Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа в неделю и на 68 часов в год Разработано с учётом требований ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn_zapiska_9_geo_fgos.docx | 28.24 КБ |
kalend_plan_9_geo_fgos.docx | 64.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 151 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«РЕКОМЕНДОВАНО» на заседании МО ___________________ (предмет) « ___» _________ 2015 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _____________________ « ___» _________ 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ СОШ № 151 Ульянова Н.Н.
« ___» _________ 2015 г. |
Рабочая программа учебного курса
по географии
класс 9-А, 9-Б
учитель: Гибитова Елена Владимировна,
высшая квалификационная категория
учебный год: 2015 / 2016
Пояснительная записка
Общая характеристика программы курса.
Статус документа
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы). Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).
Место предмета в учебном плане ОУ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России: хозяйство и географические районы», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
В географическом образовании школьников ведущее место принадлежит курсу «География России». Завершая географическую подготовку учащихся в основной школе, курс способствует становлению у школьников активной гражданской позиции, ответственного отношения к судьбе своей Родины, пониманию необходимости изучения географических проблем и личного участия в их решении. Программа выполнена с опорой на сформированный у учащихся в предшествующих классах уровень и позволяет уделить приоритетное внимание особенностям проявления на территории России общих географических закономерностей, организации социоприродного пространства с учетом существующих проблем, прогнозирования и моделирования.
Программа курса реализует комплексный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь территориально объединенных социоприродных процессов и явлений.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2, зачетов - нет , тестов - 7 ,
практических работ – 7.
Административных контрольных уроков - 1 .
Цели и задачи курса.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществление стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости.
Задачи курса:
Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Также важна подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь.
Используемый УМК:
1. География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9_го класса / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, Г. Я. Лисенкова, В. И. Сиротин, Ю. М. Зверев – М.: Дрофа, 2010.
2. Географический атлас. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.
4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 кл. /В. И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2003.
Требования к результатам обучения и освоения содержания.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса – формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
- Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать/понимать:
- основные географические понятия и представления: экономическая и социальная география, первичная, вторичная и третичные сферы (сектора) хозяйства, структура хозяйства, отрасль хозяйства, базовые отрасли, отрасли тяжёлой и лёгкой промышленности, технологические циклы (Кондратьева), наукоёмкое, трудоёмкое, материалоёмкое, энерго- и водоёмкое производство, межотраслевые комплексы, специализация и кооперирование, комбинирование и концентрация в производстве, внутри- и межотраслевые связи, транспортный узел и магистраль, инфраструктура, географическое разделение труда, экономический район, отрасль специализации, экономическое районирование, валовый внутренний продукт (ВВП), внешние экономические связи, формы международного сотрудничества, инвестиции, экономико- и политико-географическое положение, промышленный узел, территориальная структура хозяйства, территориально-хозяйственные связи, уровень развития район, региональная политика, качество и уровень жизни населения;
- основные географические закономерности взаимодействия общества и природы, исторические этапы взаимоотношений общества и природы;
- сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;
- необходимость перехода на модель устойчивого развития;
- роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития;
- зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- особенности развития географических систем;
- причины, следствия и пути решения геоэкологических проблем России на основе рационального природопользования;
- культурное и природное наследие как фактор формирования географической культуры.
Учащиеся должны уметь:
Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов.
- пользоваться различными источниками географической информации, средствами массовой информации для оценки современного экономического и политического положения России, характера социально-экономических связей с соседними государствами;
- определять по картам месторасположение географических объектов;
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений: размещения полезных ископаемых от геологического строения и рельефа территории; главных факторов климатообразования; распространения вод; природно-хозяйственных зон; расселения населения; территориальной организации хозяйства по географическим районам;
- чтение и анализ комплексных карт географических районов, составление комплексных географических описаний и географических характеристик территорий, отбор необходимых источников информации для работы, выявление особенностей развития географических районов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации, развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения, в географии деятельности;
- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристик отдельных компонентов географических систем и географических районов с использованием сравнительно-географического и проблемно-исторического подходов.
Условия реализации курса.
