Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.
календарно-тематическое планирование (10 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл. Программа построена по принципу алфавита.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_avtorskaya.rar | 50.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
РХ «Боградская санаторная школа-интернат»
«Рассмотрено» «Согласовано» зам. «Утверждаю»
методическим советом директора по УВР Директор школы- школы-интерната __________________ интерната Протокол №____ _______ Сердюкова Г.В.
от « » ________2012г. « »_________2012г. « » ______ 2012г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Клуб литературного чтения»
для 1 класса
6 – 7 лет
срок реализации: 1 учебный год
Автор: педагог-библиотекарь
Малярова Валентина Фердинандовна
Боград, 2012
Пояснительная записка
Первичной и наиболее важной проблемой в процессе развития детей, является проблема интеллектуального развития воспитанников. Внедряя программу курса «Клуб любителей чтения» мы стремимся к приобщению наших детей к наследию отечественной и мировой литературы. Книга является одним из главных изобретений человечества. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству.
В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Школьники читают произведения в кратком изложении, предпочитают чтение журналов, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остаётся для них не реализованным источником знаний.
На сегодняшний день актуально вновь обратиться к книге, усилить ее воздействие как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – вот то к чему мы будем стремиться на занятиях клуба.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть и реализовать на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 06.11.2009 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа составлена с учётом интересов детей к произведениям, входящим в сокровищницу детской литературы и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Цель: формирование духовно-нравственной личности, посредством развития
познавательного интереса к литературе и любви к чтению, расширение
социального опыта ребёнка через чтение литературы.
Задачи:
- развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
- формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
- обеспечивать развитие речи школьников, активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
В отличие от уже существующих, программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось повторение и закрепление изученных букв, алфавита, что не маловажно для наших детей. Каждое занятие – это буква алфавита, чтение произведения, изучение новых слов на эту букву, вся работа сопровождается иллюстрациями, компьютерными презентациями, просмотром лучших отечественных мультфильмов. Программа предусматривает работу детей на компьютере и создание проектов к урокам. Первоклассники только начинают овладевать техникой чтения; в классе они читают учебник, но процесс чтения им труден, и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами, поэтому в первом полугодии дети учатся слушать учителя, во втором полугодии - читают сами.
Программа «Клуб любителей чтения» адресована обучающимся 6-7 лет (1кл. начальной школы) и рассчитана на 1 год обучения детей (34 ч.). Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю по 35 мин. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обусловлена необходимость постоянной смены деятельности с детьми, использования на занятиях игровых моментов, стихов, малых фольклорных жанров, рисования, театрализации, что в свою очередь помогает снять эмоциональное и физическое напряжение. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению кругозора ребёнка. Занятия направлены на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Для повышения интереса к изучаемому материалу предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы. Занятия проводятся в форме викторин, праздничных мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, праздников, путешествий, мини-спектаклей, практикумов, поисковых исследований и т.д.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
В результате работы клуба будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень литературного развития. Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения» является формирование следующих умений:
- умение читать выразительно прозу перед классом, декламировать стихотворения;
- точно и содержательно отвечать на вопросы о прочитанном.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Клуб любителей чтения» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; - уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия; Познавательные УУД: - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя фонд библиотеки, свой жизненный опыт; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - осознанное, правильное, смысловое чтение; - поиск необходимой информации; - классификация объектов по выделенным признакам Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи; - выполнять правила общения с людьми; - слушать и понимать речь других; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предполагаемый результат:
* знать и участвовать в простейших литературных играх;
* узнавать сюжет по иллюстрации;
* уметь воспроизвести последовательно сюжет по вопросам учителя; * участвовать в инсценировке эпизодов под руководством учителя;
* уметь оценивать поступки героя;
* уметь выбирать книги в библиотеке в ящиках открытого доступа;
* уметь отгадывать загадки, ребусы, шарады;
* уметь сравнивать;
* уметь объяснить название произведения;
* уметь высказывать свое отношение к прочитанному, к герою;
* знать литературоведческие понятия: стихотворение, рассказ, сказка, потешка, загадка, пословица, герой отрицательный и положительный.
Формы подведения итогов:
Творческое портфолио обучающегося;
Постановка спектакля по выбору обучающихся;
Участие в конкурсах чтецов
- в классе,
- в школе
Проведение выставок работ обучающихся:
– в классе,
– в школе.
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения творческой части программы»
Мониторинг умений и навыков чтения.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата проведения |
1 | Буква «А»; Сказка Юдина Г. «Почему буква «А» главная»?; Сказка «Айболит» К. Чуковского | Умение слушать. Правильное употребление слов. | 01.09.12 |
2 | Буква «Б»; Сказка Юдина Г. «Лесные музыканты»; Рус. нар. сказка «Бобовое зёрнышко» | Умение раскрашивать. Составление по картинке 2-х предложений. Заучивание стихотворения (4 строки) | 08.09.12 |
3 | Буква «В»; Рус. нар. сказки «Волк и коза», «Волк, лиса и журавль» | Умение восстановить сюжет сказки по картинкам. Знать нариц. черты волка | 15.09.12 |
4 | Буква «Г»; Сказка Юдина Г. «Генерал Гена»; Сказка Андерсена Х. «Гадкий утёнок» | Уметь приводить доказательства своего суждения. | 22.09.12 |
5 | Буква «Д»; Молдавская нар. сказка «Доброе сердце»; Сказка Г. Юдина «Доброе дело»; Пляцковский М. «Прыгающий домик» | Уметь отгадывать загадки. Уметь отличать дерево от кустарника. Знать значение словосоч. «добрый поступок» Уметь слушать внимательно. | 29.09.12 |
6 | Буква «Е»; Рус. нар. сказка «Елена Премудрая» | Выявить отличия волшебной сказки от сказок о животных. | 06.10.12 |
7 | Буква «Ё»; Сказка Юдина Г. «Ёжик и Ёршик»; Сказка Толстого Л. «Ёжик» | Участие в инсценировке эпизодов. Уметь выразительно читать наизусть | 13.10.12 |
8 | Буква «Ж»; Сказка Юдина Г. «Жадная жаба»; Украин. нар. сказка «Жадная мельничиха» | Уметь отгадывать ребусы. Уметь сравнивать героев сказок. | 20.10.12 |
9 | Буква «З»; Сказка Ш. Перро «Золушка»; Рус. нар. сказка «Зимовье зверей» | Знать значение слова «дружба». Уметь последовательно составлять вопросы. | 27.10.12 |
10 | Буква «И»; Рассказ Юдина Г. «Индеец Изумрудный глаз» | Выразительное чтение наизусть. Составление рассказа без повторений. | 03.11.12 |
11 | Буква «Й»; Сказка Юдина Г. «Что вы знаете о йогах?» | Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. | 17.11.12 |
12 | Буква «К»; Сказка Юдина Г. «Как варить компот?»; Рус. нар. сказка «Кот и лиса»; Михалков С. «Котята» | Умение выразительно читать; развитие творческих способностей. Знать нарицат. черты лисы. | 24.11.12 |
13 | Буква «Л»; Сказка Юдина Г. «Лисёнок и лягушонок»; Рус. нар. сказка «Лисичка-сестричка и волк» | Самостоятельное придумывание событий. Уметь ориентироваться в тексте. | 01.12.12 |
14 | Буква «М»; Рус. нар. сказка «Морозко» | Знание детских мультфильмов. Самостоятельное чтение. | 08.12.12 |
15 | Буква «Н»; Рассказа Юдина Г. «Буратиний нос»; | Выявить отличительные черты рассказа от сказки | 15.12.12 |
16 | Буква «О»; Сказка Юдина Г. «Ослиный огород»; Стихот. Ю. Тувима «Овощи» | Отличие сказки, рассказа от стихотворения. Самостоятельные примеры. | 22.12.12 |
17 | Буква «П»; Сказка Сутеева В.«Под грибом» | Развитие фантазии и творческих способностей. | 19.01.13 |
18 | Буква «Р»; Сказка Юдина Г. «Рыжий город»; Сказка Сутеева В. «Разные колёса» | Уметь делиться на команды при помощи считалок; Уметь отгадывать загадки. Умение управлять компьютерной «мышью». | 26.01.13 |
19 | Буква «С»; Сказка Юдина Г. «Свинья в гостях»; Рус. нар. сказка «Сивко-бурко» | Уметь читать по ролям. Умение пересказывать. Знание считалок. | 02.02.13 |
20 | Буква «Т»; Сказка Юдина Г. «Телезритель Тимка»; Сказка И. Кипнис «Так сойдет» | Уметь играть в литературные игры. Уметь подбирать пословицу по смыслу произведения. | 09.02.13 |
21 | Буква «У»; Юдин Г. «Про маленького паучка»; Сказка Свердловой А.Л. «Ум и красота» | Умение работать в группе. Выразительно читать стихотворение. | 16.02.13 |
22 | Буква «Ф»; Сказка Юдина Г. «Фокусник Федя»; Рус. нар. сказка «Финист, ясный сокол» | Научиться фотографировать. | 23.02.13 |
23 | Буква «Х»; Сказка Юдина Г. «Хомяк-хвастун»; Укр. нар. сказка «Хитрый охотник»; Н. Сладков «Хвосты»; Мультфильм «Крылья, ноги и хвосты» | Пересказ сказки без пропусков, и перестановок частей текста. | 02.03.13 |
24 | Буквы «Ц»; Сказка Сутеева В. «Цыплёнок и Утёнок» Рус. нар. сказка «Царевна-лягушка» | Ответы на вопросы по прочитанной сказке. Чтение по ролям | 09.03.13 |
25 | Буква «Ч»; Проект к уроку. Сказка Прокофьевой С. «Часы с кукушкой»; Юдин Г. «Кто живет в часах»; Н Сладков «Птичьи часы» | Научиться созданию проекта. Уметь выполнить аппликацию | 16.03.13 |
26 | Буквы «Ш»; Сказка Андерсена «Штопальная игла»; Юдин Г. «Как Мыша шалил» | Уметь пересказывать текст. Уметь читать наизусть. | 23.03.13 |
27 | Буква «Щ»; Юдин Г. «Верное средство» | Уметь составлять вопросы по тексту. Уметь выполнить аппликацию | 06.04.13 |
28 | Буква «Ъ»; Сказка Юдина Г. «Как Мыша за сыром ездил» | Уметь заменять картинки правильными словами | 13.04.13 |
29 | Буква «Ы»; Сказка Юдина Г. «Отец и мать» | Знать литературных героев. Уметь читать самостоятельно | 20.04.13 |
30 | Буква «Ь»; Сказка Юдина Г. «Крыса Дылда и Пых-пых» | Уметь работать компьютерной мышью. Уметь составлять слова с мягким знаком. | 27.04.13 |
31 | Буква «Э»; Сказка В. Сутеева «Это что за птица?»; Пляцковский М. «Эй, ты!» | Уметь отличать одно животное от другого. Умение фантазировать. | 04.05.13 |
32 | Буква «Ю»; Проект к уроку. Юдин Г. «Верблюжонок Бюль-Бюль»; Якут. нар. сказка | Уметь собирать информацию. | 11.05.13 |
33 | Буква «Я»; Сказка Сутеева В. «Яблоко»; Черный С. «Живая азбука» | Знать алфавит наизусть, с любого места уметь продолжить. | 18.05.13 |
34 | Итоговое занятие Игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам» | Уметь играть в литературные игры. Знание рус. нар. сказок. | 25.05.13 |
Резерв: Объединение уроков № 6,7; Объединение уроков № 10,11 Объединение уроков № 28, 29,30 |
Содержание изучаемого курса
Тема № 1 Буква «А»
1. Знакомство с детьми.
2. Сообщение о цели данного курса в игровой форме. (Путешествие по алфавиту с мышонком Мышей)
3. Разминка. (Проводится на каждом занятии перед изучением новой буквы. Дети называют слова, которые начинаются на данную букву. Во втором полугодии задание усложняется. Нужно назвать животных на эту букву, растения, овощи и т.д.)
4. Знакомство со словами «автомобиль», «акробат». (В ходе беседы выясняется, знакомы ли дети с этими словами. Дается их лексическое значение, показываются иллюстрации. Иллюстрированный рассказ об истории создания автомобиля.)
5. Чтение сказки Юдина Г.Н. «Почему буква «А» главная»?; Беседа
6. Чтение сказки «Айболит» К. Чуковского.
7. Инсценировка эпизодов сказки «Айболит».
