях проверялись возможности человека, совершенствовались целеустремленность, настойчивость, выносливость, терпение, где людям приходилось преодолевать трудности, находить выход из, казалось бы, безвыходных положений, достигать невозможного. Великие путешественники, первооткрыватели для многих поколений становились образцом мужества, самоотверженности, силы духа.
Рабочая программа по географии «Мы открываем мир» составлена в соответствии и с требованием федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 34 часа в 5 классах по 1 часу в неделю. Программа курса «Мы открываем мир» разработана для учеников 5 классов, реализующих ФГОС основного общего образования.
Структура и содержание курса обусловлены возрастными особенностями учащихся. Данный курс посвящен развитию географической науке. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников – первооткрывателей.
- Формирование устойчивого интереса учащихся к географии через знакомство с историей Великих путешествий, деятельностью знаменитых первооткрывателей.
- показать значение путешествий в познании планеты Земля и в создании теории географической науки;
- Осознать социальную значимость изучаемого материала, связанного с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох: античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий, научных экспедиций ХVII – ХIХ вв.
- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, стремление к познанию мира, восхищение примером подвига во имя науки и человечества,
Актуальность курса: Показать значение путешествий в познании нашей планеты и в создании теории географической науки, но гораздо важнее, этот курс поможет уделить большое времени воспитательным вопросам поможет в формировании определенных черт характера. Заставит задуматься над такими понятиями, как «целеустремлённость», « благородство», « сила характера», « желание жить не только для себя, но и для славы своей страны, своей Родины».
- формирование устойчивого интереса к предмету
- Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
- Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
- способствовать формированию картографической грамотности
- раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества;
Прогнозируемые результаты.
Планируемые результаты формирования УУД:
Личностные : овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Познавательные: постановка исследовательских вопросов; использование разных источников информации для сбора фактов (книги,энциклопедии,рисунки); устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; вести диалог и решать проблемы в малых группах.
В результате изучения курса на основе ФГОС ООО:
- Знать:
- показывать маршруты путешествий и открытые объекты;
- рассказывать о путешествиях и их целях;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- выявлять характерные этнокультурные особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями.
- пользуясь литературой по данной дисциплине, вычленять главное;
2.Уметь:
- работать с тематическими и контурными картами, дополнительной литературой;
- ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о путешествиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
В содержании программы курса 2 части:
• теоретическая • практическая.
В теоретической части рассматриваются основные вопросы изучения данного курса. В практической части предлагаются работы, направленные на отработку умений и навыков в работе с источниками получения географической информации (географическими картами, дополнительной литературой), на реализацию практических способностей учащихся в ходе анализа географических карт, составления маршрутов путешествий.
Учебно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятий | Формы | Оборудование |
1 |
| Какая она Земля? Представление о Земле в древнем мире. | Рассказ, беседа. | Физическая карта полушарий. Атлас 5 класс |
2. |
| Как Земля уместилась на листе бумаги? | Рассказ. | Топографические карты. |
3. |
| Первые географические карты. | Рассказ. | Атлас 5 класс. |
4. |
| Велика ли Африка? Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки. | Рассказ, беседа. Презентация | Карта полушарий. |
5. |
| «Отец» географии – грек Геродот. | Рассказ, беседа. Просмотр видеофрагмента | Портреты древнегреческих ученых. |
6. |
| Воинственные норманны. Плавание к островам Исландия и Гренландия. | Рассказ, беседа. | Карта полушарий |
7. |
| Лейв Счастливый открывает Америку. | Презентация | Иллюстрации. |
8. |
| Знаменитый гражданин Венеции. Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно. | Просмотр Видеофрагмента. Фильм (часть1-2) | Картина «Марко Поло в Китае». |
9. |
