План конспект учебного занятия на тему "Природа Якутии" для учащихся 8 класса.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Белоконева Ирина Александровна

Рекомендуется проводить после изучения природных районов России, как изучение природы своего края и как закрепление ранее изученного материала. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект учебного занятия на тему

 «Природа Якутии».

1. Краткое описание урока.

Тема: Природа Якутии.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Образовательные задачи: 

        1. научить самостоятельно определять цель и задачи своего обучения

        2. сформировать знания об особенностях географического положения республики

        3. продолжить формирование читательской грамотности учащихся посредством работы с текстом и источниками географических знаний

        4. научить работать в группах и индивидуально

Планируемый результат:

        1. учащиеся должны уметь определять цель и задачи своего обучения

        2. знать особенности географического положения республики

        3. уметь работать с текстом и другими источниками географических знаний, находить ответы на вопросы разной сложности

        4. уметь работать в группах и индивидуально

Познавательная деятельность учащихся:

        - вид деятельности учащихся – групповая работа, индивидуальная работа с текстом, учебником и атласом, ответы на вопросы

        - источники информации – учебник 8 класса, атлас «География Республики Саха (Якутия)», учебник «География Якутии»

Содержание урока:

I. Орг. момент. Добрый день. Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? (на каждой парте находятся учебники и атласы по географии Якутии, поэтому учащиеся без проблем определяют тему урока). Зачем вам нужны знания о своем крае? Какие именно знания нужны? Как их можно получить? (предполагаемые ответы: знать положение Якутии, крайние точки, природные зоны, рельеф, климат и т.д.; использовать можно учебник, атлас)  

II. Выполнение практического задания (используется атлас по географии Якутии):

Определение географического положения Якутии. Выполняется в группах (по рядам).

1-й ряд определяет материк, часть света и крайние точки республики;

2-й ряд определяет положение относительно экватора, 0˚ меридиана, тропиков и полярных кругов;

3-й ряд определяет выход в моря (океаны) и соседей Якутии.

На выполнение задания дается 5-7 мин., затем озвучивается результат работы и учащиеся записывают необходимую информацию в тетрадь. И на основании данных делают вывод – каковы особенности географического положения данного субъекта.

III. Индивидуальная работа с текстом. 

Природа  Якутии.

     «Природа Якутии отличается суровостью. На территории республики находятся лишь две природные зоны: тундра и тайга. Якутия знает лишь два сезона года – долгую, длящуюся почти семь месяцев зиму и короткое лето.

    Основная часть территории расположена в пределах жёсткой Сибирской платформы, покоящейся на докембрийском фундаменте. Докембрийские породы выходят на поверхность на северо-западе, образуя Анабарский кристаллический щит. В верхней части бассейна Вилюя располагается обширная область траппов – выходов изверженных пород на поверхность. В центральной части Якутии расположена Лено-Вилюйская впадина – пологий прогиб платформы, заполненный морскими отложениями. Якутия – сокровищница различного минерального сырья. Здесь есть уголь и железная руда, золото и алмазы, залежи цветных металлов и слюды.

    Климат республики резко континентальный. Здесь почти не бывает «утепляющих» вторжений циклонов, несущих океанические массы воздуха вглубь материка. Область наиболее низких температур примерно совпадает с треугольником Якутск – низовья Лены – низовья Колымы. На востоке этого треугольника лежит «полюс холода» Северного полушария – Оймякон. Зимой здесь обычны температуры -50…-55С при абсолютном минимуме около -72С.

     Зато зима – единственное время года, когда просёлочные лесные дороги становятся проезжими для автомашин, поскольку земля скована морозом. Небольшие речки зимой промерзают до дна и не имеют стока. На более крупных, особенно на Индигирке, образуются наледи – тарыны, когда поступающая вода, сдавливаемая льдом в русле, прорывается сквозь трещины у берегов и, разливаясь, сразу же замерзает.

    Якутия очень богата озёрами. Большинство из них имеет термокарстовое происхождение. Нередко озёра вытягиваются в цепочки, соединённые понижениями, по которым талые воды образуют весной сквозное течение. Такие цепочки превращаются в отуряхи (травяные речки), летом и зимой совсем не имеющие воды и становящиеся водотоками только в случае дождей. Заросшие травами отуряхи – хорошие лесные сенокосы.

    Якутия – классический пример многолетней мерзлоты. Летнего тепла хватает только для оттаивания верхнего почвенного слоя на глубину 1-2 м., а иногда и меньше. На глубине 10-15 м. даже в самые жаркие дни господствуют отрицательные температуры. Многолетняя мерзлота очень осложняет водоснабжение поселков, стоящих в стороне от незамерзающих водных источников. При строительстве зданий разработана специальная технология, позволяющая «консервировать» мерзлоту, превращая её в надёжное основание при строительстве. Приходится принимать меры и против вспучивания грунта, происходящего в результате попеременного оттаивания и замерзания верхнего слоя. Иногда под напором грунтовых вод, замерзающих близко к поверхности, образуются булгунняхи – своеобразные бугры с ледяным ядром внутри. Такие бугры могут испортить пахотное поле.»

Вопросы (устно):

1 уровень читательских умений

1. На какой платформе расположена Якутия?

2. Что такое траппы?

3. Дайте характеристику умеренного резко континентального климата.

4. Назовите условия образования тарынов.

2 уровень читательских умений

5. Почему отуряхи являются хорошими сенокосами?

6. Как образуются булгунняхи? Как их называют по-другому?

7. Какое влияние на погоду Якутии оказывают циклоны?

3 уровень читательских умений

8. Почему именно Оймякон является «полюсом холода» Северного полушария?

9. Как образуются термокарстовые озера?

10. Что такое щит? Какие полезные ископаемые можно встретить в его пределах?

11. Почему на территории республики встречаются только две природные зоны?

IV. Рефлексия учащихся. Ответы письменно на следующие вопросы:

        1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

        2. Что вам понравилось?

        3. Что не понравилось?

        4. Как вы думаете, зачем нужно изучать природу своего родного края?

Домашнее задание:  составить кроссворд на тему «уникальные природные объекты Якутии»

2. Анализ урока.

Данный урок проводится после изучения природных районов России, и может считаться скорее комбинированным уроком. Но т.к. тема урока предполагает более углубленное изучение материала, чем это представлено в учебнике географии 8 класса, я посчитала его как урок изучения нового материала.

 В целом получилось на уроке достичь поставленных задач. Учащиеся определили цель и основные задачи урока, справились с практическим заданием. Здесь пришлось лишь напомнить принципы определения географического положения объекта относительно экватора и 0˚ меридиана. Поэтому данная работа заняла около 10 мин, вместо 5-7 запланированных.

При работе с текстом не возникло особых затруднений с ответами на вопросы первого и второго уровня сложности. Учащиеся достаточно быстро находили ответы в тексте. Затруднения были при ответах третьего уровня сложности, поэтому пришлось помогать, задавая наводящие вопросы. В результате, на два последних вопроса не успели ответить из-за недостатка времени.

Ученики активно использовали на уроке материал учебника и атласа для получения необходимой информации по теме урока.

Творческое домашнее задание позволяет учащимся самостоятельно находить интересный материал, и оформить его в произвольной форме (т.е., это может быть классический кроссворд, сканворд, и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...