Тема № 2 Буква «Б»
1. Раскрашивание иллюстраций к сказке «Айболит» К. Чуковского. (У каждого ребенка индивидуальное задание)
2. Составить два предложения для описания изображенной сцены на картинке.
3. Разминка. (См. Тема № 1)
4. Знакомство со словами «бегемот», «буквы»; Иллюстрированный рассказ об истории букв. Учим наизусть стихотворение Д. Новикова «Бегемот» (хором и индивидуально)
5. Чтение сказки Юдина Г. «Лесные музыканты»; (На каждом занятии читаем сказку этого писателя. В каждой сказке есть множество слов на изучаемую букву, дети обязательно должны назвать их все)
6. Чтение рус. нар. сказка «Бобовое зёрнышко».
Тема № 3 Буква «В»
1. Индивидуальное задание – каждый обучающийся должен с помощью картинок восстановить очередность действий героини сказки «Бобовое зернышко».
2. Разминка. (См. Тема № 1)
3. Знакомство со словами «водолаз», «волк»; Иллюстрированный рассказ о водолазах.
4. Отгадывание загадок о животных (Акцент на загадках о волке); Презентация «Волки»; Беседа после просмотра (дети называют окрас волков, чем они питаются, где и как живут и т.д., приходим к выводу, что волк хищник.)
5. Чтение рус. нар. сказок «Волк и коза», «Волк, лиса и журавль». Сравнение содержания сказок. Герой сказок – волк, выявление его главных качеств, нарицательных черт.
Тема № 4 Буква «Г»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Отгадывание загадок. (Акцент на загадки о гусе)
3. Знакомство со словами «гусь», «глаза»; Иллюстрированный рассказ о значении зрения; практикум «Что можно сделать с завязанными глазами?»
4.Чтение сказки Юдина Г. «Генерал Гена»;
5.Чтение сказки Андерсена Х. «Гадкий утёнок». Беседа по сказке. Понятие - положительный герой, отрицательный герой. Дети приводят свои примеры, доказывают свое мнение.
Тема № 5 Буква «Д»
1. Раскрашиваем гуся и каждый ребенок рисует элементы своей любимой профессии. (Например: шапочку врача и термометр; фартук и торт; и т.п.)
2. Разминка. (См. Тема № 1)
3. Знакомство со словами «дом», «дерево»; Отгадываем загадки о деревьях; Иллюстрированный рассказ «У кого какой дом?»
4. Чтение молдавская нар. сказки «Доброе сердце»;
5.Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело»; Рассуждение о доброте; Составить рассказ о своем добром поступке.
6. Чтение сказки Пляцковский М. «Прыгающий домик»; (Герой сказки не называется, ребята должны в заключении угадать, что это за животное? Кенгуру)
Тема № 6 Буква «Е»
1. Рисуем свой дом.
2. Разминка. (См. Тема № 1)
3. Знакомство со словами «ель», «еда»; Иллюстрированный рассказ «Кто что ест».
4. Чтение рус. нар. сказки «Елена Премудрая»; Выявить черты волшебной сказки, ее отличия от сказок про животных.
5. Игра «Четвёртый лишний». (Определить, кто чем питается)
Тема № 7 Буква «Ё»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «ёж», «ёрш»; Иллюстрированный рассказ о ежах и морских ежах;
3. Чтение сказки Юдина Г. «Ёжик и Ёршик».
4. Выучить наизусть потешку «Ёжик».
5. Чтение сказки Пляцковского М. «Ёжик, которого можно было погладить». 6. Инсценировка сказки.
Тема № 8 Буква «Ж»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «жук», животные»; Иллюстрированный рассказ об истории развития животного мира.
3. Чтение сказки Юдина Г. «Жадная жаба»; Чтение украин. нар. сказки «Жадная мельничиха»; Сравнение сказок. Составить рассказ о жадности из личного опыта.
4. В библиотеке сделать самостоятельно подборку сказок о животных. (По группам)
5. Игра «Четвертый лишний». (Определить кто лишний в ряду насекомых, пресмыкающихся, птиц, животных. Доказать свою точку зрения.)
Тема № 9 Буква «З»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «змея», «Земля»; Иллюстрированный рассказ о нашей планете.
