Рабочая программа по географии России для 8 класса по курсу "Природа и население" с учётом требований ФГОС второго поколения
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Рабочая программа по географии России для 8 класса по курсу "Природа и население" рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в год. Программа состоит из пояснительной записки и календарного планироапния. Разработано с учётом требований ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zapiska_8_geo_fgos.docx | 26 КБ |
kalend_plan_8_geo_fgos.docx | 44.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 151 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«РЕКОМЕНДОВАНО» на заседании МО ___________________ (предмет) « ___» _________ 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________________ « ___» _________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 151 Ульянова Н.Н.
« ___» _________ 2015 г. |
Рабочая программа учебного курса
по географии
класс 8-А, 8-Б
учитель: Гибитова Елена Владимировна,
высшая квалификационная категория
учебный год: 2015 / 2016
Пояснительная записка
Общая характеристика программы курса.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
2. Примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Место предмета в учебном плане ОУ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2, зачетов - 1, тестов - 4 , практических работ – 5.
Административных контрольных уроков - 1.
Цели и задачи курса.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Задачи курса:
Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.
Используемый УМК:
1. Учебник: Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И. Алексеев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.
4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.
Требования к результатам обучения и освоения содержания.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
- Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Условия реализации курса.
Используемый УМК и дополнительные методические пособия:
1. Учебник: Алексеев А.И. География России. Природа и население / А.И. Алексеев. – М.: Дрофа, 2007.
2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
4. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.
5. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
6. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
7. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004;
8. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 кл. / О.П. Моисеева, М.: Творческий центр, 2002;
9. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл./В.И.Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.
10. Мультимедийнаяе обучающая программа ( электронный учебник): География 8 класс. География России. Природа и население.
11. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические и контрольные работы, диагностические срезы знаний.
Диагностика усвоения учебного курса
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 четверть | Раздел 1 | 6 | 1.Определение часовых поясов | |
2 четверть | Раздел 2 | 40 | Диагностический срез знаний. | 1.Определение падения и уклона реки. 2.Сравнительная характеристика природных зон тундры и тайги. |
3 четверть | Раздел 2 | 40 | Природные зоны России ( контрольное тестирование) | 1.Сравнительная характеристика природных зон тайги и степи. |
4 четверть | Раздел 3 | 17 | Население России ( Тест ) | 2.Определение сальдо миграций. |
Всего | 3 | 63 | 3 | 5 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | |||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | план | факт | |||||||||
8-А класс | 8-Б класс | 8-А класс | 8-Б класс | |||||||||
Введение (1 час ) | ||||||||||||
1 | Что изучает география России | 1 | География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации | Знать особенности предмета и структуру учебника. | Уметь находить дополнительные источники информации | Электронный учебник. География. 8 кл. Презентация. | Фронтальный опрос, работа с Физической картой России | |||||
Раздел 1. Пространства России (6 часов) | ||||||||||||
2 | Россия на карте мира | 1 | Географическое положение. Виды и уровни географического положения | Знать главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Уметь работать с географической картой России. | Понимать, какое место занимает Россия среди стран мира. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, работа с Физической картой России | |||||
3 | Границы России | 1 | Морские и сухопутные границы, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации | Знать границы России и пограничные государства. Знать моря и океаны, омывающие территорию Россию. Изучить по картам моря, проливы, заливы. Уметь составлять характеристику моря. | Уметь применять знания по истории образования Российского государства. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный опрос, работа с Физической картой России. | |||||
4 | Россия на карте часовых поясов | 1 | Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория. | Знать виды времени на территории России. Понимать необходимость линии перемены дат | Уметь решать задачи на поясное время | Электронный учебник. География. 8 кл Презентация | Практическая работа № 1. Задачи на расчет поясного времени. | |||||
5 | Формирование территории России. | 1 | Формирование территории России. Географическое изучение территории России. | Знать понятия «делимитация», «демаркация», «поясное время», «миграция». | Уметь применять знания по истории образования Российского государства. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с Физической картой России. | |||||
6 | Географическое изучение территории России | 1 | История освоения и изучения территории России | Знать историю освоения и изучения территории России. | Уметь работать с картами по исторической географии | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
7 | Итоговый урок раздела «Пространства России» | 1 | Географическое положение. Морские и сухопутные границы. Формирование территории России. Понятие исторической географии. | Знать все понятия по теме «Пространства России» | Уметь применять все понятия по теме «Пространства России» в жизни и практической деятельности. | Электронный учебник. География. 8 кл | Итоговое тестирование | |||||
Раздел 2. Природа и человек (40 часов) | ||||||||||||
Тема 1. Рельеф и недра (5 часов) | ||||||||||||
8 | Строение земной коры на территории России | 1 | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории, формирование земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры | Знать главные черты рельефа России и закономерности размещения гор и равнин на карте России. Знать основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. | Иметь представление о поведении устойчивых и подвижных участков земной коры | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный опрос, работа с Физической картой России. | |||||
9 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 | Распространение крупных форм рельефа | Знать основные тектонические структуры и закономерности распространения крупных форм рельефа на территории страны | Понимать особенности строения земной коры на территории России и связанные с этим крупные формы рельефа. | Электронный учебник. География. 8 кл Презентация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с Физической картой России | |||||
10 | Современное развитие рельефа | 1 | Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой | Знать влияние внутренних и внешних факторов на формирование рельефа страны. Знать области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Знать стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой | Понимать влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с Физической картой России | |||||
11 | Использование недр | 1 | Полезные ископаемые России. Их размещение и использование. | Знать состав полезных ископаемых и особенности размещения рудных и нерудных ископаемых | Понимать особенности геологического строения крупных форм рельефа и полезных ископаемых России | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Работа с картой «Тектоника и минеральные ресурсы» | |||||
12 | Итоговый урок темы | 1 | Особенности геологического строения, крупных форм рельефа и полезных ископаемых вашей области | Знать все понятия по теме «Рельеф и недра» | Уметь применять все понятия по теме «Рельеф и недра» в жизни и практической деятельности. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картами. | |||||
Тема 2. Климат (5 часов) | ||||||||||||
13 | Общая характеристика климата России | 1 | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. | Знать основные факторы, влияющие на климат России | Понимать влияние основных климатообразующих факторов: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
14 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и анти циклоны | 1 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). | Знать, что такое атмосферные фронты, циклоны, антициклоны и как они влияют на погоду и климат России | Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) сезонность климата России и чем она обусловлена. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Климатической картой России» | |||||
15 | Распределение темпера тур и осадков | 1 | Сезонность климата. Чем она обусловлена | Знать и понимать закономерности распределения элементов климата на территории России. | Понимать закономерности распространения тепла и влаги на территории страны (средние температура января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения) сезонность климата России и чем она обусловлена. | Электронный учебник. География. 8 кл | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
16 | Типы климата нашей страны | 1 | Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса | Знать основные типы климата России, закрепить умение работать с климатической картой | Понимать факторы формирования климатических поясов в России. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Климатической картой России» | |||||
17 | Климат и человек. | 1 | Степень благоприятности природных условий Климат и человек. Влияние климатов на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления. | Знать о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека | Понимать степень благоприятности природных условий, как влияет климат на быт, жилище, одежду, на способы передвижения, и на здоровье человека. Уметь себя вести при неблагоприятных климатических явлениях. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | |||||
Тема 3. Богатство внутренних вод России (4 часа) | ||||||||||||
18 | Реки | 1 | Главные реки России. | Знать особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Знать виды вод суши на территории страны. Владеть понятиями: питание , режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. | Понимать особая роль воды в природе и хозяйстве. Уметь находить на карте главные речные системы, водоразделы, бассейны. Понимать распределение рек по бассейнам океанов и роль рек в освоении территории и развитии экономики России. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный и устный опрос, работа с Физической картой России. | |||||
19 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники | 1 | Особая роль воды в при роде и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | Иметь представление о размещении, особенностях, происхождении и значении озёр, подземных вод, многолетней мерзлоты, ледников России | Уметь находить важнейшие озера и болота на карте. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Физической картой России | |||||
20 | Человек и вода | 1 | Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны | Знать значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России | Понимать значение водных ресурсов, и возможности их размещения на территории страны. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
21 | Итоговый урок темы «Внутренние воды России» | 1 | Практическая работа по карте. | Знать все понятия по теме «Внутренние воды России» | Уметь применять все понятия по теме «Внутренние воды России» в жизни и практической деятельности. | Электронный учебник. География. 8 кл | Практическая работа № 2 «Характеристики рек» | |||||
Тема 4. Почвы – национальное достояние страны (4 часа) | ||||||||||||
22 | Почвы – особое природное тело | 1 | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения | Иметь основные знания о почвах, знать о вкладе В.В. Докучаева в создании почвоведения | Понимать, что почвы – основной компонент природы. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос. Работа с Почвенной картой России | |||||
23 | География почв России | 1 | Размещение основных типов почв | Знать о закономерностях распространения почв на территории России. | Понимать закономерность размещения основных типов почв. Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | 1.Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Почвенной картой России
| |||||
24 | Почвы и урожай | 1 | Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв | Знать об основных закономерностях использования почв человеком, и о причинах разрушения почв. | Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Почвенной картой России | |||||
25 | Рациональное использование и охрана почв | 1 | Почвы и почвенные ресурсы. Размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв | Знать понятия почвы и почвенные ресурсы. | Уметь на практике применять меры по сохранению плодородия почв. | Электронный учебник. География. 8 кл | 1.Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Почвенной картой России | |||||
Тема 5. Живая природа ( 6 часов) | ||||||||||||
26 | География лесов России | 1 | Характеристика лесных зон России. | Знать леса России, понимать причины различия лесных зон России | Уметь давать характеристику лесных зон России. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
27 | Лес и окружающая среда | 1 | Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать про природные ресурсы лесных зон, об их использовании и экологических проблемах. | Понимать зависимость животного и растительного мира от состояния природы | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Таёжный край» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
28 | Безлесные просторы России. Луга | 1 | Природные ресурсы безлесных зон, их использование. | Знать характеристику зоны тундры и лесотундры. Знать про природные ресурсы этих зон, про их использование и экологически проблемы. | Уметь давать характеристику безлесных зон России. Понимать зависимость животного и растительного мира от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. . | |||||
29 | Тундра и степи | 1 | Характеристика тундр и лесотундр, лесостепей и степей. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы | Знать характеристику зоны тундры и лесотундры, лесостепей и степей. Знать про природные ресурсы этих зон, про их использование и экологически проблемы. | Уметь давать характеристику безлесных зон России. Понимать зависимость животного и растительного мира данных природных зон от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
30 | Болота | 1 | Характеристика болот, их использование, экологические проблемы | Знать характеристику болот, их использование и экологические проблемы. | Понимать зависимость животного и растительного мира болот от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
31 | Животный мир | 1 | Зависимость животного мира от состояния природы | Расширить знания о животном мире России, иметь представление о распространении животных и способах приспособлении их к среде обитания | Понимать зависимость животного мира всех природных зон от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | |||||
Тема 6. В природе все взаимосвязано (4 часа) | ||||||||||||
32 | Понятие о природно-территориальном комплексе | 1 | Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. | Знать понятие «природные территориальные комплексы». Знать о физико-географическом районировании России. | Уметь выделять локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | |||||
33 | Свойство природных территориальных комплексов | 1 | Природные и антропогенные ПТК | Знать природные и антропогенные ПТК. | Уметь выделять природные и антропогенные ПТК. | Электронный учебник. География. 8 кл | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
34 | Человек в ландшафте | 1 | Природный и антропогенный ландшафт | Знать природные и антропогенные ландшафты. | Уметь выделять природные и антропогенные ландшафты. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
35 | Итоговый урок по теме «Природно – территориальный комплекс» | 1 | Взаимосвязь природных компонентов | Знать о взаимосвяи природных компонентов. | Понимать взаимосвязь всех природных компонентов. | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Тест. | |||||
Тема 7. Природно-хозяйственные зоны (9 часов) | ||||||||||||
36 | Учение о природной зоне | 1 | Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственная зона. | Знать о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах северо – запада России. | Представлять природную зону как природный комплекс. Понимать взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
37 | «Безмолвная Арктика» | 1 | Характеристика арктических пустынь. Природные ресурсы зоны, их использование, экологические проблемы. | Знать характеристика арктических пустынь. Знать природные ресурсы зоны, возможность их использования человеком, экологические проблемы. | Понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов природной зоны арктических пустынь. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Фильм «Заполярье» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. . Работа с картой природных зон России. | |||||
