Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме:
Климат Африки и определяющие его факторы.
Разработчик : Берлюбская Т.В.
учитель географии
МКОУ «Варгашинская СОШ № 1»
Цель: Создание условий для усвоения обучающимися климата Африки и определяющих его факторов.
Задачи:
1. Обучающие:
- закрепить знания обучающихся о характерных чертах климата Африки;
- объяснить обучающимся причины разнообразия климата;
- показать обучающимся роль каждого фактора в формировании климата и их взаимосвязь.
- научить обучающихся работать с климатограммами.
2. Развивающие:
- развивать навыки анализа и объяснения причинно-следственных связей у обучающихся;
-развивать творчество учащихся, мыслительные способности;
- содействовать развитию у школьников умений формулировать определения понятий и терминов, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение анализировать и систематизировать информацию; - воспитывать географическую культуру школьников, эстетическое восприятие географических объектов.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Основное содержание темы, термины и понятия.
Содержание темы предполагает:
- Усвоение содержания понятий и терминов: климат, пассаты, климатические пояса, типы климата;
- Выявление особенностей климата Африки и определяющих его факторов.
Планируемые результаты.
Личностные:
- эмоционально-ценностное отношение к особенностям климата Африки, .
- осознание значимости климата для жизни население .
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные:
- Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, сравнивать объекты;
- Регулятивные: умение выполнять учебное действие в соответствии с заданием, вести самостоятельный поиск, отбор, анализ информации из различных источников;
- Коммуникативные: умение взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе выполнения учебной задачи, работать индивидуально, в группе и фронтально;
Предметные:
- В познавательной сфере – знание понятий и терминов , особенностей климата Африки;
- В ценностно-ориентационной сфере – понимание значения климата в жизни населения и развитии хозяйства Африки;
- В сфере географической деятельности – умения находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата Африки.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ПК на двух обучающихся, выход в Интернет на сайт.
Ресурсы, в том числе электронные:
Учебник географии, атлас по географии для 7 класса, стенная физическая карта Африки.
Межпредметные связи
Экология, 7 класс/Тема «Природа вокруг нас», физика.
Формы работы: фронтальная , групповая , индивидуальная .
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
- актуализировать имеющие знания у обучающихся по теме , мотивировать обучающихся к изучению темы.
Планируемые результаты
Личностные
- проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные
- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные
Умение:
- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- работать в паре.
Предметные
Знание:
- понятия «климат, климатические пояса, климатические факторы, пассаты;
- умение описывать и обобщать результаты образовательного и жизненного опыта, связанного с содержанием темы.
Формы работы: фронтальная
Актуализация субъектного опыта учащихся
Учитель сообщает тему урока, раскрывает цели учебного занятия. Учитель организует беседу таким образом, что бы сами семиклассники назвали сведения, необходимые для определения климата любого материка. В этом им поможет анализ сводок погоды, сообщаемом по радио или телевизору. В процессе их обсуждения делается отбор и вывод: для определения климата достаточно знать температуры января, июля, количество осадков и их режим, а также господствующие ветры.
-Что мы изучили по материку Африки.
-Что сегодня надо будет узнать?
Учитель: Запишите тему в тетрадь.
Прежде, чем говорить о климате Африки, давайте вспомним все что знаем о климате вообще?
-А теперь, подумайте каждый сам, обговорите друг с другом, какие вопросы по нашей теме мы вынесем в образовательные задачи урока?
Задачи учитель записывает на доске.
Знать:
1.Какой климат Африки? Почему он такой?
2.Особенности климата материка.
3.Климатические пояса и типы погоды, характерные для климатических поясов Африки.
Учитель подводить учащегося к определению развивающей цели, предлагая им подумать над тем какие умения мы будем развивать.
Сознание положительного психологического настроя на предстоящую работу.
Учитель спрашивает учащегося: «Зачем необходимо знать данную тему?»
Обсуждение в парах коллективный диалог в ходе которого выявляется практическая значимость изучаемого материала, возможность использования его при изучении последующих тем.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность
Цель: Создать условия для усвоения учащимися знаний о особенностях климата Африки, и климатообразующих факторов его определяющих.
Личностные:
- Эмоционально-ценностное отношение к особенностям климата Африки.
Регулятивные:
- Организовать свою деятельность, определять свои цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике , оценивать достигнутые результаты.
- Вести самостоятельный поиск информации из географических источников.
- Коммуникативные:
- умение организовать учебное сотрудничество, работать в парах и группе;
- умение осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата.
Предметные:
- знание содержание понятий связанных с климатом.
- умение работать с разными источниками географической информации, выделять климатические пояса, климатообразующие факторы
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Планирование учебной деятельности
Учитель ставит вопрос: «Как мы будем решать поставленные задачи и что для этого необходимо?»
Учитель организует обсуждение вопроса:- «Что мы будем контролировать?»
В ходе коллективного диалога определяем:
1.Овладение знаниями по изученным вопросам.
2.Сформированность основных способов мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение).
3.Сформированность общеучебных умений.
Определяем формы контроля: взаимоконтроль, во время диалога в паре; самоконтроль, контроль со стороны класса, контроль учителя (поэтапный и итоговый).
Реализация плана.
Проблемный вопрос: Какой тип климата Африки наиболее благоприятный для жизни человека?»
-Ребята, мы знаем, что Африка – самый жаркий материк. Скажите, это следствие или причина?
Учащиеся делают запись в тетради.
Следствие Причина
Африка - ?
Самый
Жаркий
Материк.
Работа с текстом учебника.
Используя учебник стр. 102, карты, работая в паре друг с другом определите причину.
Учащиеся устанавливают причину.
1.Географическое положение (большая часть в тропических широтах).
2.Преобладание высоких t.
-А теперь, используя климатического карту Африки определите средние t января и средние t мая в северной, центральной и южной части материка. Запишите в тетрадь.
-Какая t повторяется чаще всего?
-Чаще всего на материке Африка повторяется t +24˚ С.
Вывод: преобладают t +24˚.
-Определите где на территории Африки наблюдается абсолютный max t.
Работая к климатической картой, дети устанавливают, что абсолютный max t наблюдается в г. Трипполи (+58 С).
-Какие части материка являются самыми жаркими?
Ответ: север и юго – запад.
-Сопоставьте климатическую и физическую карты Африки, что располагается в самых жарких частях?
Ответ: пустыни.
Учитель: Ребята, как вы считаете почему на севере Африки располагается самая крупная пустыня мира?
Обсуждение в парах, коллективный диалог, в процессе которого устанавливается причина: большая протяженность севера Африки в тропических широтах; ветры пассаты дуют с материка Евразии.
-Ребята, какие мы здесь можем выделить климатообразующие факторы?
Ответ: географическое положение и господствующие ветры.
-Итак, какую главную особенность климата Африки мы можем выделить?
-Климат на большей части материка – жаркий.
Запишите эту особенность в тетрадь.
-Зная климатообразующие факторы, подумайте, обговорите в паре: «Почему на берегу океана образовалась пустыня Намиб?».
Причиной является холодное океаническое течение.
Итак, мы уже определили влияние 3 факторов: г.п. господствующие ветры, течения.
-Посмотрите на карту и назовите самую влажную часть материка? Почему здесь много осадков?
Учащиеся выполняют задания.
На карту наносят знаки:
НД (низкое давление) ☼ (восходящие токи воздуха) ЭВМ, осадки.
http://fcior.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html
3 этап: Интеллектуально-преобразовательная деятельность.
Цель:
- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений , полученных в процессе изучения темы.
- Стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений .
- Практическая работа. (не оценивается)
«Построение сравнительных климатических диаграмм».
Далее учащимся представляется несколько климатических диаграмм. Необходимо выбрать какая из них соответствует к этой территории. Ответ обосновать.
-Какой вывод можно сделать о распределении осадков по материку?
-Почему восточные склоны Драконовых гор получают осадков больше, чем западные?
-Какие ещё климатообразующие факторы мы можем назвать?
Задание:
-По карте определите в каких климатических поясах располагается материк Африка?
-Какую особенность в расположении климатических поясов вы увидели?
-Используя текст учебника стр. 103-104, свои знания дайте характеристику климатических поясов и типов погод в этих климатических поясах.
-Ребята, так какой тип климата Африки наиболее благоприятный для человека?
Подведение итогов урока.
-Ответили мы на проблемный вопрос?
-Решили задачи урока.
-Непонятные вопросы есть?
Учащиеся указывают меру своего продвижения к цели по пяти бальной шкале.
Высказывают свои пожелания.
4 этап: Диагностика качества усвоения темы
Цель:
- установить степень усвоения темы обучающимися
Задание :
Тест
Определите, какому климатическому поясу соответствуют данные признаки.
1. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
2. Расположен в районе тропиков.
3. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива.
4. Лежит на самом севере и на самом юге материка.
5. Только одно время года – лето.
6. Погода круглый год жаркая и сухая.
7. Лето жаркое и сухое, зима теплая и влажная.
8. Два сезона – влажный и сухой.
9. После полудня почти всегда идет сильный ливень.
10. Весь год мало осадков.
А) экваториальный |
Б) субэкваториальный |
В) тропический |
Г) субтропический |
А) 3, 5, 9;
Б) 1, 8;
В) 2, 6, 10;
Г) 4, 7.
5 этап: Рефлексивная деятельность
Цель деятельности: научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью
- оценивать результат своей деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Закончите предложения:
- Я доволен (довольна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла)…..
- Я не доволен(льна) тем, что сегодня……
6 этап: Домашнее задание.
Используемая литература и сайты
- Рабочая программа по географии 6-9 класс.
- ФГОС общего образования. География.
- http://school–collection.edu.ru.
4. http://fcior.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку географии по теме "Климат Калининградской области"
В презентации дается описание клмиата самой западной области нашей страны....
Урок географии по теме "Климат Владимирской области", 8 класс
Урок географии в курсе "Физическая география Владимирской области". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, приложения с тестами и материалами к уроку. Урок с использованием современных...
Урок географии на тему «Климат Южной Америки» с использованием интерактивной доски. 7 класс
Разработка урока в 7 классе по географии «Климат Южной Америки» с использованием интреактивной дрски и презентации к уроку. Презентация прилагается....
Урок географии 7 класс, тема "Климат Африки"
Сформировать представление об особенностях климата Африки – самого жаркого материка Земли....
Урок, география 7 класс тема: Климат Африки"
Урок раработан в соответствии с ФГОС...
Проверочная работа по географии по теме: " Климат Африки" 7 класс
Климат Африки.1. Климатический пояс ,лежит вдоль экватора в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива.2. Климатический пояс лежит между 20 с.ш и 20 ю.ш3. Климатический пояс лежит на крайне...
Урок географии в 7 классе Тема: Климат Африки
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы....