Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Буркин Евгений Игоревич

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. В. П. Максаковский, М., Просвещение, 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10a_klass.docx50.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО

на Методическом совете

Протокол №1 от 31.08.2017 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________ А. В. Соболева

«___»_________20___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3»

__________ Е. В. Михалёва

«____»_________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира»

                             

10 – 11 «А» класс

Составитель: Буркин Е. И., учитель географии

2017 год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
  2. Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ГОС СОО);
  3. государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
  4. Примерной образовательной программы среднего общего образования по географии;
  5. авторской программы для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.);
  6. учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. В. П. Максаковский, М., Просвещение, 2013 г.

Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебный год освоение данной образовательной программы осуществляется в объёме 1 час в неделю, всего 68 часов за 2 года обучения.

При разработке рабочей программы в авторскую были внесены изменения, связанные с оптимизацией образовательного процесса, а также с более последовательным изучением тем учебного курса.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у выпускников средней школы познавательный интерес к другим народам и странам.

Основными целями курса являются:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
  • изучение методов географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальные, региональные и локальные подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

Основные задачи курса:

  • развитие умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
  • развитие умений определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
  • овладение самостоятельным выбором критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификация объектов;
  • формирования умения по поиску нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в т. ч. в геоинформационных системах;
  • развитие способностей обоснования собственных суждений, доказательств;
  • развитие умений объяснять положения, ситуации, явлений и процессы;
  • формирование умений владеть основными видами публичных выступлений;
  • развивать навыки презентации результатов собственной познавательной и практической деятельности.

Таким образом, содержание курса «Экономическая и социальная география мира» даёт возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии выпускник средней школы должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины;
  • традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
  • численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
  • различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
  • географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда.

В результате изучения географии выпускник средней школы должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
  • отражать через таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты и модели географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Для оценивания результатов на этапе контроля используется следующая дополнительная учебная литература:

  • «География. 10 класс. Атлас. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «География. 10 класс. Контурные карты. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
  • «Контрольно-измерительные материалы. География. 10 класс». Е. А. Жижина, М., ВАКО, 2012 г.

Для подготовки обучающихся, которые планируют написать в 2018-2019 учебном году всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии применяется следующая дополнительная литература: «Всероссийская проверочная работа. География. 10-11 классы. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС». С. В. Банников, Н. Е. Бургасова, М., Экзамен, 2017 г.

Для помощи обучающимся, которые в 2018-2019 учебном году примут решение сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по географии, применяется учебная литература, подготовленная специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Содержание учебного курса

10 класс

Введение

Общественная география как наука. Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Пред​мет социально-экономической географии мира, её роль в формировании географической культуры.

Географическая картина мира. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.

Общая характеристика мира

Современная политическая карта мира

Политическая карта мира. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.

Государственный строй стран мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.

Международные отношения. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.

Политическая география и геополитика. Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.

Практическая работа № 1 «Моделирование на контурной карте стран с разным государственно-территориальным устройством».

Самостоятельная работа № 1 «Современная политическая карта мира».

География мировых природных ресурсов

Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.

Загрязнение и охрана окружающей среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых.

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.

Практическая работа № 2 «Моделирование на контурной карте стран-лидеров по запасам минеральных ресурсов».

Самостоятельная работа № 2 «География мировых природных ресурсов».

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Научно-техническая революция (НТР). Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пу​ти развития. Современный этап и перспективы НТР.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяй​стве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеан​ского региона. Понятие о международном геогра​фическом разделении труда. Международная эко​номическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.

Мировое хозяйство в эпоху НТР. Воздей​ствие НТР на темпы роста и уровни развития. Воз​действие НТР на главные пропорции мирового хо​зяйства: от индустриального к постиндустриально​му обществу. Воздействие НТР на отраслевую струк​туру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хо​зяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.

Самостоятельная работа № 3 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».

География населения мира

Численность и воспроизводство населения мира. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв».

Демографическая политика. Управление воспроизводством населения и демографическая политика. Концепция демографического перехода.

Размещение и миграция населения. Размеще​ние и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в ха​рактере и географии. Трудовые миграции. «Утеч​ка умов». Внутренние миграции населения.

Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения. Трудовые ресурсы, образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (националь​ный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства.

Религиозный состав населения. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.

Расселение. Урбанизация. Городское на​селение: возрастание роли. Понятие об урбаниза​ции как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирова​ние. Урбанизация в экономически развитых стра​нах. Урбанизация в развивающихся странах, «го​родской взрыв». Крупнейшие города (агломера​ции) и мегалополисы мира. Особенности сельско​го расселения в разных регионах.

Экологические проблемы больших городов. Влияние ур​банизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.

Практическая работа № 3 «Расчёт естественного и миграционного приростов (убыли)».

