Рабочая программа учебного предмета по социальной экологии для 10-11 класса
рабочая программа по экологии (10, 11 класс) на тему
Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, нацеливает на поиски способов усиления жизнеспособности социально-экологических систем. Программа преследует, прежде всего, именно эту фундаментальную цель – формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношения общества и природы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по социальной экологии 10-11 классы | 103.5 КБ |
ктп по социальной экологии 10-11 классы | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Гимназия №1
676850 РФ, Амурская область, г. Белогорск, ул. Садовая,9,тел/факс 8(41641)2-09-90, e-mail: gimnazia-bel@mail.ru
Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ
методическим советом. Директор МОАУ Гимназия №1
Протокол от__ ________ №____ _____________ Н.В. Николаева
Рекомендована к утверждению Приказ от _____________ №___
управляющим советом.
Протокол от__ ________ №____
Рабочая программа
учебного предмета
по социальной экологии для 10-11 класса
Разработана учителем высшей категории
Ольгой Николаевной Ореховой
на 2014-2019 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цель программы:
- развитие экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество-природа», формирование экологической культуры личности
Задачи:
- Формирование и развитие знаний об основных экологических проблемах, порождаемых деятельностью человека, путях и методах их решения;
- Воспитание потребностей на овладение глубокими экологическими знаниями, ответственного отношения к природе;
- Развитию интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологической ситуации, эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы- убеждения и возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.
.
На основании устава гимназии, исходя из запроса обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), на основании проведённого анкетирования в 10-11 классах введён социально-гуманитарный профиль. Учебный предмет «Социальная экология» подчёркивает профильную направленность гимназии и изучает человеческое общество в аспекте его совместимости с особенностями природной среды.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Письмо Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821-10
Сведения о программе
Данная рабочая программа составлена на основе программы В. И. Курносова «Социальная экология», Издательство Амурского ИППК, г. Благовещенск, 2005 года (региональный компонент)
Обоснование выбора авторской программы
Программа составлена с учетом того, что учащиеся 9 класса достаточно глубоко изучили вопросы экологии человека. Программа курса в 10 классе начинается с темы «Человек-часть природы», что является логическим продолжением последней темы курса по экологии. Это позволяет расширить знания об социально - экологических проблемах своей местности, приводить конкретные примеры закономерностей природы своего родного края.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу
Изменений в программе нет.
Определение места и роли учебного предмета
Данная программа ориентирует на углубленное осмысление проблем взаимоотношения человека, социальных общностей и среды обитания, формирует интерактивный уровень знания, синтезирующий достижения различных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, нацеливает на поиски способов усиления жизнеспособности социально-экологических систем. Программа преследует, прежде всего, именно эту фундаментальную цель – формирование у обучающихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, экологическим общественным движениям, истории взаимоотношения общества и природы
Информация о количестве часов
Рабочая программа рассчитана на 69 часов из расчета в 10 классе -35 часов (1 час в неделю), в 11 классе -34 часа (1 час в неделю)
Формы организации образовательного процесса
- Урок
-Практикум
-Семинар
-Лекция
-Дискуссия
Технологии обучения
Технологии, используемые при реализации рабочей программы:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов;
- технология проблемного подхода.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Программа по социальной экологии призвана помочь выпускникам рассмотреть на исторических примерах основные экологические последствия хозяйственной деятельности человека, повторение из века в век одних и тех же экологических ошибок. Утвердить обучающихся в мысли о необходимости коренного изменения исторически сложившегося потребительского отношения к природе, раскрыть основные понятия и основное содержание социальной экологии, показать причины
региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодоления, провести комплексный анализ экологических проблем, причин их возникновения, способов ликвидации, перспективных моделей устойчивого развития общества и существования будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и экологической культуры в целом.
