урок географии 5 класс Тема урока_ Путешествие по Африке Тип урока_ изучение и первичное закрепление
методическая разработка по географии (5 класс)

Сидорова Сусанна Петровна

Задачи урока : Определять  специфику материка,  природу  Африки  по тексту и карте. Умение работать с  источником информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , текстом.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать  материал по предмету, работать в группе.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель географии__Сусанна Петровна Сидорова

Тема урока_ Путешествие по  Африке 

Тип урока_ изучение и первичное закрепление 

Задачи урока : Определять  специфику материка,  природу  Африки  по тексту и карте. Умение работать с  источником информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , текстом.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать  материал по предмету, работать в группе.

Этапы

Учебные

задачи

Деятельность учителя

(Осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

Урока

(Формируемые способы деятельности)

1. Организация начала занятия.

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе. Проверить готовность к уроку учеников.

На уроке не зевать, а работать и искать!

Приветствуют учителя.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Актуализация имеющихся знаний об особенностях природы Земли. Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами:

  1. Вспомните:

- Что такое материк?   Отвечают на вопросы. (Материки (континенты) – это огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой).

2 Работа с картой

 Покажите на карте материки.

3. игра «Верю-не верю». Выберите верные утверждения, разделившись тем самым на 2 группы (да и нет):

А) Евразия включает 2 части света; да

Б) Материк омывается водами трех океанов Земли; нет

В) Евразия соединяется с материком Северная Америка; нет

Г) Евразия- самый жаркий материк; нет

Д) Здесь находятся самые высокие в мире горы; да

Е) На материке расположено самое большое государство мира. да

 

По желанию 1-2 ученика выходят к доске называют и показывают материки и части света.

Формируется команда красных и зеленых.

3. Подготовка к основному этапу занятия (мотивирующий этап)

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока в ходе фронтальной беседы.

Сегодня нам предстоит большое и интересное путешествие. Но для того чтобы узнать куда нам предстоит отправиться, мы решим загадку, определим тему сегодняшнего урока.

Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».

 Помните то место, где нельзя гулять (Африка)

Итак, какова же тема нашего урока ??

 Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Слушают загадку, отгадывают.Определяют и формулируют тему урока

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

•   определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

•   воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Давайте представим, что мы все являемся членами Российского географического общества, которое было основано указанном Николая 1 в 1845 году. Все, кто входил в состав общества, отправлялись в экспедиции, открывали новые земли, проводили исследования и описания территорий. После экспедиций они возвращались и писали статьи, рассказывали на конференциях и собраниях общества о проделанной работе. И мы с вами, как истинные участники географического общества отправимся в экспедиции – а я на правах руководителя общества распределила ваши маршруты. А исследовать сегодня вы будете Африку. Нам предстоит ответить на главный вопрос:                                    
 Бывает ли в Африке холодно?
-Что будем для этого делать?

Просмотр видео не до конца.

А дальше вы все узнаете сами.

  1. Работа с текстом. 1.Найди спрятавшиеся названия  рек и  озер Африки
    Проверка. Оценивание. Одно слово-один балл.
  2. Работа с текстом. Впишите в таблицу представителей живой природы Африки.

Проверка. Максимум 5 баллов.

  1. Работа с текстом. Реставрация текста. Вставить пропущенные слова.

Проверка. Одно слово – 1 балл.

  1. Работа с картой. Определи географические объекты материка Африка.

Проверка. Максимум 7 баллов.

Определяют цели урока.

Подготовка учащихся для работы в группах.

Узнать особенности материка.

Групповая работа по тексту.

Учащиеся выполняют задания.

Работа с картой материка.

 

5. Подведение итогов занятий

Ребята наш урок подходит к концу, спасибо вам, за понимание, поддержку, за работу на уроке. Пришло время ответить на главный вопрос. Бывает ли в Африке холодно? Если вы думаете, что там все время жара, вы ошибаетесь. Например, в Кейптауне (ЮАР) летом ночная температура может составлять 12С, а зимой — всего 5С.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса,

роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги,

ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река,

свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной,

такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу,

я сберегу вас, сберегу”.

6. Рефлексия. 

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3. помогал другим

3.не понял

Подчеркните фразы, характеризующие вашу работу

на уроке по трем направлениям.

7. Информация о домашнем задании.

  • Учебник – § 22 пересказ
  • Стр. 112 задание «ПОДУМАЙТЕ» устно

Приложение к уроку.

Карта оценивания:

№ п/п

Деятельность учащихся

Критерии оценки

Самооценка

Актуализация знаний. Игра «Верю- не верю»

Самооценка

+ 1 балл к итоговой сумме

1

Спрятавшиеся слова рек и озер

Максимум 6 баллов

2

Заполнил таблицу

Максимум 6 баллов

3

Реставрация текста

Максимум 7 баллов

4

Работа с картой

Максимум 7 баллов

Выставление оценки

Поставьте «5», если вы набрали 24 И БОЛЕЕ баллов

Поставьте «4», если вы набрали 20-23 баллов

Поставьте «3», если вы набрали 13-19 баллов

Текст для чтения

Африка — второй по величине после Евразии материк. Его площадь с прилегающими островами составляет около 30 млн км2. В Африке находится величайшая пустыня мира — Сахара. Летом воздух в пустыне Сахара может прогреваться до +58 °С. Самая высокая вершина материка — гора Килиманджаро (5895 м). Это древний вулкан, который не извергался уже очень давно. В Африке протекает много крупных рек, среди них Нил с Кагерой (6671 км), а также Конго, Нигер, Замбези. Самое большое озеро Африки — Виктория. Оно действительно огромное. Когда стоишь на его берегу, кажется, что ты находишься около моря. А вот его средняя глубина небольшая — около 40 м. Глубина другого озера — Танганьика — достигает 1470 м. На большей части материка среднегодовая температура воздуха выше +20°С. Удивительно, но здесь тоже бывает зима и лето. Только различаются они не температурой воздуха, как у нас, а сменой сухого и влажного сезонов. Вдоль экватора простираются влажные экваториальные леса. Они трудно проходимы, так как стволы мощных деревьев обвивают вьющиеся растения — лианы. В этих лесах обитают огромные человекообразные обезьяны — гориллы, а также шимпанзе и другие виды обезьян. По мере удаления от экватора климат материка становится суше, леса сменяются бескрайними тропическими степями (саваннами), покрытыми гигантскими травами высотой до 4 м и редко стоящими акациями и баобабами. В саваннах можно встретить самых крупных сухопутных животных на земле — африканских слонов, вес которых достигает 4—5 т. Огромные стада носорогов, буйволов и различных видов антилоп, зебр и жирафов кочуют по африканским саваннам. В реках встречаются крокодилы, в степях — львы, гепарды, шакалы, гиены. В Африке много птиц. Здесь можно увидеть одну из самых маленьких птиц на земле — нектарницу и самую большую птицу нашей планеты — африканского страуса. Ещё дальше от экватора саванны сменяются пустынями с редкими оазисами. Оазисы — это места, где есть влага и могут развиваться растения. Африку населяют многочисленные народы с тёмным цветом кожи и курчавыми волосами, только на севере и северо- востоке Африки проживают более светлокожие арабы и берберы. Чёрный цвет кожи и курчавые волосы предохраняют местных жителей от солнечных лучей и перегревания.

Задание 1. Реки и озера

Найди спрятавшиеся названия  рек и  озер Африки

Е

Р

Р

У

Д

О

Л

Ь

Ф

К

Б

А

Н

Г

А

Г

О

Н

И

Л

К

А

С

А

О

У

З

А

И

А

И

Р

А

Н

Г

А

Н

Л

И

Н

Г

О

М

Б

Б

Н

А

Т

А

К

И

Ь

А

А

В

Н

Ь

Я

Е

А

Ч

Н

А

С

Е

Н

Е

Г

Н

И

М

П

С

З

Л

А

Ж

С

С

А

Л

Ь

Т

А

К

И

О

А

И

А

Д

Е

В

А

Я

Я

И

Р

О

Т

Л

П

О

Л

У

Задание 2.

Растения

Птицы

Животные

1

2

3

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

Задание 3. Африка –_________по величине материк. Самая высокая точка материка - гора ____________. Это самый _________материк.Одно из самых знаменитых растений –_____________. Самая длинная река материка - _________.Здесь расположена самая большая пустыня в мире - _________. Самое большое озеро - _____________.

Задание 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.

Цели урока: введение новой страноведческой информации...

Прямоугольный параллелепипед. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Математика, 5 класс.

Цель: формирование у обучающихся понятий и представлений о прямоугольном параллелепипеде и его элементах.Образовательная:научиться отличать прямоугольный параллелепипед от других фигур и среди прямоуг...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА "Урок изучения и первичного закрепления новых знаний"

урок - лекция как одна из возможных форм изучения нового материала....

Геометрия 8 класс Урок изучения и первичного закрепления новых знаний «Средняя линия треугольника»

Ввести понятие средней линии треугольника, рассмотреть теорему о средней линии треугольника, показать ее применение в процессе решения задач....

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...