Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс
учебно-методический материал (6 класс)

Зейналова Гюльназ Алиевна

Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

«Культура Западной Европы в Средние века.

Научные открытия и изобретения»

6 класс

Автор:

Зейналова Г.А.,

учитель истории и

обществознания

МБОУ ШР «СОШ №4»

2022г.

г. Шелехов

Технологическая карта урока

Тема:

«Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения»

Класс:

6 классы

Тип урока:

урок усвоения новых знаний

Вид урока:

смешанный

Цель                      для учителя:

для учащихся:

- создать условия для анализа изобретений и открытий Средневековья

- узнать, какие научные открытия и изобретения были сделаны в Средние века;

- определить значение каждого открытия

Планируемые предметные и метапредметные результаты:

Предметные:

-научатся определять термины: домны, астролябия, каравелла.

- получат возможность называть открытия и изобретения Средневековья, период открытий, имена создателей;

- получат возможность определять историческое значение открытий.

Регулятивные:

- формулируют тему и цель урока;

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- составляют алгоритм действий;

- оценивают правильность выполнения действий

Познавательные:

- формируют умение выделять в тексте главное;

- используют ранее полученные знания;

- формулируют, выстраивают вопросы разной сложности;

- систематизируют полученную информацию и переводят ее из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- анализируют и ранжируют информацию в порядке значимости

Коммуникативные:

- учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулируют собственное мнение и позицию;

- выстраивают краткое и ясное сообщение.

Личностные:

- понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур;

- определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе

Оборудование:

- учебник «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс» (авторы: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской). Издательство «Просвещение», Москва, 2018;

- технологическая карта урока;

- презентация Prezi.com «Научные открытия и изобретения», колонки;

- «чёрный ящик» с предметами: шахматы, стеклянная банка, цифры из картона, бумага, чай;

-  раздаточный материал для учащихся: бланк к игре «Что? Где? Когда?»;  конверт с итоговой таблицей; листы самооценки.

Педагогические технологии:

- технология формирующего оценивания;

- элементы технологии развития критического мышления.

Методы обучения:

- частично-поисковый (работа с текстом учебника);

- наглядный (презентация Prezi.com);

- практический (игра «Что? Где? Когда?», заполнение таблицы)

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, работа в малых группах (4-5 человек), работа в больших группах (по рядам).

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Постановка проблемы урока:

-Мы продолжаем изучать культуру Западной Европы. Сегодня я пришла к вам не с пустыми руками. Перед вами черный ящик. Мне нужен 1 доброволец.

-Покажи нам предметы из ящика, и назови их

Определение темы и цели урока:

- Скажите, что объединяет все эти предметы?

- А значит тема сегодняшнего урока…?

-…но только какого периода времени?

-Открываем тетради, записываем тему урока.

- Назовите цель урока

Приветствие

Выходит ученик к черному ящику.

Достает предметы и называет их:

- шахматы, сахар, бумага, чай, стекло, цифры.

- это открытия народов Древнего мира

-Открытия и изобретения…

-Средневековья

Записывают тему урока.

- Познакомиться с изобретениями Средних веков, узнать их применение и значение

Регулятивные (самоконтроль)

Познавательные (используют ранее полученные знания)

Регулятивные (формулируют тему и цель урока)

Процессуальный

Организация учебной деятельности.

  Выстраивание алгоритма действий.

- О важных изобретениях я вам предлагаю узнать самим. Предположите, что вам предстоит делать, если я скажу, что мы сыграем в игру «Что? Где? Когда?»

-Спасибо. Итак, используя текст учебника, каждому ряду подготовить сообщение об открытиях средневековья. А также сразу сформулировать вопрос по прочитанному:

1 ряд – стр.244, пункт 2,3

2 ряд – стр.246, пункт 4

3 ряд – стр.246, пункт 5

Работа с текстом. 

-Обращаю ваше внимание, что у каждого ряда был свой текст, поэтому внимательно слушаем сообщения учеников с других рядов.

  После  выступлений учеников учитель задает уточняющие вопросы:

- В настоящее время книга – это основной носитель информации?

Демонстрация образовательного продукта. Работа в малых группах (4-5 человек)

- А теперь сыграем в игру «Что? Где? Когда?» между рядами. Каждый ряд формулирует по 2 вопроса, касающиеся вашего сообщения, которые вы адресуете другому ряду.

-Чтобы было проще – каждый ряд делится на две части по 4-5 человек. Каждая малая группа готовит по одному вопросу.

Вы можете выбрать сложность вопроса: 

Простая, начинающаяся со слов: Что? Кто?

Средняя: Когда? Почему? Где?

Высокая: Для чего? В чем значение?  К чему привело?

- Вопросы запишите в бланке, лежащем на ваших столах

(Приложение 1)

(время на подготовку, далее игра «Что? Где? Когда?»)

-Итак, мы услышали ваши вопросы и ответы.

Критериальный подход в оценке учебного результата группы

- А теперь каждая группа оцените свою работу. Критерии лежат перед вами (Приложение 1)

Устная обратная  связь от учеников:

-Группа, набравшая 4-5 баллов, поднимите руку. Это хороший результат!

Применение полученных знаний:

- Теперь вы многое знаете об открытиях Средневековья.

Давайте вернемся к цели урока. Проговорите ее.

- Как полученную информацию перевести в другую знаковую систему?

(учитель делит доску на 3 части, прочертив линии мелом)

- Какую информацию мы можем представить в ячейках таблицы?

- Мы создали таблицу. Что делаем дальше?

- Заполните таблицу, работая в малых группах. Таблицу вы найдете в конвертах на ваших столах. (Приложение 2)При этом, выберите только 3 наиболее важных открытия и запишите их в порядке значимости. Первым в списке должно быть самое значимое открытие, на ваш взгляд.

Работа в малых группах (4-5 человек)

Звучит средневековая музыка.

Учитель проходит, просматривает работу малых групп 

Фронтальная работа

- Назовите, какое открытие вы поставили на первое место? (многие ученики называют самым значимым открытием – книгопечатание, каравеллы, домны)

- Тогда какой вывод мы можем сделать?

- Почему?

Самопроверка

Учитель показывает ученикам эталон  таблицы

- Что сделало возможным появление всех изобретений?

- А можно сказать, что открытия Средневековья изменили жизнь современных людей?

-Какими изобретениями, сделанными в Средние века, пользуются в XXI веке?

- Каждый ряд будет знакомиться со своим текстом и готовить сообщение. После чего каждый ряд задаст другому ряду контрольные вопросы.

Ученики читают текст учебника, готовят сообщение и вопрос.

Ученики рассказывают об открытиях и изобретениях Средневековья

- Нет, сейчас есть диски, электронные книги, флэшки, аудиокниги…

Ученики работают по рядам (при этом в малых группах), составляют вопросы к игре «Что? Где? Когда»

Ученики 1 ряда задают вопросы ученикам 3 ряда, далее ученики 3 ряда задают вопросы ученикам 2 ряда. Ученики 2 ряда задают вопросы ученикам 1 ряда.

Ученики оценивают совместную работу группы по данным критериям

Возвращаются к цели урока, называют ее:

-познакомиться с открытиями Средневековья и их значением.

- информацию можно представить в виде таблицы

- 1 ячейка: название открытия или изобретения, 2 ячейка: имя создателя открытия и год (или век) открытия, 3 ячейка: значение открытия

- заполняем таблицу

Заполняют таблицу, работая в малых группах. Выбирают наиболее значимое открытие.

- ответы учеников

- книгопечатание - самое значимое открытие. 

- С появлением книгопечатания стали быстрее распространяться знания.

 

 

Ученики сверяют заполненную таблицу с эталоном

- С ростом городов и развитием торговли увеличилась потребность в грамотных людях. Строились университеты. И именно университеты сделали возможным появление всех научных открытий и изобретений, о которых сегодня шла речь.

- Да…

- книгопечатание, домны, огнестрельное оружие, университеты, очки…

Регулятивные (принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; составляют алгоритм действий)

Познавательные (формируют умение выделять в тексте главное; выстраивают вопросы разной сложности)

Коммуникативные (выстраивают краткое и ясное сообщение)

Личностные (имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур)

Коммуникативные (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве)

Познавательные (формулируют, выстраивают вопросы разной сложности)

Личностные (понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов)

Познавательные (используют и применяют полученные знания)

Регулятивные (оценивают правильность выполнения действий)

Регулятивные (сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале)

Познавательные (систематизируют полученную информацию и переводят в другую знаковую систему)

Регулятивные (составляют алгоритм действий)

Познавательные (анализируют и ранжируют информацию в порядке значимости)

Коммуникативные (учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве)

Коммуникативные (формулируют собственное мнение и позицию)

Регулятивные (сверка правильности выполнения действий)

Познавательные (используют ранее полученные знания)

Личностные (имеют целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур; определяют свою личностную позицию)

Рефлексивно-оценочный

- Давайте вернемся к началу уроку, а именно к целям. Выполнена ли цель урока?

Теперь подведем итоги вашей работы на уроке. На столах у каждого лежат листы самооценки, заполните их. (Приложение 3)

Письменная рефлексия учебной деятельности.

Листы самооценки включают критерии оценки урока, а также эмоциональное состояние ученика)

- Поднимите руки, кто оценил свою работу на 4 и 5?

Некоторые ученики сегодня были особенно активны. Вы получаете оценки.  (Назвать фамилии активных учеников)

- Листы самооценки оставьте на столах.

Дифференцированное домашнее задание на критериальной основе

- Откройте дневники, запишем домашнее задание:

- Составить тесты по § 29, 30

 Критерии оценивания:

  1. 7 вопросов в тесте – 1 балл
  2. Наличие вопросов разной сложности - 2балла
  3. Ответы – 1 балл
  4. Аккуратность – 1 балл 

- Спасибо за урок, до свидания!

- Да. Мы познакомились  с изобретениями Средних веков, узнали их применение и значение

Заполняют листы самооценки

Записывают в дневники домашнее задание

Регулятивные (сохраняют учебную задачу)

Регулятивные (оценивают свои  действия на уроке)

Личностные (определяют адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе)

Личностные (понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. Технологическая карта урока с УУД по теме: "Подготовка деталей кроя передника к обработке" 5 класс

Методическая разработка урока для учащихся 5 класса. Выполняя практическую работу учащиеся учатся самостоятельно подготавливать детали кроя к обработке, используя копировальные стежки....

Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)

Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока  - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями  ФГОС втор...

Технологическая карта урока "Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий"

Выявить аналогии исторического развития России и Европы. Познакомить детей с отечественными открытиями, их целями и последствиями, рассмотреть походы Ф. Курбского и И. Салтык, С. Курбского и П. Ушатог...

Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи

Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской ре...

Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....