Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса для реализации на уровне основного общего образования
рабочая программа по физике (7 класс)

Черных Татьяна Владимировна

         Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (НОДО+ЗПР), составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

         Программа реализуется через учебно-методический комплекс  «Физика 7-9» (автор: Перышкин А. В.), рекомендованного Министерством просвещения РФ.

          Учебники, которые используются при реализации программы:

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 класс. М: «Дрофа», 2016.
  2. Перышкин А. В. Физика. 8 класс. М: «Дрофа», 2016.
  3. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс. М: «Дрофа», 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_adaptirovannaya.docx72.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа»

Верхнехавского муниципального района Воронежской области

РАССМОТРЕНО:                                                      ПРИНЯТО:

на заседании методического объединения                на заседании педагогического совета

учителей физико-математического цикла                 МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»

 МКОУ «Верхнелуговатская СОШ»                          «___» _______________ 2019  г.

«__» ____________ 2019 г.                                          (протокол № ___)                          

(протокол № _____)

Руководитель методического объединения

____________________ (________________)

                                                                            УТВЕРЖДАЮ:

                                                                            Директор МКОУ «Верхнелуговатская  СОШ»

                                                                             __________   /__________________/  

                                                                             Приказ по школе № ______ от ____________

                                                                             М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике

(адаптированная)

для реализации на уровне основного общего образования

Составитель  программы:  Черных Татьяна Владимировна

с. Верхняя Луговатка, 2019 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике (адаптированная) разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона  от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 года;
  3. Устава муниципального казенного образовательного учреждения «Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района Воронежской области;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1577от 31.12.2015 года «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 года».
  5. Учебного плана муниципального казенного образовательного учреждения «Верхнелуговатская средняя общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района Воронежской области на 2019-2020 учебный год.

         Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, где обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья (НОДО+ЗПР), составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

         Программа реализуется через учебно-методический комплекс  «Физика 7-9» (автор: Перышкин А. В.), рекомендованного Министерством просвещения РФ.

          Учебники, которые используются при реализации программы:

  1. Перышкин А. В. Физика. 7 класс. М: «Дрофа», 2016.
  2. Перышкин А. В. Физика. 8 класс. М: «Дрофа», 2016.
  3. Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс. М: «Дрофа», 2016.

        Учебный планом МКОУ «Верхнелуговатская СОШ» отводится 208 часов за три года обучения для  изучения учебного предмета из расчета 2  часа в неделю в 7 классе при 35 учебных неделях, 2  часа в неделю в 8 классе при 35 учебных неделях, 2  часа в неделю в 9 классе при 34 учебных неделях.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;
  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;
  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;
  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Механические явления

Выпускник научится:

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук);
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Тепловые явления

Выпускник научится:

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
  • описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Электрические и магнитные явления

Выпускник научится:

  • распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
  • составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
  • использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
  • описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
  • анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
  • решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
  • различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

Квантовые явления

Выпускник научится:

  • распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома;
  • описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
  • приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
  • приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
  • понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.

Элементы астрономии

Выпускник научится:

  • указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
  • понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;

Выпускник получит возможность научиться:

  • указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба;
  • различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой;
  • различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.

Содержание рабочей программы

Физика и физические методы изучения природы

Физика - наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

Механические явления

Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение.

Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент полезного действия механизма.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха.Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.

Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых машинах (пароваятурбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Электромагнитные явления

Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Действие электрического поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Напряженность электрического поля. Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников.

Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание. Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Скорость света. Свет - электромагнитные волна. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света. Источники света. Закон прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Квантовые явления

Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

 Опыты Резерфорда.

Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.

Строение и эволюция Вселенной

Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.

Примерные темы лабораторных и практических работ

Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся следующие типы:

  1. Проведение прямых измерений физических величин
  2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения).
  3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений.
  4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними).
  6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.

Проведение прямых измерений физических величин

  1. Измерение размеров тел.
  2. Измерение размеров малых тел.
  3. Измерение массы тела.
  4. Измерение объема тела.
  5. Измерение силы.
  6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
  7. Измерение температуры.
  8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
  9. Измерение силы тока и его регулирование.
  10. Измерение напряжения.
  11. Измерение углов падения и преломления.
  12. Измерение фокусного расстояния линзы.
  13. Измерение радиоактивного фона.

Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)

  1. Измерение плотности вещества твердого тела.
  2. Определение коэффициента трения скольжения.
  3. Определение жесткости пружины.
  4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  5. Определение момента силы.
  6. Измерение скорости равномерного движения.
  7. Измерение средней скорости движения.
  8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
  9. Определение работы и мощности.
  10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
  11. Определение относительной влажности.
  12. Определение количества теплоты.
  13. Определение удельной теплоемкости.
  14. Измерение работы и мощности электрического тока.
  15. Измерение сопротивления.
  16. Определение оптической силы линзы.
  17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
  18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади.

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений

  1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы.
  2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости.
  3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
  4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
  5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
  6. Исследование явления электромагнитной индукции.
  7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
  8. Наблюдение явления дисперсии.
  9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и вещества.
  10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
  11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением результатов в виде графика или таблицы.
  12. Исследование зависимости массы от объема.
  13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости.
  14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном движении.
  15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
  16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
  17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
  18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и массы.
  19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
  20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
  21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.

Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез

  1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от температуры.
  2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути.
  3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
  4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.

Знакомство с техническими устройствами и их конструирование

  1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
  2. Конструирование ареометра и испытание его работы.
  3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
  4. Сборка электромагнита и испытание его действия.
  5. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
  6. Конструирование электродвигателя.
  7. Конструирование модели телескопа.
  8. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
  9. Оценка своего зрения и подбор очков.
  10. Конструирование простейшего генератора.
  11. Изучение свойств изображения в линзах.

Тематическое планирование по учебному предмету «Физика»

№ п/п

Название темы

Количество часов, отводимых на изучение темы

7 класс

1

Физика и физические методы изучения природы.

3

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

6

3

Взаимодействие тел.

22

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов.

21

5

Мощность и работа. Энергия.

15

6

Итоговое повторение.

3

8 класс

1

Тепловые явления.

14

2

Изменение агрегатных состояний вещества.

11

2

Электрические явления.

27

3

Электромагнитные явления.

7

4

Световые явления.

8

5

Повторение.

3

9 класс

1

Законы взаимодействия и движения тел.

29

2

Механические колебания и волны. Звук.

9

3

Электромагнитное поле.

11

4

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

13

5

Строение и эволюция Вселенной.

6

Приложение №1

                                                                                                    к рабочей программе

                                                                                                    по физике

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Физика» для 7 класса

 на 2019-2020 учебный год

№ уроков

Тема урока

Дата проведения

урока

Примечание

План

Факт

Глава 1. Физика и физические методы изучения природы (3 часа).

1

Вводный инструктаж по технике    безопасности. Что изучает физика.

2

Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц.

3

Лабораторная работа №1. «Определение цены деления шкалы измерительного прибора». Инструктаж по технике безопасности.

Глава 2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).

4

Строение вещества. Молекулы.

5

Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». Инструктаж по технике безопасности.

6

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

7

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

8

Агрегатные состояния вещества.

9

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Глава 3. Взаимодействие тел (22 часа).

10

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

11

Скорость. Единица скорости.

12

Расчет скорости, пути и времени движения.

13

Расчет скорости, пути и времени движения.

14

Расчет скорости, пути и времени движения.

15

Инерция.

16

Взаимодействие тел.

17

Масса тела. Единицы массы.

18

Лабораторная работа № 3. «Измерение массы тела на рычажных весах». Инструктаж по технике безопасности.

19

Плотность вещества.

20

Лабораторная работа № 4. «Измерение объема твердого тела».

Лабораторная работа № 5. «Определение плотности твердого тела». Инструктаж по технике безопасности.

21

Расчет массы и объема вещества по его плотности.

22

Расчет массы и объема вещества по его плотности.

23

Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

24

Анализ контрольной работы. Сила.

25

Явление тяготения. Сила тяготения.

26

Сила упругости. Закон Гука.

27

Единицы силы. Связь между силой и массой тела.

28

Лабораторная работа № 6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Инструктаж по технике безопасности.

29

Графическое изображение силы. Сложение сил.