Ключевая компетенция обучающихся | Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся. |
Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная) | Извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний. |
Социально – трудовая компетенция | Включиться в социально – значимую деятельность. Оперативно включаться в проекты. |
Коммуникативная компетенция | Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения. Овладение навыками неконфликтного обучения. Способность строить и вести общение. |
Компетенция в сфере личностной ориентации. | Критически относиться к тому или иному аспекту. Уметь противостоять сложностям. Занимать личную позицию. |
Виды и формы контроля
В ходе реализации рабочей программы по географии на уроках используются следующие формы контроля:
- индивидуальная,
- групповая,
- фронтальная,
- комбинированная,
- взаимоконтроль,
- самоконтроль.
Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практикума. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе(тестирование, игра, конференция, практикум)
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.
Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или исследовательской работы.
Содержание рабочей программы
10 класс
Введение (1 час)
Возникновение социальной экологии, этапы ее развития. Предмет, методы и задачи социальной экологии. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками.
Экологические связи человека.
Человек –часть природы (8 часов).
Человек как биосоциальный вид. Экологическое сходство и отличие человечества от других популяций. Особенности пищевых и информационных связей человека. Экологическая емкость среды обитания человечества. Экосоциальные связи с окружающим миром. Использование орудий труда и источников энергии. Исторические этапы взаимодействия общества и природы: биогенный этап (палеолит), аграрный (неолит), индустриальный (XVII в до середины XX в.) и постиндустриальный (наше время). Перспективы развития социальных связей человечества в будущем.
Социально – демографическая политика.
Население России и Амурской области: условия и образ жизни (3 часа)
Социально-экологические особенности демографии. Человек в Дальневосточном регионе. Смертность, продолжительность жизни. Рождаемость и обновления поколений. Численность и возрастная структура населения России и Амурской области. Концепции стабилизации и снижения численности населения: демографический максимализм, финализм, фатализм. Условия труда и жизни и обитания народа. Этнический состав населения Амурской области.
Семья как социальная ячейка общества (2 часа)
Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые, экономические, социальный контроль, социально-статусовые, досуговые, эмоциональные. Типы семей: нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке. Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное,малодетное). Регулирование рождаемости, внутрисемейный контроль над рождаемостью, планирование семьи.
Миграционные процессы и проблемы демографии (2 часа)
Миграционные процессы в стране и в Амурской области: вынужденная, плановая миграции населения. Демографические перспективы Дальнего Востока России.
Экологические проблемы и их решения
Человек и окружающая природная среда (13 часов)
Соцэкосистемы. Сущность экологических проблем. Основные составляющие экологической проблем. Народонаселение. Проблемы ресурсов и энергии. Загрязнение среды как глобальная проблема. Ухудшение здоровья население, обеднения биологического разнообразия. Негативные последствия современного природопользования в Амурской области, их оценка.
Современное состояние и охраны атмосферы в мире, России, своей области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области, Красная книга РФ.
Обобщение и контроль знаний (1 час)
Практикум (2 часа)
Практические работы:
- Изучение и моделирование глобальных экологических проблем (задания по выбору учителя).
- Определение антропогенных загрязнений окружающей среды; Социологический анализ своей семьи (по выбору учителя).
Заключение (1 час)
11 класс
Человечество в биосфере.
Биосферные функции человека (3 часа)
Глобальная функция человека – поддержание биосферных процессов. Биологические, психические и социальные функции человека. В.И. Вернадский о биосферных функциях человечества. Учение о ноосфере.
На пути новой цивилизации.
Экологические перспективы (4 часа)
Проблема гармонизации соцэкосистем. Правила взаимодействия человека и природы Барри Коммонера. Альтернативные пути развития. Концепция устойчивого социально-экологического развития. Модели «мира» и сценарии мирового развития. Деятельность Римского клуба и комиссий ОНН по окружающей среде. Развитие идей В.И. Вернадского о ноосфере Н.Н. Моисеевым.
Социально-экономические и социально-политические аспекты экологии (7 часов)
Культура и мораль новой цивилизации. Экологическая культура и этика. Политический аспект социальной экологии: основные политические принципы партии «зеленых».
Экологизации экономики. Инженерная экология. Особенности освоения космоса, его влияния на космическую природу и биосферу Земли. Экологические проблемы космодрома п. Углегорск в Амурской области.