38 | Чуткая Субарктика | 1 | Характеристика тундр и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать характеристику зоны тундры и лесотундры. Знать про природные ресурсы этих зон, про их использование и экологически проблемы. | Уметь давать характеристику тундры и лесотундры. Понимать зависимость животного и растительного мира от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Фильм «Заполярье» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России. | |||||
39 | Таежная зона | 1 | Характеристика таёжных лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы | Знать про природные ресурсы таёжной зоны, об их использовании и экологических проблемах. | Понимать зависимость животного и растительного мира тайги от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Таёжный край» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России | |||||
40 | Зона смешанных и широко лиственных лесов | 1 | Характеристика смешанных и широко лиственных лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы | Знать про природные ресурсы зоны смешанных и широко лиственных лесов об их использовании и экологических проблемах. | Понимать зависимость животного и растительного мира зоны смешанных и широко лиственных лесов от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Таёжный край» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон России | |||||
41 | Лесостепи и степи | 1 | Характеристика лесостепей, степей. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать про природные ресурсы зоны лесостепей и степей об их использовании и экологических проблемах. | Понимать зависимость животного и растительного мира зоны лесостепей и степей от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Кавказ» | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой природных зон России | |||||
42 | Полупусты ни, пустыни и субтропики | 1 | Характеристики полупустынь, пустынь и субтропиков. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы | Знать про природные ресурсы зоны полупустынь, пустынь и субтропиков, об их использовании и экологических проблемах. | Понимать зависимость животного и растительного мира зоны полупустынь, пустынь и субтропиков от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Кавказ» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой Евразии. | |||||
43 | «Многоэтажность» природы гор. Человек и горы. | 1 | Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. | Знать о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах России. | Понимать зависимость животного и растительного мира горных районов России от состояния природы. | Электронный учебник. География. 8 кл Фильм «Кавказ» | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с климатической картой Евразии | |||||
44 | Итоговое занятие по теме «Природные зоны России» | 1 | Все понятия по теме «Природные зоны России» | Знать все понятия по теме «Природные зоны России» | Уметь применять все понятия по теме «Природные зоны «России» в жизни и практической деятельности. | Электронный учебник. География. 8 кл | Итоговый проверочный тест «Природные зоны России». | |||||
Тема 8. Природопользование и охрана природы (3 часа) | ||||||||||||
45 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Природные и антропогенные ПТК. Природно-хозяйственное различие морей России | Знать о локальных, региональных и глобальныж уровнях ПТК, о физико-географическое районировании России | Понимать различие в природных и антропогенных ПТК. | Электронный учебник. География. 8 кл | Фронтальный и устный опрос. | |||||
46 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | Классификация природных ресурсов России. | Знать классификацию природных ресурсов России. | Понимать значение природных ресурсов для развития регионов России | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
47 | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | Особо охраняемые природные территории: заповедники, заказники национальные и природные парки, памятники природы | Знать о заповедниках, заказниках, национальных парках России | Понимать значение заповедников, заказников, национальных парков России для сохранения растительного и животного мира страны | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
Раздел 3. Население России (17 часов) | ||||||||||||
Тема 9. Сколько нас – россиян (2 часа) | ||||||||||||
48 | Численность населения | 1 | Население России. Численность, естественное движение. | Знать численность населения России и десятки крупнейших стран. | Понимать процесс естественного движения населения и его проявления в России | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой плотности населения России. | |||||
49 | Воспроизводство населения | 1 | Типы воспроизводства населения | Знать исторические типы воспроизводства населения | Понимать причины перехода от одного типа воспроизводства населения к другому | Электронный учебник. География. 8 кл | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
Тема 10. Кто мы? (2часа) | ||||||||||||
50 | Соотношение мужчин и женщин (поло вой состав населения) | Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. | Знать о половом и возрастном составе населения России. | Уметь разбираться в половозрастной пирамиде России | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | ||||||
51 | Возрастной состав населения России | Возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян | Знать о возрастном составе населения России. | Уметь разбираться в половозрастной пирамиде России | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | ||||||
Тема 11. Куда и зачем едут люди (3 часа) | ||||||||||||
52 | Миграция населения России | 1 | Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции, причины, порождающие их. | Знать направления и типы миграций в России, внешние и внутренние миграции в России и причины, порождающие их. | Уметь разбираться в миграционных потоках населения России и зарубежья. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | |||||
53 | Внешние миг рации – в Россию и из нее | 1 | Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны | Знать направления и типы миграций в России, внешние и внутренние миграции в России и причины, порождающие их. | Уметь разбираться в миграционных потоках населения России и зарубежья. | Электронный учебник. География. 8 кл Презентация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой плотности населения России. | |||||