| Хождение за три моря. | Подготовка доклада о путешественнике. Просмотр Видеофрагмент | Карта полушарий |
10. |
| Афанасий Никитин, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному. | Просмотр Видеофрагмента | Картина «Афанасий Никитин в Индии. |
11. |
| Как Европа нечаянно Америку открыла. | Работа с картой | Картина «открытие Х. Колумбом Кубы |
12. |
| Христофор Колумб. На чудесных островах Моря - океана | Просмотр Видеофрагмента | Портрет |
13 | Почему Америка называется Америкой? | Рассказ , беседа. Просмотр Видеофрагмент | ||
14. | Морской путь в Индию открыт. Плавание Васко да Гама вокруг Африки. | Работа с картой | Карта полушарий. | |
15. | Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан | Пр.р.Нанесение на карту мира маршрутов Х. Колумба, Ф. Магеллана, Ф.Ф. Картина «Магеллан узнает, что на западе выход из Патагонского пролива. | Карта полушарий. | |
16. | Ошибка Мартина Бехайма. Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым. | Просмотр Видеофрагмента | Карта полушарий. | |
17. | Решительный капитан Джеймс Кук. | Портрет. Видеофрагмент | Карта полушарий. | |
18. | Английский моряк и его плавание. | Рассказ. | Картина «Открытие Куком восточного берега Новой Голландии.» | |
19. | Есть ли южный материк? | Рассказ, беседы | Карта полушарии. | |
20. | Открытие Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном иМихаиломЛазаревым. | Рассказ, беседа | Картина «Беллинсгаузен и Лазарев у Антарктиды.» | |
21. | Открытие южного полюса. | Рассказ, работа с картой | Портрет Р. Амундсена,Скотта Карта Антарктиды | |
22. | Последнее путешествие капитана Скотта | Пр. р. Ознакомившись с описаниями различных путешествий, учащиеся выясняют, какие знания и навыки нужно иметь, отправляясь в путешествие или поход (Работа в группах). | Карта полушарий | |
23. | Открытие северного полюса. | Рассказ, беседа, работа с картой | Карта Арктики. | |
24. | Добрый белый. Исследование Африки Д. Ливингстоном. | Подготовка доклада о путешественнике. | Карта Африки. Картина «Давид Ливингстон открывает водопад Виктория.» Картины. | |
25. | «Человек с луны» | Рассказ, работа с картой | Картина «Миклухо-Маклай на Новой Гвинее | |
26. | Жизнь Маклая среди папуасов. | Рассказ, беседа | Иллюстрации | |
27. | Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский. | Презентация. работа с картой | Портрет. Картина «Пржевальский в Центральной Азии.» | |
28. | Рожденный путешественником | Доклад об одном из путешественников; | Портреты. Карта полушарий. | |
29. | Как достигли края земли русской. | Рассказ, беседа | Карта России. | |
30 | «Коломбы Российские» | Презентация. Итоговая викторина «Путешественники и их открытия» | Карта России | |
33 | Русские имена на карте мира | Просмотр Видеофрагмент | Карта России | |
32 | По следам путешественников каменного века | Пр. р. Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Т. Хейердала. | Карта полушарий | |
33 | Дрейфующие материки | Составление кроссворда «Великие путешественники» Карта мира | Карта полушарий | |
34 | Обобщение. Имена путешественников на карте мира | Пр. р. Обозначение на контурной карте объектов, названных в честь их первооткрывателей. | Карта полушарий Карта России |
Содержание программы
Занятие 1. (1ч).
Какая она Земля? Представление о Земле в древнем мире.
- шар – это красиво! (Пифагор);
- Аристотель, Эратосфен - первые древнегреческие учёные предложившие доказательства шарообразности Земли.
Занятие 2. (1ч).
Как Земля уместилась на листе бумаги?
Занятие 3. (1 ч).
Первые географические карты.
- Первые карты и глобусы.
Занятие 4. (1 ч).
Велика ли Африка? Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки
- финикияне мореходы и купцы.
- плавание финикиян вокруг Африки при фараоне Нехо.
Занятие 5. (1 ч).
«Отец» географии – грек Геродот.
- Путешествие Геродот в скифские земли
Занятие 6. (1 ч)
Воинственные норманны. Плавание к островам Исландия и Гренландия.
- «люди моря»;Эйрик Рыжий;
Занятие 7. (1 ч)
Лейв Счастливый открывает Америку.
- открытие земли - Винланд
Занятие 8. (1 ч)
Знаменитый гражданин Венеции. Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно
- открытие сухопутного пути в Индию Марко Поло;
- «Книга» - рассказ о путешествии в страны Востока.
Занятие 9 (1 ч)
Хождение за три моря.
- Афанасий Никитин – русский путешественник, тверской купец и писатель.
- история путешествия в Индию
Занятие 10 (1 ч)
Афанасий Никитин, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному.
- путешествие из Твери в Персию и Индию.
- Книга А.Никитина «Хождение за три моря ».
Занятие 11 (1 ч)
Как Европа нечаянно Америку открыла.
- замысел Колумба. Плавание на запад.
Занятие 12 (1 час)
Христофор Колумб. На чудесных островах Моря – океана.
- остров Спаситель.
Занятие 13 (1 ч).
