Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования. Программа курса «История страны в истории края»
методическая разработка по краеведению (9 класс) на тему
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историей деревень, с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения на протяжении нескольких веков, с жизнью и деятельностью земляков – известных и малоизвестных людей, которые оставили свой след на нашей земле. На протяжении школьных лет учащиеся обобщенно изучали историю нашей страны без проведения каких бы то ни было параллелей с историей своего края. Данный курс позволяет учащимся, опираясь на знание курса истории, ближе и конкретнее познакомиться с историей своего города, села, семьи и тд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование внеурочной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования.
Программа курса:
«История страны в истории края»
Автор – составитель:
Татаренко Е.А., учитель истории МОУ Масловская СОШ Торжокского района, Тверской области.
Торжок, 2014
Оглавление.
- Пояснительная записка …………………………………………стр. 3
- Основное содержание программы…………………………….. стр. 5
- Тематическое планирование ………………………………… стр. 7
- Темы исследовательских проектов ……………………………. стр. 9
- Ожидаемые результаты реализации программы ………………стр. 9
- Источники……………………………………………………….. стр.11
- Дополнительная литература ……………………………………стр.12
Пояснительная записка.
Ключевым направлением развития системы общего образования является переход на новые образовательные стандарты. Приоритетной задачей ФГОС ООО является сохранение единого образовательного пространства РФ, в котором важное место отводится компоненту, формируемому участниками образовательного процесса. Компонент, формируемый участниками образовательного процесса, – это обязательный минимум содержания основной образовательной программы и результаты подготовки школьников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, основной задачей, решаемой современной школой в плане реализации компонента, формируемого участниками образовательного процесса, становится подготовка школьников к полноценной жизни с учетом современных требований.
Данная программа предполагает знакомство учащихся с историей деревень, с некоторыми событиями, происходившими на территории нынешнего Масловского сельского поселения на протяжении нескольких веков, с жизнью и деятельностью земляков – известных и малоизвестных людей, которые оставили свой след на нашей земле. На протяжении школьных лет учащиеся обобщенно изучали историю нашей страны без проведения каких бы то ни было параллелей с историей своего края. Данный курс позволяет учащимся, опираясь на знание курса истории, ближе и конкретнее познакомиться с историей своего города, села, семьи и тд.
Курс предполагает обращение не только к событийному материалу, но и к истории быта русской деревни, и к истории православной церкви.
Данный курс ориентирован в первую очередь на учащихся 9-х классов школ г. Торжка и Торжокского района.
Курс внеурочной деятельности создан на основе краеведческих материалов, собранных учителем и учащимися школы, а также Программы по истории России под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
Актуальность программы обусловлена тем, что именно краеведение во всех его формах способствует всестороннему развитию личности, совершенствованию интеллектуального, духовного развития, посредством изучения родного края, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего народа, через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении экспонатов природы и культуры.
Проблема: в связи с модернизацией российского образования и введением ФГОС ООО, происходит трансформирование его целей, содержания и инструментария. Современное образования должно ориентироваться:
- на организацию предпрофильной подготовки обучающихся;
- на получение не столько конкретных знаний, сколько на формирование различных компетентностей, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных возможностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, умению осваивать разные виды информации.
Цели:
- Реализация воспитательного и образовательного потенциала современных учебных программ во внеурочное время.
- Воспитание патриотизма, гражданственности, приобщение обучающихся к культурным ценностям своего края, освоение социального опыта, развитие навыков проектно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбе отдельных её регионов и граждан в рамках основных этапов развития страны (в данном случае г. Твери, г. Торжка, деревень Масловского сельского поселения).
- Использование во внеурочной деятельности активных форм обучения.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской, проектной
и др. видов деятельности.
- Формирование у учащихся способности к коммуникативным
функциям, оценочным суждениям.
- Развитие у учащихся способности сопоставлять, сравнивать,
воспитание чувства толерантности и уважения к другим мнениям,
взглядам.
- Обучение работы с документами, архивными материалами, Интернет
ресурсами, с людьми.
