рабочая программа во внеурочной деятельности "Клуб любителей природы"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа "Клуюб любителей природы" предназначена для учащихся 5-6 классов. Расчитана на 2 года обучения. Включает занятия по биологии и географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5-6_klass_klub_lyubiteley_prirody.docx | 43.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край г. Приморско – Ахтарск
Муниципальное общеобразовательное учреждение_____
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
средняя общеобразовательная школа №22 имени Героя России В.Е. Едаменко
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от __31.08._2015 года протокол № 1 Председатель ___________ О.М. Литвиненко подпись руководителя ОУ Ф.И.О. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Образовательная программа
по конкретным видам внеурочной деятельности
клуб «Любители природы»
срок реализации программы 2015—2017 уч.год
возраст учащихся 11-13 лет
Составители программы учителя биологии :
Борискина С.А., Сытник Л.А. (учителя биологии)
г. Приморско- Ахтарск, 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Клуб «Любители природы» организуется для учащихся 5- 6-х классов, которые уже знакомы по урокам естествознания с миром живых организмов.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Краснодарского края (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в клубе позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 140 академических часов (5-6 класс) включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение краеведческого музея, экскурсии, интеллектуальные «бои» и др.
Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным любителям природы определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических, географических и экологических знаний.
- Приобретение учебных действий, связанных с познанием природы
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов
- развитие личностных свойств: самостоятельности, активности, ответственности, аккуратности
- формирование потребности в саморазвитии, самопознании
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
- Формирование активной гражданской позиции, культуры общения и поведение в социум
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к современности, неразрывно связанной с прошлым;
- формировать устойчивую потребность и навыки общения, развивать способность к эстетическому созерцанию, сопереживанию и наслаждению;
- формировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.
- создание условий для выработки у учащихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя; позиции личной ответственности в отношении к прошлому, настоящему и будущему наследию; позиции не столько механического запоминания исторического и прочего материала, а его понимания и эмоционально-нравственной оценки.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная.
- Особенно эффективны игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального развития.
Учебно тематический план (география)
№п/п. | Тема раздела. | Кол-во часов | аудиторные | внеаудиторные |
1 | Введение | 1 | 1 | - |
2 | Материки и океаны на карте мира. | 10 | 10 | - |
3 | Библиотека приключений. | 3 | 1 | 2 |
4 | По следам великих географических открытий. | 10 | 5 | 5 |
5 | Путешествуем по России. | 5 | 1 | 4 |
6 | Путешествуем по родному краю. | 5 | 1 | 4 |
7. | Заключительное занятие | 1 | - | 1 |
Содержание изучаемого курса.
Раздел. Материки и океаны на карте мира(10 ч.)
Планета, шар. Определять какую форму имеет Земля. Объяснять почему в древности люди считали, что Земля плоская, кто и почему говорили, что Земля имеет форму шара. Давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год. Рассказать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внёс. Определять каковы размеры Земли. Географическая карта. Расположение материков, океанов. Интересные факты из характеристик материков и океанов.
Раздел. Библиотека приключений(3 ч.)
Отрывки из художественных произведений В. Гаршин «Лягушка-путешественница», В Гюго»Труженики моря», А Насибова «Безумцы», М.Твен «Приключения Тома Сойера», А.И. Ефремов «На краю Ойкумены».
Территории, страны, путешественники о которых идет речь в художественных произведениях.
Раздел. По следам великих географических открытий.(10 ч.)
Кругосветное плавание (путешествие), Карибское море, Северная и Центральная Америка, Фернан Магеллан, Атлантический океан, Южная Америка, Южное море (Тихий океан), Пролив всех святых (Магелланов пролив), Филиппинские острова, Хуан Себастьян Элькано. Христофор Колумб, Америка, Италия, Генуя, Индия, Атлантический океан, Азия, Япония, Изабелла Кастильская, Португалия, Испания, Сан-Сальвадор, Америго Веспуччи, Новый Свет, индеец. Неизвестная Южная Земля, Луис Торрес, Абель Тасман, Голландия, остров Ява, Земля Мери, Земля Ван-Димен, Земля Мери Ван-Димен, Джеймс Кук, Великобритания, кенгуру, Австралия. Джеймс Кук, Австралия, Гавайские острова, Россия, Камчатка, Берингов пролив, Ледовитый океан.Антарктида, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Аляска, Камчатка, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев, айсберг.
Раздел. Путешествуем по России(5 ч.)
