Рабочая программа по проектной деятельности"Я выбираю профессию". 5 класс. Потапкина М.С. Лесколово.
проект (5 класс) по теме
Рабочая программа для внеурочной деятельности. Проектная работа "Я выбираю профессию" для учащихся 5 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект.Я выбираю профессию. Потапкина М.С. Лесколово. | 47.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа «Лесколовский Центр Образования»
Всеволожского района Ленинградской области
Принята На заседании педагогического совета протокол №1 от 30.08.2017г. | Утверждена приказом МОУ «СОШ «ЛЦО» №49 от 30.08.2017г. Директор____________/ ГлазуноваВ.Г./ |
ПРОГРАММА
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Я выбираю профессию»
Возраст детей, осваивающих программу: 10-12лет
Срок реализации программы: 1год
Составитель программы:
Потапкина Марина Станиславовна
Лесколово
2017 год
Методический паспорт учебного проекта | |||
Тема проекта | «Первичное профессиональное самоопределение учеников 5 класса» | ||
класс | 5 «А» класс | ||
Цели проекта |
| ||
Тип проекта | Учебный проект | ||
Задачи проекта | Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Организационно-методические:
| ||
Творческие рабочие группы | В зависимости от выбранной профессии: 1) группа «Врачей», 2) группа «Учителей», 3) группа «Ветеринаров»,4) группа «Спортсменов», 5) группа «Полицейских»,6) группа «МЧС» и т.д. | ||
Продукты образовательной деятельности обучающихся | внешние (материализованные) | внутренние (личностные) | |
Паспорт профессии (презентации, ролевые игры, стенгазеты, видеоролик и т.д.) | Когнитивные: любознательность, увлеченность; ответственность. Креативные: воображение. | ||
Этапы работы над проектом | 1 этап – организационно-подготовительный | Представление мира профессий с помощью мультимедийных средств; Распределение по группам; Объяснение целей и задач, проекта; Обсуждение с учащимися возможных источников информации, критериев оценки результатов деятельности учащихся, индивидуальных планов работы учащихся, необходимого оборудования. | |
2 этап – практический | Сбор, анализ и систематизация необходимой информации; Советы педагога по усовершенствованию работы; Консультации по сбору и обработке материала; Оформление модели представления работ учащихся; Демонстрация творческих разработок учащихся по группам. | ||
3 этап – обобщающий | Подведение итогов защиты работ учащихся; Оценка результатов деятельности одноклассниками и учителем. | ||
Оборудование | Ноутбук, телевизор. |
Пояснительная записка.
Одним из интерактивных методов является проектная деятельность. Слово -«проект» - в переводе с латинского означает «бросание вперед». Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Так что же такое учебный проект? Это и задания для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. Нет проблемы – нет деятельности. Целью проектной деятельности является поиск способов решения проблемы, а задача – задача достижения цели в определенных условиях. Обучение и воспитание – это единый неразрывный процесс. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем.
Процесс воспитания сводится к формированию развитой, коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации, обучаться на протяжении всей жизни, физически и морально здоровой. Способной проявлять свои таланты не только на благо себя и своей семьи, но страны и человечества в целом.
Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий и не желающий ничего менять? Естественно, нет!
Разработка данного проекта - это путь к самореализации личности, через осознание собственных потребностей.
Актуальность:В школах формирование представлений о мире труда и профессий должно осуществляться целенаправленно и систематически. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед учащимися 5 класса не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то этот возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребят 10-11 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
1 сентября в 5 «А» классе был проведен тематический урок «Россия, устремленная в будущее». Где учащиеся отвечали на вопрос: «Кем Вы хотите стать в будущем?»
Три человека ответили – футболистом; 3- полицейским; 1 – врачом, остальные затруднились ответить. Исходя из ответов учащихся, стало очевидно, что ребята очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.
Проектная идея.
Так родилась проектная идея – провести цикл мероприятий, направленных на знакомство с актуальными профессиями сегодняшнего дня.
Сроки реализации
Сентябрь 2017 – Май 2017
Общая характеристика.
Цель проекта:
- Познакомить учащихся с разнообразием профессий.
- Формирование представления о профессиональной деятельности представителей различных профессий.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Расширить представления учащихся о профессиях.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
- Научить добывать необходимую информацию.
Развивающие:
- Развить умение работать на компьютере.
- Развить коммуникативные навыки.
- Развивать интеллектуальные и познавательные способности школьников, развивать ценностные ориентации.
Воспитывающие:
- Формировать представление о профессиональной деятельности представителей различных профессий.
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Организационно-методические:
- Формировать команду проекта.
- Определить предполагаемые образовательные продукты проекта.
- Представить учащимся требования к выполнению проекта.
