кружок "Занимательная география"
рабочая программа по географии на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа кружка разработана в условиях реализации ФГОС нового поколения. В основу разработки программы положены следующие документы:
-Концепция интеллектуально-познавательного воспитания российских школьников
-Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Программа разработана с соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьнтков. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
патриотизма: через активное познание географии своей страны и других стран и народов;
трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об экологической культуре;
ценностного отношения к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;
Актуальность программы определяется не только требованиями ФГОС ООО. В результате выполнения программы предусматривается повышение географических знаний, приобретение практических умений и навыков работы с картой, со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами. Программа предполагает повышение интереса учащихся к предмету. Участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовывать себя в реализации творческой проектной деятельности во внеурочное время.
Основные принципы реализации программы – доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, приемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Педагогические принципы
1. Любовь и уважение к ребенку как к активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
- комплексное решение задач обучения и воспитания (учебная деятельность и личностное общение на занятиях раскрепощенное, уважительное; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете), потребность детей в общении реализуется во внеурочной деятельности, при выполнении коллективной работы и посещении различных мероприятий;
- потребности, интересы обучающихся;
- уровень развития коллектива;
- уровень развития и самооценка ребенка, его социальный статус.
К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- предоставление права на свободу выбора (быть или не быть в творческом объединении);
- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, мотивы, статус в коллективе, активность).
Индивидуальный подход требует дифференцированного обучения. На занятиях предлагаются работы различной степени сложности. Кульминацией деятельности является разработка творческих проектов направленное на развитие и поддержку детских инициатив , приобретение опыта взаимодействия с взрослыми и детьми.
Личностный подход требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
2. Создание ситуации успеха для каждого ребенка – один из значимых принципов, обеспечивающих условия, способствующие самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
- формирование индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии, умения работать с различными источниками информации;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнование;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук;
- формирование у учащихся представления о «замечательных» объектах своей страны и мира.
Цель программы - Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи
Обучающие:
- Расширить знания учащихся о странах;
- Обогатить представление учащихся о жизни в разных странах;
- Включить учащихся в поисково-исследовательскую деятельность;
- Формирование умения школьников работы с источниками географической информации.
Развивающие:
- Способствовать развитию у учащихся навыков организации самостоятельных путешествий;
- Развивать познавательные возможности учащихся;
- Развивать познавательные умения работы с информацией (сбор, хранение и использование),навыки систематизации информации;
- Развивать логическое и образное мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать инициативу, самостоятельность и активность;
- Воспитывать чувство ответственности перед коллективом;
- Воспитывать этику взаимоотношений, культуру общения.
Мотивационные:
-Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности .
Социально-педагогические:
- Формировать социокультурную компетентность, умение общаться и совместно решать творческие задачи.
Отличительные особенности программы кружка состоит в том, что он завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом – проектом по разработке маршрута путешествия в мир географии. Критериями оценивания будет являться экономическая привлекательность маршрута . В ходе занятий кружка учащиеся, работая самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет осуществить индивидуальный подход, позволяет обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.
У учащихся появляется возможность использовать полученные знания по географии вне школы, выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Возраст детей: программа предусмотрена для детей 12-15 лет учащиеся 6-9 классов.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы и методы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, беседы, конкурсы, викторины, игры, практические и теоретические занятия.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение.
Количество учебных часов в неделю: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, что составляет 68 часов в год.
Количество обучающихся в группе: наполняемость группы 8 человек, с учетом индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В процессе учащиеся должны:
Знать:
- Вклад Великих учёных в развитие науки;
- Основные особенности формы, размеров, характера вращений Земли и их географических последствий;
- Природные рекорды на материках и океанах;
- Особенности стран мира и народонаселения;
- Приёмы работы с источниками географической информации;
- Географическая терминология.
Уметь:
- Проводить измерения, с использованием различных приёмов и приборов;
- Проводить исследование на основе накопленных фактов;
- Читать и анализировать различные источники географической информации, в том числе географическую карту – как величайшее творение человечества;
- Решать географические задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Ориентирования в потоке географической информации;
- Умения решать географические задачи
- Повышения собственной географической культуры.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- защита презентаций ,проектов; участие в общешкольных мероприятиях, олимпиадах и в конкурсах различного уровня, конференциях.
