Рабочая программа учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира. 10 – 11 классы»
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. В. П. Максаковский, М., Просвещение, 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10a_klass.docx | 50.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РАССМОТРЕНО на Методическом совете Протокол №1 от 31.08.2017 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ А. В. Соболева «___»_________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №3» __________ Е. В. Михалёва «____»_________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса по географии: «Экономическая и социальная география мира»
10 – 11 «А» класс
Составитель: Буркин Е. И., учитель географии
2017 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Государственных образовательных стандартов среднего общего образования (ГОС СОО);
- государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы»;
- Примерной образовательной программы среднего общего образования по географии;
- авторской программы для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.);
- учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой для 10 – 11 классов (В. П. Максаковский, М., Дрофа, 2008 г.) и ориентирована на использование учебника «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. В. П. Максаковский, М., Просвещение, 2013 г.
Согласно учебному плану школы на 2017-2018 учебный год освоение данной образовательной программы осуществляется в объёме 1 час в неделю, всего 68 часов за 2 года обучения.
При разработке рабочей программы в авторскую были внесены изменения, связанные с оптимизацией образовательного процесса, а также с более последовательным изучением тем учебного курса.
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у выпускников средней школы познавательный интерес к другим народам и странам.
Основными целями курса являются:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;
- изучение методов географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальные, региональные и локальные подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Основные задачи курса:
- развитие умений работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- развитие умений определять сущностные характеристики изучаемого объекта;
- овладение самостоятельным выбором критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификация объектов;
- формирования умения по поиску нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в т. ч. в геоинформационных системах;
- развитие способностей обоснования собственных суждений, доказательств;
- развитие умений объяснять положения, ситуации, явлений и процессы;
- формирование умений владеть основными видами публичных выступлений;
- развивать навыки презентации результатов собственной познавательной и практической деятельности.
Таким образом, содержание курса «Экономическая и социальная география мира» даёт возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии выпускник средней школы должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций;
- проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей;
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
- географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда.
В результате изучения географии выпускник средней школы должен уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
- отражать через таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты и модели географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Для оценивания результатов на этапе контроля используется следующая дополнительная учебная литература:
- «География. 10 класс. Атлас. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
- «География. 10 класс. Контурные карты. ФГОС». М., Дрофа, 2017 г.;
- «Контрольно-измерительные материалы. География. 10 класс». Е. А. Жижина, М., ВАКО, 2012 г.
Для подготовки обучающихся, которые планируют написать в 2018-2019 учебном году всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии применяется следующая дополнительная литература: «Всероссийская проверочная работа. География. 10-11 классы. 10 вариантов. Типовые задания. ФГОС». С. В. Банников, Н. Е. Бургасова, М., Экзамен, 2017 г.
Для помощи обучающимся, которые в 2018-2019 учебном году примут решение сдавать Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по географии, применяется учебная литература, подготовленная специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).
Содержание учебного курса
10 класс
Введение
Общественная география как наука. Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, её роль в формировании географической культуры.
Географическая картина мира. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.
Общая характеристика мира
Современная политическая карта мира
Политическая карта мира. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Государственный строй стран мира. Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.
Международные отношения. Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.
Политическая география и геополитика. Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.
Практическая работа № 1 «Моделирование на контурной карте стран с разным государственно-территориальным устройством».
Самостоятельная работа № 1 «Современная политическая карта мира».
География мировых природных ресурсов
Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап.
Загрязнение и охрана окружающей среды. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.
Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов. Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых.
Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.
Практическая работа № 2 «Моделирование на контурной карте стран-лидеров по запасам минеральных ресурсов».
Самостоятельная работа № 2 «География мировых природных ресурсов».
Научно-техническая революция и мировое хозяйство
Научно-техническая революция (НТР). Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.
Мировое хозяйство в эпоху НТР. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.
Самостоятельная работа № 3 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство».
География населения мира
Численность и воспроизводство населения мира. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв».
Демографическая политика. Управление воспроизводством населения и демографическая политика. Концепция демографического перехода.