3. Чтение рус. нар. сказки «Зимовье зверей»; Беседа по сказке. Подобрать пословицу к сказке. (о дружбе)
4. Игра «Пропавшие буквы».
5. Чтение сказки Ш. Перро «Золушка». (При чтении название сказки не говорится, дети должны сами угадать название.) Составление вопросов по содержанию сказки. (1-2 вопроса)
Тема № 10 Буква «И»
1. Пересказ эпизода по картинке к сказке «Золушка» (индивидуально). Расставить по порядку иллюстрации к сказке (у доски).
2. Разминка. (См. Тема № 1)
3. Знакомство со словами «индеец», «игрушки»; Иллюстрированный рассказ о индейцах.
4. Устный рассказ о любимой игрушке. (Работа в парах.)
5. Учим наизусть стихи А. Барто «Игрушки».
6. Чтение рассказа Юдина Г. «Индеец Изумрудный глаз»
Тема № 11 Буква «Й»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «йод», «йог»; Иллюстрированный рассказ о значении йода для человека.
3. Сказка Юдина Г. «Что вы знаете о йогах?»
4. Игра «Стихи на внимание». (Сливки, масло и творог / Даст детишкам носорог. (Нет. Корова.)
5. Конкур на лучшего чтеца стихов А. Барто («Игрушки».)
Тема № 12 Буква «К»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «кенгуру», «корабль»; Иллюстрированный рассказ об истории создания корабля.
3. Чтение сказки Юдина Г. «Как варить компот?» Работа над пересказом.
4. Чтение по ролям стихотворения Михалкова С. «Котята». Инсценировка.
5. Чтение рус. нар. сказка «Кот и лиса». Выявить нарицательные черты лисы.
6. Учим наизусть стихотворение Д. Хармса «Кораблик»
7. По стихотворению Д. Хармса выполняем творческую работу – раскрашиваем кораблик, вырезаем и приклеиваем пассажира мышонка.
Тема № 13 Буква «Л»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «лестница», «лампочка»; Иллюстрированный рассказ «Как появилась лампочка?»
3. Чтение сказки Юдина Г. «Лисёнок и лягушонок». Сочинить продолжение сказки.
4. Просмотр мультфильма по мотивам рус. нар. сказок «Лисичка-сестричка и волк». Беседа. Сравнение волка и лисы, привести примеры описания из текста. Пересказ сказки по цепочке.
Тема № 14 Буква «М»
1. Разминка. (См. Тема № 1)
2. Знакомство со словами «молния», «музыка»; Иллюстрированный рассказ о музыкальных инструментах.
3. Прослушивание записей марша, горна, инструментальной музыки. В ходе прослушивания дети называют впечатление произведенное музыкой: печаль, радость, тревога и т.д.
4. Чтение рус. нар. сказки «Морозко». (Возможен просмотр фильма реж. А. Роу). Сравнение героинь сказки, их поступков.
5. Игра «Угадай мелодию». ( Мультконцерт. Ребята должны угадать из какого мультфильма звучит песенка.)
Тема № 15 Буква «Н»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «носилки», «нос»; Иллюстрированный рассказ о значении носа в жизни животных, человека.
3. Чтение по ролям сказки В. Бианки «Чей нос лучше?»; Беседа.
4. Чтение рассказа Юдина Г. «Буратиний нос»; Выявить отличия рассказа от сказки.
5. Игра «Переводим с детского».
Тема № 16 Буква «О»
1. Соотнесение названий птиц с картинками из сказки Бианки В. «Чей нос лучше?»
2. Разминка.
3. Знакомство со словами «обруч», «огонь»; Иллюстрированный рассказ «Как добыть огонь?»
4. Соревнования с обручем.
5. Чтение сказки Юдина Г. «Ослиный огород».
6. Учим наизусть стихотворение Ю. Тувима «Овощи»
7. Игра «Загадочное лото» (загадки об овощах)
Тема № 17 Буква «П»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «перекладина», «птицы»; Иллюстрированный рассказ о птицах «Самые, самые…»
3. Раскрашивание птиц.
4. Чтение сказки Сутеева В. «Под грибом». Беседа по сказке.
5. Учим наизусть потешку «Папа».
6. Составить из букв название птицы, которую обучающийся раскрашивал (по памяти).
