Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 7-9 классы
рабочая программа по географии (7, 8, 9 класс) на тему
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по географии 7-9 классы. Рабочая программа составлена на основании авторской программы (авторы: И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, И.В.Сиротин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_7-_9_kl.docx | 82.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нартасская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 29 » августа 2016г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________/И.С.Казанцева «30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа» ________/В.П.Семенов «31» августа 2016г. |
Рабочая программа по географии
7-9 классы
Составил: учитель биологии, химии, географии
Волкова С.П.
Елымбаево
2016
Рабочая программа по географии
7-9 классы
Данная рабочая программа составлена на основании:
- стандарта основного общего образования по географии
- авторской программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. – М. : Дрофа, 2016.
Основными целями курса являются:
Раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений;
Создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
Раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами.
Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
Воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории и культуре Родины и населяющих ее народов;
Формирование личности, осознающий себя полноправным членом общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и ресурсам своей страны.
На изучение географии в 7-8 классах отводится по 68 часов, в 9 классе 66 часов (по 2 часа в неделю).
Программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Практических работ в 7 классе-26, в 8 классе-15, в 9 классе-11.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»
В результате изучения географии ученик должен
1. Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
2. Содержание учебного предмета «География»
7 класс
Введение (2 часа)
Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
Как люди отрывали и изучали Землю. «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Карты материков и океанов. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа №1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам
Раздел I. Главные особенности природы Земли -9ч
Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли. Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №2 Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (2 часа)
Роль атмосферы в жизни Земли. Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А.И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа №3. Характеристика климата по климатическим картам
№4 . Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан- главная часть гидросферы (2 часа)
Мировой океан – главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Тема 4. Географическая оболочка (3 часа)
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа №5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов
Раздел II.Население Земли-3ч
Численность населения Земли. Размещение населения. Факторы. Влияющие на численность населения.
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Мировые и национальные религии
Практическая работа №6 Сравнительное описание численности, плотности, и динамики населения материков и стран мира
№7 Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов
Раздел II. Океаны и материки-50ч
Тема 6. Океаны (2 часа)
Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Практические работы №8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору)
№9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору)
Тема 7. Южные материки (1 час)
Общая характеристика южных материков.
Тема 8. Африка (10часов)
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практические работы №10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки
№11. Определение по картам основных видов хоз. деятельности населения стран Ю.Африки
№12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки
Тема 9. Австралия и Океания (5 часов)
ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии. Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия – страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
ГП. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их ГП. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Практические работы №13 Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)
Тема 10. Южная Америка (7 часов)
ГП, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды. Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андскую область. Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практические работы №14 Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины
№15. Характеристика основных видов деятельности населения Андских стран
Тема 11. Антарктида (1 час)
Особенности природы полярных областей. Человек в Арктике и Антарктике. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка. Особенности природы, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы материка.
Практические работы №16 Определение целей изучения Антарктиды. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем
Тема 12. Северные материки (1 час)
Общие особенности природы северных материков.
Тема 13. Северная Америка (7 часов)
ГП, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка. Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Краткая характеристика стан Англосаксонской Америки (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практические работы №17Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики
№18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения , планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики
Тема 14. Евразия (16 часов)
ГП, его размеры и очертания. Океаны и моря у бегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата. Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники. Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) – родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка. Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи). Ценности духовной культуры. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, их географическое положение. Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия. Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия. Южная Европа. Италия. Испания. Греция. Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия Центральная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан. Центральная Азия. Монголия, Казахстан и др. страны. Восточная Азия. Китай. Япония. Южная Азия. Индия. Юго-Восточная Азия. Индонезия
Практические работы №19. Составление «каталога»народов Евразии по языковым группам
№20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном
№21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии
№22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам
№23. Составление описания геогр. положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте
№24. моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии
Раздел 4. Географическая оболочка – наш дом
Тема 15. Географическая оболочка (4 часа)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование. Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практические работы №25Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов
№26. Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры
8 класс
Тема 1. Что изучает физическая география России-1ч
Зачем следует изучать географию своей страны? Знакомство с учебником, атласом
Тема 2. Наша Родина на карте мира-6ч
Что изучает физическая география России? География первых русских княжеств. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Заселение и освоение территорий на востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменения границ страны в XX в. Географическое положение России. Современные проблемы российских границ. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали и изучали территорию России. Путешествия и открытия новгородцев, поморские походы. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. М. В. Ломоносов. Великая Северная экспедиция. Экспедиция Российского Географического общества. В. В. Докучаев. Изучение территории России советскими учеными. Современные географические исследования.
