Рабочая программа по географии для 5 класса к учебнику И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Кревная Оксана Анатольевна

Представляю вашему вниманию  рабочую программу по географии для 5 класса по ФГОСу второго поколения. Линия учебников издательства "Дрофа" под редакцией В.П. Дронова. Учебник И.И. Баринов, А.А. Плешаков, В.И. Сонин "География. Начальный курс". Я постаралась совместить в рабочей программе и информационный блог и планирование. Кроме того из различных источников в программу были добавлены критерии оценивания устных ответов, письменных работ, практических работ, самостоятельных работ. А так же требования к заполнению контурных карт, что на мой взгляд является очень важным при начальном курсе обучения детей географии. Надеюсь моя версия рабочей программы будет одобренна вами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_5_kl_geografiya_2014-2015.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная  общеобразовательная школа № 2

Рабочая программа по географии

5 класс

(учебник И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин

«География. Начальный курс»)

Учитель географии

Кревная Оксана Анатольевна

Г. Полярный

2014 г.


ФГОС второго поколения

Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова,

авторы учебника И.И. Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин

География. Начальный курс.

(5 класс, 35 часа)

I. Пояснительная записка

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

География в школе – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

В соответствии с ООП ООО каждый школьный предмет, в том числе и география, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

Определение ценности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать главную образовательную цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Изложенные основные направления (линии) развития учащихся средствами предмета «География» формулируют цели изучения предмета и обеспечивают целостность географического образования в основной школе. Их фундамент формировался в начальной  школе в курсе окружающего мира.

1) Осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

«География – ключ к комплексному познанию России!»

Задаются ценностные ориентации, доминирующие установки и смыслы всему процессу обучения. Позитивный настрой учащихся обеспечивается с помощью таких операций, как проблематизация, мотивация, актуализация имеющегося субъективного опыта, коммуникация, рефлексия.

2) Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся.

«Знание – сила!»

Эмпирические, теоретические и методологические знания обеспечивают фундаментальный базис географической подготовки в единстве его теоретических и прикладных аспектов и способствуют формированию географического стиля мышления.

3) Использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения.

«В умении – уверенность!»

Освоение географических умений и способов деятельности объяснительно-аналитического, оценочного, прогностического, проектного, коммуникативного характера. Уровневая дифференциация географических умений включает репродуктивные, продуктивные и креативные умения.

4) Использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

«Карта – альфа и омега географического познания!»

Представляя особое значение в географии, картографический метод обеспечивает обзорность, возможность визуализации географической информации карт и атласов. Предполагает овладение приёмами покомпонентных и комплексных описаний, картометрии и морфометрии, расчётно-аналитического плана.

5) Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств.

«Триумф личностного развития!» (позитивная Я-концепция)

Выделенные линии развития отражают ценностно-смысловой, эмоционально-чувственный, когнитивный, рационально-логический, деятельностный и личностный аспекты школьного географического содержания. Осмысление их функционального назначения позволит ответить на принципиальные вопросы: знаю зачем, знаю что, знаю как, знаю я.

Программа разработана на основе следующих концептуальных идей, имеющих принципиальное значение: идея устойчивого развития (УР), идея системного единства, идея созидательной конструктивности.

Идея устойчивого развития отражает новый, коэволюционный этап в рассмотрении взаимоотношений человека и природы. Она сопряжена с культурно-компетентностными ориентирами модернизации отечественной школы и географического образования. Основные концептуальные положения устойчивого развития, воплощаясь в ценностно-целевых, содержательно-процессуальных, технологических установках современного курса «География», определяют его стратегические приоритеты:

  • культурно-компетентностная направленность – становление у школьников географической культуры на основе формирования компетенций ценностного, когнитивного и волевого характера как основы субъектного опыта;
  • экогуманизм – личностное развитие учащихся во взаимосвязи с окружающей их средой, понимание учащимися мысли о сотворчестве человека и природы, ответственного отношения к миру, в котором мы живём, на основе нравственно-экологического императива; готовность к решению возникающих геоэкологических проблем;
  • толерантность – воспитание уважения к другой культуре и традициям; восприятие контакта с другими народами и национальными культурами как процесса обогащения личного опыта; познание своей страны в сравнении с другими;

Идея системного единства обеспечивает возможность:

- проектирования методической системы изучения курса в единстве его целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативного компонентов;

- взаимосвязанного изучения триады: «природа – население – хозяйство» с позиций устойчивого развития путём интеграции физической и экономической географии;

- объединения покомпонентного, отраслевого и комплексного, районного изучения окружающего мира с целью формирования у школьников целостной географической картины мира;

