Рабочая программа по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Цель данной программы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета, изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал.
1. Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении географии и истории, интенсификации учебно-воспитательного процесса.
2. Задачи интегрированной программы и уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.
Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 17»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор МАОУ «Лицей № 17»
_______________ Бахарева Л.А. Дзюбин В.В.
«_____» _____________ 2017 г. Приказ № ___от ___.___. 2011 г.
Рабочая программа
по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса
Составитель
Аркашова Ольга Сергеевна
учитель истории первой квалификационной категории.
Кашина Татьяна Николаевна
учитель географии первой квалификационной категории
Сухой Лог
2016- 2017 учебный год
Пояснительная записка
Всё что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Ян Амос Коменский.
Рабочая программа составлена на основании:
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», с дополнениями и изменениями);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 №189, зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993);
- Постановления Правительства Свердловской области от 17.01.2006г. № 15-ПП «О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области» (с дополнениями и изменениями);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 г. № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 17.08.2011г. № 01-01/5893 «О внесении изменений в базисный учебный план»;
- информационного письма Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06.04.2010 года №58 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных курсов»;
- образовательной программы МОУ «Лицей №17» на 2011 – 2012 учебный год;
- примерных программ по учебным предметам основного общего образования по истории и природоведению.
Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении географии и истории.
К сожалению, ученики основной школы часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе.
Ученики часто не в состоянии применить знания одной из дисциплин к знаниям другой, например взаимосвязь природоведения и истории, географии и биологии, экономики и экологии и другие.
С другой стороны не очень хорошо объединять все дисциплины в одно целое, так как они теряют свою индивидуальность. Поэтому интегрированные уроки необходимо давать периодически, чтобы ученики увидели взаимосвязь между учебными дисциплинами и поняли, что знания в одной дисциплине облегчает понимание процессов, изучаемых в других областях, что и отражено в данной программе.
Эти уроки эффективны независимо от того, изучают ли ученики новый или обобщают уже пройденный. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.
Интеграция являет собой объединение частей в целое, но не механическое, а взаимопроникновение, взаимодействие. Кроме того, в последнее время сокращается количество часов, отведенных на изучение классических предметов, которые являются фундаментом всего учебного процесса, поэтому интегрированные уроки вносят весомый вклад в решение и этой проблемы. Оной из современных методик преподавания, в последнее время, является и методика интегрированного обучения. В практике развития образования встал вопрос об интегрированном подходе к преподаванию различных предметов в школе.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
- Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
- Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
- Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
- Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.
- К каждому ученику - индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
Целевым ориентиром педагогической деятельности лицея на 2016-2017 год является обеспечение условий, направленных на повышение качества образования обучающихся.
Задачи:
- обновить содержание образования и повысить его качество через разработку и реализацию рабочих программ учебных курсов базового, профильного уровней, курсов углубленного изучения, а так же развитие учебно – методического комплекса;
- развивать творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, используя педагогические технологии с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
- обеспечить психолого – педагогическое и социально – педагогическое сопровождение обучающихся, их родителей, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг системы дополнительного образования в интеграции с общим образованием;
- оптимизировать работу, направленную на обеспечение успешной социализации обучающихся;
- совершенствовать работу по информатизации образовательной среды лицея;
- оптимизировать работу по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся.
Цель данной программы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельность, использование различных источников информации для достижения наибольшей эффективности в изучении предмета, изучить эффективные методы и приемы, которые позволяют ученикам лучше усваивать программный материал.
- Способствовать достижению определенного опыта в технологии интегрированного обучения, способствовать повышению эффективности учебного процесса, внедрению новых технологий в изучении географии и истории, интенсификации учебно-воспитательного процесса.
- Задачи интегрированной программы и уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные интерактивные методики, позволяют просто и объективно оценивать достижения учащихся.
- Трудности в образовании возникают в связи с тем, что в учебных планах сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, истории, литературы, языков, математики.
