Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность изучаемой деятельности. Кружок « Готовимся к олимпиаде по географии» является одним из видов внеклассной работы по географии. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию географического кругозора, познанию географических закономерностей, накоплению новых знаний о природе, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества географической подготовки школьников. Занятие в кружке « Готовимся к олимпиаде по географии» позволит заинтересованным учащимся подготовиться к участию во всероссийской Олимпиаде школьников по географии.
Анализ программ, предшествующих модифицированной программе; её достижения и недостатки. Данная модифицированная программа кружка составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. География 6-11 класс - М.: Дрофа 2011 г. и с учётом тем заданий всероссийской Олимпиады школьников по географии за предыдущие годы различных этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.
В ней предлагается материал для углубления материала, изучаемого в школе, а также материал, не включенный в школьную программу по географии и заданий повышенной сложности выносимых на ГИА.
Обоснование внесенных изменений. Модифицированная программа кружка « Готовимся к олимпиаде по географии» предполагает углубленное изучение материала по темам «Климат», «Земля во вселенной», «Материки, океаны, страны», «Внутренние воды России», «Природно – хозяйственные зоны», «Население России», «Хозяйство и районы России». Основное содержание программы способствует формированию географического мировоззрения у учащихся. Вносимые изменения обусловлены тем, что у некоторых учащихся снижен интерес к географии как к науке. Интерес к географии непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.
Цель занятий кружка: способствовать формированию у учащихся представлений о географии как о части общечеловеческой культуры; развитию умений и навыков учащихся решать и справляться с заданиями, выносимыми на различные этапы всероссийской Олимпиады школьников по географии; овладению конкретными географическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности.
Задачи географического кружка « Готовимся к олимпиаде по географии»:
- знакомство с историей развития географии;
- формирование личных учебно-познавательных мотивов;
- углубленное знакомство учащихся с областью географии, рассматривающей географию России;
- формирование умений решать географические задачи;
- умение определять географические объекты по их описанию
Пути, средства и методы достижения целей. Успешное достижение цели объединения « Готовимся к олимпиаде по географии» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.
Сроки реализации программ. Программа кружка « Готовимся к олимпиаде по географии» рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 2 занятия в неделю по 2 часа.
Возраст учащихся: 15 - 16 лет.
Формы организации детского коллектива: эвристическая беседа; деловая игра; олимпиада; демонстрация опытов; конкурс; викторина; создание географических кроссвордов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п./п. | Раздел | Кол-во часов | в том числе | Приме-чание | ||
теор. | практ. | выезд. | ||||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - | |
2 | Земля во вселенной | 38 | 16 | 22 | - | |
3 | Природа и население России | 50 | 23 | 27 | - | |
4 | Хозяйство и районы России | 50 | 20 | 30 | - | |
5 | Итоговые занятия | 4 | - | 4 | - | |
ИТОГО: | 144 | 60 | 84 | - |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие. Теория. Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Практика. Игры.
2. Земля во вселенной. Теория. Солнечная система. Изображение Земли на глобусе. План и карта. Определение различных форм рельефа на картах и планах. Великие географические открытия. Материки и океаны. Внутреннее строение Земли. Рельеф Земли. Атмосфера и климаты Земли. Вода – «кровеносная система Земли». Население мира. Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Материки, океаны, страны. Практика. Решение задач и тестов по теоретическим темам. Игра. Решение практических задач.
3. Природа и население России. Теория. Пространство России. Границы. Часовые пояса. История исследования. Источники географической информации. Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Богатство недр России. Климат. Внутренние воды России. Почвы. Природно - территориальные комплексы. Природно – хозяйственные зоны. Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Охрана природы и охраняемые территории России. Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Население России. Практика. Защита творческих работ. Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.
4. Хозяйство и районы России. Теория. Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Отрасли и межотраслевые комплексы. Европейская часть России. Азиатская часть России. Практика Оформление мини-газет. Работа по карте. Занятия по тестам. Игра. Решение практических задач.
5. Итоговые занятия Практика. Защита творческих работ.
Мониторинг. Награждение.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№ темы | Название раздела | Вид контроля | Форма |
1 | Вводное занятие | групповой | устный зачет |
2 | Земля во вселенной | персональный групповой | мониторинг обученности работа по карте решение практических задач игра |
3 | Природа и население России | персональный групповой | творческий отчёте работа по карте решение практических задач игра |
4 | Хозяйство и районы России | персональный групповой | выпуск мини-газет решение практических задач |
5 | Итоговые занятия | групповой | защита творческих работ |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Географический кружок «Готовимся к олимпиаде по географии» – добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к изучению географии. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы на олимпиадах и хорошо подготовиться к ГИА, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.
Демонстрационный материал для учителя: компьютерные презентации, настенные и интерактивные карты, плакат – схемы, статистический материал, образцы оформления географических мини-газет.