Организация деятельности основывается на следующих принципах:
- наглядность
- доступность
- сознательность и активность
- индивидуальный подход к учащимся
Формы проведения занятий
- лекции
- анализ и просмотр информации
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая)
- экскурсии
Планируемые результаты освоения проекта
Личностные результаты:
- определять и выполнять правила работы в инициативной группе;
- учитывать мнение одноклассников делать правильный выбор;
- нести ответственность за свои поступки;
- быть способным к саморазвитию;
- осознание ответственности за благополучный результат совместного труда;
- уметь сотрудничать с одноклассниками, проявлять доброжелательность;
- развитие познавательной мотивации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- работать по плану, планировать свои действия;
- высказывать и доказывать свою точку зрения;
- анализировать свою работу;
- выбирать и выполнять действия для поставленной учебной задачи;
- вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
- соотносить правильность планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные УУД:
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- использовать общие приемы решения задач;
- выделять необходимую информацию из литературных источников;
- строить умозаключения и рассуждения;
- устанавливать причинно - следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- конструировать разные предложения, строить и вести диалог;
- уметь слушать и слышать речь собеседника;
- уметь договариваться при совместной работе;
- ставить вопросы; обращаться за помощью;
- формулировать собственное мнение;
- строить моно логичное высказывание;
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- формулировать учебный, проблемный и основополагающий вопросы;
- оформлять результаты проектной деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ставить вопросы;
- делать умозаключения и выводы;
- готовить тексты собственных докладов;
- планировать (составлять план своей деятельности);
- вступать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.
Ожидаемые результаты программы:предполагает приобретениеновых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.
Содержание предмета
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Какие профессии важны в современном обществе?
Проблемный вопрос:
- Кем бы ты хотел работать в будущем?
Учебный вопрос:
- Какие обязанности у представителей твоей будущей профессии?
- Какими навыками и качествами должен обладать представитель твоей будущей профессии?
- Какое образование нужно иметь, чтобы работать по выбранной специальности?
План проведения проекта
1.Определение темы.
2. Определение структуры проекта, шагов для достижения цели, времени для подготовки проекта.
3.Сбор информации.
5.После того как собрана необходимая информация, идет ее переработка в группах или индивидуально(в зависимости от выбранной профессии).
6.Обсуждение собранного материала в группах.
7.Систематизация собранного материала, подготовка к презентации проекта, обсуждение порядка презентации; (предварительное прослушивание).
8.Презентация проектов.
9. Выводы. Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Учитель оценивает активности работы учащихся, её качество и объём.
Описание места проекта в плане внеурочной деятельности
Согласно плану деятельности МОУ «СОШ «ЛЦО» на изучение проекта в 5 классе отводится 68 ч. по 2 занятия в неделю.
В течение года возможны изменения объема количества часов на изучение тем проекта в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, днями здоровья изменениями в сроках проведения каникул и другими особенностями функционирования МОУ «СОШ «ЛЦО».
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Технологии – оборудование (компьютер, принтер, проекционная система, интернет – соединение, телевизор).
Интернет-ресурсы:
- http://worktips.ru/prestizhnye-professii/
- http://www.myshared.ru/slide/446103/
- http://shgs.ru/forum/viewtopic.php?t=22463
- http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/zagadki-schitalki-i-skorogovorki/zagadki-o-profesijah-dlja-detei.html
- http://schoolinfo.at.ua/publ/zagadki_dlja_shkolnikov/zagadki_o_professijakh/4-1-0-172
- https://ru.m.wikipedia.org/
- http://www.uchsib.ru/articles/106
Список используемой литературы.
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
2008 г
- А. В. Предигер. Кем быть? - Начальная школа, 2007. -№7, с. 87-93.
- Е. Н. Арсенина. Все работы хороши. - Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - ООО «Глобус», 2007г., с.71-79.
- Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
- Энциклопедия.
Учебно - тематический план
№п/п | Тема занятия разделов. | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Выбор темы проекта. | 1 | 1 | |
2 | Стартовая презентация. | 1 | 1 | |
3 | Как собирать материал. | 1 | 1 | |
4 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | 1 | |
5 | Цель проекта. Задачи проекта. | 1 | 1 | |
6 | Продукт проекта. | 1 | 1 | |
7 | Что такое профессия. | 1 | 1 | |
8 | Представление мира профессий. | 1 | 1 | |
9 | Разделение на группы. | 1 | 1 | |
10 | Как правильно сделать выбор. | 1 | 1 | |
11 | Профессии наших родителей. | 4 | 2 | 2 |
12 | Профессии 21 века | 2 | 1 | 1 |
13 | Самые нужные профессии | 2 | 2 | |
14 | Профессия – врач. | 4 | 2 | 2 |
15 | Профессия- повар. | 2 | 1 | 1 |
16 | Профессия- сотрудник МЧС. | 4 | 1 | 3 |
17 | Профессия- сотрудник полиции. | 4 | 2 | 2 |
18 | Профессия – швея. | 2 | 2 | |
19 | Профессия – военнослужащий. | 4 | 4 | |
20 | Профессия – сварщик. | 3 | 2 | 1 |
21 | Профессия- учитель. | 5 | 1 | 4 |
22 | Кто такой менеджер? | 2 | 2 | |
23 | Профессия – строитель. | 2 | 2 | |
24 | Профессия- водитель. | 3 | 2 | 1 |
25 | Профессия – инженер. | 2 | 2 | |
26 | Маркетолог. | 2 | 2 | |
27 | Электрики и электромонтеры. | 2 | 2 | |
28 | Монтажники. | 2 | 2 | |
29 | Обработка собранных результатов. | 4 | 1 | 3 |
30 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 45 | 21 |
Приложение 2.
