Технологическая карта урока. Физика 10 класс Тема " Основные положения МКТ"
план-конспект занятия по физике (10 класс)

Технологическая карта урока. Физика 10 класс. Тема " Основные положения МКТ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_v_rabotu.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока физики

Класс: 10                                                                            

УМК: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика-10 класс. Издательство «Просвещение»

Тема урока:   Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул

 Тип урока: Вводная лекция с элементами беседы.

Цель урока: 1. Образовательная: расширить  представления обучающихся о взаимосвязи микро- и макропараметров идеального газа посредством введения основного уравнения МКТ идеального газа; сформулировать основные положения МКТ; дать понятие о размерах молекул систематизировать знания учащихся по МКТ на основе структуры физической теории;

2.Развивающая: формировать умение применять теорию на практике; развивать  наблюдательность, самостоятельность.

3.Воспитательная: продолжить формирование представлений о единстве и взаимосвязи явлений природы.

Задачи урока:

1. формирование представлений о Броуновском движении, формирование представлений о строении вещества, использовать знания о строении веществ в повседневной жизни (предметный результат);

2. развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, использовать различные источники для получения информации, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, проводить наблюдения, опыты, обобщать и делать выводы (метапредметный результат);

3. формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, презентация к уроку..

Оборудование: Модели молекул воды и кислорода. Мензурка, стакан с водой. Кристаллики марганцовки.   Шар с кольцом. Таблица Менделеева.

Демонстрации:

1.Распространение запаха (туалетная вода)

2.Возможность разделить тело на части (вода, твердое тело)

Ход урока.

                                                                     Формируемые УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1.Этап целеполагания.

 

 Сегодня у нас урок по теме «Основные положения МКТ и их подтверждения». На  уроке мы углубим  знания о веществе, о его различных состояниях, объясним эти различия с  точки зрения МКТ. Вы сможете выявить связь между физикой, химией, математикой, металловедением , а  на многие природные явления посмотрим  с различных точек зрения . Но в начале я предлагаю вам вспомнить , всё что мы знаем о веществе.

Формулирование темы урока.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выделение проблемы и путей ее решения.

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний

Принятие и сохранение учебной цели и задач. Дополнение высказываний обучающихся

2.Актуализация знаний.

Блиц опрос.

- Сколько всего известно на сегодняшний день состояний вещества?

- При каких условиях происходит изменений агрегатного состояния вещества

- К каким явлениям относится изменений температуры

Давайте вспомним, что известно вам о тепловых явлениях.

Сформулируйте ответ  на вопрос: Какие явления относятся к тепловым? Что такое тепловое движение?

Тепловые явления изучаются двумя разделами физики:

1.        Молекулярная физика

2.        Термодинамика.

В это время беседа с классом: Как вы думаете, что изучает молекулярная физика?

Что вам известно о строении вещества?

3. Изучение нового материала.

Предлагаю эпиграфом  к уроку взять  слова, сказанные Демокритом около 400 лет до н.э.

«      « Начало Вселенной – атомы и пустота , а всё остальное – мнение»

МКТ, как и другие физические теории, прошла долгий путь становления от гениальной догадки до обоснования научной теории. Впервые идея дискретности вещества (идея атомизма) была высказана в 5 в. до н.э.

5 в. до н.э.

Демокрит

«Начало Вселенной – атомы и пустота, все остальное – мнение».

4 в. до н.э.

Эпикур

«Свойства атома – вес, движение».

4 в. до н.э.

Аристотель

«Атомов нет, потому что мы их не видим».

Взгляды Демокрита и других античных философов дошли до нас благодаря поэту Лукрецию Кару. Более 2000 лет назад он писал:

…существуют такие тела, что и плотны и вечны:

Это – вещей семена и начала в учении нашем,

То, из чего получился весь мир, существующий ныне.

Лукреций Кар «О природе вещей».

Точка зрения Аристотеля была принята церковью, что определило ее господство на многие века. Учение Демокрита для объяснения природы искало естественные причины, а не промысел Божий.

Девиз средневековья: «Всякое стремление к познанию есть грех, если оно не направлено к познанию Бога». (Фома Аквинский.)