Пр.р. 1. Характеристика географического положения России
2. Определение поясного времени для различных пунктов России
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России-18ч
Тема 3. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы-4ч
Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Пр.р. 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры
Тема 4. Климат и климатические ресурсы-4ч
Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.
Пр.р. 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков на территории страны
5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы – 3ч
Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.
Тема 6. Почва и почвенные ресурсы – 3ч
Почва — особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.
Пр.р. 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы- 4ч
Растительный покров России, карта растительности. Животный мир. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Пр.р. 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса
8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России
Раздел 2. Природные комплексы России-36ч
Тема 8. Природное районирование -6ч
Разнообразие ПТК. Физико-географическое районирование. ПТК природные и антропогенные. Особенности природных комплексов морей на примере Белого моря. Ресурсы морей. Природная зональность. Природные зоны нашей Родины. Влияние гор на другие компоненты природы и человека. Высотная поясность. Зависимость «набора» высотных поясов от географического положения и высоты гор.
Пр.р. 9. Сравнительная характеристика двух природных зон
10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России
Тема 9. Природа регионов России-30ч
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Кавказ- самые высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал – «каменный пояс Русской земли». Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская равнина: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина России – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблема их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
Пр.р. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности
12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов
Раздел 3. Человек и природа-7ч
Тема 10. Человек и природа-7ч
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека на природу. Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.
Пр.р. 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России
14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию).
15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России
9 класс
Раздел 1. Общая часть курса – 38ч
Тема 1. Место России в мире-4ч.
Государственная территория России. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение и границы России и их значение. Геополитическое влияние.
Пр.р. 1. Анализ административно-территориального деления России
2.Сравнение географического положения России с другими странами
Тема 2. Население Российской Федерации-7ч
Исторические особенности заселения и освоения территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Национальный и языковой состав населения России. Расселение населения. Сельское население России. Народы России. Культура, религия и быт. Урбанизация в России. Города России. Рынок труда и занятость населения. Расселение населения
Пр.р. 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России
4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России
Тема 3. Географические особенности экономики России-3ч.
География основных типов экономики на территории России. Структура экономики. Цикличность развития экономики. Особенности развития хозяйства России. Проблемы современного хозяйства России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география -1ч
Научный комплекс.
Тема 5. Машиностроительный комплекс -3ч
Машиностроительный комплекс. Значение, размещение состав, проблемы комплекса. Факторы размещения машиностроения. География машиностроения. Военно-промышленный комплекс.
Пр.р. 5. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения
Тема 6. Топливно-энергетический комплекс-3ч
Топливная промышленность (нефтяная, газовая). Угольная промышленность. Электроэнергетика.
Пр.р. 6. Характеристика угольного бассейна России
Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества -9ч
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность.
Тема 8. Агропромышленный комплекс -3ч
. Земледелие и животноводство. Проблемы АПК и пути их решения. Пищевая и легкая промышленность.
Пр.р. 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства
8. Определение главных районов животноводства
Тема 9. Инфраструктурный комплекс -5ч
Транспорт. Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. Связь. Сфера обслуживания.
Раздел 2. Региональная часть курса-28ч.
Тема 10. Районирование России -1ч
Пр.р. 9. Определение разных видов районирования России
Тема 11. Западный макрорегион - Европейская Россия -1ч
Тема 12. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад -7ч
ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область.
Тема 13. Европейский Север-3ч
Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера.
Пр.р. 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера
Тема14. Европейский Юг- Северный Кавказ -3ч
ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа.
Тема 15. Поволжье -3ч
ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья.
Тема 16. Урал-3ч.
ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала.
