Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".
план-конспект урока по географии (9 класс)
Урок практикум. Изучения нового материала.
УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева.
География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8-9 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2017.– (ФГОС).
Использование методов:
Опорных схем, конспектов, ментальных карт, тестирования для подготовки к ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 312.55 КБ |
тесты | 23.78 КБ |
Раздаточный материал. | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
средней общеобразовательной школы № 2 им. Н.Я. Василенко
города Лабинска муниципального образования Лабинского района
Урок подготовила учитель географии
Неженец Зоя Владимировна
География 9 класс Технологическая карта урока № 33 Дата 18.01.2018 слайд 1
Тема | Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга |
Тип урока | Урок практикум. Изучения нового материала (открытия нового знания). комбинированный |
Форма работы учащихся | в парах, групповая (практическая ), индивидуальная |
Цель | Формирование представлений и знаний об экономических районах России. Изучить составе, размерах территории и ЭГП Центральной России. Сравнить географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга. |
Задачи | Образовательные: 1. развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, используя методику ментальных карт, ЭГП. Развивающие: умение работать с учебниками, с картами атласов, формирование географической культуры, развитие памяти, логики и анализировать, делать выводы; сравнивать географические объекты, коммуникативные способности. Развитие образного мышления. Воспитательные: Показать успехи детей для повышения их самооценки, развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения. Здоровьесберегающие: Профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности. |
Планируемые | Метапредметные результаты: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение работать с различными источниками информации. Сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт, установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД:- планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Познавательные УУД:- работать с текстом с целью поиска необходимой информации. Личностные УУД:- осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира. и интересом к познанию. Коммуникативные УУД:- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные результаты: Предметные УУД:- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы; - воспроизводить информацию определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России, • оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России, • объяснять изменение ЭГП во времени, • понимать географическую специфику региона, • использовать приобретённые знания и умения при оценке географической, • специфики региона, Сравнивать 2 территории |
Основные термины, понятия | ЭГП. |
Образовательные | УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Хозяйство.8 кл. В.П. Дронов, И.И.Баринова,В.Я.Ром; под ред. В.П. Дронова. М.:Дрофа, 2016.– (ФГОС). http://school-collection.edu.ru/ |
Оборудование | мультимедиапроектор, ПК |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация «Центральная Россия. Географическое положение.», раздаточный материал для теста по теме урока, атлас Схемы 2 городов Москвы и Санкт Питербурга |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организация на урок 0,5 м | на экране фото природы Ц Росии ? Фотографии какого района вы видите на экране?- Здравствуйте, ребята. Я Неженец Зоя Владимировна -Я очень рада вас видеть. Сегодня, у вас необычный урок. У вас много гостей. Я приветствую всех. Настроимся… покажите мне свои глазки. Приступаем к работе. - Я надеюсь, что навыки познания, полученные сегодня на уроке помогут вам для подготовке к ОГЭ. | Приветствие учителя, гостей подготовка к уроку. | |
актуа-лизация знаний 2 м | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - осуществлять взаимный контроль правильности усвоение понятий; | Сегодня мы с вами будем изучать территорию (Этот Экономический район) который не имеет выхода к морю, но его Административный Центр является портом пяти морей. (презентация) Слайд № 2 Москва город 5 Морей Каких ? Где находится этот город? | Вспоминают ранее изученный материал. Москва Черное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское |
тема Нашего урока Слайд № 3 План Хар-ки рауона Слайд № 4 | Центральная Россия | ||
Поста-новка учебной задачи
1 м | Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока). | Слайд № 5 - Какая у нас сегодня будет тема урока? - «Центральная Россия. Географическое положение» Слайд 6 Цель: 1Формирование представлений и знаний об экономических районах России. 2.Изучить состав и ЭГП Центральной России. 3.Сравнивать географическое положение и планировку Москвы и Санкт-Петербурга. Сделать выводы. Охарактеризовать ЭГП Центральной России
Задачи урока: Развивающая 1. работа над развитием образного мышления, посредством использования методики Ментальных карт; 2. Формировать умения составлять экономико- географическую характеристику Центральной России на основе различных географических источников информации и форм ее представления. Научимся работать с административными картами и схемами. - Как вы считаете, зачем нам нужно изучение этой темы? Где нам пригодятся знания по теме? (Чтобы знать свою страну) | Самостоятельно формируют название темы и цели урока. Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) |
открытие новых знаний 6 6 м 15 м 1 м 2 | Познавательные УУД: - работать с текстом с целью поиска необходимой информации. Личностные УУД: - обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Предметные УУД: - выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы книги в атласе. Цель: оценить экологические ситуации в разных частях Урала и предложить пути решения экологических вопросов | -Вот теперь мы можем приступить к достижению целей и задач, которые вы запланировали для себя. А в конце урока, ребята, мы с вами ответим на один вопрос: Что же такое Центральная Россия.????? Состав района учебник стр ? Слайд 7 8 Москва 9 Цели Слайд 10 1.Положение района на территории государства (окраинное, пограничное, центральное). 2.Соседние районы, государства. 3.Положение относительно топливно-энергетических и сырьевых баз страны. 4. Положение относительно транспортных магистралей. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики региона. 11 Пороверка Слайд 11,12 1. Расположен в центральной части Русской равнины на пересечении транспортных путей : з-в, с-ю (здесь проходил древний путь «из варяг в греки». Положение района на территории страны - пограничное и центральное. 2. Соседние районы: Северо-Западный район, Европейский Север, Уральский район, Поволжье, Европейский Юг. 3. На западе граничит с Украиной и Белоруссией. 4. Удобно расположен к энергетическим и сырьевым базам (Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ). 5. У района нет прямого выхода к морям, но Волго-Донской и Волго-Балтийский каналы обеспечивают выход к 5 морям. Центральная Россия- это столичный регион. Он имеет наиболее развитую транспортную сеть, которая представлена всеми видами транспорта. Вывод: район имеет выгодное экономико-географическое положение. Город 5 морей Слайд 13
Тема: «Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга». Цель: формирование умений сравнивать столицы (Москва и Санкт-Петербург) по географическому положению и планировке, выявлять черты сходства и различия, объяснять причины этого. Слайд 15 Слайд 16
Источники загрязнения? Слайд 17 тесты Слайд 18 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный В) Волго-Вятский Г) Северный
2. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное Б) столичное В) приграничное
3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва
4. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта
5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП ФИЗМИНУТКА
| Работа с учебником Выполнить задания в парах. Выполнение тестов подготовленных друг другу ДЗ. Заполняют таблицу. Приложение № 1 Индивидуальная работа. Взаимопроверка. Сверить. Выставить оценку в оценочный лист.. Слайд № 6 проверить Устная работа Работа с учебником стр 206-210 и опорным конспект приложение 2 Высказывают суждения выводы.
Политическим хозяйственным Научным культурным финансовым Транспортным центром России Ответы записываются в опорный конспект приложение 2 З Взаимопроверка между парами. Сверить конечный результат. Выставить оценку в оценочный лист. Высказывают предположения о других загрязнениях Вывод Слайд 17 Предложение путей решения 1 |
Рефлек-сия 5м 3м м | Метапредметные результаты: Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. - слушать и понимать речь других; Предметные УУД: - применять информацию об экологии | 1. Закрепление новых знаний. Ответить на вопросы: ? ? Слайд № 2. Вывод по уроку. - А теперь вспомните, на какой вопрос мы должны были с вами ответить? - Как вы думаете, Что же такое Центральная Россия.????? 3. Выберите одну фразу для соседа по парте
4. Выставление отметок. | Формулируют вывод. Отвечают письменно в карточках1-2 Оценивают работу на уроке. кк- Оценивают работу на уроке всего класса |
Дом. Задание 1 | Домашнее задание. 1. § 30. Вопросы стр 142 Творческое: «Доказать, что Москва – город 5 морей». Слайд 19 | Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневник. | |
7 | Проверка знаний | 1тесты 2 опредилить административные территории | Приложение 3 |
Предварительный просмотр:
Приложение № 4. К уроку 33 9 класс. Ф.И._________________
Тесты по теме: «Центральной России. ЭГП».
1. Какой район не входит в состав Центральной России?