30

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

31

Контрольная работа №2 за первое полугодие.

Глава 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).

32

Анализ к/р. Давление. Способы уменьшения и увеличения давления.

33

Давление газа.

34

Решение задач по теме «Давление газа. Плотность».

35

Закон Паскаля.

36

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

37

Давление. Закон Паскаля.

38

Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла.

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления.

40

Измерение атмосферного давления.

41

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

42

Манометры.

43

Гидравлический пресс.

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

45

Архимедова сила.

46

Лабораторная работа № 7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». Инструктаж по технике безопасности.

47

Плавание тел.

48

Плавание судов.

49

Воздухоплавание.

50

Воздухоплавание.

51

Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

52

Контрольная работа № 3 по теме  «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Глава 5. Мощность и работа. Энергия (15 часов).

53

Анализ к/р. Работа.

54

Мощность.

55

Мощность и работа.

56

Простые механизмы. Рычаг.

57

Момент силы.

58

Лабораторная работа № 8. «Выяснение условий равновесия рычага». Инструктаж по технике безопасности.

59

Блоки.

60

Золотое правило механики.

61

Коэффициент полезного действия механизма.

62

Лабораторная работа № 9. «Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости». Инструктаж по технике безопасности.

63

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии.

64

Превращение одного вида механической энергии в другой.

65

Решение задач по теме «Мощность, работа, энергия».

66

Контрольная работа № 4 по теме  «Работа и мощность. Энергия».

67

Анализ к/р. Строение веществ, их свойства.

Повторение (3 часа).

68

Итоговое повторение.

69

Итоговое повторение.

70

Итоговое повторение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Физика» для 8 класса

 

№ уроков

Тема

Дата проведения уроков

Примечание

План

Факт

Глава 1. Тепловые явления (14 часов).

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Тепловые явления. Температура.

2

Внутренняя энергия.

3

Способы изменения внутренней энергии.

4

Теплопроводность.

5

Конвекция.

6

Излучение.

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость.

8

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

9

Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». Инструктаж по технике безопасности.

10

Решение задач по теме «Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении».

11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». Инструктаж по технике безопасности.

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

14

Решение задач по теме «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

Глава 2. Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов).

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. График.

16

Удельная теплота плавления.

17

Решение задач по теме «Удельная теплота плавления».

18

Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

20

Решение задач по теме «Тепловые явления».

21

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

22

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

23

Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

24

Кипение, парообразование и конденсация. Влажность воздуха. Работа газа и пара при расширении.

25

Контрольная работа №1 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».

Глава 3. Электрические явления (27 часов).

26

Анализ к/р. Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Два рода зарядов.

27

Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

28

Электрическое поле.

29

Делимость электрического заряда. Строение атомов.

30

Объяснение электрических явлений. 

31

Контрольная работа №2 за первое полугодие.

32

Анализ к/р. Электрический ток. Источники. Электрическая цепь и её составные части.

33

Электрический ток в металлах. Действие тока. Направление тока.

34

Сила тока. Единицы силы тока.

35

Амперметр. Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках». Инструктаж по технике безопасности.

36

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.

37

Вольтметр. Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Инструктаж по технике безопасности.

38

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

39

Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление.

40

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом». Инструктаж по технике безопасности.

41

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Инструктаж по технике безопасности.

42

Последовательное соединение проводников.

43

Параллельное соединение проводников.

44

Закон Ома для участка цепи.

45

Работа электрического тока.

46

Мощность электрического тока.

47

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». Инструктаж по технике безопасности.

48

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца.

49

Контрольная работа №3 по теме «Постоянный ток».

50

Анализ к/р. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

51

Короткое замыкание. Предохранители.

52

Повторение материала темы «Электрические явления».

Глава 4. Электромагнитные явления (7 часов).

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и испытание его действия». Инструктаж по технике безопасности.

55

Применение электромагнитов.

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

58

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». Устройство электроизмерительных приборов. Инструкция по технике безопасности.

59

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные явления».

Глава 5.  Световые явления (11 часов).

60

Анализ к/р. Источники света. Распространение света.

61

Отражение света. Законы отражения света.

62

Плоское зеркало.

63

Преломление света.

64

Линзы. Оптическая сила линзы.