Экология и производство (7 часов)
Очистка окружающей среды от антропогенных отходов. Пути решения проблем отходов. Мониторинг состояния окружающей природной среды. Безотходное экологическое производство. Проблемы утилизации отходов.Рециклинг. Экологические товарные знаки. Урбоэкология, экологические проблемы города, экология села,своего населенного пункта, своего жилища.
Рациональное размещение и экологизация производства в Амурской области.
Экологическое право (5 часов)
Конституционные основы экологического права. Объекты, источники, принципы и методы экологического права. Экологический контроль и экспертиза.
Соблюдение конституционных основ экологического права в Амурской области. Областная целевая программа по окружающей среды на 2003-2007 годы.
Экологическое образование и информатизация (7 часов)
Система непрерывного экологического образования: структура, содержание, пути реализации.
Экологическая информатика. Предметное поле экологической информатики. Геоинформатика и социоинформатика. Начало эпохи информационно-экологического общества. Средства массовой информации в области защиты природы в России, на Дальнем Востоке и в амурской области.
Экологическое движение на современном этапе (4 часа)
Общая характеристика экологического движения в России, на Дальнем Востоке, в амурской области. Общественные природоохранные организации в амурской области. Становление международного экологического сотрудничества. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе. Международные природоохранные организации.
Практические работы:
- Проведение социологических опросов по выявлению и изучению проблем окружающей среды своего района (города, села).
- Составление карт экологических прогнозов последствий воздействия человека на природу (по месту своего проживания)
Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников)
Уровень требований | Содержание требований к уровню усвоения знаний по социальной экологии 10-11 классы |
Знать | Понятия: экосистема социоприродная, народонаселение, природная среда, экологическая деятельность, биосферные функции человека, экологическая ценность, экологическая норма Явления: взаимодействия общества и природы, природопользование, экологический кризис, парниковый эффект Проблемы: выживание человечества, экологизация науки, экономики, образования, предотвращения технологических и военных катастроф, регулирование численности народонаселения |
Уметь объяснять | Законы Б. Коммонера, идеи устойчивого развития, экологической деятельности и культуры |
Уметь использовать | Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы |
Литература и средства обучения
-УМК для учащихся 10-11 классов:
- Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Дрофа, 1999 (стр. 162-269)
- Авторский электронный УМК, автор Орехова О. Н., 2011 год
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т., Глазачев С .Н. «Основы общей экологии» -М.: «МДС» 1998 (стр. 199-258)
- Мамедов Н. М., Суравегина И. Т. «Экология 9-11 кл.»-М.:Школа-Пресс, 1996 (стр. 322-450)
-Дополнительная литература:
- Козлова Т. А., Сухова Т. С., Сивоглазов В.И. «Экология: книга для учителя.-М.: Школа-Пресс, 1996
- Пономарева О. Н., Чернова Н. М. Методическое пособие к учебнику под редакцией Н. М. Черновой «Основы экологии.10 (11) класс. –М.: Дрофа, 2001
- Брякина М. В. «Экология 11 класс, часть1,2: Комплексные поурочные планы. –Волгоград: Учитель-АСТ, 2003
- Яо Л. М. Социальная экология : учебное пособие/ Л.М. Яо. – Казань : Изд-во Казан.гос. технол. ун-та, 2007. – 280 с.
- Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000.
- Кормилицин В.И. и др. Основы экологии — М.: Интерсталь, 1997.
- Лосев А.В., Повадкин Г. Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.
- Марков Ю. Г. Социальная экология. Взаимодействие общества и природы. Новосибирск, 2001.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Школа-пресс, 1997.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М., Мысль, 1990.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология – М., «Академия», 2000.