- актуализации системного подхода и рассмотрения географических систем разного уровня и вида;

- объединения пространственных уровней в познании географических систем: национального, регионального и локального, показывающих всеобщую взаимосвязь и единство развития общества и природы и помогающих школьникам осознать типичность и региональную специфику географического пространства; существующих проблем, их следствий и путей решения на основе рационального природопользования;

- формирования географического мышления как целостного, «кладущего свои суждения на карту», обеспечивающего формирование у учащихся образа мира в его природном, демографическом, этническом, хозяйственном многообразии;

- усиления проблемно-исторического акцента в содержании курса и его персонификации, способствующих социализации личности, воспитанию гражданственности и патриотизма.

Идея созидательной конструктивности, усиливая личностно-деятельностный характер содержания, предполагает взаимосвязь: образно-чувственного, рационально-логического и операционно деятельностного в процессе изучения географии.

Достигается развитие всех сфер сознания личности:

 – аффективной, когнитивной, волевой;

- различных видов учебной деятельности: познавательно-аналитической, оценочной, прогностической, рекомендательной, практикоориентированной с опорой на карту и учебный атлас, рассматриваемых в качестве средства наглядности, мощной информационной системы и культурного феномена;

- традиционных и инновационных методов и организационных форм учебной деятельности с приоритетом диалоговых, проектных, проблемных личностно ориентированных технологий;

- дидактических принципов, учитывающих психофизиологические особенности учащихся 5–9-го классов и ориентированных на их развитие в процессе внутренне мотивированной увлекательной деятельности;

- этапов изучения курса «География», определяющих его рациональную организацию, преемственность и рефлексивное управление;

- диагностических методов и результативно-оценочных форм контроля усвоения учебного материала на стартовом, экспресс- и финишном уровнях, выполняющих функцию обратной связи и способствующих корректировке учебного процесса, и итоговых достижений учащихся.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Для реализации содержания программы использую следующий учебно-методический комплекс:

  1. Учебник «География. Начальный курс», 5 кл., Баринова И.И, Плешаков А.А., Соснин Н.И. «Дрофа», 2013 г.

 Это учебник, где основной методической идеей является реализация деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учащихся. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации – учебными и литературными текстами, картами, схемами; приобретаются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, составлять памятки, активно использовать свой житейский опыт и наблюдения окружающей действительности, экстраполируя его на изучаемые в курсе географические закономерности, явления и процессы. Структура, методический аппарат учебника направлены на организацию учебной деятельности учащихся с учётом их возрастных особенностей.

Логичность, последовательность и доступность изложения материала помогает организовать самостоятельную работу учащихся на каждом уроке, что позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении и обеспечивает возможность достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов. Школьники учатся работать с текстом, анализировать и оценивать информацию, представленную в различном графическом виде, преобразовывать её из одной формы в другую, делать выводы, аргументировать свою точку зрения, т.е. овладевают ключевыми компетенциями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми и коммуникативными. Наличие в учебниках большого количества интересного и познавательного материала, дополнительные рубрики расширяют кругозор учащихся, позволяют разнообразить уроки и использовать вариативные современные педагогические и социально-педагогические технологии, а также прививают любовь к природе Земли в целом и России в частности.

Вопросы и задания в конце параграфа позволяют учащимся не только проверить базовый уровень знаний, но и попытаться применить новые знания, выяснить причины и следствия изучаемых закономерностей, а также высказать свои суждения и своё отношение к изучаемым вопросам.

  1. Географический атлас «География», 5 кл., М. «Дрофа», 2013 г.

 В атласе собраны карты с большим по объёму содержанием и справочным материалом, а также фотографии, схемы, иллюстрации. Все элементы атласа очень хорошего качества и соответствуют учебнику и программе.

3. Рабочая тетрадь, где собраны различные письменные задания по темам курса, а также уроки-практикумы, позволяющие реализовать различные виды практической деятельности на каждом уроке.

4. Контурные карты, с помощью которых учащиеся отрабатывают знания по номенклатуре и учатся аккуратности, вырабатывают усидчивость.

5.География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Количество практических работ увеличено на 3, в связи с практической направленность предмета и большей накаляемости оценок.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа полностью соответствует  «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2013г.

«География. Начальный курс»  рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю).

Основными целями курса являются:

- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;

- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»;

- развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;

- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

- научить устанавливать связи в системе географических знаний.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Содержание программы и результаты изучения предмета «География. Начальный курс. 5 класс

(1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 2 ч — резервное время)

1. Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география -  два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);

- объяснять, для чего изучают географию.