Практическая работа № 4 «Составле​ние сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и ре​гионов мира».

Самостоятельная работа № 4 «География населения мира».

География отраслей мирового хозяйства

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре произ​водства и потребления топлива и энергии.

Электроэнергетика мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электро​энергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадицион​ные (альтернативные) источники энергии.

Чёрная металлургия. Основ​ные черты географии черной металлур​гии; главные страны и районы; типы ориентации.

Цветная металлургия. Основные черты цветной металлургии.

Машиностроение мира. Особенности географии машиностроительной промышленности; главные страны и районы.

Химическая и лесная промышленности мира. Особенности географии химической, лесной и текстильной промышленностей.

Сельское хозяйство мира. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль ма​териального производства. Сельское хозяйство в эко​номически развитых и развивающихся странах. По​нятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции».

Растениеводство, животноводство и рыболовство. Зерновые культуры – осно​ва мирового сельского хозяйства. Другие продо​вольственные культуры, непродовольственные куль​туры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.

География транспорта. Транспорт — третья ве​дущая отрасль материального производства и ос​нова географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспорт​ные системы. Сухопутный транспорт: автомобильный, желез​нодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся стра​нах.

Морской и воздушный транспорт. Экологические проблемы разного транспорта. Морской транспорт: судоходство, флот и пор​ты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транс​порт. Транспорт и окружающая среда.

География международных экономических от​ношений. Переход к новому международному эко​номическому порядку. Открытая экономика и сво​бодные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предостав​ление услуг, научно-технических знаний. Международный туризм как форма обмена ус​лугами. Главные районы международного туризма.

Практическая работа № 5 «Основные черты развития транспорта».

Самостоятельная работа № 5 «Электроэнергетика мира».

Самостоятельная работа № 6 «География отраслей мирового хозяйства».

Глобальные проблемы человечества

Понятие о глобальных проблемах человечест​ва; геоглобалистика. Проблема войны и мира: но​вые аспекты. Экологическая проблема как при​оритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.

Основные проблемы человечества. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее гео​графические аспекты и пути решения. Энергети​ческая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использо​вания Мирового океана. Проблема освоения кос​моса. Проблема преодоления отсталости развиваю​щихся стран как крупнейшая общемировая про​блема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобальные прогнозы. Глобальные гипотезы, глобальные про​екты и их географические аспекты.

Самостоятельная работа № 7 «Глобальные проблемы человечества».

11 класс

Региональная характеристика мира

Зарубежная Европа

Европа. Экономико-географическое положение (ЭГП). Природные ресурсы. Общая характеристика региона. Территория, гра​ницы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государст​венный строй. Природные условия и ресурсы: большие внут​ренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хо​зяйства, транспорта, туризма и рекреации.

Население Зарубежной Европы. Демографическая ситуация и про​блемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные чер​ты национального и религиозного состава; обост​рение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Тради​ции культуры.

Хозяйство стран Европы. Место в мире, различия между стра​нами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добы​вающих и обрабатывающих отраслей.

Сельское хозяйство стран Европы. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и юж​ноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства.

Транспорт. Туризм. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее ха​рактерные черты. Главные транспортные магист​рали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономиче​ские связи. Главные районы горного и приморского ту​ризма. Города как объекты туризма.

Общие особенности населения и хозяйства ФРГ. Наиболее экономически мощная страна зарубеж​ной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, насе​ления и хозяйства. Географический рисунок рас​селения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.

Субрегион Восточная Европа. Экономико-географические особенности данного субрегиона Зарубежной Европы.

Интеграционные процессы в Европе. Европейские страны «Большой семерки». Европейский союз (ЕС).

Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика ЭГП Швеции и Италии».

Самостоятельная работа № 8 «Зарубежная Европа».

Северная Америка

ЭГП США. Территория, гра​ницы, положение. Государственный строй.

Население США. Численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской на​ции; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты раз​мещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.

Природные ресурсы США. Природные предпосылки для развития промышленности.

Хозяйство США. Основные отрасли промышлен​ности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные пред​посылки для развития сельского хозяйства. Гео​графия главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромыш​ленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, су​хопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. Геогра​фия туризма и рекреации. Загрязнение окружаю​щей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорайоны США. Северо-Восток США – «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США – регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США – регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Интеграционная группировка НАФТА.

Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика ЭГП США и Канады».

Самостоятельная работа № 9 «США».

Самостоятельная работа № 10 «Северная Америка».

Зарубежная Азия. Австралия

Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: регион контра​стов. Минеральные богатства региона, особое значе​ние нефти. Земельные и агроклиматические ре​сурсы. Орошение земель. Население: особенности воспроизводства, про​явление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфлик​ты. Зарубежная Азия — родина мировых рели​гий. Традиции культуры. Особенности размеще​ния населения и процессы урбанизации. Тип ази​атского (восточного) города. Формы сельского рас​селения.

Хозяйство стран Азии. Уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные груп​пировки стран зарубежной Азии. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, пре​обладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищ​ного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические свя​зи. Непроизводственная сфера.

Восточная Азия. Экономико-географические особенности данного субрегиона Зарубежной Азии.

Япония. Территория, границы, положение, го​сударственный строй. Население: особенности ес​тественного движения, национального и религиоз​ного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные го​родские агломерации; мегалополис Токайдо. Зна​чение Токио. Хозяйство: место Японии в мировой экономи​ке; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких произ​водств. Структура и география сельского хозяй​ства. Значение и география рыболовства. Разви​тие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяй​стве Японии, зависимость от ввоза сырья и топ​лива. Непроизводственная сфера.

Культура Японии. Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии – главное социально-экономическое ядро страны. Ти​хоокеанский пояс, главные промышленные рай​оны. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Китай. Территория, границы, положение. Го​сударственный строй. Китай – самая многонасе​ленная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности нацио​нального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Тра​диции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промыш​ленности. Энергетические и металлургические ба​зы Китая; остальные отрасли и их размеще​ние. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономи​ческие связи; свободные экономические зоны Ки​тая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические про​блемы.

Австралия. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.

Индия. Территория, границы, положение, госу​дарственный строй. Население: особенности вос​производства; «демографический взрыв» и его по​следствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная стра​на в мире. Особенности религиозного состава на​селения и проблемы, с ним связанные; межэтни​ческие и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населе​ния: городское население и крупнейшие города; сельское население. Хозяйство: достижения и проблемы. Природ​ные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сель​скохозяйственные районы. Влияние «зеленой ре​волюции». Развитие и размещение транспорта, междуна​родные экономические связи. Непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства и рассе​ления в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мад​рас). Районы Индии: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические про​блемы.

Практическая работа № 8 «Благоприятные и не благоприятные черты ЭГП Японии».

Самостоятельная работа № 11 «Зарубежная Азия. Австралия».

Африка

История открытия и освоение европейцами. Население. Общая характеристика региона. Территория, гра​ницы, положение. Политическая карта; погранич​ные споры и конфликты. Особенности государст​венного строя. «Демографический взрыв» и свя​занные с ним проблемы. Особенности этнолингви​стического и религиозного состава населения. Тра​диции культуры. Особенности размещения насе​ления и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Аф​рики. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. место Африки в мировом хозяйст​ве, главные отрасли специализации. Роль горно​добывающей промышленности, ее основные рай​оны. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономи​ческие связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Различия регионов Африки. Деление Африки на субрегионы. Два укрупнен​ных субрегиона – Северная и Тропическая Аф​рика: образ территории.

ЮАР. Един​ственное экономически развитое государство Аф​рики. Основные черты ее экономико-географиче​ского положения, государственного строя, приро​ды, населения и хозяйства.

Практическая работа № 9 «Характеристика ЭГП одной из богатой минеральным сырьём стран Африки – ЮАР».

Самостоятельная работа № 12 «Африка».

Латинская Америка

ЭГП Латинской Америки. Природные ресурсы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.

Население Латинской Америки. Типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.

Хозяйство стран Латинской Америки. Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Различия регионов Латинской Америки. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.

Бразилия. Тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.

Практическая работа № 10 «Моделирование на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых в Южной Америке».

Самостоятельная работа № 13 «Латинская Америка».

Повторение и обобщение

Современное геополитическое положение стран мира. Мир в XXI в.

Основные понятия курса. Закономерности пространственного распределения по территории мира объектов различных сфер экономики. ФГП и ЭГП районов Земли. Особенности населения и хозяйства экономических районов мира. Страны мира на современной карте мира.

Самостоятельная работа № 14 «Экономическая и социальная география мира».

Тематическое планирование учебного курса

№ п/п

Наименование раздела, тема

Кол-во часов

Теоретическая часть

Практическая часть

10 класс

Введение

2

2

Общая характеристика стран мира

Современная политическая карта мира

29

4

18

2

11

2

География мировых природных ресурсов

4

2

2

4.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

3

2

1

5.

География населения мира

7

4

3

6.

География отраслей мирового хозяйства

11

8

3

7.

Глобальные проблемы человечества

3

2

1

11 класс

8.

Региональная характеристика мира

Зарубежная Европа

31

8

20

6

11

2

9.

Северная Америка

6

3

3

10.

Зарубежная Азия. Австралия

8

6

2

11.

Африка

4

2

2

12.

Латинская Америка

5

3

2

13.

Повторение и обобщение

3

2

1

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Дата

Плановые сроки

Скорректированные сроки прохождения

10 класс

Введение

1.

Общественная география как наука.

2.

Географическая картина мира.

Общая характеристика стран мира

Современная политическая карта мира

3.

Политическая карта мира.

4.

Государственный строй стран мира.

Практическая работа № 1 «Моделирование на контурной карте стран с разным государственно-территориальным устройством».

5.

Международные отношения.

6.

Политическая география и геополитика.

Самостоятельная работа № 1 «Современная политическая карта мира».

География мировых природных ресурсов

7.

Взаимодействие общества и природы.

8.

Загрязнение и охрана окружающей среды.

9.

Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы.

Практическая работа № 2 «Моделирование на контурной карте стран-лидеров по запасам минеральных ресурсов».

10.

Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Самостоятельная работа № 2 «География мировых природных ресурсов».

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

11.

Научно-техническая революция (НТР).

12.

Мировое хозяйство.

13.

Мировое хозяйство в эпоху НТР.

Самостоятельная работа № 3 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».

География населения мира

14.

Численность и воспроизводство населения.

15.

Демографическая политика.

Практическая работа № 3 «Расчёт естественного и миграционного приростов (убыли)».

16.

Размещение и миграция населения.

17.

Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения.

Практическая работа № 4 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

18.

Религиозный состав населения.

19.

Расселение. Урбанизация.

20.

Экологические проблемы больших городов.

Самостоятельная работа № 4 «География населения мира».

География отраслей мирового хозяйства

21.

Топливно-энергетический комплекс.

22.

Электроэнергетика мира.

23.

Чёрная металлургия.

Самостоятельная работа № 5 «Электроэнергетика мира».

24.

Цветная металлургия.

25.

Машиностроение мира.

26.

Химическая и лесная промышленности мира.

27.

Сельское хозяйство мира.

28.

Растениеводство, животноводство и рыболовство.

29.

География транспорта.

Практическая работа № 5 «Основные черты развития транспорта».

30.

Морской и воздушный транспорт. Экологические проблемы разного транспорта.

31.

География международных экономических отношений.

Самостоятельная работа № 6 «География отраслей мирового хозяйства».

Глобальные проблемы человечества

32.

Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика.

33.

Основные проблемы человечества.

34.

Глобальные прогнозы.

Самостоятельная работа № 7 «Глобальные проблемы человечества».

11 класс

Региональная характеристика мира

Зарубежная Европа

35.

Европа. Экономико-географическое положение (ЭГП). Природные ресурсы.

36.

Население Зарубежной Европы.

Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика ЭГП Швеции и Италии».

37.

Хозяйство стран Европы.

38.

Сельское хозяйство стран Европы.

39.

Транспорт. Туризм.

40.

Общие особенности населения и хозяйства ФРГ.

41.

Субрегион Восточная Европа.

42.

Интеграционные процессы в Европе.

Самостоятельная работа № 8 «Зарубежная Европа».

Северная Америка

43.

ЭГП США.

44.

Население США.

Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика ЭГП США и Канады».

45.

Природные ресурсы США.

46.

Хозяйство США.

Самостоятельная работа № 9 «США».

47.

Макрорайона США.

48.

Канада.

Самостоятельная работа № 10 «Северная Америка».

Зарубежная Азия. Австралия

49.

Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии.

50.

Хозяйство стран Азии.

51.

Восточная Азия.

52.

Япония.

Практическая работа № 8 «Благоприятные и не благоприятные черты ЭГП Японии».

53.

Культура Японии.

54.

Китай.

55.

Австралия.

56.

Индия.

Самостоятельная работа № 11 «Зарубежная Азия. Австралия».

Африка

57.

История открытия и освоения европейцами. Население.

58.

Природные ресурсы и хозяйство стран Африки.

Практическая работа № 9 «Характеристика ЭГП одной из богатой минеральным сырьём стран Африки – ЮАР».

59.

Различия регионов Африки.

60.

ЮАР.

Самостоятельная работа № 12 «Африка».

Латинская Америка

61.

ЭГП Латинской Америки.

62.

Население Латинской Америки.

63.

Хозяйство стран Латинской Америки.

Практическая работа № 10 «Моделирование на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых в Южной Америке».

64.

Различия регионов Латинской Америки.

65.

Бразилия.

Самостоятельная работа № 13 «Латинская Америка».

Повторение и обобщение

66.

Современное геополитическое положение стран мира.

67.

Основные понятия курса.

68.

Самостоятельная работа № 14 «Экономическая и социальная география мира».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» в 10 классе

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся  10 класса, изучающих математику на углубленном уровне. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:- Алгебра и на...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» в 11 классе

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, нацелена на работу в лицейском классе с углубленным изучением алгебры и начал анализа. Программа реализуется с помощью учебно-методического ко...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы)

Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает п...

Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса

Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа 11 класс к учебнику Ш.А. Алимова....

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...