Размещение и миграция населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Внешние миграции населения: изменения в характере и географии. Трудовые миграции. «Утечка умов». Внутренние миграции населения.
Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения. Трудовые ресурсы, образовательный состав населения как показатель его «качества». Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства.
Религиозный состав населения. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.
Расселение. Урбанизация. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.
Экологические проблемы больших городов. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.
Практическая работа № 3 «Расчёт естественного и миграционного приростов (убыли)».
Практическая работа № 4 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».
Самостоятельная работа № 4 «География населения мира».
География отраслей мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.
Электроэнергетика мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
Чёрная металлургия. Основные черты географии черной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации.
Цветная металлургия. Основные черты цветной металлургии.
Машиностроение мира. Особенности географии машиностроительной промышленности; главные страны и районы.
Химическая и лесная промышленности мира. Особенности географии химической, лесной и текстильной промышленностей.
Сельское хозяйство мира. Сельское хозяйство — вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции».
Растениеводство, животноводство и рыболовство. Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения. География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира.
География транспорта. Транспорт — третья ведущая отрасль материального производства и основа географического разделения труда. Мировая транспортная система, региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах.
Морской и воздушный транспорт. Экологические проблемы разного транспорта. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.
География международных экономических отношений. Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма.
Практическая работа № 5 «Основные черты развития транспорта».
Самостоятельная работа № 5 «Электроэнергетика мира».
Самостоятельная работа № 6 «География отраслей мирового хозяйства».
Глобальные проблемы человечества
Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.
Основные проблемы человечества. Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана. Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы. Глобальные гипотезы, глобальные проекты и их географические аспекты.
Самостоятельная работа № 7 «Глобальные проблемы человечества».
11 класс
Региональная характеристика мира
Зарубежная Европа
Европа. Экономико-географическое положение (ЭГП). Природные ресурсы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты. Политическая карта и международные отношения. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, туризма и рекреации.
Население Зарубежной Европы. Демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Западноевропейский тип города. Традиции культуры.
Хозяйство стран Европы. Место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей.
Сельское хозяйство стран Европы. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства.
Транспорт. Туризм. Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы. Международные экономические связи. Главные районы горного и приморского туризма. Города как объекты туризма.
Общие особенности населения и хозяйства ФРГ. Наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная политика.
Субрегион Восточная Европа. Экономико-географические особенности данного субрегиона Зарубежной Европы.
Интеграционные процессы в Европе. Европейские страны «Большой семерки». Европейский союз (ЕС).
Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика ЭГП Швеции и Италии».
Самостоятельная работа № 8 «Зарубежная Европа».
Северная Америка
ЭГП США. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Население США. Численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское население.
Природные ресурсы США. Природные предпосылки для развития промышленности.
Хозяйство США. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.
Макрорайоны США. Северо-Восток США – «мастерская» нации. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон. Средний Запад США – регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Город Чикаго. Юг США – регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Интеграционная группировка НАФТА.
Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика ЭГП США и Канады».
Самостоятельная работа № 9 «США».
Самостоятельная работа № 10 «Северная Америка».
Зарубежная Азия. Австралия
Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. Территория, границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение земель. Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия — родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения.
Хозяйство стран Азии. Уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия, рисосеяния, преобладания просовидных культур, выращивания пшеницы, субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Восточная Азия. Экономико-географические особенности данного субрегиона Зарубежной Азии.
Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации; мегалополис Токайдо. Значение Токио. Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и топлива. Непроизводственная сфера.
Культура Японии. Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть Японии – главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.
Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай – самая многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и Западная зоны: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Австралия. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития.
Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные; межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения: городское население и крупнейшие города; сельское население. Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние «зеленой революции». Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ территории. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Практическая работа № 8 «Благоприятные и не благоприятные черты ЭГП Японии».
Самостоятельная работа № 11 «Зарубежная Азия. Австралия».
Африка
История открытия и освоение европейцами. Население. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. «Демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке.
Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Различия регионов Африки. Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона – Северная и Тропическая Африка: образ территории.
ЮАР. Единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Практическая работа № 9 «Характеристика ЭГП одной из богатой минеральным сырьём стран Африки – ЮАР».
Самостоятельная работа № 12 «Африка».
Латинская Америка
ЭГП Латинской Америки. Природные ресурсы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием. Угроза обезлесения.
Население Латинской Америки. Типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации, крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.
Хозяйство стран Латинской Америки. Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность, основные черты ее размещения. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Различия регионов Латинской Америки. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.
Бразилия. Тропический гигант. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная политика освоения Амазонии.
Практическая работа № 10 «Моделирование на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых в Южной Америке».
Самостоятельная работа № 13 «Латинская Америка».
Повторение и обобщение
Современное геополитическое положение стран мира. Мир в XXI в.
Основные понятия курса. Закономерности пространственного распределения по территории мира объектов различных сфер экономики. ФГП и ЭГП районов Земли. Особенности населения и хозяйства экономических районов мира. Страны мира на современной карте мира.
Самостоятельная работа № 14 «Экономическая и социальная география мира».
Тематическое планирование учебного курса
№ п/п | Наименование раздела, тема | Кол-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть |
10 класс | ||||
Введение | 2 | 2 | ||
Общая характеристика стран мира Современная политическая карта мира | 29 4 | 18 2 | 11 2 | |
География мировых природных ресурсов | 4 | 2 | 2 | |
4. | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 3 | 2 | 1 |
5. | География населения мира | 7 | 4 | 3 |
6. | География отраслей мирового хозяйства | 11 | 8 | 3 |
7. | Глобальные проблемы человечества | 3 | 2 | 1 |
11 класс | ||||
8. | Региональная характеристика мира Зарубежная Европа | 31 8 | 20 6 | 11 2 |
9. | Северная Америка | 6 | 3 | 3 |
10. | Зарубежная Азия. Австралия | 8 | 6 | 2 |
11. | Африка | 4 | 2 | 2 |
12. | Латинская Америка | 5 | 3 | 2 |
13. | Повторение и обобщение | 3 | 2 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата | |
Плановые сроки | Скорректированные сроки прохождения | ||
10 класс | |||
Введение | |||
1. | Общественная география как наука. | ||
2. | Географическая картина мира. | ||
Общая характеристика стран мира Современная политическая карта мира | |||
3. | Политическая карта мира. | ||
4. | Государственный строй стран мира. Практическая работа № 1 «Моделирование на контурной карте стран с разным государственно-территориальным устройством». | ||
5. | Международные отношения. | ||
6. | Политическая география и геополитика. Самостоятельная работа № 1 «Современная политическая карта мира». | ||
География мировых природных ресурсов | |||
7. | Взаимодействие общества и природы. | ||
8. | Загрязнение и охрана окружающей среды. | ||
9. | Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Практическая работа № 2 «Моделирование на контурной карте стран-лидеров по запасам минеральных ресурсов». | ||
10. | Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. Самостоятельная работа № 2 «География мировых природных ресурсов». | ||
Научно-техническая революция и мировое хозяйство | |||
11. | Научно-техническая революция (НТР). | ||
12. | Мировое хозяйство. | ||
13. | Мировое хозяйство в эпоху НТР. Самостоятельная работа № 3 «Научно-техническая революция и мировое хозяйство». | ||
География населения мира | |||
14. | Численность и воспроизводство населения. | ||
15. | Демографическая политика. Практическая работа № 3 «Расчёт естественного и миграционного приростов (убыли)». | ||
16. | Размещение и миграция населения. | ||
17. | Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав населения. Практическая работа № 4 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира». | ||
18. | Религиозный состав населения. | ||
19. | Расселение. Урбанизация. | ||