Используемый УМК и дополнительные методические пособия:
1. География России. Хозяйство и географические районы. Учебник для 9_го класса / А. И. Алексеев, В. А. Низовцев, Э. В. Ким, Г. Я. Лисенкова, В. И. Сиротин, Ю. М. Зверев – М.: Дрофа, 2010.
2. Географический атлас. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 кл./ В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 2007.
4. Атлас. География России. 8 – 9 класс – М.: Просвещение.2007.
5. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./ В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
6. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
7. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 8-9 кл./ М.: Дрофа, 2004;
8. Мультимедийная обучающая программа ( электронный учебник): География 9 класс. География России: хозяйство и географические регионы.
9. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические и контрольные работы, диагностические срезы знаний.
Диагностика усвоения учебного курса
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | Практические работы |
1 четверть | Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. | 4 | Практическая работа № 1. Контурная карта европейской части России. | |
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | 19 | Тест «Агропромышленный комплекс» | Практическая работа № 2 «ТЭК. Энергетика» Практическая работа № 3 «Металлургия России» | |
2 четверть | Главные отрасли и межотраслевые комплексы. | 19 | Тест «Машиностроение. ВПК» Тест «Социальная инфраструктура» | |
Европейская часть России. | 27 | Тест «Центральная Россия» | Практическая работа №4 «Центральная Россия» | |
3 четверть | Европейская часть России. | 27 | Тест «Северо – Запад и Европейский Север» Тест «Европейская часть России» | Практическая работа №5 «Сравнение Северо – Запада и Европейского Севера» Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика Поволжья и Северного Кавказа» |
4 четверть | Азиатская часть России. | 14 | Тест «Азиатская часть России» | Практическая работа №7. «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири». |
Всего | 64 | 7 | 7 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | ||||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | план | факт | ||||||||
9-А класс | 9-Б класс | 9-А класс | 9-Б класс | ||||||||
Введение (1 час ) | |||||||||||
1 | Что изучает экономическая география России | 1 | География как наука. Источники получения знаний о хозяйстве страны, её населении. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации | Знать особенности предмета и структуру учебника. | Уметь находить дополнительные источники информации | Электронный учебник. География.9 кл. | Фронтальный опрос, работа с Экономической картой России | ||||
Раздел 1. Хозяйство России. Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. (4 часа) | |||||||||||
2 | Понятие хозяйства. Его структура. | 1 | Представление о предприятии, отрасли и межотраслевых комплексах. Деление хозяйства на отрасли. Три сектора (сферы) хозяйства – первичный, вторичный, третичный. | Знать понятие хозяйства, его структуру, отрасли хозяйства и их группировки. Знать три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Понимать причины изменения структуры хозяйства России | Уметь использовать понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Уметь классифицировать предприятия по отраслям и секторам хозяйства | Электронный учебник. География.9 кл. | Устный опрос, работа с Экономической картой России. | ||||
3 | Этапы развития хозяйства. | 1 | Аграрные, индустриальные, постиндустриальные страны. Изменения структуры промышленности. Технологические уклады хозяйства – циклы Н.Д. Кондратьева. Основные этапы развития экономики России. | Знать этапы развития хозяйства России, циклические закономерности развития хозяйства. Понимать особенности индустриального пути развития России | Уметь называть этапы развития хозяйства России. Уметь характеризовать изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. | ||||
4-5 | Географическое районирование. | 2 | Районирование как один из видов классификации. Подходы к географическому районированию. Природное и экономическое районирование. Представление о географическом районе. Особенности административно-территориального устройства России. | Знать географическое районирование, его виды (по однородности и по связям), природное и экономическое районирование России. Знать географические районы России, административно-территориальное деление как один из видов районирования. | Уметь показывать на карте географические и экономические районы России Уметь наносить на контурную карту субъекты федерации страны. | Электронный учебник. География.9 кл. | Практическая работа № 1. Контурная карта европейской части России. | ||||
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. ( 19 чаксов) | |||||||||||
6 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | Сельское хозяйство - отрасль первичной сферы. Главные особенности сельского хозяйства. Отраслевой состав с/ хозяйства. География растениеводства. | Знать понятие сельского хозяйства, его главные особенности. Знать структуру сельскохозяйственных угодий, отраслевой состав сельского хозяйства. Знать структуру и географию растениеводства | Уметь называть отрасли растениеводства, приводить примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | ||||
7 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | 1 | Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Зональная специализация сельского хозяйства. | Знать понятие животноводство, его структура. Знать о влияние природных условий на содержание скота. Знать география животноводства | Уметь объяснять зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с Экономической картой России | ||||
8 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность | 1 | Представление об АПК и его составе. Сбалансированность звеньев АПК - условие решения проблемы обеспечения продовольствием и с\х сырьем Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. География пищевой и легкой промышленности. | Знать состав, структура, проблемы развития агропромышленного комплекса, особенности его развития в настоящее время. Знать географию легкой и пищевой промышленности. | Уметь характеризовать особенности развития АПК и легкой и пищевой промышленности. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с Экономической картой России | ||||
9 | Обобщающий урок по теме «Агропромышленный комплекс» | 1 | Все понятия по теме «Агропромышленный комплекс» | Знать все понятия по теме «Агропромышленный комплекс» | Уметь работать с Экономической картой России. | Электронный учебник. География.9 кл. | Проверочный тест | ||||
10 | Лесной комплекс. | 1 | Состав комплекса, его специфика в России, главные районы лесозаготовок и потребления древесины. Карта отрасли. Целлюлозно-бумажная промышленность в составе комплекса. Связи производств в ЛПК. Проблемы лесного комплекса страны. | Знать специфику и структуру лесного комплекса России, его основные отрасли и закономерности их размещения. Иметь представление о лесопромышленном комплексе и о его проблемах. | Уметь прогнозировать перспективы развития лесопромышленного комплекса России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с картой лесных ресурсов России. | ||||
11 | Топливио -энергетический комплекс. Топливная промышленность | 1 | Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. | Знать понятие топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения и с учетом размеров территории. Знать структуру ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Знать основные угольные бассейны и их социальные проблемы. Знать этапы развития нефтяной и газовой промышленности, основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти, основные нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Знать районы добычи газа, газопроводы. Понимать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России | Понимать структуру ТЭК, описывать его связи с другими отраслями хозяйства и его социальные проблемы, называть угольные бассейны, характеризовать угольный бассейн по картам и статистическим материалам. Знать районы добычи нефти и газа. Называть и показывать важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризовать роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Работа с картой энергетических ресурсов России. | ||||
12 | Электроэнергетика. | 1 | Электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций. | Знать типы электростанций, их специфику и особенности влияния на окружающую среду. Знать географию электроэнергетики и проблемы ТЭК России. | Называть и показывать самые мощные электростанции, предлагать пути решения проблем ТЭК России | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Экономической картой России. | ||||
13 | Обобщающий урок по теме «ТЭК. Электроэнергетика» | 1 | Все понятия по теме «ТЭК. Электроэнергетика» | Знать все понятия по теме «ТЭК. Электроэнергетика» | Уметь работать с Экономической картой России и с картой энергоресурсов России. | Электронный учебник. География.9 кл. | Практическая работа № 2 «ТЭК. Энергетика» | ||||
14 | Металлургический комплекс. | 1 | Представление о металлургическом комплексе. Особенности металлургического производства. География металлургического производства, проблемы металлургического комплекса и перспективы развития. | Знать значение металлургического комплекса в хозяйстве страны. Знать структуру черной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию черной металлургии. Знать структуру цветной металлургии, типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Знать географию цветной металлургии. | Понимать факторы размещения предприятий чёрной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры черной металлургии. Понимать факторы размещения предприятий цветной металлургии, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называть и показывать основные центры цветной металлургии | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Экономической картой России. | ||||
15 | Металлургический комплекс | 1 | Все понятия по теме «Металлургический комплекс» | Знать все понятия по теме «Металлургический комплекс». | Уметь работать с Экономической картой России. | Электронный учебник. География.9 кл. | Практическая работа №3 «Металлургия России» | ||||
16 | Машиностроительный комплекс. | 1 | Машиностроение - сердцевина хозяйства страны. Тесные внутри- и межотраслевые связи. Специализация и кооперирование в машиностроении. "Отрасль свободного размещения". | Понимать, что машиностроение - это «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Знать основные факторы размещения: ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Знать понятия специализация и кооперирование. | Объяснять понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводить примеры внутриотраслевых связей в машиностроения. Понимать роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Экономической картой России. | ||||
17 | Военно – промышленный комплекс (ВПК) | 1 | Роль ВПК в экономике России в разные периоды ее истории. Основные отрасли, районы и центры. Размещение производств ВПК. Конверсия. | Знать понятие ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. Знать географию российского ВПК, города науки и технополисы. | Уметь показавать на карте России города науки и технополисы. Уметь приводить примеры наукоемкости производства в России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос индивидуальные письменные задания. | ||||
18 | Обобщающий урок по теме «Машиностроение. ВПК» | 1 | Все понятия по теме «Машиностроение. ВПК». | Знать все понятия по теме «Машиностроение. ВПК». | Уметь работать с Экономической картой России. | Электронный учебник. География.9 кл. | Проверочный тест | ||||
19 | Химическая промышленность. | 1 | Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Производство минеральных удобрений, особенности размещения производств. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда. | Знать структуру химической промышленности и уникальность отрасли. Знать процесс производства минеральных удобрений. Знать о проблемах химической промышленности и окружающей среде. Знать понятие инфраструктуры. | Уметь называть отраслевой состав химической промышленности, описывать ее влияние на окружающую среду, составлять схемы межотраслевых связей. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Экономической картой России. | ||||
20 | Транспорт. | 1 | Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны | Знать транспортный комплекс, его значение. Уметь сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Знать отличительные особенности транспортной сети страны и основные проблемы транспортного комплекса | Уметь определять роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивать различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой транспорта России. | ||||
21 | Информационная инфраструктура. | 1 | Информация как ресурс. Значение информации в современном обществе. Различные типы телекоммуникационных сетей. География телекоммуникационных сетей. Влияние информационной инфраструктуры на образ жизни людей. | Знать понятие информационной инфраструктуры. Понимать значение информации для современного общества. Знать влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей | Уметь объяснять возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | ||||
22 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 1 | Состав сферы услуг, особенности размещения ее предприятий. География рекреационного хозяйства. | Знать понятие и структуру сферы обслуживания и рекреационного хозяйства. Знать основные виды туризма и главные рекреационные районы России. | Уметь объяснять понятия: сфера обслуживания, рекреационное хозяйство | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | ||||
23 | Территориальное (географическое) разделение труда | 1 | Главные промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные районы страны. Хозяйственная специализация территорий. Территориальное (географическое) разделение труда, определяющие его факторы. | Знать о процессе территориального (географического) разделения труда. об условиях, влияющих на специализацию районов. Понимать изменение специализации географических районов России во времени. | Уметь называть и показывать на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывать условия, влияющие на их специализацию, объяснять значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | ||||
24 | Обобщающий урок по теме «Социальная инфраструктура» | 1 | Все понятия по теме «Социальная инфраструктура» | Знать все понятия по теме «Социальная инфраструктура». | Уметь работать с Экономической и транспортной картой России. | Электронный учебник. География.9 кл. | Проверочный тест. | ||||
Раздел 2. Районы. России. Тема 3. Европейская часть России.( 27 часов ) | |||||||||||
25 | Восточно-Европейская равнина. | 1 | Крупнейшая равнина земного шара, ее границы и особенности природы. Типичные ландшафты Восточно-Европейской равнины. Тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства. | Знать положение Восточно-Европейской равнины, её тектонику и рельеф, климат, реки, природно-хозяйственные зоны | Уметь характеризовать особенности географического положения и природы Европейской России | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
26 | Волга. | 1 | Волга и Волжский бассейн. Волга - стержень единого водного пути, хозяйственная ось Европейской России. Природные ландшафты. Экологические проблемы. | Знать природные особенности Волги и её хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Знать о преобразовании речных систем и о сопутствующих этому экологических проблемах. | Уметь описывать роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называть и показывать города и ГЭС по течению реки, составлять маршрут путешествия. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Физической картой России. | ||||
27 | Центральная Россия: состав, географическое положение. | 1 | Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико-, экономико- и политико-географическое) положение. Изменение его во времени. | Знать состав территории Центральной России, историческое ядро Русского государства, географическое положение и его изменение в различные периоды истории государства. | Уметь называть экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризовать ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
28 | Центральный район: особенности населения | 1 | Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. | Знать особенности населения, район-«локомотива» экономики страны, центра науки и культуры. Знать памятники природы, истории и культуры, народные промыслы Центрального района. | Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь характеризовать особенности населения района, описывать один из центров народных художественных промыслов | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
29 | Хозяйство Центрального района. | 1 | Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства. | Знать о главном старопромышленный районе страны, о роли географического фактора в его формировании. Знать отрасли специализации района, их изменение в 1990-х гг. | Уметь выделять и объяснять роль ЭГП в развитии хозяйства. Уметь находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
30 | Москва - столица России. | 1 | Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация. | Знать о Москве как о столице России,. центре инноваций, крупнейшем центре науки и высшего образования, политическом и финансовом центре. Знать структуру Московской агломерации. | Уметь объяснять понятия: столичные функции, Московская агломерация, называть проблемы города, предлагать пути их решения. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
31 | Города Центрального района. | 1 | Города Центрального района, разнообразие их типов, их многофункциональное значение. Города-крепости, исторические древние города, промышленные и научные центры. | Знать города Центрального района, их типы. Знать памятники истории и культуры, а также современные функции городов. | Уметь называть современные функции городов, анализировать информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечатель-ным местам, показывать географические объекты на карте | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. Практическая работа №4 «Центральная Россия» | ||||
32 | Центрально-Черноземный район | 1 | Географическое положение. Этапы развития района. Природные ресурсы - чернозем, КМА, АПК и черная металлургия района. Особенности территориальной структуры. | Знать состав Центрально-Черноземного района, этапы освоения территории и развития хозяйства. Знать о природных ресурсах района, о значении «Русского чернозема». Знать о проблеме эрозии почв и борьбе с ней. Знать об агропромышленном комплексе района, о развитии промышленности. Понимать значение Курской магнитной аномалия (КМА) и черной металлургии района. | Уметь Называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь приводить примеры центров производства важнейших видов продукции района. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Центральной России. | ||||
33 | Волго-Вятский район | 1 | Внутренняя неоднородность природных условий. Хозяйственные различия севера и юга района. Этническое разнообразие. Нижегородская агломерация. | Знать состав Волго-Вятского района, его внутренняя неоднородность. Знать народы района, их историко-культурные особенности. Понимать значение Нижнего Новгорода и его окружение в экономике страны | Уметь показывать области, входящие в состав района, называть народы. Уметь выделять и объяснять роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства, характеризовать отрасли специализации района. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. . Работа с картой Центральной России. | ||||
34 | Обобщающий урок по теме «Центральная Россия». | 1 | Все понятия по теме «Центральная Россия». | Знать все понятия по теме «Центральная Россия». | Уметь работать с картой Центральной России. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Электронный учебник. География.9 кл. | Тестирование. Творческие задания. | ||||
35 | Географическое положение и природа Северо-Запада | 1 | Географическое положение и природа | Знать состав и географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Знать особенности природы района. | Уметь характеризовать географическое положение района, описывать влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России. | ||||
36 | Города на старых водных торговых путях. | 1 | Древние города на старых торговых путях. Современные проблемы старых городов. | Знать значение Балтийского моря и Ладожского озера, их использование и экологические проблемы. Знать древние русские города, особенности их развития и современные проблемы. | Уметь называть функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывать маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывать географические объекты на карте. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России. | ||||
37 | Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России | 1 | Основание и развитие города. Влияние географического положения на статус "морской столицы". | Знать причины основания Санкт-Петербурга и этапы его развития, особенности промышленности города на разных этапах экономического развития страны. Понимать новые хозяйственные задачи, стоящие перед городом в современный период истории. Знать проблемы наводнений. Знать Петербург как центр русской культуры, науки и образования, его планировку и внешний облик, его известные пригороды. | Уметь сравнивать два промышленных гиганта: Москву и Санкт - Петербург, приводить примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Уметь характеризовать функции столичного города, анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. . Работа с картой Северо – Запад России. | ||||
38 | Санкт-Петербург - "вторая столица" России. | 1 | «Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Сообщения, презентации. | ||||||
39 | Калининградская область. | 1 | Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. | .Знать историю формирования Калининградской области, его населения и хозяйство, анклавное географическое положение области, «контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития. | Уметь анализировать информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Сообщения, презентации. | ||||
40 | Географическое положение и природа Европейского Севера. | 1 | Состав и особенности географического положения. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Малоблагоприятность условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. Поморы. | Знать Географическое положение Европейского Севера, особенности его природы, значение Белого и Баренцева моря: природные особенности, пути хозяйственного использования. Понимать место Европейского Севера в русской культуре и истории. | Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Выделять и объяснять роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России. Сообщения, презентации. | ||||
41 | Этапы развития хозяйства | 1 | XVII в. - период расцвета хозяйства Севера. Торговые пути. Север - родина знаменитых русских землепроходцев. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. Развитие хозяйства Севера в XIX - XX в. Новая роль Европейского Севера в хозяйственной жизни России. | Знать этапы освоения и заселения территории Севера, изменение роли района в жизни России. Знать Европейский Север как родину русских землепроходцев. Знать историческую смену отраслей специализации Европейского Севера. | Знать этапы освоения и заселения территории, объяснять причины изменений роли района в жизни России, характеризовать отрасли специализации. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северо – Запад России. Сообщения, презентации. | ||||
42 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 1 | Культурное наследие Севера. Монастыри - центры политической, хозяйственной и культурной жизни древности, "архитектурные жемчужины" России. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. | Знать роль Севера в развитии русской культуры, его природное и культурное наследие, северные монастыри, художественные промыслы, древнее зодчество. | Уметь анализировать информацию, полученную из различных источников, выступать с сообщениями, презентациями. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Практическая работа №5 «Сравнение Северо – Запада и Европейского Севера» | ||||
43 | Обобщающий урок по теме «Северо-Запад» и «Европейский Север» | 1 | Все понятия по темам «Северо-Запад» и «Европейский Север» | Знать все понятия по темам «Северо-Запад» и «Европейский Север». | Уметь работать с картой Северо – Западная Россия Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. | Электронный учебник. География.9 кл. | Тестирование. Творческие задания. | ||||
44 | Географическое положение и природа Поволжья. | 1 | Географическое положение и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Протяженность территории и изменение природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. | Знать географическое положение Поволжья, о роли Волги, как главной оси хозяйства и расселения, и как природно-хозяйственной границы района. Знать о протяженности территории и изменении природных условий Поволжья. | Уметь называть и показывать области, входящие в состав района. Уметь выделять и объяснять особенности географического положения Поволжья, его природных условий и ресурсов. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Поволжья. Сообщения, презентации. | ||||
45 | Население и хозяйство Поволжья | 1 | Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. | Знать этническую и культурную неоднородность района, изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Знать современные отрасли специализации Поволжья, последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Знать крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития | Знать этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения Поволжья. Уметь сравнивать два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | |||||
46 | Природные условия Северного Кавказа. Хозяйство района | 1 | Состав района, границы, ЭГП. Агропромышленный комплекс, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. | Знать особенности географического положения и разнообразие природы Северного Кавказа (Европейского Юга), историю его присоединения к России и заселения русскими. | Уметь называть и показывать области, края и республики, входящие в состав района, выделять и объяснять особенности географического положения и разнообразие природы района. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Практическая работа №6 «Сравнительная характеристика Поволжья и Северного Кавказа» | ||||
47 | Народы Северного Кавказа | 1 | Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа. | Знать Северный Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Знать этническое, религиозное, культурное разнообразие района. | Уметь показывать республики, входящие в состав района, называть народы, приводить примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северный Кавказ. Сообщения, презентации. | ||||
48 | Южные моря России | 1 | Значение южных морей России. Черное море - природа, транспортное и рекреационное значение. Экологические проблемы Азовского моря. | Знать Черное и Азовское моря, их природу и хозяйственное использование, транспортное и рекреационное значение морей. Знать крупнейшие порты России на этих морях. Знать природу Каспийского моря, историю его освоения. Понимать причину колебаний уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Иметь представление о рыбных богатствах Каспия, о месторождениях нефти и газа. | Уметь характеризовать особенности природы и хозяйственного использования Черного, Азовского и Каспийского морей, приводить примеры объектов природного и культурного наследия России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Северный Кавказ. Сообщения, презентации. | ||||
49 | Географическое положение и природа Уральского района. | 1 | Состав района. Специфика географического положения. Урал как природный и экономический район. Его пограничное положение в природном и социально-экономическом плане. Предуралье и Зауралье. | Знать Урал как природный и как экономический район, положение Предуралья и Зауралья. Понимать пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Знать о разнообразии ископаемых богатств и о неоднородности природных условий. Иметь представление о Спектрах широтной и высотной поясности Урала. | Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Урала. Сообщения, презентации. | ||||
50 | Этапы развития и современное хозяйство. Города Урала. Проблемы района. | 1 | Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. Рисунок размещения городов Урала. Социальные, экономические и экологические проблемы Урала. Конверсия военно-промышленного комплекса. | Знать этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России, современную структуру хозяйства, ее проблемы. Знать понятие «закрытые города» и «конверсия военно-промышленного комплекса». | Умеют определять этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Уметь характеризовать отрасли специализации Урала и проблемы их развития | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Урала. Сообщения, презентации. | ||||
51 | Обобщающий урок по теме «Европейская часть России» | 1 | Все понятия по теме «Европейская часть России» | Знать все понятия по теме «Европейская часть России» | Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. | Электронный учебник. География.9 кл. | Тестирование. Творческие задания. | ||||
Тема 4. Азиатская часть России ( 14 часов ) | |||||||||||
52 | Природа Сибири. | 1 | Азиатская Россия - территория, рельеф, климат. | Знать особенности природы Сибири, рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства | Уметь описывать природу Сибири, определять черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картами Западной и Восточной Сибири. Сообщения, презентации. | ||||
53 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. | 1 | Состав, географическое положение, тектоническое строение и особенности рельефа. Климат, реки. Горные хребты и котловины. Климат и реки. Особенности высотной поясности. | Знать особенности природы и ресурсов гор Южной Сибири, основные месторождения полезных ископаемых, особенности климата и главные сибирские реки, многообразие высотной поясности. | Уметь объяснять разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Восточной Сибири. Сообщения, презентации. | ||||
54 | Арктические моря. | 1 | Моря Северного Ледовитого океана: особенности природы морей, ресурсы, хозяйственное значение. | Знать Арктические моря и историю русских географических открытий в Арктике. Знать особенности Арктических морей и значение Северного морского пути. | Уметь приводить примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывать влияние морей на климат внутренних районов Сибири. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Физической картой России. | ||||
55 | Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири. | 1 | Формирование этнической карты Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. | Знать этнический состав населения Сибири, особенности «сибирских русских». Знать историю хозяйственного освоения Сибири, первые города: Тобольск, Мангазея. Знать этапы развития хозяйства Сибири и сдвиги в размещении населения, изменения в хозяйстве после распада СССР, географические различия в освоении территории, зону Крайнего Севера. | Уметь описывать этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских», называть причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Уметь приводить примеры различий в степени освоенности территории, предлагать перспективные направления развития хозяйства Сибири. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой народов России. | ||||
56 | Природные условия и ресурсы Западной Сибири. | 1 | Состав территории, географическое положение, рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. | Знать особенности природы Западной Сибири, природно - хозяйственные зоны и полезные ископаемые региона. | Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, определять особенности географического положения, анализировать условия для развития хозяйства региона. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Западной Сибири. Сообщения, презентации. | ||||
57 | Хозяйство Западной Сибири | 1 | Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство. | Знать, что Западная Сибирь - главная топливная база страны, понимать значение металлургии региона, роль ВПК и сложности сельского хозяйства. | Уметь приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой Западной Сибири. Сообщения, презентации. | ||||