Методы обучения: системно-деятельностный подход, проблемный, частично-поисковый, исследовательский
Формы занятий: лекции, беседы, экскурсии, встречи и беседы с земляками -очевидцами событий, работа с документами, опережающие задания; проектная деятельность; семинары; написание сочинения- эссе, дебаты, учебно-исследовательская конференция.
Режим занятий: программа рассчитана на один год (19 часов) в 9 классе, 1 час в неделю
Содержание программы:
Тема 1: Введение (1 ч.)
Постановка проблемы: социальная значимость исторического знания.
Методы исторического исследования. Историческое знание и его достоверность. Исторические источники и их особенности.
Тема 2: Природные и географические условия края (1 ч.)
Геологическое строение. Полезные ископаемые. Рельеф. Климат.
Водные ресурсы. Основы хозяйственной деятельности.
Тема 3: История деревень Торжокского района Масловского
сельского поселения. (2 ч.)
Местоположение. История названий. Первые документальные упоминания. Владельцы – помещики. Угодья. Численность крестьян. Занятия жителей.
Тема 4: История Твери и Торжка (2 ч.)
Местоположение. История названия. Административная принадлежность. Геральдика. Экономическое и политическое и культурное развитие городов.
Тема 5: История русской православной культуры в истории
Рашкинской церкви. (1 ч.)
История строительства. Архитектурные части храма. Иконостас. Погост.
Престольные праздники. Священнослужители. Современное состояние и деятельность.Тема 6: Крестьянский и церковный быт (1 ч.)
Домашняя крестьянская утварь и её назначение. Женские и мужские промыслы. Предметы церковного быта и их назначение.
Тема 7: Дворянские усадьбы на территории поселения и их владельцы (2 ч.)
Сёла Прямухино и Щербово и их владельцы – участники исторических событий: восстания Пугачёва, восстания декабристов, народнического движения, революций и тд.: Бакунины, Повало-Швейковские, Загряжские. Именитые гости – Л.Н.Толстой, Н.Н.Ге, И.С. Тургенев, Муравьёвы и др.
Тема 8: История школ на территории Масловского сельского поселения в 19-20 вв. ( 2 ч.)
Роль земств в развитии народного образования. Церковноприходские школы. Развитие образования в советский период. История возникновения и деятельности Макарьинской, Больше - Масловской, Щербовской, Бутивицкой, Рашкинской, Тупиковской школ. Учителя и работники школ.
Тема 9: Становление советской власти в Тверской губернии. Зарождение молодежного движения (1 ч.)
Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война и интервенция. Триумфальное шествие советской власти. Известные большевики и комсомольцы нашего края: Ф.В. Бадюлин, П.И. Ананьин, К.Н. и Н.Н. Перовские, Соловьёв П.П.
Тема 10: История колхоза «Маслово» (1 ч.)
Коллективизация. Создание колхозов в деревнях Масловского округа. Экономическое развитие. Развитие социальной сферы. Уровень жизни колхозников. Председатели. Колхоз сегодня.
Тема 11: Наш край в годы Великой Отечественной войны (2 ч.)
Жизнь в тылу. Наши земляки - ветераны Великой Отечественной.
Тема 12: Знаменитые земляки (2 ч.)
А.А. Кузнецов, М.Н. Виноградов, Логинов А.Ф., К.И. Иванов, С.П. Васильев, С.И. Чевакинский, Н.А. Львов, А.А. Воскресенский и др.
Тема 13: Итоговое занятие: защита проектов (1 ч.).
