Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
рабочая программа по географии (10 класс) по теме
Рабочая программа учебного предмета « География» для 10-11 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_10-11_klassy.doc | 494 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Санаторная школа – интернат№2
для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска
Согласовано: Утверждаю: научно-методический совет директор /ШакинаИ.И./ протокол №1
27.08.2014 01.09.2014
Рабочая программа учебного предмета
« География» для 10-11 классов
(базовый уровень)
разработана Бажуровой Н.И.,
учителем географии высшей категории
Магнитогорск, 2014г.
Содержание
1. Пояснительная записка:
1.1. нормативно-правовые документы;
1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;
1.3. основные особенности рабочей программы, в т. ч распределение резервных часов.
1.4. цели и задачи учебного курса;
1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;
1.6. учебно-тематический план;
1.7. методические рекомендации и технологические подходы;
1.8. специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей (НРЭО) и межпредметных связей;
2. Учебно-методическое обеспечение предмета.
3. Календарно-тематический план.
4. Характеристика контрольно-измерительных материалов.
5. Приложение
5.1. единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;
5.2. нормы оценок;
5.3. литература;
5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.
5.5. лист коррекции
5.6. контрольно-измерительные материалы.
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа по предмету «География» для 10-11 класса составлена в соответствии с государственным стандартом общего образования 2004 года (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденный приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 05.03.2004, №1089), примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263). Рабочая программа основана на примерной программе для среднего ( полного) общего образования по географии, рекомендованной МО и Н РФ .
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены стандартом
1.1.Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по географии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
3.Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
4.Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
5.Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
6.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014г. №08 – 548 « О федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год»
7.Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013г.№ 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году».
8.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
9.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» от 30.05.2014
10.Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
11.Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год
1.2. Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук.
Рабочая программа по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Экономическая и социальная география мира- общественная географическая наука, она изучает развитие и размещение населения и хозяйства в мире в целом, в отдельных регионах и странах, затрагивая вопросы международных отношений, глобальных проблем человечества и взаимодействия общества и природы, она помогает лучше понять современный этап мирового развития.
1.3.Основные особенности рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (34 учебных недели).
10 класс: 2 часа в неделю, 68 часов.
В 10 классе по Примерной программе на раздел «Источники географических знаний» отводится 4 часа, по рабочей программе 1 час, оставшиеся часы (3 часа) отведены на тему «Современная политическая карта», которой в Примерной программе не отводится ни часа, а в КИМах ЕГЭ есть задания по этой теме, поэтому 1час взят из резерва. По Примерной программе на тему «Население мира» отводится 5 часов, а по рабочей программе-4часа,1 час отвели для темы «География мирового хозяйства»- эта тема сложная и требует большего внимания. На раздел «Регионы и страны мира» даётся не менее 20 часов, в рабочей программе 29 часов: на тему «Зарубежная Европа» -8 ч. (10класс), на тему «Зарубежная Азия и Австралия»-10ч.(11класс), на тему «Африка»-4 ч.(11класс), на тему «Северная Америка»-3 часа,на тему «Латинская Америка»-3 часа:всего 28 часов.Часы взяты из резервного времени.
Согласно годовому учебно- календарному графику, рабочая программа скорректирована на 34 учебные недели.
1.4. Цели и задачи учебного курса.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально – экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
-нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
Введение (1 час). Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные понятия: экономическая и социальная география, социология.
Основная цель – дать учащимся представление об экономической и социальной географии мира, определить её задачи на современном этапе. Познакомить учащихся с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии; структурой учебника, методами географических исследований. Формировать умение выделять главное в содержании материала и формировать умение работать с учебником.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать, что изучает предмет география, экономическая и социальная география мира;
- уметь: использовать основные понятия социальной и экономической географии мира, определять ее основные задачи на современном этапе.
Часть I. Общая характеристика Мира.
Тема 1 . Современная политическая карта мира (4часа)
Основные понятия: этапы формирования ПКМ, ПГП, типология стран, ИЧР, основные формы административно-территориального устройства стран, политическая география и геополитика.
Основная цель – показать особенности развития политической карты мира, ее формирования, типология стран мира и её признаки, деление современных стран мира по формам правления и основным формам административно - территориального устройства правления. Дать характеристику влияния международных отношений на ПКМ.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать, понятие о политико-географическом положении, типологию стран. основные формы устройства государств;
- уметь: давать характеристику ПГП страны, анализировать текст учебника, данные СМИ.
Тема 2 . География мировых природных ресурсов. Загрязнение охраны окружающей среды. (6 часов)
Основные понятия: географическая (окружающая) среда; мировые природные ресурсы: ресурсы Мирового океана, рекреационные ресурсы. Ресурсообеспеченность, природопользование.
Основная цель – дать понятие о географической среде ресурсообеспеченности, рациональном и не рациональном природопользование, уметь приводить примеры рационального и не рационального природопользовании, учить находить основные пути решения экологических проблем.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать, понятие о географической среде, ресурсообеспеченности, природопользовании; особенности современного этапа взаимодействия общества и природы;
- уметь: приводить примеры рационального и не рационального природопользования, формулировать представление об обеспеченности отдельных регионов различными видами природных ресурсов, характеризовать разные типы природопользования на основе текста учебника, картографических и статистических материалов и СМИ.
Тема 3 . География населения мира. (4 часа)
Основные понятия: воспроизводство (естественное движение) населения, «демографический взрыв», демографическая политика; темпы уровни и формы урбанизации стран и регионов мира.
Основная цель – сформулировать представление о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населения. Ознакомить учащихся с основными миграционными явлениями мира, сформулировать представление об этническом составе населения, о мировых религиях, об урбанизации как о всемирном процессе.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать, понятия об воспроизводстве населения, урбанизации, географических особенностях естественного движения населения мира; о темпах уровнях и формах урбанизации во всем мире
- уметь: определять общие черты и различия в воспроизводстве, составе и размещении населения различных регионов мира на основе различных источников знаний.
Тема 4 . Научно-техническая революция и мировое хозяйство. (3 часа)
Основные понятия: НТР, Мировое хозяйство, черты и части НТР, МГРТ, «международная экономическая интеграция», ТНК, модели мирового хозяйства, региональная политика.
Основная цель – сформулировать понятие НТР её черты и составные части; понятие мировое хозяйство; МГРТ, ТНК, ознакомить с причинами разнообразия специализации стран мира, дать представление о роли МГРТ в формировании Мирового хозяйства.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: все понятия;
- уметь: определять основные черты и части НТР, выявлять причины разной специализации стран мира, объяснять влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства, самостоятельно работать со статистическим материалом и СМИ, определять географические модели мирового хозяйства.
