Пояснительная записка к курсу "География. Начальный курс. 5 класс." к учебнику Н.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Пояснительная записка разработана к курсу географии 5 класса в рамках реализации программы ФГОС к линии УМК И.И. Бариновой.Рабочая программа разработана в соответствии с локальным актом образовательного учреждения.
Данный курс рассчитан на 17 часов и соответствии с этим составлено календарное планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.fgos5_klass.docx | 41.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
Основные цели курса:
• знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшими изобретениями человечества - географической картой, с взаимодействием человека и природы;
• пробуждение интереса к естественным наукам и географии в частности;
• формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи изучения учебного курса:
• знакомство с предметом география, формирование интереса к нему;
• формирование умений смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Рабочая программа составлена на основе:
∙ закона РФ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
∙ приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
∙ приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
∙ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Минобрнауки РФ – М. : Просвещение,2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
∙ требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предоставленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
∙ фундаментального ядра содержания общего образования;
∙ программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
∙ программы основного общего образования по географии. 5—9 классы/ авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., издательство «Дрофа» 2013г.
∙ идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
∙ федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях
( приказ Минобрнауки РФ №253 от 31 марта 2014г)
∙ учебного плана МБОУ СОШ № 64 г. Брянска;
∙. локального акта образовательного учреждения «Положение о разработке и использовании программ учебных предметов педагогов, реализующих ФГОС ООО в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении«Средняя общеобразовательная школа №64» г. Брянска
При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному курсу «География» в 2014–2015 учебном году образовательным учреждением выбран учебник «География. Начальный курс. 5 класс» (авторы И. И. Баринова, А. А. Плешаков, В. И. Сонин).М.: Дрофа,2016
Рабочая программа разработана на основании авторской программы «Программа основного общего образования по географии.5-9 классы» авторы И.И. Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.-2-е изд., М.; Дрофа, 2013.
По авторской программе изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа «Начального курса географии» в 5 классе по учебному плану МБОУ СОШ № 64 составлена на 17 часов в год ( из расчета 0,5 часа в неделю). Вследствие этого изменено количество часов на изучение отдельных тем по сравнению с авторской программой.
Раздел | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Что изучает география | 5 ч | 2 ч |
Как люди открывали Землю | 5 ч | 2 ч |
Земля во Вселенной | 9 ч | 5 ч |
Виды изображений поверхности Земли | 4 ч | 2 ч |
Природа Земли | 10 ч | 5 ч |
Обобщение знаний по курсу географии 5 класса | 1 ч |
Структурный порядок изучения тем не изменен.
Формы обучения:
• Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
• Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, по программированию или информационным технологиям за компьютером, работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый(эвристический), исследовательский.
Методы самоконтроля:
самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; сам самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного; самоконтроль путем работы с обучающими программами; самоконтроль с компьютерными тестами.
Технологии обучения:
планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).
Формы контроля:
промежуточный (1 раз в год), итоговый контроль в формате тестов;
текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных работ, тестов, устного, фронтального опроса, работы с контурными картами, практические работы.
Общая характеристика учебного предмета.
«Начальный курс географии» - первый систематизированный курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются основополагающие знания об окружающей природной среде, о Земле как единой системе, составные части которой находятся во взаимосвязях и взаимодействии. Учащиеся знакомятся с местом географии в системе научных знаний, ее ролью в освоении Земли человеком, изучают результаты географических открытий. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучения географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.
В процессе изучения начального курса географии в 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи.
Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать – одно из важнейших требований ФГОС. Содержание начального курса географии позволяет организовать наблюдение за небесными телами, за погодой, за растительным и животным миром, за изменением почвенного покрова, явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют возможность использования полученных результатов в деятельности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности, используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем для овладения курсов географии России.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Место курса в базисном учебном плане.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе, Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей и уровневой дифференциации.
Личностные результаты освоения
Учащийся должен обладать:
• ответственным отношением к учебе;
• опытом участия в социально значимом труде;
• осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• основами экологической культуры.
Метапредметные результататы освоения
Учащийся должен уметь:
• ставить учебную задачу под руководством учителя;
• планировать свою деятельность под руководством учителя;
• работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
• работать в соответствии с предложенным планом;
• выделять главное, существенные признаки понятий;
• участвовать в совместной деятельности;
• высказывать суждения, подтверждая их фактами;
• искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
• составлять описание объектов;
• составлять простой план;
• работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
• оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты освоения
Учащийся должен уметь:
• приводить примеры географических объектов;
• называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками;
• объяснять, для чего изучают географию;
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
• приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их:
• описывать представления древних людей о Вселенной;
• называть и показывать планеты Солнечной системы;
• называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты;
• объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
• работать с компасом;
• ориентироваться на местности при помощи компаса и, карты, местных признаков;
• объяснять значение понятий: литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины, мировой круговорот, океан, море, заливы, проливы, гидросфера, речная система (и ее части), озера, болота, подземные воды, ледники, атмосфера, атмосферный воздух, погода, воздушная • масса, метеорология, синоптическая карта, биосфера;
• показывать по карте основные географические объекты;
• наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности.
