Технологическая карта медиа-урока географии
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Николаева Ирина Вадимовна

Представленный материал отмечен Дипломом II степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Мой лучший урок по ФГОС" в номинации "Разработка технологической карты урока". Технологическая карта содержит действующие ссылки на необходимые интернет-ресурсы, он-лайн сервисы, медиаобраз урока и презентацию к нему.

http://effektiko.ru/journal/2015-2/tech-map/nikola...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта медиа-урока671.98 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ирина Вадимовна

Учитель географии МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской»

г. Магадан

Технологическая карта урока

Учебный предмет «География»

Класс 8

Тема «Земля в иллюминаторе. Всё со всем связано.

 Зональность в природе и жизни людей»

Тип урока:

Урок «открытия» нового знания (ОНЗ) 

Авторы УМК:

 УМК по географии «Полярная звезда»

под ред. Алексеева А. И.

Цели урока:

Формировать целостное представление о внешних отличиях природных зон России, их зависимости от определенных факторов.

Задачи урока:

  1. Формировать комплексное представление о природно-хозяйственных зонах России, факторах их формирования и причинах их преобразования на основе анализа космических снимков.
  2. Формировать исследовательские навыки.
  3. Развивать мышление, коммуникативные компетенции, ИК-компетенции.
  4. Осваивать он-лайн сервисы.

Ведущие понятии урока:

Природная зона, природно-хозяйственная зона, факторы зональности

Планируемые образовательные результаты:

  •  предметные – закрепление полученных знаний о климатообразующих факторах, введение понятия “Природно-хозяйственные зоны России”, систематизация представления о связи компонентов природы;
  • метапредметные – формирование навыков работы с дополнительными источниками информации (карты, космические снимки, QR-коды, ТВ-сюжет), составление характеристики ПХЗ; развитие навыков публичного представления результатов своей работы; развитие мышления учащихся и их коммуникации в совместной работе над заданиями.
  • личностные – развитие способности увязать знания об основных возможностях ИКТ (интернет, локальные сети, сканерная съемка) с собственным жизненным опытом; развитие интереса к вопросам, связанным с практическим применением навыков общения в социальных сетях; воспитание чувства бережного отношения к природе, её ресурсам, на примере изменения ландшафта природно–хозяйственных зон мира и России на примере родного края.

Оборудование:

 АРМУ, мультимедийный проектор, доступ к сети интернет

Образовательные ресурсы,

он-лайн инструменты и сервисы:

http:// learningapps.org

http://qr-coder.ru

http://facebook.com

http://linoit.com

Ссылка на медиа-образ интерактивного урока

https://www.blendspace.com/lessons/Nwpg0Ei0lJcEhA/

        

Ссылка на презентацию к уроку

https://drive.google.com/open?id=0B2q085VrrS2KUGJmc2lJUjdYUlU&authuser=0

         



№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА УРОКА

(листы с ключевыми понятиями, заданиями вывешиваются на доску)

Деятельность учащихся

Работают

в группах 

Средства, инструменты, ресурсы

Предметные

результаты

Критерии оценивания результативности

Формируемые УУД

(кодификатор приложение 1)

1

Актуализация знаний.

Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Введение в тему.

Демонстрация фотографий снимков космоса (необычные,

т.к. «связаны  с кухней»).

Оглашение темы урока, без привязки к предметному содержанию.

Акцент на наличие у учащихся части необходимых знаний.

- космос

- Ю. А. Гагарин

- фото «космос на кухне»

- зональность

- климатообра-зующие факторы

- заполняют пропуски в он-лайн упражнении,

- определяют, как проявляются климатообразующие факторы и влияние солнечной радиации на территории России.

Городская локальная сеть

«Космос на кухне»

Он-лайн упражнение “Вставить пропущенные понятия”

http:// learningapps.org

Повторение климатообразующих факторов.

Количество правильных ответов или ошибок.

П5

К5

Р1, Р2, Р4

Л9, Л11

2

Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования.

Представление кратких теоретических сведений по теме.

Предлагает сопоставить космические снимки земли с названиями природных зон.

Предлагает определить проблему и заполнить «Дневник исследования»

(Проблема: недостаток знаний для выполнения задания).

- свойства и особенности размещения зон на карте России

- А. Гумбольдт

- В. В. Докучаев

- природная зона

  • - обсуждают и заполняют «Дневник исследования»,
  • - формулируют проблему,
  • - определяют способы ее решения,

- определяют цели и задачи урока.

Работа в группах по

заполнению шаблона “Дневник исследования”

 

https://docs.google.com

Знакомство с основными понятиями по теме,  с вкладом исследователей в изучение вопроса, получение представления о названиях и  внешнем облике природных зон России по космическим снимкам.

Степень заполнения шаблона группой, анализ возникающих затруднений в заполнении

П4, П14, П18, П19

К1, К2, К3, К6

Р8, Р9

Л8, Л9, Л11

3

«Открытие» нового знания. 

Проверка гипотезы.

Практическая работа, работа с дополнительными источниками информации, размышление, создание мотивации на успех для каждого ребенка.

Представляет QR-коды с необходимой информацией.

Комментирует задание по применению информации для выполнения задания “Мозговой штурм”

- QR-коды

- типичный облик ПЗ (космические снимки)

- типичные характеристики ПЗ.

- получают дополнительную текстовую информацию о внешних признаках природных зон,

- определяют названия природных зон на комических снимках,

- заполняют стикеры групп в сервисе linoit.com.

- сравнение и обсуждение предположений групп, их аргументов к выполнению задания.

Работа в группах с текстами,  в том числе QR-кодами с информацией по Природным зонам.

Мозговой штурм «Определение природной зоны по космическому снимку»

http://qr-coder.ru

http://linoit.com

 

Знакомство с типичным обликом и типичными признаками природных зон, особенностями их размещения на территории России.

Заполнение “Доски мозгового штурма” - наличие стикеров каждой группы.

П2, П5, П6, П7, П15

К1, К2, К3, К4, К6

Р1, Р2, Р3, Р9

Л9, Л11

4

Применение полученных знаний

Интерпретация полученных данных.

Вывод по результатам исследовательской работы.

Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Предлагает на примерах космических снимков поверхности Земли  установить зависимость  между характеристиками природной зоны и способами ее преобразования, аргументировать вероятность таких изменений в природной зоне проживания (Дальний Восток).

Используя ментальную карту урока, предлагает ответить на вопрос ведущего «Погода-24», заполнив шаблоны для ответов. Сопоставить ответы с эталоном (ответ ведущего).

- природно-хозяйственная зона

- Л. С. Берг

- зависимость деятельности человека и внешнего облика природного ландшафта

- Дальний Восток

- анализируют космические снимки рукотворных отверстий в ландшафте и сельскохозяйственных угодий в разных странах,

- определяют причины таких изменений

- выдвигают предположения о возможности таких изменений в природной зоне проживания (Дальний Восток)

просматривают передачу, выдвигают гипотезы, сопоставляют результаты обсуждения с эталоном.

Космические снимки рукотворных отверстий на Земле (фото для презентации)

Космические снимки сельскохозяйственных угодий (фото для презентации)

Просмотр фрагмента передачи “Погода - 24”  

Вопрос ведущего 

Ответ ведущего

https://docs.google.com

Формирование представлений о природно-хозяйственной зоне, о связи хозяйственной деятельности человека и внешнего облика природных зон, об особенностях Дальнего Востока (состав, природа, влияние на человека, возможности и перспективы развития территории)

количество и качество гипотез, степень сформированности навыков отбора необходимой информации в видео-сюжете, смыслового чтения научно-популярной статьи

П3, П4, П7, П13, П15, П16, П17

К3, К4, К6, К13

Р7, Р8, Р9

Л1, Л3, Л7, Л9, Л11

5

Оценочно-рефлексивный

«Возвращается» к космическим снимках на кухне (снимки выполнены Нью-йоркским фотографом Навид Барати с помощью сканера с использованием простых продуктов, которые можно найти на любой кухне)

Организует подведение итогов урока с помощью ментальной карты урока.

Предлагает заполнить «рефлексивные облака»:

облако фактов, облако открытий, облако эмоций.

На фото неба с облаками прикрепляет облака учеников.

Фото «Небо с облаками»

Заполняют и комментируют формулировки в своих «облаках»

Заполнение Облачной рефлексии

Анализируют полученные знания,  формулируют сделанные в ходе урока открытия, эмоциональные и интеллектуальные впечатления от урока.

Содержание «облаков»

 П2, П7

К5, К10

Р4

Л6, Л11

6

Домашнее задание

Направлено на развитие интеллектуальных способностей, предусматривает элементы выбора, творчества.

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Используя возможности социальной сети фейсбук, установить новое знакомство со специалистом в области выполнения космических снимков, сформулировать вопросы по теме урока, оценить комментариями вопросы одноклассников.

Домашнее задание

Социальная сеть facebook

Космонавт Павел Виноградов

Получают домашнее задание.

“Подружиться” на фейсбук с космонавтом, учеником нашей школы П. В. Виноградовым.

Сформулировать П. Виноградову три вопроса о возможностях использования космических снимков Земли с целью рационального природопользования и предотвращения негативных преобразований природных зон России.

Представление персональной станицы космонавта Павла Виноградова, возможности «добавлять друзей», оставлять комментарии.

http://facebook.com

Формулируют вопросы по теме урока.

Используют возможности социальной сети в учебных целях.

Качество и количество вопросов на сайте.

Комментарии к ним учеников.

отзыв Виноградова П. (по договоренности)

 

 П5, П7, П14, П18

К5, К8, К10, К12

Р3, Р5

Л1, Л2, Л3, Л7, Л8, Л9, Л10



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России"для 8 класса

Здесь представленны технологическая карта к уроку географии по теме: "Численность населения России" и карточка ЭОр к теме, где прописанны модули информационные, практические, контролные....

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Технологическая карта по теме "География в древности" (География. 5 класс)

Использована технология развития критического мышления, прием "Как ты думаешь"Автор УМК: Лобжанидзе А.А....

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...