Тема 5 . География отраслей мирового хозяйства. (8 часов)
Основные понятия: Международное географическое разделение труда, факторы размещения отраслей мирового хозяйства, новейшие отрасли, зеленая революция, товарное и потребительское сельское хозяйство, мировая транспортная система, контейнеризация, всемирные экономические отношения, Новый Мировой Экономический Порядок, свободные экономические зоны (СЭЗ), международный валютный фонд.
Основная цель – сформировать представление о новейших отраслях мирового хозяйства, о топливном балансе мира, рассмотреть рост производства разных отраслей в развитых и развивающихся странах, продолжить формировать умение давать характеристику отрасли, используя типовой план, определять факторы размещения и выявлять изменения в размещении предприятий разных отраслей в период НТР.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: Понятия о мировом хозяйстве, МГРТ; основные направления развития производства в условиях НТР; влияние НТР на отраслевую структуру и размещение производства во всем мире и в разных странах; основные районы размещение ведущих отраслей мировой энергетической, добывающей и обрабатывающей промышленности; главные направления международных экономических связей.
- уметь: выявлять факторы размещения ведущих отраслей промышленности на основе карт и статистических материалов; строить картосхемы размещения основных районов ведущих отраслей промышленности.
Часть II. Региональная характеристика Мира
Тема 6 . Зарубежная Европа. (8 часов)
Основные понятия: Экономико-географическое положение (соседское, приморское), Совет Европы, западноевропейский тип города, субурбанизация, портово-промышленные комплексы.
Основная цель – сформулировать представление об особенностях ЭГП Европы, особенностях населения, хозяйства, об уровне развития транспорта и туризма стран и субрегионов Зарубежной Европы.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: особенности ЭГП стран Европы; население; развитие и особенности отраслей хозяйства; крупнейшие города и городские агломерации Зарубежной Европы, интеграционные процессы происходящие в Европе.
- уметь: давать характеристику и выявлять особенности ЭГП стран Европы, выявлять различия в хозяйственной специализации разных стран, выявлять факторы размещения ведущих отраслей промышленности стран и субрегионов Зарубежной Европы, выявлять проблемы и перспективы развития стран.
Тема 7 . Зарубежная Азия. Австралия. (10 часов)
Основные понятия: ЭГП (соседское, приморское, глубинное),восточный (азиатский) тип города, «полюс роста», доминион.
Основная цель – сформулировать представление об особенностях ЭГП, в составе территории региона природных ресурсов населении; показать различия стран регионов Азии и причин их вызывающих.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: состав регионов, особенности геополитического положения, черты социально-экономического развития, особенности демографической и экономической политики стран данного региона.
- уметь: совершенствовать навыки работы со статистическим материалом, с картой, оценивать ЭГП стран и их природно-ресурсный потенциал, составлять краткую характеристику стран региона.
Тема 8 . Африка. (4 часа)
Основные понятия: геноцид, колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, монокультурная (монотоварная) специализация хозяйства, арабский тип города, апартеид.
Основная цель – сформировать представление о истории открытия и освоения Африки европейцами, выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; сформировать представление о некоторых особенностях субрегионов Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: состав регионов, особенности геополитического положения, черты социально-экономического развития, особенности демографической и экономической политики стран данного региона.
- уметь: работать с картой, различными источниками информации, конспектировать, выделять главное, формулировать вопросы, готовить сообщения, рефераты.
Тема 9 . Северная Америка. ( 3 часа)
Основные понятия: сегрегация, североамериканский тип города, постадийная специализация, промышленные и сельскохозяйственные пояса, очаговый тип освоения территории.
Основная цель – сформировать представление о ЭГП США и Канады; определить благоприятные и не благоприятные черты ЭГП; показать его влияние на историческое и современное развитие стран; выявить общие особенности населения США, этапы формирования американской нации; дать представление о природных ресурсах и хозяйстве, о различиях районах США.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: особенности ЭГП и ПГП страны, основные черты размещения и хозяйства, какие отрасли определяют место страны в МГРТ.
- уметь: работать с картой, статистическим и картографическим материалами, составлять краткую характеристику макрорайонов, оценивать ЭГП и ПГП стран.
Тема 10 . Латинская Америка. (3 часа)
Основные понятия: латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация», латифундии,
Основная цель – сформировать представление о странах Латинской Америки, особенностях ЭГП, населении, хозяйстве стран Латинской Америки; ознакомиться с регионами Латинской Америки.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: социально-экономический уровень развития стран Латинской Америки, специфические особенности этих стран.
- уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал для развития хозяйства региона; формировать навыки и умения работы с картой и учебником навыки анализа статистического и картографического материала.
Тема 11 . Страны Ближнего Зарубежья (10 часов)
Основные понятия: СНГ, ЕЭП, отрасли специализации.
Основная цель – сформировать представление о странах Ближнего Зарубежья, особенности их ЭГП и ПГП, экономические и политические связи с Россией, Концепция формирования единого экономического пространства между Россией и странами СНГ.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: социально-экономический уровень развития стран Латинской Америки, специфические особенности этих стран.
- уметь: оценивать природно-ресурсный потенциал для развития хозяйства стран; определять отрасли специализации хозяйства, формировать навыки и умения работы с картой и учебником навыки анализа статистического и картографического материала.
Часть III . Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (4 часа)
Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема разоружения и сохранение мира на Земле, продовольственная проблема, экстенсивный путь и интенсивный путь развития, энергетическая и сырьевая проблема, проблема здоровья людей, морское хозяйство, глобальные научные гипотезы, стратегия устойчивого развития.
Основная цель – выявить основные аспекты глобальных проблем человечества; уяснить специфику проблем.
В результате изучения данной темы учащиеся должны:
- знать: географические аспекты современных глобальных проблем, специфику глобальных проблем, их классификацию и сущность глобальных проблем.
- уметь: классифицировать те или иные явления и раскрывать сущность глобальных проблем; уметь логически строить прогнозы, гипотезы, находить пути решения глобальных проблем.
