Программа учебного предмета «География и экология ХМАО-Югры» 8-9 кл.
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_i_ekologiya_hmao_8-9_kl.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В. Дидич ________________А.В. Бричеев
«» августа 2016 г. «0» сентября 2016 г.
Программа учебного предмета
«География и экология ХМАО-Югры»
8-9 класс
2016 - 2017 учебный год
Учитель: БорисоваН.В.
Квалификационная категория: высшая
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2012 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс.
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «» августа 2016 г.
г. Советский 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Обоснование актуальности, и новизны курса
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Курс рассчитан на 35 часов. Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена и соответствии с законом «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в Ханты-Мансийском автономном округе Югре», Государственным стандартом основного общего образования, разработанным в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, рассматривается как комплексный регионоведческий курс. Учебное пособие издано под редакцией Ким Э.В.,Орловой Т.К., Элерт Н.Н.Авторами учебного пособия Бакулин В.В и др.2000 год издания.
К числу наиболее важных вопросов современной географии и экологии относятся региональные проблемы устойчивого развития, включающие в себя задачи рационального использования природных ресурсов, территориальной организации производительных сил и одновременно с этим организации действенных мер, но сохранению благоприятных экологических качеств природной среды.
Устойчивое развитие возможно лишь при совместном решении социально-экономических и экологических проблем, необходимо глубоко раскрыть социальную обусловленность взаимодействия природы и общества.
Данная программа обеспечивает комплексность и преемственность в изучении данных курсов. Отбор содержания производился с учетом следующих положений:
- региональных особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- междисциплинарного характера эколого-географического образования;
- связи федерального и регионального компонента эколого-географического образования.
Новое содержание интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в VIII-IX классах учитывает изменившееся положение округа в стране, а также изменения экологической, демографической, социально-политической и экономической ситуаций в округе.
Техногенная нагрузка на окружающую среду заметно отразилась на качестве природной среды. Большие потери потерпело традиционное природопользование: оленеводство, охотничье хозяйство, рыбный промысел.
Нельзя решить социально-экономические проблемы Югры без сохранения ее неповторимой природы, без бережного отношения к природным богатствам, к здоровью людей. А чтобы это осуществить, необходимо подготовить экологически образованных и грамотных граждан XXI века, который объявлен ЮНЕСКО веком образования. Уникальная природа округа, культура народов, живущих в Югре, приобретают особую ценность и значимость для подростков, способствуя становлению у них чувства гордости за свой округ, патриотизма и гражданской позиции.
Вопросы взаимоотношений человека и природы всегда считались главными в географии, в их разработке этой науке принадлежит исключительная роль. У географии в связи с экологизацией науки появились благоприятные перспективы к изданию интегрированного курса.
Объект изучения и познавательная модель данной программы позволяют проследить аспект взаимоотношений человека с природным окружением, изучают изменения природных систем человеком, а также показывают созидательный характер сотворчества человека и природы.
Методологические основы образовательной программы
Экологический принцип нашел отражение в построении данной программы. Взаимодействие между обществом и окружающей средой происходит в различных зонально-природных и социально-экономических условиях, на уровне конкретных экосистем и геосистем, т.е. на определенной территории. Объект изучения геоэкологии рассматривается как комплексная система - геоэкосоциосистема. Человек в этой системе живет не только в природной, но и техногенной, экономической и культурной средах. Предлагаемая программа позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экономике и экологии округа, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе. Экологический принцип в школьной географии предполагает систематическое установление связей ее содержания с экологическими знаниями и умениями, отбор их для изучения и объединения с целью формирования экологической культуры личности школьников.
Цель осуществления экологического принципа - исследование связей между человеком и природной средой. У географии и экологии один объект познания - геосистема в географии, экосистема в экологии. Системный подход - основной и общий метод их исследования, как и в других науках. У географии и экологии также общий объект исследования (изучения) - природа и экономика своего края. Оба принципа предполагают постоянный сбор информации из различных источников - прежде всего из собственных наблюдений, литературы, местной периодической печати, материалов краеведческих музеев, Интернета и других.