Реализация задач:
Задачи | Педагогические условия | Педагогические средства, методы, приемы | Инновационный подход |
Обновить (изменить, дополнить) содержание образования по природоведению и истории повысить его качество; | Использование УМК по программе: 5 класс Природоведение. Сонин Н.И., Плешаков А.А. Дрофа, М: 2006 5 класс История Древнего мира. А.А Вагасин. М. Просвещение, 2006 материально- техническая база (компьютер, проектор, учебно-познавательные, интерактивные карты, диски). Разработка КИМов для проведения диагностических, тренировочных, проверочных и контрольных работ в соответствии с требованиями ГОСа Аналитическая деятельность: анализ результатов практической деятельности с позиции компетентностного подхода | Использование технологии: здоровьесберегающей, проектной и проблемной, информационно-коммуникативной, в том числе компьютерной и мультимедийной, дифференциации и интеграции, интегрированного обучения. Индивидуальное обучение. Внедрение в практику нестандартных интегрированных форм проведения уроков (урок-игра, урок - путешествие, круглый стол, урок-конкурс т.д.) Применение дидактических средств обучения (индивидуальных карточек, таблиц, схем, коллекций.) Применение наглядных средств обучения | Мотивация и организация деятельности обучающихся на участие в международных, всероссийских, областных интеллектуальных конкурсах. Анализ результатов практической деятельности с позиции компетентностного подхода |
развивать творческую и исследовательскую деятельность обучающихся, используя педагогические технологии с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося; | Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Организация внеурочной развивающей деятельность по предметам. Подготовка и участие в НПК обучающихся и публичная защита проектов. Мотивация обучающихся на активное участие в мероприятиях Фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» (на всех уровнях) (интеллектуальные, прикладные, творческие, олимпиады) | Осуществление индивидуального подхода, как в урочной, так и вне урочной деятельности обучающихся. Индивидуальная работа слабоуспевающими учениками Индивидуальная работа с одаренными детьми | Развитие информационной культуры обучающихся (поиск и отбор материала для сообщений, рефератов, проектов) Обучение и мотивация на публичное представление продуктов учебной деятельности, проведение презентации |
обеспечить психолого -педагогическое и социально -педагогическое сопровождение обучающихся, их родителей, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; | Осуществление взаимосвязи со школьным психологом по созданию благоприятных психологических условий. Осуществление взаимосвязи со школьным медицинским работником по созданию условий на укрепление и сохранение здоровья обучающихся (организация медосмотров, охват горячим питанием.) Соблюдение требований СанПиНов к условиям и режиму обучения: обеспечение удобным рабочим местом ученика за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха; создание благоприятного воздушно-теплового режима, освещения. Озеленение классной комнаты | Использование технологии: здоровьесберегающей, проектной и проблемной, информационно-коммуникативной, в том числе компьютерной и мультимедийной, дифференциации и интеграции, интегрированного обучения. Индивидуальное обучение. Физкультминутки на уроках Организация спортивных мероприятий. Формы работы (в плане воспитательной работы в классе): экскурсии, походы выходного дня, коллективно - творческие дела, спортивные соревнования, Дни Здоровья, а так же самостоятельные занятия в спортивных кружках и секциях. | Организация на уроках природоведения и истории сюжетно ролевых игр, которые вносят ситуацию эмоционального переживания, а значит и формируют практические навыки обучающегося в бедующей взрослой жизни. |
оптимизировать работу, направленную на обеспечение успешной социализации обучающихся. | Организация проектной деятельности с последующей защитой. Мотивация обучающихся на участие в социальных акциях («Ветеран живёт рядом», «Поздравь ветерана», «Концерт для дошколят», «Субботник на территории лицея» и т.д.) Мотивация на участие в экологических акциях «Марш парков», «Помоги птицам зимой» Участие в КТД | Осуществление индивидуального подхода. Использование проектного обучения, информационных технологий. Социальное партнёрство. Работа с родителями. | Организация проектной деятельности с последующей защитой социально- значимые проекты. Участие в научно -практической конференции лицея совместно родителями. |
Задачи курса «природоведение»
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменнеия природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения практических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- формирование способности и готовности к использованию практических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; оказания простейших видов первой медицинской помощи.
«Природоведение» - интегрированный естественно научный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии, физики, астрономии, химии и экологии.
Задачи курса «истории»
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности; систематезированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации; умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этонациональными традициями; исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопостовлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившимися культурных, религиозных, этонациональных традиций, нравстенных и социальных установок, идиологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и рпинципы с исторически возникшим мировоззренческими системами.
Учебно- методический комплект:
Название | Автор | Издательство, год. | Кем рекомендовано. |
100 игр по истории. | Г.А Кулагина | Просвещение,1999 | МОРФ |
Игры на уроке истории. | Л.П Борзова | Владос-пресс, 2001 | Рос-я акадкмия образования |
Праграмма для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: История и Обществознание | С.В Колпаков. | Дрофа, 2007 | МОРФ |
Педагогическая психология | Н.Ф Талызина | Академия, 1999 | МОРФ |
Пособие для учителя, сборник материалов и документов- Урал с древнейших времен до 19 в. | Б.Б Овчинникова | Среднеуральское книжное издательство. | Депортамент образования Сверд-й области. |
Психология и педагогика . | В.Г Крысько | Харвест,1999 | МОРФ |
1000 вопросов и ответов по истории России и мировой истории. | Н.И Ворожейкина | АСТ, 1998 | Рос-я акадкмия образования |
Контрольные и проверочные работы по истории | Л.В Жукова | Дрофа 2002 | МОРФ |
Программно-методические материалы по истории и обществознанию 5-9 классы. | Т.И Тюляева | Дрофа,2000 | МОРФ |
Оценка качества выпускников средней школы по истории и обществознанию. | Л.Н Алексашкина | Дрофа,2000 | МОРФ |
Методическое пособие . Природоведение. 5 класс | Т.В. Иванова. Г.С. Калинова. Н.И. Сонин | Дрофа, М: 2001 | МОРФ |
Рабочая тетрадь . Природоведение. 5 класс | Сонин Н.И., Плешаков А.А., | Дрофа, М: 2007 | МОРФ |
Атлас. Природоведение. 5 класс | МОРФ | ||
Альбом – Твои Открытия Природоведение. 5 класс | Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б. | Дрофа, М: 2004 | МОРФ |
Учебники: | |||
История Древнего мира | А.А Вагасин | Просвещение, 2006 | МОРФ |
Природоведение | Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б. | Дрофа, М: 2006 | МОРФ |
Согласно учебному плану школы на 2011 - 2012 учебный год, годового учебного графика на 2011 - 2012 год расписания уроков. Спланирован учебный материал следующим образом:
количество часов предмет | Четверть | Всего за год | резерв | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Природоведение. 5 класс | 18 | 14 | 20 | 16 | 67 | 1 |
История Древнего Мира 5 класс | 18 | 14 | 20 | 16 | 67 | 1 |
Интеграция | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 |
Что соответствует – особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ, а также– базовому уровню обучения в пятых классах по предметам история и природоведения.
