урок обобщения по теме "Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Романова Юлия Владимировна

урок для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afrika.doc355.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок обобщения по теме «Африка»

Цели урока.

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме “Африка”.

Проверить уровень усвоения учащимися материала по теме.

Развивать познавательный интерес учащихся.

Формировать межличностные отношения учащихся в процессе работы, используя различные виды деятельности.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование: физическая карта Африки, политическая карта Африки,  компьютер, мультимедиа оборудование (или интерактивная доска), атлас.

Опорные знания.

Общая характеристика Африки.

Алгоритм деятельности при проведении обобщения.

Характер деятельности при работе с контрольно-измерительными материалами.

Метапредметные результаты:

  1. Информационные:

 Проводить систематизацию и обобщение на основе различных источников информации.

Проводить анализ различных источников географической информации.

Проводить отбор информации, представлять отобранный материал в виде презентации или творческого проекта.

  1. Коммуникативные: 

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  1. Регулятивные:

 Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы .

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

                                       

Ход урока

 Организационная часть (1 мин)

(Звучат африканские мотивы)

 Введение (1 мин)

Сегодня изучив тему « Африка » мы должны систематизировать свои знания, привести в порядок мысли. Для этого мы совершим путешествие по материку « Африка ».

  Я прочитаю вам стихотворение, которое нашли ребята 7 А класса, помогите им вспомнить и разместить слова в заданную таблицу по темам (ключевая компетентность: информационная)

А в Африке, а в Африке

 Нет снега и пурги.

 А в Африке, а в Африке

 Не носят сапоги.

 А в Африке, а в Африке

 Лишь солнце и жара

 И не несётся в Африке

 На санках детвора.

 В Африке пустыня есть,

 Вся в песках – Сахара,

 Редкие колючки здесь,

 Ведь  воды-то  мало!

 А к экватору пойдешь –

 Лес тропический найдешь.

 Львы, слоны, жирафы там,

 Носорог, гиппопотам.

 Змеи, обезьяны

 Прячутся в лианах,

 А зубастый крокодил –

 В самой длинной речке Нил.

 Есть еще здесь чудо света,

 Сфинкс и пирамиды это.

 Там - вулкан Килиманджаро

 Дышит лавой и пожаром.

 Стран различных - целый ряд:

 Ливия, Египет, Чад,

 Эфиопия, Заир,

Мавритания, Алжир.

Географическое

положение

Рельеф

Климат

Внутренние

воды

Растительный и животный мир

Страны и народы

 

В старом атласе я нашла слова, связанные с Африкой, помогите  вписать их  номера  в таблицу (ключевая компетентность: информационная)

1. Килиманджаро 2.Мадагаскар 3. Игольный 4. Бен-Секка

5. Бенгальский 6. Сомали 7. Гвинейский 8. Альмади 9. Гибралтарский 10. Суэцкий 

11. Калимантан 12. Вавилов 13. Ливингстон 14. Рока 15. Марьято 16. 30,3 млн. км2

17. экватор 18. Рас-Хафун 19. 22,6 млн. км2

Вопросы на повторение по теме «Географическое положение Африки»

Выписать номера правильных ответов

Самый большой остров у берегов Африки.

Площадь Африки.

 

Крайняя северная точка.

 

Самая максимальная высота Африки 5895 м. Она называется...

 

Африка почти посередине пересекается ...

 

От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.

 

Крайняя южная точка.

 

На северо-востоке соединяется с Евразией перешейком.

 

Самый крупный полуостров Африки.

 

Большой залив Африки - Гвинейский.

 

Крайняя западная точка.

 

Пересек Африку с запада на восток, исследовал Замбези, открыл водопад Виктория, описал верхнее течение Конго, озеро Ньяса.

 

Крайняя восточная точка.

 

Собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.

 

Звучит песня А. Городницкого «Атланты держат небо»

 Сейчас ученик расскажет миф о горной системе Африки, внимательно послушайте и назовите ее.