Радикальные социально-экономические преобразования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, развивающиеся на провозглашенных идеях устойчивого развития, определили принципиально новые запросы к системе школьного эколого-географического образования:
Устойчивость, системность, развивающий характер. Современная ситуация характеризуется запросом общества на свободную, социально активную, высококомпетентную, экологически ответственную мобильную личность, формирование которой возможно только в условиях вариативного образования. В основу изучения географии округа положен недавно предложенный наукой геоэкологический подход.
Геоэкологический подход исследует компоненты природной среды, деятельность человека (населения), воздействующего а эти компоненты, экологические ситуации, возникающие и процессе хозяйственной жизни. В свою очередь, характеристика экологической ситуации, если она приобрела проблемный характер, включает анализ изменений в природной среде как следствие хозяйственного освоения и определение мер по рациональному природопользованию и охране природы. Главное- геоэкологический подход в учебном прогрессе предполагает такую деятельность, итогом которой становится экологическая культура личности.
Практическая направленность географического образования находит свое выражение в умении оценить природную среду с экологической точки зрения. В модели интегрированного учебного курса «География и экология ХМАО - Югры> в VIII-IX классах важным является творческая деятельность учащихся - написание исследовательских и проектных работ, что характеризует деятельностный принцип обучения.
Спектр личностных ориентаций по отношению к природе вполне обозрим. Они охватывают все сферы жизнедеятельности человека - природу, экономику, социум, культуру. При изучении экологических проблем своею округа следует выявить знания учащихся о значении природы в жизни каждого ученика, его семьи и установить, какие ценности для него о наиболее значимы. Важно добиться, чтобы отношение к природной среде было многозначимым, а не односторонним. В то же время возможно ранжирование ценностей с учетом значения природной среды для здоровья.
Одной из составных частей программы стали этнографические знания. Они раскрывают материальную и духовную культуру различных народов в их неразрывном единстве с природой и хозяйственной деятельностью. Этнографические знания усиливаю идею гуманизации школьной географии.
Программа построена по принципу преемственности. Геоэкологическое содержание построено с учетом знаний интегрированных курсов начальной школы «Окружающий мир» и «Ознакомление с окружающим миром», интегрированных курсов краеведения в I-IV классах «Мы - дети природы», курсами по «Экологическому краеведению» в VI, VII, VIII классах.
Ко времени изучения интегрированного курса «География и экология ХМАО Югры» в V1II-IX классах учащимся ужсти, известны важнейшие экологические выводы: закономерности географической оболочки, основные способы охраны природы, рационального использования ее богатств. Основная задача на этом этапе - перевести экогеографические знания в ценностные ориентации и отношения, в экологические убеждения как часть формируемого мировоззрения, что как раз требует общения с местной природой, видения местных экологических проблем и их эмоционального восприятии и осмысления.
К сожалению, до сих пор не доводится до сознания учащихся интегрированное значение природы. Если интегрированный курс «География и экология ХМАО - Югры» в V1II-IX классах предполагает объединение многоаспектного содержания вокруг реальных региональных и локальных проблем, то средняя школа далее должна раскрыть глобальный характер экологических проблем, способствовать становлению экогуманистического мировоззрения. Подобную роль выполняет курс «Глобальная география».
Отличительные черты программы интегрированного курса
Образование является целостным:
- по содержанию эколого-географических знаний;
- по методам обучения, последовательно ориентирующим
познавательную, исследовательскую деятельность учащихся на выявление в природе закономерностей;
- по формам обучения, создающим условия для наблюдения и исследования в окружающей среде;
- по интегративно-предметной системе обучения, при которой усвоение содержания объединяется в «образ территории»;
- по комплексному диагностированию эффективности учебно-воспитательного процесса;
- по образовательной среде, жизненному миру ученика, его моделям.
Особенностью интегрированного курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нем замыкается и природа, и экономика; они показаны глазами человека во взаимосвязи с ними. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою малую родину, почувствовать себя участником освоения уникального края, преобразования его природы и экономики.
Главная цель интегрированного курса - сформирован, позитивный, привлекательный географический образ родного края, воспитать современного югорчанина - человека-стратега, проектировщика новой жизни, интеллектуально развитого, с высоким уровнем экологической культуры.
Данный курс содействует достижению главной цели: помочь ученику самореализоваться.
Цели интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» в VIII-IX классах реализуются посредством решения ряда задач:
1.На основе гуманизации и культурологической направленности содержания интегрированного курса овладеть знаниями комплексной характеристики региона, в центре которой - человек, люди, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность в северных
природных условиях.
2.На основе историко-географического подхода раскрыть изменения практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем и их решения.
3.Продолжить развитие картографической грамотности учащихся посредством работы с картами разнообразного содержания.
4.Развить практические умения извлекать информацию из различных источников знаний.
5.Выделять, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей между людьми, территорией и природной средой.
VIII класс
РАЗДЕЛ I. Округ на карте Родины. Правовой статус (1 ч.)
Тема 1. Географическое положение округа
Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияния на природу, население и экономику округа.
Практическая работа: определение по картам эколого-географического положения, сравнение с другими территориями Российской Федерации.
Изучение и освоение территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
РАЗДЕЛ II. Природа и человек (13 ч.)
Тема 1. Рельеф и недра (2 ч.)
Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.
|Рельефоо6разующая деятельность древних покровных ледников.
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода - «скульптор лика Земли».
Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы их роль в развитии экономики. Округ - кладовая нефти и газа, его место, но запасам и добыче в России и в мире. Перс пектины добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлом, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота и др.
Участие в реализации национального проекта «Уран промышленный Урал Полярный». Месторождении торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.
Практическая работа. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.
Тема 2. Климат и человек (2ч.)
Климатические особенности округа. Неблагоприятные природные и опасные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Анти стихия».
Практическая работа. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч.)
Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. Обь и Иртыш- главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озёр. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота - «кладовые солнца».
Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод округа. Проблема сохранения качества воды - одна из важнейших экологических проблем.
Основные направления сохранения водных богатев. Современные методы очистки воды.
Практическая работа. Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (1 ч.)
Почва - «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы - показатель состояния окружающей среды.
Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почв и земель ХМАО Югры.
Тема 5. Живая природа (2 ч.)
Особенности растительности округа: видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические.
Особенности разнообразия животного мира. Приспособленность растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охрана лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болота: низинные и верховые. Природные
Кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.
Тема 6. Природопользование и охрана природы (2 ч.)
Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодолении. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы н округе. От святых мест - до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ - основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.
Заповедники: «Малая Соеьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озера», «Нумто». «Самаровский чугас», «Сибирские увалы» - музеи под открытым небом.
Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМЛО Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.
Практическая работа. На контурной карте обозначьте объекты природного наследия, имеющие федеральное значение. Подберите для них условные обозначения. Предложи те объекты природы округа для внесения их в официальный список природного наследия России. На основании материалов СМИ (средств массовой информации) подготовьте сообщение об участии округа в международном сотрудничестве по охране природы.
РАЗДЕЛ 111.Население автономного округа (4 ч.)
Тема 1. Население округа (4 ч.)
Люди главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.
Природосообразный образ жизни коренного населения и
Его отражение в народном эпосе. Социальная защита населения.
Практическая работа. Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.
IX класс
Экономика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (17 ч.)
Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы (1 ч.)
Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. Его оценка, перспективы и проблемы развития, Участие округа в реализации национального проекта Урал Промышленный - Урал Полярный» Новая экономика» Югры - преобразования сырьевой экономики в экономику высокоэффективных промышленных и информационных технологий. Изменения в структуре экономики Югры.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития (4 ч.)
Нефтегазодобывающая промышленность. Место округа по запасам и добыче нефти и газа в Российской Федерации. Крупнейшие месторождения. Новые технологии в разведке и освоении нефтегазовых месторождений. Лидеры-предприятия по добыче нефти. Основные специализированные компании по нефтедобыче. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе округа. Округ в единой газотранспортной системе страны. Крупнейшее газотранспортное предприятие страны ОАО «Тюменьтрансгаз». Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. Перспективы развития.
Нефтеперерабатывающая промышленность. Крупные предприятия по переработке нефти. Газоперерабатывающие предприятия. Перспективы развития.
Электроэнергетика. Факторы размещения. Перспективные направления обеспечения растущих потребностей в электропотреблении, повышении надежности и качества электроснабжения. Последствия воздействия систем производства ТЭК на окружающую среду. Стратегический план развития электроэнергетики.
Тема 3. Лесопромышленный комплекс (1 ч.)
Лесная промышленность - одна из старейших отраслей округа. Основные предприятия производства лесопромышленной продукции. Реализация программы «Развитие и реконструкция лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2010 года». Строительство целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК). Международное партнерство в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные направления природоохранной деятельности при промышленном лесопользовании. Перспективы развития лесопромышленного комплекса.
Тема 4. Отрасли промышленности (1ч.)
Строительный комплекс. Приоритетные направления. Реализация программы по развитию и модернизации жилищно-коммунального комплекса на 2005-2012 гг. Машиностроение.
Химическая промышленность, производство строительных материалов, горнодобывающая промышленность. Экологические проблемы. Перспективы развития отраслей.
Тема 5. Агропромышленный комплекс (1 ч.)
Место сельского хозяйства в экономике округа. Очаговый характер размещения. Типы сельскохозяйственных предприятий, их доля в производстве товарной продукции. Традиционные отрасли сельского хозяйства: оленеводство, рыбный промысел, охотничье промысловое хозяйство, клеточное звероводство. Пищевая промышленность. Проблемы и перспективы развития АПК, родовые угодья, экологические проблемы.
Тема 6. Транспортный комплекс (2 ч.)
Отличительные особенности транспортной сети округа. Значение для развития экономики. Главные промышленно-транспортные узлы и центры. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям, воздействию на окружающую среду и здоровье людей. Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса.
Практическая работа. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта.
Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство (1 ч.)
Сфера услуг, ее развитие и проблемы. Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей. Виды рекреационных ресурсов ХМАО - Югры. Оценка рекреационных ресурсов, их влияние на здоровье и самочувствие человека. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития.
Практическая работа. Составление картосхемы рекреационных ресурсов своего района.
РАЗДЕЛ IV. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа (5 ч.)
Тема 1. Территориальная организация экономики округа (4ч.)
Различия территорий по условиям и степени экономического развития. Перспективы развития территорий. Формирование территориально-производственных зон.
Тема 2. Внешние экономические связи округа (2 ч.)
Место ХМАО - Югры в стране и Уральском федеральном округе по основным показателям экономического развития. Округ в межрегиональном и международном географическом разделении труда: основные статьи экспорта-импорта, главные внутрироссийские и международные партнеры. Основные формы внешнеэкономических связей.
Примеры взаимовыгодного сотрудничества. Культурные связи. Международная организация «Северный Форум».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ выпускников
В результате изучения интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в VIII-1Х классах ученик должен:
Знать\понимать:
- особенности эколого-географического положения, территориально- административного устройства округа, природных условий и населения; основные виды природопользования, экологические проблемы региона и пути их решения;
- цели выделения родовых угодий;
- обязанности граждан: по сохранению окружающей природной среды от загрязнения: необходимости ресурсосберегающего потребления: сбережению особоохраняемых природных территорий; памятников природы, особо ценных объектов культурного наследия в Югорском крае.
Уметь:
Приводить примеры:
- сокращения видового разнообразия в регионе и его причины:
- районов разной специализации:
- особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах автономного округа:
- социальной адаптации человека к жизни в природных условиях Севера;
- экологических традиций коренного населения Югорскою края;
- путей решения экологических ситуаций в практике природользования на территории округа
- применять в рамках учебных ситуаций знания по составлению простейших моделей решения экологических проблем своей местности (на локальном уровне); - показать роль ООПТ в устойчивом развитии региона;
- центров производства различных видов продукции; внешних экономических связей, взаимовыгодного сотрудничества; - находить и анализировать в разных источниках, в том числе и Интернете, информацию, необходимую для изучения интегрированного курса;
- составлять краткую экономико-географическую характеристику различных территорий округа на основе разнообразных источников эколого-экономической информации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- оценивать влияние факторов окружающей среды на личное здоровье;
- следовать экологическим нормам поведения в окружающей среде и ресурсосберегающего потребления;
- анализировать карты округа различного содержания;
- участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей природной среды своей местности.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
«География и экология Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»
(VIII-IX классы)
1.Агропромышленный комплекс Югры. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 32 с.
2.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 2000.
3.Богатство Югры: рыбные и охотничьи ресурсы и их использование / Упр. по использованию рыбных и охотничьих ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. - Сб. м.: (б.и.) - 2005. - 29 с.
4.Видеоматериалы: «По заповедникам Югры».
5.Внешние связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / Ком. по внешн. связям ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 22 с.
6.Волина В.В. Откуда пришли слова. - Москва: АСТ- ПРЕСС, 1996.
7. География в школе // выпуски № 5, 2000, № 4, 2007.
8.Гриценко П.П. Древесные растения Тюменской области / ГОУ ХМАО - Югры ИПКиРРО. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 501 с.
9.География и экология в школе XXI века // № 5, 2006, № 1, 2007.
10.Головков А.В. Говорящие культуры: Традиции самодийцев и угров. - Екатеринбург, УРО РАН, 1995.
11.Гребенюк Г.Н., Кискаев И.А. Внеклассная работа по экологическому воспитанию: учебно-методическое пособие. /Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005.
12.Добринский T.H., Плотников В.В. Экология Ханты-Мансийского автономного округа. - Тюмень, 1997.
13.Демографический ежегодник (2001-2005): стат. сб.: в 2 т. / Федер. служба гос. статистики РФ, Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Тюм. обл. / Отв. за выпуск И.А. Аникина, Т.И. Куренкова. - Тюмень: (б.и.), 2005.
14.Жунтова Н.М. Методическое пособие по биологии с использованием фольклора и этнографии коренных народов Западной Сибири. - Мегион, 1996.
15.Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы: методическое пособие для учителя. - М.: Школьная пресса, 2002.
16.Иванова Н.А., Строчак Т.В., Гребенюк Г.Н. Экология леса: хрестоматия.
17.Инфактьев П.П. Путешествие в страну вогулов (предисловие Г.И. Данилиной). - Тюмень: Мандрика, 2003.
18.Информационный бюллетень «О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году / Правительство ХМАО - Югры, ОАО НПЦ «Мониторинг». - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 113 с.
19.Материалы к стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияние на отрасли экономики России. - Москва, 2005.
20.Мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за I полугодие 2005 года (расчет рейтингов): информ.-аналит. сб. / Департамент эконом, политики ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: (б.и.), 2005.- 12 с.
21.Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: методическое пособие. - М.: Вента-Граф, 2006.
22.О состоянии здоровья населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2004 году: гос. докл. / Правительство ХМАО - Югры, Департамент здравоохранения ХМАО - Югры. - Ханты-Мансийск: (б.и.), 2005. - 78 с.
23.ООО «Тюменьтрансгаз»: буклет / ОАО «Газпром». - (б.м.: б.и.), 2005. - 9 с.
24.О реализации законов «О языках коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО» и «О фольклоре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ХМАО»: материалы заседания Ассамблеи малочисленных народов Севера Думы ХМАО - Югры, Березово, 18 ноября 2004 г. / Дума ХМАО - Югры, Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера; / сост. А.И. Немдазина. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 55 с.
25.Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды: методическое пособие. - М.: Сфера, 2005.
26.Проблемы рационального использования нефтяного газа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: материалы совещания / Департамент по нефти, газу и минеральным ресурсам ХМАО - Югры. - Екатеринбург: ИздатНаукаСервис, 2005. - 174 с.
27.Региональный компонент государственного образовательного стандарта «Экология».
28.Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). - Сургут: АНИК и Сибирско-региональное издательство, 1993.
29.Сикорская Г.П., Кушникова Г.И. Экологическое сафари по Югорскому краю. - Екатеринбург, Аква-Пресс, 2005.
30.Стратегический прогноз изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их выявление на отрасли экономики России.
31.Салымский проект: достижения и перспективы / Салым Петролеум Девелопмент Н.В. (б.м.: б.и), 2005. - 24 с.
32.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования / Министерство образования РФ.: М.; 2004.
33.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра / Администрация Губернатора ХМАО - Югры, 2004.
34.Ханты-Мансийск - столица Югры: картографо-информационная система.
35.Харамзин Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. - М.: Икар, 2001.
36.Чесноков Н.И. Осторожно: живое! - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.
37.Экология и жизнь // М» 3, 4, 2006, №№ 1, 3, 2007.
38.Энциклопедия «Югория».
39.Электроэнергетическая отрасль Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и перспективы ее развития. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 11 с.
40.Югра - председатель «Северного Форума», 2005-2007 / Ком. по молодежной политике Нижневартовского района. - Нижневартовск: Пиксель групп, 2005. - 14 с.
ОКРУГ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.hmao.wsnet.ru - официальный сервер ХМАО.
www.admhmao.ru - официальный сайт администрации губернатора округа.
www.ugranet.ru - информационный портал ХМАО.
www.nizhnevarrtovsk.ru - городской сервер Нижневартовска.
www.admsurgut.ru - официальный сервер администрации Сургута.
www.pvt-vah.wsnet.ru - сайт Пыть-Яха.
www.nvagan.wsnet.ru - сайт Нягани.
www.urai.ru - сайт Урая.
www.yugra-dolina.com - «Югорская долина».
www.biathlon.ru - биатлон в ХМАО.
Календарно-тематическое планирование 8 класс-ХМАО-Югра (18 час)
№ п/п | Название раздела, темы урока | Кол-во час | Дата по плану\факт | Форма проведения, Тип урока | Содержание | Основные виды деятельности уч-ся. | |
Раздел I. Округ на карте Родины. Правовой статус (1 ч.) | |||||||
1. | Введение. Что и с какой целью изучают в курсе «География и экология ХМАО-Югры Географическое положение округа. Границы и административно-территориальное устройство. | 1 | 1 | Комбинированный | Особенности физико-географического положения, экономико-географического, эколого-географического, их влияние на природу, население и экономику округа. Изучение и освоение территории ХМАО-Югры | Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте объектов, характеризующих географическое положение округа». Уметь определять положение округа Уметь работать с картами округа, дополнительными источниками информации | |
Раздел II. Природа и человек (13 ч.) | |||||||
Тема 1. Рельеф и недра (2 ч.) | |||||||
2. | Особенности рельефа. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. | 1 | Формирование умений и навыков | Строение земной коры на территории округа. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования. | Знать основные тектонические структуры и тенденции развития земной коры. Уметь объяснять влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Практическая работа № 2 «Оценка влияния месторождений на состояние окруж.среды.» | ||
3. | Богатства недр округа. | 1 | Формирование умений и знаний | Минерально-сырьевые ресурсы. Округ-кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и в мире. | Знать запасы п\иск., перспективы округа. | ||
Тема 2. Климат и человек (2 ч.) | |||||||
4. | Климатические особенности округа | 1 | Комбинированный | Закономерности распределения тепла и влаги на территории округа. | Уметь определять коэффициент увлажнения, температуру января-июля по картам. | ||
5. | Практическая работа № 3 «Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в Советском районе.» | 1 | Формирование умений и навыков | . Климатические условия Советского района. | Уметь выявлять способы адаптации человека к климатическим условия в своей местности. | ||
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 ч.) | |||||||
6. | Богатство водных ресурсов. Значение рек в заселении и освоении территории округа. | 1 | Формирование умений и навыков | Обь и Иртыш-главные водные артерии Югры. | Знать поверхностные воды округа. Уметь объяснять значение рек в жизни людей округа | ||
7\8. | Югра - край озёр болот. Водные ресурсы и человек Практическая работа № 4 «Современные методы очистки воды» | 2 | Комбинированный | Важнейшие озёра, их происхождение. Болота - «кладовые солнца». | Знать крупные озёра и их происхождение. | ||
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (1 ч.) | |||||||
9. | Почвенные ресурсы округа. Земельные ресурсы. | 1 | Комбинированный | Почва - «зеркало ландшафта.» Почвы-показатель состояния окружающей среды. Мониторинг почв и земель ХМАО-Югры. | Знать факторы, определяющие почвенное плодородие, факторы почвообразования в округе. | ||
Тема 5. Живая природа (2 ч.) | |||||||
10. | Особенности растительности округа. Особенности разнообразия животного мира | 1 | Комбинированный | Видовое разнообразие, экологические функции растительного покрова. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения. Приспособленность животных и растений к условиям обитания. Биологические ресурсы. | Знать ландшафтно-стабилизирующие, социально-экологические функции. Знать животных занесённых в» Красную книгу» округа | ||
11. | Природные комплексы. | 1 | Комбинированный | Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Специфика жизни в таёжных ландшафтов. | Знать подзоны тайги, очаговое освоение и заселение. Природные кормовые угодья. | ||
Тема 6. Природопользование и охрана природы (2 ч.) | |||||||
12\13. | Природопользование. Современные способы научных исследований в природопользовании История охраны природы в округе. Заповедники округа | 1 | Новые знания | Ресурсное, отраслевое, территориальное. Законы рационального природопользования. Святые места. Система ООПТ. «Малая Сосьва». «Юганский» -эталоны дикой природы. | Знать негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Знать функции заповедников. Знать Проблемы и перспективы развития ООПТ | ||
Раздел III. Население автономного округа (4 ч.) | |||||||
Тема 1. Население округа (4 ч.) | |||||||
14. | Численность населения ХМАО-Югры. | 1 | 16.04 | Комбинированный | Демографическая ситуация, состав населения. | Знать численность населения. Уметь вычислять плотность населения. | |
15. | Миграционные потоки Югры. Коренные и малочисленные народы Югры. | 1 | Формирование умений и навыков | Особенности механического движения в округе. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнёрство как основа сохранения традиционных культур народов Севера | Уметь анализировать статистические материалы, на их основе строить графики, диаграммы. Знать особенности культуры ханты и манси. | ||
. | Условия проживания населения в городе Советском | 1 | Формирование умений и навыков | Создания модели или презентации. | Практическая работа №5 «Разработка перспективного плана улучшения условий проживания населения в Советском» | ||
35. | Итоговый урок за год. | 1 | Зачёт | Тест. |
Календарно-тематическое планирование 9 класс-ХМАО-Югра (17 часов)
№ | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности ученика | Дата по план.\факт |
Тема 1. Экономика округа. Реальность и перспективы (1 ч.) | ||||
1 | Экономико-географическое положение ХМАО-Югры | Роль округа в экономике России и мира. Природно-ресурсный потенциал для развития экономики. | ПР.работа№1 «Оценка ЭГП ХМАО». | 06.09 |
Тема 2. ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития (4 ч.) | ||||
2 | Нефтегазодобывающая промышленность. | Состав и значение ТЭК ХМАО. | Знать запасы нефти и газа, основные месторождения, лидеров-предприятия. | 13.09. |
3 | Перспективы развития нефтегазодобывающей промышленности. | Роль нефтяной и газовой промышленности округа во внешней торговле. | Уметь прогнозировать развитие нефтегазовой промышленности. | .2009. |
4 | Электроэнергетика. | Факторы размещения, стратегический план развития электроэнергетики. | Знать факторы размещения. | 27 |
5 | ТЭК и окружающая среда. | Виды антропогенных воздействий на окружающую среду. | Уметь составлять экологическую карту. | .10. |
Тема 3. Лесопромышленный комплекс (1 ч.) | ||||
6 | Лесная промышленность- одна из старейших отраслей округа. Перспективы развития лесопромышленного комплекса | Основные производства, продукция Реализация программ «Развития и реконструкция лесопромышленного комплекса до 2015 года» | Знать факторы размещения, главных производителей. Уметь работать с дополнительной информацией | .10. |
Тема 4. Отрасли промышленности (1 ч.) | ||||
7 | Строительный комплекс. Машиностроение и химическая промышленность. | Приоритетные направления, модернизация жилищно-коммунального комплекса. Отрасли машиностроения, химической пром. производство строительных материалов, горнодобывающая. пром | Знать Приоритетные направления в строительном комплексе. Знать отраслевой состав, перспективы развития этих отраслей | .11. |
Тема 5. Агропромышленный комплекс (1 ч.) | ||||
8 | Место сельского хозяйства в экономике округа. Проблемы и перспективы развития АПК. | Очаговое размещение, типы сельскохозяйственных предприятий, традиционные отрасли сельского хозяйства. Пищевая промышленность, родовые угодья. | Знать традиционные отрасли сельского хозяйства. Уметь работать с дополнительной литературой, делать презентации | .12. |
Тема 6. Транспортный комплекс (2 ч.) | ||||
9 | Транспортная сеть округа. | Виды транспорта, значение транспорта, главные транспортные узлы | Уметь сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям. | .12. |
10 | Проблемы и перспективы развития транспортного комплекса Экологические проблемы | Национальные проекты. | Уметь работать с Интернет ресурсами. ПР.работа№2 «Объяснения возникновения экологических проблем, связанных с промышленным освоением края и развитием транспорта | . 12 |
Тема 7. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство (1 ч.) | ||||
11 | Сфера услуг округа. Виды рекреационных ресурсов ХМАО-Югры. Экологические проблемы рекреационного хозяйства и пути их решения. Рекреационные ресурсы Советского района | Развитие и проблемы сферы услуг. Оценка рекреационных ресурсов Индустрия туризма и гостеприимства в Югре. Перспективы развития. | Знать проблемы сферы услуг. Уметь выделять экологические проблемы рекреационного хозяйства ПР.работа№3 «Составить картосхему рекреационных ресурсов.» | |
Раздел IV. Природно-экономическое районирование. Внешние экономические связи округа (5ч.) | ||||
Тема 1. Территориальная организация экономики округа (4 ч). | ||||
12 | Среднеобский природно-экономический район. | Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон. | Знать условия развития и формирования территориально-производительных зон. | |
13 | Обско-Кондинский природно-экономический район. | Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон. | Знать условия развития и формирования территориально-производительных зон. | |
14 | Берёзовский природно-экономический район. | Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон. | Знать условия развития и формирования территориально-производительных зон. | |
15 | Советский район-административная единица Обско-Кондинский природно-экономический район | Условия и степень экономического развития, перспективы развития, формирование территориально-производительных зон. | ПР.работа№4«Экономическая характеристика советского района.» Знать условия развития и формирования территориально-производительных зон. | |
Тема 2. Внешние экономические связи округа (1 ч.) | ||||
16 | Место ХМАО-Югры в стране и Уральском федеральном округе. Округ в международном и межрегиональном географическом разделении труда Культурные связи. | Основные показатели экономического развития. Отрасли специализации мирового значения. Основные статьи экспорта-импорта. Главные внутрироссийские и международные партнёры. Международные организации | Уметь работать с дополнительной литературой, статистическими данными. Знать основные формы внешнеэкономических связей Презентация «Северный Форум | . |
17 | Итоговый урок | Тест |
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Практические работы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
1 | Экономика округа. Реальность и перспективы | 1 | 1 | давать оценку экономики округа, её перспективам и проблемам развития |
2 | ТЭК, его состав, место и значение в экономике округа и страны. Перспективы развития. | 4 | прогнозировать развитие нефтегазовой промышленности, предприятия, перспективы развития, факторы размещения, составлять экологическую карту. | |
3 | Лесопромышленный комплекс . | 1 | Называть факторы размещения, главных производителей, работать с дополнительной информацией, составлять отчёт-презентацию | |
4 | Тема 4. Отрасли промышленности. | 1 | Приоритетные направления в строительном комплексе. отраслевой состав, перспективы развития этих отраслей, работать с Интернет ресурсами | |
5 | Агропромышленный комплекс | 1 | работать с Интернет ресурсами, работать с дополнительной литературой, делать презентации | |
6 | Транспортный комплекс | 2 | 1 | сравнивать различные виды транспорта, сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям |
7 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 1 | 1 | Называть проблемы сферы услуг, выделять экологические проблемы рекреационного хозяйства. Составить картосхему рекреационных ресурсов |
8 | Территориальная организация экономики округа. | 4 | 1 | объяснять деление округа на Природно-экономические районы. Определять условия развития и формирования территориально-производительных зон, условия развития и формирования территориально-производительных зон. |
9 | Внешние экономические связи округа. | 1+1 | Работать с дополнительной литературой, статистическими данными, называть основные формы внешнеэкономических связей. Составить Презентацию «Северный Форум» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 6 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 7 класса базовый уровень, Бажурова Н. И. - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса
Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различн...
Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....