20. | Экологические проблемы больших городов. Самостоятельная работа № 4 «География населения мира». | ||
География отраслей мирового хозяйства | |||
21. | Топливно-энергетический комплекс. | ||
22. | Электроэнергетика мира. | ||
23. | Чёрная металлургия. Самостоятельная работа № 5 «Электроэнергетика мира». | ||
24. | Цветная металлургия. | ||
25. | Машиностроение мира. | ||
26. | Химическая и лесная промышленности мира. | ||
27. | Сельское хозяйство мира. | ||
28. | Растениеводство, животноводство и рыболовство. | ||
29. | География транспорта. Практическая работа № 5 «Основные черты развития транспорта». | ||
30. | Морской и воздушный транспорт. Экологические проблемы разного транспорта. | ||
31. | География международных экономических отношений. Самостоятельная работа № 6 «География отраслей мирового хозяйства». | ||
Глобальные проблемы человечества | |||
32. | Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. | ||
33. | Основные проблемы человечества. | ||
34. | Глобальные прогнозы. Самостоятельная работа № 7 «Глобальные проблемы человечества». | ||
11 класс | |||
Региональная характеристика мира Зарубежная Европа | |||
35. | Европа. Экономико-географическое положение (ЭГП). Природные ресурсы. | ||
36. | Население Зарубежной Европы. Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика ЭГП Швеции и Италии». | ||
37. | Хозяйство стран Европы. | ||
38. | Сельское хозяйство стран Европы. | ||
39. | Транспорт. Туризм. | ||
40. | Общие особенности населения и хозяйства ФРГ. | ||
41. | Субрегион Восточная Европа. | ||
42. | Интеграционные процессы в Европе. Самостоятельная работа № 8 «Зарубежная Европа». | ||
Северная Америка | |||
43. | ЭГП США. | ||
44. | Население США. Практическая работа № 7 «Сравнительная характеристика ЭГП США и Канады». | ||
45. | Природные ресурсы США. | ||
46. | Хозяйство США. Самостоятельная работа № 9 «США». | ||
47. | Макрорайона США. | ||
48. | Канада. Самостоятельная работа № 10 «Северная Америка». | ||
Зарубежная Азия. Австралия | |||
49. | Состав, природно-ресурсный потенциал и население Азии. | ||
50. | Хозяйство стран Азии. | ||
51. | Восточная Азия. | ||
52. | Япония. Практическая работа № 8 «Благоприятные и не благоприятные черты ЭГП Японии». | ||
53. | Культура Японии. | ||
54. | Китай. | ||
55. | Австралия. | ||
56. | Индия. Самостоятельная работа № 11 «Зарубежная Азия. Австралия». | ||
Африка | |||
57. | История открытия и освоения европейцами. Население. | ||
58. | Природные ресурсы и хозяйство стран Африки. Практическая работа № 9 «Характеристика ЭГП одной из богатой минеральным сырьём стран Африки – ЮАР». | ||
59. | Различия регионов Африки. | ||
60. | ЮАР. Самостоятельная работа № 12 «Африка». | ||
Латинская Америка | |||
61. | ЭГП Латинской Америки. | ||
62. | Население Латинской Америки. | ||
63. | Хозяйство стран Латинской Америки. Практическая работа № 10 «Моделирование на контурной карте основных месторождений полезных ископаемых в Южной Америке». | ||
64. | Различия регионов Латинской Америки. | ||
65. | Бразилия. Самостоятельная работа № 13 «Латинская Америка». | ||
Повторение и обобщение | |||
66. | Современное геополитическое положение стран мира. | ||
67. | Основные понятия курса. | ||
68. | Самостоятельная работа № 14 «Экономическая и социальная география мира». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» в 10 классе
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса, изучающих математику на углубленном уровне. Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:- Алгебра и на...
Рабочая программа учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» в 11 классе
Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю, нацелена на работу в лицейском классе с углубленным изучением алгебры и начал анализа. Программа реализуется с помощью учебно-методического ко...
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс
Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (для учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы)
Данная рабочая программа по учебному курсу «Дальневосточная литература» предназначена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ. Рабочая программа предполагает п...
Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа для 11 класса
Рабочая программа учебного курса по алгебре и началам анализа 11 класс к учебнику Ш.А. Алимова....
Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...