Подстрекаемые матерью-землей Геей, поднялись против Зевса и других богов Олимпа ее дети — Титаны и Гиганты. Титаны отламывали скалы и метали их в богов-олимпийцев. Гиганты громоздили одна на другую горы, чтобы добраться до Олимпа и низвергнуть в пропасть верховного небожителя Зевса. Долго продолжалась кровавая схватка, пока не призвал Зевс на помощь Циклопов и Сторуких Великанов. Циклопы выковали ему пламенные молнии. Закипали моря, стонала земля, огонь и дым покрыли весь мир сплошной пеленой. Победили, как известно, олимпийцы. Титаны и Гиганты были сурово наказаны. Их заключили в глубочайшие недра земли, в мрачный Тартар. А титану Атласу, или Атланту, выпало в наказание извечно держать на своих плечах небесный свод, опускающийся к земле за столпами Геракла, на краю света. Таким краем света для древних греков была цепь гор на северо-западе Африки, получившая имя….

Еще в античную эпоху появились изображения Атласа, державшего то на плечах, то на голове небесный свод или земной шар. С тех пор изображение земледержца стало одним из символов географии.

Какие горные системы есть еще на этом материке, покажите на карте.

(ключевая компетентность: информационная)

Физкультминутка:

Ладушки.

Ученики хлопают в ладоши один раз, если прозвучало название рек, два раза - если название озер Африки, не хлопают если водные объекты с других материков.

 Мы изучили растительный и животный мир Африки, но нельзя объять необъятное, поэтому ребята подготовили небольшие сообщения из раздела «Это интересно»

Какие млекопитающие по своей природе холоднокровны?


 Не все млекопитающие теплокровны. Голый землекоп — грызун, обитающий в Восточной Африке — холоднокровен. Он имеет ещё одну удивительную особенность — клетки его кожи лишены нейротрансмиттера, который отвечает за передачу болевых импульсов в центральную нервную систему. Поэтому голые землекопы не чувствуют порезов и ожогов.


Какие животные в момент опасности могут сделать себе когти из подкожных костей?


 Африканская лягушка Trichobatrachus robustus имеет уникальный механизм защиты. В момент опасности её подкожные кости на лапах протыкают кожу и высовываются наружу, словно кошачьи когти. Как происходит обратное «втягивание», пока неизвестно — предположительно, порванная ткань регенерирует, а кости вновь срастаются.

Куда уходят умирать африканские слоны?


Долгое время существовала легенда, будто слоны уходят умирать на таинственные и неприступные слоновьи кладбища. Она возникла потому, что в африканских саваннах и джунглях никто не находил бивни умерших слонов. Только в 20 веке было установлено, что эти бивни съедают африканские дикобразы, стараясь таким образом утолить минеральный голод.

Какие птицы помогают африканцам в борьбе против змей и крыс?

Птицы-секретари приручаются жителями африканских деревень. Они охраняют поселения от змей, а амбары — от крыс.


 

Африканские двоякодышащие рыбы протоптеры могут несколько месяцев жить вне воды в норах под затвердевшим слоем грязи. Местные жители ходят на рыбалку на протоптеров с лопатами и мотыгами. Выкопанную рыбу они могут снова закапывать около своих домов, и в таком виде протоптеры ещё долго не портятся.

 

Николай знает животных и растения Африки, но не может распределить их по природным зонам, которые здесь зашифрованы. Помогите Николаю определить природные зоны и разместить животных и растения в таблицы с помощью алгоритма (ключевая компетентность:  регулятивная )

Окапи, гепард, жираф, гюрза, оленёк, шакал, зебра, ящерица, фенёк, эфа, баобаб, скорпион,

голиаф, леопард, шимпанзе.

а

ф

э

к

в

а

т

о

р

и

а

л

ь

н

ы

й

и

к

а

а

ф

р

с

у

б

т

р

о

п

и

ч

е

с

к

и

й

к

а

а

ф

т

р

о

п

и

ч

е

с

к

и

й

и

к

а

        

  В начале ХХ в. путешественник-авантюрист Н.Е. Географ прислал в редакцию журнала «Альманах путешественника» очерк с кратким описанием своей поездки в Африку и предложил редактору журнала дальнейшее сотрудничество и более подробные очерки о своем путешествии по Африке. Прочитав заметку, редактор журнала отказался ее печатать, отметив большое количество ошибок и несоответствий.  Работая в учебной паре найдите эти ошибки, и определите о каких странах идет речь? (ключевая компетентность: коммуникативная)

 

«Свое путешествие я начал, как и многие европейцы, с Египта одного из древнейших государств мира и самого крупного  в Африке. По Нилу я поднялся к его истоку, находящемуся в Судане – колонии, где, в отличие от Египта, преобладает негроидное, а не арабское  население. Из Судана я с проводниками проследовал в Бельгийское Конго, получившее свое название по крупнейшей реке этой местности, на которой находится крупнейший водопад мира. Считается, что здесь самая густая в Африке речная сеть. Местность напоминает огромное блюдо, слегка наклоненное к Атлантическому океану: в середине (самая низкая часть) находится впадина Конго, а по краям – замкнутое кольцо возвышенностей, в которых обитают горные гориллы. Переплыв на лодках самое крупное озеро на материке, – оз. Виктория – мы пересекли границу между Бельгийским Конго и Танганьикой. Последнее было названо по одноименному озеру. Кроме уже перечисленных двух озер на территории Танганьики находится самое глубокое озеро Африки – оз. Ньяса, переплыв которое, попадаешь в Северную Родезию. Эта территория была названа в честь Сесиля Роде – великого исследователя, миссионера и борца с работорговлей, исследовавшего эти места, память о котором еще долго будет жить в сердцах туземцев. Если путешествовать в западном направлении, то попадаешь в другую британскую колонию - Анголу, представляющую собой огромную саванну, с удивительными животными, такими, как панголин и трубкозуб. Тело первого сплошь покрыто роговыми щитками и похоже на огромную еловую шишку, а второе животное – роющее насекомоядное, отдаленно напоминающее свинью. Ангола на юго-востоке граничит с Бечуаналендом, климат которого более влажный и приятный. Отсюда мы морем отправились в Европу, по пути зайдя в Берег Слоновой Кости, получившую свое название в конце ХV в., когда французские мореплаватели прибыли сюда для того, чтобы обменять свой товар на слоновую кость».

 

Природа Африки удивительна и многообразна, но сегодня  она испытывает, как и природа других материков,  экологические проблемы глобального характера. Вы не равнодушные жители планеты. Вам нужно определить 5 основных экологических проблем Африки. Перед вами карточки со словами и словосочетаниями, работая в учебной паре, сложите из них и назовите эти экологические проблемы (ключевая компетентность: коммуникативная)

Сокращение, пустыни,  Асуанской плотины, Наступление, тропических лесов  Африки, Дефляция, животных, Строительство, площади, почв, пустыни, Уничтожение,  на реке Нил

Ответы учащихся.

В настоящее время существует 5 основных экологических проблем:

1-я проблема.  «Сокращение площади тропических лесов  Африки»

2-я проблема. «Дефляция почв»

3-я проблема.  «Наступление пустыни»

4-я проблема. «Уничтожение животных Африки»

5-я проблема. «Строительство Асуанской плотины на реке Нил»

Проблему охраны природы во всем мире считают самой главной  после сохранения мира на Земле. Любой природный комплекс – это хрупкая экосистема планеты. Вмешательство человека должно быть очень продуманным и ограниченным. Давайте заботиться о природе, оберегать все то, что она нам подарила.

 Пришло время подвести итоги, потому что наше путешествие завершено. Перед вами таблица, заполните ее. Изобразите в каждой строке таблицы смайлик, отражающий ваш результат работы на уроке.

                                                                 

Рефлексия.                                      

Содержание урока

Знаю уверенно

Надо повторить

Географическое положение

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Природные зоны (органический мир)

Страны

Человек и природа

Выставление оценок (2 мин), задание на дом.

Домашнее задание:

Повторить тему «Африка», подготовиться к контрольному тестированию.

Дополнительное творческое задание: «Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...