Кружок по географии для 8-11 классов "Туристское страноведение"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Курс «Туристическое страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира, включая страны СНГ, и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.
В ходе изучения курса «Туристическое страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. Через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.
Туристское страноведение – это прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Туризм в нашей школе является массовым движением детей и подростков.
Главной задачей является открытие широкого простора для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Сочетание географии, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turistskoe_stranovedenie_kruzhok_guseva.docx | 139.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА 856
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кружок: «Туристское страноведение»
Для обучающихся 8-11 классов
Срок реализации программы: 1 год
Автор программы:
Гусева Светлана Николаевна
(учитель географии)
Программа принята
на заседании предметно - цикловой комиссии
« » сентября 2016 года Протокол №…
Москва
2016
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
Направленность дополнительной образовательной программы | |
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность | |
Цель и задачи дополнительной образовательной программы | |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | |
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ | |
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы | |
Сроки реализации дополнительной образовательной программы | |
Формы и режим занятий | |
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы | |
| 9 |
| 12 |
| 15 |
| 17 |
Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по данному предмету
В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных организациях г. Москвы реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.
Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2016-2017 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.
Преподавание курса в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций:
- Законом РФ "Об образовании" от 29.12.2012
- Указом Президента РФ от 24 декабря 2014г. №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
- Приказом министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 № 1008 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
- Приказом Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г.№922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции приказа Департамента образования города Москвы от 7 августа 2015г.№1308)
- Конвенцией о правах ребенка ООН, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
- Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2
- Указом Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года, № 599
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 №1726)
- Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.06 № 06-1844)
- О направлениях примерной номенклатуры дел для использования в работе учреждений СПО (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 29 сентября 2000 года № 711/28-16)
- Об образовательных учреждениях дополнительного образования (Письмо Минобрнауки РФ от 26.03.2007 г. № 06-636)
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д)
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (утв. Главным гос.санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.)
- Уставом образовательного учреждения
- Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //http://ipk74.ru/news
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //http://ipk74.ru.news
- Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //http://ipk74.ru/news
- Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся 8-11 классов //http://ipk74.ru/news
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Туристское страноведение» рассчитан на 62 часа (2 академических часа в неделю) для обучения школьников, прошедших курс географии 7 – 9 классов, как по традиционной, так и по альтернативной программам. В содержании курса учитываются уже полученные обучающимися при изучении сведения о народах, государствах, занятиях людей, их религии и культуре в древности и современном мире.
Идеи гуманизации и гуманитаризации важны с позиции усиления воспитательного потенциала страноведческого курса.
Программа курса согласуется с программами курсов «Социальная и экономическая география мира» (10-11-й классы; автор – Максаковский В.П.) и «География России» (8-9-е классы), созданной авторским коллективом под руководством А.И. Алексеева.
Цель курса - формирование системы знаний о специфике развития туризма в различных странах мира.
Задачи курса состоят в изучении мирового туристского рынка, выявлении специфики туристских регионов и стран, анализе мирового опыта развития туристской индустрии и специализации турцентров мира.
Актуальность. Туристское страноведение является дисциплиной, необходимой для профессиональной деятельности менеджера туристских фирм и предприятий, ориентированных на международный туризм. Данная дисциплина предназначена для обучающихся с 8 по 11 классы и направлена для обучения туристского профиля. Чтение "Туристского страноведения" должны предварять такие модули, как география материков и океанов, рекреационное ресурсообеспечение, география экономических регионов РФ.
В ходе изучения курса «Туристическое страноведение» формируется целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов. С другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной и др. В центре содержания курса находится человек, а также «человеческие сообщества» – страны.
Курс «Туристическое страноведение» содержит в себе географические характеристики стран мира (включая страны СНГ) и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии. Философской основой курса является представление о страноведении как интегрирующей науке, способной соединить сведения из традиционно разделяемых в школьном курсе ветвей географии: физической и экономической с дополнительным материалом по истории, культуре регионов и стран мира.