Географическое положение России. Уральские горы, река Эмба, Каспийское море, Кумо-Манычская впадина,
предгорья Кавказа, Азовское море, Чёрное море, Средиземное море, Тихий
океан, Атлантический океан, Северный Ледовитый океан, крайняя
точка, мыс Челюскин, Семён Челюскин, Великая Северная экспедиция,
мыс Флигели, остров Рудольфа, архипелаг Земля Франца-Иосифа, Азербайджан, гора Базардюзю, Гданьский залив, Балтийское море, Балтийская коса, город Калининград, полуостров Чукотка, мыс Дежнёва,Семён Дежнёв, остров Ратманова, Берингов пролив, государственная граница, морская граница, страны-соседи, Казахстан, российский сектор Арктики. Природные условия и ресурсы. Эрик Норденшельд, Северный морской путь, Владимир Русанов, Георгий
Седов, Георгий Брусилов, Эдуард Толь, Джордж Де-Лонг, Фритьоф Нансен,
Яков Санников, остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова,
остров Земля Санникова, Владимир Обручев, «Земля Санникова»,
Борис Вилькицкий, архипелаг Северная Земля, Отто Юльевич Шмидт,
Верхоянский хребет, Сергей Обручев, Государственная карта миллионного
масштаба.
Раздел. Путешествуем по родному краю(5 ч.)
Степи края. Горные массивы Кавказа. Ресурсы Азовского и Чёрного морского побережий. Памятники природы. Исторические памятники. Г. Приморско-Ахтарск, Приморско-Ахтарский район.
Учебно-тематический план (биология)
№ п/п | Темы | Количество занятий | ||
Общее | В том числе аудиторные | В том числе внеаудиторные | ||
1. | Введение | 1 | 1 | |
2. | Природа под микроскопом. | 4 | 1 | 3 |
3. | Осенние явления в природе. | 3 | 1 | 2 |
4. | Зеленый мир. | 8 | 4 | 4 |
5. | Мир животных. | 6 | 3 | 3 |
6. | Организм человека | 4 | 3 | 1 |
7. | Весна в природе | 3 | 1 | 2 |
8. | Природа под охраной. | 2 | 1 | 1 |
9. | Здоровье человека и окружающая среда. | 4 | 2 | 2 |
| Всего | 35 | 17 | 18 |
Основное содержание курса.
Введение (1час)
Клуб по интересам как форма общения и совместной деятельности. Клуб «Любители природы», его задачи. Программа работы клуба. Формы работы клуба: тематические заседания; дискуссии, встречи с интересными людьми, экскурсии, практические и лабораторные работы; работа в Интернете, библиотеке; тематический месячник и др. Портфолио члена клуба.
Формы организации внеурочной деятельности:
Открытие клуба
Тема 1. Природа под микроскопом (4 часа).
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. Бактерии в жизни человека. «Суд над бактерией». Простейшие организмы. Клетки растений и животных. Что показал нам микроскоп.
Формы организации внеурочной деятельности:
Лабораторные работы. Дискуссия «Польза и вред бактерий» написание мини-сочинения «Если бы на Земле не было бактерий». Викторина
Тема 2. Осенние явления в природе (3 часа).
Сезонность в природе. Фотопериодизм. Осень в жизни растений и животных. Осенние пейзажи.
Формы организации внеурочной деятельности:
Фенологические наблюдения в природе. Экскурсия. Проектная деятельность. Работа с разными источниками информации( Интернет, библиотека). Создание презентаций.
Тема 3. Зеленый мир (8 час).
Особенности и многообразие растений. Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции Кто такие? Где живут? Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения. Роль растений в природе и жизни человека.
Формы организации внеурочной деятельности:
Экскурсия. Проектная деятельность. Работа с определителем. Создание презентаций.
Викторина. Ролевая игра. Выступление перед учащимися начальной школы.
Тема 4. Мир животных( 6 час).
Особенности и многообразие животных. Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки. Мир беспозвоночных животных. Определение членистоногих по рисункам и коллекции. В мире позвоночных животных. Хладнокровные и теплокровные животные. Животные в жизни человека.
Формы организации внеурочной деятельности:
Лабораторная работа. Экскурсия. Проектная деятельность. Работа с определителем. Создание презентаций.
Викторина. Ролевая игра. Выступление перед учащимися начальной школы.
Тема 5. Организм человека (4 часа).
Как появился человек. Выявление доказательств эволюции человека. Особенности устройства и работы систем органов человека. Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Особенности ВНД человека. Факторы здоровья человека
Влияние вредных привычек на здоровье
Формы организации внеурочной деятельности:
Практическая работа. Исследовательская работа с рисунками и справочниками. Проектная деятельность. Акция: «Я выбираю здоровье!»
Тема 6. Весна в природе( 3 часа).
Признаки весны. Весна в жизни растений. Первоцветы под охраной.
По страницам Красной книги Краснодарского края. Весна в жизни животных. Весенние пейзажи Секреты перелетных птиц. Международный День птиц.
Формы организации внеурочной деятельности:
Фенологические наблюдения в природе. Экскурсия. Проектная деятельность. Работа с разными источниками информации( Интернет, библиотека). Создание презентаций. Викторина . Ролевая игра.
Тема 7. Природа под охраной (2 часа)
Экологические проблемы. Экологические организации. Состояние природы в районе нашего города. Методы охраны природы. Природоохранные территории. Экологические проекты.