В результате изучения географии 10-11 классах на базовом уровне ученик должен знать/понимать
Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
- Учебно-тематический план (10 класс)
Раздел, темы | Количество часов | Практические работы | |
По Примерной программе | По рабочей программе | ||
Введение. Положение географии в системе наук. Источники географических знаний и методы исследований. | 4 | 1 | №1 |
Часть 1. Общая экономико-географическая характеристика мира. Тема 1. Современная политическая карта Тема 2. География мировых природных ресурсов. Тема 3. География населения мира. Тема 4. НТР и мировое хозяйство. Тема 5 География отраслей мирового хозяйства. | 0 6 0 3 10 | 4 6 4 3 8 | № 2,3,4 №5 № 6,7 № 8-10 |
Часть 2. Региональная характеристика мира Тема 6. Зарубежная Европа | 10 | 8 | №11 |
итого | 35 | 34 | 11 |
1.6. Учебно-тематический план ( 11 класс)
Раздел, темы | По Примерной программе | По рабочей программе | Практические работы |
Тема 7. Зарубежная Азия и Австралия Тема 8. Африка Тема 9. Северная Америка Тема 10. Латинская Америка Тема 11. Страны Ближнего Зарубежья Часть 3. Глобальные проблемы человечества | 10 4 3 3 10 5 | 10 4 3 3 10 4 | № 1,2,3 № 4 № 5 № 6 № 7,8
|
Итого: | 35 | 34 | 8 |
1.7.Методические рекомендации и технологические подходы
В ходе преподавания географии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.
А также используются различные формы обучения: практикум, семинар, ИКТ-презентация, лекция, диктант, различные виды самостоятельных работ, тест, зачет.
- Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках: использование двух классных досок, проведение в течение урока физминутки, соблюдение индивидуальных поз-укладок учащихся на кушетках.
- В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.
1.8. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа по географии содержит национально-региональный компонент своего края и области. Процесс интеграции наук в школьном обучении курса 10-11 класс реализуется через межпредметные связи.
География по широте межпредметных связей превосходит большинство учебных предметов, т.к .эта дисциплина объединяет науки, изучающие как природные, так и общественные закономерности, акцентируя свое внимание на территориальных аспектах. При изучении окружающей среды география тесно связана с химией, физикой, математикой, философией и экологией. Поэтому обращение к знаниям по физике, химии, математике, биологии, истории, экологии в школе помогает не только глубоко раскрыть многие вопросы физической и экономической географии, но является жизненно необходимым для усвоения и понимания этого предмета.
2.Учебно-методическое обеспечение предмета.
Преподавание географии в МОУ «СШИ №2» в 10-11 кл. ведется по учебнику В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира». Достоинством учебника является то, что каждая тема (глава) учебника открывается п л а н о м – с х е м о й, которая является не только графическим оглавлением, но и логическим конспектом темы. Основной текст учебника сопровождают специально подобранные блоки карт, графиков, статистических таблиц и фотоиллюстраций, которые не повторяют, дополняют основной текст учебника. Как самостоятельный источник знаний, наравне с текстом, можно использовать форзац учебника («визитная карточка стран»). Учебник имеет большой дополнительный текст, играющий роль небольшой «книги для чтения».
Учебник отличает ясность изложения материала, краткость и доступность, в нем помещены задания, которые различаются по характеру (работа с текстом, картами, таблицами учебника, с различными источниками знаний), так и по степени сложности (задания дифференцированы по двум уровням сложности). Заканчиваются темы блоком самоконтроля и взаимного контроля, который включает ряд конкретных вопросов по каждой теме, устные и письменные задания.
Для реализации целей и задач рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс (УМК):
Учебные пособия:
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира : Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2012.
- Атлас. География. 10 класс.- М.: Дрофа. « Издательство ДиК» 2011 г.
- Контурные карты .География. Москва. Дрофа. «Издательство ДиК». 2011г.
- ЕГЭ 2010г. География: сборник экзаменационных заданий / Авт.- сост. В.В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. М.: ЭКСМО, 2009-2013.
3. Календарно-тематический план.
10класс (2 часа в неделю)
Дата | № урока | Раздел, тема учебных занятий | Элементы содержания Федерального Компонента Государственного Стандарта по географии (6-7-8-10-11кл.) 2004 г. | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ по географии (кодификатор) | НРЭО | Практические и проверочные работы | ЦОР | |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ | Требования к уровню подготовки выпускников | |||||||
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Раздел 2. Регионы и страны мира. | ||||||||
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.(10 часов). | ||||||||
35 36 37 | 7/1 7/2 7/3 | Общая характеристика Зарубежной Азии Вводный контроль за 10 кл. | Состав региона, особенности геополитического положения | Состав региона, особенности геополитического положения. Уметь работать с картой и статистическим материалом | 6.1 6.4 | П .р. №1Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природных условий территорий Зарубежной Азии. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 42. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |
38 | 7/4 | Новые индустриальные страны (НИС) Азии | Основные черты соц-экон. развития | Основные черты соц-экон. Развития. Уметь работать с картой и статистическим материалом | 6.4 6.3 6.5 | |||
39 40 | 7/5 7/6 | Китай | Особенности демографической политики, особенности новой экономической политики | Уметь оценивать ЭГП страны, прир-ресурсн. потенциал | Экономические связи с Челябинской обл. (30мин.) | Пр.р.№2 Хар-ка спец-ии основных с/х р-ов Китая | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 44 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |
41 42 | 7/7 7/8 | Япония | Основные особенности ЭГП, проблемы развития хоз-ва | Составлять экон-географ .хар-ку страны | Пр.р. № 3 Составление картосхемы внешних экономических связей Японии | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 43. 2. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
43 | 7/9 | Индия -крупнейшая развивающаяся страна мира | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Индии | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т 9. Ур. 45. 2. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |||
44 | 7/10. | Австралия Обобщение по теме «Зарубежная Азия.» | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Составлять экон-географ.хар-ку страны. Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Австралии. | 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы). 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 12. Ур. 54. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
Тема 8. Африка.(4 часа) | ||||||||
45 | 8/1 | Страны Африки. Общий обзор | Соц-эконом. уровень развития стран | Уметь анализ-ть карто-граф. и стат. м-лы Оценивать прир. ресур. потенц. и уровень экон. развития стран Африки. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы). 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 10. Ур 46. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
