Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Бочарова Мария Васильевна

Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»

«Согласовано»

Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»:

 ____________/ Анисимова С.В./

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

Рабочая программа по проектной деятельности

«Клуб робинзонов»

по географии,

5 класс

                                                   

Программу составил учитель:  Бочарова Мария Васильевна

«Плесково»

2016 – 2017 год

                                                       

                                                             

Рабочая программа  курса «Клуб робинзонов»

 

  1. Цель и задачи курса

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности,
  • развивать  коммуникативные навыки (партнерское общение);
  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
  1. Особенности программы.

    Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.   

   

         Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт:  макет, рассказ, доклад,  газета, книга, модель, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник,  комплексная работа и т.д.  

      По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта.

     Второй этап работы – это реализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, выдвинутым в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

  1. Специфика курса.

Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей  приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. 

 Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

  1. Содержание курса
  1. Введение (1 ч.)

Что такое проект.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся.

Понятия: проект, проблема, информация

  1. Теоретический блок  

Способы мыслительной деятельности (8 ч.) 

Цели, задачи школьного проекта. Отличие цели от задач.  Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач    для достижения поставленной цели.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Выбор тем школьного проекта.  Школьные проекты по географии.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Работа с источниками информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Выбор материала из найденных источников.  

Фотографии к проекту.  Фотография. Фотография к тексту.

Оформление школьного проекта по географии.

Печать информации.

  1. Практический блок

Мы  -  исследователи. Самостоятельные проекты (7 ч.)

Планирование работы.

Составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации.

Работа на компьютере –  структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.

Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.  Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Способы преодоления трудностей.  

Конференция.  Выступления учащихся со своими проектами.

 Анализ проектно-исследовательской деятельности.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Понятия

Цели

Основные виды деятельности учащихся

Дата проведе-ния

Введение (1 ч.)

1

Что такое проект.

1

Проект, проблема, информация

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся.

Беседа

Презентация

08.09

I. Теоретический блок  

Способы мыслительной деятельности (8 ч.)

2

Цели, задачи школьного проекта.

1

Цели, задачи

Цель: ознакомить с понятиями «цели» и «задачи», учить различать их.

Беседа.

15.09

3

Выбор тем школьного проекта.

1

Тема,

анкета, социальный опрос,

интервью

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. 

Знать, как составить анкету, опрос. Уметь провести анкетирование, опрос, взять  интервью

Игры на внимание.

22.09

4

Школьные проекты по географии.

1

Наблюдение, эксперимент, опыт.

Вопрос, ответ.

Цели: составление плана работы над проектами. Определение  предмета  и методов исследования в работе над проектом.

Беседа, работа в парах.

29.09

5

Работа с источниками информации: книги, энциклопедии, научные журналы.

1

Источник информации, каталог

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

Оформление списка использованных электронных источников.

06.10

6

Выбор материала из найденных источников по своей теме по плану.

1

Главное, второстепен-ное

Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта  и составлять список литературы по теме исследования.

Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

13.10

7

Фотографии к проекту.

1

Фотография

Цели: уметь выбирать нужные фотографии к тексту проекта.

Практика:

подбор фотографий к проектам учащихся.

20.10

8

Оформление школьного проекта по географии.

1

Стендовый проект, титульный лист, план

Цели: уметь правильно оформлять стендовый проект.

Знакомство со стендовыми проектами прошлого года учащихся 5-х классов.

27.10

9

Печать информации проекта из источников.

1

Компьютер

Цель: уметь работать на компьютере, синтезировать материал, создавать презентации.

Обучение работы на компьютере.

10.11

II. Практический блок

Мы  -  исследователи. Самостоятельные  проекты (7 ч.)

10

Необычные явления в природе. Работа по группам.

1

Необъяснимые явления природы или аномальные

Цель: познакомить с понятием «аномальные явления природы», раскрыть сущность некоторых явлений.

Беседа, исследовательская работа в группе.

17.11

11

Тайны Байкала. Предсказание погоды. Индивидуальная работа по проекту.

1

Озеро, тектоническое озеро, разлом, погода

Цель: познакомить с уникальным озером России – Байкалом; познакомить с понятием «погода», показать, как предсказать погоду.

Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

24.11

12

Лесные растения. Выживание в экстремальных условиях. Индивидуальная работа по проекту.

1

Лекарственные растения, ядовитые растения, съедобные растения, экстремальные условия

Цель: познакомить с растениями леса, показать, как их можно использовать в экстремальных условиях.

Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта.

01.12

13

Животный мир Австралии. Индивидуальная работа по проекту.

1

Эндемики, сумчатые животные

Цель: познакомить с эндемиками Австралии, показать их уникальность и неповторимость.

Создание таблицы, презентации по теме.

08.12

14

Внутреннее строение Земли. Индивидуальная работа по проекту.

1

Земная кора, мантия, ядро

Цель: знакомство с внутренним строением Земли.

Создание таблицы для кабинета географии.

15.12

15

Путешествие Тура Хейердала, Фернана Магеллана, Уолтера Рэли. Индивидуальная работа по проекту.

1

Кон-Тики, кругосветное путешествие

Цель: знакомство с путешественниками и их открытиями.

Создание макета, схемы путешествия.

22.12

16

Подведение итогов.  Анализ всех проектов.

1

Анализ, защита проектов

Цель: подведение итогов, подготовка к защите проектов.

Беседа, опрос, анкетирование.

29.12

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, ресурсы Интернета)
  • правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
  • работать в группе;
  • работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

IХ.  Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные

У школьников  будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Школьник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Школьник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Школьник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.  Программа построена по принципу алфавита....

рабочая программа во внеурочной деятельности "Клуб любителей природы"

Рабочая программа "Клуюб любителей природы" предназначена для учащихся 5-6 классов. Расчитана на 2 года обучения. Включает занятия по биологии и географии....

Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.

Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА

Содержание программы  “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" 7 класс 2023 г.

Рабочая программа  основана на изучении страноведческого материала и культурологии Великобритании...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8-9 класса "Английский клуб"

Данная рабочая программа позволяет в полной мере подготовить учащихся 8-9 класса к успешной сдаче ОГЭ по английскому языку. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в течение двух лет. Содержит календ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г....