Материалы для детей: различные атласы, контурные карты, цветные карандаши, линейка, транспортир, циркуль измеритель, компас и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы. М.: Айрис-Пресс, 2010.
- Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов.- М.: АПК и ППРО. 2010.
- География от урока к экзамену: Сб. задач: Книга для учителя./ Под ред. А.С. Наумов.- М.: Просвещение. 2007.
- Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. Пособие / Под ред. О.А. Климановой, А.С. Наумова.- М.: Дрофа, 2009.
- Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков // География и экология в школе 21 века. – 2009.
- Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия». 6-9 классы.
- Набор интерактивных карт. 6-9 классы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Кунха С.В., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам Всероссийской олимпиады. – М.: Аист: Астрель. 2012.
2. Аньшин А.И., Денисов Н.Б., Климанов В.В., Наумов А.С., Холина В.Н., Щёголева. В. Задачи по географии. Под ред. А.С. Наумова. – М.: МИРОС. 2005.
3. Атлас к учебнику «География. Землеведение» под редакцией О.А. Климановой М: Дрофа, 2009.
- Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия. География». 6-9 классы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (СОПРОВОЖДЕНИЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п./п. | Название методического материала | Форма методического материала | Раздел и тема программы | Содержание материала | Целевое назначение материала | Методика применения материала |
1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. | Мультимедийная, плакат - схема | Вводное занятие | Презентация знакомит учащихся со значение географии в жизни человека с задачи географии и методы изучения окружающего мира, а также с задачами и содержанием кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Данный материал предназначен для ознакомления учащихся, посещающих кружок, со значением географии в жизни каждого человека, с задачами и содержанием кружка, с правилами работы в кружке и безопасностью труда. | Предлагаемый материал выступает в роли определённого набора правил, которые необходимо соблюдать при работе в географическом кружке «Готовимся к олимпиаде по географии». |
2 | В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков География от урока к экзамену А.С. Наумов Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Земля во вселенной | Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Земля во вселенной». Могли научиться на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
3 | География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Природа и население России | Лекции и практические материалы данных сборников знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Природа и население России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Сборник лекций интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации выступают в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из данного раздела |
4 | Всероссийская олимпиада школьников по географии. Методическое пособие./ Сост. А.С. Наумов География от урока к экзамену А.С. Наумов Мультимедийное пособие «Библиотека Кирилла и Мефодия Краснослободцев В.П.,Мазеин Н.В. Конкурс знатоков В.А. Низовцев, Н.А. Марченко. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы Набор интерактивных карт. | Сборники лекций, интерактивные и настенные карты, тестовые задания, плакаты, презентации | Хозяйство и районы России | Сборник лекций и наглядный материал знакомят учащихся с теоретическими фактами и навыками работы в решении заданий по олимпиаде | Данный материал предназначен для того чтобы ученика в полном объёме смогли познакомится с интересными фактами из раздела «Хозяйство и районы России». Могли на практике применять знания полученные при изучении данной темы. | Излагаемый материал выступает в роли опорных знаний, необходимых для решения заданий олимпиадного уровня из раздела «Хозяйство и районы России». |
5 | Подведение итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Мультимедийная презентация, плакат- схема | Итоговое занятие | Формы и подходы к подведению итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Вспомогательный материал при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии». | Материал выступает в роли вспомогательного при подведении итогов работы географического кружка «Готовимся к олимпиаде по географии |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОБЪЕДИНЕНИЯ «Готовимся к олимпиаде по географии»
Дата | № п./п. | Название раздела и темы | Всего часов | в том числе | Примечание | ||
теор. | практ. | выезд. | |||||
1. Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - | |||
1 | Значение географии в жизни человека. Задачи географии и методы изучения окружающего мира. Задачи, и содержание кружка. Правила работы в кружке. Игры. | 2 | 1 | 1 | - | ||
2. Земля во вселенной | 38 | 16 | 22 | - | |||
2 | Солнечная система. Решение практических задач . | 2 | 1 | 1 | - | ||
3 | Изображение Земли на глобусе. Решение практических задач . | 2 | 1 | 1 | - | ||
4 | План и карта. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
5 | Определение различных форм рельефа на картах и планах. Работа по карте. | 2 | - | 2 | - | ||
6 | Великие географические открытия. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
7 | Материки и океаны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
8 | Внутреннее строение Земли. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
9 | Рельеф Земли. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
10 | Атмосфера и климаты Земли. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
11 | Вода – «кровеносная система Земли». Земля во вселенной-Брейн-ринг. | 2 | 1 | 1 | - | ||
12 | Население мира. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
13 | Решение задач школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии. | 2 | - | 2 | - | ||
14 | Карта строения земной коры. Платформы и складчатые области. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
15 | Материки, океаны, страны. Европа. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
16 | Материки, океаны, страны. Азия. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
17 | Материки, океаны, страны. Африка. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
18 | Материки, океаны, страны. Америка. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
19 | Материки, океаны, страны. Австралия, Океания, Полярные области. Конкурс | 2 | 1 | 1 | - | ||
20 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела «Земля во вселенной». | 2 | - | 2 | - | ||
