Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" издательства "Русское слово" в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_domogatskih.rar | 81.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Славянский район ст. Анастасиевская Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
Утверждено
решением педагогического совета от «29» августа 2013 г. протокол №1
Председатель педсовета _________И.И. Яровая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Ступень обучения (класс): основное общее образование 6-А, 6-Б, 6-В класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель: Ластовка Алексей Евгеньевич
Программа разработана на основе авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
География. Начальный курс
(6 класс, 34 часа)
Пояснительная записка
Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.
Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.
Программа составлена на основе авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Количество часов за год – 34, в неделю – 1 час
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;
- продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;
- продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;
- формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в восемь разделов.
Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
Данная программа отличается от авторской программы Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. курсов «География» для 5 -9 классов тем, что из резерва времени 1 час добавлен на тему «Введение» и 1 час добавлен на изучение темы «Земля как планета», а количество практических работ в рабочей программе по сравнению с авторской сокращено с 14 до 13.
Тематическое планирование
№ | РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 6 класс | |
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА | РАБОЧАЯ ПРОГРАММА | |||
1. | Введение | 0 | 1 | 1 |
2. | Земля как планета | 5 | 6 | 6 |
3. | Географическая карта | 4 | 4 | 4 |
4. | Литосфера | 7 | 7 | 7 |
5. | Атмосфера | 8 | 8 | 8 |
6. | Гидросфера | 3 | 3 | 3 |
7. | Биосфера | 2 | 2 | 2 |
8. | Почва и географическая оболочка | 3 | 3 | 3 |
Резерв времени: | 2 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 | 34 | 34 |
Содержание учебного курса
Тема 1. Введение (1 час)
Представления о географии как науке, предмет географии, источники получения географических знаний, о развитии географических знаний человека о Земле.
Тема 2. Земля как планета (6 часов)
Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Практическая работа:
1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
Тема 3. Географическая карта (4 часа)
Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Практические работы:
1. Определение направлений и расстояний по карте.
2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
3. Составление простейшего плана местности.
Тема 4. Литосфера (7 часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Практические работы:
1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
Тема 5. Атмосфера (8 часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря. Адаптация человека к климатическим условиям.
Практические работы:
1. Построение розы ветров по имеющимся данным.
2. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.
3. Выявление причин изменения погоды.
Тема 6. Гидросфера (3 часа)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение, условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Тема 7. Биосфера (2 часа)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Практическая работа:
1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
Тема 8. Почва и географическая оболочка (3 часа)
Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Практические работы:
1. Описание природных зон Земли по географическим картам.
2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Перечень практических работ:
1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.
2. Определение направлений и расстояний по карте.
3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.
4. Составление простейшего плана местности.
5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.
6. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).
7. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.
8. Построение розы ветров по имеющимся данным.
9. Построение диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.
10. Выявление причин изменения погоды.
11. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.
12. Описание природных зон Земли по географическим картам.
13. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погоды;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;
- расстояния и направления по плану и карте;
- осадочные и магматические горные породы;
- направление ветра.
4. Описывать географические объекты.
5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
- Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
Программы, используемые в работе: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Программа курсов «География» для 5 -9 классов М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Учебник Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Физическая география. 6 класс / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
УМК: Молодцов Д.В. Рабочая тетрадь к учебнику Домогацких Е.М., Алексеевского Н.И. География: Физическая география. 6 класс / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Атлас. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Согласовано Согласовано
на заседании МО учителей заместитель директора по УВР
истории и географии ____________ Захарченкова Т.В.
протокол № 1 от 28.08.2013 г.
руководитель МО
_____________ Попова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
урок географии...
Разработка урока для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС
Данный учебный материал может быть использован при проведении урока-игры, викторин в 5 классе...
рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО
рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно - тематическое планирование уроков 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС
Планирование уроков физической культуры 1-4 классов ,представлена базовая часть 66 и 68 часов. (Вариативная часть ритмика -34 часа преподает другой учитель.)...
Программа воспитания и социализации обучающихся 5 – 9 –х классов в соответствии с требованиями ФГОС
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся. Она вк...
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа учебного предмета РУССКИЙ ЯЗЫК для 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...