Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»
учебно-методический материал по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кибикина Елена Валентиновна

Одно из главных средств обучения  –  это учебник. Учебник –  комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено  в  разной  форме.  Но  все-таки  основа  любого учебника  –  это текст. Поэтому организация работы ученика с  текстом  учебника  является  важной  задачей  учителя, решение  которой  позволит  достичь  результатов, обозначенных в стандарте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РМО учителей географии

 Серебряно-Прудского муниципального  района

Московской области

«Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»

(РМО учителей географии от 24.11.2017 г)

                                                                                                    Подготовила :

                                                                                            учитель географии

                                                                            МОУ «Подхоженская СОШ»

                                                                                                      Кибикина Е.В.

2017 год

Кто перестает читать,

тот плохо мыслит,

а тот, кто плохо говорит,

плохо думает.

Древняя мудрость

В основе  федерального  государственного образовательного стандарта  основного  общего  образования  лежит  системно-деятельностный подход. Это значит, что  знания не  должны усваиваться  учениками  в  готовом  виде  в  ходе  рассказа учителя,  но  должны  быть  итогом  учебной  деятельности учеников,  организованной  учителем.  В  связи  с  этим, повышается  роль  средств  обучения  на  уроке. Одно из главных средств обучения  –  это учебник. Учебник –  комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено  в  разной  форме.  Но  все-таки  основа  любого учебника  –  это текст. Поэтому организация работы ученика с  текстом  учебника  является  важной  задачей  учителя, решение  которой  позволит  достичь  результатов, обозначенных в стандарте. Формирование  умения  работать  с  текстом  –  это  важная задача  образования  вообще.  С  помощью  учебника школьник  становится  «учителем  для  самого  себя», приобретает умения и навыки самообразования. Учебник  —  не самоучитель. Учащиеся работают с ним под руководством  учителя,  который  направляет,  учит самостоятельно  разбираться  в  учебнике,  указывает,  на  что надо  обратить  внимание,  помогает  выделить  самое существенное,  разъясняет  трудное  и  непонятное.  В  начале учебного  года,  на  первом  уроке,  учитель  знакомит учащихся  с  учебником:  характеризует  по  оглавлению  основные  разделы,  отмечает  значение  карт,  иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Первая и основная задача учителя - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с внетекстовой информацией.

         В процессе работы, часто сталкиваюсь с тем, что  некоторые  ученики (особенно 5-6 классов) обладают плохой техникой чтения. Читают текст учебника, не понимая его содержания. И в итоге результат: домашние задания не выполняются, на уроке ученик невнимателен, работать самостоятельно у него нет желания.

  Поэтому наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста (в 5-6 классах) является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется во время чтения.  Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют текст в упрощенной форме,  при этом сохраняя его смысл.

При изучении нового материала предлагаю учащимся   ряд вопросов, на которые они должны ответить, прочитав предложенный фрагмент текста учебника. Можно, как домашнее задание, или на уроке, предложить составить самим  вопросы к заданному материалу.

Еще одним приемом является составление различных таблиц. Это хорошая, активная форма работы, подразумевающая чтение текста учебника, его осмысление и заполнение таблицы. Например, при изучении темы «Земля и её внутреннее строение»  (6 кл) составляют таблицу по типам земной коры.: толщина коры, количество слоёв, название слоёв. В 8 кл. при изучении природных зон в течении нескольких уроков составляют и дополняют таблицу: географическое положение ПЗ, климат, растения и животные, приспособленность к окружающей среде.

      Также использую приём преобразование текста в схему. Например при изучении темы «Мировой круговорот воды», «Ветер» (схемы образования бриза, муссонов).

   Восстановление / заполнение пропусков (5-7 классы) – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено какое-то  слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

Выборочное  чтение  текста  при  закреплении материала,   с  целью  отбора  из  него  какого-либо материала,  установления  связей  и  зависимостей, определения понятий и т.д.

-  Нахождение  доказательств,  примеров,  иллюстрирующих отдельные  характеристики  (пользуясь  текстом,  докажите, что  Северный  Кавказ  –  самый  многонациональный  район России);

-Прочитай текст о равнинах, ответь, чем отличается плоская

равнина  от  холмистой.

-  В тексте о болотах найти место, где говорится  о причинах

образования болот.

Работа  с  географическими  понятиями.

В тексте параграфа   найдите  определение  понятия,

выделите в нем определяемое слово, а затем –  общие  и  частные  признаки.  Овладение  умением проводить  анализ  определений  позволит  учащимся  в

дальнейшем самостоятельно их формулировать.

Найти  географические  объекты,  встретившиеся  в тексте в атласах и нанесение их на контурную карту.

При  изучении  «Гидросферы»,  «Рельефа» в 6 классе, в 7 классе при изучении  материков и океанов  в  учебнике встречается  много  названий  географических объектов.  Дети  с удовольствием  их  находят  на  карте.  Это  способствует хорошему запоминанию географических объектов.

     Нахождение  в  тексте  ответов  на  вопросы,  данные  в конце параграфа.  Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос  учит  школьников  выбирать  из  текста  нужные сведения,  отделять  главное,  существенное  от  менее важного, второстепенного.

     Изучение  приведённых  в  тексте  примеров  и придумывание  своих.  Примеры,  поясняющие  природное явление  или  процесс,  помогают  учащимся  понять,  как проявляются  в  действительности  изучаемые  факты,  как надо  применять  полученные  знания.  Примером  может служить  следующее  задание:  Изучите  примеры взаимодействия  компонентов  природы  в  природном комплексе,  которые  приводит  автор  учебника  в  параграфе "Взаимосвязь  оболочек  Земли”.  Приведите  свои  примеры,

доказывающие целостность природного комплекса.

 Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд,  очень  интересная  форма  деятельности  для учащихся.  Это  домашняя работа, она может выполняться в группах  или  индивидуально.  Например при изучении отдельных стран.

   Составление кроссвордов по тексту или терминам и понятиям,  встречающихся  в  тексте.  Ученики  любят  не только  решать  кроссворды,  но  и  составлять  их,  проявляя при  этом  все  свои  интеллектуальные  и  творческие способности.  Регулярное  использование  такого  вида заданий  способствует  росту  мастерства,  интереса  к предмету  и  качества  заданий,  т.к.  при  этом  необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

      Работа  с    иллюстрациями,  фотографиями, текстовыми  картами  и  таблицами  учебника, климатограммами, графиками, половозрастными пирамидами. В учебниках  географии  стало  уже  традиционным использование  различных  иллюстраций:  карт,  схем, рисунков.  Задания  к  иллюстрациям  рассчитаны  на получение новой информации, ее применение, углубление и дополнение.

Выводы

1.Работа с учебником экономит силы и время учителя при плодотворной работе на уроке.

2. Учебник  помогает  реализовывать  заложенные  в  нем возможности дифференцированного обучения.

3. Владение  навыками  работы  с  учебником  повышает эффективность учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

В данной статье идет анализ УМК под редакцией Пономаревой И.Н. в связи с новыми требованиями в ФГОС. Показаны плюсы данного издания....

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н.

Реализация требований ФГОС основного общего образования с помощью УМК по биологии под редакцией Пономаревой И.Н....

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Работа с учебником как средство достижения результатов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

Учебники и пособия УМК по географии «Полярная звезда» обеспечат достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Реализация требований ФГОС основного общего образования в урочное и неурочное время

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка...

Современные педагогические технологии, наиболее эффективные для реализации требований ФГОС основного общего образования

Одним из принципиальных вопросов реализации  ФГОС НОО является предъявление требований  Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной прог...