Тема № 18 Буква «Р»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «ромашка», «растения»; Иллюстрированный рассказ о роли растений в жизни человека.
3. Игра – «Рождение цветка». (Музыкальное сопровождение. Каждый ребенок – семечко. Садим их в землю, поливаем, прорастают, поднимаются все выше, расцветают.)
4. Чтение сказки Юдина Г. «Рыжий город»; Название не говорится, дети должны сами озаглавить сказку.
5. Чтение сказки Сутеева В. «Разные колёса»; Рассказ по картинкам.
6. Отгадывание ребусов о растениях. (Презентация. Обучающиеся сами выбирают категорию ребусов)
7. Коллективное выполнение ромашки.
Тема № 19 Буква «С»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «серп», «самолёт»; Иллюстрированный рассказ об истории воздухоплавания.
3. Чтение сказки Юдина Г. «Свинья в гостях»; Инсценировка эпизода
4. Выполнение самолета в технике «оригами». (Индивидуально)
5. Чтение по ролям рус. нар. сказка «Сивко-бурко»; Найти в тексте слова которыми описывается главный герой.
6. Выучить новые считалки.
Тема № 20 Буква «Т»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «топорик», «телефон»; Иллюстрированный рассказ об изобретении телефона.
3. Чтение сказки Юдина Г. «Телезритель Тимка»; Беседа о вреде и пользе просмотра телевизионных передач. (Беседа строится на высказываниях детей)
4. Чтение сказки И. Кипнис «Так сойдет»; Подобрать к сказке пословицу.
5. Игра «Загадки-метаграммы».
Тема № 21 Буква «У»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «уши», «усы»; Иллюстрированный рассказ о значении ушей и усов в жизни животных и человека.
3. Чтение сказки Свердловой А.Л. «Ум и красота»; Беседа
4. Выучить наизусть потешку «Улитка».
5. Чтение сказки Юдина Г. «Про маленького паучка»; Привести примеры из прочитанных произведений на тему прочитанной сказки.
Тема № 22 Буква «Ф»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «филин», «фотография»; Иллюстрированный рассказ о возникновении фотографии.
3. Чтение сказки Юдина Г. «Фокусник Федя»; Подобрать пословицы к сказке.
4. Практикум «Учимся фотографировать»
5. Чтение по ролям рус. нар. сказки «Финист, ясный сокол»; Задание: Какими словами начинаются рус. сказки? (Для выполнения этого задания можно пойти в библиотеку. Дети находят сказки, зачитывают зачины.)
Тема № 23 Буква «Х»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «ходули», «хвост»; Иллюстрированный рассказ о значении хвоста в жизни животных. (Н. Сладков «Хвосты»)
3. Просмотр мультфильма реж. И. Ковалева, А. Татарского «Крылья, ноги и хвосты»
4. Инсценировка сказки Юдина Г. «Хомяк-хвастун».
5. Чтение укр. нар. сказки «Хитрый охотник»; Беседа, подбор пословиц.
Тема № 24 Буква «Ц»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «цифры», «цилиндр»; Иллюстрированный рассказ о происхождении цифр.
3. Чтение по ролям (в парах) сказки Сутеева В. «Цыплёнок и Утёнок»
4. Математические игры.
5. Чтение с пересказом рус. нар. сказки «Царевна-лягушка».
6. Учим наизусть стихотворение Н. Стожковой «Весёлые цифры». Чтение наизусть у доски от первого лица.
Тема № 25 Буква «Ч»
1.Разминка.
2. Знакомство со словами «чайник», «часы»; Иллюстрированный рассказ об истории развития часов. Н Сладков «Птичьи часы»;
3. Творческий проект детей о видах чайников.
4. Чтение сказки Юдина Г. «Кто живет в часах»
5. Выполнение аппликации «Часы» по шаблону.
6. Чтение сказки Прокофьевой С. «Часы с кукушкой»; Беседа, подбор пословиц.
Тема № 26 Буква «Ш»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «шпалы», «шарик»; Иллюстрированный рассказ о воздушных шарах.
3. Чтение сказки Андерсена «Штопальная игла»; Беседа.
4. Раскрашивание воздушного шара, вырезание.
