Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Жернакова Людмила Леонидовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуб "Робототехники" для учащихся 7-х классов 2019-2020г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа клуба35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения РФ

Управление общего Чайковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Клуб «Робототехники»

для 7 класса

на 2019-2020 учебный год

Руководитель:

Л.Л. Жернакова,

учитель информатики

Чайковский, 2019

Пояснительная записка

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе

         Рабочая программа клуба любителей конструктора лего «Робототехники» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта.

Программа имеет научно-техническое направление и предполагает получение дополнительного образования робототехники.

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов.

Человечество остро нуждается в роботах, которые могут без помощи оператора тушить пожары, самостоятельно передвигаться по заранее неизвестной, реальной пересеченной местности, выполнять спасательные операции во время стихийных бедствий, аварий атомных электростанций, в борьбе терроризмом. Кроме того, по мере развития и совершенствования робототехнических устройств возникла необходимость в мобильных роботах, предназначенных для удовлетворения каждодневных потребностей людей: роботах- сиделках, роботах- нянечках, роботах - домработницах, роботах- всевозможных детских и взрослых игрушках и т.д. И уже сейчас в современном производстве и промышленности востребованы специалисты обладающие знаниями в этой области. Начинать готовить таких специалистов нужно в школе и с самого младшего возраста. Поэтому, образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время.

Актуальность данной программы связана   с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС основного общего образования, обусловлена ростом популярности робототехники и как одно из приоритетных направлений на сегодняшний день.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.

Кому адресована программа

Учащимся 7 классов.

Нормативная база

  • Закона Российской Федерации   от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Цель

Создание условий для развития  технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у обучающихся средствами робототехники.

Задачи

  1. Ознакомиться с робототехникой с помощью LEGO Mindstorms NXT.
  2. Создать робота, как по схеме, так и собственного в коллективном творчестве.
  3. Научиться программировать роботов с помощью программы Mindstorms.
  4. Провести соревнования институционального уровня.

Ценностные ориентиры программы

Основные базовые ценности определены Фундаментальным ядром содержания общего образования. Они отражают личностные и социальные результаты развития обучающихся:

  • Готовность и способность школьников к самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в сфере научно-технического творчества;
  • Сформированность ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
  • Сформированность системы социальных ценностей: понимание ценностей технического образования, значимости общественной потребности в развитии науки и техники.

Тип организации внеурочной деятельности

Клуб.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий

Программа рассчитана на 17 часов, 1 раз в неделю по 2 часа. В ходе реализации программы сочетается индивидуальная (программирование робота), групповая (сборка изделия) и коллективная работа (участие в соревнованиях). Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики.  Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. Конечная форма реализации программы: проведение соревнований.

Основные содержательные линии

Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются творческие, технические и воспитательные задачи. Основное содержание программы представлено следующими содержательными линиями:

«Знакомство с набором конструктора» (изучение и назначение основных деталей)

«Анализ аналогов и разработка конструкции модели» (просмотр готовых моделей, выбор и разработка своей модели);

«Сборка модели» (конструирование по готовой инструкции, сборка своей модели);

«Представление результатов деятельности" (презентация модели, участие в соревнованиях);

Требования к уровню подготовленности обучающихся

В ходе реализации программы:

Изучение робототехники, создание собственного робота, умение программировать с помощью LEGO Mindstorms, развитие памяти и мышления, возможность изучение робототехники в старшей школе, повышение интереса к предметам: физика, информатика, технология. Участие в соревнованиях, олимпиадах.

Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса

результаты

формируемые умения

Критерии и показатели результативности

личностные

Ученик получит возможность сформировать:

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и

способности, обучающихся к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Развитие осознанного и ответственного отношения к работе по созданию робота.

3.Формирование коммуникативной компетентности в процессе практической деятельности.

1.Ответственное отношение к выполнению практической работы.

2. Большая часть работы выполняется самостоятельно.

3. Способность задавать вопросы по работе и помогать своим одноклассникам с возникшими проблемами.

4. Работа в группах.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

2.Формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3.Умение создавать новых роботов, в зависимости от поставленной задачи. Умение писать программы для роботов.

4.Владение основами самоконтроля и осуществление осознанного выбора в учебной деятельности.

1.Самостоятельная постановка цели для себя при выполнении практического занятия.

2.Правильно распланировать свои действия при создании робота (составить алгоритм).

З.Самостоятельный выбор при создании программы и робота.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

1.Умение создавать стандартных роботов из конструктора.

2.Умение использовать готовые компьютерные прикладные программы и сервисы в выбранной специализации.