А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный
В) Волго-Вятский Г) Северный
2. Центральная Россия имеет ….. положение
А) периферийное Б) столичное В) приграничное
3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва
4. Транспортная сеть Центральной России представлена:
А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами
В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта
5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют
А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП
Д.З. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.
Па территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие примышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод.
Приложение № 4. К уроку 33 9 класс. Ф.И._________________
Тесты по теме: «Центральной России. ЭГП».
1. Какой район не входит в состав Центральной России?
А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный
В) Волго-Вятский Г) Северный
2. Центральная Россия имеет ….. положение
А) периферийное Б) столичное В) приграничное
3. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:
А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва
4. Транспортная сеть Центральной России представлена:
А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами
В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта
5. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют
А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП
Д.З. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию.
Па территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озер, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие примышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства — молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре — крупный вагоностроительный завод.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1. К уроку 33 9 класс. Ф.И.________________________
Изучение нового материала по теме:«Центральная Россия. Состав территории. ГП»
- Изобразить расположение административных территорий Центральной России.
Открыть административную карту.
А) Нарисовать посередине кружок, подписать – Московская область.
Б) На северо –восток от Москвы находится Владимирская обл. (овал)
В) По часовой стрелки далее Ярославская и замыкаем круг овалами из областей
Приложение № 1. К уроку 33 9 класс. Ф.И.________________________
Изучение нового материала по теме: «Центральная Россия. Состав территории. ГП».
1. Изобразить расположение административных территорий Центральной России.
Открыть административную карту.
А) Нарисовать посередине кружок, подписать – Московская область.
Б) На северо –восток от Москвы находится Владимирская обл. (овал)
В) По часовой стрелки далее Ярославская и замыкаем круг овалами из областей
Приложение № 2. К уроку 33 9 класс. Ф.И._________________
Характеристика ЭГП Центральной России.
1. Расположен в _____________части ___________ равнины на пересечении транспортных путей : _______________________(здесь проходил древний путь «из варяг в греки». Положение района на территории страны ___________________________________________________.
2. Соседние районы: 1________________________, 2________________________, 3____________________________, 4_____________________________, __________________________Юг.
3. На западе граничит с _____странами __________________и ______________
4. Удобно расположен к _______________________________________________ базам
(Поволжье, Северный Кавказ, Европейский Север, Урал ).
5. У района нет прямого выхода к морям, но ____________________________и_____________________________________ каналы обеспечивают выход к 5 морям.
Центральная Россия- это ________________ регион.
Он имеет наиболее развитую ______________________ сеть, которая представлена всеми видами транспорта.
Вывод____+________________________________________________________________
Минусы
Приложение № 3. К уроку 33 9 класс. Ф.И._________________
Практическая работа на тему:
« Сравнение ГП и планировки двух столиц: Москвы и Санкт- Петербурга.
Цель: формирование умений сравнивать столицы (Москва и Санкт-Петербург) по географическому положению и планировке, выявлять черты сходства и различия, объяснять причины этого. На основе анализа карт атласа ( карты врезок учебника ) , планов городов дайте сравнительную характеристику географического положения и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.
Сравните ГП двух городов: | Москва | Санкт-Петербург |
Расположение на территории России | ||
Положение (районов) | ||
Положение (морей) | ||
Транспортное положение, | ||
Положение на реке | ||
2. Планировка города: | ||
центр города | ||
год основания | ||
Население | ||
знаменитые места |
Окраинное, центральное приморское, сухопутное, плановая, не плановая, радиально-кольцевая, прямоугольная; Крупнейшим городом России является Москва с населением 12 506 468
Далее следует Санкт-Петербург с населением 5 351 935
Вывод:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"
Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...
Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"
Технологическая карта урока представляеит собой авторскую разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...
Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.Тип урока: Открытие нового знания.Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...
Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Природа Центральной России".
Интегрированный урок - практикум по географии. ФГОС. Разработан совместно с учителями МОБУ СОШ № 2: химии - Орешкиной Галиной Петровной и биологии - Применко Галина Иванов...
Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"
Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....
Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.
Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока: Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...
- Мне нравится (1)