Суть страноведческого подхода (так называемой теории комплексного географического страноведения) состоит в том, что процессы и явления, происходящие на Земле как планете и на политической карте мира, рассматриваются сквозь призму отдельных стран, объясняются особенностями природы, истории, населения, хозяйства и культуры стран и регионов. При этом подходе, страна выступает главной таксономической единицей проводимых оценок и анализов. Элементы используемого научного анализа стран основываются, в первую очередь, на исследованиях коллективов двух кафедр «зарубежной» географии (физической географии мира и геоэкологии; социально-экономической географии зарубежных стран) географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Порядок рассмотрения регионов в курсе учитывает характер освоения земной поверхности человеком («Старый» и «Новый Свет»), а также значимость знаний об этих странах для жителей России. Например, первостепенное значение уделяется странам Евразии – как «родного» материка россиян. В этом одно из отличий программы от других.
Основной материал курса (42 часа) подается в виде географической характеристики природных и культурно-исторических регионов мира (некоторые из них совпадают с границами крупнейших стран, имеющих богатую событиями историю, значительное разнообразие в природе, населении и хозяйстве). Основной блок курса предваряет «Введение», посвященное материкам и океанам, частям света, разнообразию стран современного мира, а также источникам географической информации. Раздел 1 «Земля – планета людей» посвящен населению мира и его хозяйственной деятельности, а также вопросам взаимодействия человека и природы часов, и знакомит обучающихся с основными понятиями экономической географии.
Характеристика регионов и стран основывается на классической в отечественной географии схеме, известной в методической литературе под названием «типовая структура географической характеристики территории на основе комплексного географического страноведения». При этом традиционные характеристики дополнены материалами по истории, этнографии и культуре изучаемых стран, превращая описание стран, прежде всего, в природное и культурно-историческое. Параллельно основному блоку материала вводится понятийный аппарат, касающийся природных (а также некоторых социально-экономических и политических) явлений, характерных для описываемых стран.
Подобная подача материала нацелена на возможность использования индивидуального подхода, как к отдельным обучающимся, так и к группам разного уровня знаний и способностей. Например, в более «слабых» группах учитель может сконцентрироваться на познавательной информации о странах мира, а теоретический блок свести до минимума. В более «сильных» – наоборот, акцент можно сделать на теоретические обобщения и выводы о характере упоминаемых процессов. В то же время, во многих общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением культуры и истории стран изучаемого языка или, где практикуются поездки в зарубежные летние лагеря и заграничные туристические поездки, основной блок курса («страноведческая мозаика») может быть расширен за счет собственных впечатлений или знаний, полученных на других занятиях.
Основой деления мира в курсе является выделение стран и регионов по принципам природного и историко-культурного единства. Методологическими основами такого деления являются физико-географическое районирование и культурно-цивилизационный подход, получивший в последнее время широкое распространение в ряде наук гуманитарного цикла. Выделенные по культурному принципу регионы, как правило, совпадают с государственными границами, но могут включать одну или несколько стран. Например, США или Италия сами являются рассматриваемыми в рамках курса регионами, в то же время, в регион Северной Европы входят Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия, а в регион Юго-Западной Азии – сразу несколько десятков стран.
Выделенные регионы являются результатом естественноисторического развития государств и имеют свою собственную историческую судьбу, определившую особенности современной жизни страны. Обычно такие регионы ограничиваются и во многом совпадающими с государственными границами важными физико-географическими рубежами (береговой линией, значимыми горными хребтами, крупными реками и т.п.).
На изучение различных регионов отводится, как правило, один час. В то же время на изучение географии США или Австралии отводится, соответственно, 2 часа. После изучения стран и регионов одного материка следуют уроки обобщения, целью которых является наряду с формированием индивидуальных образов стран (регионов), формирование целостного образа материка во всем его природном и культурном многообразии.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Возраст. К достоинствам программы стоит отнести то, что по ней могут обучаться лица, достигшие 14-летнего возраста, в соответствии с их интересами и склонностями - независимо от их национальности, социального статуса.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения.
Формы занятий.
Формы проведения занятий разнообразны:
-фронтальная (работа со всеми одновременно);
-групповая (разделение обучающихся на группы для выполнения определённой работы);
-индивидуальная форма занятий (обучающемуся даётся самостоятельное задание с учётом его возможностей).
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 часа (или 2 раза в неделю, 1 час).
Форма подведения итогов.
По мере прохождения занятий учащиеся приобретают ЗУН по курсу «Туристское страноведение» и возможность применения их на практике.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Туристское страноведение»
Программа рассчитана на 62 часа
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа
№ п\п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||||
Всего часов | Практических занятий | |||||||||
Введение | 6 | 2 | ||||||||
1 | География в современном мире. Материки, части света и страны | 2 | ||||||||
2 | Разнообразие стран современного мира | 2 | ||||||||
3 | Источники географической информации | 2 | 2 | |||||||
Земля – планета людей | 10 | |||||||||
| 6 | |||||||||
1 | Расселение человека по земному шару. Численность населения мира. Размещение населения | 2 | 2 | |||||||
2 | Человеческие расы. Народы мира. | 2 | ||||||||
3 | Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. | 2 | ||||||||
| 4 | |||||||||
1 | Возникновение и развитие хозяйства мира | 2 | ||||||||
2 | Современное хозяйство мира | 2 | ||||||||
Материки, океаны и страны мира | 40 | |||||||||
| 4 | |||||||||
1 | Физико-географические положение Евразии. Страны материка | 2 | 2 | |||||||
2 | Особенности природы и хозяйственного использования Евразии | 2 | ||||||||
| 10 | |||||||||
1 | Северная и Средняя Европа. Британские острова. | 2 | ||||||||
2 | Франция и страны Бенилюкса. Германия и Альпийские страны | 2 | ||||||||
3 | Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Страны СНГ | 2 | ||||||||
4 | Южная Европа. Страны на Пиренейском и Апеннинском полуостровах | 2 | 2 | |||||||
5 | Россия – самая большая по площади страна мира. ФГП государства | 2 | 2 | |||||||
| 6 | |||||||||
1 | Закавказье и Юго-Западная Азия | 2 | ||||||||
2 | Центральная и Юго-Восточная Азия | 2 | 2 | |||||||
3 | Страны Южной Азии и Ближний Восток | 2 | ||||||||
| 6 | |||||||||
1 | Географическое положение и особенности природы Африки | 2 | ||||||||
2 | Северная, Западная и Центральная Африка | 2 | 2 | |||||||
3 | Восточная и Южная Африка. Остров Мадагаскар | 2 | ||||||||
| 10 | |||||||||
1 | Особенности физико-географического положения материка. История освоения континента | 2 | ||||||||
2 | Регионы Америки. Северная, Центральная и Южная Америка | 2 | ||||||||
3 | США – особенности географического положения, населения, устройства. Экономика страны | 2 | 2 | |||||||
4 | Вест-Индия и Бразилия | 2 | 2 | |||||||
5 | Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Лаплатские страны | 2 | ||||||||
| 4 | |||||||||
1 | Географическое положение и природа Австралии | 2 | ||||||||
2 | Австралийский Союз. Океания | 2 | 2 | |||||||
Океаны мира | 4 | |||||||||
1 | Тихий океан. Особенности природы и хозяйственного использования | 2 | ||||||||
2 | Атлантический и Индийский океаны | 2 | ||||||||
Полярные области Земли | 2 | |||||||||
1 | Арктика и Антарктида. Северный Ледовитый и Южный океаны. Их хозяйственный потенциал для экономики мира | 2 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание программы подразумевает наличие и других форм подачи материала, в том числе сравнительная характеристика двух стран, самостоятельная работа обучающихся по изучению региона и практические работы, основанные на работе с различными источниками географической информации, в первую очередь картографическими.
Требования к уровню подготовки.
Планируемые результаты обучения по теме «Введение»
Обучающиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: физическая география, экономическая и социальная география, страноведение, государство, колонии, монархии, республика, унитарное государство, федеративное государство;
• давать характеристику «Политической карты мира» — по масштабу, охвату территории, содержанию;
• находить и показывать по карте различные государства, определять пограничные соседние государства;
• приводить простые примеры различий между государствами по географическому положению, размерам и конфигурации территории;
• находить и подбирать различные источники информации и извлекать нужную информацию;
• показывать по карте материки и части света, границу между Европой и Азией, страны, упоминающихся в параграфах.
Планируемые результаты обучения по теме «Население мира»
Обучающиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: численность населения, плотность населения, языковая семья, городское и сельское население, урбанизация;
•показывать по карте предполагаемые пути расселения человечества на Земле;
• называть причины переселения людей в прошлом и в настоящее время;
• давать характеристику изменений численности населения Земли по таблице;
• приводить примеры частей света и стран с разной плотностью населения, используя карту плотности. Давать характеристику карты «Плотность населения»;
• объяснять расовые отличия разных народов мира;
• приводить примеры различий между разными народами (этносами). Давать характеристику карт «Народы мира», «Религии мира», «Языковые семьи»;
• приводить примеры и объяснять различия между городским и сельским образом жизни;
• называть и показывать по карте географическую номенклатуру, выделенную в тексте.
Планируемые результаты обучения по теме «Хозяйственная деятельность людей»
Обучающиеся должны уметь:
• объяснять значения понятий: первичные, вторичные, третичные виды хозяйственной деятельности (первичный, вторичный, третичный секторы экономики), промышленность добывающая и обрабатывающая, растениеводство, животноводство, сфера услуг;
• приводить примеры различных видов деятельности людей и объяснять различия между ними;
• называть причины изменений хозяйственной деятельности.
Планируемые результаты обучения по разделу «Материки, океаны и страны мира»
Учащиеся должны уметь:
• показывать по карте отдельные материки и части света, океаны и определять их географическое положение, используя типовой план;
• называть факторы, определяющие географическое положение частей света, отдельных субрегионов и стран;
• называть и показывать регионы Европы, Азии, Африки, Америки;
• приводить примеры, доказывающие влияние географического положения на природу материка, крупного региона, страны;
• называть характерные особенности природы материков и океанов;
• давать физико-географическую характеристику страны по картам атласа;
• приводить примеры и описывать основные виды хозяйственной деятельности людей, населяющих страны мира, а также хозяйственную деятельность людей в океанах;
• объяснять характерные особенности природы отдельных регионов мира, используя карты, схемы, слайды;
• определять по карте народы, населяющие ту или иную территорию;
• давать описания характерных географических объектов, достопримечательностей отдельных субрегионов и стран, используя различные источники информации;
• называть и показывать по карте основные географические объекты, упомянутые в изученных параграфах, а также географические объекты, являющиеся памятниками всемирного природного и культурного наследия;
• показывать по карте территорию отдельных регионов мира, ее границы по природным объектам, основные формы рельефа, реки, озера;
• характеризовать береговую линию, называя географические объекты;
• выявлять черты различия природы Азии и Европы;
• давать сравнительную характеристику природы Северной и Южной Америки;
• объяснять размещение и плотность населения, анализируя соответствующие карты;
• называть и показывать по карте отдельные страны, используя карты атласа;
• давать физико-географическую характеристику их природы по типовому плану;
• на основе использования разнообразных источников информации выявлять отличительные особенности природы, населения и хозяйства стран и народов.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы реализации учебно-практической деятельности по данной программе: индивидуальная и групповая работа, кружковые занятия, практические занятия.
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочие места по количеству обучающихся.
В качестве дидактического материала можно применять атласы и географические карты и картосхемы по темам занятий; наглядные пособия демонстрационных плакатов; комплект инструментов, приспособлений.
В качестве технического оснащения занятий возможно применение современных коммуникативных технологий (Internet, wi-fi).
Диагностика образовательного процесса проводится путем выполнения практических занятий по профилю дисциплины.
Для реализации программы необходимы следующие минимальные средства:
- просмотр специализированных тематических атласов, карт и картосхем;
- просмотр и изучение специальной литературы, характерной успешному прохождению курса.
Принципы, лежащие в основе программы:
- принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса даются обучающимся не только знания, но и формируется его личность.
- принцип научности – в содержание обучения включены только объективные научные факты, теории и законы, направленные на реализацию учебной дисциплины «Туристское страноведение»
- принцип связи обучения с практикой – знания теории курса «Туристское страноведение» используются при их практическом выполнении, студенты учатся анализировать и преобразовывать клиента с точки зрения современной туристской индустрии. Потребности клиента в качественной подаче информации по выбранному маршруту тура. Высокий уровень познания современной политической карты мира.
- принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса строиться в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делиться на темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) материал излагается в логике нарастания – от простого к сложному.
- принцип сознательности и активности – включение обучающихся в индивидуальные, групповые формы учебной работы.
В данной программе перед педагогом ставится задача вооружить учащихся необходимыми знаниями, теоретическими сведениями и практическими навыками. Сознательность и активность учащихся в значительной мере зависит от их заинтересованности. Чтобы их заинтересовать, необходимо доступно и ярко объяснить цель и значение каждого занятия, каждого приема и упражнения. Для повышения сознательности и активности широко используются самостоятельные задания.
-принцип доступности – материал требует так вести обучение, чтобы изучаемый материал был доступен данному составу обучающихся. Для этого в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно (связано с их реальной жизнью и знаниями, приобретенными в общеобразовательной школе по предметам естественнонаучного цикла), а потом – то, что требует обобщения и анализа.
- принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств обучающихся, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказывать о чем-то, а следует дать возможность наблюдать выполнение приемов подачи материала по курсу и только потом использовать полученные знания и умения в практической деятельности).
- принцип прочности - полученные знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. При подаче теоретического материала используется повторение учебного материала сначала сильными учениками. А затем более слабыми. К концу теоретического занятия знания закрепляются у всех. Систематически проводиться контроль (проверка) результатов обучения.
Критерии результативности. Основными критериями оценки результатов работы и подготовленности обучающихся являются регулярность в посещении занятий, рост подготовленности занимающихся, своевременное выполнение заданий, достижение положительных результатов в работе, позитивные отзывы о процессе обучения, создание коллектива единомышленников среди обучающихся.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
УМК:
1. О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин. География. Страноведение. М.: Дрофа, 2012
2. Географический атлас. 7, 10 классы. М.: Дрофа, 2015
3. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Страноведение. М.: Дрофа, 2013
Дополнительная литература:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2014
2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. М.: «ВАКО», 2011.
Internet-ресурсы:
- По государствам:
- www.undp.org` – Доклады ПРООН
- www.demoscope.ru - сайт демографических публикаций и материалов
- www.cia.gov/cia/publications/factbook/index.html
- или www.cia.gov - ссылка factbook – справочные сайты ЦРУ
- http://www.imd.ck/wcy – сайт Международного института менеджмента
- и развития
- http://www.weforum.org/whatwedo.nsf/documents/what+we+do? – сайт
- мирового экономического форума в Давосе
- http://www.worldbank.home.by – сайт Всемирного банка
- По туристской информации:
- http://www.unwto.org
- http://www.bits-int.org
- http://www.greentourism.org.uk/
- http://www.UN.ORG
- http://www.world-travel.org
- http://www.wttc.org/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок по географии "Юный эколог"
Программа дополнительного образования кружок по географии "Юный эколог", расчитана на детей возраста 11-14 лет. Срок реализации - 1 год.Целью работы кружка «Юный эколог» состоит в развитии экологическ...
Кружок по географии «Общая характеристика мира» 10класс(34час)
Внеурочная деятельность по предмету восполняет пробелы, существующие при изучении географии в классно – урочной системе. Учитель направляет и формирует устойчивый интерес учащихся к изучению гео...
Кружок "Занимательная география"
Материал содержит понавательную и образовательную информацию...
Кружок по географии: "Весело о серьёзном"
Кружок по географии «Весело о серьёзном» относится к общеинтеллектуальному направлению. Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результато...
кружок "Занимательная география"
рабочая программа по кружку "Занимательная география"...
Кружок "Занимательная география"
Программа кружка "Занимательная география", 6 класс...
Кружок по географии " Мы открываем мир"
Кружок по географии "Мы открываем мир"5-6 класс...