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Часы | Формы занятий | Содержание деятельности |
1 | Введение | 1 | Лекция | Выявление ключевых позиций по теме занятия |
2 | Природные и географические условия края | 1 | Практическая работа с различными справочниками, таблицами, схемами | Составление характеристики природных особенностей местности, в которой расположена деревня/город. |
3 | История деревень Торжокского района Масловского сельского поселения. | 2 | Работа с документами, интернет – ресурсами, иллюстративным материалом. Встречи и беседы с земляками с целью получения дополнительной информации по теме. | Проведение локальных исследований, составление краткой хронологии истории деревни (города) или обзор ресурсов по теме. |
4 | История Твери и Торжка | 2 | 2.Экскурсия в Торжок (Тверь) с целью знакомства с историей городов. Практическая работа: составление карты-путеводителя «По памятным местам моего города» | Знакомство с особенностями социально-культурного, экономического, политического развития городов в ходе просмотра видеоматериалов. Составление учащимися путеводителя. |
5 | История русской православной культуры в истории Рашкинской церкви. | 1 | 1.Экскурсия в церковь с целью знакомства с устройством православного храма и его историей | Углубление знаний по истории православной культуры в ходе экскурсии. Составление памятки поведения в православном храме. |
6 | Крестьянский и церковный быт | 1 | Экскурсия в краеведческий уголок школы, поисковая работа. Практическая работа по составлению электронного каталога школьного музея. | Знакомство с экспонатами школьного краеведческого уголка, их историей и назначением. Сбор экспонатов. Создание электронного каталога школьного музея. |
7 | Дворянские усадьбы на территории поселения и их владельцы. | 2 | Опережающее задание по поиску информации о дворянских усадьбах и их владельцах. Семинарское занятие. | Выступление учащихся по заранее данным темам и вопросам. Составление презентации «Дворянские усадьбы Торжокского района: современное состояние» |
8 | История школ на территории Масловского сельского поселения в 19-20 вв. | 2 | Работа с документами, фотоматериалами. Ролевая игра « Я – корреспондент» ( интервьюирование учителей). Написание эссе «Моя школа» | Знакомство с историей народного образования на территории поселения, развитие коммуникативных навыков в рамках проведения ролевой игры, обучение написанию эссе. |
9 | Становление советской власти в Тверской губернии. Зарождение молодежного движения. | 1 | Лекционное занятие с просмотром презентации. Организация выставки. | Сбор материалов, документов, по теме «Комсомольцы моей семьи» и организация выставки. |
10 | История колхоза «Маслово» | 1 | Работа с документами, СМИ, статистическими данными, фотоматериалами, свидетельствами современников. | Знакомство с ходом коллективизации в районе, развитием и современным состоянием с/х. Написание заметки (статьи) в газету «Жизнь и быт деревни в годы советской власти» |
11 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | Просмотр видеоматериалов, Работа с сайтом встречи с ветеранами. Сочинение «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» | Обучение навыкам поисковой работы, работы с разного вида источниками. Написание сочинения. |
12 | Знаменитые земляки | 2 | Лекция. Работа с Интернетом (поиск информации) Создание альбома «Мы гордимся вашими делами». | Знакомство с биографиями земляков, внёсших свой вклад в развитие истории, культуры края. Создание альбома. |
13 | Итоговое занятие | 1 | Конференция: презентация и защита проектов | Выступления с индивидуальными проектами по предложенной тематике |
Темы исследовательских проектов:
- Храмы Тверской области Торжокского района: утраченные и возрожденные (перечень)
- История коллективизации в частушках.
- История молодежного движения в Тверском крае
- Развитие образования в Новоторжском уезде 2 половины 19 – начала 20 вв.
- Дворянские усадьбы тверской земли: современное состояние.
- Моя семья в годы Великой Отечественной войны.
- Виртуальная экскурсия по городам Тверской области.
- Виртуальная экскурсия по Ниловой пустыни.
- Разработка экскурсии «История русской избы».
- Моё село в фотоснимках разных лет (выставка).
- Видеоролик по теме «Торжок древний и настоящий».
- Народный костюм Тверской губернии.
- Земляки – труженики тыла.
- Земляки – участники Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня. Приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: (Приобретение исторических и социокультурных знаний о своём крае, известных земляках, о правилах способах и методах коллективной и индивидуальной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации).
Результаты второго уровня. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Достигается за счет участия в ролевых играх, проектировочной деятельности, проблемно-ценностной дискуссии, учебно-исследовательской конференции. (Развитие ценностных отношений к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к природе, к людям других поколений, к традициям и тд.)