46 47 48 | 8/2 8/3 8/4 | Субрегионы Африки Обобщение по теме « Африка.» | Спец-я хоз-ва отд. регионов Африки, место ЮАР в межд. геогр. разд. труда | Уметь сост. экон-географ. хар-ку страны. Ценности культуры афр. народов, сравнить особ-ти спец-ии хоз-ва. | 6.3 6.4 6.5 | Пр.р.№ 4 Наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере разв. стран | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 10. | |
Тема 9. Северная Америка. (3 часа.) | ||||||||
49 | 9/1 | Общая характеристика США | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны. Уметь работать со статист. и картограф. материалами. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 8. Ур 39-40. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
50 | 9/2 | Макрорайоны США | Особенности населения и хоз-ва. | Уметь составлять краткую хар-ку макрорайонов США | 6.3 6.4 6.5 | П.р. № 5 Характеристика макрорайонов США и их сравнение. | ||
51 | 9/3 | Канада | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Составлять экон-географ.хар-ку страны. Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Австралии. | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 8. Ур. 41. | |||
Тема 10. Латинская Америка.(3 часа) | ||||||||
52 | 10/1 | Страны Латинской Америки | Соц-экон. уровень развития стран Лат. Америки. | Уметь оценивать прир-ресурсный потенциал для развития региона. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 11. Ур49. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
53 | 10/2 | Специфика субрегионов Латинской Америки. | Специфические особенности стран Лат. Америки | Знать специфические особенности стран Лат. Америки | 6.3 6.4 6.5 | П.р.№6 Составление комплексной характеристики Бразилии. | ||
54 | 10/3 | Обобщение по темам « Латинская Америка» и «Северная Америка.» | ||||||
Тема11 .Страны Ближнего Зарубежья.(10 часов.) | ||||||||
55 | 11/1 | Страны Ближнего Зарубежья СНГ - крупнейший международный союз | Состав СНГ. Общая хар-ка стран СНГ. | Состав СНГ. Общая хар-ка стран СНГ. | 6.1 6.2 | Пограничные страны СНГ с Челяб.олб. (25мин.) | ||
56 | 11/2 | Белоруссия | Общая хар-ка хоз-ва Белоруссии. | Составлять экон-географ. хар-ку страны. | 6.1 6.2 6.3 6.5 | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т.4. Ур 48. | ||
57 | 11/3 | Украина | Общая хар-ка хоз-ва Украины | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 49. | ||||
58 | 11/4 | Закавказье | Отриц.и положит. факторы в развитии хоз-ва стран Закавказья. | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 50. | ||||
59 | 11/5 | Казахстан | Особенности геополитич. пол-ия, богатство природных ресурсов. Уникальность геополит. положения страны | Особенности ФГП, ЭГП. | Пок-ть и объяснить пол-ие госуд. границ РФ, Челяб.обл., расстояние до Магнит-ка (35мин.) | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 51. | ||
60 | 11/6 | Средняя Азия | Состав региона. | Сходство и различие в специи-ии хоз-ва этих гос-в | Миграция трудовых ресурсов из регионов в Челяб.обл.(25мин) | |||
61 | 11/7 | Россия в современном мире. РФ на политической карте мира | ПГП России, соседние гос-ва. | Оценивать ПГП страны. Характер-ть совр. границы России, пограничные конфликты. | Челяб. обл. на карте мира. (40мин) | П.р. № 7 Анализ и объяснение особен. современ.геопол.положения РФ. Погранич. конфликты. Хаар-ка совр. границ гос-ва | ||
62 63 | 11/8 11/9 | Россия в мировом хоз-ве и МГРТ. Экономические связи России. | Особенности геоэкономич. пол-ия России, отрасли межд.специи. Особенности экономических,политических и культурных связей России, статьи импорта и экспорта. | Место России в системе междун.фин-экон.и политич. отношений | Промышленное загрязнение Г.Магнитогорска (25мин.) | |||
64 | 11/ 10 | Обобщение по теме « Страны Ближнего Зарубежья.» | Особенности экономических, политических и культурных связей России, статьи импорта и экспорта | П.р. № 8 Определение роли России в пр-ве важнейших видов мировой промышл. и с/х продукции. | ||||
Раздел 3.Глобальные проблемы человечества | ||||||||
Тема 12. Глобальные проблемы человечества.(4 часа) | ||||||||
65 | 12/1 | Географические аспекты современных глобальных проблем | Специфика глобальных проблем. | Географич. аспекты глобальных проблем человечества | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т 6. Ур. 26-29. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |||
66 | 12/2 | Глобальные проблемы человечества | Классификация и сущность глоб. проблем. | Уметь классифицировать те или иные явления и раскрытие их сущности. | П.р.. № 9 «Выявление по картам регионов мира с неблагоприятной эколог. обстановкой» | |||
67 | 12/3 | Челябинская область - составная часть глобальных проблем человечества | Проблемы загрязнения окруж. среды (экологическая, демограф.проблемы) | Географич. аспекты проблемы жизни, здоровья и безопасности людей. | Челябинская область- составная часть глобальных проблем чело-ва (45 мин) | |||
68 | 12/4 | Итоговый зачет | ЗУН по всему курсу | ЗУН по всему курсу |
11 класс (1час в неделю)
1,2,3 | 7/1 7/2 7/3 | Общая характеристика Зарубежной Азии Вводный контроль за 10 кл. | Состав региона, особенности геополитического положения | Состав региона, особенности геополитического положения. Уметь работать с картой и статистическим материалом | 6.1 6.4 | П .р. №1Объяснение взаимосвязей между размешением населения, хозяйства и природных условий территорий Зарубежной Азии. | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 42. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |
4 | 7/4 | Новые индустриальные страны (НИС) Азии | Основные черты соц-экон. развития | Основные черты соц-экон. Развития. Уметь работать с картой и статистическим материалом | 6.4 6.3 6.5 | |||
5,6 | 7/5 7/6 | Китай | Особенности демографической политики, особенности новой экономической политики | Уметь оценивать ЭГП страны, прир-ресурсн. потенциал | Экономические связи с Челябинской обл. (30мин.) | Пр.р.№2 Хар-ка спец-ии основных с/х р-ов Китая | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 44 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |
7,8 | 7/7 7/8 | Япония | Основные особенности ЭГП, проблемы развития хоз-ва | Составлять экон-географ.хар-ку страны | Пр.р. № 3 Составление картосхемы внешних экономических связей Японии | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 9. Ур. 43. 2. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
9 | 7/9 | Индия -крупнейшая развивающаяся страна мира | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Индии | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т 9. Ур. 45. 2. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |||
10 | 7/10. | Австралия Обобщение по теме «Зарубежная Азия.» | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Составлять экон-географ.хар-ку страны. Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Австралии. | 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы). 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 12. Ур. 54. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
Тема 8. Африка.(4 часа) | ||||||||
11 | 8/1 | Страны Африки. Общий обзор | Соц-эконом. уровень развития стран | Уметь анализ-ть карто-граф. и стат. м-лы Оценивать прир. ресур. потенц. и уровень экон. развития стран Африки. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы). 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 10. Ур 46. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
