Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Чибисова Валентина Евгеньевна

  Разработка урока географии в 7 классе по теме:  "Физико – географическое положение Африки".

Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.

Задачи: - Познакомить с физико–географическим положением Африки.

- Развивать умение комплексного использования карт атласа и контурных карт.

- Прививать чувство любви и гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе.                                                 Чибисова Валентина Евгеньевна

                                                                      учитель географии Нестиарской ООШ

Тема: «Австралия. Природные зоны. Органический мир».

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями природы и органического                         мира материка-заповедника Австралии.

Задачи:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с особенностями природы материка, познакомить с растениями и животными Австралии.

  1. Развивающая: Развивать речевую деятельность, навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

  1. Воспитательная: Воспитывать любознательность, внимательность, экологическую культуру и бережное отношение к природе.

Оборудование: 

-атласы для 7 класса;

-физическая карта мира;

-природные зоны Австралии;

-компьютер;

-мультимедийный проектор;

-экран;

- мультимедийная презентация;

-рабочие тетради;

-экспедиционные дневники;

-карточки с новыми словами;

-растения из гербария.

Подготовительная работа: 

Ученики получают задание подготовить сообщения о деревьях и животных Австралии.

Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

Оргмомент: /Готовность учащихся к уроку, приветствие учителя/.

СЛАЙД 1.      «…путешествие – это проникновение

                        в область значительного и прекрасного».

                                        (К.П.Паустовский)

2.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ:

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний:

Учитель:  /Читает слайд 1/. Как вы догадались, ребята, сегодня мы совершим путешествие. Для этого  потребуются экскурсионные дневники,  в которых вы будете вести записи и две ручки с разными пастами. /Учитель раздает  экскурсионные дневники/.

А сейчас посмотрим на экран и прочитаем стихотворение – задание:

Учитель:  /Читает слайд 2/.        СЛАЙД 2. ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?

ОНА РАСПОЛАГАЕТСЯ ПОД НАМИ –
ТАМ, ОЧЕВИДНО ХОДЯТ ВВЕРХ НОГАМИ –
ТАМ НАИЗНАНКУ ВЫВЕРНУТЫЙ ГОД –
ТАМ, В ОКТЯБРЕ РАСЦВЕТАЮТ САДЫ –
ТАМ ПРОТЕКАЮТ РЕКИ БЕЗ ВОДЫ –
ТАМ, В ЗАРОСЛЯХ СЛЕДЫ БЕСКРЫЛЫХ ПТИЦ –
ТАМ КОШКАМ В ПИЩУ ДОСТАЮТСЯ ЗМЕИ –
РОЖДАЮТСЯ ЗВЕРЯТА ИЗ ЯИЦ –
И ТАМ СОБАКИ ЛАЯТЬ НЕ УМЕЮТ –
ДЕРЕВЬЯ САМИ ЛЕЗУТ ИЗ КОРЫ –
ТАМ КРОЛИКИ СТРАШНЕЙ, ЧЕМ НАВОДНЕНИЕ –

Учитель:  Против каждой строки стихотворения напишите, что она означает, где есть затруднения  можно пока не заполнять, заполните в конце урока.

/учащиеся заполняют и выясняют, что речь идет о материке Австралия, учитель читает 3 слайд/.

СЛАЙД 3.

  «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит…. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда-либо существовавших!», так описал Австралию, один из героев Жюля Верна в романе «Дети капитана Гранта».

   

 Сегодня мы с вами продолжим изучение компонентов природы этого удивительного материка, познакомимся с природными зонами, растениями и животными. Вам также необходимо обратить внимание на слова и их правописание и правильно без ошибок записать их в тетради. 

Учитель:   

Учитель: Запишите дату и тему сегодняшней экспедиции./Учащиеся записывают в экспедиционные дневники дату и тему урока/. 

СЛАЙД 4. /тема урока/.

Учитель:  Мы устремились к берегам Австралии. По пути вспомним и повторим изученные темы. Знатоки карты, покажите свои знания.  

СЛАЙД 5. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с цифрами)/.

                 

 ЗАДАНИЕ: Нужно вместо цифр написать географические объекты.

СЛАЙД 6. /индивидуальное задание – тренажер (карта Австралии с геогр. объектами)/.

Учитель:  Верно, ли вы выполнили это задание? Проверьте свои работы и оцените себя, оценки занесите в экспедиционные дневники.

Учитель:  А сейчас мы с вами проведем блиц-опрос. Ответы на вопросы должны быть краткими и точными и постарайтесь цепочку не прерывать.

 СЛАЙД 7.

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННО – ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ:

Этап усвоения  нового материала:

Учитель:  Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Откройте атласы на стр. 17, карта природных зон. (На ознакомление 1 минута).

 СЛАЙД 8. /карта природных зон Австралии/.

Учитель: 

Вопросы: Скажите,  какие природные зоны встречаются в Австралии?

                   Знакомы ли вам эти природные зоны?

                   На каком материке они встречались?

                   С каким регионом Африки можно сравнить Австралию?

СЛАЙДЫ  9. /Учитель читает слайд 9/.   /саванны и редколесья (слова)/.

Учитель: Мы находимся на территории саванн и редколесий Австралии.

Вопрос: Какому климатическому поясу он соответствует?

 Учитель:  Преобладают здесь красные ферраллитные и коричнево-красные почвы.

                   Среди травы растут эвкалипты, акации, бутылочные и другие деревья. СЛАЙДЫ  10, 11, 12. /саванны и редколесья/.

СЛАЙДЫ  13. /пустыни (слова)/.

Учитель: Южнее распространены пустыни.

Вопрос: Вспомните и сравните пустыни Австралии и Африки? Что вы можете сказать? 

Учитель:  В австралийских пустынях растут низкие колючие эвкалипты и другие кустарники, их заросли называют скрэбом. (Запишите). Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец. Есть здесь и песчаные пустыни, например Большая песчаная пустыня. В пустынях Австралии нет оазисов.

 СЛАЙДЫ 14, 15. /скрэб, оазис/

Учащиеся записывают в рабочие тетради новые слова: СКРЭБ и ОАЗИС.

СЛАЙДЫ  16, 17, 18. /пустыни/.

СЛАЙДЫ  19. /влажные тропические леса (слова)/.

Учитель: 

Вопрос: Где в Австралии встречаются леса? Почему?

 Учитель: Зелень лесов нарушает акация, разные виды цветов круглый год. Во влажных тропических лесах встречаются фикусы, древовидные папоротники, эвкалипты, баньян, мангровые деревья; в более засушливых районах – эвкалипты и акации. На острове Тасмания распространены леса умеренного пояса.

СЛАЙДЫ  20, 21, 22. / влажные тропические леса/.

СЛАЙДЫ  23. /эндемики/.

Учащиеся записывают в рабочие тетради новое слово: эндемики. 

СЛАЙДЫ  24.

75% видов растений встречаются только в Австралии и на близлежащих островах. Познакомимся поближе с некоторыми видами.

Не забывайте вести записи в дневниках нашей экспедиции.

Краткие сообщения учащихся : (Баньян, эвкалипты, бутылочное дерево, казуарина). Используют образцы гербария.

СЛАЙДЫ 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. /растительный мир Австралии/.

Учитель: Уникален и животный мир материка. Запишите названия животных

СЛАЙД 32. 

Краткие сообщения учащихся : (кенгуру, коала, дикая собака динго, ехидна и утконос).

СЛАЙДЫ   33, 34, 35, 36, 37.

Физкультминутка.

Учитель: Посмотрим, как вы внимательно смотрели и слушали сегодня на уроке? Сейчас я читаю предложение и вы, если согласны со мной, хлопаете в ладоши, а если не согласны, то топаете ногами. Проверим?! 

СЛАЙД 38.

Учитель: А сейчас поставьте в свои экспедиционные дневники по 1 баллу за каждый правильный ответ.

4.РЕФЛЕКСИВНО – ОЦЕНОЧНЫЙ:

Проверка понимания новых знаний и их закрепление:

СЛАЙД 39. /вопросы/.

Вопросы:

Учитель: В чем же заключается уникальность животных?

А почему эти животные встречаются только на этом материке?

Учитель:  Австралия самый уникальный материк!

Но с освоением материка особенно пострадала природа. Многие животные находятся на грани вымирания. Значительные площади, очищенные от леса заняты полями и виноградниками. Быстро расселились и заняли место в пищевой цепи кролики и овцы, размножаются тополь, дуб и другие растения.

СЛАЙД  40.

Учитель:  А сейчас посмотрим экологическую карту материка.

Вопросы: Какие проблемы характерны? Можно ли их решить?

Существуют природоохранные законы, создаются национальные парки, но несмотря на эти мероприятия, многое еще предстоит сделать.

СЛАЙД  41.

Вопрос: Сравните долю охраняемых территорий Австралии с другими регионами и государствами.

 СЛАЙД  42.

Учитель: Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост. 

СЛАЙД  43. /герб Австралии/.

ВОЗВРАЩЕНИЕ КО 2 СЛАЙДУ:  Учащиеся смотрят свои записи и дополняют записи экспедиционного дневника

Учитель: Задание: СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН К СЛОВУ «АВСТРАЛИЯ»./Время 3 минуты/.

Учащиеся зачитывают свои работы.  /При наличии времени/.

Учитель: Что вы узнали на уроке? Как вы поработали на уроке? Оцените себя.

5.Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению:

Учитель: Задание для творческой работы. Написать призыв, просьбу, воззвание или лозунг на тему: «СОХРАНИМ ПРИРОДУ МАТЕРИКА».

Или

Составить кроссворды: «Растения Австралии» или «Животные Австралии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"

Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок раработан в соответствии с ФГОС...

Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"

Урок разработан в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"

Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"...