3.Навыки выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.

1.Собрана готовая конструкция робота, написана программа для конструкции и задачи, выполнена отладка и получен положительный результат.

2.Самостоятельно выбрана конструкция робота и написана программа

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов 

Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов 

Предполагает приобретение начальных знаний в области робототехники.  Результат выражается в понимании детьми цели деятельности курса, правильного выбора конечного результата и продукта их деятельности.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в интересе к конструированию роботов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного опыта создания продукта, организации соревнований. Итоги реализации программы могут быть представлены через соревнования.

Итоговый контроль

Успешное проведение соревнований, создание отчёта о деятельности клуба в форме видеоролика.

Основной продукт деятельности

На выбор участников клуба:

  • Соревнования роботов «Сумо»;
  • Соревнования роботов гоночные модели;
  • Создание проекта.

Учебно-методический комплект

Программное обеспечение NXT 2.1 Programming;

Готовые инструкции по сборке;

Видео.

Условия реализации программы

- наполняемость группы 10-16 чел.;

- занятия проводятся 1 раз в неделю;

- 17 часов;

- продолжительность занятия 2 часа.

- занятия проводятся в кабинете № 19;

- занятия проводит учитель информатики.

Оборудование

1. компьютеры;

2. проектор;

3. наборы конструктора LEGO Mindstorms;

4. учебный кабинет;

5. учебные столы;

6. поле для соревнований;

7. доска маркерная;

8. экран.

Список литературы для учителя

  1. Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. Филиппов, - 263 с., илл., Руководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0, - 64 стр., илл.
  2. Сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php
  3. Электронное пособие «ПервоРобот NXT. Введение в робототехнику»
  4. Сайт http://74323s039.edusite.ru/p52aa1.html 

Список литературы для обучающихся

  1. Сайт с инструкциями и уроками: http://www.prorobot.ru/lego.php

Тематическое планирование внеурочной деятельности

Клуба «Робототехники»

7  класс

№п/п

Кол. часов

Дата

Темы занятий

Базовые знания и понятия.

Требования к уровню подготовленности.

Вид контроля

1

1

Вводное занятие.

Представление о робототехнике

Уметь работать с информацией.

Входящий контроль

2

2

Выбор темы итогового продукта деятельности. Правила игры «Сумо» роботов.

Основные детали конструктора. Знакомство с правилами игры. Игровое поле.

Уметь собирать базовые конструкции из деталей.

Промежуточный контроль

3

2

Разработка и сборка модели робота-сумоиста. Проведение соревнований. Четверть финала.

 

Основные детали конструктора. Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь собирать модель

Знать правила соревнования

Промежуточный контроль

4

2

Разработка и сборка модели робота-сумоиста. Проведение соревнований. Четверть финала.

Основные детали конструктора. Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь работать в команде.

Уметь правильно брать певческое дыхание;

Уметь распределять дыхание при исполнении песен.

Промежуточный контроль

5

2

Разработка и сборка модели робота-сумоиста. Проведение соревнований. Полуфинал.

Основные детали конструктора. Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь переходить от игровой деятельности к проектной.

Знать этапы работы над учебным проектом

Промежуточный контроль

6

2

Разработка и сборка модели робота-сумоиста. Проведение соревнований. Полуфинал.

 

Основные детали конструктора. Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь собирать модель

Знать последовательность сборки модели

Промежуточный контроль

7

2

Сборка модели. Проведение соревнований. Финал.

Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь подключать моторы

Знать приёмы работы.

Промежуточный контроль

8

3

Произвольные соревнования.

Соединение, подключение моторов. Программирование.

Уметь подключать моторы

Знать приёмы работы.

Промежуточный контроль

8

1

Представление результатов деятельности.

Владение всеми навыками работы с конструктором

Уметь оценивать свою работу, свой продукт деятельности.

Знать последовательность выступления

Итоговый контроль образовательных продуктов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

На пути к открытию рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 классов

программа внеурочной деятельности «На пути к открытию» разработана учителем химии Майоровой А.Л., предназначена для развития и воспитания личности учащихся. Срок реализации программы ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 6 – 7 классов «Математика и шахматы»

Программа курса внеурочной деятельности "Математика и шахматы" позволит во внеурочной деятельности научить ребят игре в шахматы, разработке стратегий, развитию аналитического мышления....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов «Строевая подготовка»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся5 – 7 классов«Строевая подготовка»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 10-х классов «Педагогика»

Предлагаемый элективный курс «ПедКЛАСС» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения раскрывает основные направления дея...