12,13,14 | 8/2 8/3 8/4 | Субрегионы Африки Обобщение по теме « Африка.» | Спец-я хоз-ва отд. регионов Африки, место ЮАР в межд. геогр. разд. труда | Уметь сост. экон-географ. хар-ку страны. Ценности культуры афр. народов, сравнить особ-ти спец-ии хоз-ва. | 6.3 6.4 6.5 | Пр.р.№ 4 Наличие территориальной диспропорции в размещении производства на примере разв. стран | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 10. | |
Тема 9. Северная Америка. (3 часа.) | ||||||||
15 | 9/1 | Общая характеристика США | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны. Уметь работать со статист. и картограф. материалами. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 8. Ур 39-40. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
16 | 9/2 | Макрорайоны США | Особенности населения и хоз-ва. | Уметь составлять краткую хар-ку макрорайонов США | 6.3 6.4 6.5 | П.р. № 5 Характеристика макрорайонов США и их сравнение. | ||
17 | 9/3 | Канада | Особенности ЭГП, ПГП страны, основные черты размещения населения и хоз-ва страны | Составлять экон-географ.хар-ку страны. Особенности ПГП и ЭГП, населения и хоз-ва Австралии. | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 8. Ур. 41. | |||
Тема 10. Латинская Америка.(3 часа) | ||||||||
18 | 10/1 | Страны Латинской Америки | Соц-экон. уровень развития стран Лат. Америки. | Уметь оценивать прир-ресурсный потенциал для развития региона. | 6.1 6.2 | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т. 11. Ур49. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | ||
19 | 10/2 | Специфика субрегионов Латинской Америки. | Специфические особенности стран Лат. Америки | Знать специфические особенности стран Лат. Америки | 6.3 6.4 6.5 | П.р.№6 Составление комплексной характеристики Бразилии. | ||
20 | 10/3 | Обобщение по темам « Латинская Америка» и «Северная Америка.» | ||||||
Тема11 .Страны Ближнего Зарубежья.(10 часов.) | ||||||||
21 | 11/1 | Страны Ближнего Зарубежья СНГ - крупнейший международный союз | Состав СНГ. Общая хар-ка стран СНГ. | Состав СНГ. Общая хар-ка стран СНГ. | 6.1 6.2 | Пограничные страны СНГ с Челяб.олб. (25мин.) | ||
22 | 11/2 | Белоруссия | Общая хар-ка хоз-ва Белоруссии. | Составлять экон-географ. хар-ку страны. | 6.1 6.2 6.3 6.5 | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т.4. Ур 48. | ||
23. | 11/3 | Украина | Общая хар-ка хоз-ва Украины | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 49. | ||||
24. | 11/4 | Закавказье | Отриц.и положит. факторы в развитии хоз-ва стран Закавказья. | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 50. | ||||
25 | 11/5 | Казахстан | Особенности геополитич. пол-ия, богатство природных ресурсов. Уникальность геополит. положения страны | Особенности ФГП, ЭГП. | Показывать и объяснить поло-жение госуд. границ РФ, Челяб.обл., расстояние до Магнит-ка (35мин.) | 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 9 класс. Т 4. Ур 51. | ||
26 | 11/6 | Средняя Азия | Состав региона. | Сходство и различие в специи-ии хоз-ва этих гос-в | Миграция трудовых ресурсов из регионов в Челяб.обл.(25мин) | |||
27 | 11/7 | Россия в современном мире. РФ на политической карте мира | ПГП России, соседние гос-ва. | Оценивать ПГП страны. Характер-ть совр. границы России, пограничные конфликты. | Челяб. обл. на карте мира. (40мин) | П.р. № 7 Анализ и объяснение особен. современ.геопол.положения РФ. Погранич. конфликты. Хар-ка совр. границ гос-ва | ||
28 29 | 11/ 8 11/9 | Россия в мировом хоз-ве и МГРТ. Экономические связи России. | Особенности геоэкономич. пол-ия России, отрасли межд.специи. Особенности экономических,политических и культурных связей России, статьи импорта и экспорта. | Место России в системе междун.фин-экон.и политич. отношений | Промышленное загрязнение Г.Магнитогорска (25мин.) | |||
30 | 11/10 | Обобщение по теме « Страны Ближнего Зарубежья.» | Особенности экономических, политических и культурных связей России, статьи импорта и экспорта | П.р. № 8 Определение роли России в пр-ве важнейших видов мировой промышл. и с/х продукции. | ||||
Раздел 3.Глобальные проблемы человечества | ||||||||
Тема 12. Глобальные проблемы человечества.(4 часа) | ||||||||
31 | 12/1 | Географические аспекты современных глобальных проблем | Специфика глобальных проблем. | Географич. аспекты глобальных проблем человечества | 1. Библиотека электронных наглядных пособий «География» (6-10 классы) 2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия География. 10 класс. Т 6. Ур. 26-29. 3. Электронный учебник. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. | |||
32 | 12/2 | Глобальные проблемы человечества | Классификация и сущность глоб. проблем. | Уметь классифицировать те или иные явления и раскрытие их сущности. | П.р.. № 9 «Выявление по картам регионов мира с неблагоприятной эколог. обстановкой» | |||
33 | 12/3 | Челябинская область - составная часть глобальных проблем человечества | Проблемы загрязнения окруж. среды (экологическая, демограф .проблемы) | Географич. аспекты проблемы жизни, здоровья и безопасности людей. | Челябинская область- составная часть глобальных проблем человечест-ва (45 мин) | |||
34 | 12/4 | Итоговый зачет | ЗУН по всему курсу | ЗУН по всему курсу |
4.Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Основные направления совершенствования КИМов определялись последовательной реализации следующих принципов: отражение в структуре содержания экзаменационных материалов основных целей ЕГЭ; соответствие содержание КИМ нормативным документам по географии; стандартизации и объективизации проверки уровня подготовки выпускников по географии; адекватность используемых форм заданий проверяемым знаниям и умениям, ориентация на повышение качества географического образования.
В рамках реализации этих принципов при составляются задания базового, повышенного и высокого уровня подготовки выпускников . КИМ включают в себя задания на формирование у учащихся картографических умений, умений работать с различными источниками информации (картами, статистическим материалом, схемами, таблицами), формирование умений самостоятельно использовать для сравнения и объяснения изучаемых территорий, географических объектов и явлений, на формирование понимания ключевой географической терминологии.
Для подготовки учащихся к ЕГЭ используется следующая литература:
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ : 2010 : География /авт.-сост. Ю.А. Соловьева, - М.:АСТ: Астрель, 2010.
В данном издании представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного тестирования в 2009 - 2010 г. Тесты составлены в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования и действующими программами и учебниками. Приведена структура тестов, даны ответы для всех представленных тестов. Сборник предназначен для самостоятельной подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и к вступительным экзаменам в вузы.
5.Приложение.
5.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
- Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- Излагать материал логично и последовательно;
- Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
- Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.
Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося.
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
2. Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных умений и навыков. Шире использовать работу с учебником, справочной литературой.
3.Следить за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
Основными видами письменных работ являются: практические работы, тесты, итоговые контрольные работы.
Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также практических работ по географии ученики 10 и 11классах должны иметь 1 тетрадь (1 –рабочая общая тетрадь), контурную карту, атлас.
Требования к оформлению и ведению тетрадей:
-используются стандартные общие тетради или тетради из 18 -24 листов;
-писать аккуратным, разборчивым почерком.
-на обложке делается запись:
Тетрадь
для ________________работ
по______________________
ученика (цы)_______класса
МОУ «СШИ №2»
фамилия______________________
имя_______________
-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.09)
-записать тему урока.
- указывать (классная, географический диктант, тест, практическая работа).
-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.
-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.
-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, таблиц, каких либо выделений. Запрещается писать в тетрадях красной пастой.
Порядок проверки письменных работ учителем:
-тетради в 10-11 классах по географии проверяются 1 раза в четверть;
-зачетные работы по возможности проверяются к следующему уроку географии;
Оценка за работу заносится в журнал.
-за самостоятельные обучающие работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя.
5.2.Нормы оценок.
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Текущему контролю подвергаются учащиеся 10-11 классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.
Шкала оценок - пятибалльная: 5 баллов - «отлично», 4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способному к их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
- Литература.
1.Максаковский В.П. География .Экономическая и социальная география мира.10класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /В.П. Максаковский.-М.: Просвещение,2011.
2.Атлас. География. 10 класс.- М.: Дрофа. « Издательство ДиК» 2011 г.
3.Контурные карты. География. Москва. Дрофа. «Издательство ДиК». 2011г.
4.Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт и заданием для подготовки к ЕГЭ. Экономическая и социальная география мира . 10 класс. Москва. Дрофа. «Издательство ДиК» . 2010г.
5.ЕГЭ 2010г. География: сборник экзаменационных заданий / Авт.- сост. В.В. Барабанов, Э. М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. М.: ЭКСМО, 2009.
5.4. Перечень цифровых образовательных ресурсов и Web-сайтов Интернет.
Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб сайтов Интернета Обучение географии традиционно сопровождается использованием различных технических средств, позволяющих знакомить школьников с разными уголками Земли, городами и странами, демонстрировать карты и схемы, раскрывать особенности геологии и климата планеты. Современные ресурсы, представленные в сети Интернет и собранные в настоящем разделе, помогают сделать обучение более наглядным и эффективным, обеспечить преподавание данной дисциплины достоверной информацией о текущем состоянии погоды, атмосферы, литосферы, об экономических параметрах государств и о других факторах, значимых для изучения физической и экономической географии. Ресурсы, помещенные в данный раздел, включают интерактивные карты городов и стран, страноведческие порталы, научные и познавательные материалы по географии и экономике, лабораторные работы по географии, геологические, геофизические, спелеологические и другие справочники, энциклопедии, коллекции фотографий, аудио- и видеоматериалов. Следует отметить, что значительная часть ресурсов посвящена географии России.
GeoSite — все о географии
http: //www. geosite. com. га Библиотека по географии
http://geoman.ru География. Планета Земля
http://www.rgo.ru Раздел «География» в энциклопедии Википедия
http://ru.wikipedia.org/wiki/reon^Ha
География.ру: клуб путешествий
http://www.geografia.ru Гео-Тур: все, что вы хотели знать о географии
http://geo-tur.narod.ru Планета Земля
http://www.myplanet-earth.com Страноведческий каталог «EconRus»
http://catalog.fmb.ru GeoPublisher (архив научных публикаций географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова)
http://geopub.narod.ru Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
http://geo. lseptember.ru Учебно-методическая лаборатория географии Московского института открытого образования
http://geo.metodist.ru Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга
http://afromberg.narod.ru География для школьников
http://www.litle-geography.ru Словарь современных географических названий
http://slovari.yandex.ru/dict/geography Где? В Караганде (словарь географических названий)
http://gde-eto.narod.ru Национальное географическое общество
http://www.rusngo.ru Мир приключений и путешествий
http://www.outdoors.ru National Geographic - Россия (электронная версия журнала)
http://www.national-geographic.ru Сайт «Все флаги мира»
http://www. flags, ru Виртуальная Европа
http://europa.km.ru География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации
http://www.georus.by.ru Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»
http://www.mojgorod.ru Карты Google
http://maps.google.com Мир карт: интерактивные карты стран и городов
Лаборатория учебных карт
http://www. edu.ru/maps Сайт редких карт Александра Акопяна
http://www.karty.narod.ru Территориальное устройство России
http://www.terrus.ru Хроники катастроф 1997—2002 (Хронология природных и техногенных катастроф)
http://chronicl.chat.ru MeTeoweb (сайт об удивительном мире погоды)
http://www.meteoweb.ru Озоновый слой и климат Земли
http://iklarin.narod.ru Все о погоде в вопросах и ответах
http://atlantida.agava.ru/weather Все о геологии
http://geo.web.ru Геологические новости
http://www.geonews.ru Минералогический музей им. Ферсмана
http://www.fmm.ru Каталог минералов
http://www.catalogmineralov.ru Классификация почв России
5.5. Лист коррекции.
Уроки, которые требуют коррекции | Уроки, содержащие коррекцию | ||||||
Кл. | дата | № урока | тема урока | причины коррекции | дата | тема урока | форма коррекции |
- Контрольно-измерительные материалы.
Итоговая зачетная работа по теме
«Общая характеристика мира»
1 вариант
А1 Какие из перечисленных стран не имеют выхода к морю?
а) Индия в) Нигер д) Аргентина
б) Чад г) Таиланд е) Швеция
А2 Какие из перечисленных стран входят в «Большую 8»?
а) Италия в) Австралия д) Россия
б) США г) Китай е) Португалия
А3 В первую тройку стран по запасам нефти входят:
а) Нигерия, Россия, США;
б) Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт;
в) Россия, Мексика, США.
А4 В структуре мирового земельного фонда лидируют:
а) пашни;
б) пастбища и луга;
в) леса.
А5 К неисчерпаемым природным ресурсам относятся:
а) биологические;
б) энергия приливов и отливов;
в) земельные.
А6 Численность населения земного шара
а) более 3 млрд. чел.
б) более 5 млрд. чел.
в) более 6 млрд. чел.
А7 Страны с низкой плотностью населения:
а) Оман, Парагвай, Бельгия; в) США, Япония, Германия;
б) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; г) Россия, Ливия, Монголия.
А8 Укажите страны с 1 типом воспроизводства:
а) Россия, Польша, Германия; в) Аргентина, Камбоджа, Индонезия;
б) Бразилия, Франция, Италия; г) Япония, Китай, Албания.
