Кружок по географии: "Весело о серьёзном"
рабочая программа по географии (5, 6 класс) на тему
Кружок по географии «Весело о серьёзном» относится к общеинтеллектуальному направлению.
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
- - формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
- - формирование личностных и метапредметных результатов
Личностные : Эмоциональность, уметь сочувствовать, сопереживать, управлять своими эмоциями. Уметь выражать свои мысли речью, развивать и совершенствовать речь.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Ставить цель . Составлять план решения учебной проблемы. Работать по плану.
Познавательные УУД:
Работать с информацией, перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую. Пользоваться словарями и справочниками. Устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Слушать и слышать других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Задавать вопросы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
По итогам работы в данном направлении предусмотрены конкурсы, экскурсии, походы, защита проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_geografii.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхне- Талызинская средняя школа
ПРИНЯТА НА ЗАСЕДАНИИ УТВЕРЖДЕНА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА Приказом директора
« 28 » августа 2015 г. от 28. 08 .2015 г. № 104 о.д.
Протокол № 2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Весело о серьёзном»
Возраст детей 10-12 лет
Срок реализации программы - 1 год
СОСТАВИТЕЛЬ:
Медкова Н. И
учитель географии
I квалификационная категория
с. Верхнее- Талызино
2015 год.
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по географии должна достигать тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами. План внеурочной деятельности обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС и определяет объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности в 5 классе.
При разработке плана использовались следующие документы:
● Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
● Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
● СанПиН 2.4.2. 2821 — 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
● Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
● Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
● Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960.
Целевая направленность содержания образования
План подготовлен с учетом требований Федерального государственных образовательных стандартов основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821–10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Основные принципы работы кружка
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- построение образовательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования — без оценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Внеурочная деятельность в 5 классе МБОУ Верхне – Талызинской СШ решает следующие специфические задачи:
- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;
- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;
- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей.
Программа внеурочной деятельности направлена:
- на расширение содержания программ общего образования;
- на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;
- на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.
Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по следующим направлениям развития личности:
- 1. Спортивно-оздоровительное
- 2. Духовно-нравственное
- 3. Социальное
- 4. Общеинтеллектуальное
- 5. Общекультурное.
Кружок по географии «Весело о серьёзном» относится к общеинтеллектуальному направлению.
Целесообразность данного направления заключается в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основными задачами являются:
- - формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- - развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- - формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- - овладение навыками универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования.
- - формирование личностных и метапредметных результатов
Личностные : Эмоциональность, уметь сочувствовать, сопереживать, управлять своими эмоциями. Уметь выражать свои мысли речью, развивать и совершенствовать речь.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Ставить цель . Составлять план решения учебной проблемы. Работать по плану.
Познавательные УУД:
Работать с информацией, перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую. Пользоваться словарями и справочниками. Устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Слушать и слышать других. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Задавать вопросы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
По итогам работы в данном направлении предусмотрены конкурсы, экскурсии, походы, защита проектов.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к географии, достигается такое углубление знаний в определенной, пусть ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования.
Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по географии и по ряду родственных предметов (история, биология). Следует, наконец, учесть, что участие школьников во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе, где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои доклады в нем.
Дополнительная учебная деятельность ценно, прежде всего, возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка, то есть подготовить ребенка к жизни в обществе. Значение дополнительного образования огромно. Оно дает учащимся возможность расширять базовое образование. Внеурочная воспитательная работа планируется по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
- предметная неделя географии;
-библиотечные часы;
-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
- мини выставки фотографий, рисунков «Окно в мир»
2) культурно-просветительное:
-экскурсионные поездки
-посещение музеев
- туристические походы;
Походы - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль походов в воспитании нравственных качеств личности школьника, социализации и развитии коммуникативных качеств.
Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Поход - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. Ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества.
В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.
Туристический поход - средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. Именно там вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода.
Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.
Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации.
- проведение школьного фестиваля фотографии.
Последнее время многие учащиеся стали интересоваться фотографией с новой силой. Появление цифровых камер позволило делать быстрые и качественные снимки. Интересные фотографии, сделанные в природе, будут представлены на выставке «Окно в мир». Атмосферные явления, естественные и культурные ландшафты, животные и растения глазами детей всегда неповторимы и удивительны.
Для внеклассных мероприятий характерно следующее:
1) разнообразие тематики, составляемой с учётом предложений и интересов детей;
2) создание ситуации выбора и успеха;
3) использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии;
4) доброжелательная атмосфера при их проведении.
Содержание программы
Раздел 1 « Они открывали земли»
В этом разделе учащиеся получают сведения о путешественниках, первооткрывателях, знакомятся с маршрутами путешествий, отслеживают маршруты по картам. Закрепляют полученные знания, разгадывая кроссворды, головоломки, шарады.
Раздел 2 « Без карты нет географии»
Во втором разделе знакомятся с историей создания глобуса и карт, осознают значимость этих изобретений, закрепляют знания упражнениями в решении задач на определение географических координат, знакомятся с приметами, пословицами, поговорками и загадками о явлениях природы.
