Технологическая карта урока истории Падение Западной Римской империи
методическая разработка по истории (5 класс)
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской религии императорской властью; обеспечение понимания изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепление знаний, навыков и умений, в том числе, и использовать историческую карту
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnolog_karta_uroka_istorii_padenie_zapadnoy_rimskoy_imperii.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №511, г. Санкт-Петербург, Пушкинский район
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА.
Тема: «Падение Западной Римской империи»
Учитель истории: Сиренко Олег Ростиславович
2018-2019 учебный год.
Технологическая карта урока истории.
Тема урока: Падение Западной Римской империи.
Адресная аудитория: 5 класс
Оборудование: Учебник Годер Г.И., Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс, М: Просвещение 2004 г.,
электронное приложение к учебнику; карта «Римская империя в IV в. н.э.», доска, экран,
проектор, компьютер.
Место урока в системе в системе уроков: глава 15 Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-дискуссия.
Форма работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Используемые педагогические технологии: развивающее обучение.
Цель урока: охарактеризовать деятельность императора Римской империи Константина.
Задачи:
Предметные
- Познакомить учащихся с деятельностью императора Константина, подвести их к пониманию изменения характера императорской власти в годы его правления.
- Разъяснить изменения в положении христиан и признании христианской религии императорской властью.
- Обеспечить понимание изменения положения разных слоёв жителей Римской империи в первой половине IV века; закрепить знания, навыки и умение при ответе использовать историческую карту.
Метапредметные
- Способствовать формированию умения работать с графической информацией, составлять план, проявлению и развитию индивидуальных, творческих особенностей, самостоятельной поисковой деятельности, представление творческих работ; развитие мышления и умения анализировать; развивать интерес к предмету; воспитать внимательность и аккуратность.
Личностные
- Развивать коммуникационные способности учеников, умение слушать и вступать в диалог; формировать национальную гордость, патриотические чувства учащихся; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
Регулятивные
- Способствовать развитию у учащихся умения планировать свою работу, оценивать работу товарищей и свою; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Ход урока
Этапы урока | Вре-мя (мин.) | Деятельность | Приемы методы, формы работы, техноло-гии | Прогнозируемые результаты | ||
Учителя | Деятельность учащихся | Предметные | УУД | |||
1. Организационный момент | 1 | Организует внимание, готовность к уроку. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? | Включаются в деловой ритм урока. Римская империя при Константине | словесный | Психологическая готовность к уроку | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. Актуализация знаний | 7 | Актуализация опорных знаний уча-щихся по теме «Римская империя при Константине» Подготовка ответов по карточкам № 1, № 2, № 3 Работа с классом. Решение задачи. В IV в. император Константин изменил отношение государства к христианству, признав её и сделав государственной религией. - почему христианская религия стала государственной в Римской империи? ОЦЕНКИ ? | Отвечающие по карточкам готовятся к ответу Остальной класс отвечает на вопрос задачи Ответы учеников по карточкам Остальные дети слушают отвечаю-щих, анализируют, оценивают полноту ответов | Фронтальная Индивиду-альная | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и плани-ровать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и ре-зультатов деятельности Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Переход к изучению новой темы. | 4 | Огромная держава управлялась из Константинополя. Племена германцев переправлялись ч-з Рейн и Дунай с набе-гами, грабя и захватывая области импе-рии. В 395 г. Римская империя была раз-делена на 2 гос-ва – Восточную империю и Западную империю. В 476 г. Западная империя потеряла свою независимость Проблемный вопрос: Почему Римская империя пала? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы: Кого римляне называли варварами? Какое государство называют империей? | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Изучение новой темы | 14 | Вопросы урока: 1. Римляне и варвары. 2. Падение Западной Римской империи. Работа по карте: - как на карте обозначена граница раздела Римской империи; - какие территории вошли в состав Западной империи , а какие – в Восточной; - какие племена римляне называли варварами, как обозначены направления их вторжений. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника: самостоятельно прочитать п.п.1,2,3 § 60 учебника. Выписать главные даты, события, имена | Слушают учителя. Записывают в тетрадь вопросы урока. | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
