Программа учебного предмета «География и экология ХМАО-Югры» 8-9 кл.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Борисова Нина Вячеславовна

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы  Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Ман­сийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автоном­ном округе     Югре», Государственным стандартом основ­ного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на пе­риод до 2012 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_i_ekologiya_hmao_8-9_kl.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                                Директор МБОУСОШ№1 г. Советский

________________________ Т.В. Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«» августа 2016 г.                                                                                                                «0» сентября 2016 г.

Программа учебного предмета

«География и экология ХМАО-Югры»

8-9 класс

2016 - 2017 учебный год

Учитель: БорисоваН.В.

Квалификационная категория: высшая

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы  Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе     Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «» августа 2016 г.

г. Советский  2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Обоснование актуальности, и новизны курса

Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Курс рассчитан на 35 часов. Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе     Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс. Учебное пособие издано под редакцией Ким Э.В.,Орловой Т.К., Элерт Н.Н.Авторами учебного пособия Бакулин В.В и др.2000 год издания.

К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер, но сохранению благоприятных экологических качеств природной среды.

Устойчивое развитие возможно лишь при совместном решении социально-экономических и экологических проблем, необходимо глубоко раскрыть социальную обусловленность взаимодействия природы и общества.

Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении данных курсов. Отбор содержания производился с учетом следующих положений:

-   региональных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

-   междисциплинарного характера эколого-географического образования;

- связи федерального и регионального компонента эколого-географического образования.

Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.

Техногенная нагрузка на окружающую среду заметно отразилась на качестве природной среды. Большие потери потерпело традиционное природопользование: оленеводство, охотничье хозяйство, рыбный промысел.

Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции.

Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к изданию интегрированного курса.

Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы.

Методологические основы образовательной программы

Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определенной территории. Объект изучения геоэкологии рассматривается как комплексная система - геоэкосоциосистема. Человек в этой системе живет не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Экологический принцип в школьной географии предполагает систематическое установление связей ее содержания с экологическими знаниями и умениями, отбор их для изучения и объединения с целью формирования экологической культуры личности школьников.

Цель осуществления экологического принципа - исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания - геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход - основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также общий объект исследования (изучения) - природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников - прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.

Радикальные социально-экономические преобразования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, развивающиеся на провозглашенных идеях устойчивого развития, определили принципиально новые запросы к системе школьного эколого-географического образования:

Устойчивость, системность, развивающий характер. Современная ситуация характеризуется запросом общества на свободную, социально активную, высококомпетентную, экологически ответственную мобильную личность, формирование которой возможно только в условиях вариативного образования. В основу изучения географии округа положен недавно предложенный наукой геоэкологический подход.            

Геоэкологический подход исследует компоненты природной среды, деятельность человека (населения), воздействующего а эти компоненты, экологические ситуации, возникающие и процессе хозяйственной жизни. В свою очередь, характеристика экологической ситуации, если она приобрела проблемный характер, включает анализ изменений в природной среде как следствие хозяйственного освоения и определение мер по рациональному природопользованию и охране природы. Главное- геоэкологический подход в учебном прогрессе предполагает такую деятельность, итогом которой становится экологическая культура личности.

Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО - Югры> в VIII-IX классах важным является творческая деятельность учащихся - написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения.

Спектр личностных ориентаций по отношению к природе вполне обозрим. Они охватывают все сферы жизнедеятельности человека -  природу, экономику, социум, культуру. При изучении экологических   проблем своею округа следует  выявить знания учащихся о   значении природы в жизни каждого ученика, его семьи и установить, какие ценности для него о наиболее значимы. Важно добиться, чтобы отношение к природной среде было многозначимым, а не односторонним. В то же время возможно ранжирование ценностей с учетом значения природной среды для здоровья.

Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливаю идею гуманизации школьной географии.

Программа построена по принципу преемственности. Геоэкологическое содержание построено с учетом знаний интегрированных курсов начальной школы «Окружающий мир» и «Ознакомление с окружающим миром», интегрированных курсов краеведения в I-IV классах «Мы - дети природы», курсами по «Экологическому краеведению» в VI, VII, VIII классах.