Результаты третьего уровня. Приобретение обучающимися опыта самостоятельного социального действия. (Опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе).
Планируемые результаты освоения междисциплинарных учебных программ:
1. Программа «Формирование универсальных учебных действий».
Учащиеся получают возможность приобрести такие навыки как умение обобщать материал, установить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Использование Интернет-ресурсов на уроках и при подготовке к урокам. Многостороннее использование учащимися электронных ресурсов способствует развитию компетентности учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
Развитию интеллектуальных способностей учащихся способствует применение исследовательского подхода в обучении, в котором создаются условия для самостоятельного приобретения знаний из различных источников, используются приобретённые знания для решения различных познавательных и практических задач, развиваются коммуникативные умения, совершенствуются исследовательские навыки.
4. Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Защита проектов, подготовка устных сообщений, вырабатывает у учащихся умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Источники:
- Метрические книги погоста Рашкино за 1886 г. Архивные материалы ВИЭМ: коф. 994/50, 1, 31.
- Статистические данные Тверского губернского земства. Архивные материалы ВИЭМ.
- Расходная смета Новоторжского земства за 1914 год. Архивные материалы ВИЭМ.
- Свидетельство об окончании Макарьинского училища за 1911 год.
- Храмы Новоторжской земли, - Тверь, 2010.
- Фотографии семейного архива Волошиных (Голиковых)
- Павлов-Сильванский Н.П. Погрешности актов Археографической экспедиции, - СПБ, 1907.
- Ревизские сказки 1744 – 1874. ГАТО. ф.312, оп.4, д. 14506, №97, 210,
ф. 103, оп.1, д.1563, №27.
- Расходная смета Новоторжского земства за 1914 год. Архивные материалы ВИЭМ.
- Доклад Новоторжской Уездной Земской Управы Земскому Собранию сессии 1913 г. Архивные материалы ВИЭМ.
- Списки учащихся Больше-Масловской школы за 1904 – 1944 гг.
- Перовский М.Н. История колхоза Россия. Дипломная работа; МГУ.- М., 1969.
- Воспоминания Щеглова Н.К., потомка дворян Загряжских.
- Воспоминания Шорина И. Д. от 31.01.1961 г.
- Воспоминания Васильева С.П.
- Воспоминания Гавриленко Г.А.
- Тверская Губерния. Список населённых мест по сведениям 1859 г. twirpx.com›File›1069715
Дополнительная литература:
1.Васьковский О.В. Из истории Калининской области. – Тверь: Московский
рабочий, 1976 г.
2. Гавеман А.В. География Калининской области. – Тверь: Московский
рабочий, 1972 г.
3. Вартаньян Э.А. История с географией. – М.,1986 г.
4. Чистов К.В. Этнография восточных славян. Очерки традиционной
культуры. – М., 1987 г.
5. Суслов А.А. Торжок и его окрестности. – М., 1976 г.
6. Газеты «Маяк коммунизма», «Новоторжский вестник», «Торжокская
неделя», «Голос колхозника»
7. Максимов В.Н. Жить и помнить: сб. материалов. – Тверь-Торжок, 2011.
8. Майсторовский М.Я. На правом фланге Московской битвы. – Тверь:
Московский рабочий,1991
9. Малыгин П.Д. Древний Торжок. – Торжок, 1990 г.
10. Лопатина Н.А. Торжок. История города в названиях улиц. – Тверь: Лилия
Принт, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа начальной ступени общего образования учебного курса «Физическая культура» 3,4 класс
Рабочая программа 3,4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-969322-1509962860.jpg)
Рабочая программа по реализации интегрированного содержания основного общего образования по курсу «история и географии» для 5 класса
Цель данной программы – формирование нового интерактивного способа мышления характерного для современного человека. Интеграция научных знаний в теоретические исследования и практическую деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465509-1406035351.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465509-1406035351.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465509-1406035351.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год
Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/22/picture-465509-1406035351.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/20/picture-1459549-1676876870.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования учебного курса «Вероятность и статистика» для обучающихся 7-9 классов
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность&raqu...