Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
план-конспект урока по географии
Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Цадова Ирина Александровна –
преподаватель географии
высшей квалификационной категории
Проектирование урока географии в колледже на основе системно-деятельностного подхода
При проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода необходимо детально продумать основные этапы (шаги) урока.
- этап:
-определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;
-выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
-обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.
- этап:
-сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:
личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
3 этап:
-спланировать учебный материал;
- подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:
I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?
II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?
Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность студентов путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.
III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации, например: Сформулируйте правила поведения в природе. Подготовьте сообщение о пользе березового сока.
Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.
- этап:
-продумать «изюминку» урока (урок должен содержать интересный факт: неожиданное открытие, занимательный опыт или эксперимент).
5 этап:
- -разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
- этап:
- определить критерии оценивания результатов урока.
- этап:
- разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.
- этап:
-подготовить оборудование для урока.
-оформить материалы в виде технологической карты урока.
Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графа «Деятельность преподавателя» рекомендуется заполнять одной из последней.
Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.
Создание технологической карты урока позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.
Таким образом, использование преподавателем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести системный анализ урока .
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Технологическая карта урока по географии
по теме «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук.»
Преподаватель | Цадова Ирина Александровна - преподаватель географии высшей квалификационной категории |
Предмет | Экономическая и социальная география , УМК: Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015. |
Курс | Первый |
Тип урока | Урок освоение новых знаний и видов деятельности |
Технологии построения урока | Педагогические технологии -информационно-коммуникационные – использование слайдов, презентаций, интерактивной доски(электронные карты, схемы и др.) - здоровье-сберегающие - физминутка -технология проблемного обучения – постановка проблемных вопросов, решение проблемы -технология развивающего обучения- используется на протяжении всего урока - технология дифференцированного обучения – разно уровневые задания на уроке, дифференцированное домашнее задание |
Тема | «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук» |
Цель | Выявить актуальность географической науки на современном этапе; ознакомить обучающихся со структурой курса экономической и социальной географии мира, его объектами изучения, методами географических исследований и ведущими экономико - географами; |
Задачи |
-давать определения понятиям по тематике урока; -раскрывать особенности социальной и экономической географии; -указывать условия создания хозяйственного комплекса; -определять природные условия, влияющие на формирование и функционирование хозяйственного комплекса; -называть и показывать объекты номенклатуры по тематике урока. Развивающая:- развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся; -продолжить формирование универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; -сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения. |
Основные термины, понятия | -социально-экономическая география, хозяйственный комплекс. природно-ресурсный потенциал страны,населённые пункты, промышленные центры, транспортные пути, экономические районы, отрасли хозяйства. |
Планируемый результат | |||
Предметные результаты: Предметные: знать и объяснять существенные признаки понятий:экономическая и социальная география, метод; использовать эти понятия для решения учебных задач; знать и понимать основные этапы развития экономической географии как науки; объяснять сущность традиционных и современных методов географических исследований и уметь применять их. Метапредметные: совершенствование учебно-информационных умений: отбирать нужные источники информации, оценивать и анализировать их особенности и значимость, работать с разнообразными источниками информации. Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. ПознавательныеУУД формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формулирование и аргументация своего мнения и позиции; - уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи. | |||
Оборудование | Физическая карта России, атласы, компьютер, мультимедийный проектор | ||
Оформление доски | Тема, понятия |
Формы работы | Ресурсы: |
Фронтальная Работа в группах Индивидуальная | Рабочая тетрадь, учебник, атлас Технические средства обучения: Компьютер Медиапроектор Цифровые образовательные технологии
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1. Организационный – мотивация к учебной деятельности Цель этапа: психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке | -приветствует -отмечает присутствующих -организует внимание -учащихся на работу -желает успеха | -приветствуют учителя -контролируют готовность к уроку -настраиваются на работу -слушают учителя | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: управление поведением и деятельностью, умение настраиваться на занятие |
2. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | - Активизирует знания учащихся - беседует по вопросам рубрики «Давайте вспомним» - Уже 4 года вы изучаете географию. И все эти годы вы занимались физической географией. Давайте вспомним - Что изучает физическая география? - Что такое природа? - Что такое природный комплекс? - Показывает схему ПК - Природный комплекс (или ландшафт) — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы (рельефа, климата, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира) на какой- либо территории. | - Слушают учителя - Отвечают на вопросы | Личностные: осознание своих возможностей Познавательные: первичные компетенции обучающихся в области географии Коммуникативные: слушание учителя и сверстников, умение выражать свои мысли. Развитие монологической речи Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению |
3. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в деятельность, обеспечение восприятия, осмысление новой темы, раскрытие сущности новых понятий | - Вводит в тему урока и создает условия для осознанного восприятия нового материала - Будучи частью природы, человек своей хозяйственной деятельностью способен в большей или меньшей степени изменять природные комплексы. Эта деятельность зависит от природных условий различных районов страны. - Настало время поговорить о географических особенностях этой деятельности, о её зависимости от природных условий различных районов страны. Нам в этом поможет социально-экономическая география. - Сообщает тему урока - Подводит учащихся к осознанию целей и задач – рубрика «Вы узнаете» - Что изучает социально-экономическая география. - Что такое хозяйственный комплекс. - Каковы причины создания хозяйственного комплекса. - Ставит проблемный вопрос: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география? | - Слушают учителя - Записывают тему урока - Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания | Личностные: самоопределение Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя, формулирование умозаключения Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками Регулятивные: принятие и сохранение учебной цели и задачи |
4. Первичное усвоение новых знаний Цель этапа: восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний | - Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию - Предлагает найти в тексте определение понятия «социально-экономическая география» - Задает вопрос: - Что изучает экономическая география? - Объектами изучения этой науки являются -природно-ресурсный потенциал страны, -населённые пункты, -промышленные центры, -транспортные пути, -экономические районы, -отрасли хозяйства. - Эти социально-экономические объекты связаны между собой не менее закономерно, чем компоненты природных комплексов. - Представьте неосвоенный район планеты. Много людей будут жить здесь? - Предлагает найти в тексте определение понятия «хозяйственный (территориальный социально-экономический) комплекс» - Запомним очень важное: это сочетание предприятий и населённых пунктов — взаимосвязанное; это не простой их набор, не склад случайно забытых вещей. В отличие от компонентов природного комплекса, элементы хозяйственного комплекса могут быть изменены в результате целенаправленной деятельности человека. - Возвращается к проблемному вопросу: Чем отличаются физическая, социальная и экономическая география? - Организует физминутку | - Слушают учителя, просматривают слайды - Находят определение понятия, записывают в тетрадь - Отвечают на вопрос, делают записи в тетрадь - Находят определение понятия, записывают в тетрадь - Отвечают на проблемный вопрос | Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов, структурирование знаний, формирование умения анализировать Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнение других Регулятивные: планирование своих действий, оценка объективных трудностей, самостоятельное исправление ошибок |
5. Первичная проверка понимания Цель этапа: установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | - Организует практическое задание - стр.10, предварительно проинструктировав его выполнение
- Следит за самостоятельностью выполнения - Проверяет осмысление учащимися изученного материала, ликвидирует неясности осмысления | - Слушают учителя, ищут информацию в учебнике - Систематизируют учебный материал - обучающиеся по своему усмотрению выбирают хозяйственны комплекс, рассматривают его характеристики (размеры, составные части, связи между компонентами). В заключение работы формулируется вывод о целостности хозяйственного комплекса - Проговаривают алгоритм действий - Выполняют ПЗ | Познавательные: анализ содержания параграфа, выделение существенной информации, осознанное построение речевых высказываний, составление и анализ схемы Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, аргументация своего мнения и позиции Регулятивные: умение устанавливать последовательность действий по выполнению задания, осуществление самоконтроля и контроля |
6. Первичное закрепление Цель этапа: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | - Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления Вопросы по параграфу
Кто быстрей? – работа со сложными вопросами учебника
Самостоятельное применение знаний
| - Осуществляют учебные действия по намеченному плану - Задают друг другу вопросы, слушают ответы, исправляют ошибки. - Работают с учебником стр.10 - Работают с ключевыми понятиями - Работают в РТ в парах с взаимопроверкой | Личностные: самоопределение. Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | -Задает и комментирует дифференцированное задание &1 Вопросы по уровням - стр.10 Практические задания – стр.10 | - Записывают домашнее задание. - Выбирают задание из предложенных преподавателем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: выделение существенной информации Коммуникативные: слушание учителя Регулятивные: регуляция учебной деятельности - умение выбрать задание по силам |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Организует рефлексию учебной деятельности на уроке -Какова была ваша учебная задача? -Чему вы научились на уроке? --можно применить полученные знания? - Предлагает дать анализ своей деятельности на уроке (с использованием слайда дополнить схему) Я знаю, что такое Я могу Я научился - Выставляет оценки за работу на уроке | - Анализируют свою деятельность на уроке. - Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Личностные: самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности Познавательные: рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Введение модальных глаголов" в 2 классе
Технологическая карта урока немецкого языка по теме "Введение модальных глаголов" в 2 классе составлена в свете новых требований образовательных стандартов. В технологической карте указаны все ууд,при...
технологическая карта урока и презентация по теме "Биология как наука"
Технологическая карта урока "Биология как наука" биологии УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построена в соответствии с требованиями преподавания ФГОС...
Технологическая карта урока английского языка на тему "География" в 5 классе
УМК: Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер «Английский язык», Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Технологическая карта урока № 1 в 8 классе по географии
Выявить географическое положение России. Оценить место России среди других государств мира. Место России в Европе и Азии....
Конспект урока, технологическая карта урока по биологии на тему "Болезни дыхательной системы и их предупреждение" 8 класс
Урок "Гигиена дыхания"...
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс
Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Роль цвета в портрете". 6 класс...
Технологическая карта урока математики (6 класс) Тема «Значение выражений, содержащих степени»
Основной целью данной темы является накопление знаний о степенях, то есть создание своего рода фундамента для последующего изучения широкого круга тождественных преобразований различного вида и раздел...