58 | Природные условия и ресурсы Восточной Сибири. | 1 | Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. | Знать природные условия Восточной Сибири, особенности тектоники и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Знать каскады ГЭС на реках Восточной Сибири и основные природнохозяйственные зоны региона. | Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризовать природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Восточной Сибири. | ||||
59 | Байкал. | 1 | Байкал - уникальное творение природы. Площадь озера, объем пресной воды. Особенности природы. Образование озерной котловины. Хозяйство на берегах озера. Экологические проблемы. | Знать о происхождение озера Байкал - жемчужины России, особенностях байкальской воды, его хозяйственном использовании и экологических проблемах озера. | Уметь объяснять причины происхождение озера и особенности байкальской воды, приводить примеры хозяйственного использования, предлагать пути решение экологических проблем. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Восточной Сибири. | ||||
60 | Хозяйство Восточной Сибири | 1 | Внутренние различия в хозяйственном развитии района. | Знать особенности хозяйства Восточной Сибири, понимать значение гидроэлектроэнергетики региона в хозяйстве страны, роль цветной металлургии и лесного комплекса. Понимать проблемы ВПК и сельского хозяйства. | Уметь определять условия для развития отраслей специализации, характеризовать их особенности, прогнозировать перспективы дальнейшего развития региона. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Практическая работа №7. «Сравнительная характеристика Западной и Восточной Сибири». | ||||
61 | Формирование территории Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы. | 1 | Дальний Восток - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Муссонный климат большей части территории. Режим рек. | Знать историю формирования территории Дальнего Востока, границы с Китаем и Японией, их исторические изменения. Понимать особенности природных условий и причину многообразия ресурсов региона. Знать об опасных природных явлениях в регионе. | Уметь показывать субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивать важность стратегического экономико-географического положения района, показывать современные границы и пограничные государства. Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока. Сообщения, презентации. | ||||
62 | Моря Тихого океана. | 1 | Общие особенности морей Тихого океана. Своеобразие природы и ресурсов Берингова, Охотского и Японского морей. | Знать моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское, особенности их природы и хозяйственного использования. | Уметь объяснять причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводть примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока. Сообщения, презентации. | ||||
63 | Население Дальнего Востока | 1 | Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. | Знать историю заселения и национальный состав Дальнего Востока, местные народы. | Уметь называть народы, анализировать плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объяснять причины ее различий и преобладание городского населения, приводить примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой народов России. Сообщения, презентации. | ||||
64 | Хозяйство Дальнего Востока | 1 | Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. | Знать особенности хозяйства района, основные отрасли специализации, главные транспортные связи и перспективы развития района. | Уметь называть, отрасли специализации, характеризовать транспортные пути региона. | Электронный учебник. География.9 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Дальнего Востока. Сообщения, презентации. | ||||
65 | Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России". | 1 | Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). | Знать все понятия по теме "Азиатская часть России". | Уметь работать с региональными картами Россия. Уметь находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета. | Электронный учебник. География.9 кл. | Тестирование. Творческие задания. | ||||
66 | Россия в мировом хозяйстве и мировой политике | 1 | Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны | Иметь представление о внешних экономических связях России. Знать об изменении места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. | Приводить примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивать положение России в мире в различные исторические периоды. | Электронный учебник. География.9 кл | Фронтальный и устный опрос. | ||||
Резерв времени - 2 часа (можно использовать на региональный компонент) | |||||||||||
Всего - 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику И.И. Бариновой "География. Природа России", 2 часа в неделю
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа по географии 9 класс к учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома "География России.Население и хозяйство.", 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, поурочно-тематическое планирование....
Рабочая программа по географии по учебнику А.И. Алексеева,Хозяйство и географические районы,9 класс.
пояснительная записка ,календарно-тематическое планированиеи т.д....
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение"
Рабочая программа по географии 9 класс. Учебник Дронов В.П., Савельева Л.Е. «География. Россия: природа, население, хозяйство» Издательство "Просвещение" ...
Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Дронова В.П. Географии России.Хозяйство.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФК ГОС...