Обобщение по теме "Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Обобщающий урок является неотъемлемой итоговой частью при изучении материков, в данном случае "Африки". Этот урок был подготовлен и проведен в 7 классе СКОУ I-II вида. На данном уроке использовались различные игровые формы и приемы. Что способствует развитию у детей с нарушением слуха нестандартного мышления, фантазии, чувства взаимопомощи, самоконтроля; приобретаются навыки коллективной работы, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; вызывается и закрепляется интерес к учебному предмету; формируется представление о практическом применении полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_po_teme_afrika.doc | 78.5 КБ |
obobshchenie-_afrika.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщающее повторение по теме «Африка»
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка»
Задачи:
Образовательные:
- оценить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, истории освоения и исследования, представителей флоры и фауны, рельефа, внутренних вод, природных зон материка;
- определить умения учащихся находить на карте географические объекты Африки.
Развивающие:
- продолжить развивать умение работать с географическими картами;
- развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;
- развивать познавательный интерес к предмету.
- Коррекция звукопроизношения, развитие правильного, слитного чтения
Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе;
Учебно-наглядный комплекс:
- физическая карта Африки;
- компьютер, проектор, программа «MAY TEST», презентация
- атласы ;
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие, эмоциональный настрой.
- Речевой момент:
Дежурный звук Л
Ле - лес
Али – залив
ил – Нил
пла - платформа
Ульту – культура
III . Постановка цели
- Сегодня мы с вами проводим итоговый урок по теме «Африка».
- Мы отправляемся в путешествие вокруг загадочного и манящего материка под названием Африка. Вспомним тайны этого континента.
IV. Актуализация знаний.
- Какая сегодня Африка?
– А что Вы ассоциируете со словом Африка? (жара, пустыня, пираты, оазис, саванны, негры, аборигены и т.д.)
- И чтобы больше узнать об Африке мы отправляемся в путешествие по самому жаркому континенту.
V. Работа по повторению и обобщению знаний, умений, навыков осуществляется в форме игры-путешествия.
1-я станция «АДРЕСНАЯ» (слайд «физ.карта Африки»)
Игра « Закончи предложение»
Учитель читает текст (за экраном) , затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.
- Африка по площади занимает …II место.
-Африка посередине пересекается …(экватором)
-Нулевой меридиан пересекает Африку с …(запада)
-Африку омывают океаны, их по количеству…
- Какие океаны омывают Африку?
-С севера материк омывается …(Средиземным морем)
-Дальше всех материков от Африки расположена …(Северная Америка)
-Гвинейский залив расположен на … (западе)материка.
-Самый большой остров около берегов Африки …(Мадагаскар)
- Какой пролив отделяет Африку от Евразии? (Гибралтарский)
- Кто совершил путешествие вокруг Африки и открыл путь в Индию? (Васко да Гама)
2-я станция ««Экспедиционная» - Путешествие по Африки.
- Два учащихся вставляет пропущенные буквы, остальные по очереди показывают географические объекты на физической карте Атласа. А все – остальные учащиеся работают с атласами.
Проверка: обратите внимание на правильное написание названий географических объектов.
3-я станция «Определительная»
- По тексту определите о каком географическом объекте идет речь .
(учитель зачитывает характеристику )
- Это самое крупное плоскогорье в Африке. Оно находится на юго-востоке материка, в восточной части Центральной Африки. На севере плоскогорья расположены гора Кения и вулкан Килиманджаро, а также крупнейшее африканское озеро Виктория. На плоскогорье находятся истоки самых крупных рек Африки: Нила, Конго, Замбези.
Восточно –Африканское плоскогорье.
- Это слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. В переводе название этой местности означает «местность с рыжим оттенком почвы, лишенная растительности». Выжженная солнцем суша, расположена между Атлантическим океаном и Красным морем. На этой земле вообще не бывает дождя. Ветер поднимает мелкие частицы породы – песчинки в раскалённый воздух и образует мощный источник пыли на Земле.
Великая пустыня САХАРА
- От экватора до Средиземного моря несет свои воды эта река, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами.
НИЛ
- Великий английский путешественник Давид Ливингстон писал о нём так: «Передо мной открылся прекрасный вид на массу воды. Она низвергалась со скалы и имела вид сплошной густой пены, доходившей до самого дна. Ее белизна вызывала у меня представление о снеге. Я никогда не видел такой картины». О чем идет речь?
Водопад Виктория
Станция «ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ»
- В каких природных зонах находится Африка?
- По иллюстрации определите природную зону (иллюстрация пустыни).
- Подбери описание природной зоны на карточках.
- Эта природная зона располагается располагаются по обе стороны от экватора. Тип климата – экваториальный, преобладают восходящие экваториальные воздушные массы, температура + 24ºС, А=0, осадки 2000 мл. Отсутствует сезонность климата. Основной тип - почв – красно- желтые ферраллитные, содержат железо и алюминий.
То тут, то там растут деревья – гиганты. Они составляют верхний ярус. Между ними растут деревья по ниже – деревья второго яруса, есть еще третий, четвертый ярус. Это кустарники, папоротники, травы. В лесу царит мрак, и сырость.
- Богат и животный мир этих лесов. Здесь обитают человекообразные обезьяны – горилла и шимпанзе. У больших рек и озер живут бегемоты.
- В лесах много муравьев, ящериц, змей; в реках и озерах водятся крокодилы. Здесь распространена муха цеце – переносчик и возбудитель очень тяжелой –сонной – болезни у человека.
- Много различных птиц. Жители этих лесов - Пигмеи .
- Эту природную зону называют тропической степью. Она покрытая высокой травянистой растительностью, среди которой встречаются одиночные деревья и кустарники, сбрасывающие листья в сухое время года.
- Для этой природной зоны характерны два сезона: сухой и влажный. Зима - сухая, а лето влажное. Для неё характерны почв характерны красные ферраллитные и красно-бурые почвы. Они более плодороднее по сравнению с почвами экваториальных лесов, накопление перегноя происходит во время сухого зимнего периода.
- Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы – деревья, достигающие в высоту 25 м. Ствол баобаба очень толстый, в обхвате до 45м. Когда наступает время дождей, дерево покрывается крупными белыми цветами с очень сильным запахом. Цветы распускаются вечером и утром увядают.
- В этой природной зоне водятся слоны, жирафы, львы, зебры. Самая крупная нелетающая птица – африканский страус. Население сельских мест иногда приручает этих птиц.
- К северу от зоны саванн количество осадков уменьшается и образуется самая безжизненная зона. Здесь почти не бывает дождей. Средняя температура самого холодного месяца + 10, +15ºС, А самого жаркого до +50ºС. Годовая сумма осадков меньше 100 мм.
- Растительность скудная, кое-где растут пучки трав и колючие кустарники. Животные приспособлены к условиям этой природной зоны. В поисках воды антилопы способны пробегать большие расстояния. Ящерицы, черепахи и змеи могут долго обходиться без воды.
- Из хищников встречаются гиены, шакалы, лисицы. Растут дикие арбузы с сочными плодами, которые заменяют населению и животным воду.
5-я станция «Игровая»
Игра кто такой? Что такое?
- Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. (Саранча)
- Это растение запасает до 120 л воды, живет до 5 тыс. лет) (баобаб)
- Насекомое-переносчик возбудителей сонной болезни. (муха цеце)
- «Маленькое хозяйства большого леса» – это сказано о людях, живущих в экваториальных лесах Африки. Кто они? (пигмеи)
Игра: Убери лишнее слово
- Жирафы Баобаб Гиена Леопард
- Ливингстон Стэнли Магеллан Вавилов
- Танганьика Виктория Нигер Чад
- Драконовые Нимиб Капские Атласс
- Африка издавна привлекала внимание народов .
- Послушайте характеристику , назовите народы Африки.
Население и страны.
- Африка – прародина человека, это смешение рас,
- Вспомним, какие народы, населяют материк.
(на доске записаны ответы под буквами):
а) арабы;
б) пигмеи;
в) эфиопы;
г) тутси, нилоты, масаи;
д) малагасийцы
е) бушмены, готтенготы
Учитель читает вопросы, учащиеся слушают, ответ записывают в тетрадь.
- Самый низкорослый народ на Земле, обитающий в экваториальных лесах.(пигмеи)
- Народ , населяющий пустыню Сахару, ведущий кочевой образ жизни.(арабы)
- Похожие на монголоидов - обитатели полупустынь Южной Африки. (бушмены, готтенготы)
- Стройные высокорослые народы саванны восточной части материка.( тутси, нилоты, масаи)
- Представители южной ветви европеоидной расы, населяющие север Африки.(эфиопы)
- Жители острова Мадагаскар произошли от смешения монголоидов и негроидов.(малагасийцы)
7-я станция «Всезнайка»
- Вот и закончилось наше путешествие по материку Африка. Теперь вы многое знаете об Африке. Сейчас еще раз проверим свои знания, выполнив тест.
«Черный ящик»
– В этом ящике находиться растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? (Кофе)
8-я станция «Оценочно-итоговая»:
- Ребята! Вот и закончили изучение Африки. Узнали много удивительного о природных тайнах этого поистине загадочного материка.
- Так почему же Африка – это удивительный материк?
( ответы учащихся: самый жаркий, самая длинная река мира Нил, самые низкие люди пигмеи, самая большая пустыня Сахара и т. д.)
- Оценка знаний, умений.
- Рефлексия:
- На уроке все было понятно (да, нет, отдельные вопросы)
- Испытывал(а) сложности, выполняя самостоятельную письменную часть (да, нет)
- Испытывал(а) сложности, отвечая на устные вопросы (да, нет)
- Не успевал(а) за темпом урока ( успевал(а), не успевал(а))
- Другие сложности
- Что понравилось на уроке?
- Домашнее задание (по желанию) :
Составить презентацию «Я хочу отправиться в путешествие по Африки в …»
Составьте словосочетание:
Дождливое …, экваториальный …, Гвинейский …, вулкан …, горы…, национальная …, климатический ….
Составьте предложение:
разнообразными, богата, Африка, ископаемыми, полезными.
Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:
Г…бралтарский пролив, Сред…земное море, река З…мбези, , Кр…сное море, полуостров С…мали, пустыня Н…миб, К..пские горы,
Вставь пропущенные буквы и прочитай географический объект Африки:
Вулкан К..л…манджаро, остров М..д..гаскар, М…замбикский пролив, Гв…нейский залив, пустыня С…хара, Др…коновы горы, пустыня К…л…хари
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Импульс.Энергия.Законы сохранения"10 класс.
Идея урока: Учащиеся выбирают свою индивидуальную траектории работы на уроке, выбирая задания по силам,, результатом ,которой будет набранное определённое количество баллов.. Эстафета состоит из неск...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...