Содержание учебного предмета.
Тема I. Что изучает география (2 ч).
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Практическая работа № 1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод .Статистический метод.
Тема II. Как люди открывали Землю (2ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера Новгородцами и поморами. «Хождение за три моря» Освоение Сибири
Практическая работа № 2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и Средневековья.
Тема III. Земля во Вселенной (5ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная. Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Н. Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета— Земля. Земля-планета жизни:благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А. Гагарин.
Тема IV. Виды изображений поверхности Земли (2ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.
Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. Практическая работа № 3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана
Тема V. Природа Земли (5ч)
Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. землетрясения, вулканы. В царстве беспокойной Земли и огнедышащих гор. Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Итоговый контроль по курсу 5 класса(1 ч)
Практические работы
1. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.
2. Работа на контурной карте: географические открытия древности и средневековья.
3. Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты.
4. Самостоятельное построение простейшего плана.
5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов.
Планируемые результаты освоения ООП
Ученик научится:
∙ использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико- ориентированных задач;
∙ анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
∙ находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
∙ определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
∙ выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
∙ составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
∙ представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
∙ ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
∙ читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
∙ строить простые планы местности;
∙ создавать простейшие географические карты различного содержания;
∙ различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
∙ использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
∙ проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
∙ оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрении концепции устойчивого развития.
Методическое обеспечение.
УМК
• География. Начальный курс.5 кл.: учебник/ Баринова И.И, Плешаков А.А., Соснин Н.И. –М.: Дрофа, 2016.
• Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс: Методическое пособие для учителей. М.: Дрофа, 2012.
• Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт /И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. — М.,Дрофа, 2012
• Бургасова Н.Е., Банников С.В., Кошевой В.А. География. 5–6 класс. Программно-диагностический материал по курсу. Учебное пособие. М.: Интеллект-Центр, 2012.
• География.5-9 классы.Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина-М.:Дрофа,2013
• Рабочие программы. География. 5–9 классы: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.В. Курчина. М.: Дрофа, 2013. 15. Савельева Л.Е.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
• печатные пособия (демонстрационные печатные пособия для оформления кабинета и др.);
• информационно-коммуникативные средства (справочные информационные ресурсы, компакт-диски, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку);
• технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (модели и приборы для демонстраций учителя, комплекты по темам курса географии для практических работ и оборудование для организации практической работы в малых группах учащихся);
• натуральные объекты (необходимые коллекции и гербарии).
Список используемой литературы
1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
2.География: Формирование универсальных учебных действий 5-9 классы. Методическое пособие /Е.А. Беловолова. М.: Вентана-Граф, 2013.
3.Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
4. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 ≪Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся≫.
6. Справочник учителя географии / Авт.-сост. А.Д. Ступникова и др. В.: Учитель, 2012.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 ≪Об образовании в Российской Федерации≫.
Сайты
1. Национальная образовательная инициатива ≪Наша новая школа≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
2. Приоритетный национальный проект ≪Образование≫: [Электронный документ]. Режим доступа:http://mon.gov.ru/pro/pnpo
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/news/8286
4. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
5. Сайт ИЦ «Вентана- Граф» (http://www.vgt.ru/pedagogu/Metod.aspx)/
6. Сайт «Гео-кластер»( http://www.cluster-class.ru).
7. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru.
8. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru_
Мультимедийное пособие . Начальный курс географии. -Уроки географии (Кирилла и Мефодия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"
Представляю вашему вниманию рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Пл...
Программа и тематическое планирование по географии 5 класс (по учебнику И.И. Бариновой, А.Л. Плешакова, Н.И. Сонина)
Программа по географии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном...
Рабочая программа по учебному курсу "География. Начальный курс. 5 класс" ФГОС ООО /Учебник И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин/
Программа по географии составлена на основе инструктивных и методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС общего образования. Отличительные особенности Программы учебного курса по сравнению ...
Рабочая программа по географии к учебнику И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонина "Геогрфия.Начальный курс" 5 класс
Данная рабочая программа составлена на основе требований ФГОС...
Технологическая карта урока по географии 5 класс по учебнику И.И.Бариновой. А.А.Плешакова
Урок по теме: "План местности и географическая карта" 5 класс ФГОС...
Рабочая программа. География 5 класс к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. ФГОС.
«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиес...
Практикум по географии в 5 классе ( к учебнику И.И.Баринова,А.А.Плешаков,Н.Н.Сонин)
Дается перечень и описание практических работ при изучении географии в 5 классе....