Тема 17. Восточный макрорегион – Азиатская Россия -7ч
Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Пр.р. 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири
3. Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов по | |
авторской программе | рабочей программе | ||
1 | Введение | 2 | 2 |
2 | Раздел 1. Главные особенности природы Земли | 9 | 9 |
3 | Тема 1. Литосфера и рельеф земли | 2 | 2 |
4 | Тема 2. Атмосфера и климаты Земли | 2 | 2 |
5 | Тема 3. Гидросфера. Мировой океан | 2 | 2 |
6 | Тема 4. Географическая оболочка | 3 | 3 |
7 | Раздел 2. Население Земли | 3 | 3 |
8 | Тема 5. Население Земли | ||
9 | Раздел 3. Океаны и материки | 50 | 50 |
10 | Тема 6. Океаны | 2 | 2 |
11 | Тема 7. Южные материки | 1 | 1 |
12 | Тема 8. Африка | 10 | 10 |
13 | Тема 9. Австралия и океания | 5 | 5 |
14 | Тема10. Южная Америка | 7 | 7 |
15 | Тема 11. Антарктида | 1 | 1 |
16 | Тема 12. Северные материки | 1 | 1 |
17 | Тема 13. Северная Америка | 7 | 7 |
18 | Тема 14. Евразия | 16 | 16 |
19 | Раздел 4. Географическая оболочка – наш дом | 2 | 4 |
20 | Тема 15. Географическая оболочка | 2 | 4 |
Итого | 68, из них 2 ч резерв | 68 |
8 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов по | |
авторской программе | рабочей программе | ||
1 | Тема 1. Что изучает физическая география России | 1 | 1 |
2 | Тема 2. Наша Родина на карте мира | 6 | 6 |
3 | Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России | 18 | 18 |
4 | Тема 3. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы | 4 | 4 |
5 | Тема 4. Климат и климатические ресурсы | 4 | 4 |
6 | Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | 3 |
7 | Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы | 3 | 3 |
8 | Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 4 | 4 |
9 | Раздел 2. Природные комплексы России | 36 | 36 |
10 | Тема 8. Природное районирование | 6 | 6 |
11 | Тема 9. Природа регионов России | 30 | 30 |
12 | Раздел 3. Человек и природа | 6 | 7 |
13 | Тема 10. Человек и природа | 6 | 7 |
Итого | 68 ч., из них 1ч-резерв | 68 ч |
9 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов по | |
авторской программе | рабочей программе | ||
1 | Раздел I.Общая часть курса Тема 1. Место России в мире | 33 4 | 38 4 |
2 | Тема 2. Население РФ | 5 | 7 |
3 | Тема 3. Географические особенности экономики России | 3 | 3 |
4 | Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география | 1 | 1 |
5 | Тема 5. Машиностроительный комплекс | 3 | 3 |
6 | Тема 6. Топливно-энергетический комплекс | 3 | 3 |
7 | Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества | 7 | 9 |
8 | Тема 8. Агропромышленный комплекс | 3 | 3 |
9 | Тема 9. Инфраструктурный комплекс | 4 | 5 |
10 | Раздел 2. Региональная часть курса Тема 10. Районирование России | 26 1 | 28 1 |
11 | Тема 11. Западный макрорегион - Европейская Россия | 1 | 1 |
12 | Тема 12. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад | 6 | 7 |
13 | Тема 13. Европейский Север | 3 | 3 |
14 | Тема14. Европейский Юг- Северный Кавказ | 3 | 3 |
15 | Тема 15. Поволжье | 3 | 3 |
16 | Тема 16. Урал | 3 | 3 |
17 | Тема 17. Восточный макрорегион – Азиатская Россия | 6 | 7 |
Итого: | 59 ( 9 ч резерв) | 66 ч |
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе
№ урока п/п | № урока темы | Названия тем, уроков | Практические работы | Домашнее задание |
Введение-2ч | 1. Группировка карт учебника и атласа по разным признакам | |||
1 | 1 | Что изучают в курсе географии материков и океанов? | С.4-16 | |
2 | 2 | Источники географической информации. Пр.р. №1 | С.17-20 | |
Раздел 1. Главные особенности природы Земли – 9 ч Тема 1. Литосфера и рельеф земли – 2ч | 2. Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий 3. Характеристика климата по климатическим картам 4. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения 5. Анализ карт антропогенных ландшафтов. Выявление материков с самыми большими ареалами таких ландшафтов | |||