М.В.Ломоносов  (XVIII в.) считал, что теплота – движение корпускул,  объяснил явления теплопроводности, опираясь на модель газа,  выдвинул  гипотезу о недостижимости      самой низкой температуры.

Работы Ломоносова остались незамеченными (на них обратили внимание лишь через 100 лет).

В мире нет двух совершенно одинаковых предметов. Невозможно найти две одинаковые песчинки в горе песка или два одинаковых листика на дереве, а вот молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы.

МКТ опирается на три положения . Постараемся их вспомнить.

1)Вещество состоит из частиц (молекул, атомов, ионов), разделённых промежутками.

Косвенные доказательства:

-дробление веществ (первокирпичик?)

-испарение

-расширение и сжатие веществ при изменении температурили деформации

-диффузия

Эти явления свидетельствуют, что вещество состоит из частиц между которыми есть промежутки («пустота»)

Прямые доказательства:

-фотографии отдельных больших молекул

-определение параметров молекул

-опыт Бринджмена (просачивание масла сквозь сталь)

Самостоятельная работа в малых группах

Кто может продемонстрировать опыт, подтверждающий, что

между молекулами – пустота?

В полный до краев стакан воды помещается еще несколько ложек сахара.

Второе положение МКТ: (запишите в тетрадь)

2).Частицы находятся в непрерывном  движении.

Доказательство: Какие примеры подтверждают это?

1.)Распространение запаха (туалетная вода)

2.)Растворение молока в стакане чая и т.д

-  Диффузия – самопроизвольное перемешивание веществ вследствие теплового движения молекул

Приведите примеры.

Подтверждением непрерывного движения молекул так же является Броуновское движение.

«Броуновское движение – это тепловое движение взвешенных

в жидкости или газе частиц.» Впервые наблюдал это явление

английский ботаник Р. Броун. Объяснить броуновское

движение можно только на основе молекулярно-кинетической теории.

Причина броуновского движения частицы заключается в том,

что удары молекул жидкости о частицу не компенсируют друг друга.

Красочно описывает броуновское движение немецкий физик

Роберт Поль (1884-1976): «Немногие явления способны так

увлечь наблюдателя, как броуновское движение. Здесь наблюдателю

позволяется заглянуть за кулисы того, что совершается в природе.»

1)Частицы взаимодействуют друг с другом.

Опыт со свинцовыми цилиндрами — Из опыта следует вывод:

частицы веществ способны притягиваться друг к другу. Однако это притяжение возникает лишь тогда, когда поверхности тел очень гладкие (для этого и понадобилась зачистка торцов) и, кроме того, плотно прижаты друг к другу.

Сжимая или растягивая, изгибая или скручивая тело, мы сближаем или удаляем его частицы. Поэтому между ними возникают силы притяжения-отталкивания, т.е. "сила упругости".

Посмотрим на рисунок: около верхней грани деформированной пластины частицы вещества сближаются друг с другом. Это приводит к возникновению между ними сил отталкивания. Вблизи нижней грани — частицы удаляются друг от друга, что приводит к возникновению между ними сил притяжения.

Компетенция обучающихся в области физики.

Умение  строить речевое высказывание

Умение  вступать в диалог

Оценка

Выделение существенной информации из слов учителя

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в письменной и устной форме.

Чтение текста, выделение существенной информации.  

Делают вывод.

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Планировать свои действия.

Корректировать свои действия

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой

4.Этап первичного закрепления.

Сформулируйте три положения МКТ.

Выполним индивидуальную работу, чтобы проверить, как вы усвоили изученный материал.

Выполните тест с последующей взаимопроверкой.

Решение задач:

Учащимся предлагается решить задачи:

1. Кусочек парафина массой 9 · 10-7 кг, брошенный в горячую воду, расплавился и образовал пленку, площадь поверхности которой 1 м2.

2.Определить диаметр молекулы парафина, полагая, что толщина пленки равна диаметру молекулы. Плотность парафина 900 кг/м3.

3.        В баллоне объёмом 5•10-3м3 находится 1моль газа. Какова концентрация молекул в баллоне?

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Контроль и оценка процесса и результатов

действия.

5. Самостоятельная работа

1.  Правильно ли утверждение, что броуновское движение есть результат столкновения частиц, взвешенных в жидкости?