65

Изображения, даваемые линзой.

66

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при  помощи линзы». Инструктаж по технике безопасности.

67

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления».

Повторение (3 часа).

68

Анализ к/р. Итоговое повторение.

69

Итоговое повторение.

70

Итоговое повторение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по учебному предмету «Физика» для 9 класса

 

№ уроков

Тема урока

Дата проведения уроков

Примечание

План

Факт

Глава 1. Законы взаимодействия  и движения тел (29 часов).

Прямолинейное равномерное движение (4 часа).

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета.

2

Траектория, путь и перемещение.  

3

Прямолинейное равномерное движение.

4

Графическое представление прямолинейного равномерного движения.

Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов).

5

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

6

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

9

Лабораторная работа №1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». Инструктаж по технике безопасности.

10

Решение задач на прямолинейное равноускоренное движение.

11

Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение.

12

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика материальной точки».

 Законы динамики (12 часов).

13

Анализ к/р. Относительность механического движения.

14

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

15

 Второй закон Ньютона.

16

Третий закон Ньютона.

17

Свободное падение тел.

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх.

19

Лабораторная работа  №2. «Измерение ускорения свободного падения». Инструктаж по технике безопасности.

20

Закон всемирного тяготения.

21

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

23

Решение задач на движение по окружности.

24

Искусственные спутники Земли.

Импульс тела. Закон сохранения импульса (5 часа).

25

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

26

Реактивное движение. Проверочная  работа по теме «Динамика материальной точки».

27

Закон сохранения импульса.

28

Закон сохранения механической энергии.

29

Контрольная работа №2 за первое полугодие.

Глава 2. Механические колебания и волны. Звук. (9 часов).

30

Анализ к/р. Свободные и вынужденные колебания, колебательные системы.

31

Величины, характеризующие колебательное движение.

32

Лабораторная работа №3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». Инструктаж по технике безопасности.

33

Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания.

34

Распространение колебаний в упругой среде. Волны. Характеристики волн.

35

Звуковые колебания. Источники звука.

36

Высота, тембр, громкость звука.

37

Звуковые волны. Отражение звука. Эхо.

38

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Глава 3.  Электромагнитное поле (11 часов).

39

Анализ к/р. Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Графическое изображение магнитного поля.

40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

41

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на движущуюся заряженную частицу.

42

Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца.

43

Магнитный поток.

44

Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция.

45

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».  Инструктаж по технике безопасности.

46

Получение переменного электрического тока. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

47

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн.

48

Электромагнитная природа света.

49

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле».

Глава  4.  Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (13  часов).

50

Анализ к/р. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома.

51

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

52

Радиоактивные превращения атомных ядер.

53

Экспериментальные методы исследования частиц.

54

Открытие протона и нейтрона.

55

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы.

56

Энергия связи. Дефект масс.

57

Решение задач на энергию связи, дефект масс.

58

Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции.

59

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

60

Лабораторная работа № 5. «Изучение деления ядер урана по фотографиям треков». Инструктаж по технике безопасности.

61

Термоядерная реакция. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

62

Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра».

Глава 5. Строение и эволюция Вселенной (6 часов).

63

Состав, строение и происхождение Солнечной системы.

64

Большие планеты Солнечной системы.

65

Малые тела Солнечной системы.

66

Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд.

67

Строение и эволюция Вселенной.

68

Обобщение и систематизация полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5-ГО СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССАVIIВИДА ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рабочая программа по литературе для 5-го специального (коррекционного) классаVII вида составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по учебному предмету Английский язык для основного общего образования. Срок освоения 1 год (6 класс)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Личностные результаты:-формирование мотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этой образовательной области;-сознание во...

Программа организации проектной деятельности на уроках географии на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.Проектно-исследовательская деятельность является средством о...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (ФГОС) на уровень основного общего образования 5-8 классы

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 класса  соответствует базовому уровню изучения предмета, создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательно...

Программа организации проектной деятельности на уроках математики на уровне основного общего образования (5-9 классы)

Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовате...

Адаптированная рабочая программа по геометрии для реализации на уровне основного общего образования

       Настоящая рабочая программа предназначена для 7-9 классов, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного...