Рабочая программа по математике для 5 класса (в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
рабочая программа (5 класс) по теме
Рабочая программа для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по математике в 5-9 классах (М: Просвещение, 2011), подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения», реализуемого РАО по заказу МОиН РФ и Федерального агентства по образованию. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочая программа разработана к учебнику: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика, 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина, 2011.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
Рабочая программа по математике для 5 класса
(в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения»)
Автор разработки:
Маликова Ольга Георгиевна,
учитель математики
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
г.Липецка
Липецк – 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел I
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Цели и задачи
1.1 Цели курса
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
1.2 Задачи курса
- систематическое развитие понятия числа;
- выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики;
- подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии;
- воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять полученные знания и умения в собственной практике.
2. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Закон Российской федерации «Об образовании» (п.7, статья 32)
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
- Примерная программа основного общего образования по математике
- Локальный акт гимназии «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ гимназии №19, реализующего образовательные программы общего образования»
- Учебный план гимназии № 19 на 2012-2013 учебный год
3. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по математике для основной школы и авторской программы по математике для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.Я. Виленкина и др.
4. Обоснование выбора примерных программ для разработки рабочей программы
Причиной выбора программы Н.Я.Виленкина послужило следующее:
- УМК по математике для 5-6 классов под редакцией Н.Я.Виленкина и др. разработан на основе программы, которая полностью соответствует требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта по математике и реализует его основные идеи.
- Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении математике, идею дифференцированного подхода к обучению.
- Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
- Программа реализует идею межпредметных связей при обучении математике, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы.
- УМК оснащен разнообразными методическими рекомендациями, пособиями, дидактическим материалом, справочниками и книгами для учителя, учебником, рабочими тетрадями разных видов, сборниками тренировочных заданий по математике для обучающихся.
5. Информация о внесенных изменениях в примерную рабочую программу и их обоснование
Данная рабочая программа полностью соответствует программе по математике Н.Я.Виленкина и др. для 5 класса, изменений нет.
6. Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами
Математика играет важную роль в общей системе образования.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний учащихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии
с учебным планом, годовым календарным учебным графиком), в том числе количестве часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований и др.
Учебный план МБОУ гимназии №19 отводит для изучения учебного предмета «Математика» в 5 классе 170 часов, из расчета 5 учебных часов в неделю (федеральный компонент), что соответствует количеству часов в 5 классе по программе Н.Я.Виленкина и др.
8. Формы организации образовательного процесса
Классно-урочная
9. Технологии обучения
Проблемное обучение
Дифференцированное обучение
Коммуникативно-диалоговые технологии
Информационно-коммуникационные технологии
10. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Содержание обучения математике отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – IX классах формируются и развиваются компетенции: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой и профессионально-трудового выбора.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетным является нацеленность на успешное овладение основными видами деятельности:
- бегло и уверенно выполнять арифметические действия над числами (в том числе над приближенными значениями), находить с помощью калькулятора или таблиц приближенные значения квадратных корней, производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- свободно владеть техникой тождественных преобразований целых и дробных рациональных выражений, выражений, содержащих корни и степени с целыми показателями, составлять выражения и формулы, выражать из формулы одну переменную через другие;
- находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком;
- строить и читать графики функций указанных в программе видов, овладевать основными приемами преобразования графиков и применять их при построении графиков;
- усвоить основные приемы решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств указанных в программе видов;
- решать текстовые задачи методом уравнений;
- овладеть основными алгебраическими приемами и методами и применять их при решении задач
11. Виды и формы контроля
11.1. Виды контроля: входной, текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый.
11.2. Формы контроля: устный (фронтальный опрос, развернутый ответ), письменный (математический диктант, самостоятельная работа. тестирование, практическая работа, контрольная работа).
13. Информация об учебнике
Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений./Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.- М.: Мнемозина, 2011.
Раздел II
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование раздела | Наименование темы | Содержание учебного материала | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольные мероприятия |
1 | Повторе ние | Чтение и запись натуральных чисел | Повторение учебного материала за курс начальной школы | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс начальной школы | |
2 | Арифметические действия с натуральными числами | ||||
3 | Именованные величины | ||||
4 | Формулы. Решение задач | ||||
5 | Контрольная работа № 1 «Повторение» | КР | |||
6-7 | Натуральные числа и шкалы | Обозначение натуральных чисел | Обозначение натуральных чисел. Чтение и запись натуральных чисел. | Знать: - Понятие натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов. - Таблицу классов и разрядов. Обозначение разрядов. - Общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа. - Понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка. - Единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). - Измерительные инструменты. - Понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение. - Понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение. - Понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки. - Понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство. Уметь: - Читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные. - Составлять числа из различных единиц. - Строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам. - Выражать длину (массу) в различных единицах. - Показывать предметы, дающие представление о плоскости. - Определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков. - Чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам. - Сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча. - Читать и записывать неравенства, двойные неравенства. | |
8 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | Отрезок, длина отрезка. Треугольник. Построение, обозначение. | |||
9 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | СР | |||
10-11 | Плоскость. Прямая. Луч | Плоскость, прямая, луч. Построение, обозначение. | |||
12-13 | Шкалы и координаты | Шкалы и координаты. | |||
14 | Меньше или больше | Сравнение многозначных чисел. Чтение и запись двойного неравенства. | ПР | ||
15-16 | Меньше или больше | ||||
17 | Контрольная работа №2 «Натуральные числа и шкалы» | КР | |||
18 | Анализ контрольной работы. | ||||
19-22 | Сложение и вычитание натураль ных чисел | Сложение натуральных чисел и их свойства | Сложение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства сложения. Периметр многоугольника. | Знать: - Понятия действий сложения и вычитания. - Компоненты сложения и вычитания. - Свойства сложения и вычитания натуральных чисел. - Понятие периметра многоугольника. - Алгоритм арифметических действий над многозначными числами. Уметь: - Складывать и вычитать многозначные числа столбиком и при помощи координатного луча. - Находить неизвестные компоненты сложения и вычитания. - Использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений. - Решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания. - Раскладывать число по разрядам и наоборот. | |
23 | Сложение натуральных чисел и их свойства | СР | |||
24-26 | Вычитание натуральных чисел | Вычитание натуральных чисел. Свойства вычитания суммы из числа и числа из суммы. | |||
27 | Вычитание натуральных чисел | СР | |||
28-30 | Числовые и буквенные выражения | Числовые и буквенные выражения. Составление и запись буквенных и числовых выражений. | |||
31-32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | ||||
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Т | |||
34-35 | Уравнение | Решение уравнений. | |||
36 | Уравнение | СР | |||
37 | Уравнение | ||||
38 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | КР | |||
39 | Анализ контрольной работы. | ||||
40-42 | Умноже ние и деление натураль ных чисел | Умножение натуральных чисел и его свойства | Умножение натуральных чисел. Переместительное и сочетательное свойства умножения. | Знать: - Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). - Понятия программы вычислений и команды. - Понятия действий умножения и деления. - Компоненты умножения и деления. - Свойства умножения и деления натуральных чисел. - Порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел). - Разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых. - Деление с остатком, неполное частное, остаток. - Понятия квадрата и куба числа. - Таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел Уметь: - Заменять действие умножения сложением и наоборот. - Находить неизвестные компоненты умножения и деления. - Умножать и делить многозначные числа столбиком. - Выполнять деление с остатком. - Упрощать выражения с помощью вынесения общего множителя за скобки, приведения подобных членов выражения, используя свойства умножения. - Решать уравнения, которые сначала надо упростить. - Решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). - Решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части). - Изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования. - Составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений. - Вычислять квадраты и кубы чисел. - Решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). | |
43 | Умножение натуральных чисел и его свойства | СР | |||
44-48 | Деление | Деление натуральных чисел. | |||
49 | Деление | СР | |||
50-51 | Деление с остатком | Деление с остатком. | |||
52 | Деление с остатком | СР | |||
53-56 | Упрощение выражений | Упрощение выражений. Распределительное свойство умножения. | |||
57 | Упрощение выражений | СР | |||
58-59 | Порядок выполнения действий | Порядок выполнения действий. | |||
60 | Порядок выполнения действий | Т | |||
61-62 | Степень числа. Квадрат и куб числа. | Степень числа. Возведение числа в квадрат и куб. | |||
63 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | КР | |||
64 | Анализ контрольной работы | ||||
65-66 | Площади и объёмы | Формулы | Формула пути. Решение задач на движение. | Знать: - Понятие формулы. - Формулу пути (скорости, времени) - Понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба. - Измерения прямоугольного параллелепипеда. - Формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника. - Формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба. - Равные фигуры. Свойства равных фигур. - Единицы измерения площадей и объемов. Уметь: - Читать и записывать формулы. - Вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба. - Вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней. - Вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней. - Решать задачи, используя свойства равных фигур. - Переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. | |
67-68 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | Формула площади прямоугольника. Решение задач. | |||
69-70 | Единицы измерения площадей. | Единицы измерения площадей. | |||
71 | Единицы измерения площадей. | ПР | |||
72 | Прямоугольный параллелепипед | Прямоугольный параллелепипед. Куб. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | |||
73 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | Объёмы. Формула для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма. | |||
74 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда. | МД | |||
75 | Контрольная работа № 5 «Площади и объёмы» | КР | |||
76 | Анализ контрольной работы | ||||
77 | Резерв | ||||
78-79 | Обыкно венные дроби | Окружность и круг | Окружность и круг. Понятия диаметра, радиуса, дуги. | Знать: - Понятия окружности, круга и их элементов. - Понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби. - Основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Уметь: - Понятия равных дробей, большей и меньшей дробей. - Понятия правильной и неправильной дроби. - Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. - Изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы. - Читать и записывать обыкновенные дроби. - Называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают. - Изображать дроби, в том числе равные на координатном луче. - Распознавать и решать три основные задачи на дроби. - Сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями. - Сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом. - Складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем. - Записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей. - Записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби. - Выделять целую часть из неправильной дроби. - Представлять смешанное число в виде неправильной дроби. - Складывать и вычитать смешанные числа. | |
80-82 | Доли. Обыкновенные дроби | Доли. Обыкновенные дроби. Изображение дробей на координатном луче. Решение задач. | |||
83 | Доли. Обыкновенные дроби | СР | |||
84-86 | Сравнение дробей | Сравнение дробей. | |||
87-88 | Правильные и неправильные дроби | Правильные и неправильные дроби | |||
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач. | МД | ||
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | ||||
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | СР | |||
92-93 | Деление и дроби | Деление и дроби. Деление суммы на число. | |||
94-95 | Смешанные числа | Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби и запись смешанного числа в виде неправильной дроби. | |||
96 | Смешанные числа | МД | |||
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение задач. | |||
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел | ||||
99 | Контрольная работа № 6 «Обыкновенные дроби» | КР | |||
100 | Анализ контрольной работы | ||||
101 | Резерв | Т | |||
102-103 | Десятич ные дроби. Сложение и вычита ние десятич ных дробей | Десятичная запись дробных чисел | Десятичная запись дробных чисел | Знать: - Понятие десятичной дроби, его целой и дробной части. - Правило сравнения десятичных дробей. - Правило сравнения десятичных дробей по разрядам. - Понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей. - Правило сложения и вычитания десятичных дробей. - Свойства сложения и вычитания десятичных дробей. - Понятия приближенного значения числа, приближенного значения числа с недостатком (с избытком). - Понятие округления числа. - Правило округления чисел, десятичных дробей до заданных разрядов. Уметь: - Иметь представление о десятичных разрядах. - Читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби. - Выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей. - Изображать десятичные дроби на координатном луче. - Складывать и вычитать десятичные дроби. - Раскладывать десятичные дроби по разрядам. - Решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. - Округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда. | |
104-105 | Сравнение десятичных дробей | Сравнение десятичных дробей. Изображение десятичных дробей на координатном луче. | |||
106 | Сравнение десятичных дробей | МД | |||
107-110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение задач. | |||
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | СР | |||
112-113 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | |||
114 | Контрольная работа № 7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | КР | |||
115 | Анализ контрольной работы | ||||
116-117 | Умноже ние и деление десятич ных дробей | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Умножение десятичных дробей на натуральные числа. Умножение на 10, 100 и т.д. Решение задач. | Знать: - Правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). - Правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия). - Правило деления на 10, 100, 1000 и т.д. - Правило деления на 0,1; 0,01; 0,001;и т.д. - Свойства умножения и деления десятичных дробей. - Понятие среднего арифметического нескольких чисел. - Понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. Уметь: - Умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь. - Выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями. - Применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений. - Вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби. - Решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями. - Находить среднее арифметическое нескольких чисел. - Находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. | |
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | СР | |||
119-121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Деление десятичных дробей на натуральные числа. Деление на 10, 100 и т.д. Решение задач. | |||
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Т | |||
123 | Контрольная работа № 8 « Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | КР | |||
124 | Анализ контрольной работы | ||||
125-129 | Умножение десятичных дробей | Умножение десятичных дробей. Умножение на 0,1; 0,01 и т.д. | |||
130 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
131-134 | Умножение на десятичную дробь | Деление на десятичную дробь. Деление на 0,1; 0,01 и т.д. Решение задач. | |||
135 | Умножение на десятичную дробь | Т | |||
136 | Умножение на десятичную дробь | ||||
137 | Умножение на десятичную дробь | СР | |||
138-140 | Среднее арифметическое | Среднее арифметическое. Формула средней скорости движения. Решение задач. | |||
141 | Среднее арифметическое | Т | |||
142 | Контрольная работа № 9 «Умножение и деление десятичных дробей» | КР | |||
143 | Анализ контрольной работы | ||||
144-145 | Инстру менты для вычисле ний и измере ний | Микрокалькулятор | Использование микрокалькулятора | Знать : - Понятие процента. Знак, обозначающий «процент». - Правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот. - Основные виды задач на проценты. - Понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов. Знак, обозначающий «угол». - Свойство углов треугольника. - Измерительные инструменты. - Понятие биссектрисы угла. - Алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь: - Пользоваться калькуляторами при выполнении отдельных арифметических действий с натуральными числами и десятичными дробями. - Обращать десятичную дробь в проценты и наоборот. - Вычислять проценты с помощью калькулятора. - Распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины, находить величину по её проценту и находить сколько процентов одна величина составляет от другой. | |
146-148 | Проценты | Процент. Перевод процента в десятичную дробь. Три вида задач на проценты. | |||
149 | Проценты | СР | |||
150 | Проценты | ||||
151 | Контрольная работа № 10 «Проценты» | КР | |||
152 | Анализ контрольной работы | ||||
153-154 | Угол. Прямой и развёрнутый угол Чертёжный треугольник | Угол. Прямой и развёрнутый угол Использование чертёжного треугольника | |||
155-156 | Измерение углов. Транспортир | Измерение и построение углов. Градусная мера угла. Транспортир. | |||
157 | Измерение углов. Транспортир | ПР | |||
158-159 | Круговые диаграммы | Построение круговых диаграммы | |||
160-170 | Итоговое повторе ние | Повторение. | Повторение учебного материала за курс 5 класса. | Овладение общеучебными и специальными умениями и навыками за курс 5 класса. | ИКР |
Таблица сокращений
СР | Самостоятельная работа |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел III
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Формы контроля | ||||
СР | МД | ПР | Т | КР | |||
1 | Повторение курса начальной школы | 5 | КР-1 | ||||
2 | Натуральные числа и шкалы | 13 | СР-1 | ПР-1 | КР-2 | ||
3 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 21 | СР-2 СР-3 СР-4 | Т-1 | КР-3 | ||
4 | Умножение и деление натуральных чисел | 25 | СР-5 СР-6 СР-7 СР-8 | Т-2 | КР-4 | ||
5 | Площади и объемы | 13 | МД-1 | ПР-2 | КР-5 | ||
6 | Обыкновенные дроби | 24 | СР-9 СР-10 | МД-2 МД-3 | Т-3 | КР-6 | |
7 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей | 14 | СР-11 | МД-4 | КР-7 | ||
8 | Умножение и деление десятичных дробей | 28 | СР-12 СР-13 СР-14 | Т-4 Т-5 Т-6 | КР-8 КР-9 | ||
9 | Инструменты для вычислений и измерений | 16 | СР-15 | ПР-3 | КР-10 | ||
10 | Итоговое повторение курса 5 класса | 11 | ИКР-11 | ||||
Итого: | 170 | 15 | 4 | 3 | 6 | 11 | |
Таблица сокращений
СР | Самостоятельная работа |
МД | Математический диктант |
ПР | Практическая работа |
Т | Тест |
КР | Контрольная работа |
ИКР | Итоговая контрольная работа |
Раздел IV
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса математики в 5 классе обучающиеся должны
12.1. Знать/понимать:
- сущность понятия алгоритма, приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы и уравнения, примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- понятия десятичной и обыкновенной дробей, правила выполнения действий с десятичными дробями, обыкновенными дробями с одинаковыми знаменателями, понятие процента;
- понятия «уравнение» и «решение уравнения»
- смысл алгоритма округления десятичных дробей;
- переместительный, распределительный и сочетательный законы;
- понятие среднего арифметического;
- понятие натуральной степени числа,
- определение прямоугольного параллелепипеда и куба, формулы для вычисления длины окружности и площади круга;
12.2. Уметь:
- выполнять арифметические действия с десятичными дробями (в том числе устное сложение и вычитание десятичных дробей с двумя знаками);
- выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, имеющих общий знаменатель;
- переходить из одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов, округлять целые числа и десятичные дроби;
- выполнять прикидку и оценку значений числовых выражений;
- выполнять действия с числами разного знака;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через мелкие и наоборот;
- находить значения степеней с натуральными показателями;
- решать линейные уравнения;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- решать текстовые задачи на дроби и проценты;
- вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда и куба, находить длину окружности и площадь круга.
Раздел V
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учителя:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
- Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010.
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
- Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
- Методический журнал «Математика в школе».
- Газета «Математика» (приложение к газете «1 сентября»).
Для учащихся:
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5 класс: учеб. для общеборазоват. Учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 2005-2011.
- Ершова А.П., Голобородько В.В. Математика/самостоятельные и контрольные работы-5. – М.: Илекса, 2003-2010
- Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Математика-5/тематические тесты. – Ростов-на-Дону.: Легион, 2010.
- Попова Л.П. КИМы. Математика-5. – М.: ВАКО, 2012.
- Рудницкая В.Н. Рабочие тетради "Математика" 5. – М.Мнемозина, 2011
- Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер, 5 класс. – М.Мнемозина, 2010
Календарно-тематический план
I триместр: всего 50 часов, из них контрольных работ - 3 |
Номер урока | Название темы урока | Примерные сроки изучения | Формы контроля | |
По плану | Фактически | |||
Повторение курса начальной школы (5 часов) | ||||
1 | Чтение и запись натуральных чисел | |||
2 | Арифметические действия с натуральными числами | |||
3 | Именованные величины | |||
4 | Формулы. Решение задач | |||
5 | Контрольная работа №1 «Повторение» | Контрольная работа | ||
§1. Натуральные числа и шкалы (13 часов) | ||||
6 | Обозначение натуральных чисел | |||
7 | Обозначение натуральных чисел | |||
8 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | |||
9 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник | Самостоятельная работа | ||
10 | Плоскость. Прямая. Луч | |||
11 | Плоскость. Прямая. Луч | |||
12 | Шкалы и координаты | |||
13 | Шкалы и координаты | |||
14 | Меньше или больше | Практическая работа | ||
15 | Меньше или больше | |||
16 | Меньше или больше | |||
17 | Контрольная работа №2 «Натуральные числа и шкалы» | Контрольная работа | ||
18 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
§2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 час) | ||||
19 | Сложение натуральных чисел и их свойства | |||
20 | Сложение натуральных чисел и их свойства | |||
21 | Сложение натуральных чисел и их свойства | |||
22 | Сложение натуральных чисел и их свойства | |||
23 | Сложение натуральных чисел и их свойства | Самостоятельная работа | ||
24 | Вычитание натуральных чисел | |||
25 | Вычитание натуральных чисел | |||
26 | Вычитание натуральных чисел | |||
27 | Вычитание натуральных чисел | Самостоятельная работа | ||
28 | Числовые и буквенные выражения | |||
29 | Числовые и буквенные выражения | |||
30 | Числовые и буквенные выражения | |||
31 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | |||
32 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | |||
33 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | Тест | ||
34 | Уравнение | |||
35 | Уравнение | |||
36 | Уравнение | Самостоятельная работа | ||
37 | Уравнение | |||
38 | Контрольная работа №3 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | Контрольная работа | ||
39 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
§3. Умножение и деление натуральных чисел (25 часов) | ||||
40 | Умножение натуральных чисел и их свойства | |||
41 | Умножение натуральных чисел и их свойства | |||
42 | Умножение натуральных чисел и их свойства | |||
43 | Умножение натуральных чисел и их свойства | Самостоятельная работа | ||
44 | Деление. | |||
45 | Деление. | |||
46 | Деление. | |||
47 | Деление. | |||
48 | Деление. | |||
49 | Деление. | Самостоятельна работа | ||
50 | Деление с остатком | |||
II триместр: всего 55 часов, из них контрольных работ - 3 | ||||
51 | Деление с остатком | |||
52 | Деление с остатком | Самостоятельная работа | ||
53 | Упрощение выражений | |||
54 | Упрощение выражений | |||
55 | Упрощение выражений | |||
56 | Упрощение выражений | |||
57 | Упрощение выражений | Самостоятельная работа | ||
58 | Порядок выполнения действий | |||
59 | Порядок выполнения действий | |||
60 | Порядок выполнения действий | Тест | ||
61 | Степень числа. Квадрат и куб числа | |||
62 | Степень числа. Квадрат и куб числа | |||
63 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление натуральных чисел» | Контрольная работа | ||
64 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
§4. Площади и объемы (13 часов) | ||||
65 | Формулы | |||
66 | Формулы | |||
67 | Площадь. Формула площади прямоугольника | |||
68 | Площадь. Формула площади прямоугольника | |||
69 | Единицы измерения площадей | |||
70 | Единицы измерения площадей | |||
71 | Единицы измерения площадей | Практическая работа | ||
72 | Прямоугольный параллелепипед | |||
73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | |||
74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда | Математический диктант | ||
75 | Контрольная работа №5 «Площади и объемы» | Контрольная работа | ||
76 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
77 | Резерв. | |||
§5. Обыкновенные дроби (24 часа) | ||||
78 | Окружность и круг | |||
79 | Окружность и круг | |||
80 | Доли. Обыкновенные дроби | |||
81 | Доли. Обыкновенные дроби | |||
82 | Доли. Обыкновенные дроби | |||
83 | Доли. Обыкновенные дроби | Самостоятельная работа | ||
84 | Сравнение дробей | |||
85 | Сравнение дробей | |||
86 | Сравнение дробей | |||
87 | Правильные и неправильные дроби | |||
88 | Правильные и неправильные дроби | |||
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Математический диктант | ||