5. Самостоятельное чтение сказки Юдина Г. «Как Мыша шалил», пересказ (работа в группах)
6. Учим наизусть стихотворение Д. Новикова «Швея»
Тема № 27 Буква «Щ»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «щётка», «щупальце»; Иллюстрированный рассказ «Чудовище с щупальцами»
3. Просмотр мультфильм реж. Р. Страутмане «Осьминожки»
4. Выполнение аппликации «Осьминог» по шаблону.
5. Презентация «Осьминоги» (цель – показать разнообразие окрасок осьминогов, что повлияет на творческую работу.)
6. Чтение сказки Юдина Г. «Верное средство»; Беседа.
Тема № 28 Буква «Ъ»
1. Разминка.
2. Чтение сказки Юдина Г. «Как Мыша за сыром ездил»
3. Составить из букв слова с твердым знаком.
4. Самостоятельное чтение отрывка из сказки (по выбору), в которой картинки нужно заменить словами. Назвать сказку. (Индивидуально)
5. Просмотр мультфильма реж. М. Муат «Снегурочка»
Тема № 29 Буква «Ы»
1. Разминка.
2. Чтение сказки Юдина Г. «Отец и мать»
3. Отгадывание загадок о литературных героях.
4. Самостоятельное чтение рассказа «Коралловый риф», в котором картинки нужно заменить словами. (Индивидуально)
5. Презентация «Коралловый риф».
Тема № 30 Буква «Ь»
1. Разминка.
2. Чтение сказки Юдина Г. «Крыса Дылда и Пых-пых»; Пересказать от лица главного героя.
3. Составить из букв слова с мягким знаком.
4. Игра «Пропавшие буквы»
5. Отгадывание кроссворда «Животные». Презентация. (Дети самостоятельно пользуются компьютером)
Тема № 31 Буква «Э»
1. Разминка.
2. Знакомство со словами «электричество», «экскаватор»; Иллюстрированный рассказ о электричестве.
3.Чтение сказки В. Сутеева «Это что за птица?»; Беседа.
4. Игра «Невиданные звери и птицы» - собрать правильное изображение животных. (На время)
5. Чтение сказки Пляцковского М. «Эй, ты!»; Беседа о вежливости; Практикум «Как себя вести с незнакомыми людьми»
6. Нарисовать своё невиданное животное.
Тема № 32 Буква «Ю»
1. Разминка
2. Знакомство со словами «юрта», «юла», «югоуказатель»; Иллюстрированный рассказ о компасе.
3. Творческие проекты детей о юрте и юле. (в группах)
4. Практикум «Как пользоваться компасом».
5. Чтение сказки Юдина Г. «Верблюжонок Бюль-Бюль»; Придумать продолжение сказки.
Тема № 33 Буква «Я»
1.Разминка
2. Знакомство со словами «язык», «якорь»; Иллюстрированный рассказ «Языки».
3. Чтение сказки Сутеева В. «Яблоко»; Рассказ детей на тему сказки.
4. Чтение стихотворения Черного С. «Живая азбука». Презентация. Рассказать алфавит. (индивидуально)
5. Учим наизусть любой отрывок стихотворения Черного С. «Живая азбука».
Тема № 34 «Итоговое занятие»
Игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам». Игра проводится с помощью презентации, на личное первенство.
Методическое обеспечение программы
1. Формы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования, театрализация, викторины и другие.
2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приемы и методы обучения чтению.
- Определить по заголовку тематику текста;
- Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций;
- Прочитать текст. Выбрать из данных картинок ту, которая соответствует содержанию текста;
- Определить из какой сказки взят отрывок;
- Прочесть описание внешности, места события, отношения кого-либо к чему-либо;
- Расставить по порядку иллюстрации к тексту;
- Рассказать текст от лица главного героя.
- Подобрать пословицу, подходящую по смыслу к тексту.
- Придумать новое название для текста.
3. Дидактический материал:
- иллюстрации к каждому слову о котором идет рассказ; к сказкам «Золушка», «Бобовое зернышко», «Чей нос лучше?»;
- набор букв для составления слов;
- инструкционные карты и схемы сборки базовых форм оригами;
- образцы изделий для творческих работ к темам № 18, 19, 25, 27;
- раскраски к темам № 1, 4, 5, 12, 17, 26;
- карточки к играм «Загадочное лото», «Загадки-метаграммы», «Невиданные звери и птицы», «Четвертый лишний»;
- кроссворды, ребусы;
- компьютерные презентации: «Волки», «Ребусы. Растения», «Осьминоги», кроссворд «Животные», «Коралловый риф», «Азбука».