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления биологических фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, здоровье сберегающего, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по биологической тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе.
Примерное планирование результата образования по истории и природоведению
(федеральный и региональный уровень)
Ключевые компетентности (согласно концепции модернизации) | Компетенции ( согласно требованиям Р(НР)К) | Компетентности (результат образования) в рамках учебного курса |
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; | • уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки ;знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности; • уметь проявлять ответственное отношение к учебной и внеучебной деятельности, осмысливая варианты возможных последствий своих действий; планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; | • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека • уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; • уметь сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; |
Компетентность в сфере гражданско -общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); | • уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки; знать собственные индивидуальные особенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности; • уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения; владеть основными навыками самообразования и | • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; |
активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира; • владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения; • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; | • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике; • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. • знать, понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • знать, понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей; • знать, понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • уметь приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). | |
Компетентность в сфере социально - трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, навыки самоорганизации); | • уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки; знать собственные индивидуальные собенности, природные задатки к приобретению различных знаний и умений и эффективно их использовать для достижения позитивных результатов в учебной и внеучебной деятельности; уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения; • владеть основными навыками самообразования и активно реализовывать их при освоении требований культуры региона, страны, мира; • знать собственные индивидуальные особенности, определяющие возможность обоснованного выбора | • уметь приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения; • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; • совместная деятельность в процессе участия в |
содержания будущего рофессионального образования; • владеть навыками самоорганизации для реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое социальное здоровье подрастающего поколения; • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; | ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. • знать, понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей; • знать, понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ. учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; | |
Компетентность в бытовой сфере ( включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и т.д.); | • уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки; уметь соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями социального окружения; • иметь ценностное отношение к основным нравственным, эстетическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом; • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов; • владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи. | • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. • знать, понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • знать, понимать содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. • уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; |
Компетентность в сфере культурно -досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). | • уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки; • иметь ценностное отношение к основным нравственным, статическим, трудовым нормам, характерным для жителей региона и многонациональной России в целом; • планировать ближайшее и отдаленное будущее, обоснованно выбирать варианты реализации жизненных планов. | • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации; • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания; • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности; • знать, понимать сущность общества как формы совместной деятельности людей; • знать, понимать характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; • уметь объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); • уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; |
Контрольно-измерительные материалы, система оцениваня по курсу: Интеграция по курсам «Природоведение», «История».
Одним из основных компонентов образования является контроль качества усвоения учебного материала учащимися. Эффективный контроль способен установить степень достижения учащимися обязательного минимума содержания образования, дать информацию о пробелах в усвоении материала, о типичных ошибках в работе учащихся, определить причины их обусловившие, определить эффективные способы и методы их ликвидации.
В педагогической деятельности применяются различные виды контроля: входной, текущий, тематический, рубежный и итоговый, которые помогают в оценке результатов усвоения учащимися учебного материала на той или иной стадии образовательного процесса
Формы проверки знаний на урока могут быть индивидуальными, фронтальными, групповыми, виды – устный и письменный. При составлении проверочной и контрольных работ используется разноуровневая система контроля знаний, умений и навыков. Она обеспечивает высокое качество знаний обучающихся; способствует повышению их активности и работоспособности на уроках, привитию интереса к собственной познавательной деятельности. Кроме того, такая система даёт возможность видеть каждого ученика, а каждому ученику в свою очередь, видеть себя в развитии, т. е сравнивать себя с собой в учебном процессе.
Виды разноуровневых заданий применяемые для текущего, тематического и итогового контроля .