Почему Америка называется Америкой?
-Америго Веспуччи;
Занятие 14 (1 ч).
Морской путь в Индию открыт. Плавание Васко да Гама вокруг Африки
- Генрих – Мореплаватель
- Васко да Гама. В поисках Южной Земли.
Занятие 15 (1 ч).
Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан.
- Предпосылки путешествия. Проходные трудности, открытые объекты.
Занятие 16 (1 ч).
Ошибка Мартина Бехайма. Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым.
- Смерть Фернана Магеллана.
- Возвращение спутников, значение путешествия.
Занятие 17 (1 ч).
Решительный капитан Джеймс Кук.
-неизвестная Южная Земля;
-Кук «отобрал» у голландцев их открытие;
Занятие 18 (1 ч).
Английский моряк и его плавание.
- цель второй экспедиции Дж. Кука, продвижение Кука далеко на юг;
Занятие 19 (1 ч).
Есть ли южный материк?
- цель третьего плавания;
- трагическая гибель капитана.
Занятие 20 (1 ч).
Открытие Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым
- цели и задачи первой кругосветной экспедиции к берегам Антарктиды на судах «Восток» и «Мирный»;
Занятие 21 (1 ч).
Открытие южного полюса.
- История открытия Южного полюса: трагическая судьба Роберта Скотта и удача Руала Амундсена.
Занятие 22 (1 ч).
Последнее путешествие капитана Скотта
- «бороться и искать. Найти и не сдаваться.»
Занятие 23 (1 ч).
Открытие северного полюса.
- Открытие Северного плюса Робертом Пири.
Занятие 24 (1 ч).
Добрый белый. Исследование Африки Д. Ливингстоном.
- Мечта Давида Ливингстона об Африке;
- Путешествие вглубь континента, великие открытия.
Занятие 25 (1 ч).
«Человек с луны.»
- Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай
Занятие 26 (1 ч).
Жизнь Маклая среди папуасов.
- Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея
Занятие 27 (1 ч).
Рожденный путешественником
-Пётр Семёнов- Тян-Шанский; путешествие в «небесные горы».
Занятие 28 (1 ч).
Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский
-Биография Н.М.Пржевальского, экспедиция в Уссурийскую тайгу.
- Открытия в пустынях Азии и Монголии
Занятие 29 (1 ч).
Как достигли края земли русской
- русские первопроходцы;
- открытие Семеном Дежневым восточного мыса Евразии;
-открытие прохода между Азией и Америкой;
Тема 30 (1 ч).
«Коломбы Российские»
- Витус Беринг и А.И.Чириков организаторы экспедиции
Тема 31 (1 ч).
Русские имена на карте России.
- Иван Федорович Крузенштерн - русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции,
Тема 32 (1 ч).
По следам путешественников каменного века
- Тур Хейердал: к острову Пасхи, экспедиция на «Ра» и «Тигрисе».
Тема 33 (1 ч).
Дрейфующие материки
-теория Вегенера
Тема 34 (1 ч).
Имена путешественников на карте мира
-обозначение на к.к объектов, названных в честь путешественников.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор
Литература.
- Марта Гумилёвская «Как открывали мир» Москва «Детская литература»
- Литература М.В. Ревенко «О географических открытиях.» Москва «Педагогика 1980г.
- Мир и человек. Географический атлас. Москва 1986г.
- Т.А. Смирнова «Хрестоматия по географии материков и океанов.» Москва«Просвещение» 1987г.
- Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии» Москва«Просвещение» 1990г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Великие путешествия. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по географии "Юный эколог"
Программа дополнительного образования кружок по географии "Юный эколог", расчитана на детей возраста 11-14 лет. Срок реализации - 1 год.Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологическ...
Кружок по географии «Общая характеристика мира» 10класс(34час)
Внеурочная деятельность по предмету восполняет пробелы, существующие при изучении географии в классно – урочной системе. Учитель направляет и формирует устойчивый интерес учащихся к изучению гео...
Кружок "Занимательная география"
Материал содержит понавательную и образовательную информацию...
Кружок по географии: "Весело о серьёзном"
Кружок по географии «Весело о серьёзном» относится к общеинтеллектуальному направлению. Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результато...
кружок "Занимательная география"
рабочая программа по кружку "Занимательная география"...
Кружок по географии для 8-11 классов "Туристское страноведение"
Курс «Туристическое страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира, включая страны СНГ, и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической геог...
Кружок "Занимательная география"
Программа кружка "Занимательная география", 6 класс...