Учебно - тематический план
№п/п | Наименование тем | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Введение | 1 | 1 | ||
2. | Уникальность планеты Земля. | 20 | 22 | 42 | |
3. | Диковинки растительного и животного мира. | 2 | 2 | 4 | |
4. | Путешествие по странам мира. | 10 | 11 | 21 | |
Итого | 33 | 35 | 68 |
Календарно- тематический план работы по программе «Занимательная география» на 2016-2017 учебный год,68 часов
№ занятия | Наименование разделов и тем | Количество часов | Планируемые сроки | Фактические сроки |
1. | Вводное занятие. | 1 | ||
Раздел 1.Уникальность планеты Земля.(42 ч) | ||||
2-4 | Земля – планета Солнечной системы | 3 | ||
5-6 | Земная кора. Минералогия | 2 | ||
7-8 | Свойства минералов. | 2 | ||
9-10 | «Своя игра» | 2 | ||
11-12 | В мире падающей воды. Водопады Анхель и Йосемитский. | 2 | ||
13-14 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. | 2 | ||
15-16 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира | 2 | ||
17-18 | Водопады России. Водопад Кивач. | 2 | ||
19-21 | Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 3 | ||
22-23 | Эти удивительные озёра. Самые большие озёра мира. | 2 | ||
24-25 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра | 2 | ||
26-27 | В мире падающей воды. | 2 | ||
28-29 | Грозное дыхание Земли. Вулканы. | 2 | ||
31-32 | Предвестники подземных бурь. | 2 | ||
33-34 | Тепло подземных вод и природных фонтанов Горячие источники Памуккале. Гейзеры Исландии. | 2 | ||
35-36 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 2 | ||
37-38 | Каньоны мира. Большой каньон. | 2 | ||
39-41 | В мире песка и камня. Известные пустыни мира. Сахара. Намиб. Гоби. | 3 | ||
42-43 | Этот удивительный ледяной мир. Ледники Гренландии, Антарктиды. Айсберги. | 2 | ||
Раздел 2 Диковинки растительного и животного мира.(4ч) | ||||
44-45 | Диковинки растительного мира | 2 | ||
46-47 | Диковинки животного мира | 2 | ||
Раздел 3 Путешествие по странам мира.(21ч) | ||||
49-51 | Имена на карте мира | 3 | ||
52-53 | Путешествия по странам Евразии. | 3 | ||
54-56 | Путешествия по странам Африки. | 3 | ||
57-59 | Путешествия по странам Северной Америки. | 3 | ||
60-62 | Путешествия по странам Южной Америки. | 3 | ||
63-65 | Путешествия по странам Австралии и океании. | 3 | ||
66-67 | Необычайные памятники мира | 2 | ||
68 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание курса
Введение.
Вводное занятие. План работы кружка.
Уникальность планеты Земля.
Удивительное разнообразие природы Земли. Уникальность объектов солнечной системы.
Природа самых удивительных водопадов мира: Анхель, Ниагарский водопад, Кивач, Игуасу.
Эти удивительные озера: Байкал, Балхаш, Титикака, Чад. Вулканы Земли: Гекла, Фудзияма, Ключевская сопка.
Диковинки растительного и животного мира.
Растения, которые растут на определенных территориях земного шара. Необыкновенная фауна южных и северных материков.
Путешествие по странам мира.
Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая». Составления визитных карточек материков. Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности. История формирования политической карты мира. Изменения на карте мира.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел программы | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятия | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учета |
1 | Уникальность планеты Земли. | демонстрация презентаций,сообщений, видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности; игра с использованием ИКТ. Индивидуальные; групповая. | Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные | Географические атласы, контурные карты, настенные карты, проектор, компьютер, справочники интернет. | Вводный Рубежный Защита проектов. | |
2 | Диковинки растительного и животного мира. | демонстрация презентаций, сообщений, видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности;
Индивидуальные; групповые | Объяснительно-иллюстративные; репроруктивные; частично-поисковый. | Справочники, проектор, интернет ресурсы. | Вводный Рубежный Выставка поделок фотографий необыкновенных растений и животных. | |
3 | Путешествие по странам мира | демонстрация презентаций, сообщений, видеофрагментов; работа с дополнительной литературой, с картой; Выработка умения использования знаний в практической деятельности Индивидуальные; групповые; коллективные | Объяснительно-иллюстративные; Частично-поисковый | Географические атласы, контурные карты, настенные карты, проектор, компьютер, справочники интернет. | Вводный Рубежный Защита проекта. Разработка презентации. |
Список литературы
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2014 г
6.А.Муранов «Голубые очи планеты» Издательство «Детская литература» 1977г
7. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ – Пресс, 2013г.
8.Вагнер Б.Б. Сто великих чудес природы. – М.: Вече, 2002.
9. Земля: Универсальная энциклопедия для юношества. – М.: Педагогика – Пресс, 2001.
10. Самые красивые города Европы: Открытия. Путешествия. Отдых. История. Современность.- М.: БММ АО, 2012 г.
11. Поспелов Е.М. Школьный словарь географических названий.- М.: Профиздат, 2000.
Для учителя:
1. Н. М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
2. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
3. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru
Образовательные диски
1.http://mega.km.ru/ (Библиотека Кирилла и Мефодия).
2.http://www.worlds.ru (Каталог стран мира – информация по разделам: история, география, население, столица, религия, культура).
3.http://www.kulichki.com/travel (Виртуальные путешествия. Рассказы о достопримечательностях, истории и современном развитии стран, городов, регионов.
4.http://www.geo2000.nm.ru/index 1.htm.
5.www.ch0103.emsd.iks.ru/valleyinfo.html ( Долина гейзеров. Общие сведения).
сайты:
--Всемирный фонд дикой природы в России – www.wwf.ru
--Природа России priroda.ru
--Детский Интернет-проект «Сохраним природу» www. ecocoop.ru
--«Малые острова России". Путеводитель по достопримечательностям России
www. isles.ru
--Все о геологии. www.geo.web.ru
--Каталог минералов www. catalogmineralov,ru
Цифровые образовательные ресурсы:
библиотека электронных наглядных пособий;
школьная геоинформационная система;
цифровые карты и космические снимки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....