Интернет-ресурсы:
Перечень оценочных практических работ в 10 классе
1 | Изучение и моделирование глобальных экологических проблем (задания по выбору учителя) |
2 | Определения антропогенных загрязнений окружающей среды; |
3 | Социологический анализ семьи (по выбору учителя) |
Перечень оценочных практических работ в 11 классе
1 | Проведение социологических опросов по выявлению и изучению проблем окружающей среды своего района (города, села) |
2 | Составление карт экологических прогнозов последствий воздействия человека на природу (по месту своего проживания) |
Учебно –тематический план в 10-11 классах
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
10 класс | ||
1 | Введение. | 1 |
2 | Раздел 1. Экологические связи человека» | 8 |
3 | Раздел 2. Социально-демографическая политика | 8 |
3 | Раздел 3. Экологические проблемы и их решение | 14 |
4 | Практикум | 3 |
5 | Обобщение | 1 |
всего | 35 | |
11 класс | ||
1 | Раздел 1. Человечество в биосфере | 3 |
2 | Раздел 2. На пути к новой цивилизации | 30 |
3 | Обобщение | 1 |
всего | 34 |
Предварительный просмотр:
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип (вид) урока. | Основные ЗУН соответствующие ГСО | |
план | факт | |||||
10 класс (35 часов) | ||||||
1 | 01.09 | Инструктаж по ТБ при проведении уроков по социальной экологии. Введение. Возникновение социальной экологии | 1 | Тип: изучение нового материала Вид: частично-поисковый | З. Возникновение социальной экологии, этапы ее развития. Предмет, методы, задачи социальной экологии. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками. У. определять этапы ее развития, предмет, методы, задачи социальной экологии. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками. Н. работа с разнообразными источниками информации | |
Раздел 1. Экологические связи человека» | 8 | |||||
2 | 08.09 | Тема 1. Человек –часть природы. Человек как биосоциальный вид. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: частично-поисковый | З. Человек как биосоциальный вид. Экологическое сходство и отличие человечества от других популяций. У. находить сходство и различия Н. сравнивать, анализировать | |
3 | 15.09 | Особенности пищевых и информационных связей человека | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. Особенности пищевых и информационных связей человека. Экологическая емкость среды обитания человечества. Экосоциальные связи с окружающим миром. У. сравнивать, анализировать Н. работа с разнообразными источниками информации | |
4 | 22.09 | Использование орудий и энергии | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок -исследование | З. Использование орудий и энергии У. определять орудии труда и энергии разных этапов развития человечества Н. работа с разнообразными источниками информации | |
5 | 29.09 | История развития экологических связей человека. Древние гоминиды. Человек разумный. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. История развития экологических связей человека. Древние гоминиды. Человек разумный. У. определять исторический этапы взаимодействия общества и природы: биогенный этап (палеозой), аграрный и т.д. Н. работа с разнообразными источниками информации, составление сравнительной таблицы | |
6-7 | 06.10 13.10 | История развития экологических связей человечества: современность, будущее. | 2 | Тип: изучение новой темы Вид: беседа с элементами объяснения | З. История развития экологических связей человечества: современность, будущее. У. Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. перспективы развития социальных связей человечества в будущем. | |
8 | 20.10 | Зачет по разделу 1. Экологические связи человека» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
9 | 22.10 | Урок обобщения и повторения знаний по разделу 1. Экологические связи человека» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: дискуссия | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
Раздел 2. Социально-демографическая политика | 8 | |||||
Тема 1. Население России и Амурской области | ||||||
10 | 10.11 | 2 четверть Социально – экологические особенности демографии | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: беседа с элементами объяснения | З. Социально – экологические особенности демографии. Человек в дальневосточном регионе. Смертность и продолжительность жизни. Рождаемость и обновление поколений. Численность и возрастная структура населения России и Амурской области. Концепции стабилизации и снижение численности населения: демографический максимализм, утопизм, финализм, фатализм. Условия труда, жизни и обитания народа. Этнический состав населения Амурской области. У. анализировать, сравнивать Н. работа со статистической информацией | |
11 | 17.11 | Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии. | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: лекция | З. Социально – экологические особенности демографии. Человек в дальневосточном регионе. Смертность и продолжительность жизни. Рождаемость и обновление поколений. Численность и возрастная структура населения России и Амурской области. Концепции стабилизации и снижение численности населения: демографический максимализм, утопизм, финализм, фатализм. Условия труда, жизни и обитания народа. Этнический состав населения Амурской области. У. анализировать, сравнивать Н. работа со статистической информацией | |
12 | 24.11 | Этнический состав населения Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок -исследование | З. Социально – экологические особенности демографии. Человек в дальневосточном регионе. Смертность и продолжительность жизни. Рождаемость и обновление поколений. Численность и возрастная структура населения России и Амурской области. Концепции стабилизации и снижение численности населения: демографический максимализм, утопизм, финализм, фатализм. Условия труда, жизни и обитания народа. Этнический состав населения Амурской области. У. анализировать, сравнивать Н. работа со статистической информацией | |
