Рабочая программа по курсу «География и экология ХМАО - Югры» 8 класс.
рабочая программа (8 класс) на тему
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kursu_geografii_i_ekologiya_hmao_-_yugry_8_klass.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу
«География и экология ХМАО - Югры»
8 класс.
«Экология и география ХМАО - Югры» 8 класс.
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г.
Количество часов 34 (1 час в неделю).
Практически работ 7:
- Определение по картам эколого – географического положения. Сравнение с другими территориями РФ.
- Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды.
- Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте.
- Характеристика реки Оби.
- Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды.
- Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения.
- Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта.
Учебник В.В. Бакунин, В.В. Козин, Т.К. Орлова, И.И. Смирнов, Н.Н. Элерт, Москва, Экопрос 1996.
Дополнительная литература: Л.Н. Добринский, В.В Плотников «Экология ХМАО», Тюмень 1997г.
Введение (1 час)
Особенности и задачи интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры». Источники знаний о своем крае. Важность эколого-географических знаний для рационального использования природных ресурсов, для обеспечения экологической безопасности территории.
Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2 часа).
Тема 1. Географическое положение округа.
Особенности физико-географического положения, экономико-географического и эколого-географического, их влияние на природу, население и экономику округа.
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство округа.
Изучение и освоение территории ХМАО - Югры.
Раздел 2. Природа и человек (31 часа)
Тема 1. Рельеф и недра (4 часа)
Строение земной коры на территории округа. Особенности рельефа. Влияние рельефа на природу, экономику, жизнь населения. Современное развитие рельефа. Внешние и внутренние факторы рельефообразования.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф. Вода – «скульптор лика Земли».
Богатства недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в развитии экономики. Округ – кладовая нефти и газа, его место по запасам и добыче в России и мире. Перспективы добычи нефти. Техногенное воздействие при нефтедобыче на окружающую среду. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Запасы драгоценных металлов, горного хрусталя, жильного кварца, россыпного и рудного золота.
Участие в реализации национального проекта «Урал промышленный – Урал Полярный». Месторождения торфа, сапропеля. Общераспространенные полезные ископаемые (глины кирпичные и керамзитовые, пески строительные и стекольные, песчано-гравийные смеси), их значение. Охрана недр.
Тема 2. Климат и человек (5 часов).
Климатические особенности округа. Неблагоприятные и опасные природные явления. Климат и человек. Влияние климатических, экологических, социально-экономических факторов на здоровье населения. Изменение климата. Прогноз изменений климата. Центр «Антистихия».
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов).
Богатство водных ресурсов. Поверхностные воды – «кровь Земли». Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Обь и Иртыш – главные водные артерии Югры. Край сотен тысяч озер. Важнейшие озера, их происхождение. Роль болот в географическом режиме рек. Болота – «кладовые солнца».
Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод.
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем.
Основные направления сохранения водных богатств. Современные методы очистки воды.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (2 часа).
Почва – «зеркало ландшафта». Почвенные ресурсы округа. Почвы – показатель состояния окружающей среды.
Земельные ресурсы. Проблемы рационального использования земельных ресурсов. Государственный контроль использования и охраны земель. Мониторинг почва и земель ХМАО-Югры.
Тема 5. Живая природа (4 часа).
Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические.
Особенности разнообразия животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Лесные ресурсы округа: структура, видовое разнообразие. Проблемы рационального использования лесных богатств, их сохранение и восстановление. Государственный контроль использования и охраны лесного фонда. Природные комплексы. Природно-хозяйственная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов; подзоны: северная, средняя, южная. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Очаговое освоение и заселение. Болта: низинные и верховые. Природные кормовые угодья. Растительность гор. Редкие и исчезающие растения и животные.
Тема 6. Природопользование и охрана природы (4 часа.)
Природопользование: ресурсное, отраслевое, территориальное. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Законы рационального природопользования. Рекреационные ресурсы, их значение для человека. История охраны природы в округе. От святых мест – до особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Система ООПТ – основа устойчивого развития территории. Проблемы и перспективы развития.
Заповедники: «Малая Сосьва», «Юганский» - эталоны дикой природы. Природные парки: «Кондинские озера», «Нумто», «Самаровский чугас», «Сибирские Увалы» - музеи под открытым небом.
Другие виды ООПТ: заказники, памятники природы, водно-болотные угодья международного значения, лечебно-оздоровительные территории. Красная книга ХМАО – Югры. Современные способы научных исследований в природопользовании: прогнозирование, моделирование, мониторинг. Природная среда. Качество среды обитания, здоровье населения. Участие в международных экологических программах. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО.
Раздел 3. Население автономного округа (5 часов).
Тема 1. Население округа (5 часов).
Люди – главное богатство округа. Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Возрождение самобытных народов Севера, их культуры, привычной среды обитания. Арктическое партнерство как основа сохранения традиционных культур народов Севера.
Природосообразный образ жизни коренного населения и его отражение в народном эпосе социальная защита населения.
Календарно – тематическое планирование курса
Название раздела, тема урока | Дата | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Практические работы | Формы контроля | Использование ИКТ | Д.з. | |
1 | Введение (1час) | Лекция | Особенности и задачи интегрированного курса. Источники знаний о своем крае. | Презентация | ||||
Раздел 1. Округ на карте Родины. Правовой статус (2часа). | ||||||||
2 | Географическое положение округа. | Практикум | Особенности ФГП и эколого-географического положения. Их влияние на природу, население и экономику округа. | Пр.р. №1. Определение по картам эколого–географического положения. Сравнение с другими территориями РФ. | Работа с картами | www.admhmao.ru | ||
3 | Границы и административно-территориальное устройство округа. | Комбинированный | Изучение и освоение территории ХМАО - Югры. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |||
Раздел 2. Природа и человек (31 часа) | ||||||||
Рельеф и недра (4 часа) | ||||||||
4 | Геологическое строение и история развития территории округа. | Практикум | Особенности строения земной коры на территории. | Самостоятельная работа с картами | Презентация | |||
5 | Рельеф округа. | Практикум | Особенности рельефа. | Работа с картами | Презентация | |||
6 | Минерально-сырьевые ресурсы округа. | Комбинированный | Богатство недр округа. Минерально-сырьевые ресурсы округа их роль в развитии экономики. | Пр.р. №2. Оценка влияния месторождений нефти и газа на состояние окружающей среды. | Работа с контурными картами | Презентация | ||
7 | Обобщающие урок ФГП. Геологическое строение и рельеф округа | Обобщающий | Тестирование | |||||
Климат и человек (5 часов) | ||||||||
8 | Климат округа. | Комбинированный | Климатические особенности округа. Климатообразующие факторы: солнечная радиация, циркуляция атмосферы. Трансформация воздушных масс, снежный покров. | Работа с картами | www.admhmao.ru | |||
9 | Климатообразующие факторы | Комбинированный | Составление схемы | www.admhmao.ru | ||||
10 | Характеристика сезонов года | Комбинированный | Творческая работа «Мое любимое время года». Рисунок, стихи, сочинение, музыкальное произведение | www.hmao.wsnet.ru | ||||
11 | Агроклиматические ресурсы | Практикум | Пр.р. №3. Оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности в вашем населенном пункте. | Анализ климатических карт | www.admhmao.ru | |||
12 | Обобщающий урок: «Климат округа» | Обобщающий | Тестирование | |||||
Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов) | ||||||||
13 | Поверхностные воды округа. Характеристика реки Оби. | Комбинированный | Богатство водных ресурсов. Качество и количество водных ресурсов. Значение рек в заселении округа. Озера, их происхождение. Роль болот в режиме рек. Водные ресурсы и человек. Пути сохранения качества водных ресурсов. Использование минеральных и термальных вод. Проблема сохранения качества воды – одна из важнейших экологических проблем. Методы очистки воды | Пр.р. №4. Характеристика реки Оби. | Работа с картами | www.hmao.wsnet.ru | ||
14 | Составление комплексной характеристики реки своего района. | Практикум | www.hmao.wsnet.ru | |||||
15 | Озера. Болота. Подземные воды. | Пр.р. №5.Экскурсия на очистные сооружения. Ознакомление с методами биологической и химической очистки воды. | Работа с картами | www.admhmao.ru | ||||
16 | Водные ресурсы и человек. | Семинар | Сообщения | www.admhmao.ru | ||||