5. Усвоение новых знаний | 3 | 2. Беседа по прочитанному : - какие племена угрожали Риму? - кто поддерживал готов во время их вторжений в империю? - кто служил в римском войске? - почему император казнил военачальника Стилихона? Основные понятия: Аларих, готы, вандалы, Стилихон, Гонорий, Ромул. | Обсуждают прочитанное. Отвечают, предлагают ответы на вопросы, записывают их в карту урока _________________ Записывают в тетрадь основные понятия. | Фронтальная, наглядно иллюстративный | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы. Анализировать текст учебника, извлекать необходимую информацию | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулиро-вание познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
6. Физкультминутка | 1 | Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | ||
7. Изучение новой темы | 5 | Рассказ учителя. После казни Стилихона, Аларих снова пошел на Рим. Привожу фрагмент исторического документа: Зосим. Римская история, V Какие выводы можно сделать из этого документа? Ответьте на вопросы: - что стало с языческими богами римлян ? - как римляне это восприняли? - почему с исчезновением богов римляне окончательно лишились сил? - почему бежали рабы? Даты: 395 год, 410 год, 455 год, 476 год. | Слушают учителя. Записывают в тетрадь основные понятия и даты. | Фронтальная, наглядно иллюстративный | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучен-ной темы. Анализировать и осмысливать материал, извлекать необходимую информацию | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
8. Ответ на проблемный вопрос | 3 | Вопрос учителя: Почему империя пала? Как можно было спасти империю? | По выбору учителя формулируют ответ на заданный проблемный вопрос | Фронтальная | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое выска-зывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
10. Закрепление изученного материала. | 4 | Учитель выявляет качество и уро-вень усвоения знаний, устанавливает причины выявленных ошибок. С падением Западной Римской империи закончился период рабовладения в Западной Европе. Какие из перечисленных ниже причин падения империи, являются главными? Выпишите их в тетрадь. а) Взятие Рима готами. Б)Разделение империи на Западную и Восточную. В)Незаинтересованность рабов в труде Г)непрочность императорской власти Д)обострение классовой борьбы рабов и бедноты Е)упадок хозяйства Ж)вторжение варваров З)ослабление римского войска И)разорение крестьян | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность ответов. | Фронтальная | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
11. Подведение итогов урока. | 2 | Подводит итоги работы. | Объявле-ние оценок | Дать количественную оценку работы учащихся | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке | |
12. Информация о домашнем задании | 1 | § 60 учебника, отвечать на вопросы, выполнить задания параграфа; контурная карта 16. Подготовить устное предположение Как можно было спасти империю? | Учащиеся записывают в дневники задание. | Словес-ный | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Карточка № 2 Подготовить ответ на вопрос: Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните: - когда и после каких событий Константин начал править в Римской империи? - кто стал служить в армии кроме римлян? - как изменилось положение колонов? | Карточка № 3 Подготовить ответ на вопрос: Что изменилось в Римской империи в период правления Константина? Для этого вспомните: - какие перемены и когда произошли в положении христиан? - почему Константин убедился, что христиане не опасны императорской власти? - из каких частей состоит Библия? - какой город и когда стал столицей империи? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 9 класс "Западная Сибирь"
Технологическая карта урока 9 класс "Западная Сибирь"...
Рабочая карта ученика урока "Падение Западной Римской империи"
Рабочая карта подготовлена с целью систематизации, облегчения учащимся процесса работы по усвоению вопросов темы урока...
Технологическая карта урока истории Римская империя при императоре Константине
Знакомство учащихся с деятельностью императора Константина, изменениями характера императорской власти в годы его правления; разъяснение изменений в положении христиан и признании христианской р...
Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"
Технологическая карта урока истории по теме: "Установление империи"...
Технологическая карта урока истории в 9 классе "Образование единого государства в Италии. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи"
Технологическая карта урока истории в 9 классе...
Технологическая карта урока истории в 6 классе "Византийская империя в IV—XI вв."
Технологическая карта урока истории в 6 классе...
Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс
Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...