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | |||
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | Самостоятельная работа | ||
92 | Деление и дроби | |||
93 | Деление и дроби | |||
94 | Смешанные числа | |||
95 | Смешанные числа | |||
96 | Смешанные числа | Математический диктант | ||
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел | |||
99 | Контрольная работа №6 «Обыкновенные дроби» | Контрольная работа | ||
100 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
101 | Резерв. | Тест | ||
102 | Десятичная запись дробных чисел | |||
103 | Десятичная запись дробных чисел | |||
104 | Сравнение десятичных дробей | |||
105 | Сравнение десятичных дробей | |||
106 | Сравнение десятичных дробей | Математический диктант | ||
107 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||
108 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||
109 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей | |||
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей | Самостоятельная работа | ||
112 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | |||
113 | Приближенные значения чисел. Округление чисел | |||
114 | Контрольная работа №7 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | Контрольная работа | ||
115 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
116 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | |||
117 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | |||
118 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | Самостоятельная работа | ||
119 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | |||
120 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | |||
121 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | |||
122 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | Тест | ||
123 | Контрольная работа №8 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральное число» | Контрольная работа | ||
124 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
125 | Умножение десятичных дробей | |||
126 | Умножение десятичных дробей | |||
127 | Умножение десятичных дробей | |||
128 | Умножение десятичных дробей | |||
129 | Умножение десятичных дробей | |||
130 | Умножение десятичных дробей | Самостоятельная работа | ||
131 | Деление десятичных дробей | |||
132 | Деление десятичных дробей | |||
133 | Деление десятичных дробей | |||
134 | Деление десятичных дробей | |||
135 | Деление десятичных дробей | Тест | ||
136 | Деление десятичных дробей | |||
137 | Деление десятичных дробей | Самостоятельная работа | ||
138 | Среднее арифметическое | |||
139 | Среднее арифметическое | |||
140 | Среднее арифметическое | |||
141 | Среднее арифметическое | Тест | ||
142 | Контрольная работа №9 «Умножение и деление десятичных дробей» | Контрольная работа | ||
143 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
§8. Инструменты для вычислений и измерений (16 часов) | ||||
144 | Микрокалькулятор | |||
145 | Микрокалькулятор | |||
146 | Проценты | |||
147 | Проценты | |||
148 | Проценты | |||
149 | Проценты | Самостоятельная работа | ||
150 | Проценты | |||
151 | Контрольная работа №10 «Проценты» | Контрольная работа | ||
152 | Резерв. Анализ контрольной работы | |||
153 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | |||
154 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | |||
155 | Измерение углов. Транспортир | |||
156 | Измерение углов. Транспортир | |||
157 | Измерение углов. Транспортир | Практическая работа | ||
158 | Круговые диаграммы | |||
159 | Круговые диаграммы | |||
Итоговое повторение курса 5 класса (11 часов) | ||||
160-170 | Повторение. Контрольная работа № 11 «Повторение» | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Н. Я. Виленкина по требования ФГОС
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного...
рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Н. Я. Виленкина по требования ФГОС
Данная рабочая программа по математике разработана на основе:1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного...
рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Н. Я. Виленкина по требования ФГОС
рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Н. Я. Виленкина по требования ФГОС...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Ефремовой Н.В. учителя математики . Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной р
Цели профессионального развития:· Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.·...
Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.
Цель профессионального развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Задачи профессионального развития:З...
«Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»
laquo;Планируемые предметные результаты основного общего образования в рамках внедрения ФГОС второго поколения»...