Ко времени изучения интегрированного курса «География и экология ХМАО Югры» в V1II-IX классах учащимся ужсти, известны важнейшие экологические выводы: закономерности географической оболочки, основные способы охраны природы, рационального использования ее богатств. Основная задача на этом этапе - перевести экогеографические знания в ценностные ориентации и отношения, в экологические убеждения как часть формируемого мировоззрения, что как раз требует общения с местной природой, видения местных экологических проблем и их эмоционального восприятии и осмысления.

К сожалению, до сих пор не доводится до сознания учащихся интегрированное значение природы. Если интегрированный курс «География и экология ХМАО - Югры» в V1II-IX  классах предполагает объединение многоаспектного содержания вокруг реальных региональных и локальных проблем, то средняя школа далее должна раскрыть глобальный характер экологических проблем, способствовать становлению экогуманистического мировоззрения. Подобную роль выполняет курс «Глобальная география».

Отличительные черты программы интегрированного курса

Образование является целостным:

- по содержанию эколого-географических знаний;

- по методам обучения, последовательно ориентирующим
познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;

- по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;

- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;

- по  комплексному  диагностированию  эффективности учебно-воспитательного процесса;

- по образовательной среде, жизненному миру ученика, его моделям.

Особенностью интегрированного курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нем замыкается и природа, и экономика; они показаны глазами человека во взаимосвязи с ними. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края, преобразования его природы и экономики.

Главная цель интегрированного курса - сформирован, позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.

Данный курс содействует достижению главной цели: помочь ученику самореализоваться.

Цели интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» в VIII-IX классах реализуются посредством решения ряда задач:

1.На основе гуманизации и культурологической направленности   содержания   интегрированного   курса   овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой - человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных
природных условиях.

2.На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.

3.Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.

4.Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.

5.Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.

                                                     

VIII   класс

РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины. Правовой статус (1 ч.)

Тема 1. Географическое положение округа

Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияния на природу, население и экономику округа.

Практическая работа: определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации.

Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

РАЗДЕЛ II. Природа и человек (13 ч.)

Тема 1. Рельеф и недра (2 ч.)

Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.

|Рельефоо6разующая деятельность древних покровных ледников.        

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода - «скульптор лика Земли».

Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы их роль в развитии   экономики. Округ - кладовая нефти и газа, его место, но запасам и добыче в России и в мире. Перс пектины добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлом, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота и др.

Участие в реализации национального проекта «Уран промышленный Урал Полярный». Месторождении торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.

Практическая работа. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.

Тема 2. Климат и человек (2ч.)

Климатические особенности округа. Неблагоприятные природные и опасные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Анти стихия».

Практическая работа. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч.)

Богатство водных   ресурсов.   Поверхностные   воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш-  главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота - «кладовые солнца».

Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.

Экологическое состояние   и   проблемы использования внутренних вод округа. Проблема сохранения качества воды - одна из важнейших экологических проблем.

Основные направления сохранения водных богатев. Современные методы очистки воды.

Практическая работа. Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (1 ч.)

Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы -  показатель состояния окружающей среды.

Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почв и земель ХМАО    Югры.

Тема 5. Живая природа (2 ч.)

Особенности растительности округа: видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические.

Особенности разнообразия животного мира. Приспособленность растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охрана лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болота: низинные и верховые. Природные

Кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.

Тема 6. Природопользование и охрана природы (2 ч.)

Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное.   Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодолении. Рациональное использование    природных   ресурсов.   Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы н округе. От святых мест - до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ - основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.

Заповедники: «Малая Соеьва», «Юганский» - эталоны дикой природы.   Природные   парки: «Кондинские озера», «Нумто». «Самаровский чугас», «Сибирские увалы» - музеи под открытым небом.

Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМЛО Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.