2. Как люди открывали Землю (4 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1 «Составление презентации о великих путешественниках»

Предметные результаты обучения.

Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

3. Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 2  «Построение профиля рельефа»

Практическая работа № 3  «Определение на местности направлений и расстояний»

Практическая работа № 4 «Полярная съемка местности»

Практическая работа № 5 «Составление маршрута путешествия»

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

        - находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

         -  работать с компасом;

         - ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

5. Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Практическая работа № 6 «Определение горных пород по их свойствам»

Практическая работа № 7»Организация фенологических наблюдений в природе»

6. Резерв (2 ч.)

Учебно тематический план

№ п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Практические работы

Тема 1. Что изучает география (5 ч.)

5

  1.

Мир, в котором мы живем

2.

Науки о природе

3.

География – наука о Земле

4.

Методы географических исследований

5.

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

Тема 2. Как люди открывали Землю (4 ч)

4

6.

Географические

открытия древности и Средневековья

7.

Важнейшие географические открытия

1

8.

Открытия русских путешественников

9.

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

Тема 3. Земля во Вселенной (9 ч)

9

10.

Как древние люди представляли себе Вселенную

11.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

12.

Соседи Солнца

13.

Планеты-гиганты и маленький Плутон

14.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

15.

Мир звезд

16.

Уникальная планета— Земля

17.

Современные исследования космоса

18.

Обобщение знаний по разделу «Земля во

Вселенной»

Тема 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

4

19.

Стороны горизонта

1

20.

Ориентирование на местности

1

21.

План местности и географическая карта

1

22.

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

Тема 5. Природа Земли (11 ч)

11

23.

Как возникла Земля

24.

Внутреннее строение Земли

1

25.

Землетрясения и вулканы

26.

Путешествие по материкам

27.

Вода на Земле

28.

Воздушная одежда Земли

1

29.

Живая оболочка Земли

30.

Почва – особое природное тело

31.

Человек и природа

32.

Урок обобщения и контроля по курсу

33.

Урок коррекции знаний по курсу

Резерв

2

Итого

35

7

Перечень обязательных практических работ:

1. Составление презентации по теме «Великие русские путешественники».

2. Построение профиля рельефа.

3. Определение на местности направлений и расстояний.

4. Полярная съемка местности.

5. Составление маршрута путешествия.

6. Определение горных пород по их свойствам.

7. Организация фенологических наблюдений в природе.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты обучения:

•        осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять роль различных источников географической информации.

•        освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

•        использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

•        использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов.

•        понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

•        самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

•        выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

•        составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

•        работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

•        в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

•        анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

•        осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

•        строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•        создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

•        составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

•        вычитывать все уровни текстовой информации;

•        уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

•        самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения

обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

•        гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

•        осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

•        осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

•        представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

•        осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

•        осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

•        умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

•        эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

•        патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

•        уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

•        готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Ученик научится:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической  науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе

ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и  обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка проверочных работ.

1. Оценка "5" ставится, если ученик:

• выполнил работу без ошибок и недочетов;

• допустил не более одного недочета.

2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух недочетов.

3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

• не более двух грубых ошибок;

• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух-трех негрубых ошибок;

• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

4. Оценка "2" ставится, если ученик:

• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

• или если правильно выполнил менее половины работы.

5. Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

1. Отметка "5"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
  • Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

2. Отметка "4"

  • Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
  • Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
  • Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
  • Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

3. Отметка "3"

  • Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
  • На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
  • Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

4. Отметка "2"

  • Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
  • Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
  • Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.

9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Материально-техническое обеспечение:

Дополнительная литература для учащихся:

•        Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

•        Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000

•        Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

•        Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007

•        Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010

•        Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006

•        Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009

•        Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010

•        Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008

•        Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Технические средства обучения:

1. Мультимедийная установка

2. Компьютер, экран

Перечень обязательной географической номенклатуры

5 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.


Календарно-тематическое планирование

№ ур

 Тема урока/ Тип урока

Целевая установка урока

Планируемые результаты

Практическая работа

Дата

план

Дата

факт

понятия, номенклатура и персоналии

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

метапредметные

личностные

Тема 1: Что изучает география (5 ч)

1

Мир, в котором

мы живем

(Урок изучения нового   материала)

Формирование представлений о живой и неживой природе, их процессах, объектах и явлениях

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки

Регулятивные (Р) – определяют цели учебной деятельности

Познавательные (П) - умение работать с текстом,  выделять в нем главное

Коммуникативные (К) – оформляют свои мысли в устной речи

Учебно-познавательный интерес к географии

2

Науки о природе

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии

Р – определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

П – умение работать с текстом, выделять в нем главное

К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы наук о природе

3

География— наука о Земле

(Комбинированный урок)

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Р- определяют цель учебной деятельности

П - Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с презентацией

К – оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы географических наук

4

Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела

(Комбинированный урок)

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Метод, описательный метод, картографический метод, космический

метод, источник географических знаний, Генри Стенли

Давать определение понятию картография.

Называть  методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Р – определять цель учебной деятельности, ищут пути её осуществления

П - слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.

К – умеют организовывать учебное взаимодействие в группах

Понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства.

Понимание роли и значения географических знаний

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий

5

Обобщение знаний по разделу

«Что изучает география»

(Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения)

Обобщить и систематизировать знания о науках, изучающих природу

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Что

изучает география»

Р  - работают по составленному плану

П - выполняют заданий учителя, работают

с учебником, атласом

К - оформляют свои мысли в виде устной и письменной речи

Понимание значимости разных наук, изучающих природу

Решение тестовых заданий

.

Тема 2: Как люди открывали Землю (5 ч)

6

Географические

открытия древности и Средневековья

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Тур Хейердал, Тихий океан, Южная Америка, Азия

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать ход путешествия

Р – уметь  работать с различными источниками информации,

 П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,

К - готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

7

Важнейшие

географические

открытия

(Урок формирования умений и навыков)

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Африка, финикийцы, Средиземное море, Ливия, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Выявлять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея

Р - уметь работать с различными источниками информации,

П - выделять главное в тексте, структурировать учебный материал,

К - готовить сообщения и презентации

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации Практические работы № 1 «Составление презентации о великих путешественниках»

8

Открытия русских путешественников

(Урок формирования умений и навыков)

Формирование представлений о важнейших открытиях русских путешественников

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, а также влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Описывать географические открытия, совершенные русскими путешественниками.

Р - ставить учебную задачу под руководством  учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.

П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.

К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле

Чтение и анализ карт атласа.

9

Обобщение знаний по разделу

«Как люди открывали Землю»

(Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»)

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий.

Р - ставить учебную задачу под руководством  учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя.

П - выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений.

К - выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Решение тестовых заданий

Тема 3: Земля во Вселенной (9 ч)

10

Как древние люди представляли

себе Вселенную

(Урок изучения нового материала)

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею

Планета, шар, Пифагор, Аристотель

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Р – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему

П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации

учителя

11

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о первых попытках изучения Вселенной

Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно. Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности П - уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, аргументировать собственную точку зрения

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,

перевернувшие мир»

12

Соседи Солнца

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о других планетах Солнечной системы

Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс

Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет

Р – определять цель учебной деятельности

П – уметь  работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

К – отстаивать собственную точку зрения, аргументируя ее фактами

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

13

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о гигантских и маленьких планетах Солнечной системы

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон

Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет

Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели

П -  уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска

14

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты.

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о различных небесных телах, уметь видеть отличия от других тел

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Объяснять различия небесных тел

Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели

П -  уметь сравнивать различные объекты, выделять главные особенности

К – уметь организовать полученные знания в виде письменной речи

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника

15

Мир звезд

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о звёздах, называть их признаки

Солнце. Многообразие звезд. Созвездия

Называть крупнейшие звёзды и созвездия

Р – уметь самостоятельно сформулировать тему занятия

П -уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал

К – уметь организовать учебное взаимодействие в группе

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел

16

Уникальная

планета— Земля

(Урок формирования умений и навыков)

Формирование представлений о форме Земли, ее движениях Земли и их географических следствиях

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

Давать определение понятиям: полюс,  экватор.  Объяснять в каких видах движения участвует Земля, и каковы географические следствия этих движений. Знать кто такой Исаак Ньютон и какой вклад в географическую науку он внес. Знать  размеры Земли.

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

П -  уметь  работать с различными источниками информации.

К – уметь оформлять свои мысли в виде устной и письменной речи

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму

17

Современные

исследования

космоса

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о современных исследованиях космоса

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса

Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

П – уметь  работать с различными источниками информации.

К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно

Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний

Подготовка сообщения о первой

Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов)

18

Обобщение

знаний по разделу

«Земля во

Вселенной»

(Обобщение и систематизация полученных знаний, контроль усвоения)

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной

Уроки 10 -17

Уроки 10 -17

Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

П – уметь  работать с различными источниками информации.

К - уметь организовать учебное взаимодействие в группе и самостоятельно

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

19

Стороны

горизонта

(Урок формирования умений и навыков)

Формирование навыка определения сторон горизонта

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Давать определение понятию: горизонт, стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К - уметь участвовать в совместной деятельности

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Практические работы № 2  «Построение профиля рельефа»

20

Ориентирование на местности (Урок формирования умений и навыков)

Формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользования измерительными приборами

Ориентирование, стороны горизонта, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас

Давать определение понятию: ориентирование. Объяснять что такое стороны горизонта и какие они бывают. Делать вывод о назначении компаса. Формулировать алгоритм работы с ним

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу.

П – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

К - уметь работать с измерительными приборами

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

Практическая работа № 3 «Определение на местности направлений и расстояний»

21

План местности

и географическая

карта

(Урок формирования умений и навыков)

Формирование представлений об изображениях земной поверхности

Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности.

Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П -  овладеть умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

К – уметь работать в группе и самостоятельно

Осознание многообразия способов представления земной поверхности

Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

Практическая работа № 4 «Полярная съемка местности»

22

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

(Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»)

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Р - работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

К – уметь организовывать свою деятельность в группах, парах

Уроки 19 -21

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты.

Практическая работа № 5 «Составление маршрута путешествия»

Тема 5: Природа Земли (10 ч)

23

Как возникла

Земля

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о Мировом океане и его составных частях

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Называть различные гипотезы происхождения Земли

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П – уметь  работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

 К - готовить сообщения и презентации

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

24

Внутреннее строение Земли

(Урок изучения нового материала)

Формирование представления о внутреннем строении Земли

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

Называть основные слои Земли, их функции

Р – работать по составленному плану

П - уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К - готовить сообщения и презентации

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли

Практическая работа № 6 «Определение горных пород по их свойствам»

25

Землетрясения

и вулканы

(Комбинированный урок)

Формирование представления о процессах, происходящих в недрах Земли и их проявлениях на поверхности

Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих гор

Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения

Р - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

П - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,  выявлять причины и следствия простых явлений;

К - преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов

26

Путешествие

по материкам

(Урок формирования умений и навыков)

Формирование представлений о специфических чертах природы, населения и хозяйства материков

Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

Объяснять особенности природы и населения материков. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П -  уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К – уметь работать в группах и парах, готовить сообщения и презентации

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом

27

Вода на Земле

(Урок изучения нового материала)

Формирование представлений о гидросфере и её составных частях

Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере

Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные черты. Показывать на карте составные части гидросферы.

Р - выдвигать версии решения учебной задачи

П -  уметь  работать с различными источниками информации.  Структурировать учебный материал

К - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли

28

Воздушная одежда Земли

(Комбинированный урок)

Формирование первичных представлений об атмосфере Земли. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.

Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П -  уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К -  готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли

Практическая работа № 7»Организация фенологических наблюдений в природе»

29

Живая оболочка

Земли

(Комбинированный урок)

Формирование первичных представлений о биосфере Земли

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Объяснять особенности биосферы Земли, её специфику.

Определять отличия биосферы от других оболочек

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П -  уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К -  готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные)

Понимание специфических черт живой оболочки Земли

Работа с учебником и электронным

приложением

30

Почва - особое

природное тело

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о почве

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Объяснять особенности почвы, её состав, строение и свойства

Р - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу

П -  Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К – уметь высказывать свою точку зрения

Понимать  значение почвы в природе и жизни человека

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением

31

Человек и природа

(Комбинированный урок)

Формирование представлений о воздействии человека на природу и последствиях

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Приводить примеры позитивного и негативного влияния человека на природу, уметь видеть пути охраны природы

Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат

П -  уметь работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

К – оформлять свои мысли в виде письменной речи

Понимание бережного отношения к природе

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант)

32

Урок обобщения и контроля по курсу

(Урок повторения, обобщения и контроля знаний)

Формирование навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

Р - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

П - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

К - в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

33

Урок коррекции знаний по курсу

(Урок коррекции знаний)

Коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами

См. уроки 1-33

См. разделы курса

Р - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

П -  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

К - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

См. разделы курса

Решение тестовых заданий

Итого 33 часа, 2 час – резервный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 класс к учебнику В.А. Коринской,И.В.Душиной, В.А.Щенева "География материков и океанов", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ ....

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....

Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Наименование курса: ГеографияКласс: 5Уровень общего образования: основная школаУчитель географии: Грошева Людмила ПетровнаСрок реализации программы: 2013-2014 учебный годКоличество часов по учеб...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС).

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику И.И.Баринова, АА. Плешаков, Н.И. Сонин (ФГОС). ...

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"

Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на  основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...