Обобщающий урок: «Внутренние воды и водные ресурсы» | Семинар | Сообщения | ||||||
Почва и почвенные ресурсы (2 часа). | ||||||||
18 | Почвы. | Комбинированный | Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Типы почв: аллювиальные, подзолистые, болотные. Кислотность почв. Земельные ресурсы. | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | |||
19 | Земельные ресурсы. | Комбинированный | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | ||||
Живая природа (4 часа). | ||||||||
20 | Растительный округ мира. | Семинар | Особенности растительного мира округа. Видовое разнообразие. Экологические функции растительного покрова: ландшафтно-стабилизирующие, социально-экономические. Особенности развития животного мира. Приспособление растений и животных к условиям обитания. Проблемы рационального использования лесных богатств их сохранение и восстановление. Редки и исчезающие виды. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |||
21 | Животный мир округа. | Семинар | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | ||||
22 | Природный комплекс. | Комбинированный | Фронтальный опрос | www.hmao.wsnet.ru | ||||
23 | Составление комплексной характеристики одной из ландшафтных областей округа. | Практикум | Самостоятельная работа | www.admhmao.ru | ||||
Природопользование и охрана природы (4 часа.) | ||||||||
24 | Природопользование. | Семинар | Рациональное и нерациональное природопользование. История охраны природы в округе. Заповедники Малая Сосьва, Юганский – эталоны дикой природы. Природные парки «Кондинские озера», Нумто. Красная книга ХМАО – Югры. Качество среды обитания, здоровье населения. Международная экологическая акция «Спасти и сохранить» под эгидой ЮНЕСКО | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |||
25 | Заповедники округа. | Пр.р. №6.Обозначение на контурной карте объектов природного наследия федерального значения. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | ||||
26 | Другие виды ООПТ. Красная книга. | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | |||||
27 | Округ в международных экологических программах. | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | |||||
Раздел 3. Население округа (4 часа) | ||||||||
28-29 | Демографический портрет округа. | Лекция | Состояние и тенденции демографической ситуации: динамика численности, половозрастная структура, национальный состав, естественное и механическое движение населения. Коренные и малочисленные народы Югры. Социальная защита населения. | Сообщения учащихся | www.hmao.wsnet.ru | |||
30 | Коренные народы. Занятия, жилища, традиции, обычаи. | Практикум | Сообщения учащихся | www.admhmao.ru | ||||
31 | Пр.р. №7.Разработка перспективного плана на улучшения условий проживания населения своего населенного пункта. | Практикум | www.hmao.wsnet.ru | |||||
Резервное время 3 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа регионального курса "Этнография коренных народов ХМАО-Югра"
Авторская программа регионального курса «Этнография коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» ...
Рабочая программа по Курсу "География. Материки и Океаны" (7 класс)
Рабочая программа разработана на основании авторской программы Е.М. Домогацких....
Рабочая программа по курсу география материков и океанов 7 класс.
Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии с Примерной программой по географии классической линии учебно-методического к...
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Рабочая программа интегрированного курса "География Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" содержит пояснительную записку, требования к подготовке учащихся, контрольно-измерительные материалы....
Программа учебного предмета «География и экология ХМАО-Югры» 8-9 кл.
Программа интегрированного курса предназначена для учащихся VIII-IX классов. Авторы Бакулин В.В., Козин В.В.,Орлова Т.К. , Смирнов И.И., Элерт Н.Н.Курс рассчитан на 35 часов . Разработка интегри...
Рабочая программа по курсу «География Новосибирской области» для 6 классов
Главным объектом изучения курса является Новосибирская область. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательны...
Рабочая программа факультативного курса "География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры"
Разработка интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийскою автономною округа - Югры» в VIII-IX классах осуществлена в соответствии с законом «О региональном (нацио...