урок географии 5 класс Тема урока_ Путешествие по Африке Тип урока_ изучение и первичное закрепление
методическая разработка по географии (5 класс)
Задачи урока : Определять специфику материка, природу Африки по тексту и карте. Умение работать с источником информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , текстом.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать материал по предмету, работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 712.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель географии__Сусанна Петровна Сидорова
Тема урока_ Путешествие по Африке
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока : Определять специфику материка, природу Африки по тексту и карте. Умение работать с источником информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , текстом.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать материал по предмету, работать в группе.
Этапы | Учебные задачи | Деятельность учителя (Осуществляемые действия) | Деятельность учащихся | ||||||||||||
Урока | (Формируемые способы деятельности) | ||||||||||||||
1. Организация начала занятия. | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне | Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Проверить готовность к уроку учеников. На уроке не зевать, а работать и искать! | Приветствуют учителя. | ||||||||||||
2. Проверка выполнения домашнего задания | Актуализация имеющихся знаний об особенностях природы Земли. Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами:
- Что такое материк? Отвечают на вопросы. (Материки (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой). 2 Работа с картой Покажите на карте материки. 3. игра «Верю-не верю». Выберите верные утверждения, разделившись тем самым на 2 группы (да и нет): А) Евразия включает 2 части света; да Б) Материк омывается водами трех океанов Земли; нет В) Евразия соединяется с материком Северная Америка; нет Г) Евразия- самый жаркий материк; нет Д) Здесь находятся самые высокие в мире горы; да Е) На материке расположено самое большое государство мира. да |
По желанию 1-2 ученика выходят к доске называют и показывают материки и части света. Формируется команда красных и зеленых. | ||||||||||||
3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий этап) | Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы. | Сегодня нам предстоит большое и интересное путешествие. Но для того чтобы узнать куда нам предстоит отправиться, мы решим загадку, определим тему сегодняшнего урока.
Итак, какова же тема нашего урока ?? | Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Слушают загадку, отгадывают.Определяют и формулируют тему урока | ||||||||||||
4. Усвоение новых знаний и способов действий | - Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; • определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах; | Давайте представим, что мы все являемся членами Российского географического общества, которое было основано указанном Николая 1 в 1845 году. Все, кто входил в состав общества, отправлялись в экспедиции, открывали новые земли, проводили исследования и описания территорий. После экспедиций они возвращались и писали статьи, рассказывали на конференциях и собраниях общества о проделанной работе. И мы с вами, как истинные участники географического общества отправимся в экспедиции – а я на правах руководителя общества распределила ваши маршруты. А исследовать сегодня вы будете Африку. Нам предстоит ответить на главный вопрос: Просмотр видео не до конца. А дальше вы все узнаете сами.
Проверка. Максимум 5 баллов.
Проверка. Одно слово – 1 балл.
Проверка. Максимум 7 баллов. | Определяют цели урока. Подготовка учащихся для работы в группах. Узнать особенности материка. Групповая работа по тексту. Учащиеся выполняют задания. Работа с картой материка.
| ||||||||||||
5. Подведение итогов занятий | Ребята наш урок подходит к концу, спасибо вам, за понимание, поддержку, за работу на уроке. Пришло время ответить на главный вопрос. Бывает ли в Африке холодно? Если вы думаете, что там все время жара, вы ошибаетесь. Например, в Кейптауне (ЮАР) летом ночная температура может составлять 12С, а зимой — всего 5С. Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”. | ||||||||||||||
6. Рефлексия. | Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. |
| Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям. | ||||||||||||
7. Информация о домашнем задании. |
|
Приложение к уроку.
Карта оценивания:
№ п/п | Деятельность учащихся | Критерии оценки | Самооценка |
Актуализация знаний. Игра «Верю- не верю» | Самооценка | + 1 балл к итоговой сумме | |
1 | Спрятавшиеся слова рек и озер | Максимум 6 баллов | |
2 | Заполнил таблицу | Максимум 6 баллов | |
3 | Реставрация текста | Максимум 7 баллов | |
4 | Работа с картой | Максимум 7 баллов | |
Выставление оценки | Поставьте «5», если вы набрали 24 И БОЛЕЕ баллов Поставьте «4», если вы набрали 20-23 баллов Поставьте «3», если вы набрали 13-19 баллов |
Текст для чтения
Африка — второй по величине после Евразии материк. Его площадь с прилегающими островами составляет около 30 млн км2. В Африке находится величайшая пустыня мира — Сахара. Летом воздух в пустыне Сахара может прогреваться до +58 °С. Самая высокая вершина материка — гора Килиманджаро (5895 м). Это древний вулкан, который не извергался уже очень давно. В Африке протекает много крупных рек, среди них Нил с Кагерой (6671 км), а также Конго, Нигер, Замбези. Самое большое озеро Африки — Виктория. Оно действительно огромное. Когда стоишь на его берегу, кажется, что ты находишься около моря. А вот его средняя глубина небольшая — около 40 м. Глубина другого озера — Танганьика — достигает 1470 м. На большей части материка среднегодовая температура воздуха выше +20°С. Удивительно, но здесь тоже бывает зима и лето. Только различаются они не температурой воздуха, как у нас, а сменой сухого и влажного сезонов. Вдоль экватора простираются влажные экваториальные леса. Они трудно проходимы, так как стволы мощных деревьев обвивают вьющиеся растения — лианы. В этих лесах обитают огромные человекообразные обезьяны — гориллы, а также шимпанзе и другие виды обезьян. По мере удаления от экватора климат материка становится суше, леса сменяются бескрайними тропическими степями (саваннами), покрытыми гигантскими травами высотой до 4 м и редко стоящими акациями и баобабами. В саваннах можно встретить самых крупных сухопутных животных на земле — африканских слонов, вес которых достигает 4—5 т. Огромные стада носорогов, буйволов и различных видов антилоп, зебр и жирафов кочуют по африканским саваннам. В реках встречаются крокодилы, в степях — львы, гепарды, шакалы, гиены. В Африке много птиц. Здесь можно увидеть одну из самых маленьких птиц на земле — нектарницу и самую большую птицу нашей планеты — африканского страуса. Ещё дальше от экватора саванны сменяются пустынями с редкими оазисами. Оазисы — это места, где есть влага и могут развиваться растения. Африку населяют многочисленные народы с тёмным цветом кожи и курчавыми волосами, только на севере и северо- востоке Африки проживают более светлокожие арабы и берберы. Чёрный цвет кожи и курчавые волосы предохраняют местных жителей от солнечных лучей и перегревания.
Задание 1. Реки и озера
Найди спрятавшиеся названия рек и озер Африки
Е | Р | Р | У | Д | О | Л | Ь | Ф | К | Б | А | Н | Г | А |
Г | О | Н | И | Л | К | А | С | А | О | У | З | А | И | А |
И | Р | А | Н | Г | А | Н | Л | И | Н | Г | О | М | Б | Б |
Н | А | Т | А | К | И | Ь | А | А | В | Н | Ь | Я | Е | А |
Ч | Н | А | С | Е | Н | Е | Г | Н | И | М | П | С | З | Л |
А | Ж | С | С | А | Л | Ь | Т | А | К | И | О | А | И | А |
Д | Е | В | А | Я | Я | И | Р | О | Т | Л | П | О | Л | У |
Задание 2.
Растения | Птицы | Животные |
1 2 3 | 1 2 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
Задание 3. Африка –_________по величине материк. Самая высокая точка материка - гора ____________. Это самый _________материк.Одно из самых знаменитых растений –_____________. Самая длинная река материка - _________.Здесь расположена самая большая пустыня в мире - _________. Самое большое озеро - _____________.
Задание 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Урок изучения и первичного закрепления нового материала по чтению и развитию речи в 6 классе по теме «Апрель» В.Бианки.
конспект урока для коррекционных школ VIII вида...

Прямоугольный параллелепипед. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Математика, 5 класс.
Цель: формирование у обучающихся понятий и представлений о прямоугольном параллелепипеде и его элементах.Образовательная:научиться отличать прямоугольный параллелепипед от других фигур и среди прямоуг...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Урок изучения и первичного закрепления новых знаний"
урок - лекция как одна из возможных форм изучения нового материала....

Геометрия 8 класс Урок изучения и первичного закрепления новых знаний «Средняя линия треугольника»
Ввести понятие средней линии треугольника, рассмотреть теорему о средней линии треугольника, показать ее применение в процессе решения задач....
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...