"Энергия и окружающая среда" 9класс. Рабочая программа.
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Программа спецкурса «Энергия и окружающая среда» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» Мурашевой Е.Л., учителя географии, высшей квалификационной категории г.Братска. Программа курса соответствует федеральным государственным стандартам и учебному плану образовательной программы школы. Изучение спецкурса проводится за счёт выделенных часов из вариативной части учебного плана.
Программа курса «Энергия и окружающая среда» является частью международной образовательной программы для школьников SPARE/ШПИРЭ. Курс посвящён обсуждению глобальных проблем и практическим действиям школьников. Основная концепция курса - просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии, энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа "энергия и окружающая среда" | 406.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа спецкурса «Энергия и окружающая среда» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) для обучающихся 9 классов составлена на основе авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» Мурашевой Е.Л., учителя географии, высшей квалификационной категории 665710, г.Братск, ул. Депутатская д. 9, рекомендованной к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно- методического совета МАУ ЦРО» г.Братска от 31.08.12 №9; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска « Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от13.06.12 №45.
Программа курса соответствует федеральным государственным стандартам и учебному плану образовательной программы школы.
Изучение спецкурса проводится за счёт выделенных часов из вариативной части учебного плана.
Программа курса «Энергия и окружающая среда» является частью международной образовательной программы для школьников SPARE/ШПИРЭ. Курс посвящён обсуждению глобальных проблем и практическим действиям школьников. Основная концепция курса - просвещение в области энергосбережения и формирование у учащихся практических навыков по рациональному использованию энергии.
Энергетическая проблема стоит остро сегодня не только в нашей стране, но и во всем мире. Энергетика – одна из областей человеческой деятельности, которая оказывает разрушительное воздействие на окружающую среду, способствует глобальному потеплению климата. Во многих случаях загрязнение окружающей среды не является неизбежным, так как связано оно с неэффективным использованием невозобновляемых источников энергии, с нежеланием перерабатывать отходы производства, с отсутствием навыков бережного отношения к энергоресурсам. Ограниченность энергетического потенциала Земли заставляет серьезно пересмотреть отношение к производству и потреблению энергии.
В современном мире при активном развитии производства запасы традиционных источников энергии, таких, как нефть, газ и уголь, могут закончиться через несколько десятилетий. Если учитывать также рост цен на энергоносители, то встает вопрос рационального использования традиционных энергоресурсов и одновременного использование возобновляемых источников энергии. Программой спецкурса «Энергия и окружающая среда» предусмотрено изучение вопросов, раскрывающих значения энергии для жизни и развития общества, знание способов ее получения, преобразования, передачи и использования; а также ознакомление с правовой базой энергосбережения, рассмотрение энергосберегающих технологий в народном хозяйстве и в быту, рассмотрение экологических аспектов энергетики, причин и последствий изменения климата, перспектив энергопотребления и энергосбережения, использование альтернативных источников энергии.
Цель: формирование у подростков знаний по проблемам энергосбережения в аспекте развития бережного отношения к биосфере.
Задачи:
• способствовать формированию ключевых компетенций учащихся в области энергетики, энерго- и ресурсосбережения;
• показать необходимость системного подхода к решению проблем энергосбережения и экологии;
• развивать интеллектуальные умения анализировать, прогнозировать, моделировать и находить оптимальные пути решения экологических, экономических и социальных проблем;
• развивать навыки практического выполнения действий, направленных на решение задач в области энергосбережения;
• способствовать формированию экологической культуры учащихся, как составной части общей культуры;
• воспитывать активную гражданскую позицию в решении вопросов энергосбережения;
Предполагаемые виды деятельности учащихся: устные сообщения учащихся с последующей дискуссией по проблемам энергосбережения; заполнение таблиц и изображение графика потребляемой энергии дома; подготовка проектов Оценка знаний учащихся проводится в нескольких формах: путем тестового контроля знаний, по рефератам учащихся, по итогам конкурса рисунков и фотографий, по результатам защиты проектов.
Для эффективного усвоения программного материала спецкурса «Энергия и окружающая среда» используются различные виды деятельности: ИКТ, учебники, работа с дополнительным материалом. На занятиях применяются активные формы обучения: учебно-исследовательской, проектной, игровой, интерактивной деятельности.
Предполагается проведение как групповых, так и индивидуальных занятий.
Важной формой овладения материалом является самостоятельная работа учащихся по подготовке докладов, проектов по экономии и бережном использовании энергетических ресурсов, самостоятельную работу в библиотеках, Интернете и овладение основами работы на персональном - компьютере.
По окончанию, если учащиеся выполнили на положительную оценку тесты, принимали участие в дискуссиях, то получают зачёт по спецкурсу.
Учебно-тематическое планирование
по спецкурсу «Энергия и окружающая среда», география предмет
Классы 9 а, б, в класс
Учитель Безденежных Ирина Константиновна
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков , зачетов , тестов ч.
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе авторской адаптационной педагогической разработки программы спецкурса «Энергия и окружающая среда» 8,9 класс, Мурашевой Е.Л., учителя географии МБОУ «СОШ №32, высшей квалификационной категории 665710, г.Братск, ул. Депутатская д. 9, рекомендованной к внедрению в образовательный процесс (протокол заседания экспертно- методического совета МАУ ЦРО» г.Братска от 31.08.12 №9; приказ МАУ «ЦРО» г. Братска « Об утверждение решения экспертно-методического совета МАУ «ЦРО» г. Братска от13.06.12 №45
программа
Дополнительная литература
- Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учеб. заведений – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа. 2002. – 352 с.: ил., карт.
- Энергосбережение – шаг за шагом. Мультимедийный диск
- Презентации в программе Microsoft Office PowerPoint
- Ресурсы Интернета
- Электронные и энциклопедические справочники
- Атлас «Иркутская область» - учебно-справочное пособие для студентов высших учебных заведений и учащихся средних школ, лицеев, гимназий и колледжей. ВСГАО 2009
- Исторический атлас. Иркутская область./автор составитель Рабецкая З.И./ Москва «Издательство ДИК» 2000
- Атласы по географии для 9, 10 классов Издательство «Дрофа»
название, автор, издательство. год издания
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во час | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Формы контроля Практические работы | Дата | |
1 | Введение | Цели и задачи курса. Понятия « экономить» и «беречь». Как мы расходуем энергию. | 2 | Вводный урок | Знать и понимать: содержание и задачи курса; понятия « экономить» и «беречь»; как получены окружающие нас вещи и предметы?; энергопотре бление и экология; основы устойчивого развития энергосбере жение - первые шаги; осознание необходимости беречь энергию | Беседа | ||
2 | Энергопотребление и экология. Основы устойчивого развития. | Комбини рованный ИКТ | Беседа по просмотренным видеофрагментам | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные: выделять и формулировать проблему | ||||||||
Тема 1 Энергия | Понятие об энергии. Энергия и ее роль в на шей жизни. Различные формы энергии. Пере ход энергии из одной формы в другую. | 5 | Лекция | Знать: понятие об энергии. Энергия и ее роль в нашей жизни; различные формы энергии; виды энергии, используемые человеком повседневно; переход энергии из одной формы в другую; пер вый энергетический закон: закон сохранения энергии; процесс производства, преобразования и передачи энергии на гидроэлектростанции; второй энергетический закон; что понимают под качеством энергии; виды энергии в зависимости от качества; источники энергии. | ||||
4 | Первый энергетичес кий закон: энергия пре образовывается и сох раняется. | Комбини рованный | Беседа | |||||
5 | Считаем киловатты. Эксперимент с кастрю лями | Практическая работа | Практическая работа. | |||||
6 | Второй энергетичес кий закон: качество энергии снижается, но не повышается. Виды энергии в зависимости от качества | Комбинированный | Беседа | |||||
7 | Обобщение и закрепление по теме «Энергия» | Практическое занятие | Демонстрации по превра щению энергии из одного вида в другой | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; оценивать достигнутый результат Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию | ||||||||
8 | Тема 2 Энерго потреб ление | Краткая история потре бления энергии челове ком. Производство эне ргии и ее потребление в различных странах мира. | 4 | Лекция ИКТ | Знать: историю потребления энергии человеком; от костра в пещерах каменного века до ракетного двигателя.; производство энергии и ее потребле ние в различных странах мира; особенности энер гопотребления в России; территориальную нерав номерность потребления энергии; показатели, ха рактеризующие энергопотребление; использова ние энергоресурсов в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, коммунальном хозяйстве, школах; использование энергоресурсов в домаш них хозяйствах; энергетические кризисы и причи ны их возникновения; влияние на мировую эконо мику нефтяного кризиса 1973 года; современный топливный кризис в странах третьего мира. | Творческое задание (индивидуально) «История потребления энергии человеком» | ||
9 | Особенности энерго потребления России. Территориальная нера вномерность потребле ния энергии. | Комбини рованный | Беседа с использованием карт атласа | |||||
10 | Использование энерго ресурсов в промышлен ности, сельском хозяй стве, транспорте, ком мунальном хозяйстве, школах. «Использова ние энергоресурсов в домашних хозяйствах | Комбини рованный | 0,5 практическая рабо та «Использование энергоресурсов в домаш них хозяйствах». | |||||
11 | «Определение потреб ляемой энергии элект роприборами в доме или квартире» Обобще ние и закрепление по теме «Энергопотребле ние» | Практическая работа | Практическая работа Оформление отчёта | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового познавательного интереса; навыков организации анализа своей деятельности; Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга. Регулятивные: оценивать достигнутый результат Познавательные: выделять и формулировать проблему; выделять существенную информацию из текстов разных видов | ||||||||
12 | Тема 3 Энергети ческие источники | Энергетические ресур сы» Земли. Экологи ческая классификация природных ресурсов. Энергетические источ ники Иркутской обла сти. | 10 | Комбиниро ванный | Знать: энергетические ресурсы Земли; понятие о возобновляемых и невозобновляемых источни ках энергии; традиционные источники энергии -газ, нефть и уголь - основные источники; добыча и нефтепереработка в России и Иркутской облас ти; отрицательное воздействие добычи, транспор тировки и переработки нефти на окружающую среду; структура топливно-энергетического бала нса России; экологические проблемы использова ния традиционных и местных источников энер гии в Иркутской области; энергия солнца; разви тие ветровой энергетики; современные ветряные установки: их устройство, достоинства и недоста тки; экологические вопросы развития ветровой энергетики; развитие биоэнергетик; источники биомассы; способы преобразования биомассы в энергию; биомасса леса; древесина — важнейшее топливо для стран с ограниченными топливными ресурсами; истощение лесов на Земле; биогаз; о применении биогазовых установок на животно водческих комплексах; биодизельное топливо; гидроэлектроэнергия - возобновляемый источник энергии; гидроэлектростанции; понятие о геотер мальной энергетике. Уметь: классифицировать экологические природ ные ресурсы энергии; выделять возобновляемые источники энергии; пять категорий возобновляе мых источников энергии:, солнечные, ветряные,. | Работа с картами и текстом | ||
13 | Традиционные источ ники энергии. Экологи ческие проблемы ис пользования традици онных источников энергии. | Актулиза ция знаний и умений | Работа в группах, составление таблицы или схемы | |||||
14 | Возобновляемые источ ники энергии (солнеч ные, ветряные, водные геотермальные и био масса. | Комбиниро ванный ИКТ | Беседа с использованием презентаций | |||||
15 | Энергия Солнца. | Лекция | ||||||
16 | Развитие ветровой эне ргетики. Экологичес кие вопросы развития ветровой энергетики. | Практическая работа | *Проект «Разработка и строительство ветровой турбины». | |||||
17 | Развитие биоэнергети ки. Источники биомас сы. Способы преобра зования биомассы в энергию. | Комбиниро ванный | Беседа по просмотренно му видеосюжету | |||||
18 | Биогаз. Применение биогазовых установок на животноводческих комплексах. | Актулизация умений | водные, геотермальные и биомасса; называть пре имущества и недостатки биоэнергетики; расска зывать о развитии гидроэнергетики; перспекти вы развития атомной (ядерной) энергетики; эко логические проблемы ядерной энергетики; пре имущества и перспективы ядерной энергетики; последствия аварии на Чернобыльской АЭС | Доклад, сообщение | ||||
19 | Развитие гидроэнерге тики. Гидроэлектроэне ргия возобновляемый источник энергии | Комбинированный ИКТ | Презентация | |||||
20 | Перспективы развития атомной (ядерной) энергетики. | Комбиниро ванный | Работа в группах | |||||
21 | Обобщение и закрепле ние по теме «Энергети ческие источники» | Комбинированный | Практическая работа *Проект «Разработка и строительство ветровой турбины». | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности; навыков организации анализа своей деятельности; Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга; выражать готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; осуществлять совместную деятельность в группах Регулятивные: составлять план и последовательность действий; Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию; строить логические цепочки рассуждений; читать и слушать, извлекая нужную информацию | ||||||||
22 | Тема 4 Экологичес кие после дствия энергопо требления | Энергопотребление и загрязнение окружаю щей среды | 5 | Лекция | Знать: энергопотребление и загрязнение окружа ющей среды; парниковый эффект и озоновые ды ры; естественные и антропогенные факторы изме нения климата; кислотные дожди; о других после дствиях энергопотребления и уменьшении коли чества выбросов. Понимать:международные соглашения по глобаль ному изменению климата; основные меры по сок ращению выбросов парниковых газов. | Конспект лекции | ||
23 | Парниковый эффект Моделирование парни кового эффекта. | Практическая работа | Практическая работа в группах | |||||
24 | Кислотные дожди | Лекция | Конспект лекции | |||||
25 | Озоновые «дыры» | Лекция | Конспект лекции | |||||
26 | Как уменьшить количество выбросов | Практическая работа | Практическая работа (продолжение) | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового, мотивации к обучению Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Познавательные: выделять и формулировать проблему; слушать, извлекая нужную информацию; устанавливать причинно- следственные связи | ||||||||
27 | Тема 5 Энергосбережение | Энергетические услу ги. Основные принци пы энергосбережения. Конкурс рисунков и фотографий «Энергия и окружающая среда» | 8 | Практическая работа | Знать : энергетические услуги; основные принци пы энергосбережения. Классификация меропри ятий по энергосбережению. Энергосбережение в школе и дома. Мероприятия по сохранению теп ла в помещении. Электрическая энергия и спосо бы ее экономии. Освещение помещений. Энерго сберегающие лампочки. Энергоемкость бытовой техники. Советы по энергосбережению на кухне. Экономия воды в быту. Рациональное потребле ние горячей воды. Простые меры и меры для про фессионалов по снижению потребления горячей воды. Отходы производства и потребления. Про блемы, создаваемы отходами. Фракционный сос тав отходов. Способы утилизации твердых быто вых отходов (ТБО). Раздельный сбор, вторичное использование и переработка ТБО - наиболее эф фективный способ управления отходами. Малоот ходные и безотходные технологии. Транспорт. Наиболее и наименее энергоемкие способы пере движения. Виды . общественного транспорта и энергозатраты. | Практическая работа | ||
28 | Энергосбережение в школе и дома. Проект «Сохраним тепло нашего дома». | Практическая работа | Практическая работа | |||||
29 | Проект «Энергетичес кая политика семьи: экономим электричес тво». | Практическая работа | Практическая работа Составление памят ки по экономии воды, теп ла, электроэнергии. | |||||
30 | Экономия воды в быту. | Практическая работа | Практическая работа Проведение энергоаудита в школе и дома. Измерение и учет расхода горячей и хо лодной воды в доме (кварти ре). Измерение расхода го ячей воды и расчет энер гии, необходимой для ее на грева. | |||||
31 | Отходы производства и потребления. Пробле мы, создаваемые отхо дами. Способы утили зации твердых быто вых отходов (ТБО). Проект «Пути утилиза ции бытовых отходов». | Практическая работа | Практическая работа Проект «Пути утилизации бытовых отходов». Проведение экологических акций по сокращению быто вых отходов. | |||||
32 | Транспорт. Виды обще ственного транспорта и энергозатраты. | Комбинированный | Беседа | |||||
33 | Энергосберегающая политика в Иркутской области. | Комбинированный | Доклад | |||||
34 | Обобщение и закрепление по теме «Энергосбережение» | Практическая работа | Практическая работа Конкурс рисунков и фото графий «Энергия и окружа ющая среда». | |||||
УУД Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности; навыков организации анализа своей деятельности; Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; описывать содержание совершаемых действий; развивать способность слушать и слышать друг друга; выражать готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции; осуществлять совместную деятельность в группах Регулятивные: составлять план и последовательность действий; оценивать достигнутый результат Познавательные: выделять и формулировать проблему; определять основную и второстепенную информацию; строить логические цепочки рассуждений; читать и слушать, извлекая нужную информацию |
Требования к уровню подготовки учащихся
(прогнозируемые результаты)
В результате изучения курса учащиеся научатся:
- иметь представление об энергии, ее формах, количественном постоянстве в природе, а
также той роли, которую она занимает в развитии человеческого общества;
- высказывать свои суждения о глобальных экологических проблемах, связанных с
энергетикой.
- иметь представление о природных ресурсах, являющихся источником разных видов
энергии, уметь классифицировать источники энергии;
- знать места добычи полезных ископаемых в Иркутской области, структурное
потребления топливно-энергетических ресурсов в регионе;
- знать основные преимущества использования альтернативных (возобновляемых)
источников энергии, уметь анализировать возможности применения местных видов
топлива;
- знать основные пути повышения эффективности использования тепловой и
электрической энергии при применении энергосберегающих ламп, приборов учета и
контроля расхода воды, тепла, электроэнергии;
- понимать связь между сбережением энергии и сохранением окружающей среды,
объяснять необходимость использования малоотходных и безотходных технологий;
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
1. Лиознер В. JI. К уроку географии: Геоэкологические тесты, задания, практические
работы: 6-10 классы.- М.: Флинта: Наука, 2001.- 48с.
2. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы.- СПб. 2008,- 88
стр., илл.
3. Энергосбережение – шаг за шагом. Мультимедийный диск
Литература для учащихся
1. Бояркин В.М, Бояркин И.В Б86 география Иркутской области, издание седьмое
переработанное и дополненное – энциклопедический справочник, описывающий природу,
население, хозяйственную деятельность на территории региона. ООО «ИД» «Сарма».
Утверждено решением Областного экспертного совета по инновационной и
экспериментальной деятельности от 14.04. 2011г. (протокол №2) Адаптировано в качестве
учебника для общеобразовательных школ и инновационных учреждений Иркутской
области
2. http://www.h2club.mirea.ru/projects/energy/zakluchenie.html
3. Беречь энергию - это круто!. Сборник школьных проектов - победителей регионального
этапа Всероссийского конкурса «Энергия и окружающая среда». Иркутск: ИРОО
«Байкальская Экологическая волна», 2008, 56 с.
4. http://baikalwave.irkutsk. ru
5. http://spare - Belarusby/spare
6. http://www.baikalwave.eu.org/
7. Электронные образовательные ресурсы, созданные учащимися и преподавателем к урокам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса:"Энергия и окружающая среда", 5 класс
Факультатив, 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мир Класс:0- 1В Вид программы: АООП обучающегося с ТМНР
Индивидуальная рабочая программа Предмет: окружающий природный мирКласс:0- 1ВВид программы: АООП обучающегося с ТМНР...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР в...
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий природный мир" предметная область "Окружающий мир" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариа...
Рабочая программа «окружающий природный мир» (в рамках реализации СИПР) для обучающихся 5 класса. Рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Уровень программы – адаптированный.Рабочая программа по учебному предмету Окружающий Мир Природы для обучающихся 5 класса составлена на основе АООП ГКОУ «Волжская школа-интернат», в ...
Рабочая программа внеурочной деятельности волонтёрского отряда «Энергия жизни»
Программа волонтёрского отряда «Энергия жизни» направлена на развитие волонтёрского движения в школе и в городе, и предполагает включение подростков в социально-значимую деятельность...