3 | 1 | Происхождение материков и океанов | С.22-27 | |
4 | 2 | Рельеф Земли. Пр.р. №2 | С.28-31 | |
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли-2ч | ||||
5 | 1 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле | С.32-40 | |
6 | 2 | Климатические пояса Земли. Пр.р №3-4 | С.41-44 | |
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан-2ч | ||||
7 | 1 | Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений | С.45-51 | |
8 | 2 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей | С.52-58 | |
Тема 4. Географическая оболочка-3ч | ||||
9 | 1 | Строение и свойства географической оболочки | С.59-63 | |
10 | 2 | Природные комплексы суши и океана | С.64-66 | |
11 | 3 | Природная зональность | С.66-71 | |
Раздел 2. Население Земли-3ч Тема 5. Население Земли-3ч | 6. Сравнительное описание численности, плотности, и динамики населения материков и стран мира 7. Моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также крупных городов | |||
12 | 1 | Численность и размещение населения Земли. Пр.р. №6 | С.72-74 | |
13 | 2 | Народы и религии мира. Пр.р. №7 | С.75-77 | |
14 | 3 | Контрольная работа за 6 класс | Не задано | |
Раздел 3. Океаны и материки – 50ч Тема 6. Океаны-2ч | 8. Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций одного из океанов (по выбору) 9. Описание по картам и другим источникам информации особенностей географического положения, природы и населения одного из крупных островов (по выбору) | |||
15 | 1 | Тихий океан. Индийский океан. Пр.р. №8 | С.79-88 | |
16 | 2 | Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Пр.р. №9 | С.88-98 | |
Тема 7. Южные материки-1ч | ||||
17 | 1 | Общие особенности природы южных материков | С.100-109 | |
Тема 8. Африка-10ч | 10. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки 11. Определение по картам основных видов хоз. деятельности населения стран Ю.Африки 12. Оценка географического положения, планировки и внешнего облика крупнейших городов Африки | |||
18 | 1 | Географическое положение, исследования Африки | С.110-113 | |
19 | 2 | Рельеф и полезные ископаемые | С.114-116 | |
20 | 3 | Климат. Внутренние воды | С.117-122 | |
21 | 4 | Природные зоны | С.123-128 | |
22 | 5 | Влияние человека на природу. | С.129-131 | |
23 | 6 | Население Африки | С.132-134 | |
24 | 7 | Страны Северной Африки. Алжир | С.135-138 | |
25 | 8 | Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Пр.р. №10 | С.138-141 | |
26 | 9 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | С.142-144 | |
27 | 10 | Страны Южной Африки. ЮАР. Пр.р. №11-12 | С.144-146 | |
Тема 9. Австралия и Океания-5ч | 13. сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору) | |||
28 | 1 | Географическое положение Австралии. Рельеф и полезные ископаемые | С.148-150 | |
29 | 2 | Климат и внутренние воды | С.150-152 | |
30 | 3 | Природные зоны Австралии | С.153-155 | |
31 | 4 | Австралийский Союз. Пр.р.№13 | С.155-159 | |
32 | 5 | Океания | С.161-165 | |
Тема10. Южная Америка-7ч | 14. Составление описания природы, населения, географического положения крупных городов Бразилии или Аргентины 15. Характеристика основных видов деятельности населения Андских стран | |||
33 | 1 | Географическое положение Южной Америки | С.166-168 | |
34 | 2 | Рельеф и полезные ископаемые | С.168-170 | |
35 | 3 | Климат. Внутренние воды | С.170-174 | |
36 | 4 | Природные зоны | С.175-179 | |
37 | 5 | Население | С.180-182 | |
38 | 6 | Страны востока материка. Бразилия. Пр.р. №14 | С.183-186 | |
39 | 7 | Страны Анд. Перу. Пр.р. №15 | С.187-190 | |
Тема 11. Антарктида-1ч | ||||
40 | 1 | Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды. Природа. Пр.р. №16 | 16.Определение целей изучения Антарктиды. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем | С.192-200 |
Тема 12. Северные материки-1ч | ||||