1) утверждение верно            2) утверждение неверно                3) не знаю.

2. Одним из подтверждений положения молекулярно-кинетической теории строения вещества о том, что частицы вещества хаотично движутся, может служить:

      A. Возможность испарения жидкости при любой температуре.

Б. Зависимость давления столба жидкости от глубины.

B. Выталкивание из жидкости погруженных в нее тел.

Какие из утверждений правильны?

 1) только А          2) только Б               3) только А и Б              4) только Б и В

3. Хаотичность теплового движения молекул газа в небольшом сосуде приводит к тому, что

1) плотность газа одинакова во всех точках занимаемого им сосуда

2) плотность вещества в газообразном состоянии меньше плотности этого вещества в жидком состоянии

3) газ легко сжимается

4) при охлаждении и сжатии газ превращается в жидкость

Самостоятельное решение задач.

Установление причинно-следственных связей. Применение изученных знаний.

Понимание вопросов, умение использовать внутреннюю речь для выбора ответа

Управление процессом деятельности

6. Подведение итогов .

Все вещества состоят из молекул. Молекулы одного и того же вещества одинаковы.

Частицы вещества беспрерывно и беспорядочно движутся.

 Молекулы разных веществ по-разному взаимодействуют между собой.
Взаимодействие зависит от типа молекул и расстояния между ними.

Например, воду мы привыкли видеть в жидком состоянии. Химическая формула воды H2O. В газообразном состоянии – это пары воды. (Какова химическая формула?). В твёрдом состоянии, это лёд или снег. Всё та же химическая формула - H2O.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Понимание на слух ответов обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

7. Рефлексия.

Возникает вопрос: если молекулы одного и того же вещества совершенно одинаковы, то почему это вещество может находиться в разных агрегатных состояниях?

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий.

Умение формулировать собственное мнение.

Саморегуляция.

Рефлексия

8. Информация о д.з.§55,56,

Вот на этот вопрос нам с вами и предстоит ответить на следующем уроке

 - Ребята, у вас есть учебник. Прочитав параграфы, с помощью которых вам предстоит изучить особенности трех различных состояний вещества и заполнить таблицу.

Агрегатное состояние вещества

Строение

Характер движения частиц.

Взаимодействие частиц

Свойства.

газообразное

l>>r0.

беспорядочное

хаотическо

υ » 100 м/с

Упругое столкновение,

F взаимодействия  малы

Легко сжимаются.

Неограниченно расширяются.

Не сохраняют ни форму, ни объем

жидкое

 l ≈ r0.

Ближний порядок

Колебательное с перескоками

Притяжение и отталкивание на расстоянии,

F взаимодействия  достаточно велики

Плохо сжимаются. Сохраняют объём.

Текучи, легко меняют форму

твердое

l ≈ r0

дальний порядок (кристаллическая решетка)

Колебательное

Притяжение и отталкивание

F взаимодействия   велики

Сохраняют объём и форму

Решить задачу: Определить объем молекул и объем «пустот» в 1 л воды, представив молекулы в виде шариков, имеющих радиус 0,138 нм.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Регуляция учебной деятельности.

Выбор задания.

9. Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)

Технологическая карта урока физики по теме: «Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Опытное доказательство взаимного притяжения и отталкивания молекул.» (7 класс)...

Реализация ФГОС на уроках физики. Технологическая карта урока физики по теме.

         Перемены, происходящие в современном обществе, требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государствен...

Технологическая карта урока химии по теме « Основные классы неорганических соединений»

Технологическая карта обобщающего урока химии в 8 классе по теме: "Основные классы неорганических соединений". Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе О.С. Габриеляна...

Технологическая карта урока физики на тему «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе по учебнику А.В.Перышкина

Технологическая карта составлена на основе ФГОС, примерной программой основного общего образования по физике. Данная технологическая карта  ориентирована на использование УМК А.В. Перышкина ...

Технологическая карта урока физики на тему: "Инерция". 7 класс.

Технологическая карта урока  физики на тему: "Инерция" для использования в работе в 7 классе включает разработку урока с использованием технологии сотрудничества....

План- конспект урока. Физика.10класс. Тема " Основные положения МКТ"

План- конспект урока. Физика.10класс. Тема " Основные положения МКТ"...