А9 По добыче железной руды и выплавке стали лидирует:
а) СНГ; в) Северная Америка;
б) зарубежная Европа; г) зарубежная Азия.
А10 Главной зерновой культурой является:
а) кукуруза; в) пшеница;
б) рис; г) рожь.
А11 Какой из сухопутных видов транспорта называют «транспортом ХХ века»?
а) железнодорожный;
б) автомобильный;
в) трубопроводный.
А12 Найдите ошибку в перечне рек, по которым осуществляются значительные перевозки грузов:
а) Амазонка;
б) Миссисипи;
в) Рейн;
г) Дунай.
А13 Найдите ошибку в перечне подотраслей легкой промышленности:
а) кожевенно-обувная; в) трикотажная;
б) фарфорофаянсовая; г) меховая.
А14 Форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству …………
А15 Форма административного устройства, при которой в стране существует неделимая законодательная власть………
А16 Соотношение между величиной запасов и размерами их добычи называется………….
А17 Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере называют ……..
В1 Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:
а) Китай 1. Джакарта
б) США 2. Вашингтон
в) Индия 3. Пекин
г) Индонезия 4. Дели
В2 Расставьте в порядке возрастания использование энергоресурса:
а) природный газ
б) уголь
в) нефть
В3 Установите соответствие:
1. Россия, США, Канада а) уголь
2. Саудовская Аравия, США, Россия б) нефть
3. США, Япония, Россия в) природный газ
4. Китай, США, Германия г) электроэнергетика
В4 Установите соответствие:
1. электроника и электротехника а) Венгрия
2. часы и станки б) Нидерланды
3. автомобили и самолеты в) Швейцария
4. автобусы г) Швеция
С1 Приведите примеры развивающихся стран. По какому признаку проводится их классификация, на какие группы они подразделяются?
С2 Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами: 1) рационального использования природных ресурсов; 2) охраны окружающей среды от загрязнения?
С3 Каким образом возрастная структура населения зависит от типа воспроизводства населения? Население какой из возрастных групп преобладает в каждом из типов стран, почему?
Ответы
Часть А
№ задания | ответ | оценивание | № задания | ответ | оценивание |
1 | БВ | 2 б. | 10 | В | 1 б. |
2 | АБД | 3 б. | 11 | Б | 1 б. |
3 | Б | 1б. | 12 | А | 1 б. |
4 | Б | 1б. | 13 | Б | 1 б. |
5 | Б | 1 б. | 14 | республика | 1 б. |
6 | В | 1 б. | 15 | унитарное государство | 1 б. |
7 | Г | 1 б. | 16 | ресурсообеспеченность | 1 б. |
8 | А | 1 б. | 17 | экономически активное население | 1 б. |
9 | Г | 1 б. |
Часть В
№ задания | ответ | оценивание |
1 | А3, Б2, В4, Г1 | 2 б. |
2 | БВА | 2 б. |
3 | В1, Б2, Г3, А4 | 2 б. |
4 | Б1, В2, Г3, А4 | 2 б. |
Часть С
№ задания | ответ | оценивание |
1 | 1) ключевые страны (Индия, Бразилия, Мексика); 2) НИС (Корея, Тайвань, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия); 3) Нефтеэкспортирующие (ОАЭ, Ливия, Оман, Иран,…); 4) страны Латинской Америки; 5) «классические» развивающиеся; 6) наиболее отсталые « страны четвертого мира». | 3 балла |
2 | При рациональном использовании природных ресурсов будет несравненно меньше отходов, а значит, будет снижаться острота проблемы загрязнения окружающей среды. Решение одной проблемы способствует решению другой. | 1 балл. |
3 | в возрастной структуре мира в целом преобладают взрослые люди (15–59 лет). Но возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения. В странах со 2 типом воспроизводства повышена доля молодых возрастов (максимум в Африке- 45 %). В развитых странах преобладает доля пожилых людей (максимум в Европе- 17 %) | 2 балла |
2 вариант
А1 Какие из перечисленных стран являются полуостровными:
а) Индия в) Китай д) Италия
б) Япония г) Португалия е) Австралия
А2 Какие из перечисленных стран являются экономически развитыми?
а) Мексика, Германия, Франция;
б) Китай, Испания, Россия;
в) ЮАР, Израиль, Чехия.
А3 Укажите варианты, в которых неверно указана столица государства:
а) Индия – Бомбей; в) Италия – Рим;
б) Великобритания – Манчестер; г) Польша – Варшава.
А4 По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят:
а) Россия, Иран, Катар;
б) Саудовская Аравия, США, Нигерия;
в) ОАЭ, США, Россия.
А5 В первую тройку стран по размерам лесной площади входят:
а) Россия, Канада, Бразилия;
б) Конго, США, Австралия;
в) Перу, Боливия, Канада.
А6 К исчерпаемым невозобновимым природным ресурсам относят:
а) минеральные;
б) лесные;
в) космические.
А7 Выберите страну, в которой подавляющая часть населения живет вдоль южных ее границ:
а) США в) Франция д) Египет
б) Китай г) Канада е) Австралия
А8 Укажите страны с наиболее высокой плотностью населения:
а) Россия, США, Индия в) Украина, Германия, Франция
б) Вьетнам, Лаос, Камбоджа г) Китай, Индия, Норвегия
А9 Укажите столицу с отличительным типом воспроизводства:
а) Бразилия б) Монтевидео в) Асунсьон г) Каракас д) Ла-Пас
А10 К странам «медного пояса» можно отнести:
а) Перу, Чили, Канаду;
б) США, Чили, Парагвай;
в) Германия, Франция, Швейцария.
А11 Специализируются на лесной и деревообрабатывающей промышленности:
а) Россия и Украина; в) США и Канада;
б) Швеция и Финляндия; г) Индия и Китай.
А12 Растениеводство в структуре с/х преобладает в:
а) Португалии, Молдавии, Колумбии; в) Малави, Греции, Эстонии;
б) Ирландии, Парагвае, Индонезии; г) Узбекистане, Нигере, Монголии.
А13 Ведущей авиационной державой мира является:
а) США; б) Россия;
б) Япония; в) Австралия.
А14 При какой форме правления правитель страны является светским правителем и главой церкви?
А15 Форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными законами и органами существуют отдельные самоуправляющие единицы …….
А16 Часть земной природы, с которой взаимодействует человеческое общество в своей хозяйственной деятельности, называют …………
А17 Как называют процесс естественного движения населения, когда численность населения в стране резко снижается?
