Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Климат Африки»
Цели:
Образовательная
- Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли.
Задачи:
- Охарактеризовать климатические пояса и области Африки.
- Определить роль климатообразующих факторов в формировании особенностей климата материка.
- Доказать верность утверждения, что Африка – самый жаркий материк.
Развивающая
- Способствовать развитию мыслительных операций (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
Воспитывающая
- Способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме.
- Оборудование: мультимедиа проектор (компьютер); настенные карты: «Климатические пояса и области мира», климатическая карта Африки, физическая карта Африки; географический атлас для 7 класса; раздаточный материал.
- Методы: проблемно-поисковый, метод самоконтроля.
- Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Самое первое знакомство с этим материком у многих из вас произошло ещё в раннем детстве:
«Мы живем на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-попо
По широкой Лимпопо»
- О каком материке идет речь? – Африка.
- Из какого литературного произведения эти строки? – Корней Иванович Чуковский «Айболит».
«На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»
Вот уже 4-й урок мы посвящаем изучению этого удивительного материка.
Мы изучили ГП, рельеф Африки и, прежде чем идти дальше, давайте проведем небольшую разминку.
Упражнение «Разминка для ума» - участвуют 2 человека, работают с индивидуальным кроссвордом.Задание – прочитать название географического объекта, определить тип географического объекта, показать на карте. Учащийся, у которого находятся задания, корректирует, дополняет ответ.
Кроссворд № 1.
1. «Мультипликационный» остров возле берегов Африки, который в прошлом был единой частью с материком «Мадагаскар).
2. Крайняя точка материка, практически родина сомалийских пиратов (Рас-Гафун).
3. Пролив, разъединяющий Африку и материк, являющийся ее ближайшим другом и соседом (Гибралтар).
4. Гора-вулкан, визитная карточка Африки, цель всех альпинистов мира, из-за нее Африку называют «любимицей Солнца», высшая точка Восточно-Африканского плоскогорья (г. Килиманджаро).
5. Горная система Африки, которая имеет название трехголового мифического существа – героя м/ф «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (Драконовы горы).
6. «Сборник карт» на территории материка (Атлас).
Кроссворд № 2.
1.Крайняя точка материка, которая своим взором обращена к островам Зеленого Мыса (Мыс Альмади).
2. Назовите имя «части женской обуви», в пределах которой лежит Африка (Платформа Африкано-Аравийская).
3. Если бы мы с вами жили на другом материке, мы бы не были ближайшими соседями Африки. Кто – ближайший сосед Африки? (Евразия).
4. Море, омывающее Африку, в котором уже много миллиардов лет плавает сапог? (Средиземное).
5. Горная система Африки, которая имеет созвучное название со словами «Папский, папская, папские» (Капские горы).
6. Пустыня, в пределах которой расположен крупнейший в Африке Центрально-Калахарский заповедник (Калахари).
III. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки.
На слайде надпись:
Африка – самый жаркий материк Земли! Или? |
– На уроке мы должны доказать, что это утверждение является верным или опровегнуть его.
– На климат любого материка оказывают влияние разные факторы. Назовите климатообразующие факторы, используя таблицу. И попробуйте выяснить, как эти факторы, по вашему мнению, будут влиять на климат Африки.
Климатообразующий фактор | Какова роль фактора | Влияние на климат Африки |
Географическая широта | Чем дальше от экватора, тем … | Расположена в теплых широтах, получает тепла больше, чем другие материки |
Высота над уровнем моря | Чем выше, тем … | Несмотря на то, что Африка получает много тепла, в Африке есть горы, на вершине которых лежит снег |
Господствующие ветры | Пассаты с океана приносят весь год … | Господствуют пассаты. Сухие пассаты с Евразии определяют сухость воздуха в Сахаре. В Южной Африке пассат влажный, но далеко не проникает |
Направление горных хребтов | Осадки выпадают на наветренных склонах | Драконовы горы мешают пассату проникать далеко в Калахари |
Течения | Если у берега проходит теплое течение, то | Холодное Сомалийское течение делает климат полуострова Сомали еще более сухим. Бенгельское течение определяет образование пустыни Намиб на берегу океана. |
- Изучение нового материала
Выясним, в каких климатических поясах лежит материк, как распределяются температура, осадки по материку. Учащиеся по группам составляют характеристику климатических поясов ( по плану - приложение 1) и заносят результаты в таблицу.
Климатический пояс | Географическое положение | ВМ | t° июля | t° января | Осадки за год (мм) | Режим выпадения осадков | Характеристика погоды |
Экваториальный | |||||||
Субэкваториальный | |||||||
Тропический | |||||||
Субтропический |
Вывод:
- Среднемесячная температура не опускается ниже +8°С;
- большая часть материка расположена между тропиками в жарком поясе, где солнце 2 раза в год бывает в зените;
- в Африке нет холодных климатических поясов .
- Африка – самый жаркий материк!
IV. Закрепление и применение знаний и умений
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
– На уроке мы впервые знакомимся с климатическими диаграммами. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата. (приложение 2).
V. Проверка уровня усвоения материала
Выполнение теста и самопроверка.
Тесты и задания для проверки
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. Весь год господствуют пассаты.
10. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
11. Весь год мало осадков.
12. Осадки в основном выпадают летом.
VI. Домашнее задание
- Описать климат о. Мадагаскар по типовому плану (выдать каждому).
Приложение 1
План характеристики климатического пояса.
1.Формирующие воздушные массы, пояса давления.
2.Средняя температура воздуха в январе, в июле, годовая амплитуда температур, макс. и мин. температура;
3.Годовое количество осадков их распределение по сезонам.
4.Есть ли сезонность и в чём она проявляется?(уч-к стр.)
Приложение 2
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:
- Средняя температура января.
- Средняя температура июля.
- Годовое количество осадков.
- Режим выпадения осадков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Урок географии в 7 классе. Тема урока: "Физико – географическое положение Африки".
Разработка урока географии в 7 классе по теме: "Физико – географическое положение Африки".Цель: Научить давать характеристику ФГП материка.Задачи: - Познакомить с физико–географическ...
Открытый урок географии. Природные зоны Африки.
Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...