- Индивидуальные дифференцированные уровневые задания.
Применяются на уроке с самостоятельной работой. Направлены на проверку оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний. Для их выполнения достаточно всего 10-15 минут до конца урока. При выборе задания разного уровня сложности учащийся ориентируется на цвет- вид задания, красный цвет на -5, зеленый – на4, синий -3.
- Дифференцированные задания с адаптацией.
Применяются в педагогической деятельности для обучения и проверки умения учащихся выполнять работу по образцу, ранее выполняемом совместно.
- Это может быть и работа с текстом и документами, историческими картинами, картинами окружающего мира и иллюстрациями. Составление плана текста, описание памятника архитектуры, характеристика и оценка исторического деятеля, географического объекта. Соблюдая алгоритм работы, и проговаривая, его совместно с соседом у детей по предмету происходит, свертывание и обобщение учебной информации. При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться и с каждым разом становятся все успешнее.
- Разноуровневые тестовые задания.
Для проверки работ текущего контроля направленного на раскрытие понимания темы обучающимися, нередко используются само- или взаимоконтроль т. о подросток учится самоконтролю и анализу своей учебной деятельности.
При разработке контрольных работ учитываются следующие требования:
-вариативность,
-дифференцированный характер,
-возможность добровольного выбора сложности задания. Дополнительные задания для коррекции оценки обучающихся.
По наблюдениям , включение разноуровневых заданий в контроль знаний, умений и навыков способствует:
- повышению активности и работоспособности на уроке,
-развитие познавательного интереса к изучаемому предмету,
-качественному росту результату по итогам контрольных и проверочных работ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Матрица оценки уровня образованности обучающихся
Уровни деятельносто-коммуникативной составляющей | Уровни предметно – информационной составляющей | Уровни ценностно – ориентационной составляющей | Оценка работы обучающегося | ||||||
Узко предметный | межпредметный | Метапредметный | |||||||
Уровень 4 Эвристический Творческий | Обладает знаниями в полном объёме; логично выстраивает ответ; самостоятельно выполняет различные виды деятельности, демонстрируя творческий подход | Обладает глубокими знаниями; проявляет системный подход в изложении материала; владеет интеллектуальными умениями и навыками. Даёт оценку процессам, явлениям, событиям, демонстрируя личностное отношение к излагаемому материалу. При объяснении выходит на взаимосвязи в пределах образовательной области. | Демонстрирует устойчивые знания, эрудированность, компетентность. Использует знания из разных наук. Привносит в деятельность творческие, эвристические элементы. Высказывает неординарные суждения, демонстрируя гибкость и глубину мышления. Умеет работать с комплексом источников информации. Умеет соотнести логичные и реальные процессы, явления, события с общемировыми. Приводит п0римеры из курсов НРК. | Выбор, обоснование критериев оценки явлений, оценка значимости того или иного продукта деятельности в соответствии с собственными или внешними критериями. | 4 уровень (выше базового) отличный (5) | ||||
Уровень 3. Аналитико-синтетический. | Демонстрирует личностную освоенность знаний. Определяет границы применяемости законов. Использует известные ему алгоритмы. Материал излагает полно и последовательно. Приводит примеры. | Использует различные известные ему способы деятельности для получения информации. Ищет новые алгоритмы для выполнения, как типовых, так и нетиповых заданий. Рассуждает, подбирает аргументы, описывает факты, события, явления, устанавливает взаимосвязи в пределах образовательной области. | Действуя в незнакомой (нетиповой) ситуации деятельности и общения, свободно владеет различными приёмами и навыками личной освоенности знаний. Анализирует и синтезирует при необходимости материал из разных областей знания. Свободно читает информацию, представленную в разных формах и видах. | Выбор целесообразной последовательности действий в оценке, самостоятельность в различных видах деятельности, готовность к пересмотру своих суждений. | Уровень 3. (выше базового) отличный (5) | ||||
Уровень 2. Алгоритмический | Демонстрирует базовые знания выпускника по предмету. Применяет знания и умения в знакомой ситуации, действует по алгоритму. | Знает ключевые понятия наук образовательной области; свободно оперирует ими, видит их взаимосвязь, объясняет её, подкрепляя примерами. | Демонстрирует различные предметные и общеучебные умения и навыки для получения полной, обобщённой и систематизированной информации; демонстрирует сочетание прочности знаний, подкреплённых примерами из разных наук, и свободного владения различными источниками информации. | Осмысленное отношение к данной проблеме, ответственность за свой выбор, убеждённость в правильности позиции, умение применять другую точку зрения. | Оптимальный Хороший (4) | ||||
Уровень 1. Фактографический | Знает основные понятия и термины. Ответ строит на основе воспроизведения материала в рамках школьной программы, ориентируется на фактологический материал. | Осмысленно воспроизводит информацию, дополняя её, конкретизируя примерами в рамках образовательной области. | Знания систематизированы, подкреплены примерами. Ученик может раскрыть тему, используя источники информации как иллюстрационный материал. | Понимает значимость изучаемого материала. Усвоение ценностей, ориентации, принятие. | Удовлетворительный (3) | ||||
Уровень 0. | Ответ строится на основе воспроизведения материала по теме. Ориентируется на отдельные факты. Знания по теме неполны и бессистемны. Ученик не может раскрыть содержание вопросов и заданий. | Нулевой неудовлетворительный. |
Система оценивания обучающихся.
Распределение заданий контрольно-измерительных материалов по составляющим результата образования согласно уровням компетентности по курсу-История и География. | Распределение заданий контрольно-измерительных материалов по составляющим результата образования согласно уровням компетентности по курсу-Обществознание. | Критерии оценивания |
в каждой работе предполагается выявление уровня компетентности: Выявить и оценить:
| в каждой работе предполагается выявление уровня компетентности: Выявить и оценить:
| В соответствии с критериями оценивания по пятибальной шкале оценивается ответ за каждый вопрос задание, тест. Оценка «5» – материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, письменная и устная речь соответствует нормам литературного языка. Правильность ответов в тесте = 95-100%, допускается 1-2 исправления в ответах обучающегося. Оценка «4» – в усвоении материала допущены незначительные пробелы, изложение не достаточно систематичное и последовательное, применяются не все требуемые знания и умения. Правильность ответов в тесте = 70-80%, от всех предложенных вопросов. Оценка «3» – в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно системное и самостоятельное, содержит существенные ошибки, аргументация слабая, умения не проявлены, правильность ответов в тесте = 35-60%, от всех предложенных вопросов. . Оценка «2» – главное содержание материала не раскрыто, материал не освоен, правильность ответов в тесте = от0-35%, от всех предложенных вопросов.(индивидуальная работа с обучающимся). |
Контурные карты и правила их оформления: Элемент 1 - Наличие названия карты и точной формулировки задания (за рамкой карты), соответствующая выполненной работе легенда карты Элемент 2 - Графика и аккуратность при оформлении работ Элемент3-Правильность выполнения задания (отсутствие ошибок), выполнение полностью всего объема задания. Отсутствие любого из указанных элементов снижает оценку от максимального значения на 1 балл. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
ОЦЕНКА | КОЛИЧЕСТВО ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ЗАДАНИЙ | ||||
ТЕСТ ИЗ 10 ЗАДАНИЙ | ТЕСТ ИЗ 12 ЗАДАНИЙ | ТЕСТ ИЗ 14 ЗАДАНИЙ | ТЕСТ ИЗ 16 ЗАДАНИЙ | ТЕСТ ИЗ 24 ЗАДАНИЙ | |
«5» | 10-9 | 12-11 | 14-12 | 16-15 | 24-22 |
«4» | 8-7 | 10-9 | 11-10 | 14-12 | 21-18 |
«3» | 6-5 | 8-6 | 9-7 | 11-9 | 17-14 |
«2» | МЕНЕЕ 5 | МЕНЕЕ 6 | МЕНЕЕ 7 | МЕНЕЕ 9 | МЕНЕЕ 14 |
Технологии в интегрированном обучении.
Термин «технологии» заимствован из зарубежной методики, где используют при описании по разному организованных процессов обучения. Применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.
Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям.
В дидактике выделяют три основные группы технологий:
- Технология объяснительно - иллюстрированного обучения, - суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности, с целью выработки, как общенаучных, так и специальных (предмет), умений.
- Технология личностно – ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. (Якиманская И.С.)
- Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов развития личности школьника.
Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения так, например, группа личностно – ориентированных технологий включает технологию модульного обучения и так далее. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся. Наиболее известные и наиболее применяемые технологии описаны профессором И. В. Душной.
Технология дифференцированного обучения
При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников.
При формировании групп учитывается личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются равноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
Технология формирования приемов учебной работы
Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний, характеристик чего – либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена на практике. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.
Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС).
О роли схем логических связей писал еще Н. Н, Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно.
Технология формирования учебной деятельности обучающихся.
Суть этой технологии заключается в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретении знаний с помощью учебных задач.
В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате, и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельности школьников.
Технология учебно-игровой деятельности.
Учебная игра дает положительные результаты лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности,
требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эврической беседы, умение вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественно научных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.
Модульная технология
Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проектной деятельности
Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают разных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и так далее.
Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Типы и формы интегрированных уроков
Интегрированная форма обучения подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Уроки формирования новых знаний конструируется в формах:
- урок лекция
- урок путешествие
- урок экспедиция
- урок исследование
- урок инсценировка
- урок конференция
- урок экскурсия
- мультимедиа – урок
Содержания учебного курса.
Без знания природоведения на уроках истории невозможно сформировать представление об историческом пространстве, т. к. оно основано на применении различных карт, на сопоставлении географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества. Оценить геополитическое положение России и мира в разные периоды времени также достаточно непросто без данных карты.