4. Техническое оснащение занятий
- канцелярия: цв. карандаши, краски, альбомы, цв. бумага, картон, ножницы, простые карандаши, ластики, конверты для незаконченных работ, клей, клеенки для работы;
- спортивный инвентарь;
- компьютер, мультимедиа, экран, магнитофон, фотоаппарат, компас;
- медиатека, которая включает в себя следующие записи на CD RV, CD DV дисках:
Мультконцерт, мультфильмы - «Снегурочка», «Крылья, ноги и хвосты»,
«Осьминожки», «Лисичка-сестричка и волк», «Золушка», худ. фильм
«Морозко», записи инструментальной музыки.
5. Формы подведения итогов
- выставки творческих работ по темам и в конце обучения;
- конкурсы выразительного чтения наизусть;
- соревнования;
- накопительная системы оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений;
- спектакль;
- (в конце года) диагностическая карта «Оценка результатов освоения творческой части программы»:
1. Умение научаться следовать устным инструкциям:
– умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера:
– умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.
– умение вырезать сложные фигуры: мелкие цветы, детали по внутреннему контуру.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
3. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков
Оцениваются умения:
– организовать свое рабочее место,
– рационально использовать необходимые материалы,
– аккуратность выполнения работы.
Проверка умений и навыков чтения.
Для проверки навыков чтения, кроме тестов, была разработана система мониторинга, который отражает следующие параметры:
- темп чтения
- соблюдение правил чтения
- соблюдение пауз и интонации
- понимание прочитанного.
Список литературы
Агеева, И.Д. Новые загадки про слова. – М : Сфера, 2006. – 192с.
Андерсен, Г.Х. Сказки. – М : Интелект-Экспресс, 1992. – 255с.
Арон, К.Д. Человек поднялся в небо. – М : Дет. лит., 1977. – 32с.
Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки. – Л : Лениздат, 1983. – 445с.
Бжехва, Я. Помидор // Детские сказки. – 2008. - № 8. – С.11
Кипнис, И. Так сойдет. // Детские сказки. – 2010. - № 3. – С. 8
Михалков, С. Котята // Детские сказки. – 2009. - № 3. – С. 11
Народные песенки и потешки. // Детские сказки. – 2010. - № 6. – С. 14
Народные песенки и потешки. // Детские сказки. – 2009. - № 12. – С. 14
Новиков, Д. Стишата для малышат. // Детские сказки. – 2009. - № 2. – С. 10-11
Пляцковский, М. Ёжик, которого можно было погладить. // Детские сказки. – 2010. - № 10. – С. 9
Пляцковский, М. Прыгающий домик // Детские сказки. – 2010. - № 12. – С.13
Пляцковский, М. Эй, ты! // Детские сказки. – 2009. - № 12. – С. 9
Прокофьева, С. Часы с кукушкой. // Детские сказки. – 2009. - № 3. – С. 8
Свердлова, А.Л. Сказки для сына. – Абакан, 2005. – 131с.
Сказки народов мира. – М : Худ. лит., 1989. – 356с.
Старинные русские пословицы и поговорки / сост. В.П. Аникина. – М : Дет. лит., 1984. – 76с.
Сутеев, В. Сказки. – М. Дет. лит., 1983. – 122с.
Тувим, Ю. Овощи. // Детские сказки. – 2010. - № 8. – С. 10
Хармс Д. Кораблик. // Детские сказки. – 2010. - № 7. – С. 11
Черный, С. Живая азбука // Детские сказки. – 2008. - № 10. – С. 10
Юрмин, Г.Н. Букваренок. Азбука в рассказах, сказках и картинках. – М. : Дет. лит., 1988. – 197с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Литературные прогулки по Воронежу"
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что уча...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Литературное краеведение в 5 классе.
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса. Актуальность данного курса заключаетсяв том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение родного...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Литературное краеведение. Поэты и писатели нашего края.»(общеинтеллектуальное направление)для 6 классов(основное общее образование)Количество...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ ДЛЯ 6 КЛАССА
В работу коллегам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...