Тема 2. Семья | ||||||
13 | 01.12 | Семья. Социальные и медицинские аспекты репродуктивной функции. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые,, экономические, социальный контроль, социально-статусные, досуговые, эмоциональные. Типы семей, нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке. Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное, малодетное). Регулирование рождаемости. Внутрисемйный контроль над рождаемостью, планирование семьи. У. анализировать, сравнивать Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа со статистической информацией | |
14 | 08.12 | Планирование семьи | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок -исследование | З. Семья и ее социальные функции: воспитательные, хозяйственно-бытовые,, экономические, социальный контроль, социально-статусные, досуговые, эмоциональные. Типы семей, нуклеарная, молодая семья, неполная семья, внебрачная семья, семья в повторном браке. Репродуктивное поведение и его типы (многодетное, среднедетное, малодетное). Регулирование рождаемости. Внутрисемйный контроль над рождаемостью, планирование семьи. У. анализировать, сравнивать Н. работа со статистической информацией | |
Тема 3. Миграционные процессы и проблемы демографии | ||||||
15 | 15.12 | Миграционные процессы в Амурской области: вынужденная и плановая миграция Демографические перспективы | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: беседа с элементами объяснения | З. Миграционные процессы в стране и Амурской области: вынужденная и плановая миграция. Демографические перспективы Дальнего Востока России. У. Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. анализировать, сравнивать Н. работа со статистической информацией | |
16 | 22.12 | Зачет по разделу 2. Социально-демографическая политика | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
17 | 29.12 | Урок обобщения и повторения знаний по разделу 2. Социально-демографическая политика | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: дискуссия | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
Раздел 3. Экологические проблемы и их решение | 14 | |||||
Тема 1. Человек и окружающая природная среда | ||||||
18 | 12.01 | 2 полугодие Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: лекция | З. Социоэкосистемы и основные этапы их эволюции. У. выделять основные этапы. Н. работа со статистической информацией | |
19 | 19.01 | Экологическая проблема: понятие, состав, содержание | 1 | Биосферные функции человека | З. Сущность экологической проблемы. Основные составляющие экологической проблемы. Народонаселение. У. анализировать, сравнивать Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа со статистической информацией | |
20 | 26.01 | Проблема ресурсов и получение энергии | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: урок -исследование | З. Проблемы ресурсов и получение энергии. У. прогнозировать, находить меры Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с различными источниками информации | |
21 | 02.02 | Загрязнение среды как глобальная проблема | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. Загрязнение среды как глобальная проблема. Ухудшения здоровья населения, обеднение биологического разнообразия. Негативные последствия современного природопользования в Амурской области, их оценка. У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
22 | 09.02 | Состояние природопользования в Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: семинар | З. Современное состояние и охраны атмосферы в мир, России, своей области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
23 | 16.02 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Рациональное использование и охрана водных ресурсов Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
24 | 23.02 | Экология водных ресурсов области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. Экология водных ресурсов области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. | |
25 | 02.03 | Использование и охрана недр страны и области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Использование и охрана недр страны и области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
26 | 09.03 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. | |
27 | 16.03 | Современное состояние и охрана растительности | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Современное состояние и охрана растительности. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
28 | 06.04 | 4 четверть Охрана растений в Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: круглый стол | З. Охрана растений в Амурской области Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
29 | 13.04 | Рациональное использование и охрана животных в России, Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Рациональное использование и охрана животных в России, Амурской области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
30 | 20.04 | Охраняемые территории области, красная книга РФ, Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. Охраняемые территории области, красная книга РФ, Амурской области. Рациональное использование, охрана водных и почвенных ресурсов, недр. Использование и охрана растений и животных Амурской области. Красная книга РФ У. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
31 | 27.04 | Контрольная работа по разделу 3. Экологические проблемы и их решение | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
Практикум | 3 | |||||
32 | 04.05 | П/Р № 1 «Изучение и моделирование глобальных экологических проблем (задания по выбору учителя)» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: практикум | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
33 | 11.05 | П/Р № 2«Определения антропогенных загрязнений окружающей среды» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: практикум | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
34 | 18.05 | П/Р № 3 «Социологический анализ семьи» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: практикум | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
35 | 25.05 | Анализ итогов практикума. Обобщение по курсу. | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
11 класс(34 часа) | ||||||
Раздел 1. Человечество в биосфере | 3 | |||||
Тема 1. Биосферные функции человека | ||||||
1 | 04.09 | Инструктаж по ТБ при проведении уроков по социальной экологии. Культурно-исторические истоки экологического кризиса | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: беседа с элементами объяснения | З. Культурно-исторические истоки экологического кризиса. У. Знания в реальных экологических ситуациях: собирать и анализировать экологическую информацию Н. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономик и права решение экологической проблемы | |
2 | 11.09 | Биосферные функции человека | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Глобальные функции человека-поддержание биосферных процессов. Биологические, психические и социальные функции человека. У. Знания в реальных экологических ситуациях Н. работа с дополнительными источниками информации | |
3 | 19809 | Учение о ноосфере | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа с элементами объяснения | З. Учение о ноосфере. В. И. Вернадский о биосферных функциях человечества. Учение о ноосфере. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.Н. работа с дополнительными источниками информации | |
Раздел 2. На пути к новой цивилизации | ||||||
Тема 1. Экологические перспективы | ||||||
4 | 25.09 | Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, ее принципы. Экологические законы Барри Коммонера. | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: лекция | З. Проблема гармонизации социоэкосистем: социальная экология, ее принципы. Экологические законы Барри Коммонера У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы | |
5-6 | 02.10 09.10 | Концепция устойчивого социально-экологического развития | 2 | Тип: изучение новой темы Вид: лекция | З. Концепция устойчивого социально-экологического развития У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
7 | 16.10 | Поиски альтернативных путей общественного развития | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Поиски альтернативных путей общественного развития. Модели мира и сценарии мирового развития. Действие Римского клуба и комиссии ООН по окружающей среде. Развитие идей В. И. Вернадского о ноосфере Н. Н. Моисеевым. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
8 | 23.10 | Тема 2. Социально-экономические и социально-политические аспекты экологии Культура и мораль новой цивилизации. Экологическая культура и этика. Ролевая игра «Этика экологической ответственности» | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: игра | З. Культура и мораль новой цивилизации. Экологическая культура и этика. Ролевая игра «Этика экологической ответственности» У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. | |
9- 10 | 30.10 13.11 | Политическая экология 2 четверть | 2 | Тип: комбинированный Вид: круглый стол | З. Политическая экология. Политический аспект социальной экологии: основные политические принципы партии «зеленых» У. встреча за круглым столом с представителями партии «зеленых» Н. работа в качестве репортера | |
11 | 20.11 | Экологизация экономики | 1 | Тип: изучение новой темы Вид: лекция | З. Экологизация экономики. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
12 | 27.11 | Инженерная экология | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Инженерная экология. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
13 | 04.12 | Освоение космоса и проблемы экологии | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Особенности освоения космоса, его влияние на космическую природу и биосферу земли. Экологические проблемы космодрома г. Углегорск в Амурской области. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы Н. работа с дополнительными источниками информации | |
14 | 11.12 | Космодром как объект экологического внимания П/Р «Проведение социологических опросов по выявлению и изучению проблем окружающей среды своего района (города, села)» | 1 | Тип: комбинированный Вид: практикум | З. Космодром как объект экологического внимания. Особенности освоения космоса, его влияние на космическую природу и биосферу земли. Экологические проблемы космодрома г. Углегорск в Амурской области. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
Тема 3. Экология и производство | ||||||
15 | 18.12 | Проблема очистки среды от антропогенных загрязнителей. Система контроля за параметрами окружающей среды. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Проблема очистки среды от антропогенных загрязнителей. Система контроля за параметрами окружающей среды. Очистка окружающей среды от антропогенных отходов.У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии.Н. Обосновывать этические подходы к решению проблемы; показывать роль экономики и права решение экологической проблемы | |