к программе по проектной деятельности для 5 классов.
утвержденной приказом МОУ «СОШ»ЛЦО» №49 от 30.08 2017
Календарно-тематическое планирование.
Проект «Я выбираю профессию».
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
1 | Выбор темы проекта. | 1 | 04.09 | |
2 | Стартовая презентация. | 1 | 08.09 | |
3 | Как собирать материал. | 1 | 11.09 | |
4 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | 15.09 | |
5 | Цель проекта. Задачи проекта. | 1 | 18.09 | |
6 | Продукт проекта. | 1 | 22.09 | |
7 | Что такое профессия. | 1 | 25.09 | |
8 | Представление мира профессий. | 1 | 29.09 | |
9 | Разделение на группы. | 1 | 02.10 | |
10 | Как правильно сделать выбор. | 1 | 07.10 | |
11 | Профессии наших родителей. | 2 | 09-13.10 | |
12 | Профессии наших родителей. | 2 | 16-20.10 | |
13 | Профессии 21 века | 2 | 23-27.10 | |
14 | Самые нужные профессии | 2 | 10-13.11 | |
15 | Профессия – врач. | 2 | 17-20.11 | |
16 | Профессия – врач. | 2 | 24-27.11 | |
17 | Профессия- повар. | 2 | 01-04.12 | |
18 | Профессия- сотрудник МЧС. | 2 | 08-11.12 | |
19 | Профессия- сотрудник МЧС. | 2 | 11-15.12 | |
20 | Профессия- сотрудник полиции. | 2 | 15-18.12 | |
21 | Профессия- сотрудник полиции. | 2 | 22-25.12 | |
22 | Профессия – швея. | 2 | 29.12;10.01 | |
23 | Профессия – военнослужащий. | 2 | 12-15.01 | |
24 | Профессия – военнослужащий. | 2 | 19-22.01 | |
25 | Профессия – сварщик. | 3 | 26.01-05.02 | |
26 | Профессия- учитель. | 2 | 09.02-12.02 | |
27 | Профессия- учитель. | 3 | 16.02-22.02 | |
28 | Кто такой менеджер? | 2 | 26.02-02.03 | |
29 | Профессия – строитель. | 2 | 05-07.03 | |
30 | Профессия- водитель. | 3 | 12-19.03 | |
31 | Профессия – инженер. | 2 | 23.03-02.04 | |
32 | Маркетолог. | 2 | 06.04-09.04 | |
33 | Электрики и электромонтеры. | 2 | 13.04-16.04 | |
34 | Монтажники. | 2 | 20.04-23.04 | |
35 | Обработка собранных результатов. | 2 | 27.04-30.04 | |
36 | Обработка собранных результатов. | 2 | 04-07.05 | |
37 | Презентации проектов. | 2 | 14.05-18.05 | |
38 | Итоговое занятие. | 1 | 25.05 | |
39 | Итого | 68 |
Приложение 3.
к программе по проектной деятельности для 5 классов.
утвержденной приказом МОУ «СОШ»ЛЦО» №49 от 30.08 2017
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
Приложение 4.
Оценивание проекта
Критерии оценивания навыков сотрудничества
Учебный проект «Я выбираю профессию»
Оцените свои навыки сотрудничества при совместной работе в группе
Критерии | Полностью согласен | Согласен | Частично согласен | Не согласен |
Я всегда участвую в обсуждениях группы | ||||
Я полностью выполняю задания, которые поручила мне группа | ||||
Я вовремя выполняю задания, которые поручила мне группа | ||||
Я всегда могу предложить группе свой путь решения проблемы | ||||
Я умею слушать и слышать моих партнеров по группе | ||||
Я всегда приду на помощь участникам группы | ||||
Я всегда могу высказать в своей группе конструктивную критику. | ||||
Я стараюсь поддержать участников группы, когда мы сталкиваемся с проблемами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...
Рабочая программа по проектной деятельности «Клуб робинзонов» по географии, 5 класс
Программа программа курса "Клуб робинзонов" расчитан на 16 часов, 1 час в неделю. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования умения у школьников учиться - самос...
Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 7-9 классов
Предлагаемая программа подготовлена для учеников 7- 9 классов и направлена на развитие метапредметных умений с учетом возрастных особенностей школьников.Курс «Проектная деятельность для учеников...
Учебная рабочая программа курса "Проектная деятельность по обществознанию", 9 класс
Курс направлен на свободное развитие личности ребенка, поддержание его физического и психического здоровья, формирование ценностно-смысловой, учебно-познавательной компетенции....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Авторская рабочая программа курса ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 8 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по предмету ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ или ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для учащихся 8-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным пл...