41 | 1 | Общие особенности природы северных материков | С.203-205 | |
Тема 13. Северная Америка-7ч | 17. Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США, Мексики 18. Выявление особенностей размещения населения, а также географического положения , планировки и внешнего облика крупнейших городов Канады, США и Мексики | |||
42 | 1 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования Северной Америки | С.206-207 | |
43 | 2 | Рельеф и полезные ископаемые | С.208-209 | |
44 | 3 | Климат. Внутренние воды | С.210-216 | |
45 | 4 | Природные зоны. Население | С.216-221 | |
46 | 5 | Канада | С.222-224 | |
47 | 6 | Соединенные Штаты Америки | С.225-228 | |
48 | 7 | Мексика. Пр.р.№17-18 | записи | |
Тема 14. Евразия-16ч | 19. Составление «каталога»народов Евразии по языковым группам 20. Описание видов хозяйственной деятельности населения стран Северной Европы, связанных с океаном 21. Сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии 22. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам 23. Составление описания геогр. положения крупных городов Китая, обозначение их на контурной карте 24. моделирование на контурной карте размещения природных богатств Индии | |||
49 | 1 | Географическое положение. Исследования Центральной Азии | С.230-232 | |
50 | 2 | Особенности рельефа, его развитие | С.233-238 | |
51 | 3 | Климат. Внутренние воды | С.239-246 | |
52 | 4 | Природные зоны. Народы и страны Евразии. Пр.р. №19 | С.247-255 | |
53 | 5 | Страны Северной Европы. Пр.р. №20 | С.257-259 | |
54 | 6 | Страны Западной Европы. Великобритания | С.260-265 | |
55 | 7 | Франция. Германия. Пр.р. №21 | С.266-268 | |
56 | 8 | Страны Восточной Европы | С.268-271 | |
57 | 9 | Страны Восточной Европы. Страны Балтии, Белоруссия, Украина, Молдавия | С.271-273 | |
58 | 10 | Страны Южной Европы. Италия | С.273-277 | |
59 | 11 | Страны Юго-Западной Азии. Пр.р. №22 | С.278-282 | |
60 | 12 | Страны Центральной Азии | С.282-285 | |
61 | 13 | Страны Восточной Азии. Китай. Пр.р. №23 | С.286-288 | |
62 | 14 | Япония | С.288-290 | |
63 | 15 | Страны Южной Азии. Индия. Пр.р. №24 | С.291-294 | |
64 | 16 | Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия | С.295-297 | |
Раздел 4. Географическая оболочка – наш дом-4ч Тема 15. Географическая оболочка | 25. Моделирование на контурной карте размещения основных видов природных богатств материков и океанов 26. Составление описания местности: выявление ее геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды: наличие памятников природы и культуры | |||
65 | 1 | Закономерности географической оболочки | С.299-302 | |
66 | 2 | Взаимодействие природы и общества | С.303-308 | |
67 | 3 | Обобщение по всему курсу | ||
68 | 4 | Итоговая контрольная работа |
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе
№ урока п/п | № урока темы | Названия тем, уроков | Практические работы | Домашнее задание |
Тема 1. Что изучает физическая география России-1ч | ||||
1 | 1 | Что изучает физическая география России | С.3-5 | |
Тема 2. Наша Родина на карте мира-6ч | 1. Характеристика географического положения России 2. Определение поясного времени для различных пунктов России | |||
2 | 1 | Географическое положение России. Пр.р. №1 | С.6-13 | |
3 | 2 | Моря, омывающие берега России | С.14-20 | |
4 | 3 | Россия на карте часовых поясов. Пр.р. №2 | С.21-24 | |
5 | 4 | Как осваивали и изучали территорию России | С.25-30 | |
6 | 5 | Современное административно-территориальное устройство России | записи | |
7 | 6 | Контрольная работа за 7 класс | Не задано | |
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России-18ч Тема 3. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы-4ч | 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры | |||
8 | 1 | Особенности рельефа России | С.34-37 | |
9 | 2 | Геологическое строение территории России | С.38-42 | |
10 | 3 | Минеральные ресурсы России. Пр.р. №3 | С.43-48 | |
11 | 4 | Развитие форм рельефа | С.49-55 | |
Тема 4. Климат и климатические ресурсы-4ч | 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. Годового количества осадков на территории страны 5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны | |||
12 | 1 | От чего зависит климат нашей страны | С.57-63 | |
13 | 2 | Разнообразие климата России. Пр.р. №4 | С.63-71 | |
14 | 3 | Зависимость человека от климата. Пр.р. №5 | С.72-75 | |
15 | 4 | Климат родного края | записи | |
Тема5. Внутренние воды и водные ресурсы-3ч | ||||
16 | 1 | Разнообразие внутренних вод России | С.77-83 | |
17 | 2 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота | С.84-88 | |
18 | 3 | Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека | С.89-92 | |
Тема 6. Почвы и почвенные ресурсы-3ч | 6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия | |||
19 | 1 | Образование почв и их разнообразие | С.93-97 | |
20 | 2 | Закономерности распространения почв. Пр.р. №6 | С.98-99 | |
21 | 3 | Почвенные ресурсы России | С.100-104 | |
Тема 7. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы-4ч | 7. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса 8. Определение роли ООПТ в сохранении природы России | |||
22 | 1 | Растительный и животный мир России. Пр.р. №7 | С.105-111 | |
23 | 2 | Биологические ресурсы. Пр.р. №8 | С.112-115 | |
24 | 3 | Природно-ресурсный потенциал России | С.116-120 | |
25 | 4 | Обобщение по теме «Особенности природы и ресурсы России» | Вопросы с.121 | |
Раздел 2. Природные комплексы России-36ч Тема 8. Природное районирование-6ч | 9. Сравнительная характеристика двух природных зон 10. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России | |||
26 | 1 | Разнообразие природных комплексов России | С.124-126 | |
27 | 2 | Моря как крупные природные комплексы | С.127-129 | |
28 | 3 | Природные зоны России | С.129-135 | |
29 | 4 | Разнообразие лесов России | С.135-138 | |
30 | 5 | Безлесные зоны на юге России. Пр.р. №9-10 | С.139-143 | |
31 | 6 | Высотная поясность | С.144-148 | |
Тема 9. Природа регионов России-30ч | Творческая работа. Разработка турист маршрутов по памятным местам и ООПТ: Волга, Валдай, Селигер, Беломорье, остров Ваалам, Кижи, Карелия. ООПТ-«Русский Север», Кандалакшский, Валдайский, Астраханский и др. 11. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений природы в результате хозяйственной деятельности 12. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов | |||
32 | 1 | Восточно-Европейская равнина. Особенности географического положения | С.151-153 | |
33 | 2 | Особенности природы Русской равнины | С.154-157 | |
34 | 3 | Природные комплексы Русской равнины | С.158-160 | |
35 | 4 | Памятники природы равнины | С.161-165 | |
36 | 5 | Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования | С.166-169 | |
37 | 6 | Кавказ. Географическое положение | С.170-171 | |
38 | 7 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа | С.172-174 | |
39 | 8 | Особенности природы высокогорий | С.175-177 | |
40 | 9 | Природные комплексы Северного Кавказа | С.178-180 | |
41 | 10 | Природные ресурсы, население Северного Кавказа | записи | |
42 | 11 | Урал- «каменный пояс Русской земли» | С.181-183 | |
43 | 12 | Природные ресурсы | С.184-186 | |
44 | 13 | Своеобразие природы Урала | С.187-191 | |
45 | 14 | Природные уникумы | С.192-193 | |
46 | 15 | Экологические проблемы Урала | С.194-195 | |
47 | 16 | Обобщение «Русская равнина. Кавказ. Урал» | Не задано | |
48 | 17 | Западно - Сибирская равнина | С.197-200 | |
49 | 18 | Природные зоны Западно - Сибирской равнины | С.201-203 | |
50 | 19 | Природные ресурсы равнины и условия их освоения | С.204-208 | |
51 | 20 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | С.208-209 | |
52 | 21 | История освоения Восточной Сибири | С.210-211 | |
53 | 22 | Особенности природы Восточной Сибири. | С.212-214 | |
54 | 23 | Природные районы Восточной Сибири | С.215-223 | |
55 | 24 | Жемчужина Сибири - Байкал | С.224-228 | |
56 | 25 | Природные ресурсы Восточной Сибири | С.229-234 | |
57 | 26 | Дальний Восток – край контрастов | С.235-237 | |
58 | 27 | Природные комплексы Дальнего Востока | С.238-245 | |
59 | 28 | Природные уникумы Дальнего Востока | С.246-247 | |
60 | 29 | Природные ресурсы Дальнего Востока | С.248-251 | |
61 | 30 | Обобщение по теме «Природные комплексы России». Пр.р. №11-12 | Задание на с.252 | |
Раздел 3. Человек и природа-7ч Тема 10. Человек и природа-7ч | 13. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России 14. Составление карты «Природные уникумы России» (по желанию). 15. Характеристика экологического состояния одного из регионов России | |||
62 | 1 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Пр.р. №13 | С.256-261 | |
63 | 2 | Воздействие человека на природу | С.262-266 | |
64 | 3 | Рациональное природопользование. Пр.р. №14 | С.267-271 | |
65 | 4 | Экологическая ситуация в России . Пр.р. №15 | С.271-278 | |
66 | 5 | География для природы и общества | С.279, вопросы на с.280 | |
67 | 6 | Обобщение по всему курсу | Повторить | |
68 | 7 | Итоговая контрольная работа | Не задано |
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе
№ урока п/п | № урока темы | Названия тем, уроков | Практические работы | Домашнее задание |
Раздел 1. Общая часть курса -33 часа Тема 1. Место России в мире – 4 ч. | 1. Анализ административно-территориального деления России 2.Сравнение географического положения России с другими странами 3. Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России 4. Характеристика особенностей миграционного движения населения России 5. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения 6. Характеристика угольного бассейна России | |||
1 | 1 | Место России в мире. Политико-государственное устройство Российской Федерации. Пр.р. №1 | С.4-8 | |
2 | 2 | Географическое положение и границы России. Пр. р. №2 | С.9-12 | |
3 | 3 | Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России | С.13-14 | |
4 | 4 | Государственная территория России | С.15-19 | |
Тема 2. Население Российской Федерации - 7ч. | ||||
5 | 1 | Исторические особенности заселения и освоения территории России | С.20-24 | |
6 | 2 | Численность и естественный прирост населения. Пр.р. №3 | С.25-28 | |
7 | 3 | Национальный состав населения России | С.29-31 | |
8 | 4 | Миграции населения. Пр.р. №4 | С.32-36 | |
9 | 5 | Городское и сельское население. Расселение | С.37-44 | |
10 | 6 | Обобщение по теме «Население» | ||
11 | 7 | Контрольная работа за 8 класс | Не задано | |
Тема 3. Географические особенности экономики России - 3 часа | ||||
12 | 1 | География основных типов экономики | С.48-50 | |
13 | 2 | Проблемы природно-ресурсной основы экономики страны | С.51-53 | |
14 | 3 | Россия в современной мировой экономике | С.54-56 | |
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география - 1 час | ||||
15 | 1 | Научный комплекс. | С.57-62 | |
Тема 5. Машиностроительный комплекс – 3 ч | ||||
16 | 1 | Машиностроение. Роль, значение, проблемы развития | С.63-64 | |
17 | 2 | Факторы размещения машиностроения. | С.65-68 | |
18 | 3 | География машиностроения. Пр.р. №5 | С.69-75 | |
Тема 6. Топливно-энергетический комплекс-3 ч | ||||
19 | 1 | ТЭК. Роль, значение и проблемы | С.78-79 | |
20 | 2 | Топливная промышленность. Пр.р. №6 | С.80-89 | |
21 | 3 | Электроэнергетика | С.90-94 | |
Тема 7. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества -9ч | ||||
22 | 1 | Состав и значение комплексов | С.95-96 | |
23 | 2 | Металлургический комплекс | С.97-99 | |
24 | 3 | Факторы размещения. Черная металлургия. | С.100-102 | |
25 | 4 | Цветная металлургия. | С.103-105 | |
26 | 5 | Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность. | С.106-107 | |
27 | 6 | Факторы размещения химических предприятий. | С.108-112 | |
28 | 7 | Лесная промышленность | С.113-116 | |
29 | 8 | Обобщение «ТЭК. Металлургия. Химико-лесной комплекс» | ||
30 | 9 | Контрольная работа за полугодие | Не задано | |
Тема 8. Агропромышленный комплекс – 3ч | ||||
31 | 1 | Состав и значение АПК. | 7. Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства 8. Определение главных районов животноводства 9. Определение разных видов районирования России 10. Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера 11. Сравнение географического положения Западной и Восточной Сибири | С.117-121 |
32 | 2 | Земледелие и животноводство. Пр.р.№7-8 | С.122-124 | |
33 | 3 | Пищевая и легкая промышленность. | С.125-130 | |
Тема 9. Инфраструктурный комплекс – 5ч | ||||
34 | 1 | Состав комплекса. Роль транспорта | С.131-136 | |
35 | 2 | Железнодорожный и автомобильный транспорт | С.137-142 | |
36 | 3 | Водный и другие виды транспорта | С.143-149 | |
37 | 4 | Связь. Сфера обслуживания | С.150-154 | |
38 | 5 | Обобщения по теме «АПК. Инфраструктурный комплекс» | ||
Раздел 2. Региональная часть курса - 2 часа Тема 10. Районирование России – 1 ч | ||||
39 | 1. | Районирование России. Пр.р. №9 | С.155-161 | |
Тема 11. Западный макрорегион - Европейская Россия-1ч | ||||
40 | 1 | Общая характеристика Западного макрорегиона | С.162-163 | |
Тема 12. Центральная Россия и Европейский Северо-Запад-7ч | ||||
41 | 1 | Состав, природа Центральной России | С.164-168 | |
42 | 2 | Население и главные черты хозяйства | С.169-171 | |
43 | 3 | Районы Центральной России | С.172-182 | |
44 | 4 | Географические особенности областей Центрального района | С.183-187 | |
45 | 5 | Волго-Вятский район | С.188-189 | |
46 | 6 | Центрально-Черноземный район | С.190-191 | |
47 | 7 | Северо-Западный район | С.192-200 | |
Тема 13. Европейский Север-3ч | ||||
48 | 1 | Географическое положение, условия и ресурсы Европейского Севера. | С.201-202 | |
49 | 2 | Население Европейского Севера | С.203-204 | |
50 | 3 | Хозяйство Европейского Севера. Пр.р. №10 | С.205-207 | |
Тема 14. Европейский Юг – Северный Кавказ – 3 ч | ||||
51 | 1 | Географическое положение, условия и ресурсы Европейского Юга | С.208-209 | |
52 | 2 | Население Европейского Юга | С.210-211 | |
53 | 3 | Хозяйство Европейского Юга | С.212-215 | |
Тема 15. Поволжье – 3ч | ||||
54 | 1 | Географическое положение, условия и ресурсы Поволжья. | С.216-217 | |
55 | 2 | Население Поволжья | С.218-219 | |
56 | 3 | Хозяйство Поволжья | С.220-224 | |
Тема 16. Урал – 3ч. | ||||
57 | 1 | Географическое положение, условия и ресурсы Урала. | С225-228 | |
58 | 2 | Население Урала. | С.229-232 | |
59 | 3 | Хозяйство Урала. | С.233-236 | |
Тема 17. Восточный макрорегион – Азиатская Россия- 7 ч | ||||
60 | 1 | Общая характеристика | С.237-241 | |
61 | 2 | Этапы, проблемы и перспективы развития экономики | С.242-246 | |
62 | 3 | Западная Сибирь | С.247-253 | |
63 | 4 | Восточная Сибирь. Пр.р. №11 | С.254-258 | |
64 | 5 | Дальний Восток. | С.259-266 | |
65 | 6 | Обобщение знаний по всему курсу | Вопросы на с.267 | |
66 | 7 | Итоговая контрольная работа | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разраб...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".
Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по географии для 7 класса. 2014 - 15 учебный год.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения. Соответствует учебно - методическому комплек...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС
На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География. Материки и океаны" издатель...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" и...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс ( УМК Е.М.Домогацких)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии 5 класс...