16 | 25.12 | Мониторинг экологической информации П/Р «Составление карт экологических прогнозов последствий воздействия человека на природу (по месту своего проживания)» | 1 | Тип: комбинированный Вид: практикум | З. Мониторинг состояния окружающей природной среды, У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности Н. работа со статистическими данными | |
17 | 15.01 | 2 полугодие Биотехнология | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Биотехнология. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
18 | 22.01 | Безотходное экологическое производство. Рециклинг. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Безотходное экологическое производство. Проблема утилизации отходов. Рециклинг. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
19 | 29.01 | Экологические товарные знаки. | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: игра | З. Экологические товарные знаки. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
20 | 05.02 | Экологические проблемы города и села (населенного пункта) | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. Урбоэкология, экологические проблемы города, экология села, своего населенного пункта, своего жилища. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
21 | 12.02 | Экологизация производства в Амурской области. Самостоятельная работа по теме «Экология и производство» | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Рациональное размещение и экологизация производства в Амурской области У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
Тема 4. Экологическое право | ||||||
22 | 19.02 | Конституционные основы экологического права. | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Конституционные основы экологического права. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
23 | 26.02 | Объекты, источники и принципы экологического права | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Объекты, источники и принципы экологического права. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
24 | 05.03 | Экологический контроль и экспертиза | 1 | Тип: комбинированный Вид: сам. работа по группам | З. Экологический контроль и экспертиза. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
25 | 12.03 | Соблюдение экологического законодательства в Амурской области | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З.Соблюдение конституционных олснов экологического права в Амурской области. Областная целевая программа по охране окружающей среды на 2003-2007 годы У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
26 | 19.03 | Зачет по теме «Экологическое право» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
Тема5. Экологическое образование и информатика | ||||||
27 | 02.04 | Экологическое образование. Система экообразования жителей Амурской области | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Экологическое образование. Система экообразования жителей Амурской области. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
28 | 09.04 | Круглый стол-встреча с экологами Белогорска | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. беседа по экологическому состоянию окружающей среды города Белогорска. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
29 | 16.04 | Экологическая информатика | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Экологическая информатика. У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
30 | 23.04 | Средства массовой информации в области защиты природы | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: беседа | З. Средства массовой информации в области защиты природы. У. написать статью о защите природы. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
Тема 6. Экологическое движение на современном этапе | ||||||
31 | 02.05 | Экологическое движение в России, на Дальнем Востоке и в Амурской области | 1 | Тип: актуализация знаний и умений Вид: конференция | З. Экологическое движение в России, на Дальнем Востоке и в Амурской области У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
32 | 07.05 | Международное экологическое сотрудничество на современном этапе | 1 | Тип: комбинированный Вид: беседа с элементами объяснения | З. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе У. собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, используя данные и положения экологии, естествознания, обществоведения и технологии. Н. работа с дополнительными источниками информации | |
33 | 14.05 | Обобщающий урок по разделу « На пути к новой цивилизации» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: зачет | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями | |
34 | 21.05 | «Своя игра» по курсу «Социальная экология» | 1 | Тип: обобщение и систематизация Вид: игра | З: обобщение и систематизация У: проверка ЗУНов Н: работать с индивидуальными заданиями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ №1 (5-6 КЛАССЫ) ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебная рабочая программа по математике для 5-6 классов составлена на основе концепции федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с учетом п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Личностные результаты:- любовь к родным и близким, к своей школе;- представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», касающиеся жизни в семье и в обществе;- представ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни»
Планируемые результаты освоения учебного предметаЛичностные.Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости; осознание своей национ...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 11-А,Б класс 2020 - 2021 учебный год
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х - 11-х классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасн...