Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Листопад Ирина Витальевна

Тема раздела  Южные материки

Тема урока  Обобщение знаний о природных зонах Африки

Номер урока в теме раздела 9

Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ материка Африка с географическими образами и понятиями.

Задачи урока:

Образовательные

·        закрепить знания о природных особенностях материка;

·        дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;

·        познакомить учащихся с "Африканским дневником поэта" и циклом стихов "Шатер";

·        показать экзотическую природу Африки через поэзию поэта-романтика Гумилева;

·        повторить изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

Развивающие

·        развивать воображение, образно-логическое мышление, память, ораторские и театральные способности, коммуникативные навыки учащихся.

·        Формирование  логического  мышления

·        Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи

Воспитательные

·        сформировать умение слушать и воспринимать поэтический текст,

·        умение сотрудничать и работать в группе.

Тип урока:  обобщение изученного материала

Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Оборудование:

·        Физическая карта мира,

·        Физическая карта Африки,

·        компьютер,

·        проектор,

·        презентация,

·        отрывки стихотворений  Н.С. Гумилева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Африка глазами Н.С.Гумилева».    Листопад И. В.

Интегрированный урок по географии и литературе по теме

«Африка глазами Н. С. Гумилёва»

5

учитель МБОУ СОШ №2 пгт Нижний Одес

Листопад И. В.

Тема раздела  Южные материки

Тема урока  Обобщение знаний о природных зонах Африки

Номер урока в теме раздела 9

Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ материка Африка с географическими образами и понятиями.

Задачи урока:

Образовательные

  • закрепить знания о природных особенностях материка;
  • дать представление о личности Гумилева, поэта и географа, об особенностях его мироощущения;
  • познакомить учащихся с "Африканским дневником поэта" и циклом стихов "Шатер";
  • показать экзотическую природу Африки через поэзию поэта-романтика Гумилева;
  • повторить изобразительно-выразительные средства поэтической речи.

Развивающие

  • развивать воображение, образно-логическое мышление, память, ораторские и театральные способности, коммуникативные навыки учащихся.
  • Формирование  логического  мышления
  • Формирование умений устанавливать причинно – следственные связи

Воспитательные

  • сформировать умение слушать и воспринимать поэтический текст,
  • умение сотрудничать и работать в группе.

Тип урока:  обобщение изученного материала

Формы работы: фронтальная беседа, индивидуальная работа, работа в группах

Оборудование: 

  • Физическая карта мира,
  • Физическая карта Африки,
  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация,
  • отрывки стихотворений  Н.С. Гумилева

Ход урока

Вступительное слово учителя географии.

Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали материк Африка, побывали в самых разных её уголках. Познакомились с климатом, рельефом, внутренними водами, природными комплексами материка. Всё это позволило составить образ материка.  Сегодня на уроке нам предстоит обобщить полученные знания.

Но наш урок не совсем необычный. Мы соединим уроки географии и литературы и совершим еще одно путешествие по материку в компании необыкновенного человека, поэта, путешественника, одного из создателей этнографического музея в Санкт-Петербурге.  Имя этого человека – Николай Гумилев.

Николай Гумилев неоднократно бывал в таком далеком от России неведомом крае, где до него не видели ни одного белого человека. Он стал первопроходцем и первооткрывателем. Он странствовал по Африке, был в Каире, Александрии, Аддис-Абебе, а потом в самых глухих, затерянных местах. Он открыл истоки Голубого Нила и пережил великое множество удивительных приключений. А еще написал замечательные стихи об этом.

Вступительное слово учителя литературы.

Николай Степанович Гумилев, один из редчайших в мировой литературе поэтов, прожил короткую, но яркую жизнь.  Этот человек сделал сам себя. От природы он был некрасив, неуклюж, болезненно застенчив и скован. Но неудачи и горести не смущали его, а характер закалялся в испытаниях. Успел выпустить несколько поэтических сборников, совершить немало заграничных путешествий в том числе и опасных - африканских. В своем путевом дневнике он написал: Ты разглядываешь местность вокруг себя, сравниваешь её с картой и с удивлением убеждаешься, что карта - неточна, а значит, вокруг тебя неведомое, никем из людей прежде невиданное. И ты наносишь на карту то, чего на ней прежде не было, но что существует в реальности - здесь, на земле, на которой ты стоишь! А значит - и ты что-то открыл: или ручей, или гору, или скалу, - короче, всё то, о существовании чего до тебя никто из людей не  догадывался. И это здорово.

Его стихи до самых мелочей совпадают с жизнью автора. Гумилев - поэт дальних странствий, он мечтал о путешествиях, и в первую очередь об Африке. В своем очерке "Африканская охота" Гумилев написал: "На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, и всегда окруженной дикими зверями".

«Он любил три вещи на свете: вечернее пение птиц, белых павлинов и стертые карты Африки,- именно так сказала о близком ей человеке Анна Ахматова.

Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Его «душа требовала  расстояний и впечатлений». И никто не мог предсказать влияние этих путешествий на последующее творчество поэта. Результат превзошел все ожидания. Так как увлечение переросло в страсть!

Африка покорила его, влюбила в себя навсегда. Итак, в 21 год, скрывая от родителей сам факт своего путешествия, поэт Гумилёв вместо учёбы в парижском университете, тайно отправился из столицы Франции в Африку.  Он устремился на континент, чьи очертания на карте напоминали ему исполинскую грушу, повисшую на дереве Евразии. Поэт представлял себе встречи с вождями племён одетыми в леопардовые шкуры, с деревнями, в которых поклоняются деревянным идолам, с подстерегающими его в джунглях львами.  Так появился изумительный цикл стихов – «Шатер» который он посвятил Африке. Вступлением к сборнику стало такое стихотворение:

Стихотворение «Вступление»

Оглушенная ревом и топотом,

Облаченная в пламя и дымы,

О тебе, моя Африка, шепотом

В небесах говорят серафимы.

И, твое раскрывая Евангелье,

Повесть жизни ужасной и чудной,

О неопытном думают ангеле,

Что приставлен к тебе, безрассудной.

Про деянья свои и фантазии,

Про звериную душу послушай,

Ты, на дереве древнем Евразии

Исполинской висящая грушей.

Учитель географии:

Конечно же, любое путешествие начинается с карты. Ребята, посмотрите внимательно на  физическую карту мира. Вы согласны с поэтом? Силуэт Африки похож на грушу?

Давайте вспомним особенности географического положения Африки.

(На партах у ребят лежит задание по ФГП материка + проверка номенклатуры у доски)

Николай Гумилев приезжает в  Египет на побережье Красного моря. Послушайте, каким его увидел Николай Гумилёв.

Стихотворение Красное море

Здравствуй, Красное море, акулья уха.

Негритянская ванна, песчаный котел!

На утесах твоих вместо влажного мха

Известняк, словно каменный кактус. Расцвел.

На твоих островах в раскаленном песке,

Позабыты приливом, растущем в ночи,

Издыхают чудовища моря в тоске:

Осьминоги, тритоны и рыбы-мечи.

С африканского берега сотни пирог

Отплывают и жемчуга ищут вокруг,

И стараются их отогнать на восток

С аравийского берега сотни фелук.

учитель литературы

- Ребята, а каким поэт увидел море?

Стихотворение начинается с приветствия к морю как к живому существу. Красно море – акулья уха, негритянский котел, вместо мха известняк, словно кактус расцвел – создается образная впечатляющая картина. И на протяжении всего стихотворения мы видим яркие образы ,которые автор передает с помощью эпитетов – раскалённый песок, волна как хрустальная гора – сравнение, помогающее нам представить величие моря, его мощь и силу.  Итак, в процессе анализа стих., мы можем выделить основные черты, используемые Гумилёвым для передачи образа моря: очеловечивание природы, художественное освоение многообразного и яркого мира, который уподобляется миру людей неприятие серости, обыденности.

Учитель географии:

Путешествуя по материку поэта, впечатлила природа материка, а именно открывшаяся перед взором пустыня. Какую пустыню увидел поэт?

 Сахара

Все пустыни друг другу от века родны,

Но Аравия, Сирия, Гоби, —
Это лишь затихание сахарской волны,
В сатанинской воспрянувшей злобе.
Плещет Красное море, Персидский залив,
И глубоки снега на Памире,
Но ее океана песчаный разлив

 До зеленой доходит Сибири.
Ни в дремучих лесах, ни в просторе морей,

 Ты в одной лишь пустыне на свете
Не захочешь людей и не встретишь людей,

 А полюбишь лишь солнце да ветер.
Солнце клонит лицо с голубой вышины,
 И лицо это девственно юно,
И, как струи пролитого солнца, ровны
Золотые песчаные дюны.
Всюду башни, дворцы из порфировых скал,

Вкруг фонтаны и пальмы на страже,
Это солнце на глади воздушных зеркал
Пишет кистью лучистой миражи.
Живописец небесный осенней порой

У подножия скал и растений
На песке, как на гладкой доске золотой,
Расстилает лиловые тени.
И, небесный певец, лишь подаст она знак,
Прозвучат гармоничные звоны,
Это лопнет налитый огнем известняк
 И рассыплется пылью червленой.
Блещут скалы, темнеют над ними внизу
Древних рек каменистые ложа,
На покрытое волнами море в грозу,

Ты промолвишь, Сахара похожа.
Но вглядись: эта вечная слава песка —

Только горнего отсвет пожара,
С небесами, где легкие спят облака,
 Бродят радуги, схожа Сахара.
Буйный ветер в пустыне второй властелин.
 Вот он мчится порывами, точно
Средь высоких холмов и широких долин
 Дорогой иноходец восточный.
И звенит и поет, поднимаясь, песок,
Он узнал своего господина,
Воздух меркнет, становится солнца зрачок,
Как гранатовая сердцевина.

Учитель литературы:

Какова природа пустыни? Что подметил поэт?

-Какими художественными средствами автор создает образ пустыни и её характер?

Сахара представлена яркой, пылающей: здесь присутствуют цвета радуги, гранатовый цвет, цвет пожара. Пустыня представлена и в звуках: ветер звенит, поёт. Автор сравнивает ветер с дорогим восточным иноходцем, он быстрый, стремительный. Порывистый, лёгкий.

Учитель географии:

Ребята давайте вспомним, почему образовалась пустыня Сахара?

Что этому способствовало?

Покажите на карте Африки пустыни.

Учитель литературы:

В 1908 году Николай Гумилёв возвратился в Петербург, где поступил на юридический факультет университета, а через год перевёлся на историко-филологический... Африка вдохновила его на неповторимые стихи. Тяга к ней была так велика, что осенью 1910 года поэт вновь отправляется туда. На этот раз - в Абиссинию.

Абиссиния

Между берегом буйного Красного Моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Север — это болота без дна и без края,

Змеи черные подступы к ним стерегут,

Их сестер-лихорадок зловещая стая,

Желтолицая, здесь обрела свой приют.

А над ними насупились мрачные горы,

Вековая обитель разбоя, Тигрэ,

Где оскалены бездны, взъерошены боры

И вершины стоят в снеговом серебре. 

Учитель географии:

-Ребята посмотрите внимательно  на карту есть ли на карте Африки объект с названием Абиссиния?

- нет.

Работа со справочной литературой:

- используя карты атласа, энциклопедический словарь, учащиеся определяют, что    Абиссиния - это второе название Эфиопского нагорья.

Учитель географии:

Так называли тогда в Европе Эфиопию, удивительную горную страну, которая не покорилась и не стала ничьей колонией в эпоху полной колонизации Африки. Это было независимое государство, управляемое своим императором Менеликом, которого называли «негус», но Гумилёва интересовали больше всего истоки великого Нила, а Голубой Нил начинался именно там.

  Нил.

 Для него ежегодно разливы

 Этих рыжих всклокоченных вод

 Затопляют богатые нивы,

 Где тройную он жатву берет.

 И его ограждают пороги

 Полосой острогрудых камней

 От нежданной полночной тревоги,

 От коротких нубийских мечей.

 А ведь знает и коршун бессонный:

 Вся страна - это только река,

 Окаймленная рамкой зеленой

 И другой, золотой, из песка.

Конечно же, поэт не мог не заметить, что  рельеф определяет характер рек. Ребята давайте вспомним главные реки материка.

(разгадывают кроссворд)

Характеризуя  внутренние воды Африки, мы обратимся снова к стихам Гумилева. Каковы воды Африки в глазах поэта?

Замбези.

Точно медь в самородном железе,

Иглы пламени врезаны в ночь,

Набухают валы на Замбези

И уносятся с гиканьем прочь. 

Учитель литературы.

Для поэта воды Африки - это не просто жизненно необходимые объекты, но и божественная красота, которая столь, же необходима человеку, чтобы быть богатым духовно. О божественном происхождении озера Чад Гумилёв написал в одноимённом стихотворении. Не будучи географом, он сумел точно заметить особенности этого озера.

Озеро Чад

На таинственном озере Чад

 Посреди вековых баобабов

 Вырезные фелуки стремят

 На заре величавых арабов.

 По лесистым его берегам

 И в горах, у зеленых подножий,

 Поклоняются страшным богам

 Девы-жрицы с эбеновой кожей.

Учитель литературы.

Озеро Чад для поэта не только географический объект, а память о любви к прекрасной девушке - царице небольшого племени.  Когда он вернулся в дождливый холодный Петербург здесь его преследовали воспоминания о далёкой и прекрасной стране. Иногда ему чудилось, что царица нилотов вновь зовёт его к себе. И он беседовал с ней, обращаясь к её образу на своём поэтическом языке. Так родилось стихотворение «Жираф».

Слова стихотворения  в современности были наложены на музыку и появилась песня «Жираф». Много известных певцов её исполняли В. Высоцкий, Е. Ваенга, Ж. Шпиц и др.

Ребята послушайте.

вкл. песня «Жираф» в исполнении….

 Хоть это стихотворение о любви, но здесь поэт точно описывает особенности внешнего облика животного. Найдите в тексте  его описание. А в какой природной зоне живет Жираф? А какие природные зоны Африки вы знаете?

Я зачитаю вам описание природных зон, или представителей растительного и животного мира, а вы должны угадать о какой ПЗ идет речь.

Давайте вспомним

1. В Африке есть растение-эндемик, имеющее ствол диаметром до 1,2 м, высотой лишь 50 см, едва выступающий над землёй, и два плотных кожистых листа, каждый длиной до 3 м. Листья растут непрерывно, отмирая на концах. Возраст этого растения может достигать 150 лет. Что это за растение?  (Вельвичия, пустыня Намиб).

2. Это самая крупная нелетающая птица на Земле, которая откладывает самые большие яйца, скорлупа которых выдерживает человека весом 127 кг. Эти птицы в беге развивают самую большую скорость – до 70 км/ч. В Африке на этих птицах возят почту, впрягая их в двухколёсную тележку. (Страусы, саванна).

3. Самое удивительное дерево. Высота их 25м, ствол очень толстый, обхват - 45м, верхушки такого ствола венчают раскинутые во все стороны крупные ветви, образуя крону до 50м в диаметре. Живут деревья до 5000 лет. К засушливому сезону накапливают влагу до 120 литров. Древесина его мягкая, пористая, часто поражается грибками, вредителями, так образуются дупла. Были найдены дупла, в которых можно разместить сразу 30 человек.

4.Дальний родственник жирафа, обитающий только в Африке.

5. Маленькая птичка, питающаяся нектаром

Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания.

Учитель: Сегодня на уроке мы увидели Африку глазами восторженного, влюбленного  поэта– Н.С. Гумилева. Поэт, путешественник, географ, этнограф. Его творчество позволило нам более образно взглянуть на природу этого удивительного континента, увидеть мир глазами поэта-романтика, отличающегося красочностью и неповторимостью описания всего того, что встречалось ему во время путешествия в Африку.

Рефлексия.

Ребята, в каких географических местах сегодня побывали?

Учитель: Ребята, мы вас часто спрашиваем – понятно ли вам. А я вас хочу, спросить понравился, ли вам наш сегодняшний урок?

Учитель:

  Д/З  На основе обобщенных знаний по географии и поэзии Гумилева. создать свой образ Африки в виде ментальной карты (карты ощущений) изученного континента.

Приложение 1

Задание 1

Африка расположена в___________ полушариях, экватор пересекает материк ______________ ,и делит ее на две  части__________ и ___________, равные по протяженности, но разные по площади. Следовательно материк расположен в ____________ и _________ полушариях. _________ равноудалены от экватора, и пересекают материк.

______________ пересекает материк и делит его на две неравные части. Большая часть материка расположена в ____________ полушарии, меньшая – в ___________ полушарии.

мыс Игольный

мыс

Бен Сека

Гвинейский залив

Гибралтарский пролив

мыс Альмади

Красное море

остров Мадагаскар

мыс Рас-Хафун

Средиземное море

Мозамбикский пролив

Задание 2

Укажите факторы, которые повлияли на образование пустыни Сахара

Малое количество осадков

Нагревание земной поверхности

Высокое давление

Широта местности

Нисходящие потоки воздуха

Внутриматериковое положение

Высокая температура

Высокое испарение

Какие пустыни Африки вы знаете?

1. Ливийская

2. Намиб

3. Калахари

4. Нубийская

Задание 3

Впишите реки Африки

н

и

л

л

и

м

п

о

п

о

с

е

н

е

г

а

л

з

а

м

б

е

з

и

о

р

а

н

ж

е

в

а

я

Приложение 2

Общие правила создания ментальных карт:

  1. В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
  2. От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  3. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  4. Лучше использовать крупные печатные буквы
  5. Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  6. Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт – чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал к уроку география 7 класс Африка -Алжир

характеристика государства Алжир по плану. Дидактический материал к уроку географии...

Интегрированный урок география + литература на тему: «Кавказ подо мною»

География – наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, а и привлекать знания других предметов, например, литературу....

Природный район России. Кавказ (Интегрированный проект география-литература)

География - это наука, которую можно изучать не только по географическим картам, справочникам и учебникам, но и привлекать знания других предметов.Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. ...

Урок географии 7 класс "Африка:обзор материка" с использованием ЭОР

Урок географии 7 класс "Африка:обзор материка" с использованием ЭОР...

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball

Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития) по теме: Знакомство с материками.

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития) по теме: Знакомство с материками. Цели  урока – сформировать у учеников тако...

Урок географии 7 класс "Африка: путешествие"

Цель урока:  обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека,  сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Аф...