Урок обобщения по теме Африка
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Кибирева Нина Вадимовна

Обобщающий урок по теме Африка. Конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_po_teme.docx39.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения по теме «Африка».

Цель урока:

обобщить знания учащихся о природе и населении Африки, подвести итоги изучения темы.

Задачи урока:

  • Образовательная: проверка и  обобщение знаний учащимися характерных черт природы материка – рельефа, климата, внутренних вод, растительного и животного мира, населения Африки.
  • Развивающая: развитие способностей учащихся определять местонахождение основных географических объектов Африки; устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы; работать с различными географическими картами, в том числе сопоставляя их, и с другими источниками географической информации
  • Воспитательная: повышение мотивации к изучению предмета, активизация познавательного интереса.

Средства обучения:  ПК, карты атласа, раздаточный материал.

Подготовительный период к уроку:

  1. Разбивка класса на 2 команды, выбор капитанов, названий команд.
  2. Выработка правил игры.

Правила игры:

В порядке очерёдности команды выполняют конкурсные задания.

Поощряется коллективная дружная работа в командах. Капитаны  готовят команду, организуют в ней работу.

Если команда не знает ответа или отвечает неправильно, ответить может другая команда.

В конце игры проводится географический диктант на оценку.

Ход урока:

  • Организационный момент: приветствие команд.
  • Сообщение темы урока и задач урока.
  • Ознакомление с правилами игры.
  • Игра. Основные задания (конкурсы).
  • Подведение итогов.

Учитель: Стоит только произнести слово Африка, как перед глазами возникают пески пустыни Сахара, таинственное озеро Чад или грохочущий водопад Виктория. Вместе с этим словом в воздухе появляется запах африканских специй и возникает непреодолимое желание убедиться самому, что экзотическая страна пирамид, сфинксов, жирафов и вечнозеленых экваториальных лесов существует на самом деле. Африка самый знойный из континентов. Он второй по занимаемой площади и четвертый по численности проживающего на нем населения. Археологи не зря считают колыбелью человечества именно Африку, ведь здесь найдены древнейшие останки человека и существует версия, что именно из африканских экваториальных лесов первобытный человек и расселился по другим континентам.

На этом уроке мы совершим путешествие по материку, вспомним то, что вы узнали на предыдущих уроках, подведем результаты ваших знаний.

  1. Найти соответствие:

Путешественники, исследователи.

http://www.google.ru/images?q=tbn:ANd9GcTxvEwbFQ8sf_2cRcOEhA_gn0uE8vu4JvtUkUcIBIgWnDu_5xaAorqVFLU       http://www.google.ru/images?q=tbn:ANd9GcRzGMB8Yo-qP5Y6L8CE2CrZC7KdvmJ6hKMk5_EUGQyNoYLsr0C87iBVSA         http://www.google.ru/images?q=tbn:ANd9GcShMLJe1tq0fuMHflZNsMFpk-sVfe7cCH1ywrSJ8ZFL_L0StOAV-fmVzcc

                  1                                   2                                      3

http://www.google.ru/images?q=tbn:ANd9GcRq9Rs9RAseDtUqQx-lK6ABxCIx4MCxnU_LYkJ5QrPGJZMen4861q16YA    4

Годы исследований.  а)  1497 – 1499 гг.

                                            б)  1840 – 1871 гг.

                                            в)  1880 – 1883 гг.

                                             г)  1926 – 1923 гг.

1. Пересечение Южной Африки. Открытие верховьев реки Конго и водопада Виктория.

2. Плавание вокруг Африки в Индию. Завершение открытия берегов.

3. Исследование водораздела Нил – Конго. Путешествовал по Центральной и Восточной  

     Африке.

4. Организовал экспедицию для изучения культурных растений.

Ответы: 1.б.1.—2.г.4.—3.а.2.—4.в.3

  1. В таблице против названий природных зон Африки поставьте цифры тех  признаков, которые для них характерны.

                      Признаки        

Природная

зона

Ответы

  1. Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга.
  2. Зона находится на крайнем севере и юге материка.
  3. Зона находится на западе материка в экваториальном поясе.
  4. Климат субэкваториальный.
  5. Климат тропический сухой.
  6. Климат экваториальный.
  7. Климат средиземноморский.
  8. Почвы слабо развиты.
  9. Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова.
  10. В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается.
  11. В растительном мире преобладают вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники.

Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.

Тропические пустыни и полупустыни.

Саванны и редколесья.

Экваториальные влажные леса.

2. 7.11.

5. 8. 9.

1. 4. 10.

3. 6.

3.Конкурс « Знатоки материка».

1.Почему Африка самый жаркий материк?.

2. В чем вы видите зависимость форм рельефа от строения земной коры?

4.Почему пигмеи не строят постоянных жилищ?

5.Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. ( баобаб)

6. На юге Африке есть « цветная» река, цвет которой здесь ни при чем. В этой местности жили переселенцы из Голландии. Они назвали ее в честь принца Оранского. Назовите эту реку.

7.Как называется растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают эту культуру в Южной Америке?.

8. Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение « сухой дождь». Где мы могли это слышать?.

9. Наша экспедиция высадилась на пустынный берег неизвестного материка на 25 градусе южной широты. Мы двинулись в глубь материка, чтобы исследовать местность. Среди песков мы увидели странное растение: оно имело невысокий стебель размером 50 см, а от него отходили два длинных листа по 3 метра каждый. Ботаник нашей экспедиции сказал, что живет это растение очень долго 150 лет и встречается……Назвать это растение, где, в какой природной зоне оно растет. (вельвичия – пустыня Намиб)

10.Значительная территория этого государства расположенного к востоку от одноименного озера, находится в большой зависимости от его режима. Для этого озера, не имеющего постоянного стока, характерно непостоянство размеров и очертания берегов. Почему? О каком государстве идет речь?.

4.Конкурс «Страна - загадка»

По данным высказываниям определить название Африканской страны:

Страна 1

  • Страна расположена на южной оконечности материка.
  • Большинство населения составляют коренные жители – банту.
  • Геологическим чудом называют эту страну.

Дополнительный материал: Недра ЮАР богаты разнообразными полезными ископаемыми. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по запасам и добыче алмазов, золота, платины, урановых и железных руд.

Страна 2

  • Большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье.
  • Это древнейшее государство.
  • Столица - город Аддис-Абеба.

Дополнительный материал: Большая часть страны расположена на Эфиопском нагорье. Это древнейшее государство, которое оставалось формально независимым даже в колониальный период. Столица - город Аддис-Абеба. Страну населяют эфиопы, состоящие из ряда национальностей, среди которых преобладают амхара.

 5. Географическая викторина.

                «Самый, самая, самое…»

1. Самый жаркий материк на Земле. (Африка)

2. Самая длинная река мира. (Нил)

3. Самое длинное озеро мира. (Танганьика)

4. Самая высокая температура на Земле, зафиксированная в Африке. (+58)

5. Самая высокая вершина материка. (вулкан Килиманджаро)

6. Самое большое по площади озеро Африки (озеро Виктория)

7. Самая полноводная река Африки. (Конго)

8. Самый крупнейший водопад Африки. (Виктория)

9. Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар)

10. Самый крупный полуостров материка. (Сомали)

11. Самое уникальное растение пустыни Намиб. (вельвичия)

12. Самое мощное дерево саванн Африки. (баобаб)

13. Самый быстрый хищник материка. (гепард)

14. Самая крупная птица на Земле. (страус)

15. Самая большая пустыня Африки. (Сахара)

16. Самая высокая точка горы Атлас. (гора Тубкаль)

17. Самые высокие народы материка. (тутси, хими)

18. Самые маленькие жители экваториальных лесов Африки. (пигмеи)   

7.Географический диктант

6. Географический диктант.

Задание. Выписать номера правильных ответов.

На доске:

  1. Килиманджаро.  7. Рас –Энгела     13.Игольный.            19. 24, 2 млн. Кв. Км.
  2. Мадагаскар.        8. Бенгальский.     14. Сомали.
  3. Гвинейский.         9. Альмади.           15. Гибралтарский.
  4. Суэцкий.               10. Калимантан.    16. Вавилов.
  5. Д. Ливингстон       11. Рока.                17.Марьято
  6. 30,3 млн.кв. км      12.Экватор.            18. Рас - Хафун

  1. Самый большой остров Африки.
  2. Площадь Африки.
  3. Крайняя северная точка.
  4. Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется ….
  5. Африка почти посередине пересекается……
  6. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.
  7. Крайняя южная точка.
  8. На северо – востоке соединяется с Евразией перешейком.
  9. Самый крупный полуостров Африки.
  10. Большой залив Африки.
  11. Крайняя западная точка.
  12. Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.
  13. Крайняя восточная точка.
  14. Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

Ответы: 1. 2          6. 15.           11. 9.

                2. 6.        7. 13.           12. 5.

                3. 7.        8. 4.             13. 18

                4. 1.        9. 14.           14. 16.

                5. 12.      10. 3.

(Если допущена одна ошибка, ставится четыре балла, соответственно 2 – 3 ошибки – три балла.)

10.Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание: Составить кроссворд « Африка»

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме "Африка"

 Обобщающий урок  является неотъемлемой итоговой частью  при изучении материков, в данном случае "Африки".   Этот урок был подготовлен и проведен в 7 классе СКОУ I-II ...

Урок-обобщение по теме "Африка"

Урок представлен в виде интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" Может быть использован, как обобщение пройденной темы, или, как внеклассное занятие....

Урок обобщение по теме: Африка

Цель урока: обобщить знания учащихся о природе и населении Африки и оценить знания и умения учащихся....

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Урок обобщение по теме Африка

Урок обобщение по теме Африка в 7 классе, с приминением сингапурских структур...

Урок - обобщение по теме: "Африка" 7 класс

Конспект урока географии 7 класс...