Практическая работа. На контурной карте обозначьте объекты природного наследия, имеющие федеральное значение. Подберите для них условные обозначения. Предложи те объекты природы округа для внесения их в официальный список природного наследия России. На основании материалов СМИ (средств массовой информации) подготовьте сообщение об участии округа в международном сотрудничестве по охране природы.

РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа (4 ч.)

Тема 1. Население округа (4 ч.)

Люди главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.

Природосообразный образ жизни коренного населения и

Его отражение в народном эпосе. Социальная защита населения.

Практическая работа. Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.

                                                             

IX класс

Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (17 ч.)

Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы (1 ч.)

Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. Его оценка, перспективы и проблемы развития, Участие округа в реализации национального проекта Урал Промышленный - Урал Полярный» Новая экономика» Югры - преобразования сырьевой экономики в экономику высокоэффективных промышленных и информационных технологий. Изменения в структуре экономики   Югры.

Тема 2.  Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития (4 ч.)

Нефтегазодобывающая промышленность. Место округа по запасам и добыче нефти и газа в Российской Федерации. Крупнейшие месторождения. Новые технологии в разведке и освоении нефтегазовых месторождений. Лидеры-предприятия по добыче нефти. Основные специализированные компании по нефтедобыче. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе округа. Округ в единой газотранспортной системе страны. Крупнейшее газотранспортное предприятие страны ОАО «Тюменьтрансгаз». Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Перспективы развития.

Нефтеперерабатывающая промышленность. Крупные предприятия по переработке нефти. Газоперерабатывающие предприятия. Перспективы развития.

Электроэнергетика. Факторы размещения. Перспективные направления обеспечения растущих потребностей в электропотреблении, повышении надежности и качества электроснабжения. Последствия воздействия систем производства ТЭК на окружающую среду. Стратегический план развития электроэнергетики.

Тема 3. Лесопромышленный комплекс (1 ч.)

Лесная промышленность - одна из старейших отраслей округа. Основные предприятия производства лесопромышленной продукции. Реализация программы «Развитие и реконструкция лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2010 года». Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Международное партнерство в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесопользовании. Перспективы развития лесопромышленного комплекса.

Тема 4. Отрасли промышленности (1ч.) 
Строительный комплекс. Приоритетные направления. Реализация программы по развитию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2005-2012 гг. Машиностроение.

Химическая промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность. Экологические проблемы. Перспективы развития отраслей.

Тема 5. Агропромышленный комплекс (1 ч.)

Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыбный промысел, охотничье промысловое хозяйство, клеточное звероводство. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК, родовые угодья, экологические проблемы.

Тема 6. Транспортный комплекс (2 ч.)

Отличительные особенности транспортной сети округа. Значение для развития экономики. Главные промышленно-транспортные узлы и центры. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям, воздействию на окружающую среду и здоровье людей. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.

Практическая работа. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта.

Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство (1 ч.)

Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей. Виды рекреационных ресурсов ХМАО - Югры. Оценка рекреационных ресурсов, их влияние на здоровье и самочувствие человека. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития.

Практическая работа. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района.

РАЗДЕЛ IV. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа (5 ч.)

Тема 1. Территориальная организация экономики округа (4ч.)

Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития территорий. Формирование территориально-производственных зон.

Тема 2. Внешние экономические связи округа (2 ч.)

Место ХМАО - Югры в стране и Уральском федеральном округе по основным показателям экономического развития. Округ в межрегиональном и международном географическом разделении труда: основные статьи экспорта-импорта, главные внутрироссийские и международные партнеры. Основные формы внешнеэкономических связей.

Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Культурные связи. Международная организация «Северный Форум».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников

В результате изучения интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в VIII-1Х классах ученик должен:

Знать\понимать:

- особенности эколого-географического положения, территориально- административного устройства округа, природных условий и населения; основные виды природопользования,        экологические проблемы региона и пути их решения;

- цели выделения родовых угодий;

- обязанности граждан: по сохранению окружающей природной среды от загрязнения: необходимости ресурсосберегающего потребления: сбережению особоохраняемых природных территорий; памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае.

Уметь:

Приводить примеры:

- сокращения видового разнообразия в регионе и его причины:

- районов разной специализации:

- особо охраняемых  природных  территорий,  расположенных в границах автономного округа:

- социальной адаптации человека к жизни в природных условиях Севера;

- экологических традиций коренного населения Югорскою края;

- путей решения экологических ситуаций в практике природользования на территории округа

- применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей   решения   экологических проблем своей местности (на локальном уровне);                                               - показать роль ООПТ в устойчивом развитии региона;

- центров производства различных видов продукции; внешних экономических связей, взаимовыгодного сотрудничества;                                                                                                                                  - находить и анализировать в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию, необходимую для изучения интегрированного курса;

- составлять краткую экономико-географическую характеристику различных территорий округа на основе разнообразных источников эколого-экономической информации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- оценивать влияние факторов окружающей среды на личное здоровье;

- следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде и ресурсосберегающего потребления;

- анализировать карты округа различного содержания;

- участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей природной среды своей местности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»

(VIII-IX классы)

1.Агропромышленный комплекс Югры. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 32 с.

2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 2000.

3.Богатство Югры: рыбные и охотничьи ресурсы и их использование / Упр. по использованию рыбных и охотничьих ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. - Сб. м.: (б.и.) - 2005. - 29 с.

4.Видеоматериалы: «По заповедникам Югры».

5.Внешние связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Ком. по внешн. связям ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 22 с.

6.Волина В.В. Откуда пришли слова. - Москва: АСТ- ПРЕСС, 1996.

7. География в школе // выпуски № 5, 2000, № 4, 2007.

8.Гриценко П.П. Древесные растения Тюменской области / ГОУ ХМАО - Югры ИПКиРРО. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 501 с.

9.География и экология в школе XXI века // № 5, 2006, № 1, 2007.

10.Головков А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, УРО РАН, 1995.

11.Гребенюк Г.Н., Кискаев И.А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно-методическое пособие. /Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.

12.Добринский T.H., Плотников В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. - Тюмень, 1997.

13.Демографический ежегодник (2001-2005): стат. сб.: в 2 т. / Федер. служба гос. статистики РФ, Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Тюм. обл. / Отв. за выпуск И.А. Аникина, Т.И. Куренкова. - Тюмень: (б.и.), 2005.

14.Жунтова Н.М. Методическое пособие по биологии с использованием фольклора и этнографии коренных народов Западной Сибири. - Мегион, 1996.

15.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы: методическое пособие для учителя. - М.: Школьная пресса, 2002.

16.Иванова Н.А., Строчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса: хрестоматия.

17.Инфактьев П.П. Путешествие в страну вогулов (предисловие Г.И. Данилиной). - Тюмень: Мандрика, 2003.

18.Информационный бюллетень «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году / Правительство ХМАО - Югры, ОАО НПЦ «Мониторинг». - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 113 с.

19.Материалы к стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияние на отрасли экономики России. - Москва, 2005.

20.Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за I полугодие 2005 года (расчет рейтингов): информ.-аналит. сб. / Департамент эконом, политики ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: (б.и.), 2005.- 12 с.

21.Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: методическое пособие. - М.: Вента-Граф, 2006.

22.О состоянии здоровья населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году: гос. докл. / Правительство ХМАО - Югры, Департамент здравоохранения ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: (б.и.), 2005. - 78 с.

23.ООО «Тюменьтрансгаз»: буклет / ОАО «Газпром». - (б.м.: б.и.), 2005. - 9 с.

24.О реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО»: материалы заседания Ассамблеи малочисленных народов Севера Думы ХМАО - Югры, Березово, 18 ноября 2004 г. / Дума ХМАО - Югры, Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера; / сост. А.И. Немдазина. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 55 с.

25.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: методическое пособие. - М.: Сфера, 2005.

26.Проблемы рационального использования нефтяного газа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: материалы совещания / Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры. - Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2005. - 174 с.

27.Региональный компонент государственного образовательного стандарта «Экология».

28.Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). - Сургут: АНИК и Сибирско-региональное издательство, 1993.

29.Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическое сафари по Югорскому краю. - Екатеринбург, Аква-Пресс, 2005.

30.Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их выявление на отрасли экономики России.

31.Салымский проект: достижения и перспективы / Салым Петролеум Девелопмент Н.В. (б.м.: б.и), 2005. - 24 с.

32.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ.: М.; 2004.

33.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / Администрация Губернатора ХМАО - Югры, 2004.

34.Ханты-Мансийск - столица Югры: картографо-информационная система.

35.Харамзин Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. - М.: Икар, 2001.

36.Чесноков Н.И. Осторожно: живое! - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.

37.Экология и жизнь // М» 3, 4, 2006, №№ 1, 3, 2007.

38.Энциклопедия «Югория».

39.Электроэнергетическая отрасль Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и перспективы ее развития. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 11 с.

40.Югра - председатель «Северного Форума», 2005-2007 / Ком. по молодежной политике Нижневартовского района. - Нижневартовск: Пиксель групп, 2005. - 14 с.

ОКРУГ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

www.hmao.wsnet.ru - официальный сервер ХМАО.

www.admhmao.ru - официальный сайт администрации губернатора округа.

www.ugranet.ru - информационный портал ХМАО.

www.nizhnevarrtovsk.ru - городской сервер Нижневартовска.

www.admsurgut.ru - официальный сервер администрации Сургута.

www.pvt-vah.wsnet.ru - сайт Пыть-Яха.

www.nvagan.wsnet.ru - сайт Нягани.

www.urai.ru - сайт Урая.

www.yugra-dolina.com - «Югорская долина».

www.biathlon.ru - биатлон в ХМАО.

Календарно-тематическое планирование 8 класс-ХМАО-Югра (18 час)

№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во час

Дата по плану\факт

Форма проведения,

Тип урока

Содержание

Основные виды деятельности уч-ся.

Раздел I. Округ на карте Родины. Правовой статус (1 ч.)

1.

Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География и экология ХМАО-Югры

Географическое положение округа. Границы и административно-территориальное устройство.

1

1

Комбинированный

Особенности физико-географического положения, экономико-географического, эколого-географического, их влияние на природу, население и экономику округа. Изучение и освоение территории ХМАО-Югры

 Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение округа». Уметь определять положение округа Уметь работать с картами округа, дополнительными источниками информации

Раздел II. Природа и человек (13 ч.)

Тема 1. Рельеф и недра (2 ч.)

2.

Особенности рельефа. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.

1

Формирование умений и навыков

Строение земной коры на территории округа. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.

Знать основные тектонические структуры и тенденции развития земной коры. Уметь объяснять влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Практическая работа № 2 «Оценка влияния месторождений на состояние окруж.среды.»

3.

Богатства недр округа.

1

Формирование умений и знаний

Минерально-сырьевые ресурсы. Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире.

Знать запасы п\иск., перспективы округа.

Тема 2. Климат и человек  (2 ч.)

4.

Климатические особенности округа

1

Комбинированный

 Закономерности распределения тепла и влаги на территории округа.

 Уметь определять коэффициент увлажнения, температуру января-июля по картам.

5.

Практическая работа № 3 «Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в Советском районе.»

1

Формирование умений и навыков

. Климатические условия Советского района.

Уметь выявлять способы адаптации человека к климатическим условия в своей местности.

Тема 3.  Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч.)

6.

Богатство водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа.

1

Формирование умений и навыков

Обь и Иртыш-главные водные артерии Югры.

Знать поверхностные воды округа.

Уметь объяснять значение рек в жизни людей округа

7\8.

Югра - край озёр болот. Водные ресурсы и человек Практическая работа № 4 «Современные методы очистки воды»

2

Комбинированный

Важнейшие озёра, их происхождение.                         Болота - «кладовые солнца».

Знать крупные озёра и их происхождение.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (1 ч.)

9.

Почвенные ресурсы округа. Земельные ресурсы.

1

Комбинированный

Почва - «зеркало ландшафта.» Почвы-показатель состояния окружающей среды. Мониторинг почв и земель ХМАО-Югры.

Знать факторы, определяющие почвенное плодородие, факторы почвообразования в округе.

Тема 5. Живая природа (2 ч.)

10.

Особенности растительности округа. Особенности разнообразия животного мира

1

Комбинированный

Видовое разнообразие, экологические функции растительного покрова. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения. Приспособленность животных и растений к условиям обитания. Биологические ресурсы.

Знать ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические функции.

Знать животных занесённых в» Красную книгу» округа

11.

Природные комплексы.

1

Комбинированный

Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Специфика жизни в таёжных ландшафтов.

Знать подзоны тайги, очаговое освоение и заселение. Природные кормовые угодья.

Тема 6. Природопользование и охрана природы (2 ч.)

12\13.

Природопользование. Современные способы научных исследований в природопользовании

История охраны природы в округе.

Заповедники округа

1

Новые знания

Ресурсное, отраслевое, территориальное. Законы рационального природопользования. Святые места. Система ООПТ. «Малая Сосьва». «Юганский» -эталоны дикой природы.

Знать негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Знать функции заповедников. Знать

Проблемы и перспективы развития ООПТ

Раздел III. Население автономного округа (4 ч.)

Тема 1. Население округа (4 ч.)

14.

Численность населения ХМАО-Югры.

1

16.04

Комбинированный

Демографическая ситуация, состав населения.

Знать численность населения. Уметь вычислять плотность населения.

15.

Миграционные потоки Югры. Коренные и малочисленные народы Югры.

1

Формирование умений и навыков

Особенности механического движения в округе. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнёрство как основа сохранения традиционных культур народов Севера

Уметь анализировать статистические материалы, на их основе строить графики, диаграммы. Знать особенности культуры ханты и манси.

.

Условия проживания населения в городе Советском

1

Формирование умений и навыков

Создания модели или презентации.

Практическая работа №5 «Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения в

Советском»

35.

Итоговый урок за год.

1

Зачёт

Тест.

Календарно-тематическое планирование 9 класс-ХМАО-Югра (17 часов)

Тема урока

Содержание

Основные виды деятельности ученика

Дата по план.\факт

Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы (1 ч.)

1

Экономико-географическое положение ХМАО-Югры

Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики.

ПР.работа№1 «Оценка ЭГП ХМАО».

06.09

Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития (4 ч.)

2

Нефтегазодобывающая промышленность.

Состав и значение ТЭК ХМАО.

Знать запасы нефти и газа, основные месторождения, лидеров-предприятия.

13.09.

3

Перспективы развития нефтегазодобывающей промышленности.

Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле.

Уметь прогнозировать развитие нефтегазовой промышленности.

.2009.

4

Электроэнергетика.

Факторы размещения, стратегический план развития электроэнергетики.

Знать факторы размещения.

27

5

ТЭК и окружающая среда.

Виды антропогенных воздействий на окружающую среду.

Уметь составлять экологическую карту.

.10.

Тема 3. Лесопромышленный комплекс (1 ч.)

6

Лесная промышленность- одна из старейших отраслей округа. Перспективы развития лесопромышленного комплекса

Основные производства, продукция Реализация программ «Развития и реконструкция лесопромышленного комплекса до 2015 года»

Знать факторы размещения, главных производителей.

Уметь работать с дополнительной информацией

.10.

Тема 4. Отрасли промышленности (1 ч.)

7

Строительный комплекс. Машиностроение и химическая промышленность.

Приоритетные направления, модернизация жилищно-коммунального комплекса. Отрасли машиностроения, химической пром. производство строительных материалов, горнодобывающая. пром

Знать Приоритетные направления в строительном комплексе.

Знать отраслевой состав, перспективы развития этих отраслей

.11.