54 | Территориальная подвижность населения | 1 | Внешние и внутренние миграции, причины, порождающие их. | Знать направления и типы миграций в России, внешние и внутренние миграции в России и причины, порождающие их. | Уметь разбираться в миграционных потоках населения России и зарубежья. | Электронный учебник. География. 8 кл Презентация | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||||
Тема 12. Человек и труд (2 часа) | ||||||||||||
55-56 | География рынка труда | 2 | Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. | Знать понятия: экономически активное население и трудовые ресурсы, понимать их роль в развитии и размещении хозяйства. Знать о неравномерности распределения трудоспособного населения по территории страны, о понятии занятости населения и об изменение структуры занятости в России. | Уметь разбираться в проблемах занятости и трудоустройства и применять эти знания в практической жизни | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой плотности населения России. | |||||
Тема 13. Народы и религии России (3 часа) | ||||||||||||
57 | Этнический состав населения | 1 | Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. | Знать основные народы и основные религии России. Понимать значение национального многообразия России. Знать основные языковые семьи и группы. | Знать об основных межнациональных проблемах России и путях их решения. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой «Народы России». | |||||
58 | Этническая мозаика России | 1 | Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. | Знать основные народы и основные религии России. Понимать значение национального многообразия России. Знать основные языковые семьи и группы. | Знать об основных межнациональных проблемах России и путях их решения. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой «Народы России». | |||||
59 | Религии народов России | 1 | Многоконфессиональность География религий | Знать географию религий народов России, понятие многоконфессиональности. | Знать об основных межрелигиозных проблемах России и путях их решения. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой «Религии народов России». | |||||
Тема 14. Где и как живут люди? (5 часов). | ||||||||||||
60 | Плотность населения | 1 | Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения | Знать географические особенности размещения населения России и основные зоны расселения. | Понимать обусловленность расселения населения природными, историческими и социально-экономическими факторами. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой «Плотность населения России» | |||||
61 | Расселение и урбанизация | 1 | Городское и сельское население. Урбанизация. Агломерация .Мегаполис. | Знать понятия: городское и сельское население., урбанизация, аломерация, мегаполис. | Понимать обусловленность расселения населения природными, историческими и социально-экономическими факторами. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой «Плотность населения России» | |||||
62 | Города России | 1 | Типы городов, размещение городов | Знать основные типы городов России и их размещение. | Понимать обусловленность образования и роста городов историческими и социально-экономическими факторами. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой «Плотность населения России» | |||||
63 | Сельская Россия | 1 | Сельское население. Его размещение. | Знать о численности и размещении сельского населения в России | Понимать обусловленность расселения сельского населения России природными, историческими и социально-экономическими факторами. | Электронный учебник. География.8 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой «Плотность населения России» | |||||
64 | Итоговый урок темы «Население России» | 1 | Все понятия по теме: «Население России» | Знать все понятия по теме: «Население России» | Применять знания по теме «Население России» в практической жизни. | Электронный учебник. География. 8 кл | Итоговый проверочный тест по теме: «Население России» | |||||
Обобщающее повторение ( 1 час) | ||||||||||||
65 | Урок обобщающего повторения | 1 | Все понятия курса «География России. Природа и население» | Знать все понятия по курсу «География России. Природа и население» | Применять знания по курсу «География России. Природа и население» в практической жизни. | Электронный учебник. География. 8 кл | Итоговое тестирование. | |||||
Резерв времени - 3 часа (можно использовать на региональный компонент) | ||||||||||||
Всего - 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 5 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Рабочая программа для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике в 5-9 классах (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разрабо...
Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.
Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса составлена к учебнику Л.Н.Боголюбова на 1 час в нелелю, 34 часа в год. Программа состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирова...
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена по учебнику Л.Н.Боголюбова на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Программа состоит из двух частей - пояснительной записки и календарного план...
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса состоит из двух частей - пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена по учебнику Л.Н.Боголюбова ( базовый уровень) на 3 ча...
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса с учётом требований ФГОС второго поколения
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена по учебнику Л.Н.Боголюбова на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа включает пояснительную записку и календарное пданирование, составленн...
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...