Необходимость целенаправленного формирования у школьников картографических знаний и умений обосновать нетрудно. Знания и умения грамотно пользоваться картой делают её ценнейшим средством познания, важным источником получения информации в ходе самостоятельной работы.
Одной из основных целей сотрудничества учителей истории и географии является усвоение учащимися системы карт, используемых в обоих курсах, приёмов их согласованного применение. Указанные выше связи могут быть дополнены связями с рядом других дисциплин (литературой, ин. языком и др.).
В работе с учащимися с первых занятий, связанных с применением карт, обращается внимание на элементарные правила и приёмы работы с картой, прежде всего со стенной (как правильно стоять у карты при объяснении материала, показывать указкой местоположение изучаемых объектов ⎯ точечных и линейных, обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура и т.п.). Грамотное, неукоснительное выполнение подобных правил определяет в большей степени дальнейший успех в овладении картографической культурой в последующем. Данная работа организовывает деятельность школьников, помогает избежать ошибок в восприятии картографического изображения.
Для учащихся характерны ошибочные представления о территориальной протяженности изучаемых исторических явлений. Это связано с отсутствием навыка соотносить географические объекты и площади с масштабом карты. Во избежание подобных неточностей в курсе данной программы предполагаются практические задания на исторических и географических картах, например:
- Определите примерное расстояние между городами Мемфис и Фивы, обращая внимание на масштаб карты.
- Укажите приблизительное расстояние, которое прошли персидские войска по территории Ассирийской державы и т.д.
Немаловажным аспектом в формировании картографической культуры имеет знание специфики исторических карт. Считаем, что данную работу целесообразно провести на основе сравнения с другими видами карт. При сопоставлении карты «Колонии древних финикийцев» выделяются сходства (показаны реки, очертания прибрежной зоны ), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли соседских государств, прерывистыми линиями ⎯ торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов. Продолжая знакомство с историческими картами можно провести сопоставление разновременных карт путём элементарного «наложения».
Изучение истории периодически наталкивает на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Тем не менее, и по историческим картам могут быть сделаны ценные выводы об отдельных особенностях природных условий и положении изучаемых территорий, причём на основе приёмов из географии. В данном случае, применим приём характеристики территории (страны) в сопоставлении с другой ранее изученной, например, Древняя Греция и Древний Египет. С помощью учителя ученики информацию карты превращают в выводы об экономических возможностях региона (оценивают климатические условия, наличие полезных ископаемых, рельеф). Систематическое применение подобной оценки по картам становится простым и привычным делом для учащихся, особенно если подобный приём практикуется и учителем географии, для чего между учителями необходима тесная согласованность.
В курсе истории следует акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся правильно представляли по условным обозначениям карт соответствующие исторические явления. Это особенно важно при работе с мелкомасштабными изображениями явлений. Условные обозначения могут также стать ориентирами в познании хронологии, исторических личностей, событий, они направляют дальнейшую поисковую деятельность школьников.
В курсе истории, как и географии, учащиеся работают с контурными картами.
Несмотря на специфические отличия по содержанию работы, учителя истории и географии обязаны придерживаться единых требований в оформлении контурных карт учащимися, в привитии им соответствующих навыков. Важно научить грамотно наносить надписи названий, для вытянутых в каком-то направлении объектов надписи размещаются вдоль этого направления, в остальных случаях ⎯ по направлению параллелей. Аналогично по направлению параллелей размещаются надписи для точечных объектов (городов и поселений). Не лишним считаем стремление к качественному графическому оформлению (равномерному фоновому закрашиванию, перенесению контуров по ориентирам).
Описанные выше приёмы и ряд других обеспечивают более рациональное использование исторических карт в качестве источников новых знаний, повышают интерес к ним учащихся, способствуют усвоению материала, активизируют исследовательские возможности.
Следует отметить, что осознанная и согласованная работа учителей истории и географии, обуславливает успех в обеспечении не только правильного применения исторических географических карт, но и картографических умений в целом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения интегрированного курса истории и природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- получить базовые знания по истории Древнего мира;
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты; сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
- Объяснять смысл терминов «до н.э.», «н.э.».
- Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основателей мировых религий; в) представителей и памятники культуры древнего мира.
- Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
- Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
- Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
- Называть характерные, существенные черты:
- политического строя в государствах древности;
- положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
- религиозных верований людей в древнем мире.
- Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
- оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю, проявлять свое отношение к культурному наследию Древнего мира.
Контроль предметных результатов
Система контроля строится на сочетании тематического, промежуточного и итогового контроля. Так, формы тематического контроля могут быть: публичное выступление, презентация выполненной работы, письменная проверочная работа, контрольная работа, практическая работа на контурной карте, лабораторная работа по материалам учебника, исторических документов, написание эссе. Промежуточный и итоговый контроль предполагает выполнение трехуровневой зачетной работы.
В течение учебного года на уроках истории и природоведения будет проводится мониторинг: входной контроль (сентябрь); промежуточный контроль (конец каждой четверти или полугодия);итоговый контроль.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:
● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
● осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся:
● результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля;
● обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).
Периодичность контроля:
Планируемые результаты | стартовый | текущий | промежуточный | итоговый |
личностные | Сентябрь | - | Раз в полгода | Май |
метапредметные | Сентябрь | - | Раз в полгода | Май |
предметные | Сентябрь | По четвертям | Раз в полгода | Май |
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Виды контроля | Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
стартовый | - устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания | Наблюдение, анкетирование, тестирование |
текущий | - устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - доклад | - |
промежуточный | практические, проверочные, контрольные работы | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
итоговый | - диагностическая - контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения | - портфолио, проект, сундук регалий, карта успеха, творческая книжка, тетрадь-паспорт. |
Личностные результаты.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых три основные блока:
самоопределение;
смыслообразование;
морально - этическая ориентация;
Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Методы контроля:
Наблюдение, тестирование, проектирования, портфолио.
Формы контроля:
1. Письменная, устная.
2. Групповая, индивидуальная, фронтальная.
3. Неперсонифицированная.
4. Мониторинг, зачет, защита творческих работ, конкурсы, турнир, соревнование, собеседование.
Инструментарий контроля:
Анкета, тест, опросник, карты мониторинга, лист самооценки, рефлексивный дневник.
Метапредметные результаты
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.
Предметные результаты
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Так же оценивание возможно с помощью карты успеха, сундука регалий, творческой книжки, профиля умений, тетради-паспорта.
Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.
Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по природоведению и истории.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения двух итоговых работ – по истории и природоведению – и итоговой комплексной работы на метапредметной основе.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока по истории | Тема урока по природоведению | Тема интегрированного урока. | Тип урока. | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Дата проведения по плану |
1 | Ознакомление с жизнью первобытных собирателе й. Ознакомление с жизнью первобытных охотников. | Знакомство с происхождением человека. Древние предки человека. | Знакомство с происхождением и образом жизни первобытных людей. | Изучение нового материала. | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Просмотр учебных фильмов. Наблюдение за демонстрациями учителя. | Индивидуальный контроль Фронтальный опрос групповое оценивание, самопроверка | 9.09 |
2 | Возникновение искусства и религиозных верований. | Знакомство с вселенной, как древние люди представляли себе вселенную. | Рассмотрение первых представлений и знаний людей о мире. | Обобщение нового материала. Применение знаний на практике. | Наблюдение за демонстрациями учителя. Просмотр учебных фильмов. Анализ таблиц, схем. Работа по карточкам. | Взаимопроверка, самостоятельная работа, фронтальный опрос. | |
3 | Государство на берегах Нила. | Особенности жизни на разных материках. | Характеристика Африки в Древности. | Изучение нового материала. | Просмотр учебных фильмов. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению и объединению понятий. | Работа по карточкам, фронтальный опрос по баллам, словарный диктант. | |
4 | Древнее Двуречье. | Особенности жизни на разных материках . | Знакомство с Аравийским полуостровом в Древности. | Изучение нового материала. | Просмотр учебных фильмов. Работа со схемами. Решение экспериментальных задач. Работа с раздаточным материалом. | Групповое оценивание, тестирование. | |
5 | Финикийские мореплаватели. | Знакомство с историей географических открытий. | Знакомство с первыми путешественниками и исследователями Земли. | Изучение нового материала. | Наблюдение за демонстрациями учителя. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Работа по карточкам. | Индивидуальное оценивание письменной работы, фронтальное оценивание. | |
6 | Индия и Китай в древности. | Характеристика жизни на разных материках-приспособленности организмов к жизни в ней. | Характеристика Индии и Китая в Древности. | Повторительно -обобщающий. | Наблюдение за демонстрациями учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с дополнительной литературой. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. Вывод и доказательство – обобщение материала. | Взаимопроверка, самостоятельная работа, фронтальный опрос. | |
7 | Древнейшая Греция. | Влияние факторов среды на развитие общества. | Рассмотрение влияния факторов среды на развитие Аттики. | Изучение нового материала. | Просмотр учебных фильмов. Выполнение фронтальных работ Слушание объяснений учителя. Решение текстовых Заданий. | Самопроверка, Фронтальный опрос, тестирование. | |
8 | Урок повторитель-но-обобщающий по теме: «Древняя Греция». | Знакомство с путешественниками первооткрывателями новых земель. | Знакомство с Древние Греческими путешественниками первооткрывателями новых земель. | Повторительно-обобщающий урок. | Просмотр учебных фильмов. Систематизация учебного материала. Редактирование текста- найди ошибку в тексте, историческом документе. Объяснение наблюдаемых природных и исторических явлений. | Групповое оценивание, фронтальный опрос. | |
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Римская империя». | Рассмотрение как человек изменил Землю. | Человек на Земле в истории Древнего Мира – итоги деятельности. | Повторительно-обобщающий урок. | Просмотр учебных фильмов. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций. | Работа по карточкам, индивидуальный, фронтальный опрос. | |
10 | Итоговая визуальная контрольная работа по ранее пройденному материалу. | Человек на земле в истории Древнего Мира | Оценка результатов знаний, умений и навыков по пройденному материалу. | Просмотр учебных фильмов. Вывод и доказательство – обобщение материала. | Тестовые задания |
Учебно-методическое обеспечение
№ | название | Автор | Издательство, год | Кем рекомендовано |
Перечень основной литературы | ||||
1 | Программа для общеобразовательных школ, гимназии и лицеев: История и Обществознание. | С.В. Колпаков | М. Дрофа, 2007 | МОРФ |
2 | Оценка качества выпускников средней школы по истории и обществознанию | Л.Н. Алексашкина | М. Дрофа, 2009 | МОРФ |
3 | Сборник нормативных документов . Природоведение. | Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев | М. Дрофа, 2004 | МОРФ |
4 | Программа основного общего образования по природоведению 5 класс. | А.А.Плешаков, Н.И.Сонин | М. Дрофа, 2004 | МОРФ |
Перечень дополнительной литературы для учителя | ||||
5 | История Древнего мира | А.А Вагасин | Просвещение, 2006 | МОРФ |
6 | Природоведение | Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б. | Дрофа, М: 2006 | МОРФ |
7 | Пособие для учителя, сборник материалов и документов - Урал с древнейших времен до 19 века. | Б.Б. Овчинников | Среднеуральское книжное издательство. 2001. | Департамент образования Свердловской области. |
8 | Программно-методические материалы по истории 5 – 9 классы | Т.И. Тюляева. | М. Дрофа, 2000 | МОРФ |
9 | Игры на уроке истории. | Л.П. Борзова | Владос – Пресс, 2001 | МОРФ |
10 | 100 игр по истории | Г.А Кулагина | Просвящение, 1999 | МОРФ |
11 | Пидагогика и психология. | В.Г. Крысько | Харвест, 1999 | МОРФ |
12 | Методическое пособие . Природоведение. 5 класс | Т.В. Иванова. Г.С. Калинова. Н.И. Сонин | Дрофа, М: 2001 | МОРФ |
13 | Природоведение 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И.Сонина. | Т.В. Козачек | Волгоград: Учитель, 2011 | МОРФ |
Перечень дополнительной литературы для учащихся | ||||
14 | Рабочая тетрадь . Природоведение. 5 класс | Сонин Н.И., Плешаков А.А., | Дрофа, М: 2007 | МОРФ |
15 | Атлас. Природоведение. 5 класс | МОРФ | ||
16 | Альбом – Твои Открытия Природоведение. 5 класс | Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б. | Дрофа, М: 2004 | МОРФ |
Материально - техническое обеспечение
- Образовательный комплекс «История Древнего мира.» Часть 4. 1С.
- Уроки по Истории Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
- Персональный компьютер – рабочее место учителя.
- Мультимедиа проектор.
- Исторические карты.
- Настенные тематические карты по истории и географии.
- Комплект демонстрационных материалов по курсу географии и истории (интерактивные наглядные пособия).
- История географических открытий.
- Земля климат.
- Комплект интерактивных карт по истории и географии.
Список литературы
- Закон РФ «об образовании».
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2001 года, утвержденная правительством РФ №1756 – р. от 29.12.2004 года.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОРФ от 5.03.2004 г. за №1089.
- Государственный образовательный стандарт Р(НР)К.
- Образовательная программа школы на 2011 – 2012 учебный год.
- Оценка качества подготовки выпускников по географии. М. Дрофа. 2001 год.
- Вигасин А.А., Годер Г.И.,Свинцицкая И.С.История мира.: М.Просвещение.2009.
- Майков А.Н. История 5 класс. Вентана Граф.2009.
- Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: 4.Учеб. Для студ. Высш. Учеб. заведений под ред. Г.А. Леонтьевой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.: ил.
- Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002. – 136 с.: ил.
- Уколова В.И. Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира»: 5 кл.: 7.Пособие для учителя / В.И. Уколова. – М.: Просвещение,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования
В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....
Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историей деревень, с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения на протяжении не...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования, учебный курс «Немецкий язык», 5-9 классы
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем о...
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
Рабочая программа основного общего образования по физической культуре для 5 – 9 классов (срок реализации- 5 лет)
Рабочая программа разработана на основе:-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.-Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ...
Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса для реализации на уровне основного общего образования
Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (НОДО+ЗПР), составлена в соответствии с требов...
Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»
Одно из главных средств обучения – это учебник. Учебник – комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено в разной форме. Но...