Формы организации внеурочной деятельности:
Практическая работа. Исследовательская работа с рисунками и справочниками. Проектная деятельность. Создание презентаций. Встреча с экологом района
Тема 8. Здоровье человека и окружающая среда (4 часа).
Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность. Здоровье и среда жизнедеятельности человека. Влияние загрязнений среды на здоровье человека. Здоровый образ жизни. Культура питания. Анализ состава пищевых продуктов. Акция: «Если хочешь быть здоров…»
Формы организации внеурочной деятельности:
Практическая работа. Исследовательская работа с рисунками и справочниками. Проектная деятельность. Встреча с врачом. Акция: «Если хочешь быть здоров…»
Ожидаемый результаты внеурочной деятельности в клубе «Любители природы»:
Личностные результаты:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни
- Реализация установок ЗОЖ
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.
- Формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов
- Формирование навыков совместной деятельности
Метапредметные результаты:
- Овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям
- Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты
- Систематизировать и обобщать различные виды информации
- Составлять план выполнения поставленной задачи
- Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе
- Уметь создавать презентации и использовать их при выступлениях
- Уметь адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
- Выделять существенные признаки живых объектов их отличие от тел неживой природы
- Приводить доказательства родства всего живого на Земле, родства человека с млекопитающими
- Понимать зависимость здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды
- Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
- Знать ядовитые растения, грибы, животные. Меры первой помощи при отравлении или укусах.
- Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии
- Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами
- Выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.
Формирование универсальных учебных действий Коммуникативные УУД: -задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог; -проявлять активность для решения познавательных задач; -задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю; -обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -понимание значение биологии и географии в жизни человека и общества; -понимать своё эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; -проявлять устойчивый интерес к традициям своего и других народов; -способность высказывать суждения о произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; -умение обсуждать коллективные результаты; -умение использовать различные материалы и средства в собственной деятельности; Личностные УУД: -эмоционально-ценностное отношение к природе, людям, Родине; -толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных традиций ; -нравственная оценка своего и чужого поведения; -нравственная оценка явлений окружающей жизни; -способность к эстетическому познанию окружающей среды; -умение применять полученные знания в собственной творческой деятельности; -стремление использовать полученные умения в собственной деятельности; Регулятивные УУД: -определять и формулировать цель своей деятельности; -формулировать задачи для различных видов работ; -работать по предложенному плану, инструкции; -высказывать свое предположение на основе научного материала; -отличать верное выполненное задание от неверного; -осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: -рассуждать о содержании текста; -осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников ; -создавать модели для решения задач; -осуществлять классификацию, сравнение по заданным результатам; -осуществлять сбор информации; -использовать знаково-символические средств для решения задач; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Материально-техническое обеспечение рабочей программы. 1. Медиаресурсы: ЭОРы 2.Оборудование Натуральные объекты Гербарии. Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Раковины моллюсков Чучела позвоночных животных Утка-кряква Скелеты позвоночных животных лягушка, голубь, уж, кролик, кошка Комплекты микропрепаратов Ботаника I Ботаника II Зоология Объёмные модели Скелет человека на подставке (170 см) Торс человека разборный (42 см) Наборы муляжей Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы Приборы раздаточные Микроскоп, посуда и принадлежности для опытов Печатные пособия Демонстрационные Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения. Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные» Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные Карты. Глобусы.
Методическое обеспечение Формы и методы, используемые в работе по программе Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы(при работе с микроскопом, ведение фенологических наблюдений, выполнение тестов по определению состояния здоровья и др.). Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Организация контроля и оценки качества знаний дополнительного образования: наиболее эффективно используются такие, как: 1. Тестирование. 2. Занятие контроля знаний. 3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее). 4. Дискуссия. 5. Проектно-исследовательская работа. 6. Творческий отчет о экскурсии , о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия. 7. Отчетная выставка. Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как: - диагностические карты; - табель развития; - папка достижений ("Портфолио").
Список необходимой литературы. Для учителя: 1.Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 2. . Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного - к очевидному. - К.: Молодь, 1989. 3. Красная книга Краснодарского края 4.Справочник по биологии, З.А. Власовой, изд. «Слово», 1997 г. Для учащихся: 1. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1987. 2. Удивительная планета Земля . Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест",2003. 3. Красная книга Краснодарского края 4. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003г. 5. Учебники биологии 5-6 классов под редакцией И.Н. Пономарёвой, М. : «Вентана-Граф», 2012 г. 6. Учебники географии 5-6 класс, под редакцией Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский М.:издательство «Русское слово», 2012 г.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живая природа"
Воспитание экологической культуры у современных школьников- главная задача на сегодняшний день. Для того чтобы выжить (в буквальном смысле слова) и обеспечить существование ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Название: Клуб любителей английского языка
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"
Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб любителей английского языка" 7 класс 2023 г.
Рабочая программа основана на изучении страноведческого материала и культурологии Великобритании...