3. Природа и население России. | 50 | 23 | 27 | - | |||
21 | Пространство России. Границы. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
22 | Часовые пояса. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
23 | Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий. | 2 | - | 2 | - | ||
24 | История исследования. Защита творческих Робот. | 2 | 1 | 1 | - | ||
25 | Источники географической информации. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
26 | Формы рельеф и геологическое летоисчисление. Работа по карте.. | 2 | 1 | 1 | - | ||
27 | Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
28 | Богатство недр России. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
29 | Климат. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
30 | Климат. Распределение тепла и влаги по территории нашей страны. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
31 | Климат и человек. Агроклиматические ресурсы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
32 | Внутренние воды России. Реки. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
33 | Внутренние воды России. Озёра. Решение практических задач. | 2 | 1 | 1 | - | ||
34 | Внутренние воды России. Болота. Ледники. Творческий отчёт. | 2 | 1 | 1 | - | ||
35 | Почвы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
36 | Природно - территориальные комплексы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
37 | Природно – хозяйственные зоны. Северная и таёжная зоны. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
38 | Природно – хозяйственные зоны. Смешанные лесе, лесостепи, степи и пустыни. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
39 | Многоэтажность природы гор, особенности их природы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
40 | Охрана природы и охраняемые территории России. Творческий отчёт. | 2 | 1 | 1 | - | ||
41 | Население России. Численность и воспроизводство населения национальный. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
42 | Население России. Половозрастной, национальный и религиозный состав. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
43 | Население России. Естественное движение и миграция. Творческая робота.. | 2 | 1 | 1 | - | ||
44 | Плотность населения. Города миллионеры. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
45 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Природа и население России». | 2 | - | 2 | - | ||
4. Хозяйство и районы России. | 50 | 20 | 30 | - | |||
46 | Этапы развития хозяйства. Географическое районирование России. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
47 | Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
48 | Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | ||
49 | Отрасли и межотраслевые комплексы. Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
50 | Легкая и пищевая промышленность. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
51 | Топливно – энергетический комплекс. Игра. | 2 | 1 | 1 | - | ||
52 | Угольная, нефтяная и газовая промышленности. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
53 | Металлургический комплекс. химическая промышленность и машиностроение. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
54 | Работа по тестам школьного этапа всероссийской Олимпиады по географии раздела « Хозяйство». | 2 | - | 2 | - | ||
55 | Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
56 | Центральная Россия. Состав территории. ГП, его изменение в различные периоды. Население. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
57 | Центрально - Чернозёмный район. Природные ресурсы, хозяйство. Территориальная структура и города района. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
58 | Волго-Вятский район. Народы, их историко-культурные особенности. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
59 | Северо-Западный район. ГП и природа. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
60 | Калининградская область. Европейский Север. ГП, особенности природы. Этапы освоения и заселения Европейского Севера. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
61 | Поволжье. ГП и природа. Население и хозяйство Поволжья. Занятия по тестам | 2 | 1 | 1 | - | ||
62 | Северный Кавказ. Особенности ГП, природные условия. История присоединения к России и заселения русскими. | 2 | 1 | 1 | - | ||
63 | Урал как природный и как экономический район. Особенности ГП и природы. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
64 | Азиатская часть России. Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
65 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат. Работа по карте. | 2 | 1 | 1 | - | ||
66 | Западная Сибирь. Особенности природы. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
67 | Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | ||
68 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | ||
69 | Байкал – жемчужина России. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре. Занятия по тестам. | 2 | 1 | 1 | - | ||
70 | Дальний Восток. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Опасные природные явления. Занятия по тестам. | 2 | - | 2 | - | ||
5. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 4 | - | 4 | - | |||
71 | Творческие отчеты | 2 | - | 2 | - | ||
72 | Мониторинг. Награждение | 2 | - | 2 | - | ||
ИТОГО: | 144 | 60 | 84 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по географии 6, 7, 8, 9, 10, 11класс
Рабочие программы по географии включаею разделы;1. «Пояснительная записка» с требованиями к результатам обучения 2. «Содержание курса» с перечнем практических работ 3. «Распреде...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разрабо...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии для 9 класса рассчитана на 17 часов и разраб...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса ФГОС по линии Е.М. Домогацких...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование математического кружка "ЭВРИКА"
Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует развитию математического кругозора, познани...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по кружку «Занимательный английский» (начальные классы)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по кружку «Занимательный английский» (начальные классы)...
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по географии для 7 класса. 2014 - 15 учебный год.
Календарно - тематическое планирование составлено на основе Программы основного общего образования по географии. 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения. Соответствует учебно - методическому комплек...