В1 Установите соответствие в направлении грузопотоков:
1. Россия – западная Европа а) уголь
2. Персидский залив – Япония б) нефть
3. Австралия – Япония в) газ
В2 Расставьте в порядке убывания в использовании энергоресурсов:
а) газ
б) уголь
в) нефть
В3. Установите соответствие:
1. компьютеры а) США
2.тяжелое машиностроение б) Китай
3. автомобили в) Германия
4. бытовая техника г) Россия
В4. Расположите виды транспорта в порядке убывания грузооборота:
а) железнодорожный; в) трубопроводный;
б) автомобильный; г) морской.
С1 На какие группы подразделяются страны на политической карте мира? Приведите примеры?
С2 Приведите примеры стран с богатой и ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свою точку зрения.
С3 Каковы основные особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов?
Ответы
Часть А
№ задания | ответ | оценивание | № задания | ответ | оценивание |
1 | АГД | 3 б. | 10 | А | 1 б. |
2 | В | 1 б. | 11 | Б | 1 б. |
3 | АБ | 2 б. | 12 | А | 1 б. |
4 | А | 1 б. | 13 | А | 1 б. |
5 | А | 1 б. | 14 | теократическая монархия | 1 б. |
6 | А | 1 б. | 15 | федеративное государство | 1 б. |
7 | Г | 1 б. | 16 | географическая среда | 1 б. |
8 | Б | 1 б. | 17 | депопуляция | 1 б. |
9 | Б | 1 б. |
Часть В
№ задания | ответ | оценивание |
1 | В1, Б2, А3 | 2 б. |
2 | АВБ | 2 б. |
3 | А1, Г2, В3, Б4 | 2 б. |
4 | ГАВБ | 2 б. |
Часть С
№ задания | ответ | оценивание |
1 | 1) по географическому положению: островные ( Куба, Шри-Ланка), архипелаги (Япония, Филиппины), полуостровные (Индия, Италия), приморские (Россия, Канада), немеющие выхода к морю (Чад, Монголия); 2) по площади занимаемой территории: Россия, Канада, Китай , США, Бразилия, Австралия, Индия. 3) по численности населения: Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Россия, Нигерия, Бангладеш, Япония. | 3 балла |
2 | Ресурсный потенциал страны может являться одним из условий ее развития. Но более важно, каким образом эти ресурсы используются. Среди высокоразвитых стран имеются государства, бедные природными ресурсами( Япония). Ресурсы, даже дорогие, можно купить, поскольку стоимость продуктов их переработки окажется все равно выше. | 1 балл |
3 | Территории с похожими природными условиями не всегда имеют одинаковую плотность населения. Острова Океании и влажные леса Амазонии расположены в экваториальном климатическом поясе, а значит, имеют похожие природные условия. Однако на о. Ява средняя плотность населения одна из наиболее высоких в мире, что связано трудоемким с/х, а в Амазонии плотность значительно ниже. | 2 балла |
СПЕЦИФИКАЦИЯ
Контрольных измерительных материалов для проведения итогового обобщения по географии по теме « Общая характеристика мира» в 10 классе.
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения учащимися 10 класса по данной теме Федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного ) общего образования.
Содержание и структура обобщения позволяет объективно оценить качество подготовки учащихся 10 класс по данной теме. Содержание КИМ работы по географии определяется требованиями к уровню подготовки учащихся , зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания осуществляется в соответствии с разделом « Обязательного минимума содержания основных образовательных программ».
В работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.
Обобщение состоит из 3-х частей: часть А-17 заданий с выбором одного или несколько ответов ; часть В -4задания с кратким ответом , на установления соответствия географических объектов и их характеристик, на установление правильной последовательности; часть С-3 задания с развёрнутым ответом. Работа представлена на 2 варианта.
В работе используются задания базового ( 60%), повышенного (25 %) и высокого (15%) уровней сложности.
В зависимости от типа и трудности задания его выполнение оценивается разным числом баллов. Задания 1, 4-20 части А , задание 2 в части С- оценивается 1 баллом; задания 3 в части А, задания 1-4 в части В и задание 3 в части С оцениваются до 2 баллов; а задание 1 в части С-3 - балла. Общий максимальный балл за работу 33 балла. На выполнение работы отводится 45 минут.
КОДИФИКАТОР
Элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 10 классов к обобщению по теме « Общая характеристика мира».
Кодификатор элементов содержания и требования к уровню подготовки учащихся для проведения обобщения составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего(полного) общего образования по географии .
Код элементов | Элементы содержания, проверяемые в работе | |
1 | География как наука | |
1.1 | Географические модели. Географическая карта. | |
3 | Население мира | |
3.1 | Географические особенности размещение население. Неравномерность размещения населения земного шара. | |
3.3 | Динамика численности населения Земли. | |
3.4 | Половозрастной состав населения. | |
4 | Мировое хозяйство | |
4.1 | Отраслевая структура хозяйства. | |
4.2 | Ведущие страны – экспортёры основных видов промыщленной продукции. | |
4.3 | Ведущие страны-экспортёры основных видов сельскохозяйственной продукции. | |
4.4 | Основные международные магистрали и узлы. | |
5 | Природопользование и геоэкология | |
5.1 | Природные ресурсы и их размещение | |
5.2 | Рациональное и нерациональное природопользование. | |
6 | Регионы и страны мира. | |
6.1 | Многообразие стран мира. Основные типы стран. | |
6.2 | Современная политическая карта. | |
6.4 | Особенности природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира. |
Перечень требований к уровню подготовки учащихся.
Код требования | Требования к уровню подготовки учащихся, достижение которого проверяется на обобщении | |
1 | ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ | |
1.1 | смысл основных теоретических категорий и понятий | |
1.3 | численность и динамику населения регионов и стран | |
1.4 | географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей | |
1.5 | географическую специфику отдельных стран и регионов, их различие по уровню социально- экономического развития | |
1.9 | географические особенности природы материков | |
1.12 | природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на разных уровнях, меры по сохранению природы | |
2 | УМЕТЬ | |
2.1 | выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений | |
2.5 | определять и сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов ,процессов и явлений | |
2.6 | оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира , их демографическую ситуацию, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий | |
3 | ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
3.2 | выявление , описание и объяснение разнообразных явлений в окружающей среде | |
3.3 | анализ и оценка разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, , социально-экономических объектов и процессов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « География» для 8-9 классов базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии
Рабочая программа учебного предмета « Краеведение» для 6-7 класса базовый уровень, Бажурова Надежда Ильинична - учитель географии...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 классов базовый уровень, Зайцева Лариса Петровна - учитель изобразительного искусства высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания
Рабочая программа учебного предмета «История» для 5 - 9 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания...
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «История» для 10 - 11 класса. базовый уровень, Ризатдинова Ризида Ибрагимовна - учитель истории и обществознания высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...