Тема 5. Агропромышленный комплекс (1 ч.)

8

Место сельского хозяйства в экономике округа. Проблемы и перспективы развития АПК.

Очаговое размещение, типы сельскохозяйственных предприятий, традиционные отрасли сельского хозяйства. Пищевая промышленность, родовые угодья.

Знать традиционные отрасли сельского хозяйства.

Уметь работать с дополнительной литературой, делать презентации

.12.

Тема 6. Транспортный комплекс (2 ч.)

9

Транспортная сеть округа.

Виды транспорта, значение транспорта, главные транспортные узлы

Уметь сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям.

.12.

10

Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Экологические проблемы

Национальные проекты.

Уметь работать с Интернет ресурсами.

ПР.работа№2 «Объяснения возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта

. 12

Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство (1 ч.)

11

Сфера услуг округа. Виды рекреационных ресурсов ХМАО-Югры. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Рекреационные ресурсы Советского района

Развитие и проблемы сферы услуг. Оценка  рекреационных ресурсов Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития.

Знать проблемы сферы услуг.

Уметь выделять экологические проблемы рекреационного хозяйства

ПР.работа№3 «Составить картосхему рекреационных ресурсов.»

Раздел IV. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа (5ч.)

Тема 1. Территориальная организация экономики округа (4 ч).

12

Среднеобский природно-экономический район.

Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон.

Знать условия развития  и формирования территориально-производительных зон.

13

Обско-Кондинский природно-экономический район.

Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон.

Знать условия развития  и формирования территориально-производительных зон.

14

Берёзовский природно-экономический район.

Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон.

Знать условия развития  и формирования территориально-производительных зон.

15

Советский район-административная единица Обско-Кондинский природно-экономический район

Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон.

ПР.работа№4«Экономическая характеристика советского района.» Знать условия развития  и формирования территориально-производительных зон.

Тема 2. Внешние экономические связи округа (1 ч.)

16

Место ХМАО-Югры в стране и Уральском федеральном округе. Округ в международном и межрегиональном  географическом разделении труда Культурные связи.

Основные показатели экономического развития. Отрасли специализации мирового значения. Основные статьи экспорта-импорта. Главные внутрироссийские и международные партнёры. Международные организации

Уметь работать с дополнительной литературой, статистическими данными.

Знать  основные формы внешнеэкономических связей

Презентация «Северный Форум

.

17

Итоговый урок

Тест

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Практические работы

Характеристика основных видов деятельности обучающихся.

1

Экономика округа. Реальность и перспективы

           1

1

давать оценку экономики округа, её перспективам и проблемам развития

2

ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития.

          4

прогнозировать развитие нефтегазовой промышленности, предприятия, перспективы развития, факторы размещения, составлять экологическую карту.

3

Лесопромышленный комплекс .

            1

Называть факторы размещения, главных производителей, работать с дополнительной информацией, составлять отчёт-презентацию

4

Тема 4. Отрасли промышленности.

           1

Приоритетные направления в строительном комплексе. отраслевой состав, перспективы развития этих отраслей, работать с Интернет ресурсами

5

Агропромышленный комплекс

           1

работать с Интернет ресурсами, работать с дополнительной литературой, делать презентации

6

Транспортный комплекс

            2

   1

сравнивать различные виды транспорта, сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям

7

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

            1

    1

Называть проблемы сферы услуг, выделять экологические проблемы рекреационного хозяйства. Составить картосхему рекреационных ресурсов

8

Территориальная организация экономики округа.

            4

     1

объяснять деление округа на Природно-экономические районы. Определять условия развития  и формирования территориально-производительных зон, условия развития  и формирования территориально-производительных зон.

9

Внешние экономические связи округа.  

            1+1

Работать с дополнительной литературой, статистическими данными, называть  основные формы внешнеэкономических связей. Составить Презентацию «Северный Форум»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 7 класса базовый уровень,  Бажурова Н. И. - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии

Рабочая программа учебного предмета « География»  для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса

Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...

Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.

Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П.,  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....