Раздел 3 « Метеорология – наука?!»
В данном разделе учащиеся знакомятся с метеорологией как наукой, изучают метеорологические приборы : барометр, термометр, гигрометр, осадкомер, флюгер. Знакомятся с живыми предсказателями погоды и растениями барометрами, закрепляют свои знания: разгадывают ребус о погоде и отвечают на вопросы викторины.
Раздел 4 «Реки России»
В этом разделе учащиеся знакомятся с реками России, находят описания рек в литературных произведениях в поэзии и прозе. В рамках данного раздела запланирована экскурсия на исток реки Пьяны.
Раздел 5 «Далёкие земли»
Пятый раздел посвящён знакомству с особенностями растительного и животного мира Мирового океана, стран и континентов.
Раздел 6 Моя малая Родина
Этот раздел полностью посвящён краеведческой работе, экскурсии по родному краю, посещение музеев.
В завершении работы кружка в конце учебного года запланирован большой проект выставка фотографий «Окно в мир»
Расписание занятий кружка
общеинтеллектуального направления
«Весело о серьёзном» 14.05 – 14.50 пятница Медкова Н И
Календарно тематический план
1час в неделю, 34 часа в год
№ | Название разделов, тем | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
| |||||
1 | Раздел 1 «Они открывали земли» | 1 | 4.09 | ||
2 | Чайнворд «Первооткрыватели» | 1 | 11.09 | П.р | |
3 | Головоломка «Собери квадрат» (мореплаватели) | 1 | 18.09 | П.р. | |
4 | Раздел 2 Без карты нет географии» | 1 | 25.09 | ||
5 | История создания глобуса | 1 | 2.10 | ||
6 | «Ох уж эти координаты» (решение задач) | 1 | 9.10 | П.р | |
7 | «Народная мудрость и география» (приметы, пословицы, поговорки, загадки) | 1 | 16.10 | ||
8 | Раздел 3 Метеорология – наука?! | 1 | 23.10 | ||
9 | Температурные аномалии. | 1 | 30.10 | ||
10 | Растения – барометры | 1 | 13.11 | ||
11 | Викторина «Метеорология» | 1 | 20.11 | П.р | |
12 | Живые предсказатели погоды | 1 | 27.11 | ||
13 | Метеорологические приборы | 1 | 4.12 | ||
14 | Ребус «О погоде» | 1 | 11.12 | ||
15 | Раздел 4 Реки России | 1 | 18.12 | ||
16 | Река Пьяна | 1 | 25.12 | ||
17-18 | Экскурсия на исток Пьяны. | 2 | 20.05 20.05 | экскурсия | |
19 | О реках в прозе и поэзии | 1 | 15.01 | ||
Раздел 5 Далёкие земли | |||||
20 | Тайны океанов | 1 | 22.01 | ||
21 | Удивительный мир Австралия | 1 | 29.01 | ||
22 | Африка | 1 | 5.02 | ||
23 | Индия | 1 | 12.02 | ||
24 | Япония | 1 | 19.02 | ||
Раздел 6 Моя малая Родина Экскурсии | 1 | 26.02 | |||
25 | Посещение школьного музея Ивана Заикина. | 1 | 4.03 | экскурсия | |
26-27 | Лес, луг, поле. | 2 | 1.04 8.04 | ||
28-29 | Речка. Пруд. Родник. | 2 | 15.04 22.04 | экскурсия | |
30-31 | Высшая точка Нижегородской области | 2 | 29.04 6.05 | поход | |
32-33 | Посещение краеведческого музея в селе Т-Талызино | 2 | 13.05 | экскурсия | |
34 | Выставка фотографий «Окно в мир» | 1 | 11.03 | проект | |
35 | Подведение итогов работы кружка. | 1 | 18.03 | ||
35 |
Литература.
- Весёлый урок А.К. Тарасов
- Тематические игры по географии. И.В.Митрофанов.
- Атлас мира
- Атлас животных
- Энциклопедическая серия «Узнай мир»
- Мир моря
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном""
Предлагаемый материал проектной деятельности на уроках русского языка по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном" содержит этапы работы над проектом, а также работы уч...
Режим - это серьёзно.
Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть...
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
Творческий отчёт "Игра - дело серьёзное"
Если вы не знаете с чего начать планировать воспитательную работу с детьми? Как оформить зал к мероприятиям? Как можно назвать тематические периоды воспитательной работы? Какова методика проведения ко...
"Музыка серьёзная и музыка легкая", 8 класс.
Разработка урока на углубленное изучение творчества И.Штрауса...
"Выбор профессии - дело серьёзное"
Классный час по профессиональной подготовке для 8 класса....
Игровые модели концепции олимпиады" О серьёзном с улыбкой "
В данной работе описана нетрадиционная форма проведения технического зачёта среди учащихся 3-4 классов . Разработанная нами концепция олипиады исходит из возрастных особенностей детей 3-4 классов . Сл...